Реферат по предмету "Государство и право"


Суверенитет государства и свобода личности

РоссийскийГосударственный Социальный Университет
Юридическийфакультет
Кафедратеории и истории государства и права
 
Датарегистрации____________
№_________________________

«Суверенитет государства и свободаличности»

Курсовая работа по ТГП Студента 1-го курса
Громакова М. Ю.
Зачетная книжка № 3976 Группа № 3
Научный руководитель:
Булашов С.Н.
 
Москва 2005
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Глава №1.Суверенитет государства……………………………….4
1.1.Понятие и признаки суверенитета государства…………….4
1.2 Россия – субъектгосударственного суверенитета …………..9
 
Глава №2.Свобода личности……………………………………...12
2.1Защита права на свободу………………………………….........12
2.2 Защита прав на неприкосновенность личности………….....16
2.3 Юридическаязащита личности………………………………19
2.4 Защита права на равенство………………………………........22
Заключение…………………………………………………………..24
 
Списоклитературы…………………………………………………26
 
Введение
           Вданной работе я поставил перед собой две цели:
1)рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета напримере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязьсуверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом; 
2)рассмот­реть непосредственно конституционную защиту прав и свобод лич­ности поконституции РФ, используя доступные мне средства и ме­тоды, в том числе и методсравнительно-правового анализа.
В ходе работы были затронуты проблемысуверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристикасуверенитета Российской Федерации. А так же были рассмотрены  выявитьнедостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.
Для этих целей я использую такиеисточники как, прежде всего, Конституция Российской Федерации 1993, федеральныезаконы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати.А так же книга Француа Люшера «Конституционная защита прав и свобод личности»,и «Основы Конституционного права Рос­сийской Федерации» А.И. Коваленко. Общейтеоретической базой для меня явились такие ис­точники как «Теория государства иправа» (МЮИ, 1993 год) и «Идея правового государства: истоки, перспективы,тупики».
Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минималь­ную степеньнаучности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историкТацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность невозможна поопределению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочихсубъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я немогу не быть ограниченным своими ценностными сужде­ниями, что неизбежно,вопреки моим стараниям, отразится на со­держании данной работы.
Глава №1. Суверенитет государства
1.1. Понятие и признаки суверенитета государства.
 
