Оглавление:
Введение
Основная часть:
Глава 1. Определение ихарактеристика беженцев:
1.1. Законодательноеопределение беженцев
1.2. Причинысуществования беженцев
Глава 2. Статус беженцев:
2.1. Права и обязанностибеженцев
2.2. Признание человекабеженцем
2.3. Прекращение статусабеженца
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Актуальность темы исследования.
Получениестатуса беженца является формальным подтверждением права человека намеждународную защиту или убежище. Формальное установление статуса беженцавлечет за собой правовые последствия, которые заключаются в том, что положениеопределенного лица или группы удовлетворяет соответствующим правовым критериям.Лицо признается беженцем, как только его положение начинает соответствоватьопределению.
Поэтомуустановление статуса беженца не делает человека беженцем, а лишь объявляет еготаковым. Проблемы возникают в случае, если государства уклоняются от установлениястатуса беженца или государства
Защитабеженцев подразумевает отнюдь не только согласие государства принять иностранногогражданина на своей территории и не высылать его в страну, где ему угрожаетпреследование. Как и всякий формальный статус, статус лица, ищущего убежища илибеженца порождает сумму прав и обязанностей, совокупность которых характеризуетюридическое положение лица в государстве, а также характер взаимоотношениймежду человеком и государством. Как правило, правовую связь индивида сгосударством определяет институт гражданства. Именно наличие гражданствагарантирует человеку защиту со стороны государства, а также пользование суммойправ, предоставляемых данным государством.
Спецификаправового положения беженца определяется тем, что страна его гражданскойпринадлежности не гарантирует ему важнейшие права и свободы человека, чтоявляется причиной бегства и поиска защиты у другого государства. В результате,страна-убежище из гуманитарных соображений предоставляет иностранномугражданину права и обязанности вместо страны его гражданской принадлежности.Очевидно, что эта ситуация выходит за пределы действия национальногозаконодательства и регулируется нормами международного права, основанных напризнании ряда общечеловеческих прав и свобод. Вместе с тем, правовое положениебеженцев определяется и действующим национальным законодательством в отношениипрочих иностранных граждан, пребывающих в данном государстве, и собственныхграждан этой страны.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении статуса беженцев по современному международному праву.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать законодательноеопределение беженцев;
2.рассмотреть причины существования беженцев;
3. дать характеристику политики в области миграции;
4. рассмотреть основанияпризнания человека беженцем;
5. рассмотреть основанияпрекращения статуса беженца.
Объектисследования – статусбеженцев по современному международному праву.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением статуса беженцев по современномумеждународному праву.
Глава 1. Определение ихарактеристика беженцев
1.1. Законодательноеопределение беженцев
Современное определение понятия «беженец» в международном правесодержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусебеженцев»[1] и Протоколе кней 1967г., касающемся статуса беженцев. Между указанными актами существуютнекоторые расхождения. В частности, Конвенция ООН 1951г. предусматривает временноеи географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран,расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми врезультате событий, происходивших до 1 января 1951г. Протокол 1967г. устраняетэти ограничения и применяется в отношении государств и в отношении любыхсобытий, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла иливозникает проблема беженцев. Российская Федерация подписала эти документы,которые таким образом обладают теперь прямым действием на территории нашегогосударства.
Помимоназванных документов, позже было принято еще более 30 других международныхсоглашений по беженцам. В частности, обращает на себя внимание КонвенцияОрганизации африканского единства от 1969 г., в которой термин «беженец» получил более емкое определение: «Термин «беженец» распространяется также на любоелицо, которое в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господстваили событий, серьезно нарушающих общественный порядок..., вынуждено покинутьсвое обычное местожительство». Такое расширенное определение статуса «беженца»,надо сказать, нашло широкое распространение, становится, по сути, нормоймеждународного права[2].
Вместе с тем одна из острых проблем, связанных с беженцами, как ис рядом других категорий вынужденной миграции (экологические беженцы,перемещенные лица, «высланные», лица, ищущие убежища и др.), состоит в том,что, помимо международных документов, определяющих их статус, во многихгосударствах существуют и свои законодательные акты, которые вносятдополнительные критерии определения тех или иных категорий вынужденноймиграции. Но, что четко зафиксировано в большинстве из них и с чем согласныбольшинство специалистов в области международной миграции, так это то, что«люди, которые хотят покинуть свою страну, чтобы повысить жизненный уровень илинайти лучшую работу, не могут претендовать на статус беженца»[3].
