Реферат по предмету "Государство и право"


Структура и порядок формирования Суда Европейского Союза

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Организация работы Суда Европейского Союза
1.1 Структура и порядок формирования Суда Европейского Союза
1.2 Техническая организация Суда Европейского Союза
1.3 Юрисдикция Суда Европейского Союза
Глава 2 Организация работы Европейского Суда по правамчеловека
2.1 Структура и процедура формирования Европейского Суда поправам человека
2.2 Механизм функционирования Европейского Суда по правамчеловека
Глава 3 Процесс взаимодействия Суда Европейского Союза иЕвропейского Суда по правам человека
3.1 Организационные вопросы взаимодействия Суда ЕвропейскогоСоюза и Европейского Суда по правам человека
3.2 Юридические отношения между Судом Европейского Союза и ЕвропейскимСудом по правам человека
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В современном мире скаждым днем возрастает значимость процессов интеграции, т.е. взаимодействиямежду социальными, экономическими и политическими институтами различныхгосударств.
Для многих стран ирегионов образцом, идеалом является европейская интеграция.
В последнее время в роливлиятельнейших институтов европейской интеграции все чаще выступают Суд ЕвропейскогоСоюза и Европейский суд по правам человека.
Суд Европейского Союза иЕвропейский суд по правам человека являются особыми структурнымиподразделениями. Они представляют собой специализированные юридические органы,главной особенностью которых является то, что их деятельность носитисключительно неполитический характер.
Деятельность Суда ЕвропейскогоСоюза направлена, прежде всего, на единообразное толкование и применение правана всей территории, находящейся под юрисдикцией ЕС, в отношении всех субъектовправа ЕС, а также на обеспечение расширения юрисдикции ЕС. Суду удалосьповысить авторитет принимаемых им решений, что привело к появлению важнейшегоисточника европейского права – судебного прецедента – и способствовалоуспешному развитию процесса европейской интеграции. Кроме того, Суд ЕСвыступает в роли стража европейского права и выполняет функции арбитра вразрешении споров между государствами – членами ЕС и институтами, а такжеинститутов между собой по всем вопросам применения права ЕС.
Европейский суд по правамчеловека, находящийся в г. Страсбург, в своей деятельности придает максимальноезначение охране прав и свобод индивидов. Этот орган гарантирует реализациюЕвропейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, участникамикоторой выступают все государства – члены ЕС.
В своей работе ярассмотрел механизмы взаимодействия Суда Европейского Союза и Европейского судапо правам человека, как чисто юридические, так и организационные аспекты ихвзаимодействия.
Тема данной работы какнельзя актуальна сейчас. В настоящее время мир в целом и Европа в частностивступают в сложный период, характеризующийся масштабными переменами. Вступили всилу изменения, предусмотренные Лиссабонским договором 2007г. и Протокол №14 кЕвропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., которыевнесли ряд поправок в организацию и порядок деятельности судебных органовЕвропейского Союза и Совета Европы соответственно. Налаживание взаимодействияСуда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека оказываетзначительное влияние как на государства – члены ЕС, так и на мир в целом и вбудущем сведет к минимуму неудачи глобальных социальных, экономических иполитических изменений. Охрана прав и свобод человека и гражданина является однойиз конституционных основ РФ, позволяющей обеспечить достойный уровень жизнилюбого человека. Данная проблема относится к числу дискуссионных в российской изарубежной международно-правовой науке.
Теоретическая ипрактическая значимость моей работы состоит в углублении представлений офункционировании и формировании Суда Европейского Союза и Европейского суда поправам человека, а также в выявлении направлений взаимодействия этих структур.
Предметом моегоисследования являются механизмы взаимодействия Суда Европейского Союза иЕвропейского суда по правам человека в целом, правовая и организационнаясоставляющая такого взаимодействия в частности.
Основные задачи моегоисследования:
1) Рассмотреть структуруи порядок формирования Суда Европейского Союза;
2) Отразить вопросыорганизации и деятельности Европейского суда по правам человека;
3) Охарактеризоватьособенности технической организации работы Суда Европейского Союза иЕвропейского Суда по правам человека;
4) Установить вопросы,связанные с юрисдикцией этих структур;
5) Проанализироватьнормативно-правовую базу, регулирующую деятельность Европейского суда по правамчеловека и Суда Европейского Союза;
6) Выявить механизмывзаимодействия Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека.
На конкретно-теоретическомуровне методологическую основу исследования процесса взаимодействия Суда ЕвропейскогоСоюза и Европейского суда по правам человека составили труды специалистов помеждународному праву, среди которых особое место занимают исследования Ю.А.Борко “Свет и тени европейской интеграции”, А.Ю. Раздиной «Соотношение права ЕСв области прав человека и права ЕКПЧ: проблемы настоящего и перспективыбудущего» и С.Н. Кузнецовой “Взаимодействие Европейского Союза и Совета Европыв области защиты основных прав человека”. В этих подробнейших исследованияхразличные стороны европейской интеграции освещаются наиболее подробно идоступно.
Для написания работы яиспользовал и нормативные источники: Учредительные договоры Европейского Союза,Хартию основных прав Евросоюза, Устав Советы Европы, Европейская конвенция озащите прав человека и основных свобод, Венская Декларация и другиенормативно-правовые акты и законодательные документы международного права.
Также в ходе исследованиябыли использованы материалы различных журналов по юриспруденции, учебныепособия по вопросам применения международного законодательства в области защитыправ и свобод человека, а также различная справочная литература и сетевыересурсы.

Глава 1 Организацияработы Суда Европейского Союза
 
1.1 Структура ипорядок формирования Суда Европейского союза
 
Суд Европейского Союзаявляется одним из семи институтов Европейского Союза.В структуру этогоинститута входят три органа: 1)Суд – высшее звено, 2)Трибунал и3)Специализированные трибуналы.
Трибунал (до редакцииЛиссабонского договора – «Трибунал первой инстанции») был учрежден Единымевропейским актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд Европейского Союза,передав в ведение Трибунала менее значимые дела. Трибунал первой инстанцииприступил к работе в 1989 г. Его деятельность основывается на ст.254 ДЕС исоответствующих положениях Статута Суда.
Юрисдикцию Трибуналасоставляют:
· Все трудовыеспоры;
· Все дела по искамфизических и юридических лиц;
· Все споры изчастно-правовых и публично-правовых контрактов, заключенных после 1 августа1993 г.
Юрисдикция Трибуналаопределяется специальным решением Совета Европейского Союза [1],а вопросы внутренней организации и деятельности регулируются одним из разделовСтатута Суда ЕС [2].Трибунал имеет собственный процессуальный регламент, правила которого неявляются точной копией аналогичного документа Суда ЕС [3].
В последние годынаметилась тенденция к повышению роли и значения Трибунала в судебной системеЕС в целом, которая нашла признание в ст. 51 Статута Суда ЕС редакции 2004г.,согласно которой он был наделен юрисдикцией рассматривать некоторые иски,подаваемые к институтам Союза другими институтами или государствами членами[4].
В целях ускоренияразрешения дел в структуре Суда ЕС могут быть образованы судебные палаты(специализированные трибуналы). Данные органы создаются для рассмотренияотдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядкевозможно обжаловать в Трибунал. На сегодняшний день создан и действует толькоодна судебная палата — Трибунал по делам публичной службы. В его юрисдикцию всоответствии с «Приложением 1» к Статуту Суда ЕС входит рассмотрение т.н.«служебных споров», споров между Европейским Союзом и его служащими или другимисотрудниками.
Состав Суда ЕвропейскогоСоюза формируется правительствами государств – членов ЕС “по общему согласию”.Каждое государство – член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата назамещение этого места. Государство делегирует судью либо генерального адвоката,но, уже став членом Суда ЕС, он становится полностью независимым и несменяемым.Каким-либо образом проконтролировать деятельность судьи государства-члены немогут в силу принципа тайны совещательной комнаты. Каждое государство – член ЕСимеет право вето при формировании Суда ЕС. На практике же государства-члены,как правило, соглашаются с кандидатурами судей и генеральных адвокатов,предложенных каждым из них в соответствии с зарезервированной квотой (один судьяи, возможно, один генеральный адвокат).
К кандидатам на должностьсудей и генеральных адвокатов Суда ЕС предъявляются следующие требования:
· Личнаянезависимость судей и генеральных адвокатов. В соответствии с Договором оЕвропейском Союзе, судьи и генеральные адвокаты выбираются из числа лиц,независимость которых не вызывает сомнений [5];
· Профессиональнаяпригодность. Допускается назначение на должность судей и генеральных адвокатовтолько лиц, обладающих необходимой компетентностью [6].Кандидаты должны быть из числа юристов, высочайшая квалификация которыхявляется общепризнанной.
Кандидатом в члены СудаЕС может быть:
· Лицо,соответствующее в своем государстве требованиям для назначения на высшиесудебные должности (например, в Греции – член Верховного суда Греции, в Испании– член Конституционного трибунала Испании);
· Юрисконсульт собщепризнанной компетентностью. К этой категории относятся, главным образом,профессора университетов и другие ведущие специалисты в области права.
Таким образом, с учетомспецифики правовых традиций различных государств – членов ЕС, в Суд ЕвропейскогоСоюза назначаются:
· В государствахангло-саксонской правовой системы, характеризующейся применением норм общегоправа и ведущей ролью судебного прецедента и судебной практики, –профессиональные судьи;
· В государствахромано-германской правовой системы, где господствует традиция приоритета законаи правовой доктрины, – академические юристы, теоретики права.
Срок полномочий всехчленов Суда ЕС составляет 6 лет. Как видно, он довольно непродолжительный, нопо его окончании судьи и генеральные адвокаты, как правило, назначаются вновь.Количество таких повторных назначений никак не ограничено – некоторые членыСуда ЕС находятся в его составе десятки лет. С целью обеспеченияпреемственности в работе Суда ЕС обновление его состава осуществляетсяпостепенно, каждые 3 года. Соответственно в этот период замещаются должностиполовины судей и генеральных адвокатов.
Число членов Суда ЕС ипорядок их назначения определены в учредительных договорах. Число членов СудаЕС зависит от числа государств – членов ЕС. На сегодняшний день в Состав СудаЕС входят 27 судей, т.к. в Европейский Союз объединены 27 государств.
Как упоминалось выше,назначение судей происходит с общего согласия правительств государств – членовЕС. Судья занимает свою должность сроком в 6 лет. До вступления в должностьизбранный на пост судьи должен принести присягу, публично обещая осуществлятьвверенные ему полномочия ответственно и беспристрастно, а также не разглашаятайны совещательной комнаты [7].Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в котором онторжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срока исполнениясвоих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие изисполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение судьей принциповдобропорядочности. Судьи без разрешения Совета ЕС не могут заниматьсядеятельностью, направленной на извлечение доходов в течение всего срокаполномочий, а также не имеют права занимать правительственные должности.
Каждые 3 года состав СудаЕС обновляется. Это не мешает судьям, срок полномочий которых истек, быть вновьизбранными. До истечения срока своих полномочий судья не может быть отправлен вотставку государством – членом ЕС. Однако если остальные судьи и генеральныеадвокаты придут к единогласному выводу о том, что судья более не отвечаеттребованиям в связи с выполнением им служебных обязанностей, то он может бытьосвобожден от обязанностей судьи Суда Европейского Союза [8].
Каждые 3 года судьиизбирают Председателя Суда ЕС путем тайного голосования абсолютным большинствомголосов. Председатель Суда ЕС играет особую роль в руководстве Суда. Оносуществляет руководство деятельностью Суда и его специализированных служб, вкачестве главы Суда присутствует на пленарных заседаниях Суда, а также приобсуждении дел в совещательной комнате.
Наиболее сложные деларассматриваются Пленумом Суда ЕС (собранием всех судей). “Суд заседает впленарных заседаниях, когда государства-члены или какой-либо институт Союза,участвующие в разбирательстве, просят об этом” [9].В отношении других категорий дел Суд может по своему усмотрению направить делона рассмотрение в одну из своих палат.
Вторая, дополнительная категориячленов Суда ЕС – генеральные адвокаты. Институт генеральных адвокатов былвведен по образцу судебной системы Франции, где подобная должность существовалаеще со средних веков. Подобная модель организации суда существует также вБельгии и Голландии.
Главная задачагенерального адвоката – самостоятельное проведение предварительного,независимого, беспристрастного исследования и представление своего заключенияпо изученному им делу Суду Европейского Союза. Генеральный адвокат такжепроводит анализ документов сторон спора и в заключении дает собственную оценкурассматриваемых Судом вопросов.
Таким образом, заключениегенерального адвоката – это своего рода альтернатива решению Суда ЕС.Заключения генерального адвоката также служат ценным источником информации оправе и состоянии правовой доктрины ЕС. Как и решения Суда, они переводятся навсе официальные языки ЕС и тщательно изучаются правоведами июристами-практиками.
В подавляющем большинствеслучаев судьи принимают решения, совпадающие с заключениями генеральныхадвокатов. Однако это не говорит о том, что суд всегда обязан строго следоватьрекомендациям генерального адвоката. Напротив, судьи могут полностью иличастично отступить от этого решения, но, все же, мнение генерального адвокатавсегда играет значительную роль.
Корпус генеральныхадвокатов Суда ЕС насчитывает 8 человек. Как показывает практика, этогоколичества явно недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом,исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен отдельныйгенеральный адвокат. В связи с этим Договор о ЕС в редакции Лиссабонскогосоглашения 2007г. предусматривает возможность расширения числа генеральныхадвокатов, а Декларация к ст. 252 ДЕС уточняет количество, до которого корпусгенеральных адвокатов может быть расширен – 11 человек.
Аналогично судьям приформировании корпуса генеральных адвокатов существуют определенные квоты длягосударств – членов ЕС. Принцип “одно государство – один генеральный адвокат” здесьне действует. 6 генеральных адвокатов назначаются из числа граждан Великобритании,Франции, Германии, Испании, Италии и Польши. Остальные 5 замещаются гражданами другихгосударств – членов ЕС в порядке ротации.
1.2Техническая организация работы Суда ЕС
Техническую сторонуработы Суда ЕС организуют секретари и сотрудники специализированных служб.
Судом ЕС назначаетсяпостоянный секретарь (грефье) сроком на 6 лет, работающий под руководствомПредседателя Суда.
Основные задачи секретарясводятся к обеспечению различных процедурных вопросов, в числе которых:
· Прием и хранениедокументации;
· Контроль надхранением архивов, печати;
· Обеспечениеопубликования решений и других учредительных документов Суда;
· Техническаяпомощь на заседаниях Суда ЕС и палат.
В своем подчинении грефьеимеет административные и технические службы, он с помощью специальногоуправляющего руководит бухгалтерией и финансовыми делами.
Секретарь являетсядолжностным лицом Суда, он обеспечивает прием, получение и передачупроцессуальных документов, а также ведет протокол и опубликование решений СудаЕС, а также осуществляет текущее руководство аппаратом Суда [10].
Секретаря назначает Судсроком на 6 лет. В помощь ему суд вправе назначить также одного или несколькихзаместителей.
1.3Юрисдикция Суда Европейского Союза
Суд Европейского Союза обладаетобязательной юрисдикцией в отношении государств – членов ЕС.
Юрисдикция Суда ЕС посвоему содержанию включает в себя следующие группы полномочий:
· Разрешение споровиз правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров изаконодательства ЕС (прямая юрисдикция). Дела прямой юрисдикции – это споры,возникающие в ходе претворения в жизнь норм европейского права. В большинствеслучаев это дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекаетдругую сторону (ответчика) к суду за предполагаемое нарушение юридической нормыЕвропейского Союза, а также ее субъективного права или интереса (например, висках о возмещении вреда, причиненного частным лицам). По общему правилу Суд ЕСне рассматривает иски к частным лицам, а также к должностным лицам государств –членов ЕС;
· Рассмотрениезапросов судебных органов государств – членов ЕС, которые сталкиваются спроблемами толкования и применения норм права ЕС (преюдициальная юрисдикция).Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму права ЕС,то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд ЕС за официальнымразъяснением. В отличие от дел прямой юрисдикции, Суд в данном случае невыносит решения по существу конфликта – это делает национальный суд наосновании собственной оценки фактических обстоятельств дела. В данном случаефункция Суда ЕС заключается в разрешении правовой неясности, с которойсталкиваются органы правосудия государств – членов ЕС в ходе примененияюридических норм ЕС;
· Разбирательстводела в порядке предварительного контроля. В делах предварительного контроля Судрассматривает правомерность юридических актов на этапе подготовки проекта решения.Сюда относятся, в первую очередь, запросы о соответствии учредительномудоговору подписанных, но еще не вступивших в силу соглашений ЕС с третьимилицами и международными организациями – предварительный контроль международныхдоговоров, аналогичный существующему во Франции.
К сфере предварительногоконтроля Суда ЕС можно также отнести следующие категории дел:
· Дела о снятиииммунитета с судей и генеральных адвокатов. Соответствующее решение Суд можетвынести как по собственной инициативе, так и на основании обращениязаинтересованных государств – членов ЕС в случае совершения членом Судаправонарушения;
· Дела о снятиииммунитета с имущества ЕС. Здания и помещения ЕС являются неприкосновенными.Государства – члены ЕС, на территории которых расположено имущество Союза,в.т.ч. денежные активы, могут применять к этому имуществу меры принудительногохарактера (реквизиция, конфискация и т.д.) лишь с разрешения Суда ЕС,полученного заблаговременно;
· Проверказаконности процедуры привлечения государств – членов ЕС к ответственности занарушение общих принципов права ЕС.
Исходя извышеперечисленного, можно сделать вывод, что Суд Европейского Союза наделендостаточно широким кругом полномочий: он осуществляет функции, характерные дляконституционного, гражданского, арбитражного и административногосудопроизводства. Кроме того, Суд ЕС выступает также и как консультативныйорган, заключению которого придается особая юридическая сила.

Глава 2 Организацияработы Европейского Суда по правам человека
 
2.1Структура и процедура формирования Европейского Суда по правам человека
Европейский Суд по правамчеловека является уникальным институтом, чья компетенция беспрецедентна вистории международного права. Конвенция о защите прав человека и основныхсвобод провозгласила основополагающие права и своды человека, а также создалаособый механизм их защиты.
Первоначально этотмеханизм включал 3 органа, которые несли ответственность за обеспечениесоблюдения обязательств, принятых государствами – участниками Конвенции: Европейскуюкомиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитетминистров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г., при вступлении в силу Протокола №11, Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правамчеловека были реорганизованы в единый орган – Европейский Суд по правамчеловека. С 1 июня 2010 г., после ратификации Российской Федерацией, вступил всилу Протокол № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод,вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции.
Европейский Суд по правамчеловека состоит из 47 судей, в соответствии с количеством государств –участников Конвенции, при этом они не могут быть гражданами одного и того жегосударства. Судьи в Европейский Суд по правам человека избираютсяПарламентской ассамблеей Совета Европы сроком на 9 лет без права переизбранияна второй срок (до 1 июня 2010г судьи избирались сроком на 6 лет с правомпереизбрания),. Полномочия половины судей, избранных на первых выборах,прекращаются через 3 года, с тем, чтобы судейский состав обновлялся наполовинукаждые 3 года.
На пленарных заседанияхСуд избирает сроком на 3 года Председателя Суда, двух его заместителей и двухпредседателей секций.
Судьи участвуют в работеСуда лично и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматьсядеятельностью, которая несовместима с их независимостью, беспристрастностью, атакже постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает подостижении ими 70 лет.
В отличие от Суда ЕС, гдесохраняется абсолютная секретность совещаний судей и решение выносится от имениСуда в целом, в ЕСПЧ отдельные судьи вправе заявлять о своей особой позиции исвоем несогласии с решением большинства судей.
Согласно Регламенту, Судразделен на 4 секции, состав которых, утверждаемый на 3 года, должен бытьсбалансирован по географическому и половому признаку, а также представлятьразличные правовые системы государств – участников Конвенции. 2 секциивозглавляются заместителями Председателя Суда, другие 2 – Председателямисекций. Заместители председателей секций, избранные секциями, оказывают помощьпредседателям секций и при необходимости их замещают.
Дела в ЕСПЧрассматриваются судьями единолично, комитетами, Палатами и Большой Палатой.
Комитеты из 3 судейсоздаются в каждой секции сроком на 12 месяцев.
Палаты из 7 судейсоздаются в каждой секции на основе ротации. Комитет Министров может наопределенный срок уменьшить количество судей Палат до 5 человек путемединогласного решения. В состав палаты, рассматривающей дело, обязательновходит председатель секции и судья, избранный от государства – ответчика. Еслинациональный судья не может заседать или пользуется правом самоотвода, тосоответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальныхчленов состава определяются по жребию. Образованный таким образом состав может,а в некоторых случаях должен отказаться от своей юрисдикции в пользу Большойпалаты в составе 17 судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь,может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда [11].
Члены секции, неявляющиеся членами палаты, участвуют в заседании в качестве запасных судей.
2.2Механизм функционирования Европейского Суда по правам человека
 
Европейский Суд по правамчеловека наделен полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так иотдельных лиц. Любое государство – участник Конвенции может направить в Суджалобу о том, что другая сторона нарушает положения Конвенции [12].Суд правомочен рассматривать также жалобы отдельных лиц, неправительственныхорганизаций и групп лиц о нарушении их прав государствами – участниками Конвенции.
Прежде чем принять жалобук рассмотрению по существу, Суд должен удостовериться, что исчерпаны вседоступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек 6-месячныйсрок после принятия решения на национальном уровне [13].К производству не принимаются анонимные жалобы, а также те, которые ужерассматривались или рассматриваются в соответствии с другой процедуроймеждународного разбирательства или урегулирования. Суд не рассматривает жалобы,содержащие требования о признании прав, не перечисленных в Конвенции или непризнаваемых государствами – участниками Конвенции. Ряд критериев приемлемостижалоб сформулирован широко и недостаточно определено, что дает Суду возможностьотклонять многие из них. Среди таких критериев упоминаются недостаточнаяобоснованность жалобы и злоупотребление правом на подачу жалобы [14].Однако даже после принятия жалобы к рассмотрению Суд может впоследствииотвергнуть ее, если в ходе расследования обнаружатся основания для отклоненияэтой жалобы. Протокол № 14 предусматривает некоторые изменения-дополнения всфере «приемлемости» жалоб:
– Очевиднонеприемлемые дела: решения о неприемлемости по этим делам, которые сейчаспринимаются комитетом из трех судей, будут приниматься единолично судьей,которому будут оказывать помощь несудебные докладчики. Цель состоит в том,чтобы расширить возможности Суда по отсеву дел, т.е. его возможности отсеивать«безнадежные дела».
– Повторяющиесядела: когда дело является одним из целой серии дел, связанных с определеннымструктурным недостатком на национальном уровне, предполагается, что оно можетбыть признано приемлемым к рассмотрению, и решение по нему может вынестикомитет в составе трех судей, в отличие от палаты из семи судей в настоящеевремя, по упрощенной краткой процедуре.
– Новыйкритерий приемлемости, на основании которого Суд может объявлять неприемлемымите заявления, по которым заявитель не понес значительный ущерб, если только«принцип уважения к правам человека» не требует от Суда полногорассмотрения дела по существу. Однако для обеспечения того, чтобы заявителидаже с небольшими жалобами не оставались без судебной защиты, Суд не может отклонитьэто дело на данном основании, если в заинтересованной стране не существуеттакого средства судебной защиты.
После принятия жалобы Судпереходит к рассмотрению ее по существу, а в необходимых случаях проводитрасследование. Он оказывает услуги заинтересованным сторонам в целяхдружественного разрешения спора. Если такое решение не достигнуто, Суднаправляет Комитету министров Совета Европы доклад, содержащий заключения повопросу о нарушении Конвенции, а также рекомендации, которые необходимо выполнить[15].
Судебное решение,принятое Европейским судом по правам человека, состоящим из независимых ибеспристрастных судей, гарантирует объективное рассмотрение и решение дела поподанной жалобе, свободное от каких-либо политических соображений. Такаяобъективность далеко не всегда характерна для конвенционных организаций, многиеиз которых избираются из числа дипломатов и государственных служащих, которые всвоей деятельности выражают интересы определенных политических сил.
Вынесенное ЕвропейскимСудом решение носит обязательный характер, является окончательным и обжалованиюне подлежит.
В процессе, происходящемв международном судебном органе, применяются нормы международного права, и на основеэтих норм выносится решение. Исполняется же такое решение государством всоответствии с его национальным правом, нормы которого совпадают или приведеныв соответствие с международно-правовыми нормами. В противном случае государствообязано привести данные нормы национального права в соответствии смеждународным правом либо законодательно признать приоритет международногоправа над национальным. Следует отметить изменения процедурного характера,внесенные Протоколом №14, направленные на увеличение эффективности деятельностиКомитета Министров и ЕСПЧ, а именно: 1) Комитет Министров получает полномочия,если имеется большинство в две трети голосов, обратиться в Суд в том случае,если государство отказывается выполнять судебное постановление; 2) КомитетМинистров имеет также новые полномочия запрашивать Суд о толкованиипостановления. Это поможет Комитету Министров в его задаче осуществлять надзорза исполнением постановлений и, в частности, определять, какие меры могут бытьприняты для исполнения постановлений.
Таким образом, судебныепрецеденты Европейского суда по правам человека оказывают положительноевоздействие на судебную практику, а порой и на законодательство государств, атакже способствуют практической реализации прав и свобод человека.

Глава 3 Процессвзаимодействия Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека
 
3.1Организационные вопросы взаимодействия Суда Европейского Союза и ЕвропейскогоСуда по правам человека
Основной вопрос моегоисследования составляет соотношение деятельности Европейского Суда по правамчеловека и Суда Европейского Союза. Суд ЕС является одним из институтовЕвропейского Союза, ядром судебной системы ЕС.
Частые “соприкосновения”юрисдикций этих международных судебных учреждений обусловлены двумя основнымифакторами [16]:
· В настоящее времявсе государства – члены ЕС являются участниками Совета Европы, Европейской Конвенциио защите прав человека и основных свобод 1950 г. Поэтому членство вСтрасбургской организации порой рассматривается в качестве подготовительногоэтапа для присоединения к Евросоюзу;
· В компетенциюобоих международных судебных учреждений входит рассмотрение жалоб частных лицна нарушение их прав и законных интересов государствами – участниками СоветаЕвропы (Европейский Суд по правам человека) и государствами – участниками ичастично институтами и органами ЕС (Суд ЕС).
Таким образом, вгосударствах – членах Европейского Союза действуют две системы защиты правчеловека:
· Система,предусмотренная Европейской Конвенцией о защите прав человека, т.е. в рамкахюрисдикции Европейского Суда по правам человека;
· Система защитыправ человека, созданная Европейским Союзом, т.е. в рамках юрисдикции Суда ЕС.
Обе эти системы существуютнаряду с национальной системой защиты прав, эффективность которой зависит отналичия конституционного контроля за практической реализацией этих прав, атакже универсальной системой обеспечения основных прав и свобод, созданной врамках ООН.
Суд Европейского Союзаявляется наднациональным судебным органом, в отличие от Европейского Суда поправам человека. Поэтому положение Суда ЕС весьма обособлено и исключительно. Сточки зрения юрисдикционного обеспечения экономической интеграции Суд ЕСобладает существенными преимуществами по сравнению с Европейским Судом поправам человека. Источник этих преимуществ находится в особенностях внутреннейорганизации и процедур Суда ЕС. Так. Европейский Суд по правам человека призванрассматривать споры по вопросу защиты основных прав и свобод человека, и толькоте споры, которые подпадают под его юрисдикцию. Суд же Европейского Союзаобладает компетенцией рассматривать общеюридические споры, т.е. споры,возникающие в.т.ч. из внешнеэкономической деятельности государств – членов ЕС,а также трудовые споры.
При проведениисравнительного анализа деятельности Суда ЕС и Европейского Суда по правамчеловека можно согласиться с позицией, что Европейский Суд по правам человекаявляется, главным образом, инструментом защиты прав человека, инструментом,ставшим судебным органом, которому делегируются полномочия государствами –членами Совета Европы [17].Следовательно, можно сделать вывод о том, что Европейский Суд по правамчеловека является более автономным органом судебной власти, он более изолировани свободен, поскольку несет меньшую ответственность за административные,политические и экономические последствия принятых им решений, чем Суд ЕС.Соответственно, компетенция ЕСПЧ намного уже компетенции Суда ЕС.
Европейский Суд по правамчеловека не является высшей инстанцией по отношению к судебной системегосударства – участника Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Исходя из этого, ЕвропейскийСуд по правам человека не компетентен:
· Отменять решения,вынесенные органами государственной власти или национальными судами;
· Давать указаниязаконодателю;
· Осуществлятьконтроль национального законодательства или судебной практики;
· Давать распоряженияо принятии мер, имеющих юридические последствия.
ЕСПЧ рассматривает толькоконкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущенынарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однакоон вправе присудить “справедливое удовлетворение претензии” [18] в форме денежной компенсациипричиненного материального ущерба, а также возмещения морального вреда и всехиздержек и расходов выигравшей стороны.
В свою очередь, Суд ЕСзначительно расширил круг своей юрисдикции, включив в свою компетенцию праворассматривать дела, связанные с соблюдением государствами – членами ЕС прав исвобод человека, которые гарантируются Европейской конвенцией и защите правчеловека и основных свобод.
Суд ЕС компетентенпринимать и рассматривать иски не только государств-членов ЕС. В частности, вСуд ЕС могут вправе обратиться Совет Европы, Европарламент и ЕвропейскийЦентральный Банк. Кроме того, с иском может обратиться любое физическое илиюридическое лицо по делу, оспаривающему решения, которые были приняты вотношении этого дела.
Таким образом,справедливо утверждение о том, что Суд ЕС – это высшее судебное сообщество [19].
3.2. Юридическиеотношения между Судом Европейского Союза и Европейским Судом по правамчеловека.
В настоящее времяюридические отношения между Судом ЕС и ЕСПЧ напрямую не регламентируются. В тоже время нередко и тот, и другой органы рассматривают дела, подпадающие подюрисдикцию каждого из них.
Отсутствиеинституционального взаимодействия с четко определенным механизмомсотрудничества этих двух международных организаций на практике может бытьвосполнено нормативным взаимодействием, проявляющемся во взаимном влиянии ихправоприменительной практики. Это подтверждается опытом взаимодействия Суда ЕСи Европейского Суда по правам человека.
Европейский Суд по правамчеловека отказывается от практики “неприкосновенности” права ЕС, и компетенцияЕвропейского Суда по правам человека постепенно охватывает контроль занормативно-правовыми актами Евросоюза.
Институты и процедурыЕвросоюза, а также действия государств – членов Евросоюза по исполнению актовинститутов и органов ЕС не раз становилось предметом рассмотрения ЕвропейскогоСуда по правам человека. Так, в деле гражданки Великобритании Мэтьюз противВеликобритании как государства [20]заявительница обжаловала отказ властей Гибралтара, доминиона Великобритании, напредоставление ей права участвовать в выборах депутатов Европарламента.Государство – ответчик ссылалось на то, что согласно Приложению II к Договору об учрежденииЕвропейского Союза 1992 г., право выбора депутатов Европарламента предоставленотолько подданным Великобритании и что конвенционное право на участие в выборахне распространяется на наднациональные организации, в.т.ч. и на Евросоюз. Врезультате проведения анализа положений британского законодательства и правовыхнорм ЕС, Европейский Суд постановил, что было допущено нарушение права научастие в выборах, т.к. указанное право распространяется и на выборы внаднациональные представительные органы, учрежденные после принятия Протокола №1 к Конвенции ее государствами – участниками [21],а также что действие Договора об учреждении Европейского Союза 1992 г. распространяетсяи на Гибралтар, формально не являющийся частью Великобритании [22].Таким образом, в настоящем деле при помощи толкования Конвенции ЕвропейскимСудом по правам человека были уточнены аспекты применения Приложения II к Договору об учрежденииЕвропейского Союза 1992 г.
В последнее времяучастились случаи обращений в Европейский суд по правам человека заявителей,ставящих вопросы о нарушении их конвенционных прав, которые были предметомрассмотрения Суда ЕС или Суда первой инстанции. В известном деле БосфорусШикрети против Ирландии как государства [23]Европейский Суд по правам человека установил отсутствие нарушения правасобственности турецкой авиакомпании со стороны Ирландии, выразившееся вналожении ареста на два воздушных судна, находившиеся у заявителя иска влизинге и принадлежавшие югославской авиакомпании. Указанные действия былисовершены Ирландией во исполнение предписаний институтов ЕС, принятых, в своюочередь, в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН о применении кЮгославии санкций. При этом ранее данное дело уже рассматривалось Судом ЕС, изаявителю также было отказано в удовлетворении исковых требований [24].Следовательно, Европейский Суд по правам человека признал данные дела входящимив его юрисдикцию и подтвердил решение Суда Европейского Союза.
В свою очередь, Суд ЕСпри рассмотрении вопросов, затрагивающих права человека, регулярно обращаетсякак непосредственно к положениям Конвенции о защите прав человека и основныхсвобод, так и к практике применения этой Конвенции Европейским Судом по правамчеловека.
В делеKupferberg Суд ЕС постановил, что нормы международных соглашений и договоров,обязательных или заключенных ЕС, являются частью права ЕС, порождают праваиндивидов, подлежащие судебной защите в национальных судах государств-членовЕС"[25].Таким образом, можно сделать совершенно справедливый вывод, что ЕКПЧ являласьбы вторичным источником права ЕС, хотя Суд Европейского Союза вправе применять ЕвропейскуюКонвенцию только в тех случаях, когда такое применение и толкование входят вего компетенцию в смысле Договора о ЕС. К сожалению, таким источником ЕКПЧстанет только тогда, когда ЕС присоединится к числу ее членов. Вопрос оприсоединении Европейского Союза к ЕКПЧ находится в стадии решения. Вступившимв силу Лиссабонским договором предусматривается возможность присоединения ЕС к Конвенции.Протоколом №14 к ЕКПЧ 1950г такая возможность также оговаривается.
 Однако, несмотря на достаточно ясную позицию Суда ЕС по поводу источниковправа ЕС и места в их системе ЕКПЧ, проблема действия ЕКПЧ на территории ЕС иего государств-членов остается не решенной. В продолжение вышеприведеннойпозиции Суд ЕС в своем консультативном заключении 2/94 «О присоединенииСообществом к ЕКПЧ» указал, что «уважение прав человека являетсяусловием законности актов, принятых Сообществом»[26].
 Суд ЕС еще раз указал на то, что основные права человека являются составнойчастью основных принципов Сообщества, соблюдение которых он обеспечивает. Вэтой связи Суд Европейского Союза указал на особую роль Европейской Конвенции,поскольку Суд ЕС черпает вдохновение в конституционных традициях общих длягосударств-членов, а также из руководящих принципов международных договоров оправах человека, в которых участвуют все государства-члены ЕС.
 С другой стороны, Суд ЕС отказывался рассматривать дела, ядро которыхсоставляли проблемы в области прав человека и основных свобод. Данная позициявполне соотносится с принципом взаимоуважения международных судов, но, по моемумнению, такая позиция отрицательно сказывается на индивиде, поскольку его праваостаются незащищенными.
