ПЛАН
Введение
§1. Постановления суда первой инстанции
§2. Апелляционное производство
§3. Кассационное производство
§4. Европейский суд по правам человека
Вывод
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ст. 55[1]Конституции Украины гарантирует каждому право на обжалование решений в суде, действийили бездействий органов государственной власти. Это конституционное положениезакреплено в ст. 13 ГПК Украины 2004 года и в законе «о судоустройстве»[2],ст. 12 которого предусматривает право участников судебного процесса и другихособ в порядке предусмотренным законом на обжалование судебного решения вапелляционном и кассационном порядках.[3]
Я решила собрать воединоинформацию на тему: “Обжалование постановлений суда первой инстанции,структура, порядок” потому что, актуальность этой темы растёт с каждым днём. Вбольшинстве случаев граждане и организации следуют предписаниям норм права,правильно их применяют и добровольно приводят к исполнению, не обращаясь зазащитой к государству в лице суда. Однако это не исключает случаев, когда потем или иным мотивам между субъектами правоотношений возникают разногласия по осуществлениюих прав и обязанностей. Это вынуждает заинтересованное лицо обращаться в суд дляурегулирования его отношений с другой стороной в соответствии с нормами права.И это является положительным фактором для любого правового государства. Разъяснениеправовых и иных отношений в суде говорит о том, что человек доверяет закону будущеесвоих интересов и целей по средствам рассмотрения соответствующих дел всудебном порядке. Однако есть и “обратная сторона монеты”, в тех случаях, когдасуд выносит постановление, нарушая при этом права и интересы одной из сторон…
В своё время немецкийюрист[4] Р. Иеринг писал о необходимостисоздания такой правовой системы, в рамках которой борьба за право являлась бы обязанностьюправообладателя “в отношении самого себя” и одновременно обязанностью “поотношению к обществу”. В переходной период нашего государства значительноймерой по-новому встаёт вопрос о законности, особенно в её взаимосвязи с управлениемсоциального процесса, не только правовыми процедурами, но и развитием демократии,установлением системы обеспечения конституционных прав человека. Обжалованиепостановлений в апелляционном и кассационном порядках, право на пересмотр решениясуда первой инстанции – яркий пример демократизации государства.
Демократия, как строй властихарактеризуется определёнными признаками. Присутствие и функционированиеапелляционных судов в судебной системе Украины смело можно было бы отнести к одномуиз этих признаков. Перепроверка решений суда первой инстанции судом болеевысокого уровня – второй инстанции лишний раз гарантирует нам, гражданам защитунаших прав. Более того, апелляция не позволяет произволу суда развиваться, болеетого – устраняет подобные незаконные инциденты.
§1. Постановления суда первой инстанции
Постановлениямирешаются вопросы, связанные с движением проведения в деле в суде первойинстанции, разные ходатайства и заявления лиц, которые принимают участие вделе, вопрос об отложении рассмотрения дела, об остановке или закрытиипроведения в деле, оставление заявления без рассмотрения (ч. 1 ст. 232 ГПК) [5].
Постановлениямисуда первой инстанции решаются вопросы, направленные на возникновение, развитиеили прекращения гражданское процессуального правоотношения, на созданиенадлежащих условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения ирешения дела, на реализацию и защиту процессуальных прав субъектов гражданскоепроцессуального правоотношения.
Для выявленияспецифики постановлений в юридической литературе приводится их классификация поразным основаниям.
В зависимостиот решения требования, направленной на развитие проведения в деле, они могутбыть классифицированы на такие виды:
а)постановления, направленные на нарушения гражданского процесса в деле (ст. 136ГПК), а также в вопросах исправления описки и явной арифметической ошибки (ст.213 ГПК), постановление дополнительного решения (ст. 214 ГПК), отменаограничения дееспособности или возобновление гражданина в дееспособности (ст.260 ГПК);
б)постановления, которые обеспечивают развитие процесса в деле, – ими решаютсяотдельные процессуальные вопросы, которые возникают во время подготовки дела крассмотрению, решению судорог дела и выполнения судебного решения – опривлечении или вступлении в дело соучастников, третьих лиц, органовгосударственного управления, о привлечении дополнительных доводов, назначениеэкспертизы, отложение рассмотрения в деле и др. (статьи 143, 149, 173 ГПК);
в)постановления, которые препятствуют возникновению гражданского процесса в деле (перетинальні) и дальнейшему его развития(заключительные).Перетинальні – постановленияоб отказе в принятии заявления (ст. 136 ГПК), остановка проведения в деле(статьи 221-223 ГПК), оставление заявления без движения (ст. 139 ГПК);заключительными постановлениями заканчивается проведения в деле без вынесениярешения – закрытие проведения в деле (ст. 227 ГПК), оставление иска безрассмотрения (ст. 229 ГПК);
г) постановленияпо применению санкций за гражданские процессуальные правонарушения – опривлечении к штрафной и имущественной ответственности (статьи 44, 48, 53, 153,284 ГПК и др.), к криминальной и общественной ответственности (статьи 44, 58,117, 167, ч. СО ст. 235 ГПК);
д)постановления, которые сигнализируют о нарушении законности и существенныенедостатки в работе предприятий, учреждений, организаций с целью употреблениямер к ним устранение – частные определения (ст. 235 ГПК).
