КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Сравнительная характеристика партийных системзарубежных государств
(на примере СШАи ФРГ)
Выполнил
Проверил
Москва 2003
Содержание
Введение.
1. Сравнительный анализ партийного законодательства США и ФРГ.
2. Сравнительный анализ партийных систем США и ФРГ.
Заключение.
Список использованной литературы. Введение
Слово «партия» имеет латинскоепроисхождение (pars означает «часть»). Политическаяпартия – это часть какого-либо общественного класса, точнее его наиболееактивная, сознательная и организованная часть[1].
Политические партии занимаютодно из важнейших мест в жизни общества. Без них при демократическом режименевозможно само осуществление государственной власти. Политические партииразличных направлений и оттенков в зависимости от обстановки либо выступают вкачестве правящих, либо играют роль лояльной оппозиции, которая в любой моментсама может сформировать правительство.
Подобная смена ролей наблюдаетсяво всех странах с сильными социал-демократическими партиями. К их числуотносятся и партии, традиционно борющиеся за первенство в политической жизни СШАи ФРГ.
Однако, кажущееся на первыйвзгляд единообразие демократических партий и партийных систем ведущихгосударств обманчиво. Партийные системы зарубежных стран отличаютсязначительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных,исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждомугосударству. Каждая из этих систем имеет свой путь становления и борьбы завласть.
Цель настоящего реферата– дать сравнительную характеристику партийного законодательства и партийныхсистем двух высокоразвитых государств мира – Соединенных Штатов Америки иФедеративной Республики Германии. Данная цель достигается решением следующих частныхзадач исследования.
1. Анализ общих и отличительных черт в партийном законодательстве США и ФРГ.
2. Сравнительная характеристика партийных систем США и ФРГ.
1. Сравнительный анализ партийного законодательства США и ФРГ.
Конституционные положения обычнопредставляют собой основу для законодательной регламентации деятельностиполитических партий.
Однако,обращаясь к вопросу о конституционно-правовом регулировании организации идеятельности партий, мы именно здесь сталкиваемся с главным принципиальнымразличиемв партийно-политической системе двух стран.
В Соединенных Штатах Америкиизначально отсутствует партийное законодательство как таковое. В конституцииСША 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на создание идеятельность политических партий[2].
Вместе с тем, в последние полвека,законы, регулирующие институализацию политических партий, были приняты. Эторазличного рода правовые акты, касающиеся деятельности политических партий:
закон о контроле надкоммунистической деятельностью (1954 года);
законы об избирательных правах(1965 и 1970 гг.);
закон о федеральныхизбирательных кампаниях (1974 года).
Одновременно следует заметить,что в конституциях и избирательных законах отдельных штатов содержатсямногочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политическихпартий.
К числу актов внешнегорегулирования организации и деятельности политических партий США можно такжеотнести решения судов, обладающих правами конституционного надзора (впрочем,это типично и для США и для ФРГ).
Федеративная Республика Германияпринадлежит к числу немногих демократических государств, в которых основыправового статуса партий, их организационные принципы и задачи урегулированыконституцией и специальным законом о партиях (ст. 21 Основного закона и Закон опартиях от 24 июля 1967 г.).
Создатели Основного законастремились легитимировать партии в качестве органов формирования политическойволи народа. Однако это не означает, что партии превратились в«квазигосударственные учреждения». Они не возводятся в ранг конституционныхорганов управления. Политические партии в ФРГ – это свободные общественныеобъединения, преследующие политические цели. Но ввиду большого значения длягосударственной жизни, для образования и функционирования институтовгосударственной власти они подпадают под действие особой нормы конституционногоправа.
Пункт 1 параграфа 2 закона опартиях (последняя корректировка которого проведена 17 февраля 1999 г.) гласит:«Партиями являются объединения граждан, которые постоянно или длительное времяоказывают влияние на формирование политической воли в рамках федерации илиземли… желают участвовать в представительстве в немецком бундестаге…гарантируют серьезность своих намерений общим характером их фактическогосостояния, масштабами и постоянством организации, числом членов».
В основном законе ФРГ (в отличиеот конституции США) предусмотрена возможность запрещать те политические партии,которые направляют свою активность на подрыв демократического строя и вконечном счете на его ликвидацию, как это делали национал-социалисты.Возможность запрета политических партий гарантирует развитие демократическойполитической системы[3].
