Реферат по предмету "Государство и право"


Сущность и структура органов местного самоуправления

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГОСАМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Понятие и сущность органов местногосамоуправления
2. Структура органов местногосамоуправления
ГЛАВА II: СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1 Структура и функциипредставительного органа муниципального образования в системе органов местногосамоуправления    
2.2 Организационно-правовой статус главымуниципального образования
2.3 Местная администрация. Главаадминистрации как руководитель аппарата
2.4 Иные органы муниципальногоуправления (контрольный орган, избирательная комиссия)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
Тема об органахместного самоуправление на сегодняшний день раскрыта широко в учебнойлитературе. Местное самоуправление гарантированно Конституцией РФ. Структура ифункции органов местного самоуправления подробно расписана в соответствующемФедеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» от 6 октября 2003 года. Данный закон являетсяопределяющим в плане определения компетенции, структуры и функций местногосамоуправления. На основе действующего законодательства учебная литературапомогает разобраться в вопросах, касающихся сфер деятельности местногосамоуправления. Данная тема является хоть и не новой, но интересной.
Данная тема былавыбрана мной исходя из моего личного интереса к формированию органов местногосамоуправления, а именно их структуры и функций.
Целью курсовой работыявляется осветить вопрос о функциональной структуре местных органовсамоуправления.
Среди задач я выделил:
ü Определениесущности органов местного самоуправления;
ü Рассмотрениеструктуры органов местного самоуправления;
ü Описаниекаждого элемента структуры, с указанием его места в структуре, а также егофункции;
Материал, на которыйсделан основной упор – это Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября 2003 года, а также учебная литература. В работе использованыкомментарии к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», мнения авторитетных экспертов.
ГЛАВА I:СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.Понятиеи сущность органов местного самоуправления
По действующемуфедеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местногосамоуправления муниципальных образований является обязательным.
Обращаясь к понятиюместного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, чтопредставляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит всовременном Российском государстве.
Согласно закону,непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местноесамоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается,гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.[1]
Местное самоуправлениев Российской Федерации — форма осуществление народом своей власти,обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральнымизаконами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законамисубъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населениемнепосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местногозначения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местныхтрадиций[2].
Профессор А.А.Подсумкова дает в словаре следующее толкование понятия органов местногосамоуправления[3]:
Органы местногосамоуправления – это выборные и другие органы,наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие всистему органов государственной власти.
Выделение органовместного самоуправления из системы органов государственной власти означает ихструктурно-организационное обособление, но не функциональное. ОМСУсамостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органамигосударственной власти.
2.Структураорганов местного самоуправления.
ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ[4]» дает перечень органов местногосамоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.
Согласно данной статье,структуру органов местного самоуправления составляют:
ü  представительныйорган муниципального образования,
ü  главамуниципального образования,
ü  местнаяадминистрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципальногообразования,
ü  контрольныйорган муниципального образования,
ü  иныеорганы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренныеуставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями порешению вопросов местного значения.
В законе установленперечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления,которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании.Таковыми являются:
ü  представительный орган муниципального образования,
ü  глава муниципального образования,
ü  местная администрация (исполнительно-распорядительныйорган) муниципального образования.
Данный закон хоть иустанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждоемуниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностныхлиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.
Уставы рядамуниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления[5]:
1)      городскаядума — представительный орган;
2)      администрациягорода — исполнительно-распорядительный орган;
3)      контрольно-счетнаяпалата — контрольный орган;
4)      главагорода, который является председателем городской думы, — высшее должностное лицо.
Длямалочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещенияфункций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительногооргана и председателя представительного органа муниципального образования, чтопозволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Даннаяструктура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставемуниципального образования.
Согласноданному закону уставом муниципального образования определяются такие организационныевопросы, как:
а) порядокформирования органов местного самоуправления;
б)компетенция органов местного самоуправления;
в) срокполномочий органов местного самоуправления;
г) формыподотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;
д) иныевопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.
Числосоздаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенцииразличаются, как правило, в зависимости от следующих факторов: 1) типамуниципального образования; 2) численности жителей муниципального образования;3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования;4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6)политических интересов; 7) других особенностей.
