Контрольная работа
Структура Совета Федерации
2008
Содержание
Введение
1.Совет Федерации – палата Федерального Собрания
2.Формирование Совета Федерации
3. Комитеты и комиссии СоветаФедерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Парламентское право — совокупность письменных и обычных норм, которым следуют члены парламентов и ихпалат в индивидуальных и коллективных действиях, «внутренний закон»парламента, его исключительная компетенция.Главным источником парламентского права является регламент парламента (палаты парламента).
Совет Федерации является верхней палатойзаконодательного органа российского парламента – Федерального Собрания. СоветФедерации Федерального Собрания Российской Федерации является палатой, обеспечивающейпредставительство субъектов России в законодательном органе федеративногогосударства.
Структура – это взаиморасположение и связь составныхчастей чего-либо, строение, устройство.
В данной работе рассмотрим структуру СоветаФедерации Российской Федерации.
1. Совет Федерации – палата Федерального Собрания
Федеральное Собрание является двухпалатным органом.Такая структура закреплена в ст. 11 гл. 1 Конституции РФ, что означаетнедопустимость ее изменения в рамках действия Конституции РФ. Двухпалатнаяструктура парламента является характерным признаком федеративных государствмира.
Основные преимущества двухпалатной системы: 1) обепалаты взаимно сдерживают друг друга в сфере власти; 2) двухпалатный парламентболее эффективно сдерживает исполнительную власть; 3) двухпалатный парламентобеспечивает более широкое представительство избирателей, особенно вмногонациональных странах (например, в России); 4) наличие второй палатыобеспечивает более тщательную проработку законопроектов; 5) вторая палата действуетв качестве гаранта конституции, поскольку удлиняются сроки прохождения спорныхзаконопроектов, что дает дополнительное время для рассмотрения законопроекта иего общественного обсуждения. Недостатки двухпалатной системы: 1) однопалатныйпарламент работает более эффективно, поскольку наличие второй палаты можетизлишне усложнять и затруднять законодательный процесс; 2) вторая палатанередко выступает как тормоз на пути демократии, особенно когда ее члены неизбираются или же избираются посредством непрямых выборов; 3) в самойдвухпалатной системе заложена возможность возникновения конфликтов в структурахвласти; 4) двухпалатный парламент может сужать доступ к процессу определенияполитики, так как окончательная выработка законодательных актов находится вруках объединенных комитетов; 5) вторая палата способствует консерватизму вполитике, поскольку она поддерживает существующие конституционные устройства ииногда отражает интересы лишь правящей элиты.
Разделение Федерального Собрания РФ способствует уравновешиваниюзаконодательной власти. В этом смысле Совет Федерации выступает элементомвнутрипарламентской системы сдержек и противовесов. По выражению Б.Л.Вишневского, в современной России, решившей реализовать подобную модель, к«законодательному двигателю» в лице Государственной Думы приставили«законодательный тормоз» в образе Совета Федерации. Даже винициированном самим Советом Федерации процессе повышения его роли взаконотворческой деятельности усматривается проявление того самогосдерживающего, тормозящего начала. Реализуя его, Совет Федерации вынуждаетГосударственную Думу действовать осмотрительнее.
Таким образом, необходимо отметить, что СоветФедерации выражает федеративный характер государственного устройства России,соединяет в единое целое интересы федерального центра и регионов. ОдновременноСовет Федерации — это орган, обеспечивающий в структуре Федерального СобранияРФ внутреннее равновесие палат.
2. Формирование Совета Федерации
В соответствии с ч. 2 статьи 95 Конституции России вСовет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РоссийскойФедерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительногоорганов государственной власти субъекта Российской Федерации. Общее число егочленов составляет 178 человек.
Первый состав Совета Федерации, сформированного в 1993 г.,избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденным УказомПрезидента Российской Федерации от 11 октября 1993 г.
Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федерацииосуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатовСовета Федерации принадлежало каждому гражданину Российской Федерации,достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избрангражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.