Суверенитетгосударства — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иныхорганизаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободнорешать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международныхотношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве инезависимости государственной власти.
Верховенство государственной власти — характеризуется тем, что государственнаявласть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественныхотношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируютсяправом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властьюне может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами(исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно навыборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страныобозначает:
1) универсальность ее властной силы,которая распространяется на все населения, все партии и общественныеорганизации данной страны;
2) ее прерогативы;
3) наличие у нее таких средстввоздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.
Важнейшим выражением верховенства государственнойвласти является верховенство Конституции и законов государства на еготерритории. 
Единство государственной власти — один из основных принциповорганизации власти в государстве. Означает существование единой системы органовгосударственной власти, причём совокупная компетенция всей системыгосударственных органов охватывает все полномочия, необходимые дляосуществления функций государства. Предполагается также наличие в системеодного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальныегосударственные органы без исключения.
Независимость государственной власти означает самостоятельностьгосударства в отношении с другими государствами и независимость от всякойдругой власти внутри страны и вне ее, а также  исключительное, монопольноеправо свободно решать все свои дела.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
-  в универсальности – решения государственной властиобязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в даннойстране 
-   в прерогативе – возможность отмены и признанияничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а такжевозможность закрепления государственной властью любого проявления общественнойвласти (обычная, требования и др.)
-  в наличии специальных средстввоздействия,которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Суверенитет государства пополитической направленности подразделяется на внутренний и внешний,причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организацийвнешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычносуверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том,что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствамможно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали исуществуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.
Формальным суверенитет государства считаетсятогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силураспространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, неосуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительными добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место,например, по отношению к побежденному в войне государству со стороныгосударств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самимгосударством по взаимной договоренности с другими государствами, например, радидостижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитетограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передаютей часть своих суверенных прав.
Суверенитет государства пересекается с суверенитетомнарода (правом народа решать свою судьбу) и национальнымсуверенитетом (правом наций на самоопределение).
Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет,производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признаетее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «ГражданеРоссийской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государствакак непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане РоссийскойФедерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственнойслужбе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправленииправосудия».
А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны,что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства,(еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, непринадлежат истории1) и наоборот, процветание развитогодемократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своегонарода. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельнососуществуют в государственной и общественной жизни» [1].
Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов– это «свойство и способность государства самостоятельно определять своювнутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека игражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норммеждународного права»3.
Понятие государственного суверенитетатесно связано с понятиемнационального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций насамоопределение. В России как многонациональном государстве данное правозакреплено в ст.5 Конституции РФ.
Однако следуетотметить что, в многонациональных государствах, образованных путемдобровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложнымгосударством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. Взависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое правона самоопределение – путем объединения в союзное государство или путемфедерации на базе автономии или конфедерации, — государственный суверенитет,осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитеткаждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путемобеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих правмногонациональному государству (например, охрану общих государственных границ,осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во второмслучае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальныхгосударств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своихвысших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, асуверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству,выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфическиеинтересы каждой из них.
Так, в целяхсохранения государственного единства России, как многонациональногогосударства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации,народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только врамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия РоссийскойФедерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантируетгражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равныеправа, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развитияязыка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ);а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.   
Вывод: Государственныйсуверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории инезависимость в международных отношениях.
 Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы,как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальныхединиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни былоиностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государстваили заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальныминтересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
 Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особогосубъекта политических отношений, как главного компонента политической системыобщества.
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемыхсвойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, которыйпозволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.1.2 Россия – субъект государственного суверенитета
Как уже отмечалось выше на основе Декларации «О государственномсуверенитете РСФСР», принятой  12 июня 1990 года первым съездом народныхдепутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. ПоКонституции РФ 1993 года, «Суверенитет Российской Федерации распространяется навсю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеютверховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерацияобеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории» (ст.4 КонституцииРФ). Государственный суверенитет России формируется по воле единогомногонационального народа, а также по воле субъектов Российской Федерации, самоопределившихсяв Российскую Федерацию народов (ст.5, ч.3 Конституции РФ).
Конституционная характеристика суверенитета, закрепляя территориальноеверховенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственнойвласти пресечь любую попытку посягательства на единство и верховенствогосударства, защищать его целостность. Данная формула подтверждается решениемКонституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 года. «По проверкеконституционности указов президента № 2137 «О восстановлении конституционнойзаконности и правопорядка на территории Чеченской Республики» и № 2166 «О мерахпресечения действий незаконных вооруженных формирований в Чеченской республикеи в зоне осетино-ингушского конфликта» и постановления правительства РФ №1360 от9 декабря 1994 года1. Именно в защиту государственногосуверенитета России, национального самосохранения чеченского народа, прав исвобод граждан России и Чечни осуществляются антитеррористические мероприятияна Северном Кавказе, и ни одно государство не вправе указывать суверенномугосударству, как оно должно реализовывать внутренний суверенитет.