В настоящеевремя наименования органов местного самоуправления весьма различны. Взависимости от исторических, национальных и иных местных традицийпредставительный орган местного самоуправления может называться дума, совет,муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал,джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления такжеможет иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектураи т. п[6].
Закон (в ст.34) устанавливает порядок определения структурыорганов местного самоуправления в случае создания новых муниципальныхобразований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г.закрепляет два способа определения структуры органов местногосамоуправления:
·         непосредственно: населением наместном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей,обладающих избирательным правом, не более 100 человек — на сходе граждан;
·         опосредованно: представительныморганом муниципального образования.
Установленнаяструктура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем жедолжны отражаться и любые изменения в структуре органов местногосамоуправления.
Согласнозакону (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определенияструктуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципальногообразования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такаяинициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силузакона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемогомуниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающихизбирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителейобразуемого муниципального образования, обладающих таким правом[7].
Органыместного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единуюсистему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.

ГЛАВА II:СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1 Структура и функциипредставительного органа муниципального образования в системе органов местногосамоуправления
В связи сневозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всемижителями возникла потребность во введении института представительства.
Представительный орган местного самоуправления — это орган, избранный населениеммуниципального образования, обладающий правом представлять его интересы ипринимать от его имени решения, действующие на территории муниципальногообразования[8].
Действующеезаконодательство устанавливает, что в поселениях с численностью жителей,обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функцииосуществляются сходом граждан.
Законодательопределил возможность закрепления двухспособов формирования представительного органа муниципального района:
ü  может избираться на муниципальных выборах;
ü  может состоять из глав поселений и депутатов представительныхорганов поселений, входящих в состав муниципального района.
Комментарии кдействующему законодательству подчеркивают, что минимальная численность депутатов представительных органов поселений, втом числе городских округов, представлена следующим образом[9]:
ü  на численность жителей менее 1000 человек — 7 депутатов иболее;
ü  на численность жителей от 1000 до 10 000 человек — 10депутатов и более;
ü  на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек — 15депутатов и более;
ü  на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек — 20депутатов и более;
ü  на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек — 25депутатов и более;
ü  на численность жителей свыше 500 000 человек — 35 депутатов иболее.
Следуетотметить, что закон 1995 г. не регламентировал численность депутатовпредставительных органов муниципальных образований, устанавливая, что онаопределяется уставами муниципальных образований. До настоящего временичисленность депутатов представительных органов местного самоуправления зависелаот размера муниципального образования и составляла от 5 до 60 человек[10].
Представительныйорган муниципального образования обладает правами юридического лица и за нимзакрепляется перечень вопросов исключительной компетенции представительногооргана муниципального образования[11]. Вопросы исключительного ведения представительногооргана — это вопросы, не требующие проведения референдумов, вопросовобщественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, насобраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительныеорганы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган, именноэти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органовместного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органамуниципального образования находятся следующие вопросы:
ü  Принятие уставамуниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
ü  Утверждение местногобюджета и отчета о его исполнении.
ü  Установление, изменениеи отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ оналогах и сборах.
ü  Принятие планов ипрограмм развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
ü  Определение порядкауправления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальнойсобственности.
ü  Определение порядкапринятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальныхпредприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальныхпредприятий и учреждений.
ü  Определение порядкаучастия муниципального образования в организациях межмуниципальногосотрудничества.
ü  Определение порядкаматериально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местногосамоуправления.
ü  Контроль за исполнениеморганами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправленияполномочий по решению вопросов местного значения[12].
Кромеприведенного выше перечня исключительных полномочий представительный орган муниципального образования также осуществляетиные полномочия, которые закрепляются уставом муниципальногообразования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации ифедеральным законодательством.
