/>Основные данные о работеВерсия шаблона 2.1 Филиал Ачинский филиал Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Теория государства и права Тема Соотношение правопорядка и общественного порядка Фамилия студента Кожуховский Имя студента Евгений Отчество студента Владимирович № контракта 14300100109034
/>Содержание
Введение
1. Законность как метод государственного управления и регулирования вобществе
1.1 Понятие и принципы законности
1.2 Содержание законности
2. Правопорядок, общественный порядок, законность – их соотношение
2.1 Понятие, содержание, функции и принципыправопорядка
2.2 Соотношение правопорядка, общественного порядка изаконности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Государство управляется спомощью различных методов и средств — экономических, политических,идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее местозанимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечитьнормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силыэтого сделать еще никому не удавалось.
Законы и их соблюдение — древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня онобщепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе.Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало.Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов небыло лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когдагосподствовали простейшие, подчас примитивные формы общежития.
Еще римские юристыпровозгласили широко известные и поныне постулаты: «Государством долженправить закон», «Закон превыше всего», «Закон выше любойдолжности», «Закон — единственный бог, которому все должныпоклоняться», «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон»,«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными», «Закондолжен властвовать над всеми», «Кто живет по закону, тот никому невредит», «Закон суров, но это закон».
Все эти изречения полныглубокого смысла, опыта, мудрости. Сократ говорил: «Что законно, то исправедливо». В законе воплощен коллективный разум, потому он иавторитетен, ставится превыше всего, почитается. По крайней мере, так должнобыть. Право издревле называли искусством добра, беспристрастности иобъективности, а в законе видели некое высшее божественное установление.Заметим, что здесь речь пока не идет о несовершенных законах, которые заведомомогут быть; закон мыслится как собирательный, положительный образ, как идеал.
Разумеется, законыобязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связаннойими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого отдругих и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе.Известный русский юрист А.Ф. Кони писал: «Власть не может требоватьуважения к закону, когда сама его не уважает, ибо граждане вправе отвечать наее требования: „Врач, исцелись сам“.[1] Вподчинении власти собственным законам — суть правового государства, ибо там,где кончаются законы, начинается произвол. В свою очередь, законы должныосновываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободногоразвития личности. Эти права как раз и служат ограничителем власти, еевозможного произвола.
Правопорядок и законность –своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигатьцели. Есть законность – есть и правопорядок.
Правопорядок иобщественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этихпонятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость,обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядкаобусловливает во многом состояние правопорядка»[2], но икачественное состояние последнего является необходимым условием должного уровняреализации общественных отношений, относящихся к сфере общественного порядка. Сучетом сложной взаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчасрассматривался как часть общественного порядка в широком его понимании. Так,например А. Шляпочников предложил включить в сферу общественного порядка «всеобщественные отношения, возникающие в результате соблюдения правил… общежития, нравственныхи правовых законов…»[3]. Тем неменее, правовые нормы, систематизированные в отраслях права сообразносодержанию общественных отношений, формулируют модель должного поведения нетолько в сфере общественного порядка, но и в сферах экономики, политическойжизни общества, семейных отношениях и т.д. Кроме этого, существуют правовыенормы не только социального, но и технического характера. Указанное выше непозволяет рассматривать правопорядок исключительно в качестве составной частиобщественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферуобщественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями.Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали,нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные внеправовыенормы.
Таким образом,соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что этипонятия совпадают лишь частично в области общественных отношений,урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, несовпадающие друг с другом отношения.
Внедалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественнов аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнениявсеми субъектами. Обеспечение законности сводилось главным образом к работеконтрольно-надзорных и правоохранительных органов — выявлению нарушителейправовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и сталобвинительный уклон в их деятельности. Такое понятие законности совершенно необеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии, неспособствует формированию и укреплению правового государства и общества. Предложеннаятема мною будет рассматриваться с позиций следующих вопросов: — понятие, содержаниеи основные принципы законности; — признаки и структура, форма и функции правопорядка;- система гарантий законности; — правопорядок: понятие, элементы и соотношениес законностью. Исследование данных аспектов темы я и определяю как задачу ицели своей работы.
