Содержание
Введение
· Основныепроблемы в области стандартизации социально-культурных и туристических услуг вРФ. Закон РФ «О техническом регулировании»иего роль в развитии отечественной стандартизации
· Особенностисертификации услуг
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Процессразвития экономики включает, как стихийное формирование рыночных связей, так исознательное, целенаправленное регулирование производства, товарно-денежныхотношений государственными органами и общественными организациями.
Областьюсоциально-экономических отношений, в которой в течение нескольких последнихдесятилетий существенно усилилось государственное регулирование, является сфераформирования безопасности и качества продукции, технологических процессов,услуг.
Объективнойосновой государственного регулирования безопасности товаров и услуг являетсянеобходимость защитить человека, его имущество и природную среду ототрицательных последствий современного научно-технического развития, отнедобросовестности производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создатьусловия для честной конкурентной борьбы.
Элементамисистемы регулирования безопасности товаров и услуг являются:
1. системывыдачи лицензий на право ведения какой-либо деятельности;
2. нормативыбезопасности и качества;
3. процедураоценки и подтверждения соответствия товаров и услуг установленным требованиям.
Однимиз направлений реализации государственной защиты прав и интересов потребителейявляется стандартизация.
Цельстандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной областипосредством широкого и многократного использования установленных положений,требований, норм для решения реально существующих или потенциальных задач.
Сертификациянеразрывно связана со стандартизацией. В силу этого сертификация не можетэффективно выполнять свою функцию повышения уровня конкурентоспособностироссийских предприятий и их продукции, если будет опираться на малоподвижную,жесткую систему стандартизации.
Стандартизацияи сертификация являются инструментом обеспечения качества продукции, товаров иуслуг.
Стандартизацияи сертификация, в том числе и туристических услуг, до 1 июля 2003 г. осуществлялись в соответствии с Законами РФ «О стандартизации» и «Осертификации продукции и услуг» и принятыми во их исполнениепостановлениями Правительства РФ, нормативными документами уполномоченныхфедеральных органов исполнительной власти (главным образом, ГосстандартаРоссии).
Согласност. 47 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступившего в силу 1 июля 2003 г., с этой даты утрачивают силу ряд законов, в том числе упомянутые законы о стандартизации исертификации.
1. Основные проблемы в областистандартизации социально-культурных и туристических услуг в РФ. Закон РФ «О техническом регулировании» и его роль в развитииотечественной стандартизации
Всоответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации»,стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристикдля обеспечения некоторых целей. Они упомянуты ниже.
Крометого, стандартизация — это нормативный метод управления и способ рационализацииинженерных, производственных, внешнеэкономических и многих других процессов.
Стандартизация является ключевым факторомподдержки государственной социально-экономической политики, способствуетразвитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров вторговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан,обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всехвидов ресурсов.
Главный инструмент стандартизации – стандарт.
В 1992 г. с принятием законов «Озащите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» введенасертификация услуг в Российской Федерации. Основная цель этих законов —реализация конституционных прав и свобод граждан в обеспечении личнойбезопасности, повышении уровня жизни и приобретении услуг надлежащего качества.Однако действующий механизм государственного регулирования не соответствовалтаковому же в Европе. Это привело к необходимости разработки и введения вРоссии такого механизма в качестве необходимого условия для вступления в ВТО.Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ и Федерального закона от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ), определившего новый подход к государственномурегулированию с учетом изменений, происходящих в экономике страны.
Введение данного Федерального законапринципиально изменило подход к стандартизации (нормированию) и подтверждениюсоответствия. Принципами Закона стали: перестройка системы стандартизации, втом числе введение новой категории «национальный стандарт». При этом были отменены понятия «государственный стандарт» и «отраслевой стандарт».
В соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «Остандартизации» государственные стандарты являлись обязательнымидля исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Однако после его отмены дляснятия административных барьеров стандарты применяются на принципахдобровольности.
Некоторые основные понятия, которые вводитфедеральный закон:
Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждениясоответствия объектов требованиям технических регламентов, положениямстандартов или условиям договоров.
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик с цельюих добровольного многократного использования, направленная на достижениеупорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышениеконкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандарт — документ, в котором сцелью добровольного многократного использования устанавливаются характеристикипродукции, правила осуществления и характеристики процессов производства,эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работили оказания услуг. Он также может содержать требования к терминологии,символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объектатребованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиямдоговоров.
Технический регламент — документ, который принят международнымдоговором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указомПрезидента Российской Федерации, или постановлением Правительства РоссийскойФедерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требованияк объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям,строениям и сооружениям, процессам).
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в областиустановления, применения и исполнения обязательных требований к продукции,процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизации, а также в области установления и применения на добровольной основетребований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг иправовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Правительство Российской Федерации разрабатываетпредложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересамнациональной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровнюнаучно-технического развития, а также международным нормам и правилам. С этойцелью им утверждается программа разработки технических регламентов, котораядолжна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Федеральный закон «Отехническом регулировании» устанавливает цели стандартизации:
· повышение уровня безопасности жизни или здоровьяграждан, имущества физических или юридических лиц, государственного илимуниципального имущества;
· экологическая безопасность;
· безопасность жизни или здоровья животных ирастений и содействие соблюдению требований технических регламентов;
· повышение уровня безопасности объектов с учетомриска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· обеспечение научно-технического прогресса;
• повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
· рациональное использование ресурсов;
· техническая и информационная совместимость;
· сопоставимость результатов исследований(испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
· взаимозаменяемость продукции.
2.Особенностисертификации услуг
Всоответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции иуслуг» сертификация — это совокупность действий и процедур по признанию иподтверждению соответствия того или иного объекта (услуг) предъявляемым(установленным) требованиям.
Сертификацияосуществляется в целях:
— созданияусловий для деятельности предприятий, учреждений, организаций ипредпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также дляучастия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве имеждународной торговле;
— содействияпотребителям в компетентном выборе продукции;
— защитыпотребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);
— контролябезопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— подтвержденияпоказателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификацияможет иметь обязательный и добровольный характер.
Дляпродукции, предусмотренной в технических регламентах, предусматриваетсяпроведение обязательного подтверждения соответствия (декларирование илиобязательная сертификация).В отношении продукции, процессов, работ и услуг,требования к которым не установлены в технических регламентах, подтверждениесоответствия осуществляется в форме добровольной сертификации на соответствиетребованиям документов, применяемых в добровольном порядке.
Обязательнуюсертификацию осуществляют в соответствии с «Номенклатурой продукции иуслуг, подлежащих обязательной сертификации». Если проведение обязательнойсертификации не предусмотрено, то по инициативе юридических лиц и граждан можетпроводиться добровольная сертификация.
Обязательная сертификация осуществляется органомпо сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ.
Добровольнуюсертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себяфункцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее системусертификации и знак соответствия в Госстандарте России.
Добровольная сертификацияуслугпредставляет собой классический вид сертификации, не имеющей жесткихзаконодательных ограничений в правилах и процедурах проведения. Сфера еераспространения по объектам и требованиям значительно шире сферы действия,которая была при обязательной сертификации услуг. В нашей стране сертификацияуслуг проводится по инициативе заявителя (исполнителя услуг) с цельюподтверждения соответствия оказываемых услуг требованиям стандартов,технических условий и других действующих документов.
При добровольной сертификации соблюдаютсяследующие основные принципы: добровольность, объективность оценки,конфиденциальность и защита интересов заявителя, доступность информации.
Опыт добровольной сертификации услуг (работ) вРоссийской Федерации имеет позитивный характер. Ее актуальность для индустрииуслуг объясняется тем положением, что в изменившихся экономических условиях онапопала в сферу интересов преимущественно малого и среднего бизнеса,руководители которого часто не имели необходимого опыта и квалификации дляорганизации работ в данной области. Прохождение процедуры добровольнойсертификации заставило последних уделять больше вниманиясанитарно-эпидемиологической, экологической и пожарной безопасности своихпроизводств, повышению уровня укомплектованности предприятия оборудованием иперсоналом, документальному обеспечению реализуемых процессов, внедрениюмероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня качестваоказываемых услуг.
Сертификатсоответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации дляподтверждения соответствия сертифицированной продукции установленнымтребованиям.
Знаксоответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым поправилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждаетсясоответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Порядокгосударственной регистрации знаков соответствия устанавливается ГосстандартомРоссии.
Сертификацияпозволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов,гарантирует стабильность изготовления продукции необходимого качества,поскольку распространяется и на организацию производства. Сертификат напродукцию, услугу или систему качества служит потребителю своего родапутеводителем в лабиринтах конкурентного рынка, а изготовителю — документальнымподтверждением его конкурентоспособности.
Прохождение сертификации, хотя она и является добровольной,достаточно сложный и трудоемкий процесс для туристской фирмы и напрямую зависитот квалификации персонала фирмы.
Процедурасертификации включает:
· подачузаявки на сертификацию;
· принятиерешения по заявке, в том числе выбор схемы;
· отбор,идентификацию образцов и их испытания;
· оценкупроизводства (если это предусмотрено схемой сертификации);
· анализполученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче)сертификата соответствия (далее — сертификат);
· выдачусертификата и лицензии на применение знака соответствия;
· осуществлениеинспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотреносхемой сертификации);
· корректирующиемероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям инеправильном применении знака соответствия;
· информациюо результатах сертификации.
Заключение
Активноеи рациональное применение в своей деятельности стандартов (в первую очередь,международных) и сертификатов качества экономически весьма целесообразно дляроссийских предприятий.
Этопозволяет обеспечить требуемое качество продукции (услуг), организоватьотлаженный и непрерывный технологический процесс, а, в конечном счете, приводитк преодолению технических барьеров на внешних рынках, расширению базыпроизводственного сотрудничества с зарубежными партнерами, установлению болеевысокого уровня цен на продукцию (услуги), и в целом повышению уровняконкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.
Туристическиеуслуги, в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона, относятся ко второй группе объектовтехнического регулирования, т.е. к тем, на которые могут устанавливатьсятребования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке.
Изэтого следует, что должны считаться фактически утратившими силу положенияЗакона о туризме, касающиеся стандартизации и сертификации, а также все иныенормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательныетребования к туристическим услугам и проведение в их отношении обязательнойсертификации.
Списокиспользуемой литературы
· ДехтярьГ.М. Стандартизация и сертификация в туризме. – 2-е изд., перераб. и доп… –М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009
· Нечаева Т.А., Шлюндт Н.Ю., Нарыкова Ю.В., Правоведение:учебное пособие, Ставрополь, СевКазГТУ, 2008
· Правовыеосновы социально-культурного сервиса и туризма. Сост. Дехтярь Г.М., М.: Финансыи статистика, 2008