Уставы муниципальныхобразований к иным полномочиям городской думы, как правило, относят[13]:
1)        финансовый контроль;
2)        избрание главы города и его заместителя;
3)        учреждение органов местного самоуправления города, отраслевыхи территориальных органов администрации города с правами юридического лица иутверждение положений о них;
4)        принятие решений о выборах в органы местного самоуправлениягорода в соответствии с федеральным законодательством и законодательствомобласти;
5)        формирование избирательной комиссии города;
6)        определение в соответствии с действующим законодательствомпорядка предоставления, изъятия, использования земельных участков ираспоряжения земельными участками;
7)        принятие концепции развития, утверждение плана города, правилзастройки на территории города;
8)        внесение в органы государственной власти областизаконодательных инициатив, оформленных в виде решений городской думы;
9)        определение порядка формирования, исполнения и контроля заисполнением муниципального заказа;
10)     принятие решений о привлечении жителей города к социальнозначимым для города работам;
11)     принятие решений об осуществлении муниципальных заимствованийв порядке, установленном действующим законодательством;
12)     согласование назначений заместителей главы администрациигорода, глав администраций районов города, руководителя финансового органа иглавного архитектора города.
Структура представительного органа местногосамоуправления — внутреннее строение органа, которое позаконодательству определяется населением муниципального образованиясамостоятельно. К структурным элементам представительного органа местногосамоуправления, как правило, относятся[14]:
v   руководящеезвено (председатель);
v   функционально-отраслевыеподразделения (комиссии);
v   территориальныеструктуры или политические фракции;
v   рабочийаппарат.
Председатель организует работу представительногооргана: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнениерегламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнениерешений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иныхкомиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительныморганом или возложены действующим законодательством.
Постоянные комиссии какфункционально-отраслевое структурное подразделение представительного органаместного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачампостоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятсяследующие вопросы:
а)      разработкапредложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;
б)      подготовказаключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;
в)      содействиеорганам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлениюрешений представительного органа;
г)       контрольв пределах полномочий представительного органа за деятельностью городскойадминистрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работойпредприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительногооргана.
Рабочий аппарат состоит изотделов и лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Какправило, в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба,аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т. п.
Всоответствии законом (ст. 35) расходы наобеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваютсяв местном бюджете отдельной строкой.
Законодательпредусмотрел запрет на управление и распоряжение представительным органом илиотдельными депутатами, в какой бы то ни было форме средствами местного бюджетав процессе его исполнения. Исполнение местного бюджета относится к компетенцииместной администрации, и вмешательство в данный процесс представительныхорганов муниципального образования не допускается. Депутаты представительногооргана могут распоряжаться только средствами, направленными на обеспечениедеятельности представительного органа муниципального образования.
Полномочияпредставительного органа муниципального образования по общему правилупрекращаются с истечением срока полномочий. Закон (ст. 35) содержит переченьслучаев, в которых полномочияпредставительного органа муниципального образования могут быть прекращеныдосрочно:
1)роспускпредставительного органа муниципального образования законодательными органамигосударственной власти субъекта РФ;
2)самороспуск;
3)вступление всилу решения соответствующего суда о неправомочности состава депутатов, в томчисле в связи со сложением депутатами своих полномочий;
4)преобразованиемуниципального образования.
Следуетотметить, что закон 2003 г. содержит закрытый перечень оснований досрочногопрекращения полномочий представительного органа муниципального образования,который не может быть самостоятельно расширен или сужен органами местногосамоуправления.
Такимобразом, представительный орган является обязательным элементом в системеорганов местного самоуправления. Данный орган в процессе взаимодействия сдругими органами реализует принципы, заложенные в законодательстве, а именно,реализуется принцип сдержек и противовесов в системе органов местногосамоуправления; представительный орган позволяет учитывать мнение населения. Вобщем и целом представительный орган напоминает представительные органысубъектов РФ и самой Российской Федерации. А именно, черты данного органа имеютсходство с функциями представительного органа РФ и субъекта РФ (избираемость,положение среди других органов власти своего уровня). С другой стороны, имеютсясущественные отличия, — предметы ведения представительного органа местногосамоуправления существенно ограничены по сравнению с органами субъекта РФ иРоссийской Федерации. Это, на мой взгляд, обусловлено тем что нет смысла даватьширокие полномочия вниз, кроме того, должен соблюдаться принцип субординации(хоть и не входят органы местного самоуправления в структуру органовгосударственной власти, они не должны быть полностью независимыми). Осуществляяуправленческую деятельность, представительный орган тесно взаимодействует сисполнительными и иными органами местного самоуправления.

