Реферат по предмету "Государство и право"


Сущность и понятие права

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Факультет экономики и управления
Контрольная работа
по дисциплине «Правоведение»
Работу выполнил:
____________________
____________________
Преподаватель:
____________________
Нижний Новгород 2009

1. В Древнем Вавилоне на центральной площади стояла высокаякаменная стена с выбитыми на ней законами государства. Какую цель, по вашемумнению, преследовали власти города?
Свод законов Хаммурапи (илиКодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н.э., является однимиз древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедициейЖака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древнейМесопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовыйстолб.
Законы выбиты клинописью наобеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. Вверхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук богасолнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частичновосстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняныхтабличках).
В центре внимания законовхозяйственные, экономические и семейные отношения, ограничиваются ирегламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственныйконтроль над хозяйственной жизнью. Основное внимание уделено описанию наказанийза различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практическилюбая кража карается смертной казнью.
«Если человек имуществобога или дворца украдёт, человек этот должен быть убит…»
Заключительные положения Законовдоказывают, что Хаммурапи, едва ли не единственным из всех правителей Месопотамии,искренне полагал, что ему удалось найти оптимальный государственный порядок«на все времена», и свидетельствуют о серьезных (однако недолговечных)идеологических сдвигах в его правление, сделавших возможным публичное провозглашениеэтой уверенности как основы государственной политики.
Власти Древнего Вавилона,выбивая законы на каменном столбе преследовали, на мой взгляд, следующую цель: вто время книги были роскошью, и простые люди не могли узнать что-либо из книг,но законы должен был знать каждый. Все законы запомнить было невозможно, а, проходямимо этой стены, каждый житель мог вспомнить тот или иной закон.
2. Как Вы считаете, чем отличаются ниже перечисленныеопределения права. К какому течению правовой мысли относится каждое из них:
право — это воля класса, возведенная в закон;
право — это то, что создано судом;
право — это совокупность норм, принципов, установлений,вытекающих из природы человека?
Среди множества научных взглядовна право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекаетвнимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве,оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснениеправа как особого целостного явления духовной жизни общества.
Наиболее известные теорий права:
естественно-правовая,
историческая,
психологическая,
нормативистская,
социологическая,
марксистская.
Перечисленные определения праваотносятся к разным течениям правовой мысли (учениям о праве).
«Право — это воля класса,возведенная в закон» — это определение относится к марксистской теорииправа.
В отличие от других учений,основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теорияправа, как и учение марксизма в целом, основывается на материалистическойфилософии. Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается какчасть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловленоматериальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главноев праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности. В «МанифестеКоммунистической партии» они утверждали, что буржуазное право (и вместе стем право вообще) есть возведенная в закон воля господствующего в данномобществе класса. Объясняя механизм образования права, Маркс и Энгельс писали:«Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должныконституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленнойэтими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственнойволи, в виде закона — выражение, содержание которого всегда дается отношениямиэтого класса… ». Для марксистской теории характерно рассмотрение права втесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживаетправо в процессе его реализации.
«Право — это то, чтосоздано судом» — это определение относится к социологическая теории права.
Предтечей этой теории явилась«школа свободного права», представители которой (Эрлих и др.) выступализа «живое право народа», основанное не на законе, а на свободномусмотрении судей. Представители этого направления, пронизанного философиейпрагматизма и распадающегося на ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллини др.), эклектически охватывают собирательным понятием «право» административныеакты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иныхдолжностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение которыхсреди названных правовых средств воздействия на поведение людей всяческипринижается. В представлениях сторонников социологической теории право должнорассматриваться не иначе, как в «действии», в процессе применения.«Право, — по утверждению Джона Дьюи, — есть деятельность, посредствомкоторой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». Чтокасается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «гласвопиющего в пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт»,наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством изданияиндивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить правонаделяются судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд,определяя права и обязанности сторон». При этом подчеркивается значениепсихического переживания судьей того, что есть право, при разрешенииконкретного дела.
«Право — это совокупностьнорм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека» — этоопределение относится к естественно-правовой теории права.
Идея естественного прававозникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа,Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римскихюристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочиненияхФомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений правопонимания исамостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в периодразложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII-XVIIIвв. Ее виднейшие представители: Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье,Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Естественно-правовая школа в своих воззренияхисходила из существования двух систем права — естественного и позитивного. Позитивное,или положительное, — это официально признанное, действующее в том или иномгосударстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актахгосударственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. В отличие отпозитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческогоразума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, несковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена инароды. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основныенравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией вкачестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека:свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету идр. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь,государства. Поэтому позитивное право, противоречащее требованияместественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями иустаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, котороебы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей ипринципов естественного права. Только в этом случае позитивное право можетрассматриваться как разумное и справедливое.
3. Начиная с И. Канта, рядмыслителей пытались основную линию отличия между правом и нравственностьюпровести так, что право оставалось бы во внешнем, а нравственность вовнутреннем мире человека.
Сформулируйте свое отношение ктакой позиции, приведите доводы. Вы видите различие правовых и нравственныхнорм?
Л. Петражицкий определялнравственность как систему обязанностей, а не как систему императивныхпритязаний, атрибутивных по самой природе (право). Обязанности, которые на насналагает «совесть», формируются вне нас, но также становятсяимперативными — однако, это морально-регулятивные начала. А правовые началараспространяются не только на обязанности, но и на притязания, имеютимперативно-атрибутивный характер.
Известный европейский юрист ифилософ Томазий (XVIII в) так формулировал понимание права и нравственности с позицийдоговорной теории — нравственность существует тогда, когда господствует принцип:относись к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились к тебе. А право — не делай другим того, что бы, как ты хотел бы, они не делали тебе.
