В практике земледелия обычно приходится размещать культуры в сево- обороте на 7,8,9 и даже 12 полях.И успешное решение таких сложных задач возможно только при хорошем знании научных основ чередования культур для конкретных почвенно-климатических и хозяйственно-эконо- имческих условий. Советский ученый Д.Н.Прянишков объединил все причины, вызывающие необходимость чередования культур, в 4 группы 1.Причины, связанные с различиями минирального питания растений.
2.Неодинаковое влияние культурных растений на физические свойства почвы. 3.Различное отношение культурных растений к болезням и вредителям сельскохозяйственных растений и к сорным растениям. 4.Хозяйственно-экономические причины. В зависимости от строения корневой системы и агротехники культурные растения по-разному влияют на физические свойства почвы.Травы улуч- шают структуру почвы и оставляют много органического вещества, пропаш- ные
культуры оставляют после себя рыхлую почву. После уборки культур сплошного посевазерновые почва остается в уплотненном состоянии. Многие культурные растения при бессменном возделывании часто пора- жаются болезнямиозимая пшеница-корневыми гнилями и ржавчиной и т.п Каждой культуре свойственны свои болезни, при смене культур возбуди- тели болезней не находят условий к жизни и погибают.Тоже самое отно- сится и к вредителям и сорнякам. Особенно хорошо почва очищается от сорняков,вредителей
и возбудителей болезней при возделывании пропаш- ных культур и в чистом пару. Минеральные удобрения-источник различных питательных элементов для растений, в первую очередь азота, фосфора и калия,а затем кальция, магния, серы, железа.Все эти элементы относятся к группе макроэлемен- товмакрос по гречески-большой, так как они поглащаются растениями в значительных количествах. Кроме того,растениям необходимы другие элементы,хотя и в очень
неболь- ших количествах.Их называют микроэлементамимикрос по-гречески-ма- ленький. К микроэлементам относятся марганец,бор, медь,цинк,молибден, иод,кобальт и некоторые другие. Все элементы в равной степени необходимы растениям.При полном отсут- ствии любого элемента в почве растение не может расти и развиваться нормально.Все элементы участвуют в сложных преобразованиях органических веществ,образуюшихся в растениях в процессе
фотосинтеза.Растения для образования своих органов-стеблей,листьев,цветков,плодов,к лубней - используют минеральные питательные элементы в разных соотношениях. Применение минеральных удобрений-один их основных приемов интенсивного земледелия. С помощью удобрений можно резко повысить урожаи любых куль- тур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель. Навоз,навозная жижа, фекалии,птичий помет,торф,компосты,различные
хозяйственные отходы,отбросы коммунального хозяйства,свежая раститель- ная масса-все это очень ценные органические удобрения. При правильном применеии они повышают плодородие почвы и тем самым рез- ко увеличивают урожай. С органическими удобрениями в почву вносятся необходимые для растений питательные макро- и микроэлементы. Эти удобрения -хороший источник пищи и энергии для почвенных микроорганизмов. Кроме того,навоз,навозна жижа и фекалии сами по себе очень богаты по- лезными для растений микроорганизмами
и обогащают ими почву. При разло- жении навоза и других органических удобрений в почве выделяется большое количество углекислого газа,что улучшает воздушное питание расте- ний. В накоплении азотных богатств почвы главную роль играют микроор- ганизмы.Поэтому процессы превращений наиболее важного для жизни рас- тений элемента-азота и его соединений издавна привлекали внимание ученых-микробиологов.Особую роль в этих процессах играет группа мик- робов,обладающих
замечательными свойствами поглащать азот из воз- духа и фиксировать его в своем теле в виде различных органических соединений.Все культурные растения земного шара за год потребляют около 100-110 млн. т. азота почвенные микроорганизмы ежегодно возвра- щают в почву большую его часть.Возможность управлять азотфиксирующей деятельностью почвенных микробов открывает перед земледелием боль- шие перспективы. Клубеньковые бактерии были первой группой азотфиксирующих микро- бов,о которых узнало
человечество.Первые исследования клубенько- вых бактерий предполагали,что эти микробы могут селиться на кор- нях большинства видов бобовых культур.Но затем было установлено, что у бактерий есть свои особенностита или иная раса клубеньковых бактерий может вступать в симбиоз с бобовыми растениями только определенного вида. Например,клубеньковые бактерии клевера посе- ляются только на корнях клеверапоэтому клевер выращивается в моем фермерском хозяйстве. Для использования клевера,участвующего в севообороте,было закуплено 30
породистых коров молочного направления. На корм будут ииспользо- ваны кукуруза, солома,образующаяся при выращивании пшеницы и яч- меня, а так же часть свеклы. Навоз будет использован в качестве органического удобрения. Крупный рогатый скот,как и другие жвачные животные,может поедать корма,содержащие большое количество клетчатки-сено, солому,траву. Летом основной корм для скота-пастбищная трава.