2.2     Организационно-правовойстатус главы муниципального образования
Правовойстатус — сложная юридическая категория, включающая в себя права, обязанности иответственность высшего должностного лица местного самоуправления. Всоответствии с законом (ст. 34) в каждом муниципальном образовании уставоммуниципального образования должна быть предусмотрена должность главымуниципального образования. Главамуниципального образования является высшим должностным лицоммуниципального образования и обладает собственными полномочиями по решениювопросов местного значения.
В Уставе г.Саратова[15] полномочияглавы города начинаются со дня его избрания городской думой и прекращаются вовторое воскресенье марта года, в котором истекает его срок полномочий, а вслучае, предусмотренном федеральным законом, — во второе воскресенье октябрягода, в котором истекает его срок полномочий. Глава города не позднее, чем напятнадцатый день со дня официального опубликования решения городской думы обизбрании на должность принимает присягу. Согласно требованиям закона 2003 г.полномочия главы муниципального образования должны быть закреплены в уставемуниципального образования.
Закон (ст.36) вводит принцип разделения властей наместном уровне. Согласно этому принципу глава муниципальногообразования:
1) избираетсяна муниципальных выборах либо представительным органом муниципальногообразования из своего состава. Таким образом, сохраняются два способа избрания главы муниципальногообразования, закрепленные еще законом 1995 г. (ст. 16);
2) в случаеизбрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органамуниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия егопредседателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случаеизбрания представительным органом муниципального образования исполняетполномочия его председателя и не может возглавить местную администрацию.
Всоответствии с законом (ст. 36) структуру и порядок формирования органовместного самоуправления должен определять устав муниципального образования.Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какойименно орган возглавляет глава муниципального образования — представительныйили исполнительный.
Согласнозакону (ст. 36) в сельских поселениях допускаетсясовмещение полномочий председателя представительного органа местногосамоуправления и главы местной администрации. Данноесовмещение, естественно, должно быть предусмотрено уставом данногомуниципального образования. Очевидно, что в небольших сельских поселенияхнецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления, хотябы из экономии средств местного бюджета.
Согласнозакону (ст. 36) независимо от способа избрания и того, какой орган(представительный или исполнительный) он возглавляет, глава муниципального образования обладает следующимиполномочиями[16]:
1)представляетмуниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправлениядругих муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами иорганизациями;
2)подписывает иобнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования,нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципальногообразования;
3)издает впределах своих полномочий правовые акты;
4)вправетребовать созыва внеочередного заседания представительного органа.
Уставымуниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главымуниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет —представительный или исполнительный.
Закон (ст.36) приводит норму о подотчетности главымуниципального образования населению и представительному органу муниципальногообразования, которая также содержится и в действующем законе о местномсамоуправлении. Отчетность часто расценивают в качестве одного из способовконтроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, втом числе и главы муниципального образования. Следует отметить, что закон 2003г. не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления населениемконтроля за деятельностью главы муниципального образования, оставив решениеданного вопроса на усмотрение муниципальных образований.
Полномочияглавы муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечениемсрока его полномочий, т. е. со дня избрания нового главы муниципальногообразования. Вместе с тем возможно прекращение полномочий главы муниципальногообразования и раньше определенного срока.
Федеральныйзакон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (ст. 36) устанавливает основания для досрочного прекращения полномочий главымуниципального образования, которые условно можно разделить на два основных вида:
1.      Случаи,предусматривающие инициативу самогоглавы муниципального образования (досрочное прекращение полномочий):
а)      смерть;
б)      отставкапо собственному желанию;
в)      выездза пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.
2.      Случаи,которые возникают помимо воли ижелания главы муниципального образования (отрешение от должности):
а) отрешениеот должности должностными лицами государственной власти;
б)      признаниесудом недееспособным или ограниченно дееспособным;
в)      признаниесудом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
г)       вступлениев отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
д)      прекращениегражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранногогосударства — участника международного договора Российской Федерации, всоответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным ворганы местного самоуправления;
е)       отзывизбирателями;
ж)      установленнаяв судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлятьполномочия главы муниципального образования;
з)       досрочноепрекращение полномочий представительного органа муниципального образования,если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
Списокоснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципальногообразования является исчерпывающим и не может быть изменен (дополнен илисокращен) в законах субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении и вуставах муниципальных образований[17].