/>/>/>/>/>/>1./>/>/>/>/>/>/>Законностькакметод государственного управления и регулирования в обществе/>1.1 Понятие и принципы законности
Законность — основа нормальнойжизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политическойсистемы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческогообщежития, закон ость вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливымдифференциацию интересов людей. Как устойчивое явление общественной жизни,законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества,способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия взначительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которыхсвобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Законность,как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества,становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношениеприобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавлениеи угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободныхпроизводительных материальных благ. Этим создается необходимая база длядействия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересывсех членов общества, участвующих в его воспроизводстве. В обществе,функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкоеразделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной исудебной власти.
Что такое законность? ЗАКОННОСТЬ ЕСТЬСТРОГОЕ И ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ ПРАВОВЫХ ЗАКОНОВ И ОСНОВАННЫХ НА НИХЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Законность характеризуется следующимиосновными признаками: важнейшей чертой законности является её всеобщность.Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится впределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений,исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклонитьсяот обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектомправового регулирования является граждане государства. Государство ответственноперед гражданином, а гражданин перед государством. Таким образом, режимзаконности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанныхфакторов: совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающегопотребностями полный и безусловной реализацией предписаний законов иподзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами,гражданами и различными объединениями. Каковы же основные требованиязаконности?
1. Верховенство закона по отношениюко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридическойсилы. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественныхотношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться всфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом.
2. Единство понимания и применениязаконов на всей территории их действия. Законы представляют абсолютноодинаковые требования ко всем субъектам, находящемся в сфере временного ипространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковуюсилу на территории все государственных образования, входящих в составфедерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законовобеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов идолжностных лиц.
3. Равная возможность всех гражданпользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать их предписаниям(равенство всех перед законом и судом). Прочий эффективный режим законности вобществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом.
4. Недопустимость противопоставлениязаконности и целесообразности. Почему нельзя противопоставлять законностьцелесообразность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшейобщественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные,так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не можетигнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона,некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действияместной и индивидуальной целесообразностью.
5. Предотвращение и эффективнаяборьба с правонарушениями важное требование законности. Правовое государствосоздаёт необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылкидля предотвращения и пресечения правонарушений.
Таким образом, требования законностив единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничностьобщественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствиис объективными законами исторического процесса. Законность представляет собойпроцесс осуществления законов.
»Первым условием законности, — пишетП.И.Стучка, — является сам закон".
Важной предпосылкой законности всовременной России является Конституция, которая всенародно принята навсенародном референдуме 12 декабря 1993 г. В ней нашли отражение качественныеизменения российского общества, происшедшие на рубеже 90-х гг. ХХ столетия.Можно сказать, что Основной Закон России — важный фактор политическойстабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы международного права,инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации общества.
Порядок в законотворчестве, — отмечается в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, — должен быть подкреплен жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества...
Многие ведомственные акты либоповторяют нормы законов, указов президента и постановлений правительства, либоизвращают их суть.
Не искоренена практика, когдаведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан. Появляетсяоснова для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают осуществовании такой инструкции только в кабинете чиновника.
Другой (традиционный подход)заключается в том, что и граждане подпадают в сферу деятельности законности.Этот спор надо решить в пользу традиционного взгляда на состав субъектовзаконности.
Обратим внимание на часть 2 статьи 15Конституции Российской Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равноймере обращено как к органам государственной власти, органам местногосамоуправления, должностным лицам, так и к гражданам и их объединениям. Вместес тем в литературе отмечается, что рациональное зерно есть и в первой позиции.
Профессор А.Ф.Черданцев в этой связиотмечает: «Состояние законности, в первую очередь, определяющим образомзависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат,насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфередеятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, ихзаконопослушность».
Законность как бы перекрещивается спонятием «дисциплина», определяемое в справочных изданиях как«обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинениеустановленному порядку, правилам (воинская дисциплина, трудовая и пр.)».
Соответственно такому подходууточняется содержание государственной дисциплины. Она понимается как«точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленногогосударством порядка деятельности государственных органов, предприятий,учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей».
В этой связи законностьрассматривается в качестве основы дисциплины, в частности государственной.Скажем, все требования законности, обращенные к государственным служащим (ксотрудникам органов внутренних дел и др.), составляют одновременно и содержаниедисциплины.
Вместе с тем эти явления (т.е.законность и дисциплина) не совпадают, как бы наполнены самостоятельнымсмыслом. Законность означает в основном требование соблюдения правовыхпредписаний. Здесь не имеет значения, чем руководствуется субъект, реализуяправовые предписания.
Далее, дисциплина в сравнении сзаконностью в большей степени связана с нормами нравственности. Скажем, ссора,взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся втом или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требованийморали, и нарушение служебной дисциплины.
Режим законности неразрывно связан сдемократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительностипринципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решениивопросов государственной и общественной жизни. Можно сказать: законность — основа демократии, демократического режима общества.
«Законность,- отмечаетВ.Н.Кудрявцев,- не только формальный принцип права, но и содержательнаякатегория, отражающая демократическое существо общественного строя».[4]
Действительно, связь права,законности и демократии очевидна.
И еще один момент. Законность, еетребования в масштабе страны — едины.
Законность — фундаментальнаякатегория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служатглавными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законностьвыражает общий принцип отношения общества к праву в целом:
а) в плане «правового»характера общественной жизни;
б) с позиций требования всеобщегоуважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;
в) под углом зрения требованиябезусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядкав целом от любого произвола.
Законность — этообщественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона вобщественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественныхотношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом вдеятельности должностных лиц.
Принципы законности:
Единство законности — одна для всейстраны (территории).
Всеобщность законности — одна длявсего населения (лиц).
Целесообразность законности — законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона.
Верховенство закона — законы вгосударстве имеют высшую юридическую силу.
Связь законности и культуры — уровеньзаконности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан идолжностных лиц./>
1.2 Содержание законности
Содержание законности включает в себя систему действующего права,субъектов законности, гарантии, защиту, реализацию и обеспечение законности.
Субъектами законности, в принципе, являются все правоспособные лица, т.е.все субъекты права. Однако в процессе реализации законности учитываетсядействие законов по кругу лиц, учитывается общий или специальный статуссубъекта, общая или специальная правоспособность юридического лица.Материальное и процессуальное законодательство детализируют процесс привлеченияк юридической ответственности специального субъекта (должностного лица, лицаопределенной профессии, возрастные и иные особенности).
С другой стороны именно должностные лица, особенно в сфере законотворческогопроцесса, исполнительно-распорядительной и правоохранительной деятельностипризваны поддерживать реализацию законности, обеспечивать и восстанавливатьнарушенные права. Для этих лиц предусмотрена повышенная степень ответственности(например, ответственность должностного лица в уголовном праве). Законность втоже время как состояние должна учитывать необходимость защиты этих лиц,например, должностных лиц в процессе осуществления ими своих функций, наделяяих особыми правами и обязанностями.
Охрана законности в основном связана с тем, чтобы не допускать еенарушений, пресекать эти нарушения, наказывать за правонарушения, а обеспечениезаконности связано с превентивными мерами (профилактикой правонарушений) иналичием системы действующих гарантий. Нарушение законности означает причинениевреда охраняемым интересам личности, общества, государства.
Упрочение законности связано, прежде всего, с развитием системы еегарантий, под которыми понимаются положительно действующие условия, факторы исредства, обеспечивающие беспрепятственное осуществление прав субъектов права инадлежащую реализацию законов.
Выделяют следующие виды гарантий законности: социально-экономические,политические, организационные, общественные, идеологические, специальныеюридические гарантии. Специальные — юридические гарантии включают в себясредства и способы, основанные на законе, позволяющие эффективно предупреждать,устранять и пресекать нарушения законности. Это комплекс норм, принципов,институтов действующего права, а также правореализационный иправоприменительный механизм, включая процессуальные формы деятельностикомпетентных государственных органов и должностных лиц (средства предупрежденияи пресечения правонарушений, меры восстановления и защиты нарушенных прав, способыликвидации негативных последствий правонарушений). Специальные юридическиегарантии включают в себя организационно-правовые средства, закрепленные взаконодательстве, которые направлены на обеспечение законности.
Таким образом, правовые гарантии включают в себя:
— меры по совершенствованию законодательства,
— меры защиты,
— меры выявления правонарушений,
— меры юридической ответственности,
— меры профилактики,
— меры надзора и контроля над состоянием законности.