В Совет Федерации избирались по два депутата от каждогосубъекта Российской Федерации на основе мажоритарной системы по двухмандатным(один округ — два депутата) избирательным округам, образуемым в рамкахадминистративных границ субъектов Российской Федерации. При выборах в СоветФедерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов. Кандидаты вдепутаты Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательнымиобъединениями, включающими региональные организации общефедеральныхполитических партий, общефедеральных политических движений, уставы которых былизарегистрированы Министерством юстиции РФ, политические движения в субъектахФедерации, уставы которых были зарегистрированы соответствующими органамиюстиции, или блок таких общественных объединений, создаваемый на периодпроведения выборов.
Организацию и проведение выборов депутатов Совета Федерацииосуществляли Центральная избирательная комиссия по выборам в ГосударственнуюДуму, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 1993г., окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Совета Федерации,сформированные Центральной избирательной комиссией, а также участковыеизбирательные комиссии по выборам депутатов Совета Федерации, которыми являлисьучастковые избирательные комиссии, образованные в соответствии с Положением овыборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным УказомПрезидента РФ от 1 октября 1993 г.
В Положении о выборах депутатов Совета Федерацииустанавливалось, что число избирательных округов по выборам депутатов СоветаФедерации равно числу субъектов Российской Федерации. На территории каждогосубъекта Федерации образовывался один избирательный округ. Вот почемуизбирательные округа, образованные в краях или областях, имеющих в своемсоставе автономные округа, не охватывали территории этих округов. И следовательно,депутаты Совета Федерации, избранные от таких краев и областей, не представлялиинтересы избирателей автономных округов, входящих в состав этих краев иобластей.
В соответствии с «Заключительными и переходнымиположениями» Конституции РФ Совет Федерации первого созыва, сформированныйв 1993 году, был избран сроком на два года.
Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первогосостава был исключением из общего принципа формирования этой палаты,установленного ст. 95 и 96 Конституции РФ.
5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «Опорядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации». Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по двапредставителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного)и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Вдвухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РоссийскойФедерации совместным решением обеих палат определяется его представитель вСовет Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г.«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации» в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерациивходят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одномуот законодательного (представительного) и исполнительного органовгосударственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О порядкеформирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РоссийскойФедерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правомизбирать и быть избранным в органы государственной власти.
Кандидатура для избрания представителя в СоветеФедерации от однопалатного или двухпалатного законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерациивносится на рассмотрение этого органа его председателем или председателямипалат. Альтернативную кандидатуру может вынести также группа депутатовчисленностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Избрание представителя законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерациив зависимости от структуры этого органа может проходить по-разному. Если всубъекте Федерации однопалатный законодательный (представительный) органгосударственной власти субъекта Российской Федерации, тогда представитель отэтого органа избирается этим же органом на срок его полномочий. Обычно это 4года. Если — двухпалатный, то такой представитель избирается поочередно откаждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Кроме того, при формировании законодательного(представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротациипредставитель законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта РФ избирается на срок полномочий однократно избранных депутатовэтого органа. Данный способ избрания является правильным, так как имеет своейцелью предотвращение бюрократизации этого органа государственной властисубъекта Федерации.
Решение об избрании представителя в Совете Федерациипринимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа,а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта РФ — совместным постановлением обеих палат.
Что касается представителя от исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации, то он назначается высшимдолжностным лицом субъекта Федерации (например, президентом республики,губернатором, главой администрации) на срок его полномочий. СогласноФедеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» срок исполненияобязанностей глав субъектов Федерации не может быть более 5 лет.
Решение высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительногооргана государственной власти субъекта РФ оформляется его указом(постановлением), который в 3-дневный срок направляется в законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерациина очередном или внеочередном заседании рассматривает представленнуюкандидатуру и принимает свое решение голосованием. Названный указ главысубъекта Федерации вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатовзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации не проголосуют против назначения данного представителя вСовете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
После принятия решения об избрании представителязаконодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФи о назначении представителя от исполнительного органа государственной властисубъекта РФ в Совет Федерации РФ, не позднее чем на следующий день после днявступления решения в силу, орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, принявший это решение, телеграммой уведомляет Совет Федерации осодержании решения, о дате его вступления в силу и не позднее пяти дней со днявступления решения в силу направляет его в Совет Федерации.
