Оглавление
Введение
Глава I. Законодательный процесс в Российской Федерации
1.1 Понятие законодательного процесса
1.2 Понятие стадий законодательного процесса
Глава II. Основные стадии законодательного процесса
2.1 Подготовка законопроекта и внесение его вГосударственную Думу Российской Федерации
2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной ДумеРоссийской Федерации и его последующее принятие илиотклонение
2.3 Одобрение Советом Федерации принятого ГосударственнойДумой закона, либо его отклонение
2.4 Подписание закона, либо егоотклонение Президентом Российской Федерации
Глава III. Дополнительные стадии законодательного процесса
3.1 Рассмотрение Государственно Думой отклоненного СоветомФедерации закона
3.2 Повторное рассмотрениеСоветом Федерации и Государственной Думой отклоненного Президентом закона
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Законодательныйпроцесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любогогосударства. Это специфическая, требующая особых, знаний и уменийинтеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменениемсуществующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческойработы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом,степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Темазаконотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда передгосударством стоит задача укрепления его правовой основы.
Рассматривая вопросызаконотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учестьисторическую фабулу развития идеи формирования правового государства в России ипопытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта,возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялисьэпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставаласьцель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамкахправовых норм. Стабильность общества — гарантия его процветания,соответственно, обеспечение этой стабильности — основная цель государства.
В настоящее время, когдаполитические и экономические реформы, проводимые в России, потребовалиинтенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сампроцесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта,составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальныхгрупп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона«вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироватьсяновому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Некомпетентность, спешказаконодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативносказаться на всей правовой системе.
Одним из важных условий совершенствованиязаконодательства является овладение системой определенных требований,предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования,выработанные в течение веков различными государствами, концентрированноформулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой. Даннаяотрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах.
Цель данной работы — проанализироватьтеоретические основы законотворческого процесса и показать их практическоеприменение.
Задачами курсовой работыявляются:
раскрыть понятиезаконодательного процесса
раскрыть понятие стадийзаконодательного процесса.
детально рассмотреть стадиизаконотворческого процесса;
рассмотреть дополнительныестадии законодательного процесса
Структура. Данная работасостоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Впервой главе рассматриваются основные понятия о законотворческом процесса. Вовторой главе детально рассказано о каждой стадии законотворческого процесса. Третьяглава посвящена дополнительным стадиям законодательного процесса.
Объект — общественныеотношения, возникающие между субъектами законодательной инициативы и субъектамизаконотворческой деятельности, а также между субъектами законотворческойдеятельности.
Предмет — порядокпринятия, подписания и опубликования закона, стадии принятия закона, а такжеполномочия и роль различных органов государственной власти в законодательномпроцессе.
Глава I. Законодательный процесс в РоссийскойФедерации1.1 Понятие законодательного процесса
Прежде чем переходитьнепосредственно к обсуждению стадий законодательного процесса необходимо рассмотретьпонятие законодательного процесса, его отличительные особенности и правовоерегулирование в Российской Федерации, а также назвать его необходимые стадии. Всовременной российской юридической литературе сложилось устойчивое определениезаконодательного процесса. Приведу одну такую достаточно исчерпывающуюформулировку. «Законодательный процесс — регламентированный Конституцией,законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрениезаконодательного органа, и законов принятия, опубликования и вступления вдействие». [1]
Законодательный процесс в Россиирегулируют Конституция Российской Федерации, регламенты палат ФедеральногоСобрания[2]Российской Федерации, федеральный закон от 14 июня 1994г." О порядкеопубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации"[3],федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядке разграниченияполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации"[4]и иные федеральные законы. Конституция Российской Федерации характеризуетФедеральное Собрание как законодательный орган (ст.94), в соответствии, с чемзаконотворчество является основной функцией российского парламента. ТолькоФедеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральныеконституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другимактам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционноеположение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующиморганом, обуславливает его активную роль в политическом и законодательномпроцессе. Однако роль палат в законотворчестве неодинакова. В Конституции (ч.1 ст.105)говориться о том, что федеральные законы принимаются Государственной ДумойРоссийской Федерации. Такой подход соответствует мировой практике: вдвухпалатном парламенте основная законодательная деятельность возлагается напалату образуемую, на основе всеобщих прямых выборов. В мировой практикесуществуют два способа принятия законов — законодательным органом или путемреферендума. Наибольшую научную разработку получило такое понятиезаконодательного процесса, в котором закон принимается законодательным органом.