В зависимостиот субъектов, которые постановили постановления, их можно классифицировать наединоличные и коллегиальные. Часть 2 ст. 232 ГПК предусматривает, чтопостановление постановляет суд в полном составе, а в случаях, предусмотренныхКодексом, – судья единолично. Все зависит от того, в каком составерассматривается дело. Согласно ст. 124и ГПК судья единолично рассматривает всегражданские дела, подведомственные суду. А дела по спорам об определенииместожительства и отнятии ребенка, установление отцовства, выселение, в случаеотмены решения, постановленного единоличное судьей, рассматриваются вколлегиальном составе. Коллегиальное рассматриваются и другие дела,предусмотренные указанной и другими нормами ГПК (статьи 24316, 24812). Итак,при рассмотрении дела коллегиальное постановления принимаются такжеколлегиальное. Но вопрос, связанные с движением дела в суде, действиями судьипо подготовке дела, выполнением судебных решений, решаются судьей единоличное,кроме случаев, когда они возникают в судебном заседании во время рассмотрениядела в коллегиальном составе судей (ч. СО ст. 16 ГПК).
Попроцессуальной форме воплощения постановления классифицируются насамостоятельные и протокольные.
Судпостановляет самостоятельные постановления в совещательной комнате, которыевоплощаются в письменную форму отдельного процессуального документа,подписываются всем составом суда и присоединяются к дела (закрытие проведения вделе – ст. 227 ГПК и др.).
Протокольныепостановления по отдельным нескладным вопросам суд постановляет,посоветовавшись на месте в судебном заседании. Они высокомерничают в протоколсудебного заседания (о порядке допроса свидетелей, экспертов и исследованиядругих доводов – ст. 181 ГПК).
По смыслупостановление, постановленное в совещательной комнате, должна содержать: времяи место постановления; наименование и состав суда, фамилия секретаря судебногозаседания; название лиц, которые принимают участие в деле, и предмета спора;суть вопроса, который решается; мотивы, с которых суд дошел выводов, и закон,которым он руководствовался, вынося постановление; вывод суда; порядок и срокобжалования постановления (ч. 1 ст. 234 ГПК).
Постановление,которое выносится судом без удаления к совещательной комнаты, по смыслу должнасодержать: суть вопроса, который решается; мотивы, с которых суд дошел выводов,и закон, которым он руководствовался, вынося постановление; вывод суда (ч. 2ст. 234 ГПК).
Всепостановления объявляются сразу после их постановление. Вопрос о том, набираютли они законной силы, условия и порядок обретения, правовые следствия законнойсилы, ГПК отдельно не урегулированные. В теории гражданского процессаотносительно этого были высказаны разные мысли.
Анализ нормГПК свидетельствует, что все постановления набирают законной силы, но одни изних, которые подлежат обжалованию, после окончания пятнадцатидневного срока наапелляционное обжалование (статьи 234, 291 ГПК), другие – со временипровозглашения (ст. 139 ГПК). Не все постановления приобретают свойстванеизменности (статьи 154, 155 ГПК др.).
Заключительныепостановления с обретением законной силы приобретают свойства законной силысудебного решения.
§2. АПЕЛЛЯЦИОННОЕпроизводство
Одной из важнейших гарантий реализации права на судебную защиту являетсяправо на обжалование в суд вышестоящей инстанции не вступивших в законную силурешения, определения суда, принятых по первой инстанции. Понятие“апелляция” и задачи апелляционного производства. Апелляция (от лат. appellatio– обращение, жалоба)[6] – это основной способобжалования судебных решений, не вступивших в законную силу в суде высшейинстанции (апелляционном) суде. Эта форма обжалования судебного приговоравпервые введена во Франции в 1808 г., а позже и в России, в 1864-1917 гг.
В результате длительного исторического развития основной (классической)формой проверки не вступивших в законную силу судебных постановлений вбольшинстве европейских государств, государств – участников СНГ сталаапелляция. Проверка вступивших в законную силу судебных решений осуществляетсяи в кассационном порядке, но об этом речь будет идти в следующей главе.Сущность апелляционного производства заключается во вторичном рассмотрении делапо существу и проверке судом апелляционной (второй) инстанции не вступившего взаконную силу судебного решения с правовой и фактической стороны.