Несколькосложнее стоит вопрос о выделении такой категории вынужденной миграции, как«экологические беженцы», которые с юридической точки зрения не признаютсябеженцами, поскольку не являются жертвами преследования. И, тем не менее, самтермин с начала 1990-х гг. получает всё большее признание и по ряду оценок,высказанных, например, на Всемирной конференции ООН по окружающей среде иразвитию (Рио-де-Жанейро, 1992), численность экологических беженцев в 90-е гг.превысила численность «классических» беженцев, определяемых Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г.
Процесс определениястатуса беженца происходит в два этапа.Во-первых, необходимо выяснить факты, относящиесяк данному случаю. Во-вторых, применить к этимфактам определения Конвенции 1951 года и Протокола1967 года. Положения Конвенции 1951 года, определяющие, кто является беженцем,состоят из трех частей, которые были названы положениями, соответственно, о«включении», «прекращении» и «исключении». В положениях о включенииопределяются критерии, которым должно отвечатьлицо, чтобы быть беженцем. Они образуют позитивную основу, на которой строится определение статуса беженца.
1.2.Причины существования беженцев
В первуюочередь, надо выделить политические и этнические причины, постояннопровоцирующие различной степени вооруженные конфликты, причем в большинствеслучаев непосредственно в развивающихся регионах. Более того, почти всесовременные конфликты, ведущие к появлению беженцев, как правило, происходятнепосредственно внутри стран, в то время как раньше данные конфликтынаблюдались между странами. Ситуация в Сомали, Руанде, Заире, Югославии и др. —яркие тому примеры. Более того, чем больше в том или ином регионе вооруженныхстолкновений, тем больше беженцев там появляется.
Не случайно наиболее стремительный рост их численности наблюдаетсяв Африке. Сегодня на африканском континенте насчитывается примерно 15 млн.беженцев, внутренне перемещенных лиц надо выделить политические и этническиепричины, постоянно провоцирующие различной степени вооруженные конфликты,причем в большинстве случаев непосредственно в развивающихся регионах[4].
Среди причин,способствующих сохранению огромного числа беженцев и перемещенных лиц,необходимо выделить также причины, обусловленные ухудшением окружающей среды,экологическим кризисом, увеличением стихийных бедствий и природных катастроф.Как отмечал бывший Генеральный секретарь ООН в 1993г. Бутрос Гали, «невозможнопровести четкую и ясную границу между конфликтами, войнами и стихийнымибедствиями по тому влиянию, которое они оказывают на гражданское население.
Засуха,наводнение, землетрясение и циклоны также разрушительны для людей иблагосостояния общества, как войны и гражданские конфликты». Эти стихийные бедствияпроисходят не в вакууме и зачастую обусловлены неразумной промышленной исельскохозяйственной деятельностью во многих, в первую очередь в развивающихся,странах. Интенсивная вырубка леса, например, ведет к обезлесению, что в своюочередь повышает опасность засухи и наводнений, развитие которых уменьшаетплодородные земли и тем самым вынуждает часто огромные массы голодных людеймигрировать из родных мест. Так, голод в районе Африканского Рога в 1980-е годывынудил миллионы африканцев к миграции как внутри самих стран этого района, таки через государственные границы.
Наконец,вынужденная миграция может быть вызвана не только стихийными бедствиями,экологическим кризисом, но и производственными причинами. Во многихразвивающихся странах, например, земля постоянно отторгается у населения вцелях оживления экономики. Крупные программы развития инфраструктуры, такие каксооружение плотин, автомобильных дорог и трубопроводов, рассматриваются — частонеправильно, как отмечается в одном из докладов Независимой комиссии помеждународным гуманитарным вопросам, — как надежное средство содействияэкономическому росту[5].