Данная фигураявляется значимой для организации местного самоуправления, являясь носителемвласти на местном уровне, он занимает особое место в системе органов местногосамоуправления, так как является высшим должностным лицом, кроме того, зачастуюявляясь жителем данного муниципального образования, представляет и защищаетинтересы жителей.
2.3 Местнаяадминистрация
Глава администрации как руководитель аппарата
Закон (ст.37) определяет местнуюадминистрацию как исполнительно-распорядительный органмуниципального образования, возглавляемый главой местной администрации напринципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципальногообразования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиямидля осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органамместного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РоссийскойФедерации.
Принцип единоначалия вдеятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решаетследующие вопросы[18]:
а)      непосредственноруководит органами и структурными подразделениями местной администрации либоназначает руководителей данных подразделений;
б)      издаетраспоряжения по вопросам организации работы местной администрации;
в)      определяетструктуру местной администрации, которая затем утверждается представительныморганом муниципального образования;
г)       определяетштаты и численность местной администрации;
д)      несетперсональную ответственность за деятельность местной администрации.
Согласноуставам муниципальных образований органы управления и иные структурныеподразделения администрации города находятся в подчинении главы города, а ихруководители подотчетны ему и ответственны перед ним.
Закон (ст.37) определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местнойадминистрации: глава муниципального образования, избранный намуниципальных выборах, или лицо, назначенноепо контракту, заключаемому по результатам конкурса, на срок,установленный уставом муниципального образования.
Всоответствии с законом (ст. 37) контракт,предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации,подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такойконтракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности,обусловленные статусом главы администрации муниципального образования.
Законзакрепляет, что законами субъектов Российской Федерации определяютсяобязательные положения контракта для глав муниципальных районов и городскихокругов, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий,передаваемых органам местного самоуправления.
Закон (ст.37) устанавливает общие условия проведения конкурса назамещение должности главы местной администрации. Так, припроведении конкурса представительный орган муниципального образования решаетследующие вопросы:
1)определяетпорядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещениедолжности главы местной администрации);
2)устанавливаетсостав конкурсной комиссии;
3)назначаетчленов конкурсной комиссии;
4)выбирает лицона должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленныхконкурсной комиссией по результатам конкурса;
5)утверждаетусловия контракта главы администрации;
6)утверждаетструктуру местной администрации по представлению главы местной администрации;
7)вправевыступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.
Соответственно,в муниципальном образовании, уставом которого предусмотрено назначение главыадминистрации, будет наблюдаться некоторое преобладание представительной властинад исполнительной властью.
Всоответствии с законом (ст. 37) представительныйорган муниципального образования назначает лицо на должность главы местнойадминистрации из числа кандидатов, представленных конкурснойкомиссией по результатам конкурса, т. е. выбирает лучшую кандидатуру. Глава муниципального образования заключает контракт с главой местнойадминистрации, т. е. подписывает контракт с лицом, утвержденнымпредставительным органом муниципального образования.
В контрактеопределены основные полномочия, права, обязанности, гарантии главы местнойадминистрации.
Закон (ст.37) также определяет структуру местной администрации, которая утверждаетсяпредставительным органом муниципального образования по представлению главыместной администрации. Под структурой местной администрации в данном случаепонимается внутреннее строение органа, поделенного на отраслевые(функциональные) и территориальные подразделения.
Уставмуниципального образования определяет структуру администрации города не толькокак перечень структурных подразделений, но и как схему подчиненности, т. е.распределения полномочий по общему руководству структурными подразделениями междувысшими должностными лицами администрации города.
Структура местной администрации состоит, как правило, из следующихэлементов[19]:
1)руководящеезвено (глава местной администрации и его заместители);
2)аппаратместной администрации, состоящий из отделов и лиц, оказывающих содействиеруководителям;
3)функционально-отраслевоезвено (департаменты, управления, комитеты, отделы);
4)территориальноезвено (территориальные структурные единицы местной администрации).