В гражданском процессуальном законодательстве не вступившие в законнуюсилу решения и определения суда могут быть обжалованы в апелляционном порядке (гл.40 ГПК Украины). Суд апелляционной инстанции проверяет законность иобоснованность обжалованных решений или определений суда первой инстанции.Объектом апелляционного обжалования является не вступившее в законную силурешение суда первой инстанции. К субъектам обжалования относятся лица,участвующие в деле, – стороны (истец, ответчик), а иные лица и прокурор вправеобжаловать не вступившее в законную силу судебное решение в случае, если ониучаствовали в рассмотрении дела. Под участием в деле понимается обращениеуказанных лиц в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересовдругих лиц. Право на апелляционное обжалование принадлежит также ипредставителю стороны, но при условии, что указанное полномочие специальнооговорено в доверенности, выданной представляемым лицом. Обжаловать решениесуда первой инстанции вправе также и правопреемники лиц, участвующих в деле.
Лица, не участвующие в деле, чьи права и законные интересы были нарушенысудебными постановлениями, не имеют права апелляционного обжалования. Судапелляционной инстанции в случае выявления нарушения норм процессуальногоправа, предусмотренного п. 4 ст. 307 ГПК Украины (разрешение судом вопроса оправах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле), обязан отменитьобжалованное решение суда первой инстанции независимо от доводов апелляционнойжалобы. Апелляционное производство возбуждаются путем подачи апелляционнойжалобы на решение суда первой инстанции, а прокурор вносит апелляционноепредставление.
Порядок подачи апелляционной жалобы и внесения представления одинаков.Жалоба или представление подаются через суд, принявший соответствующее судебноерешение в течение 30 дней со дня принятия судом решения, и 15 дней со дняпринятия определения. Многими юристами и исследователями проблем обжалования невступивших в законную силу судебных решений отмечалась недостаточностьустановленного в ГПК срока на апелляционное обжалование. Иногда суды первойинстанции с большим опозданием выдают на руки копии решений суда, не успеваютизготовить протокол судебного заседания, и времени на ознакомление с протоколомзаседания, на подготовку грамотной и обоснованной жалобы, порой, просто нехватает. Поэтому, заинтересованные лица сначала подают так называемую«маленькую» (краткую) жалобу, а после получения мотивированногорешения – мотивированное дополнение или изменения к ней. Однако, податьдополнения можно только в течение срока на апелляционное обжалование (ч. 1 ст. 298ГПК Украины).
Форма и содержание апелляционной жалобы предусмотрено ст. 293 ГПКУкраины, она должна содержать:
название суда, в который подается жалоба;
указание лица, которое подает жалобу, ее местонахождение, почтовыйиндекс, номер средств связи;
указание полное и точное название лиц, которые принимают участие в деле,их местонахождение, почтовый индекс, номера средств связи;
ссылку на решение или определение, которые обжалуются;
обоснование жалобы: в чем состоит неправильность решения, обстоятельствадела и закон, которыми опровергается решение, новые факты или способыдоказывания, которые имеют значение для дела, а так же возражения противдоказательств, которые принял или не принял суд первой инстанции;
просьбу лица, которое подает жалобу;
перечень письменных материалов, если таковые прилагаются к жалобе.
Подача апелляции облагается государственной пошлиной.
На стадии апелляционного обжалования не вступивших в законную силусудебных решений действует принцип диспозитивности. Истец вправе отказаться отиска, стороны вправе заключить мировое соглашение, лицо, подавшеесоответствующую жалобу, вправе отказаться от нее полностью или частично,отозвать ее до начала рассмотрения в апелляционном суде. Поскольку судомапелляционной инстанции осуществляется проверка законности и обоснованностирешения суда первой инстанции, постольку в апелляционный суд не могут бытьпредъявлены требования, не заявленные в суде первой инстанции. Апелляционныйсуд проверяет решение суда первой инстанции лишь в рамках доводов апелляционнойжалобы: «tantum devolutum qantum appellatum» (сколько жалобы – столькорешения).
Содержанием деятельности суда апелляционной инстанции является проверказаконности и обоснованности не вступившего в законную силу судебного решения.Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядкепредусмотрены ст.ст. 307-309 ГПК Украины. Перечислим главные: неправильноеопределение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностьустановленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствамдела; нарушение или неправильное применение норм материального права или нормпроцессуального права.
