Содержание
Введение
1. Статус судебного пристава-исполнителя
2. Обязанности судебного пристава-исполнителя
3. Полномочия прокурора и организация работы понадзору за исполнением законов судебными приставами
4. Проведениепроверок исполнения законовсудебными приставами
Заключение
Список используемой литературы
Введение
По мере становления российской государственности проявляется тенденция сохранения и укрепления позиций отечественной прокуратуры как многофункционального органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в различных сферах общественных отношений, в том числе и в сфере исполнения законов судебными приставами-исполнителями. Реформирование системы исполнения судебных постановлений, принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», образование независимой от суда службы судебных приставов в структуре Министерства юстиции Российской Федерации способствовало наделению органов прокуратуры новой функцией надзора за исполнением законов судебными приставами. Неудовлетворительное состояние исполнительного производства, рост обращений взыскателей о нарушениях законодательства, допускаемых в процессе совершения исполнительных действий требуют особого внимания со стороны органов прокуратуры. С каждым годом увеличивается количество заявлений граждан и юридических лиц в суды на действия судебных приставов-исполнителей. Основными причинами нарушения исполнительного законодательства судебными приставами-исполнителями являются: слабая профессиональная подготовка; недостаточно ответственное, а порой, и безответственное отношение к исполнению своих служебных обязанностей; серьёзные упущения и просчёты в работе с кадрами со стороны главных судебных приставов субъектов Российской Федерации. Многочисленные нарушения законодательства об исполнительном производстве судебными приставами-исполнителями требуют совершенствования прокурорского надзора, в том числе за исполнением судебных постановлений по гражданским делам, в целях защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц, соблюдения государственных интересов.
1. Статус судебного пристава-исполнителя
Законодательство, определяющее особенности статуса судебного пристава-исполнителя и отличающие его от других государственных служащих, представлено правовыми нормами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Отдельные аспекты статуса судебного пристава-исполнителя определяют управленческие акты Министерства юстиции Российской Федерации.
Государственная служба судебных приставов-исполнителей проходит в органах юстиции субъектов РФ, точнее, в подразделениях судебных приставов – районных, межрайонных или иных (соответствующих административно-территориальному делению субъектов РФ). Система таких подразделений образует Службу судебных приставов.
Вышестоящими должностными лицами, осуществляющими контроль над действиями судебного пристава-исполнителя, являются:
1) старший судебный пристав подразделения, в котором состоит на службе судебный пристав-исполнитель
2) главный судебный пристав субъекта РФ как вышестоящий руководитель подразделения судебных приставов
3) главный пристав РФ, который соответственно своему уровню организует и контролирует работу всей службы судебных приставов.
Основная задача судебного пристава-исполнителя состоит в своевременном, полном и правильном исполнении судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующий бюджет денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от них. Целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций.
Сфера деятельности судебного пристава-исполнителя охватывает не все направления исполнительного производства. Во-первых, в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками (и иными кредитными учреждениями). Во-вторых, названный Закон предусматривает случаи, когда требования судебных актов и актов других органов могут исполняться также и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Не только Служба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя.
При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав-исполнитель выступает как представитель исполнительной власти, требования и указания которого являются обязательными для всех, к кому они обращены (для органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ). Только он обладает особым правомочием – от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требование исполнительного листа или требования судебного пристава-исполнителя.
Компетенция судебного пристава-исполнителя характеризуется признаком территориальности, как по общему правилу исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов. Исключение предусмотрено ст. 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия на другой территории с согласия соответствующей Службы судебных приставов. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются, исполнительный документ должен быть принят теми, кому он направлен.
С уведомлением Главного судебного пристава субъекта РФ должны разрешаться вопросы направления исполнительных документов для дальнейшего исполнения их в других подразделениях службы судебных приставов одного субъекта РФ. При возникновении необходимости перенести исполнение на территорию другого субъекта РФ данный вопрос разрешается по согласованию главных судебных приставов соответствующих субъектов, а в особо сложных случаях – по согласованию с Главным судебным приставом РФ.
2. Обязанности судебного пристава-исполнителя
В соответствии со своими функциями судебный пристав-исполнитель наделяется следующими обязанностями:
1) Обязанность принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, оценивать их законность. Исполнительный документ от суда (или иного органа, его выдавшего) либо от взыскателя принимается к исполнительному производству, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, судебный пристав-исполнитель вправе просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения.
2) Обязанность возбуждать исполнительное производство. Возбуждение исполнительного производства, как и большинство иных действий судебного пристава-исполнителя, оформляется вынесением соответствующего постановления. При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно направить запросы с целью получения необходимой информации об имущественном положении должника. Такие запросы направляются в соответствующие органы субъекта РФ, а именно:
Ø в налоговые органы – об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности, а также в случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе юридическому адресу – о новом его адресе;
Ø в государственную инспекцию безопасности дорожного движения – о принадлежащем должнику автотранспорте;
Ø в органы государственной регистрации недвижимости и сделок с ней – о принадлежащем должнику недвижимом имуществе;
Ø в регистрационную палату – для уточнения юридического адреса и организационно-правовой формы должника.
Копии направленных запросов являются материалами исполнительного производства и в нем хранятся. В процессе исполнения судебный пристав-исполнитель взаимодействует не только со сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), их представителями, но также с прокурором, осуществляющим надзор за исполнением, и другими участниками исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель имеет право вызывать граждан и должностных лиц по находящимся у него на исполнении исполнительным документам как в подразделение судебных приставов к своему месту службы, так и к месту совершения исполнительных действий. При уклонении вызываемого от явки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о его приводе (ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Судебный пристав-исполнитель имеет право требовать предоставления объяснений, выдачи справок, давать указания гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, о выполнении конкретных действий. Все устные указания должнику или взыскателю, запросы, поручения, объяснения целесообразно оформлять телефонограммой или справкой с указанием даты, времени, Ф.И.О. и должности лица, получившего такое указание и давшего ответ. Справка или телефонограмма подписывается судебным приставом- исполнителем.
Судебный пристав исполнитель в соответствии со ст. 29, 31, и 33
Федерального закона «Об исполнительном производстве» обязан предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства или снять с них копии. Он должен подготовить выписки документов, разъяснить сторонам их права и обязанности, сроки и порядок обжалования ими действий судебного пристава-исполнителя, рассмотреть их заявления и ходатайства.
Приняв исполнительный документ и возбудив исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель для облегчения своей работы должен составить план дальнейших действий, согласовав его при необходимости со страшим судебным приставом.
3) Обязанность совершать предусмотренные законодательством исполнительные действия. Судебный пристав-исполнитель единолично определяет, какие исполнительные действия следует совершать в каждом конкретном случае. В ходе их совершения он имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или ему принадлежащие, проводить их осмотр или их вскрытие, а на основании определения суда – совершать аналогичные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащим им.
Судебный пристав-исполнитель вправе арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество (за исключением имущества, изъятого из оборота), налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, использовать нежилые помещения находящиеся в муниципальной или иной собственности, для временного хранения изъятого имущества. Он может, с согласия собственника, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества (понесенные при этом расходы относятся на счет должника).
Периодические проверки работодателей на предмет правильности взыскания с должников сумм по исполнительным документам и своевременности их перечисления взыскателям, а также ведение в этой части финансовой документации – одно из важных полномочий судебного пристава-исполнителя. С целью своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель может давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.
Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка – одно из самых ответственных действий судебного пристава-исполнителя, поскольку ранее розыск мог объявить только суд и лишь по некоторым категориям дел, а объявление розыска имущества должника и ребенка не предусматривалось вообще. В настоящее время предусмотрены обязательные и факультативные виды розыска.
Судебный пристав-исполнитель по инициативе должника или по собственной инициативе может отложить осуществление исполнительных действий, но не более чем на десять дней. Иные процедурные вопросы исполнения разрешаются судом. К таким вопросам Федеральным законом «Об исполнительном производстве» отнесены:
ü восстановление пропущенного срока и предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 16);
ü разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего толкованию (ст. 17);
üотсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка исполнения (ст. 18);
üотложение исполнительных действий (ст. 19);
üприостановление и прекращение исполнительного производства (ст. 20–25).
Существенное значение имеет право судебного пристава-исполнителя взыскивать с должника расходы на совершение исполнительских действий, а в случае уклонения должника от добровольного исполнения судебного решения взыскивать также исполнительский сбор. Взысканные суммы перечисляются судебным приставом-исполнителем на текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов. Однако распоряжение средствами, поступившими на указанный счет, осуществляется старшим судебным приставом.
4) Обязанность применять меры воздействия к недобросовестным должникам, а также к должностным лицам всех органов и организаций, физическим лицам в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.
Судебный пристав-исполнитель может штрафовать любое лицо, не исполняющее требования исполнительного документа неимущественного характера. Штраф может быть наложен также за невыполнение законных требований самого судебного пристава-исполнителя, а если в таком невыполнении имеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вправе внести в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируемый столь широкими полномочиями, с одной стороны, позволяет судебному приставу-исполнителю принимать самостоятельные решения по совершению большинства исполнительных действий. С другой стороны, он требует ответственного подхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого соблюдения законности.
3.Полномочия прокурора и организация работы по надзору за исполнением законовсудебными приставами
Надзор заисполнением законов судебными приставами является новым направлениемпрокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательныхактов – федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118 – ФЗ «О судебныхприставах» и от 21 1997 г. №119 – ФЗ «Об исполнительном производстве».
Служба судебныхприставов согласно ст. 5 Закона о судебных приставах – структурноеподразделение Министерства юстиции РФ и возглавляется заместителем министерстваюстиции – Главным судебным приставом РФ.
В её составвходят:
ü департаментсудебных приставов Минюста России;
ü службасудебных приставов Управления военных судов Министерства России;
ü службасудебных приставов органов юстиции субъектов Федерации;
ü подразделениясудебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов пообеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов –исполнителей.
При этомзакон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организациидеятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, ВерховномСуде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ с федеральными конституционными законамиоб этих судах.
Функциональносудебные приставы подразделяются на 2 категории:
· приставовпо обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанностикоторых закреплены в законе о судебных приставах;
· приставов– исполнителей которые помимо названного Закона руководствуются в своейдеятельности Законом об исполнительном производстве.
Данноеразделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроровпо надзору за исполнением законов судебными приставами.
Основнойзадачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставамиявляется обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав изаконных интересов физических и юридических лиц, относительно которых былиприняты судебные решения.
Прокурорскийнадзор за исполнением законов судебными приставами способствуетсовершенствованию их деятельности, а стало быть обеспечению установленногопорядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в своюочередь положительно сказывается на авторитете судей.
Компетенцияпрокуроровпо надзору за исполнением судебными приставами определяется системой судов,за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельностьсудебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов иосуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции иарбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзорза исполнением законов судебными приставами, входящими в систему Управлениявоенных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.
Прокуроры ввправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами всоответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могутони также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставамивышестоящим службам судебных приставов.
В ст. 3Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставовобозначены как органы принудительного исполнения. Данное обстоятельство имеетважное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров,осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, посколькувозможен выход последних за рамки предоставленных им законных полномочий, чтоможет затрагивать и законные интересы участников исполнительного процесса.
В случаепоступления в прокуратуры жалобы на действия (бездействия) судебногопристава- исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицодля дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебногопристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесениепостановления о возбуждении производства об административном правонарушении.
Прокурортакже вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) дляизучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются узаявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительногопроизводства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебногопристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основаниемдля возбуждения прокурором производства об административном правонарушении.
Исполнительныйпроцесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числадействий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленногозаконом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебныхприставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставамивыносятся отдельные процессуальные документы.
Согласно ст. 46Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственныйвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностныхлиц могут быть обжалованы в суд.
Принимая вовнимание объективную загруженность судов делами различных категорий иотсутствие в силу этого реальных гарантий рассмотрения жалобы в установленныйгражданско-процессуальным законом в 10 – дневный срок, представляется болееэффективным реагирование на незаконные постановления посредством принесенияпрокурором протестов в случае несоответствия вынесенного постановлениятребованиям закона. При этом прокурор вправе направить протест на незаконноепостановление судебного пристава – исполнителя вышестоящему должностному лицу.Условием эффективности принятия этой меры реагирования является своевременностьее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного постановления прошелнезначительный период времени.
В случаях,когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона обисполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные свынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшемусудебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальноеподразделение судебных приставов либо в службу судебных приставов субъектаФедерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, имспособствующих, а также поставить вопрос о применении к судебнымприставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представлениепрокурора может быть вынесено и по результатам обобщения несколько обоснованных(удовлетворительных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушенияпроцессуального характера носят систематический характер.
В случаевыявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер – уголовнонаказуемых деяний и относящихся, как правило к числу должностных преступлений,прокурор возбуждает а соответствии с требованиями уголовно – процессуальногозаконодательства уголовное дело.
Всоответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.01.1999 г. №1/7«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществленииполномочий судебными приставами» надзор рекомендуется возложить:
ü наструктурные подразделения прокуратур по надзору за исполнением законов изаконностью правовых актов и прокурорских работников, отвечающих за этотучасток работы – осуществление надзора в части соблюдения законов приосуществлении судебными приставами своих функций как при обеспеченииустановленного порядка деятельности судов, так при исполнении судебных актов иактов других органов; исполнение законов, регламентирующих возбуждениеисполнительного производства.
ü структурныеподразделения прокуратур по надзору за законностью постановлений судов погражданским делам и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы,– осуществление надзора в части соответствия законом постановлений судов общейюрисдикции по вопросам исполнительного производства;
ü структурныеподразделения прокуратур по обеспечению участия прокуроров в арбитражномпроцессе – рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле в части проверкизаконности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных позаявлениям на действия судебных приставов – исполнителей по исполнению исполнительныхдокументов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанныхдействий;
ü следственныеподразделения прокуратур и следователей – разрешение заявлений и сообщений осовершенных или подготовляемых судебными приставами преступлений приосуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений.
Проверкиисполнения судебными приставами в структурных подразделениях – департаментесудебных приставов Минюста России, службах судебных приставов органов юстициисубъектов Федерации, Управления военных судов Минюста России, в районных,межрайонных и им соответствующих подразделений судебных приставов прокурорымогут проводить систематически в плановом порядке. Это связано с вынесениемзначительного количества правовых актов (постановлений, актов и других),которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законныеинтересы физических и юридических лиц. Своевременное выявление прокуроромнезаконных решений, вынесенных судебными приставами, предупреждает наступлениевредных последствий.
Очередностьпроведения названных проверок каждая прокуратура устанавливает самостоятельно,исходя их состояния законности в деятельности судебных приставов, общего объемаработы прокуратуры и ряда других факторов. В первую очередь и при наличии возможностинезамедлительно должны проводиться проверки со сведениями о нарушении законовсудебными приставами.
Сведения опротивоправных действиях судебных приставов или их бездействии прокурором могутбыть получены из жалоб и заявлений граждан, права и интересы которых былиущемлены, официальных сообщений руководителей разного рода органов(предприятий. учреждений, организаций), из средств массовой информации. Ценнойинформацией могут обладать судебные, налоговые и финансовые органы юстиции, банковскиеучреждения.
В своейоснове организация работы по надзору за исполнением законов судебнымиприставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.
4. Проведениепроверок исполнения законов судебными приставами
Передначалом проверки в соответствующем суде и территориальном органе Министерстваюстиции РФ следует ознакомиться с жалобами и заявлениями на действия судебныхприставов. Необходимо также проанализировать жалобы, заявления, а такжеофициальные письма руководителей разного рода органов на действия судебныхприставов, поступившие в прокуратуру. Это позволяет определить содержание(характер) предстоящей проверки, ее объем. В зависимости от характера сведенийо нарушении законов, допущенных судебными приставами, каждая проверка носитиндивидуальный характер.
В началепроверкитщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушенияхзаконов, допущенных судебными приставами.
Необходимоознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе и истребовать материалы, которыенадлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящейкорреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственноисполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию суммвременных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска ихродителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом исполнителем в стадииисполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебныхприставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам –исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявленияи переписка по ним; отчетно-статистические документы и т.д.; различныепостановления и акты.
Путемперечисления и многих других материалов, бесед с работниками службы прокурор, вчастности, выясняет:
Þ налаженли в службе учет исполнительных документов, т.е. судебных актов и актов другихорганов, подлежащих принудительному исполнению;
Þ соблюдаетсяли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительногопроизводства и нет ли факторов уклонения судебных приставов от возбужденияисполнительных производств;
Þ своевременноли (не позднее) направляются копии постановлений о возбуждений исполнительногопроизводства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавшийисполнительный документ исполнительный документ (исполнительный лист, судебныйприказ, постановление и т.д.);
Þ всели предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целяхобеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имуществадолжника, наложение ареста на его имущество;
Þ принимаютсяли меры и какие конкретно к розыску скрывшихся должников и розыску имуществадолжников;
Þ соблюдаетсяли двухмесячный срок совершения исполнительных действий;
Þ соответствуютли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они правасоответствующих физических и юридических лиц и, в частности, не превышают лиони свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованногоимущества, применении штрафных санкций;
Þ назаконном ли основании приостанавливаются исполнительные производства иоткладываются исполнительные действия;
Þ регистрируютсяли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваютсяи разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.
Выше былиперечислены лишь некоторые вопросы, выясняемые прокурором в ходе проверок.
Проверкипрокурором могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышенииполномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельностисудов в особенности при применении ими физической силы, специальных средств иогнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применениясудебными приставами огнестрельного оружия, повлекшие человеческие жертвы(гибель и ранения людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предметустановления законности применения оружия.
Заключение
Даннаяконтрольная работа состоит в том, что она посвящена проблемам прокурорского надзораза исполнением законов судебными приставами-исполнителями при исполнениисудебных постановлений по гражданским делам. Сделана попытка датьтеоретико-правовое обоснование данного надзора, его отличие от судебногоконтроля и контроля органов юстиции, обосновать необходимость данного надзора.
ПрокуратураРоссийской Федерации от имени Российской Федерации осуществляет надзор засоблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующихна территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации»). Задачами деятельности прокуратуры являются:обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прави свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества игосударства (п. 2 ст. 1 Федерального закона). Защита прав и свободчеловека и гражданина предопределена положениями ст. 2 КонституцииРоссийской Федерации, из которой следует, что человек, его права и свободыявляются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина-обязанность государства. Данная правозащитнаядеятельность является принципиально новым назначением прокуратуры, поскольку вранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставилась задача охраныи защиты интересов государства. В зависимости от конкретных видов поднадзорнойдеятельности единый по существу надзор разделяется на ряд отраслей со своимисобственными задачами. Задачи каждой отрасли вытекают из общих целейпрокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укреплениязаконности, защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, ониобусловлены своеобразием объекта и предмета надзора. В соответствии с этимправовые средства и методы деятельности прокуроров в каждой отрасли имеют какобщие черты, так и свои особенности.
Списокиспользуемой литературы
1. Конституция РФ. Научно– практический Комментарий М.: Юрист 1997 г.
2. Винокуров А.Юпрокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами. Проблемы организацииправового обеспечения М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
3. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорскийнадзор в РФ: Учебно-методическое пособие М.: Изд-во МНЭПУ, 2007 г.
4. Винокуров Ю.Е. УчебникПрокурорский надзор. М.: Юрайт-М. 2005 г.
5. Гражданский кодекс РФ(1,2 ч.) 2007 г.
6. Дьяченко М.С, Кудрин Ф.М. Прокуратура Р.Ф. 2006 г.
7. О прокуратуре РФ:Федеральный закон от 17.01.1992 г.С последующими изменениями идополнениями.
8. Об исполнительномпроизводстве: Федеральный закон от 21.07.1997 г. №119-ФЗ // СЗ ФЗ 1997 г.Ст. 3591
9. О судебных приставах:Федеральный закон от 21.07.1997 г. №118-ФЗ // РФ 1997 г. №30 ст. 3590.
10. Чувилева А.А. Прокурорскийнадзор в РФ. Курс лекций. Юрист 2003 г.