Аппарат администрации — элемент структуры местнойадминистрации, состоящий из структурных подразделений и должностных лиц,обеспечивающих работу руководителей администрации. Как правило, в аппаратместной администрации входят общий отдел, организационный отдел, управлениеделами, экономический отдел, юридический отдел, информационно-аналитическийотдел, пресс-служба (или пресс-секретарь), приемная, секретариат, техническийотдел и т. п.
Управления местной администрации — это относительно самостоятельныеисполнительные органы местного самоуправления, обеспечивающие отдельныенаправления деятельности местной администрации в муниципальном образовании.Управления, как правило, являются юридическими лицами и имеют свою компетенцию,вправе издавать акты управления. В структуре местной администрации, какправило, функционируют следующие управления: управлениеорганизационно-контрольной работы, управление здравоохранения, управлениекультуры, управление образования, управление по делам физической культуры испорта, управление архитектуры и градостроительства и т. п.
Рольисполнительных органов местного самоуправления исключительно велика, так какэти органы осуществляют организационно-управленческие иисполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение нормативныхактов и собственной компетенции. Кроме того, исполнение каких-либо функцийявляется приоритетным для населения. Население муниципального образованиязаинтересованно в исполнении и решении вопросов местного значения. Зачастую отэффективности деятельности органов местной администрации зависит доверие ковсей системе органов местного самоуправления в муниципальном образовании. Такимобразом, если глава муниципального образования это больше «представительмуниципального образования», то местная администрация «хозяйственник», отдеятельности которого зависит положение дел в данном муниципальном образовании.
2.4 Иные органымуниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)
Закон (ст.38) предусматривает возможность создания в муниципальном образованииспециального контрольного органа. Наименованиеконтрольного органа определяется на местном уровне. Это может бытьконтрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т. п. Данный орган призванконтролировать следующие функции:
1)исполнениеместного бюджета;
2)выполнение установленного порядкаподготовки и рассмотрения проекта местного бюджета;
3)выполнение установленного порядкаотчета об исполнении местного бюджета;
4)соблюдение установленного порядкауправления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальнойсобственности.
Некоторыезаконы субъектов Российской Федерации не предусматривают наличия в системеорганов местного самоуправления контрольного органа муниципального образования.Согласно закону 2003 г. контрольный орган не является обязательным, вместе стем целесообразность его создания, особенно в крупном муниципальномобразовании, не вызывает сомнений. Поэтому в настоящее время контрольные органыво многих муниципальных образованиях уже созданы.
Например, всоответствии с Уставом г. Саратова городской думой создается контрольно-счетная палата[20]. Она действует на основании Положенияо контрольно-счетной палате, согласно которому осуществляет следующиефункции[21]:
1)контролирует эффективность ицелесообразность расходов муниципальных денежных средств, использования иныхвидов муниципальной собственности;
2)определяет эффективность ицелесообразность расходования муниципальных финансовых средств и использованиямуниципальной собственности в результате решений, принимаемых органами местногосамоуправления;
3)контролирует законность исвоевременность движения городских бюджетных средств;
4)организует и осуществляет контрольхозяйственно-финансовой деятельности муниципальных предприятий, учреждений иорганизаций с точки зрения целевого и эффективного использования муниципальнойсобственности;
5)организует и проводит контроль(проверки) производственно-финансовой деятельности иных экономическихсубъектов, получающих средства из городского бюджета либо пользующихсяналоговыми и иными льготами и преимуществами, предоставленными органамигородского самоуправления.
Контрольно-счетнаяпалата формируется представительным органом и состоит из пяти депутатов,включаемых в состав контрольно-счетной палаты решением думы, и работниковаппарата, обеспечивающих исполнение полномочий контрольно-счетной палаты.
Кандидатов вчлены контрольно-счетной палаты имеют право предлагать:
1)глава города;
2)депутаты городской думы;
3)глава администрации города.
Из числадепутатов, включенных в состав контрольно-счетной палаты решением городскойдумы, избираются председатель контрольно-счетной палаты и заместительпредседателя контрольно-счетной палаты.
