Реферат по предмету "Государство и право"


Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах РФ

Содержание
 
Введение
Глава 1. Становление и развитие институтаУполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах РФ
§1. История становления институтаУполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах РФ
§2. Законодательное регулирование институтаУполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах РФ
Глава 2. Институт уполномоченного по правамчеловека в Российской Федерации
§1. Порядок назначения и освобождения отдолжности Уполномоченного по правам человека
§2. Компетенция Уполномоченного по правамчеловека в Российской Федерации
§3. Аппарат Уполномоченного по правам человекав Российской Федерации
Глава 3. Институт уполномоченного по правамчеловека в субъектах Российской Федерации
§1. Развитие законодательства об Уполномоченномпо правам человека в субъектах Российской Федерации
§2. Правовой статус Уполномоченного по правамчеловека в субъектах Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Правачеловека принадлежат всем людям независимо от социального положения и являютсянеотъемлемой составной частью их отношений с государством. На протяжении многихвеков проходил процесс постепенного признания индивидуальной свободы иограничения власти государства.
В настоящеевремя в государственных системах защиты прав и свобод граждан активноиспользуется институт омбудсмена, который зародился в Швеции в начале XIXстолетия. В большинстве государств мира этот конституционно-правовой институтвнесудебной зашиты прав и свобод человека и гражданина сформировалсязначительно позже, во второй половине XX столетия.
Сегодняболее чем в 100 странах мира действуют национальные институты омбудсменов. Вомногих странах для обозначения этой должности используются другие названия,например. Защитник народа — в Испании, Парламентский комиссар по деламадминистрации — в Великобритании, Посредник — во Франции, Представитель поправам граждан — в Польше, Уполномоченный по правам человека — в России.
Конституционно-правовойинститут Уполномоченного по правам человека является новым для России. Он неимеет аналогов в тысячелетней истории нашей страны. Само учреждение этогоинститута как государственного правозащитного органа знаменует важный этапразвития Российского государства, на котором задача зашиты прав человекаосознается и формулируется как задача государства.
Первые научныестатьи об институте омбудсмена в зарубежных странах появились в начале 70-хгодов прошлого столетия и принадлежали Г.А. Мурашину, Ю.С. Шемшученко,В.А.Туманову, А.С.Автономову, Э.М. Аметистову и другим.
Длительноевремя в отечественной юридической науке идея института омбудсмена находилась втени других концепций и институтов защиты прав и законных интересов личности. Впоследние годы в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Нацийразработке внесудебных механизмов обеспечения прав и свобод человека игражданина стало уделяться особое внимание. В связи с этим значительноповысился интерес к институту Уполномоченного по правам человека в РоссийскойФедерации. Появились публикации В.В. Бойцовой, Л.В. Бойцовой, Е.А. Лукашевой, В.В.Комаровой, Д.В. Замышляевой, Н.Ю. Хаманевой, Т.А. Васильевой, Н.В. Бутусовой,Н.В. Корнеевой, А.А. Бегаевой, посвященные конституционно-правовым основамдеятельности Уполномоченного по правам человека в РФ и его правовому статусу.
Актуальностьработы обусловлена тем что положение с правами и свободами человека вРоссийской Федерации в настоящий момент вызывает глубокую озабоченность. Праваи свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерацииреальной ценностью в стране продолжается нарушение экономических, социальных,культурных, гражданских, политических и экологических прав. Безнаказанностьтакого рода нарушений не способствует формированию правовой культуры общества,подрывает веру в устойчивость демократических институтов государства.
Таким образом,целью данной работы является рассмотрение формирования в России институтаУполномоченного по правам человека как государственного правозащитного органа,особенностей его становления и развития на федеральном и региональном уровнях.
Задачиработы:
1. Изучениеистории становления института омбудсмена в нашей стране;
2.Рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правамчеловека;
3.Рассматрениеправового статус и компетенции Уполномоченного по правам человека в РоссийскойФедерации и в субъектах РФ.