Высокопродуктивным коровам приходится добавлять свежескошенную траву,силос или концен- траты.Зимой скот кормят сеном,соломой,мякиной.сочными кормами- силосом, корнеплодами и концентратами.К кормам добавляют поварен- ную соль,мел, костяную муку. Количество задаваемого корма зависит от возраста,величины и продуктивности животных. Чтобы молоко и мясо обходились дешевле,стврвются больше скармливать дешевых кориов- силоса,сены,соломы.
В зависимости от климатических условий скот содержат или в помещениях или на открытом воздухе. Природные условия нашей страны не позволяют содержать скот круглый год под окрытым небо. Для защиты его от хо- лодных осенных дождей,зимних вьюг и морозов строят специальные по- мещения-коровники.Постройки для скота оборудуются привезями,водопрово дом с автопоилками, электроосвещением. В коровниках,кроме того, уста- навливают машины для доения.
В постройках для скота выделяют помеще- ния для хранения кормов,инвентаря,молочной посуды,комнату для доярок и скотников.Вблизи скотных дворов размещаются силосные башни или траншеи,сенные сараи или скирды сена,хранилища для корнеплодов. При таком ведении хозяйства наиболее полно используютя почвенные ресурсы земли. Я решила создать фермерское хозяйство в Воронежской области. На аукционе я купила участок земли в 200 га. Взяла ссуду в банке на 60 годовых для приобретения оборудования,
необходимого для обработки почвы. В агрохимлаборатории был сделан анализ почв с разных участков, на которых будут размещены следующие культуры зерновыеозимая пшеница, кукуруза,ячмень, техническая культураподсолнечник,сахарная свекла, а также кормрвая траваклевер. Анализ сделан для того,чтобы знать, какие вносить удобрения, т.к. требуют различных удобрений. Пшеница будет продаваться мельзаводом, сахарная свекла на сахарные заводы, подсолнечник - на маслозавод, кормовые травы и кормовая свекла- на корм скоту.
Был составлен бизнес-план, где учтены все расходы и планируемая при- быль, а также распределение прибыли в дальнейшем для развития хозяй- ства. Пшеница-одна из наиболее древних зерновых культур. Известно более 20 видов пшеницы.Наиболее древними считаются пленчатые или полбяные пшеницы.Они дают урожаи даже на почвах малоплодородных. С улучшением приемов земледелия и повышением плодородия почвы на смену полбяным пшеницам пришли голозерные пшеницы.
Самая ценная и на- иболее распространенная из них-мягкая пшеница а также твердая пшеница, занимающие более 98 всех посевов этой культуры. В моем фермерском хозяйстве будут выращивать озимые сорта мягкой пше- ницы. Озимые сорта для своего нормального развития должны пережить пе- риод пониженных температур, без чего они не будут колоситься. Поэтому озимые сорта высеивают осенью.Перезимовав под снегом, который защищает растения от прямого действия холодного воздуха,озимые весной
трогаются в рост,колосятся и созревают летом,образуя в колосьях спелые зерна Кукуруза славится своими ценными пищевыми и кормовыми качествами. Зерна ее содержат около 70 крахмала, 10-12 белка, 6-8 масла. Из них изготавливают всевозможные консервы, кукурузные хлопья,воздушную кукурузу и т.п.Зеленые стебли и листья-хороший корм для скота. На зиму их силосуют.
Ценный корм и зерна кукурузы. Из сухих стеблей и очи- щенных от зерен початков вырабатывают бумагу, изоляционные прокладки, бутиловый спирт, различные медицинские препараты. Из зерен ячменя приготавляют перловую и ячневую крупу, ячменный кофе.Вытяжки из пррощенных зерен ячменя применяются в полиграфической, кожевенной,текстильной и др. отраслях промышленности. Больше все- го ячменя идет для приготовления пива и на корм сельскохозяйственным животным.
Возделывается ячмень так же, на озимые и яровые сорта пшеницы. Основная масленичная культура в России-подсолнечник. Около 200 лет возделывается он в России. Из года в год люди отбирали для посева семена от лучших растений. Сейчас на Россию приходится более 34 мировой площади посевов подсолнечника. Масло подсолнечника идет в пищу, для изготовления маргарина,консервов, хлебных и кондитерских изделий,
а также используется в лакокрасочной, мыловарной и других отраслях промышленности. Жмыхотходы после отжимания масла содержит 36 белка, 22 углеводов, до 6 масла. Это ценный концентрированный корм для скота. По производству сахара из свеклы Россия давно занимает первое место в мире. Сахарную свеклу используют и в животноводстве. Это ценный пита- тельный корм.