Об императивах И. Канта речь шлавыше (стремись, чтобы твое поведение могло бы быть законом, образцом поведениядля всех, а также — свобода одного должна совмещаться со свободой других).
Различие правовых и нравственныхнорм заключается в следующем:
1) по способам их установления,формирования — правовые нормы создаются либо санкционируются государством, а нормынравственности возникают и развиваются спонтанно в процессе практическойдеятельности людей.
2) по методам их обеспечения — правосоздается государством, оно им и обеспечивается, охраняется, защищается,нравственность опирается на силу общественного мнения, нарушение нравственныхнорм не влечет за собой вмешательства государственных органов.
3) по форме их выражения,фиксации — правовые нормы закрепляются в специальных юридических актахгосударства, нравственные возникают под влиянием определенных социальныхусловий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на болееширокий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения.
4) по характеру и способам ихвоздействия на сознание и поведение людей — право регулирует взаимоотношениямежду субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного- неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то нравственностьподходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального ипостыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести,чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальныемерки.
5) по характеру и порядкуответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собойреакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическуюответственность. Иной характер носит «воздаяние» за нарушениенравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, чтонарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяютсямеры общественного воздействия.
6) по уровню требований,предъявляемых к поведению человека.
7) по сферам действия.
8) В философском плане различиемежду правом и нравственностью состоит в том, что последняя выступает одной изформ общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой иискусством и т.д.), в то время как право (если понимать под ним юридическиенормы, законы) обычно не рассматривается в этом качестве.
9) у права и нравственностиразличные исторические судьбы. Нравственность «старше по возрасту», древнее,она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда какправо возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
Таким образам можно сделатьвывод, нормы права закреплены, главным образом, в актах государственных органов.Нравственные или нормы морали и принципы содержатся в сознании людей, вобщественном мнении, находят отражение в произведениях искусства, литературы,средствах массовой информации.
Реализация правовых нормобеспечивается в необходимых случаях специальным государственным аппаратом. Соблюдениенравственных норм контролируется общественным мнением, поддерживается мерамидуховного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественногопорицания.
В любом обществе право одно ивсеобщая обязанность его норм возникает с момента вступления в силусоответствующего нормативного акта. Нравственные акты складываются и действуютиначе. Помимо того, что в классовом обществе каждый класс и социальная группасо своими специфическими интересами имеют разные понятия о справедливости иморали, в пределах каждого из этих классов и групп обязательность той или инойнравственной нормы определяется степенью ее усвоения.
4. Нормы различных кодексов, какправило, делятся на два вида:
веления или нормы делания;
запреты или нормы неделания.
Каковы основные классификациинорм права в настоящее время? Составьте схему «Виды правовых норм».
Юридические нормы можноподразделить на виды по различным основаниям.
По функциональной роли вмеханизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходныенормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.
К исходным (отправным, учредительным)нормам относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики иполитики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношенийгосударства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающиепринципы права; опрвделителъно-установочные нормы, формулирующие цели и задачиотраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правовогорегулирования; нормы-дефиниции, содержащие определения правовых понятий икатегорий.
С учетом функциональной ролиюридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие испециальные. Под общими нормами следует понимать такие предписания, которыеприсущи общей части той или иной отрасли права (государственного,административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) ираспространяются на все или большую часть институтов соответствующей отраслиправа. Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отраслиправа и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений сучетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п.
По предмету правовогорегулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяютсяна нормы государственного (конституционного), административного, финансового,земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового,экологического, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.
По методу правовогорегулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные,поощрительные, рекомендательные.
Содержание методов правовогорегулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведениесубъектов:
1) императивный (метод властногоприказа), направленный на обеспечение предписанного государством строгообязательного поведения субъекта;
2) автономный, оставляющийсубъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
3) поощрительный, стимулирующийжелательное для государства и общества правомерное и социально активноеповедение;
4) рекомендательный,предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. Сообразноэтому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, всвою очередь, образует нормативную базу соответствующего метода, предопределяетего своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики,
По юридической силе, т.е. взависимости от субъекта правотворчества — органа, издавшего те или иныеправовые нормы, они подразделяются на федеральные и региональныезаконодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшейюридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные вподзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
Федеральные законодательныенормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральныхконституционных законах; федеральных законах.
Региональные законодательныенормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектовРоссийской Федерации (республик, краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектовв составе РФ.
Федеральные подзаконные нормыподразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановленияхПравительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств,государственных комитетов и других органов исполнительной власти РоссийскойФедерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы,издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.
По сфере действия юридическиенормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченногодействия, локальные.
Нормы общего действия непредусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Нормыограниченного действия — это общие предписания, пределы реализации которыхсвязываются с определенными пространственными, субъектными, временными иситуационными факторами. Локальные нормы действуют в пределах отдельнойгосударственной, кооперативной организации или их структурных подразделений,выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудовогоколлектива, определенного общественного объединения, направлены настимулирование и упорядочение этой деятельности.
Получило распространение делениеправовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по формевыражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие,обязывающие и запрещающие, по форме изложения санкции — наабсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

/>
5. Известный ученый (юрист,социолог) П.А. Сорокин в «Общей теории права в связи с учением огосударстве» (Ярославль, 1919 г) писал: «В настоящее время проблемаделения частного и публичного права должна быть снята она была ошибочнопоставлена. Всякое официальное право тем самым является публичным правом,независимо от того, какую область человеческих отношений оно регулирует» (с.83).Подобную точку зрения высказывал и родоначальник «чистого учения о праве»Г. Кельзен.
Однако в настоящее время,большинство ученых считают разделение права на публичное и частное оправданным.