Глава 1.Становление и развитиеинститута Уполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах РФ
 
§1.История становления института Уполномоченного по правам человека в РФ и всубъектах РФ
 
Учреждениеинститута Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, какгосударственного органа — одно из важнейших достижений демократическихпреобразований в России. Для нашей страны создание такого института былоявлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическомвиде институт омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека вЕвропе и в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.
ИнститутУполномоченного по правам человека является российским вариантом института омбудсмена.Как известно, омбудсмен это независимый, персонифицированный орган, обладающийвысоким авторитетом, призванный рассматривать жалобы на злоупотреблениебюрократического аппарата при отсутствии властных полномочий, используя силуубеждения, придание делу гласности, дачи рекомендаций, основанных на правовыхнормах, нормах морали и идеалов справедливости.
Этотинститут не существовал ранее в истории нашей страны, как в ее советский, так ив досоветский период, поэтому он не связан с какими-либо российскимитрадициями, а является в чистом виде инновацией в среде государственно-правыхинститутов.
Предложенияоб учреждении института омбудсмена в нашей стране стали впервые высказываться сконца 1980-х годов. В сферу внимания политиков и законодателей он попал приподготовке проектов новой конституции.
В Россиивпервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута вДекларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года,принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось о Парламентскомуполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладаеттакой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентскийуполномоченный осуществляет парламентский контроль за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина в РФ. Был разработан проект закона «О парламентскомуполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации», которыйне был принят.
Однако вКонституции РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являласьполитическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательнойвластью. В принятом варианте Конституции определение «парламентский»исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека(ст. 103), относит к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение отдолжности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии сфедеральным конституционным законом.
До принятияфедерального закона институт Уполномоченного действовал на основаниипрезидентского указа «О мерах по обеспечению конституционных функцийУполномоченного по правам человека» от 04.08.94 N 1587. Этим документомбыло установлено, что до принятия соответствующего федеральногоконституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного поправам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий,предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Вкачестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенныеобязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а такжеих должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять позапросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления егополномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями правконкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащиенормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина.
Федеральныйконституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РоссийскойФедерации» был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядокназначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, егокомпетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Впервыедолжность Уполномоченного в субъекте РФ возникла в 1996 г., за два года доизбрания в 1998 г. федерального Уполномоченного, после учреждения региональнымизаконами данных должностей в Республике Башкортостан и Свердловской области,так как это соответствовало их конституционным полномочиям.
Идеяучреждения института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ впервыеполучила юридическое выражение в п. 1 ст. 5 Федерального конституционногозакона от 26 февраля 1997 г.ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека вРоссийской Федерации», который устанавливает, что конституцией (уставом) изаконом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правамчеловека в субъекте РФ.
Учреждениеинститута Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации –настоятельная необходимость современного развития государственных институтовсубъектов РФ, как института, осуществляющего контроль за государством в лицеорганов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц.
§2.Законодательноерегулирование института Уполномоченного поправам человека в РФ и в субъектах РФ
 
КонституцияРоссийской Федерации 1993 г., объявив Россию демократическим правовымгосударством (ч. 1 ст. 1), провозгласила права и свободы человека и гражданинавысшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила нагосударство обязанность признавать, соблюдать и защищать их права и свободы(ст. 2). Реализация этих положений обеспечивается гарантированностьюгосударственной (ч. 1 ст. 45), в том числе и судебной (ч. 1 ст. 46), защитыправ и свобод человека и гражданина .
Важнымэлементом механизма защиты прав человека и укрепления законности в деятельностигосударственных органов является институт Уполномоченного по правам человека(омбудсмена).
Должностьуполномоченного по правам человека закреплена Конституцией России, но болееподробную регламентацию данный институт получил в федеральном конституционномзаконе «Об уполномоченном по правам человека в РФ», который былпринят 25 декабря 1996г. Государственной Думой РФ.
Согласноданному нормативному акту уполномоченный по правам человека в России являетсягарантом защиты, соблюдения и уважения государством, в лице органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, а также должностнымилицами прав и свобод человека и гражданина.
Дляобеспечения эффективности в работе по указанной сфере деятельности федеральныйконституционный закон предусматривает полную независимость в работеуполномоченного, а также неподотчетность омбудсмена какому-либо из органовгосударственной власти или должностным лицам. Также, согласно российскомузаконодательству, уполномоченному по правам человека предоставляетсянеприкосновенность, что говорит о том, что его не могут привлечь к уголовнойили административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, не можетбыть задержан, арестован, также не может быть подвергнут обыску, личномудосмотру. Предоставление подобного рода гарантий уполномоченному по правамчеловека подчеркивает важность возлагаемых на него полномочий,заинтересованность государства в слаженности работы по защите прав человека игражданина в Российской Федерации.
Всоответствии с действующим законодательством и практикой, деятельностьУполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственныхорганов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишьспособствует совершенствованию их работы в данной области, указывает наимеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием илибездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализацииправ граждан перед лицом бюрократических структур.
В своейдеятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральнымконституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в РФ»,законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами инормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Понятие «Уполномоченныйпо правам человека в субъекте Российской Федерации» введено статьей 5Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человекав Российской Федерации», согласно которой в соответствии с конституцией(уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должностьУполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Впервоначальном проекте закона была предусмотрена обязанность субъектовРоссийской Федерации создавать подобный правозащитный инструмент, в настоящееже время, решение данного вопроса отдается на откуп руководителям российскихрегионов.
Действующие,на сегодняшний день, законы субъектов РФ об Уполномоченных по правам человекаявляются «близнецами», будучи практически идентичными, как поструктуре, так и по содержанию.

Глава 2.Институтуполномоченного по правам человека в РоссийскойФедерации
 
§1.Порядок назначения иосвобождения от должности Уполномоченного по правам человека
 
Порядокназначения на должность и освобождения от должности Уполномоченногоопределяется главой 2 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека вРФ».Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чемна 2 срока подряд.
На должностьУполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания вобласти прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Законопределяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вноситьпредложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список являетсяисчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы,депутатские объединения в Государственной Думе.
Законустанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах надолжность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу. Эта процедурадолжна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочийпредыдущего Уполномоченного. Кандидат на должность Уполномоченного выступаетперед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности.Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату,высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против.Если кандидатура на должность Уполномоченного отклонена палатой, фракции идепутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новуюкандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий деньпосле получения палатой соответствующего представления.
Назначениена должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляетсяГосударственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы тайным голосованием.
Уполномоченныйвступает в должность с момента принесения присяги следующего содержания:«Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестноисполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательствомРФ, справедливостью и голосом совести». Она приносится на заседанииГосударственной Думы после назначения уполномоченного на должность.Уполномоченный прекращает полномочия с момента принесения присяги новымуполномоченным.
Уполномоченныйне может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа,членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматьсядругой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключениемпреподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправезаниматься политической деятельностью, быть членом партии или иногообъединения, преследующего политические цели.
Уполномоченныйобладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не можетбыть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной илиадминистративной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован,подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, атакже подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда этопредусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебноепомещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку,используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
В случаезадержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшеезадержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должнапринять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальноймеры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы назадержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.
Уполномоченныйдосрочно освобождается от должности Государственной Думой:
· вслучае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом;
· вслучае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в егоотношении;
· ввидуего длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнятьобязанности по состоянию здоровья или иным причинам;
· вслучае подачи им заявления о сложении полномочий.
В ситуациидосрочного прекращения полномочий Уполномоченным Закон предписываетГосударственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев содня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок назначениярегулируется статьями 6-10 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в РФ.
§2.КомпетенцияУполномоченного по правам человека в Российской Федерации
 