В результатетолько за период с 1953 по 1987 гг. в развивающихся странах было осуществлено29 проектов по сооружению плотин, в результате которых были вынуждены покинутьсвои родные места более 1,3 млн. человек. Еще хуже обстоит дело с проведениемсельскохозяйственной политики, зачастую не учитывающей интересы традиционныхземлепользователей.
Глава 2. Статусбеженцев
2.1. Права иобязанности беженцев
Правабеженцев можно разделить на следующие группы:
· специфическиеправа беженцев, вытекающие из института международной защиты;
· права, которымибеженцы пользуются наравне с гражданами страны-убежища;
· права, которымибеженцы пользуются наравне с другими иностранными гражданами, законно находящиесяв стране пребывания.
Кпервой группе относятся основные права, обеспечивающие международную защитубеженцев.
Однимиз основополагающих прав человека, закрепленным в статье 14 Всеобщей декларацииправ человека (1948 г.), является право искать убежище.
Правона убежище реализуется на основе принципа non-refoulement, рассмотренного выше.Но пребывание на территории чужого государства требует приобретение формальногостатуса, позволяющего либо легально оставаться в данной стране, либо законнымпутем перебраться в третью страну. Таким образом, лица, ищущие убежища,нуждаются: 1) в определении их статуса, основанном на справедливой иобъективной процедуре, 2) в получении документов (в том числе проездных),действительных как в стране пребывания, так и в других странах[6].
Согласнодуху Конвенции 1951 г. все лица, ищущие убежища, должны иметь доступ ксправедливым и эффективным процедурам рассмотрения их заявлений о предоставленииубежища. В любом случае, компетентные государственные органы должны приниматьзаявления таких лиц для определения возможности рассмотрения их ходатайств ополучении статуса беженца по существу, а также оказать необходимое содействиезаявителю, включая предоставление переводчика и передачу его дела нарассмотрение. Согласно Заключению УВКБ ООН № 8 «Определение статуса беженца» (1977 г.) в случае непризнания заявителя беженцем ему должен быть предоставлен разумный срок дляподачи апелляции с просьбой пересмотреть решение в тот же, либо в другой орган,административный или судебный в соответствии с действующей системой[7].
Приэтом беженец должен получить разрешение на пребывание в стране на срокрассмотрения его ходатайства, включая время необходимое для рассмотрения егоапелляции. Единственным исключением является случай, когда по первоначальномузаявлению установлено, что оно «явно представляет собой злоупотреблениесоответствующим правом».
Дляреализации этих положений государство должно законодательно принять и внедритьпроцедуры справедливого и эффективного рассмотрения заявлений от лиц,обращающихся за защитой, включая меры, обеспечивающие доступ к процедуре, иобозначить компетенцию представителей власти, ответственных за осуществлениеэтих процедур. Подобные требования перечисляются в Резолюции ГосударствЕвропейского Союза 1995 г. (Статья 3.III) как минимальные гарантии эффективностипроцедуры предоставления убежища.
Приэтом лица, ищущие убежища, не должны подвергаться задержанию и заключению навремя рассмотрения их заявлений. Обращение с просьбой о предоставлении убежищане является уголовным преступлением, а свобода от произвольного помещения вместа заключения является одним из фундаментальных прав и свобод человека. Вслучае помещения в места заключения ищущие убежища имеют право знать, на каких основанияхпроведено их задержание; при этом они имеют право оспаривать вынесенное решениеоб их задержании.
ПозицияУВКБ ООН заключается в том, что заключение под стражу ищущих убежище возможнотолько в крайнем случае, когда это необходимо и если такая мера прямо предписываетсякаким-либо национальным законом,
соответствующимобщим нормам и принципам международного законодательства о правах человека в следующихситуациях:
· если естьнеобходимость установления личности человека, ищущего убежища (при условии, чтоего личность до сих пор не определена или вызывает сомнения);
· если органамигосударственной власти осуществляются какие-либо действия для определенияфактических обстоятельств, на которых основано заявление о предоставленииубежища (это означает, что лицо, ищущее убежище может содержаться под стражейисключительно с целью проведения предварительных собеседований для полученияинформации о фактах, касающихся причин поиска убежища. Эта формулировка не распространяетсяна процедуру определения характеристик или каких-либо иных фактов, приведенныхв заявлении о предоставлении убежища);
· если лица, ищущиеубежище, уничтожили свои проездные документ и/или документы, удостоверяющие ихличность, или же использовали фальшивые документы с целью введения в заблужденияорганов государственной власти той страны, в которой они хотят получить убежище(в эту категорию не попадают лица, прибывающие без документов, т.к. не имеютникаких возможностей получить их в стране своего происхождения);
· если лицо, ищущееубежища, представляет собой угрозу национальной безопасности или общественномупорядку.