А как считаете Вы? Обоснуйтесобственную позицию. Приведите основания для деления пава на частное ипубличное.
Весьма актуальным для жизнисовременного российского общества является деление системы права на отрасличастного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное иправо публичное. Такое разграничение связывается с именем древнеримского юристаУльпиана (170-228 гг.), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, чтопубличное право есть то, которое относится к положению Римского государства,тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметомпубличного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государствав целом), а предметом частного права — сфера частных дел и интересов. Всовременной отечественной юридической литературе к отраслям публичного праваотносят государственное, административное, финансовое, уголовное, отраслипроцессуального права, к отраслям частного права — гражданское, трудовое,семейное, а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное,предпринимательское, банковское и др. Советская правовая доктрина отвергалаконцепцию частного права как несовместимую с природой социалистического строя. Всвязи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса Ленин в 1922 г. выразилсвою позицию следующим образом: «Мы ничего „частного“ непризнаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».Исходно такая позиция обусловлена тоталитарной природой социалистическогогосударства, огосударствлением общественной и частной жизни, отсутствиемчастной собственности и свободы частного предпринимательств. Таким образом,основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлениипределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидови их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитраи надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота.В Гражданском кодексе Российской Федерации сосредоточены нормы частного права. Нопри всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное,критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты.
6. Вопрос об отношении к праву вроссийском обществе стоял остро и неоднозначно. Одни утверждали, что из всехкультурных ценностей право находится в «наибольшем загоне». Другиезаявляли, что дефицита правосознания в России не было, дефицит — порождениепоследнего времени.
А.Н. Островский в пьесе «Горячеесердце» выразил свое отношение к этому вопросу. На поклон к городничему Градобоевуприходят люди. Он должен их рассудить. «Как же мне вас судить теперь?»- задумчиво спрашивает их городничий. — Ежели судить вас по законам…"
Первый голо: «Нет, уж, зачто же, Серапион Мардарьеич! — дико пугаются люди. — … Суди по душе».
Какого взгляда на правопридерживался А.Н. Островский? Сформулируйте истоки правового нигилизма. Чтоспособствовало в последнее время росту этого нежелательного явления?
В вышеназванном произведенииприведен пример правового нигилизма.
На мой взгляд, Островскийпридерживался такого взгляда, что закон несправедлив, и судить надо по душе,потому что люди действовали из самых лучших побуждений.
Сущность правового нигилизма — вобщем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам,нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическомневежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массынаселения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент,черта, свойство общественного сознания и национальной психологии… отличительнаяособенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет оневостребованности права обществом. Одним из ключевых моментов здесь выступаетнадменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическоевосприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а каквторостепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в своюочередь, характеризует меру цивилизоранности общества, состояние его духа,умонастроений, социальных чувств, привычек.
Правовой нигилизм имеет в нашейстране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильныевсходы. Истоки правого нигилизма уходят в далекое прошлое. В общественномсознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказагосударственной власти". Представления о праве как указаниях «начальства»настойчиво культивировались в народе — то, что исходит «сверху», отвластей, то и есть право. Но еще Л. Фейербах заметил: «В государстве, гдевсе зависит от милости самодержца, каждое правило становится шатким». Давносказано: «На Руси всегда правили люди, а не законы». Отсюда — наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожимистали горькие слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законовнельзя. «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает законвсюду, где можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство».С этим созвучна и мысль Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российскихзаконов смягчается необязательностью их исполнения. В.А. Туманов отмечает, чтокак только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталасьвстать на путь правового государства, как только люди получили реальнуювозможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знатьнизкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в немпренебрежение к праву, его недооценка. Сегодня главный источникрассматриваемого зла — кризисное состояние российского общества. Социальнаянапряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненногопространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, конфронтация властей,морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только неспособствуют проявлению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят иприумножают его. Она писалась и принималась в великой спешке, многие юристы,политологи, общественные и государственные деятели уже тогда высказывалисерьезные возражения против предлагаемого проекта. Теперь же все болеерешительно ставится вопрос об изменении Конституции, внесении в нее поправок. Длямногих из наших соотечественников ничего не стоит обойти закон, схитрить, словчить,нарушить запрет, не подчиниться предписанию, сплутовать. Этого почти нестесняются, этим нередко даже бравируют. Не выработано историческиблагоговейного, почтительного отношения к закону, его святости и незыблемости,в том числе к высшему правовому акту — Конституции.
7. В юриспруденции сталообщепризнанным, что правоспособность — это способность иметь субъективные праваи юридические обязанности. Однако еще недавно в литературе высказывалосьмнение, что правоспособным считается «тот, кто имеет права» (Дернбург.Пандекты. Т.1 — М., 1912. — С.127).
Попытайтесь доказать правотупрофессора Дернбурга.
Под правоспособностью понимаетсяпризнаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренныезаконом права и обязанности, способность быть их носителем. Подчеркнем — нефактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность илиспособность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане безисключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Главноев правоспособности — не права, а принципиальная возможность или способностьиметь их. А это очень важно, ибо, как мы знаем, в истории далеко не все и невсегда наделялись такой возможностью (например, рабы) или наделялись лишьотчасти (крепостные).
Правоспосо́бность — установленнаязаконом способность гражданина, организации или публично-правового образованиябыть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Способность бытьсубъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью»,которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическимилицами и публично-правовыми образованиями — с момента их создания. Современнымбазовым принципом большинства правовых систем мира является признание равнойгражданской правоспособности всех граждан независимо от пола, имущественногоположения, расы и т.д. Правоспособность приобретается с рождением и исчезает сосмертью. В Российской Федерации гражданская правоспособность гражданинапризнаётся в равной мере за всеми гражданами. Содержание гражданскойправоспособности граждан указано в ст.18 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации: «граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследоватьи завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещеннойзаконом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместнос другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащиезакону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметьправа авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных,охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иныеимущественные и личные неимущественные права».