Избранный (назначенный) член Совета Федерации РФслагает с себя полномочия, несовместимые со статусом члена Совета Федерации, очем ставит в известность Совет Федерации, направив туда копию приказа (иногодокумента) об освобождении от таких обязанностей.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дняпринятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного членаСовета Федерации.
В настоящее время указанный в комментируемой статьеспособ формирования Совета Федерации, как представляется, приводит к полнойзависимости верхней палаты российского парламента от исполнительной власти исущественному искажению принципов парламентаризма и разделения властей.
Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации“ и в Федеральныйзакон „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации“ был изменен порядок замещениядолжностей глав исполнительной власти субъектов РФ. Если ранее они избиралисьнепосредственно населением соответствующего региона, то после принятияуказанного Федерального закона наделение полномочиями руководителя высшегоисполнительного органа субъекта РФ осуществляется по представлению ПрезидентаРФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации. На практике это означает прямое назначение глав регионовПрезидентом РФ. Новый механизм замещения должностей глав регионов существенноусиливает влияние Президента РФ на органы власти субъектов РФ.
Увеличение количества человек в парламенте приводитк препятствиям для депутатов участвовать в обсуждении законопроектов. Какпример — Съезд народных депутатов РФ (1989 — 1993 гг.), высший органгосударственной власти РФ, состоявший из 1068 депутатов. Всекитайское собраниенародных представителей — верховный орган государственной власти, в составекоторого должно быть не более 3 тыс. чел. В настоящее время в нем около 3 тыс.депутатов. В такой коллегии трудно вести деловое обсуждение, заседания зачастуюприобретают парадный, заранее отрегулированный характер.
Количественный состав представительного органадолжен обеспечивать все параметры его функционирования, исключать какие-либопрепятствия для депутатов участвовать в обсуждении законопроектов. Обсуждениезаконопроекта — один из этапов формирования государственной воли какравнодействующей волеизъявлений депутатов. Поэтому процессуально должна бытьобеспечена возможность выступления (участия в дискуссии) в любой момент любогодепутата, выразившего такое желание.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен)гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии сКонституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственнойвласти.
Член Совета Федерации — представитель от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерацииизбирается законодательным (представительным) органом государственной властисубъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а приформировании законодательного (представительного) органа субъекта РоссийскойФедерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатовэтого органа.
Член Совета Федерации — представитель от двухпалатногозаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срокаполномочий соответствующей палаты.
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации отзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.
Группа депутатов численностью не менее одной трети от общегочисла депутатов законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органаальтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшимдолжностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) насрок его полномочий.
Решение законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителяв Совете Федерации от законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайнымголосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатногозаконодательного (избирательного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации — совместным постановлением обеих палат.
Решение высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации отисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерацииоформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срокнаправляется в законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации.
Указ (постановление) о назначении представителя в СоветеФедерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседаниизаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуютпротив назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительногооргана государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерациинаправляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной властисубъектов Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силуэтих решений.
Члены Совета Федерации — представители по должности отсубъектов Российской Федерации в Совете Федерации будут продолжать исполнятьсвои полномочия после вступления в силу нового закона впредь до вступления всилу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти соответствующих субъектов РФ.
Со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении)членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацииполномочия членов Совета Федерации — представителей по должности отсоответствующих субъектов Российской Федерации прекращаются.
В соответствии со ст. 21 Постановления Совета Федерации»О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации" Совет Федерации рассматривает предложения Президента РоссийскойФедерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатическихпредставителей Российской Федерации в иностранных государствах и международныхорганизациях.
Порядок деятельности Совета Федерации, его органов идолжностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами,Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации, и решениями Совета Федерации.
Деятельность Совета Федерации основывается на принципахколлективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работыСовета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренныхРегламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.
Совет Федерации избирает из своего состава тайнымголосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель иего заместители не могут быть представителями одного субъекта РоссийскойФедерации.
Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждениянеотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постояннымфункционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующимколлегиальным органом Совета Федерации.
В его состав входят Председатель Совета Федерации, егозаместители, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии по регламенту ипарламентским процедурам.
Председатель Совета Федерации, в частности, представляет нарассмотрение Совета палаты проект повестки дня ее заседания; организует работуСовета палаты; ведет заседание палаты; подписывает постановления СоветаФедерации; созывает, в том числе по предложению Президента РФ, ПравительстваРФ, субъекта РФ либо по предложению комитета Совета Федерации, группы членовСовета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа его членов,внеочередное заседание палаты; ведает внутренним распорядком деятельностипалаты; направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты Совета Федерациизаконы, принятые Государственной Думой, а также законопроекты, которыепредполагается внести в Государственную Думу; направляет Президенту РФ дляподписания и опубликования федеральные конституционные и федеральные законы, принятыеГосударственной Думой, после их одобрения Советом Федерации; решает вопросыраспределения обязанностей между своими заместителями; представляет палату вовзаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации,субъектами Российской Федерации, общественными объединениями, а также спарламентами зарубежных государств; решает иные вопросы организациидеятельности Совета Федерации.
Заместители Председателя замещают Председателя в егоотсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннегораспорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностеймежду ними.
Председатель Совета Федерации и его заместители могут бытьосвобождены от занимаемых должностей решением Совета Федерации, принимаемымбольшинством не менее двух третей голосов от общего числа членов палаты.
Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решениюСовета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.
Решением палаты на ее заседания приглашаются представителигосударственных органов, общественных объединений, научных учреждений,независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставлениянеобходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерациивопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытыхзаседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.
На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствоватьдепутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ.
Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ вСовете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены Правительства,Председатель Конституционного Суда РФ и члены Конституционного Суда,Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда, Председатель ВысшегоАрбитражного Суда РФ и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетнойпалаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральныйпрокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии вправеприсутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лицамогут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только по специальномуприглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации илиРуководителя Аппарата Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 16 сентябряпо 15 июля.
Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться попредложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ,субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложениюне менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. ДеятельностьСовета Федерации планируется.
Совет Федерации создает Аппарат, который состоит изСекретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителейПредседателя Совета Федерации, подразделений правового, информационного,аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственногообеспечения, кадровой службы, аппаратов комитетов Совета Федерации, комиссии порегламенту и парламентским процедурам, других подразделений.
Основными задачами Аппарата Совета Федерации являютсяправовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное ифинансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и егоорганов, членов Совета Федерации; правовое и организационное обеспечениесогласительных процедур, используемых для разрешения разногласий между СоветомФедерации и Государственной Думой, Президентом РФ, Правительством РФ, а такжемежпарламентских связей.
Структура и штаты Аппарата Совета Федерации утверждаютсяпостановлением палаты.
3. Комитеты и комиссии Совета Федерации
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации иГосударственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постояннодействующими органами соответствующих палат.
Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению,осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросыорганизации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся кведению палат.
Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляютподготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам испособствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов.
Согласно своему Регламенту (ст. 15) Совет Федерации образует:
Комитет по конституционному законодательству исудебно-правовым вопросам; Комитет по вопросам безопасности и обороны; Комитетпо бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенномурегулированию, банковской деятельности; Комитет по вопросам социальнойполитики; Комитет по вопросам экономической политики; Комитет по международнымделам; Комитет по делам Содружества Независимых Государств; Комитет по аграрнойполитике; Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;Комитет по делам Севера и малочисленных народов.
Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатойбольшинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, егозаместители избираются на его заседании большинством голосов от общего числачленов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерациибольшинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, егозаместители не могут быть представителями от одного субъекта РоссийскойФедерации. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, ноне может быть менее 8 членов палаты.
Все члены Совета Федерации входят в состав комитетов, заисключением Председателя палаты и его заместителей. При этом член СоветаФедерации может быть членом только одного комитета палаты.