Коллегиальное рассмотрение дел в апелляционном суде обеспечивает их болеетщательное и многостороннее обсуждение. Решение дел коллегией является результатомобмена мнений между судьями, результатом столкновения различных взглядов наодни и те же вопросы, различных точек зрения. То, что не расслышано или упущеноиз внимания одним судьей, может быть замечено другим; что кажется неяснымодному, может быть выяснено другим, недостатки одного судьи восполняютсядостоинствами другого, так что, как говорили юристы еще при царе-батюшке,«три плохих судьи в состоянии составить хорошую судебную коллегию».
С другой стороны, под формой коллегиальности зачастую скрываетсяединоличное начало: дело разрешается не коллегией, а судьей-докладчиком, кмнению которого присоединяются другие члены коллегии...
В апелляционном производстве законом не предусмотрено каких-либоограничений для представления лицами, участвующими в деле, в суд апелляционнойинстанции новых доказательств по делу. Невозможность представления стороной всуд первой инстанции доказательств может быть обоснована следующими причинами:доказательства существовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции,но лицо не знало и не могло знать об их существовании; доказательствасуществовали в момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, ипредставляющее их лицо знало об этом, но по независящим от него причинам немогло их представить в суд; дополнительные доказательства появились послепринятия решения судом первой инстанции; суд первой инстанции ошибочно исключилиз судебного разбирательства представленные стороной доказательства, которыемогли иметь значение для исхода дела (необоснованно отказал в удовлетворенииходатайства о проведении экспертизы, о направлении судебного поручения и т.п.).
§3.КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Кассационноепроизводство – урегулированная законом деятельность по обжалованию иопротестованию не вступивших в законную силу судебных решений (приговоров,определении, постановлении), рассмотрению судом второй инстанции уголовных делпо кассационным жалобам и протестам и решению им вопроса о законности иобоснованности обжалованного или опротестованного приговора, определения судаили постановления судьи.
В кассационном порядке обжалуются решения и определения судапервой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также решения иопределения апелляционного суда, т.е. решения и определения суда первойинстанции, вступившие в законную силу, которые были предметом рассмотрениясудом апелляционной инстанции. Законом Украины от 16 марта 2006 г. «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Украины» перечень определений судапервой инстанции, которые могут быть обжалованы отдельно от решения суда первойинстанции в апелляционном порядке (ч. 1 ст. 293 ГПК), а после их пересмотра вапелляционном порядке – в кассационном порядке, дополнен п. 30, согласнокоторому отдельно от судебного решения суда первой инстанции может бытьобжаловано в апелляционном порядке, а после пересмотра в апелляционном порядке –в кассационном порядке определение суда первой инстанции об освобождении(назначении) опекуна или попечителя[7].
Судом кассационной инстанции по гражданским делам являетсяСудебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины (ч. 2 ст. 48Закона Украины «О судоустройстве Украины. В соответствии со ст. 335 ГПК прирассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет в пределах кассационнойжалобы правильность применения судом первой или апелляционной инстанции нормматериального или процессуального права и не может устанавливать или (и)считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении илиотклонены им, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того илииного доказательства, о преимуществе одних доказательств над другими. Вкассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность судебных решенийтолько в пределах исковых требований, заявленных в суде первой инстанции. Судне ограничен доводами кассационной жалобы, если при рассмотрении дела будетвыявлено неправильное применение норм материального права или нарушение нормпроцессуального права, являющихся обязательным основанием для отмены решения.
Объектом кассационного обжалования могут быть такжевступившие в законную силу определения суда в приказном производстве об отказев принятии судебного приказа или в случае отмены судебного приказа (ч. 2 ст. 99и п. 1 ч. 1 ст. 293 ГПК) после их пересмотра в апелляционном порядке. В части 1ст. 324 ГПК предусмотрено, что стороны и другие лица, участвующие в деле, атакже лица, не участвующие в деле, если суд разрешил вопрос об их правах,свободах либо обязанностях, имеют право обжаловать в кассационном порядке:решения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке,решения и определения апелляционного суда, принятые по результатамапелляционного рассмотрения.
Как отмечает М.И. Штефан, в отличие от апелляционного,кассационный суд не является судом, который повторно, заново рассматриваетдело. Его основной функцией является проверка законности рассмотренных дел, вкоторых суд апелляционной инстанции не устранил существенные нарушения или самих допустил, и обеспечение одинакового применения закона[8].С приведенной точкой зрения М.И. Штефана нельзя полностью согласиться. Судкассационной инстанции проверяет не только законность, но и обоснованностьсудебных решений и определений, вступивших в законную силу, которые былипредметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Необоснованное решение неможет быть законным. Однако пределы проверки обоснованности указанных судебныхрешений и определений иные, чем пределы проверки законности и обоснованностирешений и определений, не вступивших в законную силу, судом апелляционнойинстанции. Они указаны в ч. 1 ст. 335 ГПК. Как следует из п. 5 ст. 336 ГПК, судкассационной инстанции имеет право отменить судебное решение или изменитьрешение, не передавая дело на новое рассмотрение. Для вынесения нового решенияили изменения решения суд кассационной инстанции должен проверить не толькозаконность, но и обоснованность судебных решений и определений, вступивших взаконную силу, после их пересмотра в апелляционном порядке.