Федеральный конституционный суддважды запрещал политические партии, которые выступали против конституционногостроя, закрепленного в Основном законе. Первый раз, в 1952 г. – неонацистскуюСоциалистическую имперскую партию (СИП), второй, в 1956 г., послечетырехлетнего разбирательства, — Коммунистическую партию Германии (КПГ).
В США исключено всякоегосударственное финансирование партий или партийного строительства.
Ф ФРГ таковая практикасуществует. Законом предусмотрен подушный сбор в размере 5 марок, которыйвзимается со всех имеющих право голоса граждан. Эти средства идут на возмещениепартиям их расходов на избирательную компанию. Конституционный суд ФРГ запретилиспользовать эти средства на иные цели.
Закон о партиях ФРГ обязываетполитические партии представлять отчет о происхождении своих финансовых средств.Он ежегодно направляется председателю германского Бундестага и публикуется им,что дает возможность общественности получить представление о бюджетеполитических партий и источниках их финансирования[4].
Внутренняя структура партий вСША законодательно не регламентируется.
В ФРГ статья 21 Основного законаустанавливает, что внутренняя структура партий должна соответствоватьдемократическим принципам. Развитие этих положений содержится в Законе опартиях. Там, в частности, определено, что руководящие органы партийлегитимируются посредством внутрипартийных выборов, споры между партией и еечленами решают партийные третейские суды, которые не должны иметь в своем составечленов правления или функционеров этих партий.
Согласно праву США партии могутсоздаваться свободно, для этого не требуется разрешение или уведомление.
Конституция ФРГ провозглашаетаналогичную свободу. Но в законе о партиях содержатся некоторые уточняющиеположения: партия должна иметь четкое наименование, не повторяющее наименованиедругих партий, необходимо наличие письменного устава и программы, в основупостроения партии должен быть положен территориальный принцип.
Таким образом, в партийном законодательстведвух анализируемых государств (США и ФРГ) имеются сходные черты. Но значительнобольше различий. В США, несмотря на признание большой роли партий вполитической жизни страны, сами партии имеют высокую степень конституционнойсвободы. В Германии вопросы их создания и политической деятельности болеерегламентированы.
2. Сравнительный анализ партийных систем США и ФРГ
Партийные системы США и Германиипредставляют собой своеобразную разновидность многопартийности, котораявозникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Длядвухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью являетсямонопольное господство на политической арене двух главных партий, которыепопеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в ролиправящей, другая — оппозиционной.
Время от времени они меняютсяместами. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования другихпартий.
Классическим образцом в этомотношении является двухпартийная система США. Более ста лет на политическойарене США монопольно господствуют две главные партии — республиканская идемократическая. В свое время (незадолго до начала и во время гражданской войны1861 — 1865 гг.) республиканская партия представляла интересы буржуазии Севера,а демократическая партия была политической организацией рабовладельцев-южан.
Затем политические различиямежду партиями стерлись, но они по-прежнему ведут ожесточенную избирательнуюборьбу на уровне федерации, штатов, городов и графств.
В настоящее время в СШАпо-прежнему с переменным успехом конкурируют в борьбе за власть две партии[5].
1. Демократическая партия – организационно оформилась в 1828 г. Ворганизационном отношении ДП представляет собой федерацию партийных организацийштатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах иучастках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии.
2. Республиканская партия – основана в 1854 г. Высшим органом партиисчитается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов.Руководящим органом РП является Национальный комитет.
Коммунистическая партия США малочисленна и не имеетпредставительства во властных структурах страны[6].
В ФРГ в течение 17 лет (1949 — 1966 гг.)существовала многопартийная система с монопольно господствующей партией,поскольку устойчивое большинство в бундестаге принадлежало блоку партийХристианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС).
С 1966 по 1969 гг. в ФРГдействовало правительство «большой коалиции», в которую входилиХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). После выборов 1969года было сформировано коалиционное правительство СДПГ и Свободнойдемократической партии (СвДП). В бундестаге, избранном в 1980 году, СДПГ имела218 мандатов, ХДС/ХСС — 226, а СвДП — 53 (такое же примерно соотношение силсуществовало и в предшествующих бундестагах после развала «большойкоалиции»).
При данной раскладке мандатов нисоциал-демократы, ни христианские демократы не могли сформировать опирающеесяна парламентское большинство правительство без поддержки СвДП. В течение 13 летсвободные демократы поддерживали СДПГ. 1 октября 1983 г. эта коалицияпрекратила свое существование. Свободные демократы вышли из коалиции с СДПГ ивступили в коалицию с ХДС, что привело к смене правительства в ФРГ. В то времязаметно укрепилось положение партии «зеленых», выступающих с позициймира и защиты окружающей среды. В настоящее время Христианско-социальный союздействует только на территории Баварии.
Социалистическая единая партияГермании (бывшая правящая партия в ГДР) была трансформирована в партиюдемократического социализма. Неонацистское и неофашистское крыло представленонационал-демократической партией и республиканской партией, образованной в 1983г. из представителей правого крыла ХСС.
Сегодня в Германии формально существует многопартийнаясистема. В стране действует более сотни политических партий, подавляющеебольшинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности. Реальныйполитический вес и влияние на формирование федеральной и земельной политикиимеют едва ли десяток партий. Основными из них являются:
1. Христианско-демократическийсоюз (ХДС);
2. Христианско-социальныйсоюз (ХСС);
3. Социал-демократическаяпартия Германии (СДПГ);
4. Свободнаядемократическая партия (СвДП);
5. Экологическаяпартия «Зеленые»;
6. Республиканскаяпартия;
7. Партиядемократического социализма (ПДС).
Ведущими политическими партиями ФРГ остаютсяХДС-ХСС и СДПГ.
Все партии обоих стран внезависимости от степени их организационной оформленности обладают определеннойвнутренней структурой, между различными партийными органами существуютинституализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационнооформленных партиях является членство.
Организационно оформленныепартии (партия ХДС в ФРГ) имеют централизованный партийный аппарат, которыйрекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих своюполитическую деятельность как профессию.
В этих партиях существуеторганизационная связь между партией и ее членами. Член партии получаетпартийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарнымтребованиям, предусмотренным партийным уставом. Они строятся на принципахбюрократического централизма.
Организационно неоформленныепартии (Республиканская партия и Демократическая партия США) характеризуютсятем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиесячленами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийныхбилетов, не платят членских взносов; на них не распространяется партийнаядисциплина. Отсутствие официального членства в партиях этого типакомпенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийныхчиновников, который представляет собой основное орудие осуществления партийнойполитики. Деятельность таких партий сводится, прежде всего, к избирательной борьбе,к «улавливанию голосов избирателей»[7].
Основная задача данных партий — добиться победы на выборах. Обе эти партии (РП и ДП) представляют собой громадныеполитические организации с довольно слабым центральным руководством. Формальночленами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали напредшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связимежду партией и ее членами не существует. Организационная структура аппаратовреспубликанской и демократической партий весьма сложна и хаотична. В целом онаприспособлена прежде всего к нуждам избирательной борьбы. Отсюда — совпадениетерриториальной партийной структуры с географией избирательных округов.
Организационные принципыпостроения партийного аппарата содержатся в правилах, принимаемых национальнымиконвентами, в законах отдельных штатов. Официальный партийный механизмдополняется различного рода организациями самодеятельного характера. К ихчислу, например, относятся Калифорнийская республиканская ассамблея,Калифорнийский демократический совет. Во время президентских кампаний создаютсяорганизации такого типа, как «Независимые за Никсона», «Юристы заХемфри», «Бизнесмены за Кеннеди» и т.д. Немаловажную роль играютразличного рода партийные клубы, комитеты политических действий.
Партии США не имеют постоянногочленства. Ни демократическая партия, ни Республиканская партия не имеютпостоянных программ. На определенный период такими программами становятся ихизбирательные платформы[8].
Любопытно отметить, что дажетакие классические организационно неоформленные партии, как республиканская идемократическая в США, за последние годы приняли меры к укреплению своихпартийных организаций. С этой целью в 1974 году был принят уставдемократической партии, а в 1976 году национальный конвент республиканскойпартии одобрил специальные правила. Все это было сделано для укрепленияорганизационной структуры и партийного единства.
От политических партий следуетотличать так называемые группы давления, которые являются своеобразнымэлементом политической системы зарубежных стран. Первоначально они возникли вСША, а затем были восприняты другими странами. В США их называют лоббистскимиорганизациями, заинтересованными группами. Теоретически группы давлениясоздаются для консультации парламентов и правительств и информационного ихобеспечения по вопросам специализированной нормативной деятельности.Практически же группы давления всеми доступными им способами оказывают нагосударственные органы именно давление — от идеологического воздействия до прямогоподкупа.