Органы идолжностные лица местного самоуправления обязаны представлять вконтрольно-счетную палату по ее требованию необходимую информацию и документыпо вопросам, относящимся к их компетенции. Результаты проверок, осуществляемыхконтрольно-счетной палатой, подлежат официальному опубликованию.
Согласнозакону (ст. 38) уставом муниципального образования может быть предусмотрено два способа формирования контрольного органа муниципальногообразования:
1)      намуниципальных выборах, т. е. населением непосредственно;
2)      представительныморганом муниципального образования.
Вполнеочевидно, что формированием контрольного органа не может заниматься местнаяадминистрация, поскольку контроль в первую очередь должен осуществляться именноза ее деятельностью по исполнению местного бюджета и распоряжению муниципальнойсобственностью.
Всоответствии с законом (ст. 38) результатыпроверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования,подлежат опубликованию. Таким образом, установлены гарантиигласности в деятельности контрольного органа муниципального образования.Порядок и сроки опубликования (обнародования) результатов проверок контрольногооргана должны определяться на местном уровне представительным органоммуниципального образования.
Закон (ст.38) закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправленияпредставлять в контрольный орган муниципального образования по его требованиюнеобходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Закон (ст.39) также предоставляет возможность создания в муниципальном образовании избирательной комиссии в целяхорганизации подготовки и проведения:
1)муниципальныхвыборов;
2)местногореферендума;
3) голосованияпо отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборногодолжностного лица местного самоуправления;
4) голосованияпо вопросам изменения границ муниципального образования, преобразованиямуниципального образования.
В настоящеевремя в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии[22]:
а)      Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации;
б)      избирательныекомиссии субъектов Российской Федерации;
в)      избирательныекомиссии муниципальных образований;
г)       окружныеизбирательные комиссии;
д)      территориальные(районные, городские и другие) комиссии;
е)       участковыекомиссии.
Организационно-правовойстатус избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаетсяФедеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законамисубъектов Российской Федерации. В соответствии с законами избирательнаякомиссия муниципального образования обладает следующими полномочиями:
а)      осуществляетна территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательныхправ граждан РФ;
б)      оказываетправовую, методическую и организационно-техническую помощь нижестоящимизбирательным комиссиям;
в)      обеспечиваетна территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных сподготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, изданиемнеобходимой печатной продукции;
г)       координируетдеятельность окружных и участковых избирательных комиссий во взаимодействии сорганом местного самоуправления, контролирует обеспечение избирательныхкомиссий помещениями, транспортом, средствами связи, технологическимоборудованием, решение иных вопросов материально-технического значения;
д)      изготавливаети ведет учет печатей избирательной комиссии муниципального образования,окружных и участковых избирательных комиссий по выборам в органы местногосамоуправления;
е)       составляетсписки избирателей и передает их в соответствующие участковые избирательныекомиссии;
ж)      регистрируеткандидатов на должность главы муниципального образования и их доверенных лиц;
з)       осуществляетмеры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органыместного самоуправления, распределяет средства, поступающие на эти цели изместного бюджета, контролирует целевое использование этих средств;
и)      обеспечиваетсоблюдение принципа равенства кандидатов;
к)устанавливает форму и цвет избирательных бюллетеней при проведении выборовдепутатов представительного органа местного самоуправления и утверждает форму,цвет и текст избирательных бюллетеней при проведении выборов главы муниципальногообразования;
л)обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и их передачу нижестоящимизбирательным комиссиям;
м) проводитдосрочное голосование по выборам главы муниципального образования в помещенииизбирательной комиссии муниципального образования и организует его в помещенияхучастковых избирательных комиссий;
н)осуществляет меры по обеспечению единого порядка установления итоговголосования и определению результатов выборов, порядка их опубликования;
о) получаетот участковых избирательных комиссий протоколы об итогах голосования по выборамглавы муниципального образования в случае его избрания непосредственнонаселением;
п) определяетрезультаты выборов, регистрирует избранного главу муниципального образования,выдает удостоверение избранному главе муниципального образования, публикует впечати сообщение о результатах выборов, сведения об избранном главемуниципального образования;
р)устанавливает общие итоги выборов депутатов представительного органа местногосамоуправления, направляет их в средства массовой информации, публикует впечати;
с)обеспечивает соблюдение установленного порядка транспортировки, обработки,хранения и подготовки к сдаче в архив выборной документации от нижестоящихизбирательных комиссий;
т)рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий ипринимает по указанным жалобам мотивированные решения;
у)осуществляет иные полномочия.