Некоторые авторы, например В.И. Тертышников, считают, чтопересмотр судебных решений и определений в кассационном порядке является видомсудебного производства[9]; другие авторы, напримерВ.М. Шерстюк, считают, что указанные процессуальные правоотношения являютсястадией гражданского процесса[10]. Такого же мнения А.П.Вершинин, который подчеркивает, что этой стадией является исключительной.
Реализация права кассационного обжалования обусловленасоблюдением срока на кассационное обжалование. Кассационная жалоба может бытьподана в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения(определения) апелляционного суда
В случае пропуска срока, установленного ч. 1 ст. 325 ГПК, попричинам, признанным судьей уважительными, суд кассационной инстанции позаявлению лица, подавшего жалобу, может восстановить этот срок, но не более чемв пределах одного года со дня возникновения права на кассационное обжалование.
Кассационная жалоба, поданная после истечения срока накассационное обжалование, возвращается судом кассационной инстанции подавшемуее лицу, если им не поднимается вопрос о восстановлении этого срока, а такжекогда в восстановлении срока отказано.
Форма и содержание кассационной жалобы предусмотрены ст. 326ГПК. Согласно ст. 326 ГПК кассационная жалоба должна быть подана в письменнойформе, в ней указываются:
1) наименование суда, в который подается жалоба;
2) имя (наименование) лица, подающего жалобу, его местожительства или местонахождение;
3) имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их местожительства или местонахождение;
4) обжалуемое решение (определение);
5) в чем состоит неправильное применение судом нормматериального права или нарушение норм процессуального права;
6) ходатайство лица, подающего жалобу;
7) перечень письменных материалов, прилагаемых к жалобе.
Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, илиего представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, должнаприлагаться доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочияпредставителя, а также копии обжалуемых решений (постановлений) судов первой иапелляционной инстанций (части 4 и 5 ст. 326 ГПК).
К кассационной жалобе прилагаются копии жалобы и приложенныхк ней материалов в соответствии с числом лиц, участвующих в деле.
Кассационная жалоба подается непосредственно в судкассационной инстанции, где она регистрируется и передается в порядкеочередности судье-докладчику, который проверяет ее соответствие требованиям,установленным ст. 326 ГПК (ч. 1 ст. 327 ГПК).
В случае поступления кассационной жалобы, не оформленной всоответствии с требованиями, установленными ст. 326 ГПК, или в случае неуплатысуммы судебного сбора или неоплаты расходов на информационно-техническоеобеспечение рассмотрения дела применяются положения ст. 121 ГПК, о чемсудьей-докладчиком постановляется соответствующее определение об оставлениикассационной жалобы без движения. В определении указываются основанияоставления кассационной жалобы без движения, о чем извещается лицо, подавшеекассационную жалобу, и предоставляется срок для устранения недостатковкассационной жалобы. Если лицо, подавшее кассационную жалобу, в соответствии сопределением, вынесенным судьёй-докладчиком, выполнит в установленный сроктребования, указанные в определении, уплатит сумму судебного сбора, а такжеоплатит расходы на информационно-техническое рассмотрение дела, кассационнаяжалоба считается поданной в день первоначальной подачи ее в суд кассационнойинстанции. Иначе кассационная жалоба считается неподанной и возвращается лицу,её подавшему. Получив кассационную жалобу, оформленную в соответствии стребованиями ст. 326 ГПК, судья-докладчик в течение десятидневного срокаразрешает вопрос об открытии кассационного производства, о чем постановляетсоответствующее определение, истребует дело, направляет копии кассационнойжалобы и приложенных к ней материалов лицам, участвующим в деле, иустанавливает срок, в течение которого могут быть поданы возражения накассационную жалобу. Судья-докладчик возвращает кассационную жалобу, поданнуюпо истечении срока на кассационное обжалование, лицу, подавшему её, если он неподнимает вопрос о восстановлении этого срока.