Таким образом, в широком смыслезаконодательный процесс рассматривается как порядок или совокупность действийпарламента по созданию законов — федеральных и федеральных конституционных,начиная от принятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона.В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, как совокупностьпоследовательно сменяющих друг друга этапов, установленных Конституцией.
В первом случае усиливается рольпарламента и, одновременно, от законодательного процесса отсекаются действиятех, кто подготовил и законопроект до его внесения в парламент. Такое пониманиезаконодательного процесса делает его уязвимым, поскольку в нем исключаются иззаконодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и еговступление в силу просто немыслимы. Как и любой юридический процесс ипроцедура, законодательный тоже имеет ряд своих стадий, когда законопроектырассматриваются на заседаниях палат, называемых чтениями. Другие стадии связаныс работой комитетов и комиссий и поэтому называются комитетскими.1.2 Понятие стадий законодательного процесса
Стадия [новолатинское stadium,множественное число stadia, от греч. stádion — стадий (мера длины)],определённая ступень (период, этап) в развитии чего-либо, имеющая свои качественныеособенности[5].
Стадия законодательного процесса- урегулированная Конституцией Российской Федерации, и федеральными законамисовокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению,рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта. Инымисловами это процесс рождения закона.
Можно выделить следующие стадииданного процесса:
1. Осуществление правазаконодательной инициативы.
2. Подготовка законопроекта крассмотрению в Государственной Думе.
3. Рассмотрение проекта закона вГосударственной Думе.
4. Одобрение закона или егорассмотрение в Совете Федерации.
Вместо этой стадии возможнадругая, хотя и вовсе не обязательная: неодобрения закона Советом Федерации,Тогда следует другая — создание согласительной комиссии обеих палат, повторноерассмотрение закона в Государственной Думе, и его принятие простым большинством(если она согласна с Советом Федерации), либо 2/3 голосов (Дума не согласна). Впоследнем случае закон отправляется непосредственно Президенту. Кроме того,этой стадии может и не быть: если принятый Государственной Думой федеральныйзакон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации[6],либо если он не был рассмотрен Советом Федерации в течении 14 дней.
5. Подписание и обнародованиезакона Президентом Российской Федерации. [7]
При отклонении законаПрезидентом (право вето) появляется дополнительная стадия — рассмотрение законав обеих палатах и принятие предложений Президентом или преодоление вето 2/3голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его опубликование.
В справочной литературе можновстретить еще одну стадию предшествующую первой — предзаконодательный процесс,включающий в себя появление идеи, обоснование предложений о необходимостинового акта, и подготовка самого законопроекта. [8]
Таким образом, законодательныйпроцесс на федеральном уровне может состоять из различного количества стадий. Некоторыеавторы также в отдельные стадии выделяют чтения закона внутри ГосударственнойДумы. Важно подчеркнуть, что, строго говоря, его нельзя ограничивать лишьрамками Федерального Собрания; хотя, разумеется, главная часть стадийприходиться именно на этот орган, активными участниками являются такжеПрезидент РФ; в определенной мере на прохождение и появление законопроектоввлияют иные субъекты законодательного процесса.
/>Глава II. Основныестадии законодательного процесса2.1 Подготовка законопроекта и внесение его вГосударственную Думу Российской Федерации
Законодательный процессначинается с законодательной инициативы и предварительного рассмотрения. Правозаконодательной инициативы — это возможность вносить в законодательный органзаконопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондируетобязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии такихзаконопроектов к рассмотрению. Этим, т.е. обязательностью рассмотрения,законодательная инициатива отличается от простого желания конкретного лица,организации и т.д. внести свое предложение в парламент, что заблокировало быего работу.
Поэтому Конституции и законыясно очерчивают круг субъектов, обладающих подобным правом. Согласно ч.1 ст.104Конституции РФ, правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, СоветФедерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, ПравительствоРФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также высшиесудебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший АрбитражныйСуд РФ — по вопросам их ведения.
Возможна совместнаязаконодательная инициатива субъектов. Особое значение она приобретает длясубъектов РФ в связи с наметившимися принципиально новыми подходами их участияв федеральном законотворчестве. Не исключается совместное осуществлениезаконодательной инициативы и другими ее субъектами.