Избирательнаякомиссия муниципального образования имеет печать и бланки со своимнаименованием, расчетный счет в банке.
Всоответствии с законом (ст. 39) нормы об избирательной комиссии должны бытьтакже закреплены уставами муниципальных образований.
Например, вгороде Саратове определяет способ формирования избирательной комиссии города(формируется городской думой), состав избирательной комиссии (11 человек справом решающего голоса), статус (является юридическим лицом), срок полномочий(четыре года)[23].
Такимобразом, наличие иных органов в структуре местного самоуправления не являетсяобязательным. Это объясняется тем, что их содержание не является необходимымпри осуществлении деятельности органов местного самоуправления, или носитвременный характер. С одной стороны, функции данных органов может выполнятьсяместной администрацией (если это возможно), с другой стороны, еслимуниципальное образование располагает необходимыми материальными, финансовыми ичеловеческими ресурсами, то данное муниципальное образование может позволитьсебе включить иные органы в систему органов (держать на постоянной основеизбирательную комиссию ни к чему, тогда например, счетную палату, и, такимобразом, перераспределить рабочую нагрузку).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Таким образом, мы можемвидеть, что на основе Конституции РФ ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. выделил иопределил структуру и функции органов местного самоуправления. Данный закон содной стороны четко определил структуру органов местного самоуправления (имеюввиду, что законодатель выделил обязательные органы, которые должныприсутствовать в структуре), с другой оставил свободу выбора за муниципальнымобразованием и его населением на включение не обязательных органов в структуруорганов местного самоуправления.
Определение типаорганизации структуры местного самоуправления зависит от множества факторов:численности населения муниципального образования, от исторических,национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностейтерритории, от объема и сложности вопросов, решаемых органами местногосамоуправления, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе идр.
Стоит отметить, что отправильного выбора структуры организации зависит эффективность органов местногосамоуправления.
Говоря о курсовойработе, должен отметить, что нами были решены задачи, которые мы перед собойпоставили. Цель данной работы, я считаю, достигнута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
 
1.        КонституцияРФ от 12.12.1993
2.        ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» от 6 10 2003г.
3.        Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации»
4.        Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г.
5.        Система государственного и муниципального управления: Учебникдля ВУЗов. – М. Издательство РДЛ, 2005. – 592с. Т.В. Грицюк (132)
6.        Государственное и муниципальное управление: Учебник.- М.:Гардарики, 2005. – 320с. Васильченко И.А. (232)
7.        Система государственного и муниципального управления: Учебник– М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. 640 с. (347)
8.        Муниципальный менеджмент: словарь-справочник. Саратов: ПАГС,2001 Подсумкова А.А., Ракевич И.В.
9.        Система государственного и муниципального управления: Учебникдля ВУЗов обучающихся по специальностям «Государственные и муниципальныефинансы», «Юриспруденция», «Политология». Р.Т. Мухаев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.575с (207)
10.     Муниципальное управление: Учебное пособие для преподавателя.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АНХ, 2007. 640 с. (106)
11.     Основы государственного и муниципального управления:системный подход. Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону:Ростиздат, 2001 г. – 720 с. (140)
12.     Государственное и муниципальное управление: конспект лекций.:Высшее образование, 2007. – 211с. – (Хочу все сдать!). (181, 186, 192)
13.     Муниципальное управление: эффективность муниципальногоменеджмента. Учебник. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2008 – 317с.(41, глава 3)
14.     Основы организации муниципального управления: учебное пособие/ С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. – М.: ФОРУМ, 2009. – 352с. – (Профессиональноеобразование). (150)
15.     Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» / под ред. В.В. Володина. – Саратов: издательство ГОУ ВПО«Саратовская государственная академия права», 2006. – 348 с. (133)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.