Особенно активна лоббистскаядеятельность в Вашингтоне, где число лоббистов намного превышает числодепутатов обеих палат Конгресса. Важной особенностью, отличающей группыдавления от политических партий, является то, что они от собственного имени неучаствуют в выборах.
В США партийный составправительств в меньшей степени чем в ФРГ зависит от партийного составапарламента, ибо в них действует принцип несовместимости депутатского мандата иминистерского портфеля. Однако и при этой форме правления существуетнепосредственная связь между правящей партией и высшими исполнительнымиорганами государственной власти.
В течение последних десятилетийвносились различного рода предложения, направленные на «узаконивание» в странесоответственных политических партий. Речь, таким образом, идет о попыткахпреобразования организационно неоформленных американских партий в политическиепартии европейского образца с четко оформленной структурой и членством[9].
Наиболее типичным примером вэтом отношении является закон о партиях ФРГ 1967 года. В п. 1 параграфа 2 этогозакона сказано, что партии представляют собой «объединения граждан,которые постоянно или в течение длительного времени оказывают влияние наформирование политической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земельи имеют намерение содействовать представительству народа в немецком бундестагеили ландтаге, если они реально могут на это претендовать, судя по размерам ипрочности их организации, по количеству членов и по их деятельности навнутриполитической арене».
Таким образом, партии США и ФРГактивно воздействуют на принятие органами государственной власти и управленияполитических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующиенормативные акты, приобретают обязательную силу. А партийная системапревращается в существенный фактор формирования законодательных органов,правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность.Но пути и способы решения этих задач у двух государств существенно отличны.Заключение
Партии приходят на политическуюарену и уходят с нее. Одни из них более устойчивы к смене эпох (какРеспубликанская и Демократическая партии США), другие исчезают так же быстро,как возникают (партии в нынешней Российской Федерации), третьи еще проверяютсявременем (ведущие партии ФРГ, чей «жизненный путь» пока исчисляетсядесятилетиями).
Очень часто в прессе говорят окризисе американской партийной системы, еще чаще – о непопулярности немецкойпартийной системы, ссылаясь на отчуждение избирателей от партий, на увеличениедоли тех, кто или не пришел к избирательной урне, или проголосовал за партии,не определяющие политическое лицо государства. Отчасти такие тенденции имеютместо, но они являются общими во всем мире.
Однако при этом не учитывают,что и сегодня доля участвующих в выборах, как правило выше уровня 65 % в США ивыше 70 % в Германии, что для многих стран мира (в том числе и России),считалось бы большим достижением.
Кроме того, очевидна тенденция(особенно в ФРГ) к улучшению положения партий, ориентирующихся на усилениеконсенсуса в обществе, а не на его раскол. В конгрессе США нет коммунистов. Вбундестаге ФРГ нет неонацистов. И это не потому, что их туда не пускают (или нетолько потому), но и по причине той, что ведущие политические силы данныхгосударств имеют высокий авторитет в обществе.
Таким образом, можно заключить,что партийное законодательство США и ФРГ, партийные системы двух стран до сихпор проявляли себя весьма эффективно. Они обеспечивали и, судя по всему, будутв ближайшей перспективе обеспечивать стабильное и демократическое развитиегосударств, несмотря на свои существенные различия в подходах к решению стоящихзадач.
Списокиспользованной литературы.
1. Абрамов Ю.К.Американская партийная модель // США: экономика, политика, идеология. – 1992,№2.
2. Загладин Н. США:общественно-политическое развитие на рубеже нового века // МЭМО. – 2001, №5.
3. Иванян Э.А.Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США-Канада:экономика, политика, культура. – 2000, №11.
4. КонституцияСоединенных Штатов Америки 1787 г.
5. Конституционноеправо зарубежных стран / Под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 1999.
6. Леванский С.А.Законодательство ФРГ о партиях и партии ФРГ// Журнал о выборах, 2001 г., №1.
7. Политическиепартии. Справочник. – М.: Издательство политической литературы, 1986.
8. Принципыфункционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. –М.: МГУ, 1988. – Ч.2.
9. Современные США.Энциклопедический справочник. – М.: Политиздат, 1988.