Ккомпетенции Уполномоченного относится: рассмотрение жалоб граждан РФ инаходящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства нарешения или действия (бездействие) государственных органов, органов местногосамоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявительобжаловал их в судебном или административном порядке, но не согласен срешениями, принятыми по его жалобе.
Данноеограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать институтУполномоченного жизнеспособным ибо отказ от подобной нормы может обернутьсялавиной обращения граждан к «народному заступнику», что парализуетего деятельность.
Законодательустанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, всоответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решенияСовета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации, а также законодательных (представительных) органов субъектовРоссийской Федерации.
Жалобаподается Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав исвобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об ихнарушении. Она должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя,изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших илинарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождатьсякопиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административномпорядке.
КомпетенцияУполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местахпринудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительногозаключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержанияобязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этихместах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступленияв администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать эти письма,либо иным образом подвергать их просмотру.
Получивжалобу, Уполномоченный вправе:
1) принятьжалобу к рассмотрению;
2)разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своихправ и свобод;
3) передатьжалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностномулицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказатьв принятии жалобы к рассмотрению.
О принятомрешении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случаеначала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственныйорган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия(бездействие) которых обжалуются.
Уполномоченныйосуществляет защиту прав граждан не только на основании фактов изложенных вжалобе, т.е. в связи с поступившим обращением гражданина, но он может начатьпроизводство и по своей инициативе в случаях получения информации о массовыхили грубых нарушениях прав и свобод граждан, в случаях, имеющих особоеобщественное значение либо когда необходимо защищать интересы лиц, которые не всостоянии самостоятельно использовать правовые средства защиты (например,престарелые, больные, несовершеннолетние и т.д.). В этих ситуацияхУполномоченный обладает правом принимать в пределах своей компетенции соответствующиемеры, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Припроведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
· беспрепятственнопосещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления,присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственнопосещать предприятия, учреждения и организации независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественныеобъединения;
· запрашиватьи получать от государственных органов, органов местного самоуправления и удолжностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы,необходимые для рассмотрения жалобы;
· получатьобъяснения должностных лиц и государственных служащих (за исключением судей) повопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
· проводитьсамостоятельно или совместно с компетентными государственными органами,должностными лицами и государственными служащими проверку деятельностигосударственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
· поручатькомпетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований иподготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотренияжалобы;
· знакомитьсяс уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях,решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также спрекращенными производством делами и материалами, по которым отказано ввозбуждении уголовных дел.
По вопросамсвоей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приемаруководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФорганов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и формсобственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующегосостава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований,администрацией мест принудительного содержания.
В ходерассмотрения жалоб граждан Уполномоченный имеет право запрашивать и получать отгосударственных органов, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и формсобственности сведения, документы, материалы, необходимые для рассмотренияжалобы либо факта нарушения прав и свобод человека и гражданина.Соответствующие структуры обязаны предоставлять Уполномоченному нужныесведения. Однако информация, составляющая государственную, коммерческую либоиную охраняемую законом тайну должна предоставляться в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, так например, Законом РФ от 21 июля1993 г. «О государственной тайне».
ЕслиУполномоченного привлекают для дачи свидетельских показаний по гражданскому илиуголовному делу об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи свыполнением им своих обязанностей по защите прав и законных интересов граждан,он вправе отказаться от дачи таких показаний.
Орезультатах рассмотрения жалобы Уполномоченный извещает заявителя, а в случаеустановления факта нарушения его прав принимает меры в пределах своейкомпетенции, направленные на устранение нарушений законности.
Уполномоченныйобязан направить государственному органу, органу местного самоуправления илидолжностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых онусматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащеерекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанныхправ и свобод.
Важнымфактором соблюдения прав граждан является то, что Закон запрещаетУполномоченному разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц безих письменного согласия, которые стали ему известны в процессе рассмотренияжалобы.
Порезультатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
· обратитьсяв суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями(бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления илидолжностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать впроцессе в установленных законом формах;
· обратитьсяв компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждениидисциплинарного или административного производства либо уголовного дела вотношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которогоусматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
· обратитьсяв суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силурешения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановлениясудьи;
· изложитьсвои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а такжеприсутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
· обращатьсяв Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свободграждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Дляпридания гласности заключению, принятому Уполномоченным в ходе рассмотренияжалобы либо факта нарушения прав и свобод гражданина, Уполномоченный вправеопубликовать его в средствах массовой информации. Соответствующие печатныеиздания обязаны опубликовать заключения и другие документы представленныеУполномоченным.
Врезультате рассмотрения жалоб граждан, а также при получении иным путеминформации о грубых и массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченныйимеет право выступить с докладом по этому вопросу на очередном заседанииГосударственной Думы. Кроме того, Уполномоченный имеет право обратиться кдепутатам Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскуюкомиссию по изучению и расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан,провести по этим вопросам парламентские слушания.
Порезультатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан,обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
· направлятьгосударственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицамсвои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав исвобод граждан, совершенствованию административных процедур;
· обращатьсяк субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и одополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.
Поокончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своейдеятельности Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, ПравительствоРФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ иГенеральному прокурору РФ. По отдельным вопросам соблюдения прав и свободграждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять вГосударственную Думу специальные доклады
ЗаконодательствоРФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельностьУполномоченного. В марте 1997 г. вступил в силу Федеральный закон «Овнесении дополнений и изменений в кодекс РСФСР об административныхправонарушениях» на основании этого закона в КоАП РСФСР введена ст.165.12- Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека вРоссийской Федерации. В соответствии с ней вмешательство в деятельностьУполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение,неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральнымконституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в РоссийскойФедерации», а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного поправам человека в Российской Федерации в иной форме влечет наложение штрафа вразмере ста минимальных размеров оплаты труда.

§3.Аппарат Уполномоченногопо правам человека в Российской Федерации
 
Дляобеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, который осуществляетюридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное ииное обеспечение деятельности Уполномоченного.
Законодательнозакреплен статус Уполномоченного и его рабочего аппарата как государственногооргана с правом юридического лица, имеющего расчетный и иные счета, печать ибланки со своим наименованием и с изображением Государственного гербаРоссийской Федерации.
Структурарабочего аппарата, а также положение о нем утверждается лично Уполномоченным,который осуществляет непосредственное руководство его деятельностью.
Уполномоченныйустанавливает также численность и штатное расписание своего рабочего аппаратаисходя из сметы расходов. Осуществляя управленческие функции внутри своегоаппарата, Уполномоченный имеет права издавать распоряжения.
Уполномоченныйи его рабочий аппарат находятся на бюджетном финансировании. Выделяемые дляэтих целей средства предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете. Сметурасходов самостоятельно разрабатывает и исполняет Уполномоченный.Законодательством РФ устанавливается порядок финансовой отчетностиУполномоченного.
Имущество,которое необходимо Уполномоченному и его рабочему аппарату для реализации,закрепленных функций, находится в их оперативном управлении и являетсягосударственной собственностью.
Уполномоченныйдля осуществления своей компетенции должен быть обеспечен необходимымидокументами, информационными и справочными материалами, принятыми илиофициально распространяемые всеми государственными органами, общественными объединениямии др.
Материальныегарантии независимости Уполномоченного предусмотрены законами и иныминормативными правовыми актами РФ идентичны тем, которые распространяются надолжностных лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации. Этигарантии связаны с оплатой труда, медицинским обслуживанием, социальным обеспечениеми др.
Статуссотрудников рабочего аппарата Уполномоченного, а именно: его права,обязанности, ответственность, гарантии, льготы, условия прохождения имигосударственной службы определяются федеральными законами и иныминормативно-правовыми актами о федеральной государственной службе, а такжезаконодательством РФ о труде.
ПриУполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаватьсяэкспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав исвобод человека и гражданина.

Глава 3.Институтуполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации
 
§1.Развитиезаконодательства об Уполномоченном по правам человека в субъектах РоссийскойФедерации
 
Возможностьучреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ следуетиз п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым защитаправ и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении РоссийскойФедерации и субъектов РФ, а также из п. «н» ч. 1 ст. 72 КонституцииРФ – в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятсяустановление общих принципов организации системы органов государственнойвласти, издание федеральных законов и принятие в соответствии с ниминормативных правовых актов субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Идеяучреждения института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ впервыеполучила юридическое выражение в п. 1 ст. 5 Федерального конституционногозакона от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека вРоссийской Федерации», который устанавливает, что конституцией (уставом) изаконом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правамчеловека в субъекте РФ.
Впервыедолжность Уполномоченного в субъекте РФ возникла в 1996 г., за два года доизбрания в 1998 г. федерального Уполномоченного, после учреждения региональнымизаконами данных должностей в Республике Башкортостан и Свердловской области,так как это соответствовало их конституционным полномочиям.
Учреждениеинститута Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации –настоятельная необходимость современного развития государственных институтовсубъектов РФ, как института, осуществляющего контроль за государством в лицеорганов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц .
В настоящеевремя региональные Уполномоченные по правам человека работают в 60 субъектахРФ. В том числе:
· вМоскве и Санкт-Петербурге;
· вреспубликах: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия,Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Мордовия,Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Чечня;
· вАлтайском, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Приморском,Ставропольском, Хабаровском краях;
· вАмурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской,Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской,Кировской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской,Новгородской, Омской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской,Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской,Ульяновской, Челябинской областях;
· вНенецком автономном округе.
Взависимости от срока, цели, места и пределов конституционного (уставного)регулирования, а также последующего развития норм конституций (уставов)субъектов РФ об Уполномоченном по правам человека в текущих законахпредлагается следующая классификация.
Первуюгруппусоставляют регионы, в конституциях (уставах) которых Уполномоченному по правамчеловека посвящена отдельная статья, как правило, имеющая специальное название «Уполномоченныйпо правам человека…», либо совокупность статей без конкретного названия(Республика Тыва, Приморский край, Кемеровская, Смоленская, Самарская,Саратовская, Липецкая, Тульская, Орловская, Тамбовская, Курганская, Тверскаяобласти, г. Санкт-Петербург).
Ко второйгруппеотносятся субъекты РФ, в основных законах которых норма об учреждении должностиУполномоченного по правам человека закреплена в главе или статье, посвященнойправам и свободам человека и гражданина (Амурская, Архангельская, Астраханская,Волгоградская, Калужская, Пермская, Свердловская, Тамбовская области,Ставропольский край).
К третьейгруппеотносятся регионы, в конституциях (уставах) которых Уполномоченный по правамчеловека упоминается исключительно в контексте закрепления полномочийпредставительного органа субъекта (Республика Татарстан, Республика Дагестан,Республика Коми, Республика Саха-Якутия, Алтайский, Хабаровский края,Калининградская, Тюменская, Ульяновская области). В данной группе субъектов РФиспользовалась федеральная модель учреждения института внесудебной защиты правчеловека.
К четвертойгруппеотносятся субъекты РФ, в основных законах которых об институте Уполномоченногопо правам человека упоминается каким-либо иным образом, например, путемперечисления субъектов, имеющих право законодательной инициативы (РеспубликаКарелия и Республика Марий Эл, Московская и Самарская области).
Кроме того,несмотря на закрепление института Уполномоченного по правам человека вбольшинстве конституций (уставов) субъектов РФ и существование специальныхзаконов об Уполномоченном в субъекте РФ, данный институт не всегда учреждаетсяв соответствующих субъектах РФ.
§2.Правовой статусУполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации
 
Какпоказала практика принятия законов субъектов РФ, уполномоченные по правамчеловека в субъектах РФ назначаются на должность представительными органамилибо органами исполнительной власти субъекта РФ, а не Уполномоченным по правамчеловека в Российской Федерации. В этой связи у уполномоченных по правамчеловека в субъектах РФ во взаимоотношениях с Уполномоченным по правам человекав РФ нет субординационных отношений. Последний лишь координирует деятельностьуполномоченных по правам человека в субъектах РФ, обеспечивая деловоевзаимовыгодное сотрудничество.
Финансированиедеятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и его аппарата осуществляетсяиз средств бюджета субъекта РФ.
Уполномоченныйпо правам человека в субъекте РФ защищает права лица, обратившегося с жалобой онарушении его прав и свобод, независимо от места его проживания и (или)нахождения. При этом подача жалобы Уполномоченному по правам человека всубъекте РФ не является основанием для отказа в принятии к рассмотрениюаналогичной жалобы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Уполномоченныепо правам человека в субъектах РФ назначаются на должность, как правило, срокомна пять лет, считая с момента принесения присяги (Свердловская область,Московская область) или с момента избрания на должность (Санкт- Петербург ).
Назначениена должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека производитсявысшим законодательным органом субъекта РФ, что подчеркивает высокий статусдолжности Уполномоченного, независимость его от органов исполнительной властисубъекта РФ. Высокий правовой статус Уполномоченного по правам человекаподчеркивается и закрепленной в законах субъектов РФ торжественной процедуройназначения на должность Уполномоченного и принесения им присяги при вступлениив эту должность.
В разныхсубъектах РФ к лицу, претендующему на занятие должности Уполномоченного поправам человека в субъекте РФ, предъявляются различные требования. Так, вМосковской области на должность Уполномоченного может быть назначен гражданинРФ, достигший 35-летнего возраста, обладающий опытом защиты прав и свободчеловека и гражданина, имеющий высшее юридическое образование либо высшееобразование и стаж государственной службы на высших или главных государственныхдолжностях государственной службы не менее четырех лет. В Свердловской областина должность Уполномоченного по правам человека может быть избран гражданин РФ,обладающий также избирательным правом, имеющий высокие моральные качества,пользующийся доверием общественности и обладающий необходимыми познаниями вобласти прав человека и правозащитной деятельности.
Компетенцияуполномоченных по правам человека в субъектах РФ во многом схожа. Как правило,они осуществляют прием граждан, рассматривают их заявления и обращения поповоду нарушений прав человека и жалобы на действия (бездействие) или решениягосударственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц,нарушающие права и свободы человека и гражданина, ведут производство по делам онарушениях прав человека, начатым по жалобам или по собственной инициативе,оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, входящим в ихкомпетенцию, вносят в органы государственной власти субъекта РФ предложения осовершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека игражданина, принимают участие в разработке законопроектов, затрагивающих праваи свободы человека, и осуществляют другие полномочия, предусмотренныесоответствующим законом субъекта РФ.
Порезультатам производства по делу, связанному с нарушениями прав человека,Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе: принять и направитьоргану или должностному лицу, в действиях которого он усматривает нарушенияправ человека, свое решение, содержащее рекомендации относительно возможных инеобходимых мер по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобныхнарушений в дальнейшем; внести в компетентные органы представление овозбуждении дисциплинарного или административного производства в отношениидолжностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека;обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, нарушенныхрешениями или действиями (бездействием) органов и должностных лиц; предпринятьиные действия в пределах своей компетенции, направленные на устранениенарушений законности.
В связи свышеизложенным, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент нет единствав конституционном (уставном) регулировании статуса Уполномоченного по правамчеловека в субъекте РФ и представляется необходимым принятие Федеральногозакона «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека всубъекте РФ», определяющий унифицированный подход к закреплению правовогостатуса, компетенции, гарантий деятельности Уполномоченного по правам человекав конституциях (уставах) субъектов РФ.
Это «будетспособствовать совершенствованию деятельности государства по защите прав и свободчеловека и гражданина. А пока, к сожалению, практика свидетельствует о том, чтопроцесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека всубъекте РФ целиком зависит от воли и понимания сути института главамиисполнительной и законодательной власти субъектов РФ…».

Заключение
законодательныйуполномоченный институт право
Конституционноевведение института Уполномоченного по правам человека в России явилось важнымшагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшееукрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека игражданина.
Насегодняшний день можно констатировать, что институт Уполномоченного по правамчеловека пока находится в начальной стадии своего становления. Наряду сположительными результатами появились и первые проблемы, и недостатки ворганизации и деятельности этого института. В числе первых в позитив институтуможно отнести все возрастающее число обращений граждан, более активное участиеУполномоченного в проведении проверок по жалобам, увеличение числа ходатайств вгосударственные органы за возбуждением административных и дисциплинарныхпроизводств в отношении чиновников. В то же время, пока явно незначительна рольдокладов Уполномоченного о своей деятельности, в которых отсутствуют конкретныевиновные должностные лица, слабо используется такое право Уполномоченного, какобращение в органы прокуратуры с требованием о проверке вступивших в законнуюсилу приговоров и решений суда. Да и отношение к этому институту в российскомобществе неоднозначное: часто высказывается мнение о непригодности этогоинститута в российских условиях, о его фиктивно-формальном характере в силуотсутствия необходимых полномочий (в частности, права налагать административныевзыскания и возбуждать уголовное преследование).
Вдальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться.Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что онсможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственныхорганов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдениемими прав и свобод граждан.
А такойинструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека состороны государственных структур и их служащих происходят повсеместно. Существующиеже механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.

Списокиспользуемой литературы
 
Нормативно-правовые акты:
1. КонституцияРоссийской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.М., 1994.
2. Федеральныйконституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном поправам человека в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. КодексРФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
4. ЗаконСанкт-Петербурга от 30 декабря 1997 г. № 227-77 «Об Уполномоченном поправам человека в Санкт-Петербурге».
5. ЗаконМосковской области от 12 января 2001 г. № 4/2001-О3 «Об Уполномоченном поправам человека в Московской области».
6. ЗаконСвердловской области от 14 июня 1996 г. № 22-03 «Об Уполномоченном поправам человека Свердловской области».
7. УказПрезидента Российской Федерации «О мерах по обеспечению конституционныхфункций Уполномоченного по правам человека» от 04.08.94 N 1587 //Собраниезаконодательства Российской Федерации 08.08.1994. № 15 Статья 1713. (утратилсилу).
Литературные источники:
1. БойцоваВ.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт.- М.: БЕК, 1996.-408 с.
2. БойцоваВ.В. Нужен ли нам уполномоченный по правам человека? // Советская юстиция. — М.: Юрид. лит., 1998. № 20.- 11 с.
3. ВагизовР.Г. Институт Уполномоченного по правам человека: история, теория, практика:учеб. пособие. – Казань: Изд-во. Казан. ун-та, 2005.-372 с.
4. ВалеевР.М., Вагизов Р.Г.Международная и внутригосударственная защита прав человека: учеб. пособие длявузов. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина,2007.-674 с.
5. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: учеб.- 4-е изд., перераб. идоп. — М.: ТК Велби, Изд-во. Проспект, 2008.-608 с.
6. Комментарийк ФКЗ Об Уполномоченном по правам человека в РФ / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.Юрист, 1999. -265 с.
7. ЛебедевА.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. //Московский журнал международного права, №1/2000/37, январь-март.
8. ЛиверовскийA.A., Романков Л.П.,Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правамчеловека // Ученые записки, выпуск 2. -СПб: Норма, 2007. -223 с.
9. МайоровА.Г. Формирование правового института омбудсмена (Уполномоченного по правамчеловека) в России и за рубежом: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Москва,2002.-130 с.
10. МаркеловаЕ.Г. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РоссийскойФедерации: законодательные регулирования и тенденции развития. — Саратов:Агентство «Диалог», 2004. -76 с.
11. МатвеевС.Н. Правовые проблемы становления и развития институт Уполномоченного поправам человека в субъекте Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. –Казань, 2004.- 134с.
12. ЧервонюкВ.И. Конституционное право России.-М.: Термика, Инфра-М, 2004. -432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Великие озера США
Реферат Эмоционально волевые особенности дошкольника
Реферат Экспресс-диагностика особо опасных инфекций
Реферат Оцінка протидефляційної стійкості рунтового покриву південного степу України
Реферат Авторская позиция в аналитических материалах на страницах газеты "Известия"
Реферат Экономико-географическая характеристика Ростовской области
Реферат Расчет и проектирование червячного редуктора
Реферат Management Theories Essay Research Paper Assignment 1
Реферат Американо-турецкие отношения в эпоху глобализации и перспективы их развития (политологический анализ)
Реферат Killer Peak Essay Research Paper Killer Peak
Реферат Інструкція про порядок підписання, поширення І направлення представникам органів влади Заяви про злочин та подальшої роботи з нею
Реферат Философско-педагогическая мысль и педагогическая практика Средневекового Востока
Реферат Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь
Реферат Информационное обеспечение деятельности менеджера в организации
Реферат Биоэтика