Сахарная свекла дает больше кормовых единиц с гектара, чем кукуруза,кормовая свекла и многие другие культуры.Кроме кор- неплодов и ботвы животным скармливают отходы свеклосахарного производства-жом и патоку. Выращивать многолетние травы люди начали давно, 4-5 тыс. лет на- зад. В наше время в странах с развитым сельским хозяйством многолет- ние травы занимают 15 и более площади всей пашни. Чем это объяс- нить Во-первых, многолетние травы дают высокие урожаи зеленой
массы или се- на, которые содержат много питательных веществ. Например, в сене кле- вера много белка протеина12-13,кальцияоколо 1, фосфораоколо 0,6,а также витаминов. Во-вторых, если на таком поле пасти скот,животные получают дешевый пи- тательный корм. В-третьих, травы повышают плодородие почвы.Выдающийся русский ученый Д.Н.Прятников установил опытным путем,что в корневых остатках клевера содержится 1 кг.азота на кажждый
центнер убранного клеверного се- на.При урожае 60ц.с гектара клевер на этой площади накапливаетв почве примерно 60 кг. азота. Растения, выращенные на второй год после вспашки клеверного поля, дают прибавку урожая на 15-20 и более, чем после дру- гих предшественников. И удобрения при севооборотах с многолетними травами дают больший эф- фект в повышении урожайности культур. В-четвертых,многолетние травы предохраняют почву от водной и ветровой эрозии.
В моем фермерском хозяйстве будет выращиваться клевер. Севооборот-главная составная часть современных систем земледе- лия. Часто названия севооборотов совпадают с названием систем земле- делия-плодосемянный, зерно-паровой,пропашной. Установлено,что урожай многих сельскохозяйственных культур при возде- лывании в севообороте в 1,5-2 раза выше, чем при возделывании каждой культуры на одном месте несколько лет подрятбессменно.
В чем же заключается магическая сила севооборота Установлено,что все основные полевые культуры можно разбить на 2 большие группыкультуры сплошного посевазерновые,многолетние и одно- летние травы,лен идр. Особое место в севообороте занимает пар.Во время роста культур сплош- ного посева до самой уборки почву не обрабатывают. Во время роста пропашных культур почву многократно рыхлят как в междурядьях, так и в рядках. Это оказывает большое влияние на плодородие почвы,усло- вия роста и развития пропашных и идущих
после них культур. Одни культуры высевают осеньюозимые зерновые-пшеница, рожь,другие- ранней веснойранние яровые-овес,ячмень,яровая пшеница,третьи-в кон- це весныкукуруза,картофель. И убирают эти культуры в разные сроки зерновые -в июле-августе, на юге нашей страны-даже в июне,а многие пропашные культуры -на месяц-два позже. Эти совершенно разные культуры земледелец должен разместить на по- лях так,чтобы получить наибольший урожай,причем плодородие почвы должно не снижаться,а наоборот,
повышаться. Сложная задача,но она обычно решается агрономом с помощью севооборота-научно обоснованно- го чередования культурных растений и пара во времени и на террито- рии хозяйства. В моем фермерском хозяйстве на одном земельном участке будут выра- щивать озимую пшеницу,сахарную свеклу,ячмень,клевер,кукурузу,подсол- нечник и одну часть поля занимает чистый пар.При условии,что каждая культура занимает одинаковую площадь,участок делят на 7 равных частей.
Если каждую из этих культур выделывать на одном и том же поле,т.е. бессменно,урожай будет снижаться.Потому на каждом поле необходимо ежегодно сменять культуры. Нельзя размещать озимую пшеницу после сахарной свеклы,так как из-за поздней уборки этой культуры не остается обычно времени для посева озимой пшеницы. Не может следовать и после сахарной свеклы клевер- он обычно подсевается под покров зерновых культур.
Кроме того, озимая пшеница считается хорошей предшествующей культурой для сахарной свеклы. Сахарная свекла-пропашная культура, и она превосходный пред- шественник для ячменя, под покров которого можно подсеивать кле- вер. Учитывая все это, агроном для каждого из семи полей определяет чере- дование культур по севооборотной схеме озимая пшеница-сахарная свекла- ячмень-клевер-кукуруза-подсолнечник-чист ый пар.Чередование культур на всех полях севооборота по годам записается ввиде ротационной таблицы
N поля 1-й год 2-й год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 1 озим. сахарн. ячме- кле- куку- под- чистый пшеница свекла мень вер руза солн. пар 2 сахарн. ячмень кле- куку- под- чист. озимая свекла вер руза солн. пар пшеница 3 ячмень клевер куку- под- чист. озим. сахарная руза солн. пар пшен. свекла 4 клевер куку- под- чист. озим. сахар. ячмень руза солн. пар пшен. свекла 5 куку- под- чист. озим. сахар. ячмень клевер руза солн. пар пшен. свекла 6 под- чист. озим. сахар. ячмень клев- кукуруза солн. пар пшен. свекла вер 7
чист. озим. сахар. ячмень клевер куку- подсолнеч- пар пшен. свекл. руза ник ЛИТЕРАТУРА. Детская энциклопедия-сельское хозяйство М издательство Педагогика,1974г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |