СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение………………………………………………………..3
2. Основная часть…………………………………………………4
Теориипроисхождения государства……………………….4
Правовые семьисовременности…………………………...9
Общие черты втеориях происхождения государства…...13
Патриархальная исоциально-экономическая……………13
Теологическая итеория насилия………………………….13
3. Заключение…………………………………………………….14.
4. Список использованнойлитературы…………………………15
Теория государства иправа существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной ицелостной системы знаний об обществе.
Сложность таких объектов,как государство и право, приводит к тому, что они изучаются многимиюридическими науками. Государство и право имеют в своем составе большоеколичество разнообразных компонентов и систем, множество структурных элементов.
Изучая государство иправо в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опытакакой-либо страны или отдельного региона, или направлениягосударственно-правовой жизни, а на основе изучения права и государстваразличных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовойдействительности, определяет общие и специфические закономерности их развития,основные признаки и существенные характерные черты.
Общая теория государстваи права по отношению к отраслевым и специальным юридическим наукам выступаетнаукой обобщающей, имеющей руководящее, направляющее, методологическоезначение.
Таким образом, теориягосударства и права – это общественная наука о закономерностях возникновения,развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типахправа и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческойсущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.
Теорий происхождениягосударства существует множество. Такое разнообразие научный взглядов и мненийобусловлено историческими особенностями развития общества, своеобразием тех илииных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которыеони ставят перед собой, и еще рядом других причин.
Все существующие теориипроисхождения государства по-разному отвечают на вопросы о причинах и путяхвозникновения государства. Рассмотрим самые известные теории, которые различаютгосударство и общество и выделяют происхождение государства и права в качествеспецифической проблемы.
1. Теологическая
Авторами данной теорииявляются Фома Аквинский (ХІІІ в.), Жак Маритен и другие религиозные деятели имыслители.
Это самая первая итрадиционная из существующих на сегодняшний день теорий происхождениягосударства.
Широкое распространениеполучила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция актуальна.Например, она представляет официальную доктрину Ватикана, сохраняет большоезначение в мусульманских странах.
Суть этой теории в том,что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Государство– это практическое воплощение власти Бога на земле. Бог наделяет властьюправителя государства и дает ему абсолютную власть над подданными. Признаетсяналичие двух центров власти: светской и духовной, каждая из которых дарованаБогом. Именно в рамках этой теории появилась концепция о некоторыхбогоизбранных народах, благословенных на выполнение особой миссий.
Теологическая теорияотстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщегоподчинения государственной воле как власти от Бога, зависимости самогогосударства от божественной воли, которая реализуется через Церковь и другиерелигиозные организации.
Теологическую теориюнельзя точно и сразу ни доказать, ни опровергнуть. Вопрос об ее истинностирешается вместе с вопросом существования Бога. Но в научном отношении даннаятеория весьма уязвима. Исторические факты показывают, что государство создаетсяне Богом, а людьми.
2. Патриархальная
Первоначальными авторамипатриархальной теории являются греческие философы Аристотель и Платон. Позжеэту теорию развивали Фильмер, Г. Мэн, Н. К. Михайловский.
Смысл данной теориисостоит в том, что государство возникает из развивающейся из поколения впоколение семьи. Власть монарха в государстве – это естественное продолжениевласти отца в семье. Он заботится о членах своей семьи, а они обязаныбеспрекословно подчиняться, проявлять свое послушание.
В настоящее времясовременная наука опровергает положения патриархальной теории. Во-первых, нетисторических свидетельств о происхождении государств, таким образом несуществует. Во-вторых, семья и государство выполняют в обществе различныефункции. Функция семьи – воспроизводство рода, а функции государства –обеспечение безопасности населения, устранение конфликтов и др. В-третьих, впатриархальном обществе быстро утрачиваются родственные связи.
Но все же семьяопределенным образом влияет на процесс возникновения государства, она создаетпредпосылки для этого.
3. Договорная
Идеи этой теории возниклиеще в древности (учение Мо-цзы (буддизм), сочинения Этекура, Тита Лукреция Кара(античные философы). Но все таки авторами этой теории принято считатьраннебуржуазных мыслителей. Это Б. Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан ЖакРуссо, П. Гольбах, А. Н. Радищев, Г. Гроцкий.
Договорная теорияпредполагает, что государство возникло в результате общественного договора оправилах совместного проживания. Считается, что было время, когда не было нигосударства, ни права. Жан Жак Руссо называет это время «золотым временем», т.к. была неограниченная свобода, каждый делал то, что хотел, люди жили всоответствии со своими естественными правами. Но в процессе развития обществапоявились насилие и беспорядок. Чтобы это все устранить, обеспечить нормальнуюжизнь, защитить права каждого человека, люди объединились и заключили междусобой определенный договор. Суть этого договора заключается в том, что частьсвоих прав, присущих людям от рождения, они передают государству как органу,представляющему и защищающему их общие интересы. Государство же должнообеспечить права человека, в противном случае народ совершит революцию.Общественный договор представляет собой не какой-то конкретный документ, аопределенное состояние общества.
Под влиянием даннойтеории сформировалась государственность США. Однако у нее много недостатков.Главным из них является то, что обычные, простые люди не могли построитьгосударство, т. к. государство – это весьма и весьма сложный механизм. Такжеэта теория игнорирует материальные и экономические предпосылки возникновениягосударства.
4. Теория насилия
Возникла в ХІХ веке.Согласно данной теории, государство – это результат завоевания. Теория насилиясостоит из двух теорий:
а) Теория внешнегонасилия
Авторы – К. Каутский, Л.Гумплович.
Эта теория предполагает,что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых ибеззащитных племен более сильными и организованными. По мнению авторов, именноплемена впоследствии превратились в классы и сословия.
б) Теория внутреннегонасилия
Ее автор – Е. Дюринг.
По его мнению,государство возникает как результат насилия одной части общества над другой,большинства над меньшинством.
В целом теория насилияпроповедует культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народовдругими.
Ее авторы пытаютсядоказать, что при дальнейшем развитии общества все государство превращается винструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага каксильных, так и слабых.
Если проанализироватьтеорию насилия, то можно понять, что она описывает один из частных случаеввозникновения государства. Например, эта теория была воспринята нацистскойГерманией как официальная идеология, также она имела место при возникновениивенгерского государства.
5. Психологическая
Психологическая теориявозникла в ХІХ веке. Ее авторы – это французский ученый Г. Тард и русскийученый Л. И. Петражицкий. Они объясняют возникновение государства проявлениемсвойств человеческой психики, потребностью индивида жить в обществе, вколлективе, потребностью человека к поиску авторитета. Этот авторитет выдаетуказания, которым следуют все остальные. У одних людей есть потребностьповелевать, а у других – подчиняться.
По мнению создателей этойтеории, осознание людьми справедливости определенных моделей поведения вобществе и есть причина возникновения государства.
Для обоснования своейидеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимостичеловеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политическихдеятелей, царей, королей и других лидеров.
Основной недостаток этойтеории заключается в том, что человеческая психика не первична по отношению ксоциально-политической действительности, а наоборот, формируется под еевоздействием. Но все таки свойства человеческой психики оказывают определенноевлияние на социальные закономерности.
6. Классовая (марксистская,социально-экономическая, историко-материалистическая)
Возникла в ХІХ веке. Еесоздателями являются Л. Морган, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин, Г. В.Плеханов.
Основная идеямарксистской теории заключается в непримиримости классов, вследствие которогоэкономически господствующий класс создает государство для принуждения своихконкурентов. Государство рассматривается как инструмент группового насилия,аппарат власти, господства и управления общественными процессами в интересахопределенного класса. Государство возникает там и тогда, где и когда происходитразделение общества на классы.
Основным недостаткомклассовой теории является недооценка конкретно-исторических и региональныхособенностей, а также других факторов, влияющих на возникновение государства.
Данная теория лежала воснове идеологических установок большевиков, пришедших к власти в России воктябре 1917 года. Именно они стали основой официальной идеологии советскогообщества.
7. Органическая
Появилась эта теория вХІХ веке в связи с успехами естествознания. Ее создателем является английскийученый Г. Спенсер. В соответствии с органической теорией само человечествовозникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему.Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественногоотбора (борьба с соседями) в единый организм – государство.
Данной теориейгосударство рассматривается в виде произведения сил природы, непостижимогобиологического существа, а не в виде продукта общественного развития.Государство ассоциируется с живым организмом, в котором правительствоосуществляет роль мозга и т. п.
В настоящее времяорганическая теория не имеет распространения, т. к. с научной точки зрения онанесостоятельна.
8. Спортивная
Автором спортивной теориипроисхождения государства является испанский ученый Хуан Ортега–и–Гасет.
Суть данной теориисостоит в том, что усложняющееся физическое воспитание подрастающего поколениясыграло главную роль в возникновении государства. У первобытных народовсуществовал обряд посвящения юношей в мужчины, которым занимались специальносозданные органы. Функции эти органов были схожи с функциями государства.Впоследствии эти органы и переросли в государство. В основе спортивной теориилежат исторические факты Древней Греции. Однако Греция – единственная страна, ввозникновении которой спортивная теория имела место.
9. Расовая теория
Ее основателями считаютсяфранцуз Ж. А. де Гобино и немец Ф. Ницше. Согласно этой теории государствопоявляется в результате разделения общества на высшие и низшие расы, ононеобходимо для господства одних рас над другими.
Расовая теория носитскорее политический, чем научный характер. Она фашистами для объяснения праваарийской расы на захват и уничтожение других народов. В современной наукерасовая теория полностью опровергается, т. к. с позиций нравственных ценностейнет никаких оснований для деления рас на высшие и низшие.
10. Ирригационная
Ее автор, немецкий ученыйК. Витфогель, предполагает, что государство возникло в результате осуществленияобществом работ по созданию оросительных каналов, ирригационных сооружений.
Эта теория разработана наоснове исторических фактов. В отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай)это действительно имело место, но если говорить о происхождении государств вцелом, то эта теория явно далека от истины.
11. Инцестная (половая)
Появилась в ХІХ веке.Основоположником этой теории является французский этнограф и социолог К.Леви-Строс. В основе этой теории лежит предположение, что причинойпроисхождения государства является запрет кровосмешения между родственниками(запрет инцеста). Контроль за соблюдением этого запрета был возложен наспециальный орган, который впоследствии стал выполнять государственные функции.
Данная теория основана наисторическом факте перехода от эндогамных половых отношений к экзогамным.Инцестная теория не имеет научного подтверждения, т. к. первобытные люди немогли осознать все отрицательные последствия кровосмешения.
12. Диффузная
Ее автором являетсяГребнер. Эта теория предполагает, что государство возникает в результатепередачи опыта управления от одних народов к другим. Термин «диффузия»происходит от латинского слова diffusio – распространение.
Об истинности этой теорииможно сказать, что передача опыта действительно существовала, но теория не объясняет,почему и как государство появилось впервые.
13. Патримониальная
Основатель этой теории,А. Галлер, считал, что государство произошло от права собственника на землю(патримониум). Право владения землей распространилось и на проживающих на нейлюдей.
Все эти теориипроисхождения государства ограничены, они субъективны. Происхождениегосударства невозможно объяснить, выделяя в качестве причины какой-то одинфактор. Именно поэтому современные подходы к этому вопросу выдвигают рядфакторов: экономические, экологические, демографические, психологические,внешние и другие. Только совокупность различных факторов способна объяснитьтакой сложный процесс, как возникновение государства.
Юридическая картинасовременного мира состоит из национальных правовых систем. Национальнаяправовая система – это конкретно-историческая совокупность права(законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологииотдельного государства.
На сегодняшний день вмире насчитывается около двухсот национальных правовых систем, которыеобъединяются в правовые семьи.
Таким образом, правоваясемья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общностиисточников, структуры права и исторического пути его формирования. Правовыесемьи можно классифицировать по различным критериям: историческим,идеологическим, материально-правовым, расовым, религиозным, этническим и т. д.Но традиционная, главная классификация опирается на национально-исторические июридические признаки. По ним можно выделить следующие основные правовые семьи:
1. Романо-германская (континентальная)
Корни этой правовой семьиуходят в римское право (І в. до н. э. – ΥІ в. н. э.). Начиная с ХІХ века встранах романо-германской правовой семьи основным источником права являетсязакон. Там существуют писаная конституции, за нормами которых признается высшаяюридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции законов иподзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебногоконтроля за конституционностью обычных законов. Законодатель (органгосударственной власти) осмысливает общественные отношения, обобщает социальнуюпрактику, повторяющиеся ситуации и формулирует в законах права и обязанностидля граждан и организаций.
Различают триразновидности закона:
— кодексы (уголовные,гражданские, уголовно-процессуальные и т. д.);
— специальные законы(текущее законодательство);
— сводные тексты норм;
На суд возлагаетсяобязанность точной реализации общих норм в конкретных судебных иадминистративных решениях. Это обеспечивает единообразие судебной илиадминистративной практики в масштабе всего государства.