Таким образом, можно сделатьвывод, правоспособность — способность иметь гражданские права и исполнятьобязанности. Следовательно, правоспособность означает способность бытьсубъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право илиобязанность из предусмотренных или допускаемых законом. Это понятие доказываетнеправоту профессора Дернбурга.
8. В юридической литературеобщепризнано, что юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыминормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Церковное венчание — это,несомненно, жизненное обстоятельство, но оно не влечет за собой юридическихпоследствий.
Почему как вы считаете?
Содержащиеся в гражданскомзаконодательстве правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и непрекращают гражданских правоотношений. Для этого необходимо наступлениепредусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называютсягражданскими юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают вкачестве связующего звена между правовой нормой и гражданским правоотношением. Безюридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одногражданское правоотношение.
В гражданском законодательствепредусмотрены самые различные юридические факты как основания гражданскихправоотношении. Общий перечень этих юридических фактов содержится в ст.8Гражданского кодекса российской Федерации.
Одним из оснований возникновениясемейных отношений является брак. Браком признается юридически оформленный,добровольный, свободный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный насоздание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.
Действующее законодательство обраке и семье признает только зарегистрированный, то есть юридическиоформленный, брак. Регистрация брака осуществляется как в государственныхинтересах, так и с целью охраны личных и имущественных прав супругов и детей.
Поскольку РФ является светскимгосударством, то религиозные объединения отделены от государства, поэтомуцерковь отделена от регулирования брачно-семейных отношений.
Религиозный обряд, в данномслучае венчание, правового значения не имеет, а, следовательно, не влечет засобой юридических последствий.
9. Как сейчас обстоит дело саналогией права и аналогией закона в российском законодательстве? Свой ответаргументируйте.
Аналогия права — это применениеправа исходя из общего смысла и общих начал права. Тут ориентирами могут быть,кроме общих положений национального права, общепризнанные принципы и нормымеждународного права. Общие нормы конституций, применяемые напрямую, такжеподчас вполне удачная форма аналогии права. А аналогия закона — это применениев «пробельной» ситуации сходной конкретной нормы права. Например, вслучае с пикетированием осуществлялось применение правовых норм,регламентирующих порядок проведения демонстраций и шествий.
Аналогия закона и аналогия права- исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенныхусловий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобыиспользовать аналогию права, необходимо: во-первых, установить, что даннаяжизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения; во-вторых,убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права,призванная регулировать подобные случаи; в-третьих, отыскать в законодательственорму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона),а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его " основерешить дело (аналогия права); в-четвертых, в решении по делу датьмотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии законаили аналогии права. Тем самым обеспечивается возможность проверить правильностьрешения дела.
Таким образом, применение правапо аналогии — это не произвольное разрешение дела. Принятие решенияосуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовойсистеме в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путеманалогии правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а лишьпреодолевает. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческиморганом.
Институт аналогии имеетограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона ианалогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нетпреступления без указания на то в законен, что служит гарантией защиты личности.В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское игражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.
10. До недавнего временисчиталось почти общепринятым, что факт запрещения деяния в правотворческом актеопределяет противоправность деяния.
Высказывалось и иное мнение: невсе, что запрещено законом в качестве противоправного. В действительностивредно и опасно.
Оцените предложенные точкизрения. Всегда ли правонарушение является чьим-то действием?
Правонарушение — это общественноопасное противоправное виновное деяние.
Правонарушение является основнымвидом неправомерного поведения (другой вид которого — объективно противоправноедеяние) и, соответственно, оно является разновидностью правового (то естьюридически значимого) поведения, поскольку относительно последнегонеправомерное поведение (наряду с правомерным) выступает как его вид.
Правонарушению присущи следующиепризнаки:
1) правонарушение — это деяние,которое опасно для общества, наносит ему вред. Здесь нужно отметить, что правопрактически невозможно нарушить, не посягая на конкретные общественныеотношения. Правонарушение (вопреки буквальному толкованию этого термина) самимнормам закона урона и ущерба не причиняет. Оно вредно или опасно только дляконкретных прав и охраняемых законом интересов в индивидуальных общественныхотношениях. При нарушениях права страдают определенные люди, их объединения,организации, правовые же нормы продолжают действовать и считаются обязательными;
2) правонарушение — это деяниепротивоправное, то есть такое деяние, совершение которого правом запрещено втой или иной форме (прямой запрет, возложение юридической обязанности совершитьпозитивное действие, установление наказуемости деяния и др.). Противоправностьесть отражение в праве общественной вредности деяния;
3) правонарушение — это всегдадеяние виновное: без вины нет правонарушения. Вина — это особое психическоеотношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям. (Подробнее о винесм. вопрос об основаниях юридической ответственности)
4) правонарушение — это всегдадеяние и только деяние, то есть действие, бездействие или вербальное (словесное)поведение. Не могут быть правонарушением мысли, убеждения, намерения, если онине нашли своего выражения вовне.
Таким образом, можно сделать вывод,что правонарушение это не всегда только действие, им может быть и бездействие.
11. Известный ученый Л.И. Петражидскийутверждал: „По мере улучшения человеческого характера для достижениясоциально-разумного поведения… прежняя неумолимая ответственность сменяетсясистемой, допускающей разные оправдания и смягчения ответственности“.
Изложите ваше отношение к этомуутверждению. Приведите доказательства. Составьте схему „Виды юридическойответственности“.
Действительно сейчас юридическаяответственность это целая система, допускающая разные оправдания и смягчения. Юридическаяответственность классифицируется по различным основаниям. В зависимости от тойили иной отрасли права юридическая ответственность подразделяется:
Уголовная — наиболее жесткий видюридической ответственности, применяемой только за совершение преступления. УКРФ предусматривает 13 видов наказаний.
Административная — видадминистративного принуждения, применяемый за совершение административногопроступка и выражающийся в таких мерах как штраф, лишение специальных прав,реквизиция и т.д.
Гражданская — наступает занарушение договорных обязательств имущественного характера и иныеправонарушения и выражается в возмещении убытков, неустоек, штрафов, пени,принудительном исполнении правовой обязанности и т.д.
Гражданская ответственностьделится на материальную и имущественную.
Материальная — наступает заущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации работниками приисполнении ими трудовых обязанностей и состоит в возмещении ущерба вограниченном или полном объеме в соответствии с трудовым законодательством.
Имущественная — за вреднанесенный имуществу.
Дисциплинарная — применяется занарушение трудовой, служебной, воинской и иной дисциплины. Применяются меры: выговор,увольнение и т.д.
И на самом деле существуютразличные оправдания и смягчения ответственности.
Например:
при уголовной ответственностиосужденный имеет право на обжалование приговора в вышестоящий суд, а также напрошение о помиловании или смягчении наказания;
при административнойответственности постановление по делу об административном правонарушении можетбыть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган; лицо считается неподвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончанияисполнения взыскания не совершит нового административного правонарушения;
при дисциплинарнойответственности взыскание может применяться непосредственно после обнаруженияпроступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, в любом случае взысканиене может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а порезультатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — непозднее двух лет со дня его совершения и т.д.
Помимо этого существуетмножество адвокатов, профсоюзы и т.д.
/>/>Виды юридической ответственности
/>Уголовная
/>Гражданско-правовая
/>Административная
/>Материальная
/>/>/>/>Дисциплинарная в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах
12. Как вы считаете, почему Конституции придают особыеюридические свойства? С чем связана ее оценка как „закона законов“? Каксоотносятся конституционные нормы с общепризнанными принципами и нормамимеждународного права?
Под конституцией принято понимать основной законгосударства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшиеобщественные отношения между личностью, с одной стороны, государством иобществом — с другой, а также определяющий основу организации государства. Конституциюкак правовой акт, занимающий особое, самостоятельное место в правовой системесовременного демократического государства, от всех других правовых актовотличает:
1. Особый субъект, который устанавливает конституцию и отимени которого она принимается. Конституция в современном значении этогопонятия является актом, который принимается народом или от имени народа.
2. Учредительный, первичный характер конституционныхустановлений. Поскольку народ в демократическом государстве является носителемсуверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким еевысшим проявлением, как учредительная власть, которая подразумевает правопринимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного игосударственного устройства, которые выбирает для себя народ. Толькоучредительная власть может изменить основы устройства общества и государства.
3. Всеохватывающий объект конституционной регламентации. Сфераконституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущимникакому другому правовому акту.
4. Особые юридические свойства: верховенство конституции, еевысшая юридическая сила, ее роль как ядра правовой системы, особая охранаконституции, особый порядок принятия, пересмотра и внесения в нее поправок. ДействующаяКонституция Российской Федерации по своей сущности как конституциядемократического правового государства является выражением волимногонационального народа Российской Федерации, выраженной путем всенародногоголосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства иобщества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признаниявысшей ценностью человека, его прав и свобод.
Согласно ч.4 ст.15 Конституции, „общепризнанныепринципы и нормы международного права“ являются составной частью правовойсистемы России. В соответствии с „общепризнанными принципами и нормамимеждународного права“ в Российской Федерации признаются и гарантируютсяправа и свободы человека и гражданина (ст.17, ч.1) и права коренныхмалочисленных народов (ст.69). Нормы международного права наряду с закономопределяют осуществление Российской Федерацией суверенных прав и юрисдикции наконтинентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (ст.67, ч.2).
Выражение „общепризнанные принципы и нормымеждународного права“ не являются случайным или произвольнымсловосочетанием, употребленным в нашей Конституции. Это устоявшийсямеждународно-правовой термин, который получил достаточное распространение как вмеждународных, так и во внутригосударственных правовых актах. Конституцииразных стран, международные договоры и другие международные акты прибегают кподобной или похожей формуле, которая для своего эффективного применениянуждается в раскрытии ее нормативно-правового содержания.
13. В науке конституционного права под федерацией понимаютсясложное государство, состоящее из государственных либонационально-территориальных образований. Федерацию также понимают как союзнескольких государств или территориальных образований.
Каково, на Ваш взгляд, основное предназначение федеративногоустройства? На основе анализа главы 3 Конституции выскажите свое мнение повопросу о том, какой федерацией является Россия — национально-территориальной,территориальной или национальной? В чем это проявляется? Какие факты говорят впользу того или иного вывода?
Определяющим фактором выбора формы государственногоустройства России является многонациональный состав ее населения Федерация,позволяющая избежать сверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающаягарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формойнационально-государственного устройства для России.
Российская Федерация — нетипичная, отклоняющаяся отклассических образцов федерация. Она является асимметричной, потому что еесубъекты обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричнойфедерации субъекты равностатусны. Особое правовое а по ряду позицийпривилегированное) положение в России занимают республики, автономные округа,автономная область.
Конституция РФ 12 декабря 1993 года заложила конституционныеосновы российского федерализма, среди которых выделяют: целостность инеприкосновенность российской территории; равноправие всех субъектов Федераций;строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальнойи территориальной; признания обладания государственным суверенитетом за РФ, ане за ее субъектами.
Одной из особенностей российского федерализма является то,что он базируется на двух началах: национально-территориальном иадминистративно-территориальном. В настоящее время в РФ 83 субъекта: 21республика, 1 автономная область, 4 автономных округов — представляющих собойнационально-государственные и национально-территориальные образования, а также9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, которые являютсяадминистративно-территориальными единицами. Права и полномочия первых и вторыхразличны, как различны и признаки, по которым образованы субъекты РоссийскойФедерации, что порождает противоречия и напряженность в федеративных отношениях.
Такое построение Российской Федерации обусловлено тем, чтоРоссия многонациональное государство. Десятки этнических общностей, историческипроживающих на определенной территории, создали свою национальную государственностьв составе России, являясь членами Федерации. Это реальность, с которой нельзяне считаться.
Бесспорно, этнонациональный принцип построения федерациивесьма уязвим, поскольку существует угроза территориальной целостностигосударства. Он исчерпал себя и пришел в противоречие с реальнойдействительностью. Границы национальных республик в России лишь условносоотносятся с этническими ареалами народов.
Представляется, что России придется пойти по пути федераций,основанных на территориальном принципе.
Конституция Российской Федерации подчеркивает, что в основефедеративного устройства России лежит примат ее государственной целостности. Встатье 4 зафиксировано, что суверенитет РФ распространяется на всю еетерриторию и что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своейтерритории. „Территория Российской Федерации включает в себя территории еесубъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство надними“ (ст.67). Тем самым поставлен правовой предел попыткам расшатать илиразрушить единство Российской Федерации. После принятия Конституции РФ угрозатерриториальной целостности, опасность распада России заметно ослабли.
Территория — сфера территориального верховенства исуверенитета государства. Под территориальным верховенством понимаетсяполновластие государства на всей территории. Суверенитет государства — это еговерховенство по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны исамостоятельность во всех вопросах его политики в отношениях с другимигосударствами.
Российская федерация (а также бывший СССР) рассматривалиськак государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, какфедерации, построенные по национально-территориальному принципу.
Многочисленные национальные государства и национально-государственныеобразования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формынациональной государственности, как формы осуществления права наций насамоопределение, воплощения суверенитета наций.
В настоящее время РФ включает субъекты федерации,образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики,автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области,города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономныхобразований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двухкрупнейших российских городах также живут представители многих наций инародностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). Всовременном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный)принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальныйи территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройстваРоссии.
14. Проанализируйте существующие понятия суверенитета исформулируйте собственное определение суверенитета Федерации. Каково, на Вашвзгляд соотношение суверенитета с самостоятельностью субъектов Федерации? Каквы думаете, не противоречат ли суверенитету Федерации наличие у республиксвоего суверенитета?
Суверенитет в политическом смысле означает качество верховенствапубличной политической власти, ее неподчиненность каким-либо другиморганизациям власти, существующим как внутри страны, так и за ее пределами. Вюридическом смысле государственный суверенитет исключает неограниченный характерпубличной политической власти, предполагает хотя бы минимальное ее ограничение свободойподвластных. Еще в 1903 г.Н.И. Палиенко писал: „Суверенитет — не сама государственнаявласть, но лишь определенное свойство ее, в силу которого она является высшей инезависимой правовой властью...“ В правовом государстве суверенитетограничен естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека игражданина. В федеративном государстве компетенция федеральных органов властисвидетельствует о том, что в федеративном государстве нет никаких суверенныхполитических образований, кроме самой федерации. Федеративным государствомназывается одно (суверенное) государство, в котором децентрализациягосударственной власти происходит на основе разграничения компетенции между органамивласти всего государства в целом (федеральными органами) и органами государственнойвласти, создаваемыми населением отдельных частей территории этого государства. Федеративноегосударство состоит из субъектов федерации, т.е. частей суверенногогосударства, не обладающих качеством суверенитета. В противном случае этисубъекты составляли бы не одно суверенное государство, а союз суверенныхгосударств, из состава которого можно выйти в одностороннем порядке.
Существует весьма уязвимая точка зрения, согласно которойсуверенитет в федеративном государстве „делится“ между федерацией иее субъектами. Так, говорят о „внутреннем публично-властномгосударственном суверенитете, осуществляемом в рамках сферы разделенияполномочий между Федерацией и ее субъектами“. В частности, имеется в видуформулировка ст.73 Конституции, согласно которой субъекты Федерации в рамках своейисключительной компетенции „обладают всей полнотой государственной власти“.
Между тем, „внутренний суверенитет“ — это понятие,означающее такую „всю полноту государственной власти“, котораяисключает действие на территории государства какой-либо иной конкурирующей с нейвласти. И поскольку суверенитет Российской Федерации распространяется на всю еетерриторию, то полномочия субъектов Федерации не описываются понятием „суверенитет“- несмотря на то, что федеральная власть не вправе вмешиваться в сферуисключительной компетенции субъектов Федерации. В федеративном государстведелится не суверенитет, а властные полномочия, причем так, что у субъектовфедерации полномочий недостаточно для того, чтобы говорить об их суверенитете. Еслиговорить конкретно о Конституции РФ, то практически все мыслимые предметырегулирования находятся, как минимум, в совместном ведении Федерации исубъектов РФ.
В ст.4 Конституции однозначно провозглашается суверенитетРоссийского федеративного государства, из чего следует, что субъекты РоссийскойФедерации качеством суверенитета не обладают. Государственный суверенитетФедерации подтверждается провозглашением в Основах конституционного строяединства экономического пространства (см.1.3.4) и конституционнымразграничением компетенции Российской Федерации и субъектов РФ. Во-первых, все вопросы,имеющие общегосударственное значение, отнесены в Конституции к ведениюФедерации (ст.71). Во-вторых, практически все остальные более или менее важныевопросы отнесены к совместному ведению Федерации и субъектов РФ (ст.72). Поэтомуна территории России „всей полнотой государственной власти“, котораяупоминается в ст.73 Конституции применительно к полномочиям субъектов РФ,обладает Российская Федерация (федеративное государство) в лице федеральныхорганов государственной власти, а субъекты РФ обладают лишь полномочиями государственнойвласти по предметам их ведения, включая совместное ведение.