Правобеженцев на получение проездных документов для передвижения за пределами страныих законного проживания закреплено в статье 28 Конвенции 1951 г. И развивается в правилах, изложенных в комментариях к
Конвенции 1951,являющихся ее неотъемлемой частью.Однако положение иностранца, непользующегосязащитой страны своей гражданской принадлежности, натерриториичужого государства ставит его в неравноеположение, как с гражданамиэтой страны, так и с иностранцами, легально пребывающими на его территории. Дляпредотвращения подобной дискриминации беженцы должны быть обеспечены равнымиправами и свободами, по крайней мере, в равном объеме с гражданами страныубежища или, по крайней мере, с другими иностранцами, проживающими на территориигосударства убежища. Отказ от каких-либо форм дискриминации прямо утверждаетсяв статье 3 конвенции 1951 г.
Важнымпринципом в защите беженцев, которым в гуманитарных целях руководствуется УВКБООН, является всемирная помощь воссоединению семей беженцев[8].
Однимиз важнейших прав беженца является возможность свободного обращения в суды натерритории всех стран – участниц Конвенции 1951 г. При этом на территории страны обычного местожительства беженца, при обращении в суд онпользуются тем же положением, что и граждане этой страны. В прочих странахбеженцу предоставляется то же положение, что и гражданам страны его обычногоместа жительства.
Социальноепопечение является сферой действия национального законодательства, и поэтомуего стандарты не могут быть регламентированы международными соглашениями.Однако в соответствие с принципом отказа от каких-либо форм дискриминациибеженцы, законно проживающие на территории государства, имеют право насоциальное попечение в размерах, предусмотренных, как правило, для гражданстраны проживания. В частности, глава IV Конвенции 1951 г. определяет, что беженцы имеют право:
· на применениесистемы пайков наравне с гражданами страны, где существует система распределениядефицитных продуктов;
· на решениежилищного вопроса в положении не менее благоприятном, чем то, которым обычно пользуютсяиностранцы при тех же обстоятельствах;
· на начальноеобразование наравне с гражданами страны пребывания и положение не менее благоприятное,чем то, которым обычно пользуются иностранцы в отношении других видовобразования;
· признанияиностранных аттестатов, дипломов и степеней; освобождения от платы за правоучения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий;
· на то жеположение, что и граждане страны проживания в отношении вознаграждения за труди условий труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня, возрастработающих по найму и т.д.), социального обеспечения с учетом национального законодательства(например, при сочетании солидарной и накопительной пенсионной системы, прикотором беженцы будут получать пенсии меньшего размера).
Конвенциятакже гарантирует беженцам защиту их авторских и промышленных прав (статья 14)в объеме и порядке, предусмотренном для граждан страны, где им предоставленоубежище. Прочие страны – участник Конвенции, предоставляют такую защиту всоответствие с правом страны обычного местожительства беженца. Уравнениебеженцев в правах с другими иностранцами, легально пребывающими на территории государства,определяет наличие у беженца достаточно обширной суммы прав и обязанностей. Ихопределению посвящена значительная часть Конвенции 1951 года (главы II — V).
Согласностатье 12 Конвенции личный статус беженца определяется законами страны егодомициля (страны законного проживания) или, если такового не имеется, законамистраны его проживания. При этом ранее приобретенные беженцем права, связанные сего личным статусом (в частности связанные с браком) признаются государствомубежища, при условии, что они признаются законами этого государства в отношениине беженцев.
Вотношении имущественных прав беженцев, как на движимое, так и недвижимоеимущество, включая арендные и иные договора, государства – участники Конвенции 1951 г. обязываются предоставлять беженцам права не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствахобычно пользуются иностранцы.
Беженцы,согласно статье 15 Конвенции, наравне с иными иностранцами имеют право созданияассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целейизвлечения выгоды (некоммерческих объединений), а также профессиональныхсоюзов.
Важныммоментом при решении проблем беженцев является вопрос об их самообеспечении,т.е. вопрос опоиске ими занятий, приносящих им доход – работы по найму илисоздание собственных предприятий.
Беженцыимеют право на самостоятельное занятие сельским хозяйством, промышленность,ремеслами и торговлей, а также права учреждать торговые и промышленныетоварищества в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми обычнопользуются иностранцы при тех же обстоятельствах[9].
Вопределенных случаях, например, при массовом притоке беженцев, страны убежищамогут ограничивать определенные права, такие как свобода передвижения, свободав поиске работы или право на должное школьное образование для всех детей. Втаких случаях, когда у правительства страны убежища или у других учреждений нетникаких других ресурсов, УВКБ ООН оказывает помощь беженцам и другим лицам,подпадающим под его компетенцию, которые не могут удовлетворить свои основныепотребности. Оказываемая помощь может быть в форме финансовых грантов, продовольствияили такого оборудования, как кухонная утварь, инструмент, средства гигиены икрыша над головой. Помощь можетоказываться и в виде программ по созданию школили клиник для беженцев, которые живут в лагере или сосредоточены всообществах.
Административныемеры, которые страна убежища может применять в отношении беженцев, законно проживающихна его территории, в основном определяются принципом non-refoulement. Они,прежде всего, касаются отказа стран-участниц Конвенции от принудительноговозвращения и высылки беженцев и всех лиц, ищущих убежища в страну, где имугрожает преследование, освобождения беженцев от наказания за незаконный въездв страну (статьи 31-33 Конвенции 1951 г.), а также выдачи удостоверенийличности и проездных документов (статьи 27-28 и комментарии к Конвенции 1951 г.).
Вдополнение к этим правам государства – участники Конвенции о статусе беженцевобязуются:
· оказыватьпроживающим на их территории беженцам помощь в тех случаях, когда им требуется содействиеиностранного государства, к которому они не могут обратиться;
· предоставлятьбеженцам право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах еготерритории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцамв тех же обстоятельствах;
· не облагатьбеженцев налогами и сборами, кроме и выше тех, которые при аналогичных условияхвзимаются и могут взиматься с собственных граждан;
· разрешить беженцамвывоз имущества, привезенного ими с собой на их территорию, в другую страну, вкоторую им предоставлено право въезда.
Наконец,в соответствии со статьей 34 Конвенции 1951 г. государства – участники Конвенции обязуются делать все от них зависящее для ускорения делопроизводства понатурализации и возможного уменьшения связанных с ним сборов и расходов для облегчениянатурализации и ассимиляции беженцев.
Очевидно,что правовое положение беженцев и лиц, ищущих убежище, подразумевает наличие нетолько прав, но и обязанностей в отношении принимающего их государства. Онилаконично определены в статье 2 Конвенции о статусе беженцев[10].
Нарушениеэтих норм, в частности совершение преступного деяния, может повлечь за собой нетолько уголовную ответственность, но и возможность депортации.
2.2. Признаниечеловека беженцем
Исходяиз определения беженца (Статья 1 раздел А пункт 2) можно выделить следующиеположения, соответствие которым позволяет признать человека беженцем – включитьего в действие Конвенции (отсюда – «положения о включении»):
· вполнеобоснованные опасения стать жертвой преследования
· по признаку расы,вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группеили политических убеждений
· находящийся внестраны своей гражданской принадлежности
· невозможностьвоспользоваться вследствие таких опасений или нежелания пользоваться защитойстраны гражданской принадлежности
· отсутствиеопределенного гражданства и нахождение вне страны своего прежнего обычногоместа жительства.
1) «Вполнеобоснованные опасения стать жертвой преследований».
Фраза«вполне обоснованные опасения стать жертвой пре следований» является ключевой вопределении. Термин «вполне обоснованные опасения» содержит субъективный(«опасения») и объективные («вполне обоснованные», «жертвой преследования») элементы.При определении, действительно ли вполне обоснованные опасения имеют место, всеэти элементы должны быть приняты во внимание[11].
Источникомсубъективной информации является изложение существа дела заявителем, его взглядна события своей жизни, которые привели его в ситуацию беженца. Объективныйэлемент складывается из информации о стране происхождения, имеющихся документальныхсвидетельств и другой информации, которая может быть сопоставлена ссубъективной составляющей дела.
Опасенияпросителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать впределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождениястало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинамбыло бы невыносимым, если бы он вернулся назад. Эти соображения не должныобязательно основываться на личном опыте просителя. То, что, например,случилось с его друзьями, родственниками и другими членами той же расовой илисоциальной группы, может быть свидетельством того, что его опасения стать раноили поздно жертвой преследований вполне обоснованы. Законы страныпроисхождения, и особенно способы их применения, могут также иметь отношение к делу.
Прииндивидуальном установлении статуса беженца, лицо, ходатайствующее о получениистатуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно личноопасается стать жертвой преследований. Этого не требуется в ситуациях, когда поддавлением обстоятельств перемещаются целые группы людей, каждый член которыхможет индивидуально рассматриваться как беженец. В таких ситуациях возникаетнеобходимость оказания чрезвычайно срочной помощи, и невозможно по чисто практическимпричинам выносить индивидуальное определение статуса беженца для каждого члена группы.Поэтому в подобных ситуациях используется «групповое определение» статусабеженцев, в соответствии с которым каждый член группы рассматривается primafacie («на первый взгляд», т.е. при отсутствии очевидности обратного) какбеженец.
Общепризнанногоопределения понятия «преследования» до сих пор не существует. Из статьи 33
Конвенции1951 года можно сделать вывод, что угроза жизни и свободе по причине расы,религии, национальности, политических убеждений или принадлежности к какой-либосоциальной группе всегда является преследованием.
Различияв обращении с различными группами действительно существуют в той или инойстепени во многих странах. Лица, которые сталкиваются с такими различиями, необязательно являются жертвами преследований. Только при определенныхобстоятельствах эта дискриминация равносильна преследованиям.
Например,тогда, когда дискриминационные меры приводят к последствиям, наносящимсущественный ущерб данным лицам (серьезные ограничения в праве зарабатывать на жизнь,отправлять религиозные обряды, в доступе к существующим возможностям в области образованияи т.п.).
Преследованияследует отличать от наказаний за обычные нарушения закона в соответствии собычным правом. Лица, спасающиеся от преследования или наказания за такиенарушения, как правило, не являются беженцами. Следует напомнить, что беженец — это жертва, или потенциальная жертва несправедливости, а не лицо, скрывающеесяот правосудия. Чаще не закон, а способы его применения являютсядискриминационными.
Судебноепреследование за нарушение «общественного порядка», например, распространениепамфлетов, может быть мотивом для преследования личности по причине политическогосодержания данной публикации.
Преследованияобычно относятся к действиям властей страны. Они могут также исходить от части населения,не уважающей порядок, установленный законами данной страны. Таким случаем можетбыть религиозная нетерпимость, равносильная преследо значительные группы населенияне уважают веру своих ближних. Там, где серьезные дискриминационные или унижающиедостоинство действия осуществляются местным населением, таковые могутрассматриваться как преследования, если известно, что власти относятся к этомутерпимо, или если власти отказываются или не способны обеспечить эффективнуюзащиту.
2) Попризнаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определеннойсоциальной группе или политических убеждений
Понятие«раса» в данном случае должно рассматриваться в самом широком смысле, включаявсе виды этнических групп, именуемых «расами» в общепринятом значении. Нередкоэто связано с принадлежностью к какой-либо специфической социальной группеобщего происхождения, образующей меньшинство среди данного населения.
Преследованиепо «религиозному признаку» может принимать различные формы, например, в виде запрещениябыть членом религиозных общин, исповедовать религию тайно или публично,отправлять религиозные обряды, или же в виде принятия серьезных дискриминационныхмер к лицам, потому что они исповедают свою религию или принадлежат к определеннойрелигиозной общине.
Понятие«национальность» в данном контексте не должно пониматься лишь как«гражданство». Оно включает в себя принадлежность к этнической или языковойгруппе и может иногда совпадать с понятием
Принадлежностьк определенной социальной группе «Определенная социальная группа» обычновключает в себя лиц одинакового происхождения, привычек и социального статуса.
Наличиеиных политических убеждений, отличных от тех, которые разделяютсяправительством, само по себе не является основанием для ходатайства опредоставлении статуса беженца.
3)«Находящийся вне страны своей гражданской принадлежности»
Основноетребование при получении статуса беженца заключается в том, чтобы проситель,который имеет гражданство, находился вне страны своей гражданской принадлежности.
4) Невозможность воспользоваться вследствие таких опасений или не желанияпользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности.
Отсутствиевозможности пользоваться такой защитой предполагает обстоятельства, которые независят от воли данного лица. Например, состояние войны, гражданская война илидругие тяжелые потрясения, которые не позволяют стране гражданскойпринадлежности предоставить беженцам свою защиту или делают эту защитунеэффективной.
5)Отсутствие определенного гражданства и нахождение вне страны своего прежнегообычного места жительства.
Данноеположение относится к беженцам без гражданства (апатридам), дополняетпредыдущую фразу, которая относится к беженцам, имеющим гражданство. В случае сбеженцами без гражданства «страна гражданской принадлежности» заменена «странойсвоего прежнего обычного местожительства», а выражение «не желает пользоватьсязащитой...» заменено словами «не желает вернуться в нее»[12].
2.2. Прекращениестатуса беженца
Положенияо прекращении статуса (пункты 1-6 раздела С статьи 1 Конвенции 1951 года)перечисляют условия, при которых беженец перестает быть беженцем.
Ониосновываются на том понимании, что международная защита не должнапредоставляться, если в этом больше нет необходимости или это больше неоправдано[13].
Предоставленныйоднажды статус беженца сохраняется до тех пор, пока он не подпадет под действиеположений о прекращении. Данные положения указаны в разделе С статьи 1Конвенции 1951 года.
1)добровольное возвращение под защиту страны своей гражданской принадлежности;
2)добровольное восстановление гражданства;
3)приобретение нового гражданства;
4)добровольное поселение в стране, где у него имелись опасения стать жертвойпреследований;
5)возобновление возможности воспользоваться защитой страны своей гражданскойпринадлежности;
6)возобновление возможности вернуться в страну своего прежнего обычного местажительства.
Изшести положений, касающихся прекращения статуса, первые четыре отражаютизменения в положении беженца, которые произошли по его собственной инициативе.Последние два основываются на том понимании, что международная защита больше неоправдана по причине изменений в стране, где у данного лица существовалиопасения преследований, потому что причин, в силу которых это лицо сталобеженцем, более не существует.
Конвенция1951 года в разделах D и F статьи 1 содержит положения, предусматривающие, чтонекоторые лица, хотя и имеющие характеристики беженцев по определению статьи 1,исключаются из числа тех, кому предоставляется статус беженцев. Эти лицаделятся на три группы.
Перваягруппа (раздел D статьи 1) состоит из лиц, уже получивших защиту или помощьОрганизации Объединенных Наций.
Втораягруппа (раздел Е статьи 1) включает тех лиц, которые не признаны нуждающимися вмеждународной защите.
Третьягруппа (раздел F статьи 1) охватывает различные категории лиц, которые нерассматриваются как заслуживающие предоставления международной защиты.
Вкачестве лица, уже получившие защиту или помощь Организации Объединенных Нацийпонимается любое лицо, которое получило защиту или помощь от органов или учрежденийООН, существующих или действовавших ранее, кроме Верховного КомиссараОрганизации Объединенных Наций по делам беженцев.
Второеположение относится к лицам, которые могли бы подпадать под определения вотношении получения статуса беженца и которые были приняты в стране, где импредоставлена большая часть гражданских прав этой страны, но не формальноегражданство (их часто называют «национальными беженцами»)[14].
Третьягруппа является самой обширной, как по основаниям включения в нее, так и поколичеству случаев ее применения. Под дейсвтие данного положения подпадают,прежде всего, комбатанты, т.е. лица, бежавшие из страны и формально находящиесяв ситуации беженца, но продолжающие вести вооруженную борьбу.
Заключение
Итак, мы дали законодательное определениебеженцев, рассмотрели причины существования беженцев,дали характеристику политики в области миграции,рассмотрели основания признания человека беженцем, а также основанияпрекращения статуса беженца.
Из всего вышеизложенногоможно сделать следующие выводы.
Определение термина«беженец» продолжалось в течение большой частиXX века и стимулировалось крупнейшимиполитическими событиями. Универсальноеопределение сложилось лишь в рамках Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. Их положения лежат в основе всех болеепоздних подходов к определению данного терминаи используются при формировании национальныхзаконодательств в отношении беженцев.
Вынужденная миграция –совокупность территориальных перемещений, связанных спостоянным или временным изменением места жительства людей понезависящим от них причинам, как правило, вопрекиих желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия,нарушение основных прав и свобод граждан). Понятие «беженцы»имеет устоявшееся определение в международном праве,
Всямногообразная миграция стала преимущественно рассматриваться через призмунелегальной иммиграции, а последняя — сугубо как миграция террористов иуголовников. Это может стать очень опасным заблуждением, направленным вконечном счете на ужесточение мер миграционной политики, что в свою очередьприведет лишь к увеличению масштабов нелегальной миграции, как это всегдаслучается там, где легальные пути въезда перекрывают.
Следуетпонимать, что в подавляющем большинстве случаев целью нелегальных мигрантовявляется трудоустройство в стране въезда, т.е. по своей сути нелегальнаяиммиграция представляет собой явление экономическое, требующее не столькозапретительных, сколько регулирующих мер, направленных на легализацию самогопроцесса.
Список использованнойлитературы:
Нормативные правовыеакты:
1. «Всеобщаядекларация прав человека», принята 10.12.1948г.
2. «МеждународныйПакт о гражданских и политических правах», принят 16.12.1966г.
3. Конвенция «Остатусе беженцев» (Заключена г. Женеве 28.07.1951) // Действующее международноеправо. Т. 1.- М., 1996.
4. Декларация «Отерриториальном убежище» (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (22) ГенеральнойАссамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборникдокументов. – М., 1990.
5. Соглашение «Опомощи беженцам и вынужденным переселенцам» (Заключено в г. Москве 24.09.1993)// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ«Содружество», № 4, 1993.
6. «Конвенция поконкретным аспектам проблем беженцев в Африке (Вступила в силу 20 июня 1974 г.).
7. «Протокол,касающийся статуса беженцев» (Подписан в г. Нью-Йорке 31.01.1967).
Литература:
1. Абзалова Л.Ф.Международно-правовое регулирование миграционных процессов // Государственнаявласть и местное самоуправление, 2006, № 5.
2. Андриченко Л. В.Международно-правовая защита беженцев и лиц, перемещенных внутри страны //Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России:состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. д.ю.н.,профессора, академика РАЕН и ПАНИ В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2004.
3. АнуфриеваЛ. П., Бекяшев Д. К., Бекяшев К. А. Международное публичное право. – М., 2007.– С. 784.
4. Бархатова Е. Ю.Международное публичное право в вопросах и ответах. М., 2007. – С. 81.
5. Басик В. П.Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан в РФ //Конституционное и муниципальное право, 2005, № 8.
6. Буше-Сольнье Ф.Практический словарь гуманитарного права. М., 2006. – С. 551.
7. Воронина Н. А.Международное право и проблемы правового регулирования положениявнутриперепещенных лиц // Юрист-международник, 2005, № 3.
8. Гай С. Гилл.Статус беженца в международном праве. М., 2006. – С. 647.
9. Ильин Ю. Д.Международное публичное право: Лекции. – М., 2002. – С. 206.
10. Малинин С. А.Избранное. СПб., 2007. – С. 318.
11. Матвеева Т. Д.Международное право. М., 2004. – М., 410.
12. Международноепубличное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. М., 2007. – С. 640.
13. Международноеправо: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2002. – С. 610.
14. Пожидаева М. В.Права неграждан и запрещение дискриминации в современном международном праве //Международное публичное и частное право, 2005, № 4.
15. Шейнгезихт Л. Г.Правовое и прикладное значение гуманитарной защиты в международном праве.Монография. СПб., 2004.