Совет Федерации вправе создавать постоянные и временныекомиссии. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком и(или) конкретной задачей. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия иперсональный состав определяются постановлением палаты.
Согласно Регламенту Совета Федерации образуется Комиссия порегламенту и парламентским процедурам. Эта Комиссия является постояннодействующим органом Совета Федерации.
Комиссия по регламенту и парламентским процедурам: а) готовитзаключение по принятым Государственной Думой федеральным законам по вопросам,регулирующим статус члена Совета Федерации, и нормативные правовые акты,регламентирующие деятельность Совета Федерации; б) анализирует и обобщаетпредложения, поступающие от комитетов Совета Федерации, членов СоветаФедерации, вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение Совета Федерациипредложения о внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации; в)консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членовСовета Федерации, руководителей Аппарата Совета Федерации, руководителейструктурных подразделений Аппарата Совета Федерации по положениям РегламентаСовета Федерации; г) проверяет соответствие документов, подтверждающихполномочия членов Совета Федерации, положениям Федерального закона «Опорядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации»; д) готовит заключения и вносит на заседание Совета Федерациипроекты постановлений Совета Федерации о подтверждении, прекращении (досрочномпрекращении) полномочий членов Совета Федерации; е) готовит заключения попредставлению Генерального прокурора Российской Федерации о лишении членаСовета Федерации неприкосновенности; ж) организует аналитическую работу попроблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе сиспользованием опыта парламентов иностранных государств, государств — участников Содружества Независимых Государств, законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.
В настоящее время действует комиссия по энергетике, основнымизадачами которой являются осуществление мониторинга государственной политики всфере регулирования тарифов и хозяйственных отношений в энергетике, проведенияреструктуризации энергетического комплекса; подготовка в качествезаконодательной инициативы законопроектов по вопросам государственногорегулирования энергетики.
Действует временная комиссия по вопросам государственноймолодежной политики для выработки согласованной позиции Совета Федерации иорганов по вопросам государственной молодежной политики.
Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно,если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета,комиссии. Заседание проводит председатель комитета, комиссии или егозаместитель. Заседания комитета Совета Федерации проводятся по меренеобходимости, но не реже одного раза в месяц.
Внеочередное заседание комитета, комиссии Совета Федерациисозывается председателем комитета, комиссии как по своей инициативе, так и попоручению Председателя Совета Федерации, его заместителя, координирующегоработу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общегочисла членов комитета, комиссии. О заседании комитета Совета Федерации егопредседатель уведомляет членов комитета и других участников заседания за 72часа.
Депутат обязан присутствовать на заседаниях комитета,комиссии, членом которых он является. На заседаниях комитета, комиссииГосударственной Думы и Совета Федерации могут принимать участие с правомсовещательного голоса депутаты (члены), не входящие в состав данных комитета,комиссии.
Решение комитета, комиссии принимается большинством голосовот общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, еслииное не установлено Регламентом палаты.
Комитеты, комиссии имеют право вносить предложения поповестке дня заседания палаты. Представители комитета, комиссии имеют правовыступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий своейпалаты с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведениюпредставляемого ими комитета, комиссии.
На заседании комитета, комиссии палаты вправе присутствоватьполномочный представитель Президента РФ, полномочный представительПравительства РФ, приглашенные представители иных заинтересованныхгосударственных, а также общественных органов и организаций. Комитеты, комиссиипалат вправе проводить совместные заседания.
Для подготовки рассматриваемых вопросов и организациипарламентских слушаний комитет, комиссия может создавать рабочие группы изчисла членов этого комитета, комиссии, других депутатов (членов) палаты,представителей министерств и ведомств, иных государственных органов иобщественных объединений, научных учреждений, а также специалистов. Комитет,комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимуюэкспертизу законопроектов.
На заседание комиссии могут быть приглашены эксперты, а такжепредставители заинтересованных государственных органов и общественныхобъединений, средств массовой информации.
Комитеты и комиссии палат вправе запрашивать документы иматериалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственныхорганов и иных организаций.
Согласно Конституции РФ (п. «м» ст. 83) ПрезидентРФ назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации виностранных государствах и международных организациях после консультаций ссоответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательствуи судебно-правовым вопросам в соответствии с Регламентом Совета Федерациипроводит предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должностисудей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей ПредседателяВерховного Суда РФ, членов Президиума Верховного Суда РФ, Председателя и членовКассационной коллегии Верховного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ,Председателя, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, судейВысшего Арбитражного Суда РФ, судей Экономического Суда Содружества НезависимыхГосударств, Генерального прокурора РФ и его заместителей, заместителяПредседателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ееаудиторов, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Для обеспечения деятельности комитетов и комиссий палатсоздаются рабочие аппараты комитетов, действующие на постоянной основе.Формирование аппаратов комитетов осуществляется соответствующими комитетами.
Рабочий аппарат комитета палаты осуществляет правовое,организационное, информационное, документационное и другое обеспечениедеятельности соответствующего комитета палаты, проводимых им парламентскихслушаний. Аппарат комитета участвует в подготовке законопроектов, проектов решенийкомитета и экспертных заключений по законам, подлежащим рассмотрению комитета,в пределах своих полномочий ведет делопроизводство комитета, готовит ирассылает необходимые для членов комитета материалы, справки, обеспечиваеттехническую обработку его документов.
Заключение
В Совет Федерации входят по два представителя откаждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного(представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектаРоссийской Федерации. Общее число его членов составляет 178 человек.
Совет Федерации образует комитеты и комиссии, являющиесяпостоянно действующими органами. Для обеспечения оперативного и коллегиальногообсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с егопостоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постояннодействующим коллегиальным органом Совета Федерации. В его состав входятПредседатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов СоветаФедерации и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.
Порядок деятельности Совета Федерации, его органов идолжностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами,Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации, и решениями Совета Федерации. Заместители Председателязамещают Председателя в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочияпо вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии сраспределением обязанностей между ними.
Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. Решениемпалаты на ее заседания приглашаются представители государственных органов,общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые идругие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений порассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средствмассовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службойСовета Федерации.
Совет Федерации создает Аппарат, который состоит изСекретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителейПредседателя Совета Федерации, подразделений правового, информационного,аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственногообеспечения и др.
Список использованной литературы и источников
1. КонституцияРоссийской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Федеральный законот 05.15.1995 «О порядке формирования Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации». СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869.
3. Федеральный законот 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О порядке формирования СоветаФедерации Федерального Собрания». Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «Ополитических партиях»
4. Федеральный законот 05.09.2000 «О порядке формирования Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации». СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.
5. Федеральный законот 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации» (в редакции от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ)/Правовая системаКонсультантПлюс.
6. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 29 сентября 1993 г. «О Центральной избирательнойкомиссии по выборам в Государственную Думу». Собрание актов Президента иПравительства Российской Федерации. 1993. № 40. Ст. 3743.
7. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 11 октября 1993 г. " Об утверждении Положения овыборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в1993 г.". Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.1993. № 42. Ст. 3994.
8. Постановление СФФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации.
9. ПостановлениеСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 декабря 2000г. „О плане мероприятий на первое полугодие 2001 года по реализацииполномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“ //СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5063.
10. Вишневский Б.Л.Должны ли губернаторы быть федеральными политиками // Независимая газета. 2000.1 февраля.
11. Гранкин И.В.Регламентное регулирование деятельности палат Федерального собрания РФ//Журналроссийского права. № 1. 2003//Правовая система КонсультантПлюс.
12. Комментарий кКонституции России/ Под ред. Садовникова Г.Д. Изд. 3-е, исправл. и доп.Юрайт-Издат. 2006.
13. КонституцияРоссийской Федерации. Научно-практический комментарий(постатейный)/Под ред.Ю.А. Дмитриева. Изд. ЗАО Юстицинформ, 2007.
14. Конституционноеправо России: Учебник. Издание 3-е перераб. и доп.Юрист. 2004//Правовая системаКонсультантПлюс