15. Известно, что все субъекты гражданского права делятся натри вида:
физические лица;
юридические лица;
государственные и муниципальные образования.
Всем им присущи два признака: „правоспособность“ и»дееспособность".
Проанализируйте существующие понятия правоспособности идееспособности субъектов гражданского права и охарактеризуйте особенность этихпризнаков применительно к каждому из них.
Правоспособность и дееспособность являются предпосылками исоставными частями гражданской правосубъектности.
Правоспособность — способность субъекта иметь гражданскиеправа и обязанности. Дееспособность — способность субъекта своими действиямиприобретать для себя права и создавать для себя обязанности. Дееспособность такжевключает в себя способность субъекта своими действиями осуществлять права иисполнять обязанности. К тому же дееспособность охватывает и деликтоспособностьсубъекта — способность самостоятельно нести ответственность за совершенныегражданские правонарушения.
Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Онавозникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью. Следовательно,правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизнинезависимо от возраста и состояния здоровья.
Дееспособность, как и правоспособность, по юридическойприроде, — субъективное право гражданина. Содержание дееспособности граждантесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержаниеправоспособности составляет возможность иметь права и обязанности, тосодержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права иобязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Можно сделатьвывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину возможность реализациисвоей правоспособности собственными действиями. Дееспособность может бытьполная, наступающая с момента совершеннолетия, то есть с достижения 18 лет, ичастичная, то есть с 14 до 18 лет. Дееспособностью не обладают малолетние детидо 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь права, но не могут ихосуществлять. То есть каждый человек обладает правоспособностью, но не каждыйможет обладать дееспособностью. Новый Гражданский кодекс ввел понятиеэмансипации (ст.27). В данной новелле говорится, что несовершеннолетний,достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работаетпо трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителейзанимается предпринимательской деятельностью.
Правоспособность организаций, юридических лиц также являетсяспециальной, она определяется целями и задачами их деятельности,зафиксированными в соответствующих уставах и положениях. Возникает в моментсоздания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.
Государственные образования как субъекты гражданского права,приравненные к государству. Государство участвует в гражданском обороте не какнерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней (разнойстепени охвата территории, общности и т.п.). Все эти субъекты независимы другот друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовыхотношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на правесобственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено заюридическими лицами или может находиться только в государственной или вмуниципальной собственности (п.1 ст.126 ГК).
Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствамдругого (п. п.4 и 5 ст.126 ГК), если только он не дал гарантию (поручительство/в отношении такого обязательства. В законе могут быть установлены случаи, когдатакая ответственность наступает и при отсутствии гарантии (поручительства).
В гражданско-правовых отношениях участвуют три категориисубъектов:
1) Российская Федерация;
2) субъекты РФ — республики, края, области, городафедерального значения, автономная область, автономные округа;
3) муниципальные образования.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своимидействиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности,выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции,установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступаютмуниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаютсягородское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общейтерриторией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которыхосуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность,местный бюджет, казна и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальные образования создаются по модели образованийгосударственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправленияне входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ). Посути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации,членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждается, вчастности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населениямуниципального образования органами местного самоуправления или непосредственнонаселением муниципального образования. Население, таким образом, выступает вкачестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальныхобразований к государственным по принципам их организации и деятельностипозволяет рассматривать их совместно.
От имени муниципальных образований своими действиями могутприобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местногосамоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статусэтих органов (п.2 ст.125 ГК). В роли таких органов могут выступатьпредставительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципальногообразования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местногосамоуправления.
16. 15 января 1996г. морское пароходство, судостроительныйзавод и судоремонтный завод г.Н. учредили банк «Чайка» в формеакционерного общества. Банк прошел государственную регистрацию, работал онтолько с юридическими лицами. 19 января 1998 г. банк «Чайка» обратилсяв Центральный банк России с просьбой выдать ему лицензию, предоставляющую правона прием депозитных вкладов в рублях и иностранной валюте от физических лиц.
В какой момент возникла правоспособность банка какюридического лица и когда она будет прекращена? В каких случаях и в какомпорядке банк может быть ограничен в правах? Вправе ли банк «Чайка»«работать» с физическими лицами?
Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит:
Юридическое лицо может иметь гражданские права,соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительныхдокументах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарныхпредприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметьгражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые дляосуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которыхопределяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основанииспециального разрешения (лицензии).
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь вслучаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав можетбыть обжаловано юридическим лицом в суд.
Правоспособность юридического лица возникает в момент егосоздания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единогогосударственного реестра юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, назанятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получениятакой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока еедействия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Кредитные организации создаются как хозяйственные общества,в виде банков или небанковских кредитных организаций.
Банком является кредитная организация, которая имеетисключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещениеуказанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности,платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических июридических лиц, но только на основании специального разрешения (лицензии) Центральногобанка Российской Федерации (Банка России).
17. Александр П. при заключении брака с Ниной З. добровольнопризнал себя отцом ее сына, которому на тот момент исполнилось 2 года.
Может ли лицо, добровольно признавшее свое отцовство, нознавшее, что оно им не является, впоследствии оспорить это отцовство? Каковаособенность признания лица отцом ребенка после смерти человека, признавшегосебя при жизни отцом этого ребенка? С какого момента у ребенка возникает правона выражение собственного мнения и влияет ли оно на объем его дееспособности?