Судья-докладчик отказывает в открытии кассационногопроизводства по делу, если:
1) дело не подлежит кассационному рассмотрению в порядкегражданского судопроизводства;
2) дело не пересматривалось в апелляционном порядке;
3) есть определение о закрытии кассационного производства всвязи с отказом этого лица от кассационной жалобы на это же решение либоопределение;
4) есть определение об отклонении кассационной жалобы этоголица или об отказе в открытии кассационного производства по кассационной жалобеэтого лица на это же решение либо определение;
5) кассационная жалоба является необоснованной и изложенные вней доводы не вызывают необходимости проверки материалов дела.
Неправильное применение норм материального права либонарушение норм процессуального права являются основанием для открытиякассационного производства независимо от обоснованности кассационной жалобы.Копия определения о возвращении кассационной жалобы или об отказе в открытиикассационного производства вместе с прилагаемыми к жалобе материаламинаправляются лицу, подавшему кассационную жалобу, а кассационная жалобаостаётся в суде кассационной инстанции (ст. 328 ГПК).
§4. Европейскийсуд по правам человека
постановлениесуд апелляционный жалоба европейский
Вступившая всилу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защитеправ человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие правачеловека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизмвключал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюденияобязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскуюкомиссию по правам человека, Европейский суд по правамчеловека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 года, по вступлениив силу Протокола №11, первые два из этих органов были заменены единым,постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение– Дворец прав человекав Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.
Согласнопервоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями илигосударствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительногорассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрособ их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейскийсуд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силурешения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров.
С 1 октября 1994 года заявителям былопредоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признаннымКомиссией приемлемыми. Европейский суд призван обеспечивать неукоснительноесоблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Оносуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел,принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическимлицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подачажалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороныдругого государства-члена.
Начав своюдеятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел болеетысячи дел, подавляющее большинство из которых – по жалобам граждан. Первоерешение по существу дела суд принял в 1961 году (Lawless v. Ireland), первоерешение по существу в пользу заявителя – в 1968 году (Neumeister v. Austria). Принятие Конституции Украины стало новым шагом в развитии независимогодемократического, социального и правового государства, в котором человек, егоправа и свободы являются высочайшей ценностью. Впервые Конституция Украинызаконодательно закрепила, что международные договоры, согласие наобязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частьюнационального законодательства Украины (ст. 9 Конституции).
Важным событием в жизни нашего государства было вступление в 1995 году вСовет Европы. На основании этого волеизъявления Украина взяла на себяобязательства присоединиться к Европейской конвенции о правах и свободахчеловека 1950 года и 17 июля 1997 года ратифицировала этот документ.
Указанная Конвенция приобрела силу для Украины 11 ноября 1997 года.[11]
В Законе Украины о ратификации этой Конвенции отмечается, что нашегосударство полностью признает на своей территории действие статьи 25 Конвенциии другие ее нормы, в частности о юрисдикции Европейского Суда по правам человека.
Таким образом, Украина законодательно подтвердила право наших граждан“после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться зазащитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учрежденияили в соответствующие органы международных организаций, членом или участникомкоторых является Украина”.
Поэтому едва ли будет преувеличением сказать, что указанное событиеоткрыло новую страницу в юридической защите прав человека в Украине.
Европейский Суд по правам человека является международным органом,который при определенных обстоятельствах, может принимать жалобы от лиц на то,что их права, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав и основных свободчеловека, были нарушены.
Эти гарантированные права перечислены в Конвенции и дополнительныхПротоколах к ней №1, 4, 6 и 7.
В частности, в Конвенции закреплены такие права и свободы: право нажизнь; запрет истязаний; запрет рабства и принудительной работы; право насвободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебноеразбирательство; право на уважение личной и семейной жизни; свобода мысли,совести и религии; свобода выражения взглядов; свобода мирных собраний иассоциаций; право на заключение брака; право на эффективную судебную защиту;запрет дискриминации; запрет злоупотребления правами; ограничение примененияограничений на права и т. п.Первый Протокол закрепляет такие права и свободы:право на охрану имущества, право на образование, право на свободные выборы. Протокол№4 закрепляет запрет заключения за долг, свободу передвижения, запрет высылкисвоих граждан, запрет коллективной высылки иностранцев.
Протокол №6 закрепляет такие права и свободы: отмена смертной казни,запрет применения смертной казни во время войны и т. п.
В Протоколе №7 закреплены процедурные гарантии, касающиеся высылкииностранцев, право на обжалование в уголовных делах, возмещение за судебнуюошибку, право не быть привлеченными к ответственности или наказанию дважды заодно и тоже действие, равенство мужчины и женщины.
Если лицо считает, что какое-либо государство, ратифицировавшее Конвенциюили Протоколы к ней, допустило нарушение одного из перечисленных основных прав,это лицо может обращаться в Европейский Суд. Европейский Суд может рассматриватьтолько те жалобы, которые относятся к правам, гарантированным Конвенцией иПротоколами к ней, исключая все остальные.
Европейский Суд не является апелляционной или кассационной инстанцией вотношении к национальным судам и не может отменять или изменять их решения. Судне может выступать в поддержку лица, которое жалуется, против властнойинстанции, в отношении которой представлена жалоба. Он может рассматривать лишьте жалобы, которые направлены против государств, ратифицировавших Конвенцию иПротоколы к ней, касающиеся событий, наставших после того, как Конвенция иПротоколы приобрели силу для конкретного государства. Жалоба может бытьнаправлена только против действий или решений органов власти одного изратифицировавших Конвенцию государств (органов законодательной, исполнительной,судебной власти и др.). Суд не может рассматривать жалобы против частных лицили негосударственных организаций. Необходимым условием для обращения вЕвропейский Суд является обязательное использование всех возможных внутреннихсредств защиты в государстве, которые могли бы возобновить право, на нарушениекоторого жалуется заявитель. При использовании внутренних средств обжалованиянеобходимо придерживаться всех процессуальных норм, в частности,предусмотренных законом сроков. Если, например, жалоба была отклоненанациональным судом в связи с поступлением с нарушением сроков, или онапредоставлялась с нарушением установленной национальным законодательствомпроцедуры, скорее всего, Европейский Суд не сможет принять ее к рассмотрению.
После вынесения решения компетентным, в данном случае высшим национальнымсудебным органом или властной инстанцией, обращение в Европейский Суд можетбыть осуществлено в шестимесячный срок. Если жалоба касается обвинительногоприговора, этот срок исчисляется с момента вынесения окончательногопостановления в порядке обычной процедуры обжалования, а не с даты какого-либопоследующего отказа в возможном пересмотре или восстановлении производства поделу. В случае, если по окончании 6-месячного срока требования не были изложеныхотя бы в краткой форме, Европейский Суд не сможет рассмотреть жалобу.
Письмо с изложением сути дела направляется к Секретариат ЕвропейскогоСуда по адресу.
Au Greffier de la
Cour europeenne des Droties de I’Homme
Conceil de I’Europe
F – 67075 Strasbourg Cedex
В письме, вчастности, должна содержаться следующая информация:
• краткоесодержание жалобы;
• указаниеправа или прав, гарантированных Конвенцией;
• средствазащиты, которые использовались;
• переченьрешений, которые вынесены по делу официальными властями, с указанием точнойдаты каждого решения, краткого содержания и вынесших их инстанций.
Посколькудокументов из Европейского Суда не возвращают, лучше направлять не оригиналы, афотокопии этих документов.
Ответ написьмо будет предоставлять Секретарь Европейского Суда. Он может попроситьзаявителя представить дополнительные документы, сведения или разъяснения поповоду жалобы. Секретарь суда также может проинформировать заявителя оприменении Конвенции в случаях, подобных данному, а также о том, имеются липрепятствия для принятия жалобы. При этом Секретариат Европейского Суда неможет давать рекомендации или разъяснения законодательства государства, противкоторого направлена жалоба.
Если изпереписки с Секретариатом Европейского Суда будет ясно, что жалоба может бытьзарегистрирована Судом, по желанию заявителя, Секретариат пришлет формуляр дляпредставления официальной жалобы. В формуляре необходимо будет указатьнекоторые личные данные, изложить касающиеся нарушенного права факты, сделатьссылки на имеющие место нарушения Конвенции. Также необходимо четкосформулировать свои требования, указать, каким языком Вы желаете вестипереписку, предоставить копии всех решений по делу. Если заявитель возражаетпротив разглашения своей фамилии, то он должен сообщить об этом. В концеуказывается адрес Европейского Суда. После заполнения и поступления в судформуляра, жалоба будет внесена на рассмотрение Европейского Суда по правамчеловека.
СекретарьЕвропейского Суда будет информировать заявителя о ходе рассмотрения дела.Начальная стадия судебного разбирательства осуществляется в письменной форме. Всвязи с этим личное присутствие в Страсбурге заявителя не являетсяобязательным. Если есть такая возможность, заявитель может обратиться запомощью адвоката. На более поздней стадии рассмотрения, если заявитель не имеетдостаточных средств для оплаты работы адвоката, ему может быть предоставленабесплатная юридическая помощь.
Суд нерассматривает индивидуальные заявления, если они:
•анонимны;
• по своейсути ставят вопросы, которые уже были рассмотрены Европейским Судом или ужерассматривались путем иной процедуры международного расследования илиурегулирования, и если они не содержат никакой новой информации.