Судья, решая то или иноеюридическое дело, строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где рольиграет норма. Чтобы правильно применить норму, судья должен вникнуть в ситуацию.Если судья совсем не находит правовой нормы для решения данного дела, то оноказывается перед следующим выбором:
а) совсем отказаться отрассмотрения этого дела;
б) исходя из общихпринципов национальной правовой системы установит новую норму (правило)поведения;
в) истолковать сходнуюдействующую норму так, чтобы распространить ее на данное дело, положив в основусвоего решения (приговора);
Так как суд не можетотказаться от рассмотрения дела из-за неясностей в законе, он применяет общиепринципы права.
Общие принципы права –это отправные, исходные начала правовой системы, которые являются выражениемсправедливости в том виде, в каком она понимается обществом в конкретныйисторический промежуток времени. Таким образом, судья принимает такое решение,которое учитывает интересы сторон и отвечает принятым в обществе нормамсправедливости.
К странам, входящим вромано-германскую правовую семью, можно отнести Францию, Италию, Испанию,Бельгию, Швейцарию и другие страны.
2. Англосаксонская (семьяобщего права)
Периодом становленияданного права принято считать Х – ХІІІ вв.
В англосаксонскуюправовую семью входят Англия, Ирландия, Канада, США, Австралия, Новая Зеландияи еще ряд других государств.
Основным отличием даннойправовой семьи от романо-германской является то, что здесь основным источникомправа считается не закон, а судебный прецедент.
Англосаксонское право –это право судебной практики, в рамках которой судьи не только применяют, но исоздают нормы права. Однажды вынесенное решение является нормой для всехпоследующих рассмотрений аналогичных дел. При принятии решения по какому-либоюридическому делу судья руководствуется нормами уже сложившихся отношений.Совокупность этих решений (прецедентов) обязательна для всех судов и такимобразом составляет систему общего права.
Англосаксонское праводелает акцент на процессуальных нормах, формах судопроизводства, источникахдоказательств, поскольку они одновременно составляют механизмы иправообразования и правореализации.
Важный признак общегоправа – автономия судебной власти. Она не зависит и не связана с любой другойвластью в государстве. Это проявляется в отсутствии прокуратуры иадминистративной юстиции.
В настоящее время встранах англосаксонской правовой семьи наряду с общим правом широкое развитиеполучило статутное право (законодательство), источником которого являются актыпредставительных органов. Это свидетельствует о процессе эволюции даннойправовой семьи, однако Англия, например, сохраняет исходные принципы с ХІІІвека до сегодняшних дней.
3. Социалистическаяправовая семья
В качествесамостоятельной правовой семьи выделилась сравнительно недавно. Ранее страны,принадлежащие к данной правовой семье (бывший СССР, социалистические страныЕвропы (ГДР, Чехословакия и др.), Азии (Китай, Северная Корея), ЛатинскойАмерики (Куба), входили в романо-германскую правовую семью. Они и сейчассохраняют некоторые ее черты и особенности.
Социалистическая правоваясемья имеет свои особенности, обусловленные явно выраженным классовымхарактером. Основной источник социалистического права – революционныенормативно-правовые акты, выражающие волю трудящегося народа, руководимогокоммунистической партией. Фактически все эти нормативно-правовые акты защищалиинтересы партийно-государственного аппарата. Право носит императивный характер,имеет тесную связь с государственной политикой, оно обеспечивается партийнойвластью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.
Суд остается инструментомв руках правящего класса (группы), он обеспечивает его господство и охраняетего интересы. Судебная ветвь власти даже не претендует на контроль надисполнительной и законодательной. Контроля за конституционностью законов такжене существует.
В настоящее время вправовой системе России и других государств, входивших в социалистическуюправовую семью, произошли существенные изменения. К ним можно отнестиследующее:
— демократизация;
— сближение сромано-германской правовой семьей;
— обновлениезаконодательства:
— обеспечениеверховенства закона;
— защита прав и свободчеловека и гражданина;
— появление плюрализма вэкономике, политике и идеологии.
4.Религиозно-традиционная правовая семья
Сюда входятмусульманское, индусское и африканское право.
а) Мусульманское право
Мусульманское правоосновывается на религиозных нормах, на системе исламского вероучения.
Основными источникамимусульманского права являются:
— Коран
Это священная книгаислама, состоящая из высказываний пророка Магомета. В ней есть как обряды ипроповеди, так и установления нормативно-юридического характера.