Добровольное установление отцовства — это юридический актотца ребенка, не состоящего в браке с его матерью. Он направлен навозникновение правоотношений между отцом и ребенком. Как юридический актустановление отцовства предполагает наличие у субъекта, его совершающего,соответствующего уровня сознания и воли. Отсюда следует, что лицо, признанноесудом недееспособным вследствие психического расстройства, не может добровольнопризнать свое отцовство. Не допускается установление отцовства и по заявлениюопекуна лица, признанного недееспособным, так как признание отцовства — этоволеизъявление личного характера. Запрет на добровольное признание отцовства состороны недееспособных лиц не распространяется на несовершеннолетних граждан играждан, ограниченных судом в дееспособности. В Семейном кодексе прямопредусмотрено право несовершеннолетнего родителя признавать свое отцовство. Ограничениеже дееспособности гражданина затрагивает только сферу его имущественных прав,но не его права в сфере личных неимущественных отношений, в том числе семейных.
Добровольное установление отцовства заключается в том, чтооно основывается на совместном заявлении матери и отца, либо лица объявившегосебя таковым. И не учитывается, считал ли себя мужчина отцом или нет,действовал ли осознанно, или просто заблуждался. Но если заявитель все-такизнал, что не он отец, ему не разрешается по этим соображениям обжаловатьучиненную на основании его заявления запись ЗАГС.
Отсутствие согласия женщины-матери исключает установлениеотцовства в добровольном порядке. Иногда согласие матери получить не возможно. Еслиона умерла, не успев выразить свою волю. Если не известно ее местожительства. Тогдаотцовство может быть установлено по заявлению отца, но с согласия на то органовопеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия — по решению суда (п.4ст.48 Семейного кодекса).
Требование лица, добровольно признавшее свое отцовство обоспаривании отцовства не может быть удовлетворено, если в момент записи этомулицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка (п.2 ст.51Семейного кодекса).
В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка,но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства можетбыть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданскимпроцессуальным законодательством (статья 50 семейного кодекса РоссийскойФедерации).
В соответствии со статьей 57 Семейного кодекса — ребенок вправевыражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего егоинтересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного илиадминистративного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возрастадесяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит егоинтересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132,134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принятьрешение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
18. Воспитательница детского сада Савченко Ю. обратилась кадминистрации с заявлением об увольнении по собственному желанию. На пятый деньпосле подачи заявления она попросила вернуть ей заявление, так как измениланамерение расторгнуть трудовой договор.
Администрация отказала Савченко Ю. в возврате заявления и поистечении двух недель издала приказ об увольнении.
Правомерны ли действия администрации? В каком случаеадминистрация могла бы отказать Савченко Ю. в отзыве ее заявления?
Действия администрации неправомерны, так как на основаниистатьи 80 Трудового кодекса «Расторжение трудового договора по инициативеработника (по собственному желанию)» — Работник имеет право расторгнутьтрудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме непозднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом илииным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий деньпосле получения работодателем заявления работника об увольнении.
До истечения срока предупреждения об увольнении работникимеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае непроизводится, если на его место не приглашен в письменной форме другойработник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральнымизаконами не может быть отказано в заключении трудового договора.
По истечении срока предупреждения об увольнении работникимеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязанвыдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, пописьменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовойдоговор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действиетрудового договора продолжается.
Следует иметь в виду, что Пленум Верховного Суда РФ впостановлении от 17 марта 2004 г. N 2 в п.22 указал, что если по истечениисрока предупреждения трудовой договор не был расторгнут и работник ненастаивает на увольнении, действие трудового договора считается продолженным.
Если работник оставил работу до истечения срокапредупреждения и без приказа о его досрочном увольнении, работодатель можетквалифицировать это как прогул без уважительных причин и уволить такогоработника за прогул (см. ст.81 ТК и комментарий к ней).
В течение предупредительного срока работодатель вправеуволить работника, если тот совершил проступок, который является основаниемувольнения (появился на работе в нетрезвом состоянии и т.д.).
При увольнении по собственному желанию временного исезонного работника срок предупреждения составляет три календарных дня.
Список используемой литературы
1.        Конституция РФ;
2.        Гражданский кодекс РФ;
3.        Трудовой кодекс РФ;
4.        Кодекс об административных правонарушениях РФ;
5.        Александрова Н.А. Конституционное (государственное) право России: учебно-методическийкомплекс по специальности 030501 — «Юриспруденция». — Челябинск: Изд.-воЮУрГУ, 2005. — 643 с.
6.        Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права игосударства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. — 240с.
7.        Теория государства и права. Ч.1. Теория государства / Под общ. ред. д. ю.н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2.Теория права. Т.1.М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теорияправа. Т.2.М., 1996.
8.        Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Roman Army What Made It Such
Реферат Tanzania Essay Research Paper TanzaniaGoing to Tanzania
Реферат Контрперенос
Реферат Комплексне дослідження ринку легкових автомобілей рівня бізнес-класу приватного підприємництва
Реферат Порядок составления ликвидационного баланса на примере предприятия
Реферат Rousseau Origin Of Inequality Essay Research Paper
Реферат Организация гостиничного обслуживания в отелях 5 звезд
Реферат Маркетинг в службе приема и размещения
Реферат Grandpa Essay Research Paper GRANDPA
Реферат Деловой английский. Ускоренный курс
Реферат Іни нерозподіленого прибутку на показник, що комплексно характеризує узгодженість інтересів усіх учасників корпоративного процесу, а також суми штучної економії
Реферат Содружество Независимых Государств (СНГ)
Реферат Основные формы кредита в российской практике
Реферат Конфликты молодой семьи
Реферат 1 Поняття, сутність інформації