 В связи с данным предположением любопытно обратиться к позиции ЕвропейскогоСуда по правам человека, которая была выдвинута в деле M&Co. v. Germany. ЕвропейскийСуд по правам человека пришел к выводу, что:
—  ЕКПЧ непрепятствует передаче государствами-членами полномочий международныморганизациям;
—  такая передачаполномочий не исключает ответственности государства-члена за нарушения ЕКПЧ вотношении переданных полномочий;
—  такая передачаполномочий не противоречит ЕКПЧ в случаях, если в рамках международныхорганизаций права человека и основные свободы подлежат соответствующей защите [27].
Следовательно, можносделать вывод о том, что членство в ЕКПЧ и в ЕС не противоречит друг другу.
Это, в свою очередь,приведет к развитию новых направлений деятельности Европейского суда по правамчеловека (например, рассмотрение на соответствие Конвенции о защите правчеловека и основных свобод актов институтов и органов Евросоюза). ПрисоединениеЕС к Европейской Конвенции о правах человека, возможность которого была предусмотренаКонституцией ЕС, не вступившей в силу, а также Лиссабонским соглашением 2007г.,которое вступило в силу 01.12.2009г не повлечет расширение компетенцииЕвросоюза, но создаст обязательство для его органов соблюдать единые стандартыв области прав человека.

Заключение
Обеспечение соблюдения изащиты прав человека является неотъемлемой частью межгосударственногосотрудничества на современном этапе, независимо от сферы осуществления этогосотрудничества. При этом наиболее тесное взаимодействие, характерное длямеждународных организаций интеграционного типа, способно вызвать к жизни визвестной степени обособленную систему защиты прав человека.
Подтверждением томуслужат такие международные судебные учреждения, как Суд Европейского Союза иЕвропейский Суд по правам человека, для которых принцип соблюдения правчеловека стал основополагающим в процессе функционирования их органов иинститутов. Созданный на основе Европейской Конвенции о защите прав человека иосновных свобод Европейский суд по правам человека – уникальное явление вмеждународных отношениях. Не менее уникален и Суд ЕС, поскольку по своей сутион является наднациональным судебным органом, что ставит его в исключительноеположение по отношению к другим международным судебным учреждениям.
В процессе моегоисследования я провел структурный анализ Суда ЕС и Европейского Суда по правамчеловека.
В своей работе я такжерассмотрел особенности функционирования данных судебных органов. Былиохарактеризованы организационные и правовые механизмы взаимодействия Суда ЕС иЕвропейского Суда по правам человека.
Опыт и механизмвзаимодействия двух правозащитных учреждений может быть использован в целяхкоординации данных механизмов другими организациями, а также отдельнымигосударствами, в.т.ч. и РФ, в рамках которых сосуществуют национальныемеханизмы контроля над соблюдением прав человека.
Кроме того, исследованиепроцессов взаимодействия Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человекас точки зрения организационной и правовой составляющей, позволяет выявитьтенденции развития права международных организаций в области защиты правчеловека.
Подводя итог, необходимотакже отметить, что в условиях всесторонней интеграции сотрудничество междуСудом ЕС и Европейским Судом по правам человека является крайне важным условиемформирования относительно целостной системы права, его единообразноготолкования и применения на территории государств – членов Евросоюза.

Списокиспользованной литературы
1.  Договор о Европейском Союзе от07.02.1992 г. с изменениями, внесенными Лиссабонским договором от 13.12.2007г.,вступ. в силу 01.12.2009г;
2.  Европейская Конвенция о защите правчеловека и основных свобод от 04.11.1950 г. с изменениями, внесеннымиПротоколом № 14 от 13.05.2004г. (СДСЕ № 194), вступ. в силу 01.06.2010г.;
3.  Bosphorus Hava YollariTurizm ve Ticaret Anonim Sirketi vs. Ireland. Application no. 45036 / 98.Judgment 30 June 2005;
4.  Matthews vs. UnitedKingdom. Application no. 24833 / 94. Judgment 18 February 1999;
5.  Борко Ю.А. Свет и тени европейскойинтеграции // Россия в глобальной политике. – 2007. – № 1;
6.  Бущенко А.П. Практика Суда ЕС. – М.,2004;
7.  Европейское право. Учебник для ВУЗов/ Под ред. Л.М.Энтина. – М.: Норма, 2008;
8.  Право Европейского Союза: Учебник дляВУЗов / Под ред. С.Ю.Кашкина. – М., 2010;
9.  Кузнецова С.Н. ВзаимодействиеЕвропейского Союза и Совета Европы в области защиты основных прав человека.Диссертация на соискание степени к.ю.н. – Казань, 2005;
10. Раздина А.Ю.Соотношение права ЕС в области прав человека и права ЕКПЧ: проблемы настоящегои перспективы будущего // Журнал «Российское право в Интернете» –2009 — №1;
11. Тихоновецкий Д.С.Функции и полномочия Суда ЕС, его роль в институциональной структуреЕвропейских Сообществ // Московский журнал международного права. – 2003. – № 2;
12. Туманов В.А.Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. – М.,2004;
13. EUlaw: text, cases, and materials. Paul P. Craig,Gráinne De Búrca,(http://books.google.ru/books);
14. http://www.coe.int;
15. http://eur-lex.europa.eu;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.