Государственный суверенитет Российской Федерации – категория сложная и несводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. суммасуверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Нокомплекс полномочий властных органов имеет большое значение в теориисуверенитета: он представляет собой основу реализации государственногосуверенитета. Ниже перечислены суверенные права как неприкосновенная сфераведения суверенной политической единицы, тот минимум без которого непредставляется возможным осуществление государственного суверенитета:
— право самостоятельного осуществленияучредительной власти;                            
— право формирования и конституционногозакрепления системы высших и местных органов государственной власти;
— право самостоятельного осуществлениявсех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной,судебной, контрольно-надзорной и др.);
— право территориального верховенства;
— право установления гражданства иопределения правового статуса граждан;
— право осуществления централизованногоруководства хозяйственной, и социально-культурной деятельностью;
— право на политическое объединение сдругими государствами и свободного выхода из объединений1.
— Достаточно изъять одно из перечисленныхсуверенных прав и политическая единица потеряет суверенный статус, перестанетбыть суверенной.
Следовательно, в Российской Федерации носителем суверенитета являетсяРоссия в целом, предметами исключительного ведения которой являются все вопросыобщегосударственного значения (ст.71 Конституции РФ); все другие более илименее важные вопросы создают сферу совместного ведения Российской Федерации исубъектов Российской Федерации (ч.1, ст.72 Конституции РФ), т.е. не решаютсябез федерального центра.
Таким образом, субъекты Российской Федерации являются носителямисуверенных прав, но не представляют собой суверенные политические организмы.
Но в России с формально-юридической точки зрения не может быть никакихсуверенных политико-территориальных единиц, даже если они называютсяреспубликами (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, наконституционном совещании в октябре 1995 года подчеркивалось, что КонституцияРоссийской Федерации не зафиксировала «суверенитет республик» (о суверенитете другихсубъектов Российской Федерации речь не шла) и это означает окончательноеотрицание идеи о наличие внутри федеративного государства других суверенныхгосударств2 (т.е. государств).
Следовательно, суверенной является только Россия, а состовляющие еетерриториальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, впределах которых они самостоятельны.
Вывод: ВРоссийском государстве существуют основные принципыгосударственного суверенитета, характерного для стран федеративного устройства.Эти принципы нашли своё отражение в Конституции РФ, которая обладает высшейюридической силой. Этот факт дает понятие о целостности суверенитета вРоссийской федерации.
Глава №2. Свобода личности
2.1Зашита права на свободу
В данной работе я поставил передсобой две цели: рассмот­реть непосредственно конституционную защиту прав исвобод лич­ности по конституции РФ, используя доступные мне средства и ме­тоды,в том числе и метод сравнительно-правового анализа, во-вторых, что кажется мненаиболее существенной и значимой частью моей работы, выявить недостаткиКонституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.
Свобода личности. Право личности на свободу это правоин­дивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, чтоему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по егосоставным частям, каждая из которых име­ет соответствующее подкрепление вКонституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:
1.Право беспрепятственного передвижения.
2.Право на частную жизнь.
3.Право на семейную жизнь.
4.Право располагать своим достоянием.
Последние две разновидности прав посуществу лишь модифи­цируют право на частную жизнь.
Защита свободы передвижения.
«Каждый, кто законно находит­ся натерритории Российской Федерации, имеет право свободно пе­редвигаться, выбиратьместо пребывания и жительства» (ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФгарантирует, а, следова­тельно, и защищает право личности на свободупередвижения на территории РФ.
«Каждый может свободно выезжать запределы Российской Фе­дерации. Гражданин Российской Федерации имеет правобеспрепятс­твенно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27 КРФ).Данный пункт этой статьи гарантирует человеку право передвиже­ния не только впределах территории Российской Федерации, но и покидать её. Он защищает правогражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Так же, согласноратифицированным международным соглашениям (ст. 2-3 дополнительного протоколаЕвропейской кон­венции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2международного пакта о гражданских и политических правах) предусмотрена  защитаэтого права. 
В данном случае мы можем видеть, чтоКонституция РФ доста­точно четко за­щищает право человека и гражданина насвободу передвижения. Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна идостаточ­но конкретна, что исключает возможность нарушения данного правачеловека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма.
Защита права на частную жизнь.
Свобода личности предполагает, чтокаждый вправе свободно располагать своим организмом, ухаживать за собой так,как он этого пожелает, и, следовательно, обращаться к лечащему врачу по своему выбору.Исходя из этого принципа, каждый имеет право на самоубийство, так как оно неявляется уголовно наказуемым и не может быть таковым в силу принципа свободы.Но в таком слу­чае следует позаботится о том, чтобы индивид осознавал то, чтоон совершает, так как безрассудство или бессознательное состоя­ние человекаесть болезнь, которую общество обязано исцелить во имя принципа охраныздоровья.
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жиз­ни,личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго име­ни.
2. «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонныхпере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого правадопускается только на основании судебного реше­ния» (ст. 23 КРФ)
«Сбор, хранение, использование ираспространение информа­ции о частной жизни лица без его согласия недопускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, ихдолжностные лица обязаны обеспечить каждому воз­можность ознакомления сдокументами и материалами, непосредс­твенно затрагивающими его права и свободы,если иное не предус­мотрено законом» (ст. 24 КРФ).
В этом вопросе Конституция РФ четкосформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной жизни,
«Каждый вправе определять и указыватьсвою национальную принадлежность. Никто не может быть вынужден к определению иуказанию своей национальной принадлежности» (ст. 26 КРФ).
«Жилище неприкосновенно.  Никто не вправе проникать в жи­лище против воли проживающих в нем лиц иначе как вслучаях, ус­тановленных федеральным законом, или на основании судебного ре­шения»(ст. 25).
Таким образом, рассмотрев текстКонституции РФ по данной проблеме, мы можем видеть, что принцип неприкос­новенностичастной жизни защищен вышеприведенными статьями Конституции РФ. Однако стоитзаметить, что эти положения соответствуют принципу либерализма «Моя свободазаканчивается там, где начинается твоя».
Защита права на семейную жизнь.
«Материнство, детство, семьянаходятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное правои обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должнызаботиться о нетрудоспособных родителях» (ст. 38 КРФ)
«Нация обеспечивает личности и семье необходимые  условия для развития» (10 абзац Преамбулы Конституции 1946 года)
На мой взгляд последняя формулировкаболее конкретна, чем первая. Согласитесь, что «условия для развития» являютсяболее серьёзной мерой по защите права человека и гражданина на семей­ную жизнь,чем «защита государства». Но для сравнения: «Нация обеспечи­вает...» — «под защитой государства». Само по себе государство теоретически ничегозащищать не может, а, точнее не должно. За­щищает безусловно народ, нопосредством такого искусственно созданного механизма для исполнения своей воли,как государс­тво. Нас не должно смущать слово «нация». В переводе на рос­сийскуюдействительность оно звучало бы как «многонациональный народ» (такомусловосочетанию нашлось место лишь в насквозь дек­ларативной Преамбуле кКонституции РФ). Но не стоит забывать, тот факт, что создатели Конституции РФ пыталисьпридать ей (по крайней ме­ре внешне) явно либеральный характер. В связи с этимя считаю необходимым напомнить: Конституция — не «вещь в себе», а всего лишьинструмент по передаче полномочий от народа системе госу­дарственной власти.Поэтому гарантом защиты прав и свобод не может являться государство, как всякоевторичное явление. Ду­маю, что моя мысль достаточно ясна и не стоит на нейбольше за­держиваться.
Защита свободы распоряжаться своимсостоянием.
«Каждый имеет право на свободноеиспользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом деятельности» (ст. 34 КРФ). Этот принцип, как видим, так женашел своё отражение в тексте Конституции РФ.
Вывод:Конституция РФ, по вопросам защиты личных прав исвобод, является основательным и разработанным документом. Все права и свободыиз этой сферы закреплены непосредственно в её тексте.
Вопрос о степени реального действияданных статей мной не может быть рассмотрен на практическом уровне ввидуотсутствия необходимой для этого достоверной современной информации. Можно лишьконстатировать тот факт, что эти статьи обладают достаточ­но высокимпотенциалом с точки зрения защиты прав и свобод лич­ности.
2.2 Защита прав нанеприкосновенность личности.
 
По объективным причинам в КонституцииРФ 1993 года этот вопрос освещен более подробно. Ст. 22 гласит: «Каждый имеетправо на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу исодержание под стражей до­пускаются только по судебному решению. До судебногорешения ли­цо не может быть задержано на срок более 48 часов».
Такое определение приемлемо, ибонеприкосновенность — колы­бель всех гражданских учреждений. Можно конечноговорить, что этот принцип — пережиток смутных времен, однако, на мой взгляд,он имеет смысл и сейчас, особенно для России, потому что у нас отсутствуютдемократические традиции и стабильность общества низкая.
Стоит также обратить внимание на то,что монархические го­сударства, развивавшиеся в средние века, тоже ставили цельза­щиты права личности на неприкосновенность
Безусловно, государство упорядочиваетобщество, предостав­ляя гражданам право на неприкосновенность и прежде всегообес­печивает функционирование правосудия как основы этого права. Но кроме тогогосударство обеспечивает за гражданами материальные предпосылки такойнеприкосновенности, что согласно Конституции РФ гарантирует инди­видусохранение его личности, имущества, а также защиту закон­ных прав и интересов.
Поэтому, рассматривая вопрос о защитеправа на неприкосно­венность личности, я счел уместным разбить его на четырепункта:
— право на правосудие;
— материальная безопасность лиц и имущества;
— юридическая защита личности;
— юридическоеобеспечение реализации прав.
Защита права на правосудие.
Личность вправе обращаться в суд;перед лицом правосудия все равны. Это следствия из принципа равенства, которыебыли изложены выше.
Правосудие есть не идеалсправедливости, ибо степень спра­ведливости правосудия зависит от условийвремени, места, гос­подствующих воззрений и верований. Правосудие есть система,преследующая общеполезные цели, как организация процесса, поз­воляющаяобеспечить соблюдение права. Следовательно правосудие есть один из аспектовобеспечения защиты неприкосновенности граждан, их имущества, а также защитыохраняемых законом прав и интересов.
«Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществля­ется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны» (10 ст. КРФ).
 «Каждому гарантируется судебнаязащита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органовгосударствен­ной власти, органов местного самоуправления, общественных объ­единенийи должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы позащите прав и свобод человека,  если  исчерпаны  все  имеющиесявнутригосударственные средства  правовой защиты» (ст. 46 КРФ).
«Никто не  может быть лишен права нарассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оноотнесено за­коном. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на расс­мотрениеего дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренныхфедеральным законом» (ст. 47).
С помощью этих двух статей защищаетсявозможность свобод­ного доступа к правосудию.
Нельзя не затронуть вопрос опрофессиональной подготовке судей. Согласно статье 119 Конституции РФ «Судьямимогут быть граждане Российской Федерации… имеющие высшее юридическое об­разованиеи стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.»
Также важно затронуть вопрос онезависимости судей. Только независимый судья спосо­бен на беспристрастноерассмотрение дела. Следовательно, только независимый судья может обеспечить должнуюзащиту прав и свобод человека и гражданина. Но здесь есть один нюанс: при всейнеза­висимости решение (приговор) судьи потенциально должны иметь возможностьобжалования.
«Судьи независимы и подчиняютсятолько Конституции РФ и федеральному закону» (ст. 120 КРФ), «Судьи несменяемы»(ст. 121), «Судьи неприкосновенны» (ст. 122).
Вывод: Таким образом, рассмотрев данныйпункт работы мы можем увидеть, что Конституция Российской Федерации в областизащиты права личности на неприкосновенность соответствует меж­дународнымстандартам, а судебная власть является непосредс­твенным защитником этогоправа, в связи с чем мы выяснили, что независимость суда и судей являетсяважной основой справедливой защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита материальной безопасности лиц и имущества.
В этом вопросе необходимо рассмотретьдва аспекта пробле­мы:
1)предупреждение посягательства на лица и имущество;
2)обеспечение граждан, не имеющих для этого возможности, то есть социальнаязащита.
Россия  является  социальнымгосударством (ст. 7 КРФ),  и  поэтому оно обязано обеспечивать материальноесостояние лиц,  лишенных  возможности обеспечивать себя своими собственнымиусилиями. «Каждому гаран­тируется социальное обеспечение по возрасту, в случаеболезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособияустанавливают­ся законом. Поощряются добровольное социальное страхование,создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворитель­ность»(ст. 39 КРФ).
Вывод: Таким образом, на фоне общейтенденции в мире к созданию социальных государств и «государств всеобщего благо­денствия»,Конституция России также закрепляет социальную защи­ту населения. Однакопрактическая реализация данных норм нахо­дится на очень низком уровне,граничащем с издевательством над теми, кого обязались защищать. Это объясняетсямногими объ­ективными и субъективными причинами. Но оправданием последниеслужить не могут.
2.3 Юридическая защита личности.
Прежде всего это охрана свободыличности, рассмотренная в этой работе, которую обеспечивает правосудие — ст.46, 45, 47, 48 Конституции РФ.
 «Никто не может нестиответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалосьправонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за негоустра­нена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 КРФ). Речь идет отом, что закон не может иметь обратной силы, если на момент совершения деяниене являлось преступлением, или  ответственность  за него была ниже,  чемустановленная позже. Также речь идет о том,  что только обнародованный  законявляется действующим
Стоит обратить внимание на то, что вконституционных доку­ментах других стран не закреплены случаи, когда законимеет обратную силу.
«Каждый обвиняемый в совершениипреступления считается не­виновным, пока его виновность не будет доказана впредусмотрен­ном федеральном законом порядке и установлена вступившим в за­коннуюсилу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого» (ст.49).
Конституция РФ глобальноразрабатывает принцип пре­зумпции невиновности. Правда стоит обратить вниманиена одну маленькую деталь, а именно, в Французской Декларации прав человека игражданина (DECLARATION DES DROITS DE L'HOMME ET DU CITOYEN), закреплен такойпринцип: «излишне суровые меры, не являющиеся не­обходимыми должны строжайшепресекаться законом». В Конституции РФ данная деталь не закреплена, аследовательно, Конституция РФ не защищает нас от произвола в этой области.Практическая реа­лизация данной нормы в условиях России невозможна на данный мо­мент(достаточно вспомнить наши следственные изоляторы, чтобы позабыть про всеизлишне суровые меры, не являющиеся необходи­мыми и т.д.)
«Каждый задержанный, заключенный подстражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться услугамиадво­ката (защитника) с момента собственно задержания, заключения под стражуили предъявления обвинения» (ст. 48, ч. 2 КРФ). Эта норма гарантирует защиту отпроизвола правоохранительных органов и это положение является одним издостоинств Конституции РФ.
В Конституции РФ имеется статья, вкоторую заложен принцип. «Права и свободы человека и гражданина могут бытьограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав изакон­ных интересов других граждан, обеспечения обороны страны и бе­зопасностигосударства» (ст. 55 КРФ).
Данная статья включает в себя весьмарасплывчатые опреде­ления, как, например «нравственность». Как же можнозащищать то, что четко неопределенно. Следовательно, возможен произвол.
Также вызывает сомнение ценность«безопасности государс­тва». Дело в том, что как «вещь в себе» государствосущество­вать не должно, а следовательно защищать надо безопасность на­рода, ане государства.
Защита права убежища.
 «Российская Федерация предоставляетполитическое убежище иностранным гражданам или лицам без гражданства в соответствиис общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации недопускается выдача лиц, пресле­дуемых за политические убеждения, а так же задействия (или без­действие), не признаваемые в Российской Федерации преступлени­ем.Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденныхдля отбывания наказания в других государс­твах осуществляются на основефедерального закона или междуна­родного договора Российской Федерации» (ст. 63КРФ).
Думаю, что сразу заметен, тот факт,что Россия предоставляет убежище любому полити­ческому беженцу. Толькочеловеку, преследуе­мому за деятельность на благо свободы. Кроме того, и этоболее противоречивый момент, убежище предоставляется человеку, кото­рый несовершил преступления по законам РФ. Безусловно, дать оценки этим разногласиямнельзя. Все-таки мне кажется, что не стоит наделять правом убежища людей,совершивших преступление, а также политических преступников, не исповедующихдемократи­ческие идеалы.
Еще один нюанс — во Франции человекимеет право убежища, а у нас РФ предоставляет убежище. Не знаю, насколькоразличный смысл в этих формулировках, но мне кажется, что не государствопредоставляет, а человек имеет это право.
Вывод: Таким образом, несмотря на мелкиепротиворечия, практически по всем вопросам, относящимся к сфере неприкосно­венностиличности, Конституция РФ выполняет необходимый минимум по защите прав и свободчеловека и гражданина. Более того, мы можем отметить, что по некоторым вопросамКонституция РФ напи­сана очень четко и подробно.
2.4 Защита права наравенство.
«Все равны перед законом и судом.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданинанезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запре­щаютсялюбые формы ограничения прав граждан по признакам соци­альной, расовой,национальной, языковой или религиозной принад­лежности. Мужчина и женщина имеютравные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ст. 19Конституции РФ).
Сразу же возникает вопрос, зачемдублировать понятие «пол» во второй части статьи понятиями «мужчина и женщина»в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело,видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство(до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, вполитических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто.
Таким образом, мы можем увидеть, чтов Конституции РФ заложен принцип равенства. Причем, Конституция РФ утверждаетпринцип равенства в ст. 18 и все остальные статьи следует рассматривать сучетом ст. 18. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничиваетвозможность злоупотребления этим принципом. Само это право яв­ляется одним изнеотъемлемых прав человека и гражданина и вос­ходит к естественным правам.
Россия претендует сейчас на рольсоциального государства и поэтому Конституция РФ закрепляет общео­бязательностьосновного общего образования. Это мера хорошая, однако необходимо признать, чтоона противоречит либеральным принципам.
Вывод: Российская Федерация, провозглашаядемократический режим, обязана соблюдать естественные права человека. Право наравенство является одним из этих прав. Можно объяснять проис­хождение этогопринципа с помощью любых теорий, но ясно одно — если отсутствует право наравенство, то говорить о демократи­ческом государстве нельзя, ибо в этом случаене будет res pub­lica в первичном, древнеримском значении этого слова.
 
 
 
 
 
Заключение
В данной работе основноевнимание будет уделено таким аспектам как  государственный суверенитет а также,  соотношениемежду принципами государственного суверенитета и принципом приоритета правчеловека.
В работе были рассмотреныпринципы конституционной за­щиты прав и свобод человека и гражданина исуверенитет государства на примере Российской Федерации.
При выполнении её я пришел копределенным выводам, кото­рые сейчас попытаюсь изложить.
Конституция РФ 1993 годадействительно является Конститу­цией демократического правового государства. Вней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека игражданина, включая новейшие.
Кроме того немаловажным выводом можно считать понятие государственныйсуверенитет Российской Федерации как сложной категории, которая обуславливаетсяспецификой России, как многонационального государства. Государственный суверенитет РФвключает такие основополагающие принципы, как единство и неделимостьтерритории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство вовнутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняясила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то илииное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят онарушении его суверенитета.
Практически по всем вопросам,рассмотренным в рамках защи­ты права личности на неприкосновенность,Конституция РФ отлича­ется четкими и подробными формулировками. Хотя и имеются некоторые недостатки Конс­титуции РФ, но они достаточно незначительны, еслибрать и в сравнение с классическими конституционными документами других стран.
Так же выявлены точки взаимодействия понятий «свободы личности» и«государственного суверенитета», на примере Российской Федерации. Интересной иактуальной в данном случае предстаёт историческая  концепция взаимодействияэтих двух понятий (рис.1).
Значимость фактора
/>
Рис. 1.Изменение значимости приоритета суверенитета государства и соблюдения прав человека в различные исторические времена.
Кривая 1 — приоритет суверенитета государства;
Кривая 2 — приоритет соблюдения прав человека
В проделанной мою работе можно прийтивыводу, что при четкой практической реализации всех конституцион­ных принциповотносящихся к вопросам суверенитета государства и свободы личности, РоссийскаяФедерация сможет претендовать на са­мое свободное и социально защищенноеположение личности в мире, а кроме того сохранить статус своего суверенитета.
Список литературы
 
1.Конституция РФ. Москва, «Юридическая литература», 1993
2. Люшер Ф. «Конституционная защита прав и свобод личнос­ти»,Москва, «Прогресс-Универс», 1993
3. Теория государства и права, Москва,«Юрист», 1993
4. Теория государства и права. Учебник для юридическихвузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд.гр. ИНФРА, 1997.
5. Общая теория государства и права:Учебник / Под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996.
6.Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 1997.
7.А. Б. Венегеров. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.:Юристъ, 1995.
8.Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юрид. Лит., 1994.
9.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред.З. М. Черниловского. – М: Фирма Гардарика, 1996.
10.Конституционное совещание: Информационный бюллетень. М., 1993. С. 9-11. 
11.Хропонюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебныхзаведений. – М. 1995.
12.Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.
13. Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.
14.Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис.докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149.
15.Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №6.
16.Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право ижизнь. 1994. №6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Президент Российской Федерации высшее должностное лицо государства Верховный Главнокомандующий
Реферат Аннотированная программа дисциплины/ модуля «Методика преподавания русского языка»
Реферат требований к методам оценки недвижимого имущества .doc
Реферат Алгебраическое и графическое решение уравнений, содержащих модуль
Реферат Производство бумаги
Реферат Билеты по инновационному менеджменту за осенний семестр 2000 года
Реферат Учет основных средств на предприятии ООО "Стройплюс"
Реферат Попытки консолидации российского зарубежья
Реферат Кадровая служба и ее место в современных условиях
Реферат Рынок банковских пластиковых карт в РФ
Реферат Администрация липецкой области постановление от 14 августа 2008 г. N 200 о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими исполнительных о
Реферат Ф.М. Достоевсикй в Петербурге
Реферат Friends Essay Research Paper FRIENDSTo have friends
Реферат Проблемы проектирования систем инженерного обеспечения и безопасности уникальных зданий и пути их решения
Реферат Природно-ресурсный потенциал Франции