Внесению законопроекта взаконодательный орган предшествует весьма продолжительная работа по егоподготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательнойинициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующиеучреждения. Например, разработка законопроектов, вносимых ПравительствомРоссии, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочимигруппами,
Законопроекты вносятся вГосударственную Думу (ч.2 ст.104 Конституции), поскольку Конституция именно ккомпетенции этой палаты отнесла принятие федеральных законов, функции другой палаты- Совета Федерации — состоят в последующем рассмотрении принятых нижней палатойзаконов, их одобрении или неодобрении.
Вносимый законопроект всоответствии с Регламентом Государственной Думы должен сопровождаться: необходимымиобоснованиями, включая финансово-экономическое, когда его реализация требуетдополнительных материальных затрат; перечнем нормативных правовых актов,отмена, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона, идругими документами.
Отвечающий всем этим требованиямзаконопроект регистрируется — контроль за регистрацией осуществляетсяКомитетом, но организации работы Государственной Думы, — после чего СоветомДумы передается для предварительного рассмотрения в один или несколькокомитетов, согласно их предметной компетенции. Законопроекты по предметамсовместного ведения РФ и ее субъектов направляются этим субъектам для дачипредложений и замечаний. Они также могут быть направлены на заключениеПравительства РФ, министерств, ведомств, государственных и общественных органов,на научную экспертизу, Причем ряд законопроектов, определенный ч.3 ст.104Конституции, может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Завершениемстадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проектазакона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы[9].
Таким образом, на стадиизаконодательной инициативы происходит внесение законопроекта уполномоченным нато органом в Государственную Думу, где законопроект регистрируется ипредварительно рассматривается, итогом чего становится либо его возвращениесубъекту подачи, либо включение проекта в повестку заседания ГосударственнойДумы.2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной ДумеРоссийской Федерации и его последующее принятие или отклонение
После предварительногорассмотрения законопроекта комитеты выносят его на рассмотрение нижней палаты. Процедурапринятия федерального закона Думой в соответствии с ее Регламентомосуществляется в трех чтениях.
В первом чтении обсуждаютсяосновные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, даетсяоценка концепции законопроекта.
Во время первого чтенияобсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с докладаинициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. Позавершении прений Государственная Дума приступает к принятию решения позаконопроекту с учетом всех высказанных замечаний и предложений. В случае принятиязаконопроекта Дума может установить сроки подачи поправок к нему и внесения егона второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждениизаконопроекта, принятого в первом чтении. В случае решения о принципиальномодобрении законопроекта и продолжении работы над ним (случай первый) онпередается на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку.
Решение по законопроектусчитается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числадепутатов Государственной Думы (ч.2 ст.105 Конституции); эта часть статьиотносится ко всем трем чтениям законопроекта в нижней палате. (В связи с этимвозник вопрос: что понимать под «общим числом депутатов»? КонституционныйСуд РФ в своем постановлении от 12 апреля 1995 г. дал разъяснение этомупонятию, В соответствии с этим разъяснением общим числом депутатов, от которыхследует считать; большинство голосов, необходимых для принятия Думой решения,является число депутатов, установленное для палаты ч.3 ст.95 Конституции, — 450депутатов) [10].Это решение оформляется постановлением нижней палаты парламента.
Законопроект, принятый в первомчтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации. Поправкик законопроекту, принятому в первом чтении, поступают в соответствующий комитетГосударственной Думы. Такие поправки вправе вносить все субъекты, наделенныенравом законодательной инициативы, причем высшие судебные органы могут вноситьпоправки к законопроекту по вопросам их ведения.
Ответственный комитет изучает иобобщает поправки. После рассмотрения на заседании комитета доработанныйзаконопроект представляется в Совет Государственной Думы для включения вкалендарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении. В ходе второго чтениядепутатам сообщается об итогах рассмотрения законопроекта в комитете,поступивших поправках и результатах их рассмотрения, и они обсуждают поправки,принимая их или отклоняя. В результате происходит принятие законопроекта заоснову или его отклонение. Если он принят за основу, то депутаты голосуют запринятие его или же отклонение. Принятый во втором чтении, он направляется вответственный комитет, который вместе с Правовым управлением Аппарата Думыустраняет возможные внутренние противоречия, устанавливает правильныевзаимосвязи статей и редакционную правку с учетом изменения текста в ходевторого чтения. По завершении этой работы законопроект в течение семи днейпредставляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы длявключения в календарь рассмотрения вопросов.
При третьем чтении недопускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению вцелом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон считаетсяпринятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 от общего числа депутатовнижней палаты. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрениеСовету Федерации (ч.3 ст.105 Конституции РФ). Решение об этом оформляетсяпостановлением Государственной Думы.
В случаях, если принятый Думойфедеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации всоответствии со ст.106 или ст.108 Конституции РФ и если в течение 14 дней он небыл рассмотрен верхней палатой, то в течение пяти дней данный документнаправляется нижней палатой Президенту РФ для подписания и обнародования (ч.1ст.107 Конституции).
Принятый Государственной Думойфедеральный закон в соответствии с ч.3 ст.105 Конституции РФ передается втечение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. (Установивпоследовательное принятие законопроекта обеими палатами, Конституция тем самымзакрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций иобеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всегороссийского народы и специфических интересов субъектов Федерации при принятиифедеральных законов).
Итак, в качестве вывода можноотметить, что рассмотрение законопроекта в Государственной Думе может проходитькак в течении одного чтения, так и в течении трех чтений, в зависимостипроголосовали ли за него большее количество депутатов или нет. Принятыйзаконопроект направляется в течение 5 дней на одобрение Совета Федерации.
2.3 Одобрение Советом Федерации принятогоГосударственной Думой закона, либо его отклонение
Поступивший из нижней палатыфедеральный закон регистрируется в верхней палате российского парламента и всрок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими его документами иматериалами направляется всем членам Совета Федерации[11].
Председатель Совета Федерацииили, по его поручению, заместитель Председателя Совета Федерации определяеткомитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Члены СоветаФедерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах и при наличиизамечаний по данному закону направляют их в вышеназванный комитет. Рассматриваязакон, комитет большинством голосов от числа присутствующих на заседании членовкомитета решает одобрить и не вносить его на рассмотрение палаты илирекомендовать палате рассмотреть закон на своем заседании.
Конституция Российской Федерациипредусматривает, что Совет Федерации может в течение 14 дней рассматриватьпринятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его либо отклонитьили же воздержаться от его рассмотрения. Это зависит от возможностирегулируемых законом отношений, от степени учета в нем интересов субъектовФедерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или нет поступившийзакон по существу на своем заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч.4ст.105 Конституции РФ.
Установленный Конституциейчетырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматриваетпоступивший из Думы закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрацииэтого закона в Совет Федерации (исключая нерабочие дни).
В соответствии со ст.106Конституции, фиксирующей исключение из этого правила (вытекает из ч.4 ст.105),обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые ГосударственнойДумой федеральные законы, по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного,кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсациимеждународных договоров Российской Федерации:
д) статуса и защитыгосударственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира[12].
Однако на практике в связи струдностями созыва Совета Федерации, вследствие чего он часто «неукладывался» в 14-дневный срок, возник вопрос, распространяется ли этотсрок, установленный ч.1 ст.105 Конституции для рассмотрения и одобренияфедеральных законов в верхней палате, на федеральные законы по вопросам,перечень которых дан в ст.106 Конституции. Был направлен соответствующий запросв Конституционный Суд. И согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 23марта 1995 г., объясняющему этот пункт Основного Закона, конституционный срок в14 дней предусматривает не завершение рассмотрения закона Советом Федерации, атолько его начало[13].Начав рассмотрение закона в этот срок, Совет Федерации обязан путем голосованияпринять решение об одобрении или отклонении закона. При этом истечение срока неосвобождает верхнюю палату от данной обязанности: недорассмотренный закон неподлежит подписанию главой государства. И в том случае, если этот законподпадает под ст.106 Конституции РФ и его рассмотрение не было завершено вуказанный срок, оно должно быть продолжено на следующем заседании Совета Федерациии завершено принятием решения.
Рассмотрение закона в СоветеФедерации начинается с оглашения заключения комитета и проекта постановления,внесенного комитетом, и депутаты обсуждают данный закон. По результатамобсуждения Совет Федерации может одобрить или отклонить его. Постановление СоветаФедерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов отобщего числа членов палаты. Началом рассмотрения закона, подлежащегообязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие палатойрешения о включении вопроса о рассмотрении данного закона в повестку днязаседания Совета Федерации.
По результатам обсуждения законаСовет Федерации может одобрить или отклонить его. Постановление верхней палатыоб одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общегочисла членов палаты.
По результатам рассмотрениязакона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, депутатыголосуют за одобрение или отклонение федерального закона. В случаенедостаточной подготовленности вопроса Совет Федерации вправе принять решение опереносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимаетсябольшинством голосов от присутствующих на заседании членов палаты. Если эторешение не прошло, то председательствующий обязан поставить на голосованиевопрос об одобрении федерального закона.
В случае если рассмотрениезакона, подлежащего обязательному рассмотрению верхней палатой, было перенесенона следующее заседание, то на этом заседании должно быть принято решение ободобрении или отклонении данного федерального закона. Если закон не является обязательнымдля рассмотрения, то решение по нему должно быть принято до истечения14-дневного срока, исчисляемого в соответствии с Регламентом.
Федеральный закон считаетсяотклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членовСовета Федерации. Решение об этом оформляется постановлением палаты. Впостановлении об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав,статей, а также частей и пунктов статей данного документа, по которымнеобходимо преодолеть разногласия между обеими палатами, а также можетсодержаться предложение о создании согласительной комиссии.
Постановление Совета Федерацииоб отклонении закона в 5-дневный срок направляется в Государственную Думу. Одобренныйверхней палатой закон вместе с текстом постановления в 5-дневный же срокнаправляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежащийобязательному рассмотрению в Совет Федерации и не рассмотренный палатой в14-днсвный срок, на пятнадцатый день со дня поступления его из Думынаправляется главе государства для тех же предусмотренных Конституциейдействий, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.
Если при повторном рассмотрениинижней палатой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, онапринимает его с учетом всех предложений Совет Федерации, соответствующийкомитет верхней палаты подтверждает это своим заключением и вносит предложениеоб одобрении закона без обсуждений.
Таким образом, Совет Федерацииможет рассматривать принятый Государственной Думой федеральный закон и одобритьего либо отклонить или же воздержаться от его рассмотрения. Кроме того,Конституция Российской Федерации определяет перечень вопросов, принятие законапо которым подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
2.4 Подписание закона, либо его отклонениеПрезидентом Российской Федерации
Это заключительная стадиязаконодательного процесса. Участие главы государства — неотъемлемая составнаячасть законодательного процесса. Правило подписания и обнародования принятогофедерального закона Президентом РФ, основанное на мировом опыте взаимоотношенияпарламента и главы государства в процессе создания законов, является одной изформ участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадиейзаконодательного процесса. Последняя стадия принятия федерального закона — этоего обнародование и вступление в силу. Порядок этой части законодательногопроцесса регулируется Федеральным законом «О порядке опубликования ивступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,актов Федерального собрания» от 14 июня 1994 г. В соответствии с ним натерритории России применяются только те вышеназванные в законе документы,которые официально опубликованы[14].
В случае одобрения верхнейпалатой федерального закона, принятого нижней палатой, он в течение 5 днейнаправляется Президенту для промульгации. Если же принятый Думой закон не былрассмотрен Советом Федерации, то по истечении 14 дней с момента его направленияв верхнюю палату Дума направляет его Президенту для тех же действий. Послеподписания его главой государства закон должен быть в течение 7 днейопубликован в установленном порядке. Официальным считается его опубликование в«Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российскойгазете». При публикации закона в этих изданиях указывается его полноенаименование, дается его полный текст, являющийся точной копией оригинала иподписанный Президентом.
Вышеназванные документы могутбыть также опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщегосведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностнымлицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи,распространены в машиночитаемой форме.
Итак, подписание законопроектаПрезидентом Российской Федерации — это одна из форм его участия взаконодательной деятельности, обязательная стадия законодательного процесса.2.5 Опубликование закона
Публикация текста закона вофициальном издании государства, территориальной единицы или соответствующегооргана, осуществляемая компетентными органами и (или) должностными лицами — однаиз разновидностей (хотя и главная) обнародования закона. В отношениифедеральных законов (Ф. з) РФ обязанность их обнародования возложена наПрезидента РФ. Получив из Совета Федерации принятый закон, Президент РФ, еслион не налагает свое вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст.107Конституции РФ). В такой же срок он подписывает и обнародует федеральныеконституционные законы (Ф. к. з), причем в отношении этих законов Президент РФправа вето не имеет. В соответствии с Федеральным законом «О порядкеопубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г.Ф.к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после ихподписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается перваяпубликация его полного текста в «Российской газете» или «Собраниизаконодательства Российской Федерации». Кроме того, Ф. к. з., Ф. з. могутбыть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио,разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям,учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены вмашиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельногоиздания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов. Ф. к.з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10дней после их официального опубликования, если самими законами не установлендругой порядок вступления их в силу. Согласно ст.15 Конституции РФ, законыподлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любыенормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человекаи гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщегосведения. Обнародование закона в виде информации либо текста, передаваемых потелевидению, радио, вручаемых исполнителям и т.п., не заменяет собой основнойформы обнародования — опубликования закона, которое в любом случае являетсяобязательным.
Таким образом, публикация закона- основная форма его обнародования. Федеральные и федеральные конституционныезаконы вступают в силу в течении 10 дней с момента их публикации, если они самине предусматривают другой порядок.
Глава III. Дополнительные стадии законодательногопроцесса3.1 Рассмотрение Государственно Думой отклоненногоСоветом Федерации закона
Конституцией предусмотренпорядок дальнейшей работы, если принятый нижней палатой федеральный закон будетотклонен Советом Федерации. В этом случае палатами на паритетных началах можетбыть создана согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Комиссиярассматривает возражения по принятому закону и вырабатывает предложения,оформляемые протоколом. Если протокол согласительной комиссии содержитпредложения по преодолению возникших разногласий, то он вносится в Думу. Приэтом на обсуждение палаты ставятся только предложения согласительной комиссии: никакиедругие поправки и предложения, выходящие за рамки разногласий, не подлежатобсуждению. Если комиссия не пришла к согласованному решению или ее решение неудовлетворяет нижнюю палату, отклоненный закон ставится на голосование в ранеепринятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если не менее 2/3 отобщего числа депутатов Думы отдало за него свои голоса.
Если согласительная комиссияприходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий даннымсоставом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение обеих палат.Постановление о принятом решении не позднее чем через пять дней направляется вГосударственную Думу[15].
По результатам работысогласительной комиссии Совет Государственной Думы включает федеральный закон вкалендарь рассмотрения вопросов для повторного рассмотрения закона нижнейпалатой. На этой стадии обсуждаются только предложения, содержащиеся впротоколе комиссии. В случае отклонения хотя бы одного предложениясогласительной комиссии Дума может предложить продолжить ее работу с учетомпоправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений втечение 10 дней. Ее новые предложения рассматриваются Думой.
Нижняя палата принимает решенияпо каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов отобщею числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающейодобренные Думой предложения согласительной комиссии, направляетсяПредседателем нижней палаты в Совет Федерации.
Если при повторном рассмотрениифедерального закона, отклоненного верхней палатой, Государственная Дума неприняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие срешением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование вранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за негопроголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов. Принятый закон в течениепяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Соответственно, подводя итогвышесказанному, можно отметить, что противоречия решаются посредством созданиясогласительной комиссии. Однако, Государственная Дума может и не согласиться срешением Совета Федерации и не принять предложений комиссии, а «продавить»законопроект на подписание Президенту Российской Федерации, проголосовав заданное действие 2/3 голосов.
3.2 Повторное рассмотрение Советом Федерации иГосударственной Думой отклоненного Президентом закона
Согласно Конституции РФ, еслиПрезидент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонитего, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон.
Законы, возвращенные главойгосударства для повторного рассмотрения, направляются Советом ГосударственнойДумы на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссиипалаты. По итогам рассмотрения комитет или комиссия может рекомендовать Думеодобрить закон в ранее принятой редакции, одобрить его в редакции, предложеннойПрезидентом, согласиться с отдельными изменениями или же согласиться спредложением Президента о нецелесообразности принятия данного закона. Вопрос оповторном рассмотрении закона включается в повестку дня заседания нижней палатыв первоочередном порядке.
Закон считается принятым, еслиза него отдали свои голоса более 2/3 депутатов. В случае если первые дварешения не приняты, то проходит голосование по отдельным разделам, главам,статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Считается,что решение по отдельному предложению принято, если 2/3 от общего числапредставителей нижней палаты проголосовали за него. Если при повторномрассмотрении Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят вновой редакции, порядок ею рассмотрения в СФ такой же, как при первоначальномего рассмотрении этой палатой[16].
Если при повторном рассмотрениизакон, отклоненный Президентом, одобрен Думой в ранее принятой редакции, токомитет Совета Федерации, который давал заключение но закону, рассматриваетпослание главы РФ и высказанные им замечания, а также текст федеральногозакона, одобренного нижней палатой при повторном рассмотрении в ранее принятойредакции, и принимает по нему заключение. С этого начинается процедурапреодоления президентского вето в верхней палате, которое в нашей стране неявляется абсолютным и может быть преодолено.
При повторном рассмотрениифедерального закона верхняя палата вправе не обсуждать его, а поставить наголосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, либо открытьобсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотренииСФ федерального закона считается, что он прошел в верхней палате, если решениеоб этом было принято большинством не менее чем 2/3 от общего числа голосовчленов палаты.
Постановление СФ об одобрениизакона, отклоненного Президентом РФ, в течение пяти дней направляется главегосударства. Позже Президенту направляется сам одобренный СФ закон дляподписания и обнародования. Глава государства обязан, согласно ч.3 ст.107Конституции, сделать это в 7-дневный срок.
Итак, делая вывод, отмечу, чтоотклоненный Президентом РФ закон сначала рассматривается в комитетах икомиссиях Государственной Думы, и если она его одобряет — в комитете СоветаФедерации. Причем, если последний соглашается с Государственной Думой, то ветоПрезидента РФ преодолено — закон принят.
Заключение
Изложенные в курсовой работеположения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие выводыпо итогам:
В широком смысле законодательныйпроцесс рассматривается как порядок или совокупность действий парламента посозданию законов — федеральных и федеральных конституционных, начиная отпринятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона. В болееузком смысле, с точки зрения конституционного права, как совокупностьпоследовательно сменяющих друг друга этапов, установленных Конституцией. Подстадией же законодательного процесса понимают урегулированную КонституциейРоссийской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочныхорганов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписаниюи опубликованию нормативно правового акта.
Можно выделить следующиеосновные стадии законодательного процесса:
1. Осуществление правазаконодательной инициативы уполномоченными на то субъектами (субъектамизаконодательной инициативы) и подготовка законопроекта к рассмотрению вГосударственной Думе, либо его отклонение.
2. Рассмотрение проекта закона вГосударственной Думе, которое может проходить как в одном, так и в трех чтениях.
3. Одобрение закона или егорассмотрение в Совете Федерации.
4. Возврат законопроекта вГосударственную Думу на повторное рассмотрение.
5. Подписание законопроектаПрезидентом Российской Федерации, либо его возврат в Совет Федерации.
6. Опубликование закона вофициальных источниках и вступление его в законную силу.
Стадии возврата вГосударственную Думу и Совет Федерации являются дополнительными стадиями,существование которых не всегда обязательно. Они служат гарантиями реализацииконституционных положений и одним из элементов системы сдержек и противовесов.
Список использованной литературы
Ι. Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г." О порядке опубликования ивступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,актов палат Федерального Собрания Российской Федерации ".
3. Федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядкеразграничения полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
4. Регламент Совета Федерации, утвержденный Постановлением СФ от 6 февраля1996г. № 42-СФ.
5. Регламент Государственной Думы, постановление ГД от 22 января 1998г. №2134-2ГД
II. Комментарии кзаконодательству:
6. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. — М.: Фонд«Правовая культура», 2006.
ΙIΙ. Научная и учебная литература:
7. С.А. Авакьян,. «Энциклопедический Словарь Конституционного права России».
8. М.П. Авдеенко, Ю.А. Дмитриев «Основы теории конституционного права»
9. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск2005г.
10. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2004.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. — М.: НОРМА, 2007.
12. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. — М.: Издательство«Былина», 2007.
13. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф.А.И.Косарева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.
14. С.А. Авакьян, «Федеральное Собрание — Парламент России»
15. «Большой юридический словарь» М., 1999
16. В.В. Белов, Современный законодательный процесс: основные институты ипонятия. Смоленск 2005г.
17. Венгеров А.Б. «Теория государства и права» / М:, Юристъ 1999г.
18. Гузнов А.Г., Кененов А.А. «Современный законодательный процесс: основныеинституты и понятия» — Смоленск: Траст-Иком, 1995
19. Емельянов С.А. «Право: Определение понятия» М: 1992
20. Н.А. Михалева «конституционное право России», М: Эксмо, 2006г
21. Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития // Судебнаяпрактика как источник права. М., 2000
22. Четвернин В.А. «Демократическое конституционное государство: Введениев теорию» М: 1993.
IV. Иные источники:
23. http://slovari. yandex.ru/dict/bse/article/00074/18900. htm