ЕвропейскийСуд признает непринятым любое индивидуальное заявление, если это заявление, поего мнению, несовместимо с положениями Конвенции или Протоколов к ней, явнонеобоснованно или имеют место злоупотребления правом на обжалование. Он можетотклонить любое заявление и вынести соответствующее решение на любой стадиисудебного разбирательства.
Судрассматривает представленные ему дела в комитетах из трех судей, палатах изсеми судей и Большой палате из семнадцати судей. Палаты создают комитеты наопределенный срок.
ЕслиЕвропейский Суд установит, что решение или мероприятие государственного органаполностью или частично противоречит обязательствам по Конвенции, а также есливнутреннее законодательство этого государства предусматривает лишь частичноевозмещение последствий такого решения или мероприятия, Европейский Суд, вслучае необходимости, постановляет решение о справедливом возмещениипотерпевшей стороне.
Решение Судаявляется окончательным. Оно пересылается Комитету министров, которыйосуществляет надзор за его исполнением.
Следуетотметить, что в помещении центральной библиотеки города Стаханова начал своюработу специализированный Центр европейской информации. Квалифицированныеответы на вопросы, касающиеся основ законодательства Европейского союза,системы защиты прав человека в Европе, а также разъяснение порядка защиты правв европейских судебных инстанциях, может получить каждый житель города. Приемграждан в Центре европейской информации осуществляется каждую пятницу с 14-00 до 16-00.
Вывод
Римскийгражданский процесс отличался от нашего. В нем имелись две стадии производства:процесс in jure и процесс in judicio[12]. Органом суда injure в Риме являлся претор, а в муниципиях – муниципальные магистраты. Органамисуда in judicio были, по общему правилу, частные судьи, назначаемыепретором.
Стадия injure заканчивалась составлением формулы, и спор передавался на решениесудьи. Судья, рассмотрев дело, мог отказаться вынести решение и мог разрешитьдело по существу. Решение судьи, независимо от того, было ли оно справедливоили нет, и в формулярном процессе, как и в легисакционном не могло бытьобжаловано. Сторона могла лишь оспаривать действительность решения, доказывая,что оно по тем или иным причинам ничтожно.
Защиту противрешения можно было получить только путем экстраординарных мер со стороныримских магистратов, т.е. административным путем. Так, прежде всего можно былообратиться к трибуну с просьбой приостановить взыскание, кроме того,допускалось обращение к самому претору, который признав жалобу просителя нарешение уважительной, мог передать дело другому судье.
Насколькобыло не легко и почти нереально отстоять свои права в Древнем Риме и возможно внаше время с учётом равенства сторон и верховенства права.
Я считаю, что создание апелляционных судов является важным положительным моментом,благодаря которому деятельность судов совершенствуется по той простой и в то жевремя, непростой причине, что эта мера позволяет сторонам процесса добиватьсяисправления ошибок судов первой инстанции до вступления решения в законную силу.Ранее, как известно, решения могли проверяться только в надзорном порядке послевступления их в силу и, как правило, без вызова сторон.
В заключение полагаю необходимым отметить, что при возникновениинеобходимости апелляционного или кассационного обжалования, следует сразуобратиться к хорошему адвокату. Самостоятельное оформление и подачаапелляционной жалобы зачастую приводят к оставлению ее без принятия ирассмотрения даже по чисто формальным основаниям, а возобновить пропущенныйиз-за этого срок обжалования, порой бывает ой как нелегко...
Список литературы
1. Конституция Украины от 28.06.1996
2. Закон Украины «О судоустройствеУкраины» от 07.02.2002 (ВВР), 2002, №27-28, ст. 180.
3. Гусаров К.В. Арбитражный игражданский процесс, 2008 www.juristlib.ru
4. Р. Иеринг Борьба за право (1872)
5. Гражданско-процессуальный кодексУкраины 18.03.2004 №1618-IV
6. Глиняный В.П. История государства иправа зарубежных стран Ч. 1. – Х.: «Одиссей», 2001. – 832 с.
7. Червоный Ю.С. Гражданский процессУкраины / Под ред. Ю.С Червоного. – К.: Истина, 2006. – 400 с.
8. Штефан М.И. Цивильный процесс. – С. 598
9. Тертышникон В.И. Гражданский процесс. – С. 187
10. Гражданский процесс / Под ред. М.К.Треушиикова. – С. 465
11. Закон вiд 17.07.1997 №475/97-ВР Про ратифікацію Конвенції про захист прав людини іосновоположних свобод 1950 року, Першого протоколу та протоколів №2, 4, 7 та 11до Конвенції
12. Кудимов О.А. Римское право. – М.:«Ось-89», 2007. – 272 с. (Серия «Juris prudentia»)