— Сунна
Это мусульманскоепредание, рассказывающее о жизни пророка, сборник норм и традиций, которыеслужат образцами для мусульман.
— Иджма
Это комментарии ислама,составленные докторами мусульманской религии. Данные комментарии восполняютпробелы в религиозных нормах.
— Кияс
Это правила примененияшариата к новым жизненным ситуациям по аналогии.
Мусульманское правосформировалось в средние века. Для него характерны следующие черты:
— архаистичность;
— казуистичность;
— отсутствиесистематизации норм. Это восполняется принятием законов в настоящее время.
б) Индусское право
Оно тесно связано срелигией – индуизмом. В эту систему обряды, верования, мораль, философия,нормативно закрепляющие определенный образ жизни и устройство общества. Индуизмсформировался в глубокой древности (около двух тысяч лет назад), однакосохранил свое регулирующее значение до настоящего времени, особенно в семейныхи наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. п.
в) Африканское право
Африканская правоваясемья на продолжении многих веков объединяла правовые системы обычного права.Но после колонизации Африки в ХІХ веке здесь распространились правовые системыколониальных держав – Франции, Бельгии, Португалии, Англии. В результатевозникла тройственная система колониального права, состоявшая из праваметрополий, законов, законов, изданных колониальными администрациями, иобычного права, которое впоследствии постепенно вытеснялось и ограничивалось.
Современный этап развитияафриканской правовой семьи по-прежнему характеризуется «правовоймногослойностью».
Главной тенденциейразвития религиозно-традиционной правовой семьи в настоящее время являетсяусиление роли закона как источника права. Однако значение религиозных итрадиционных норм нисколько не снижается, они даже наоборот – возрождаются.Особенно это характерно для исламских государств.
Общие черты в теорияхпроисхождения государства
а) Патриархальная исоциально-экономическая
По моему мнению, сходствопатриархальной и социально-экономической теорий происхождения государствасостоит в том, что в обеих теориях есть господствующая элита. В патриархальнойтеории это единоличный правитель, монарх, повторяющий власть отца в семье, а всоциально-экономической – господствующий класс. И в том и в другом случаеправящая элита полностью подчиняет себе все остальное общество. Основная частьнаселения выполняет указания и распоряжения этих лидеров, проявляетбеспрекословное послушание.
б) Теологическая и теориянасилия
На мой взгляд, сходстводанных теорий происхождения государства состоит в следующем. В теологическойтеории отстаиваются идеи всеобщего подчинения Божественной власти, ее создателиутверждают, что если все население будет выполнять волю Бога, то всем будетхорошо. А в теории насилия предполагается, что государство, которое возникаетпри завоевании слабых сильными, является инструментом для создания всеобщейгармонии, счастья, блага и сильных, и слабых.
Таким образом, общаячерта этих различных теорий – построение гармонии, создание благополучия длявсего населения государства.
Государство возникает какзакономерный, объективно обусловленный результат естественного развитияпервобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и преждевсего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности трудаи появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структуробщества, специализация управления, а также изменения в нормативномрегулировании, отражающее объективные процессы. Эти направления развитияобщества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяетвозможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те,в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное жерегулирование отражает происходящие изменения и в определенной степениспособствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех,которые выгодны для общества или господствующей верхушки.
Государство можетвозникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровняэкономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.
Что же касается правовыхсемей современности, то их совершенствование, эволюцию можно увидеть налицо.Англосаксонская правовая система развивает в своем составе статутное право(законодательство). Традиционно-религиозная правовая семья также изменяется.Вместо религиозно-нормативных норм, нигде и никем не закрепленных, появляютсяопределенные юридические нормы, прописанные в конституциях, законах иподзаконных актах. Социалистическая правовая семья изменилась, наверное, болеевсех остальных. В странах, принадлежащих к ней, сменились идеология, экономика,уровень жизни населения. Эти страны вступили на путь демократизации, установиливерховенство закона, признали высшей ценностью права и свободы человека игражданина.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Теория государства и права. Курслекций; под редакцией Н.Н.Матузова и А.В.Малько; 2-е издание, переработанное идополненное; Москва, Юрист, 2000
2. Общая теория права и государства.Учебник; под редакцией В.В.Лазарева; 3-е издание, переработанное и дополненное;Москва, Юрист, 2000
3. Теория государства и права;А.В.Клименко, А.В. Румынина; Москва, Мастерство: Высшая школа, 2000