Большое значение имеет внешний контроль над осуществлением законности состороны специально уполномоченных государственных органов. В современныхусловиях возрастает роль и значение конституционных судов в системе органов,поддерживающих защиту и обеспечение законности.
Деформации законностисвязаны в основном с нарушением ее пределов, необходимо обеспечение единствазаконности и демократии, так как законность может быть не правовой приотсутствии демократии, или при фиктивной демократии. Необходимо указать, чтодемократия сочетается с основными существующими формами правления(конституционными монархиями и республиками, классическими или смешанного типа). Законность в свою очередь служитпредпосылкой, принципом и режимом демократии. Единство законностии демократии достигается лишь в развитом гражданском обществе, поэтомунеобходимо совершенствовать процедуры и институты гражданского общества, темсамым осуществлять совершенствование законности как самостоятельногообщественно-политического режима. Демократические права становятся реальностьючерез реализацию права, т.е. через законность. Необходимо постоянноесовершенствование и накопление элементов законности, необходима устойчивость ипостоянное обновление режима законности, как особого режима общественной жизни,выраженного в нормативных началах и условиях. Поддержание режима законностисвязано утверждением особой социальной среды, находящейся в состоянииюридической правомерности, реальности и эффективности правового регулирования.
/>2./>/>/>/>/>/>Правопорядок, общественныйпорядок, законность – их соотношение/>2.1 Понятие, содержание,функции и принципы правопорядка
Понятие «правопорядок»широко используется в действующем законодательстве. Несмотря на это вотечественной науке до сих пор не выработано единого определения данногофеномена. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как нареализованную законность, однако это не совсем верно, так как законность этолишь условие правопорядка, его основой выступает право.
Правопорядок — это основанная направе и законности организация общественной жизни, отражающая качественноесостояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.
Содержание правопорядка составляетупорядоченность общественных отношений, выражаемое в правомерном поведении ихучастников. Следовательно, когда участники регулируемых правовых отношенийсообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями,тогда и складывается правопорядок.
Как видно, законность непосредственнопримыкает к закону, выражается в требованиях его соблюдения, правопорядок — косуществлению субъективных прав, исполнению юридических обязанностей.
Такой ход рассуждений приводит кнеобходимости выяснения сути понятия «правомерное поведение».
Прежде всего, надо видеть, что невсякое поведение людей имеет юридическое значение.
«Право, — отмечаетВ.Н.Кудрявцев,- регулирует не все, не любое поведение людей, а только некоторые(определенные) виды поведения, имеющие важное общественное значение. Будучизакрепленным в правовой норме (в позитивной или негативной форме), такоеповедение становится юридически значимым, т.е. вызывает те или иныепоследствия, охраняется и обеспечивается государством».[5]
Отсюда можно заключить: социальнозначимое поведение людей следует рассматривать в качестве правового поведения,если оно предусмотрено нормами права и влечет юридические последствия.
Правомерное поведение — разновидностьправового поведения.
О таком поведении субъектов можноговорить лишь в той мере, в какой оно совпадает с моделью, зафиксированной вправовой норме, т.е. находится в сфере правового регулирования, это, во-первых.
Во-вторых, правомерное поведение, какправило, социально полезное поведение, основано на соблюдении, исполнении ииспользовании правовых норм.
В-третьих, суждение о том, чтоправомерное поведение личности основывается на позитивном отношении к правовымнормам и принципам, представляется не точным. Показательно в этом планесудебное сутяжничество, необоснованные правовые притязания, формальноевыполнение правовых обязанностей и пр.
Итак, правомерное поведение — этообщественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересовобщества поведение субъектов права, которое соответствует требованиямюридических норм, гарантируется и охраняется государством. В юридическойлитературе приводятся и более лаконичные формулировки. В.К.Бабаев пишет:«Правомерное поведение личности — это поведение, соответствующеепредписаниям юридических норм».
Правопорядок следует отличать отблизкого, но не идентичного ему явления — общественного порядка, который, как иправопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественныхотношений. Общественный порядок — это порядок общественных отношений,складывающийся в результате действия всех социальных норм, т.е. норм права,норм морали, а также обычаев, корпоративных норм.
Иными словами, общественный порядокесть состояние урегулированности общественных отношений, основанное нареализации всех социальных норм.
В научной и учебной литературеотмечается, что понятие «общественный порядок» имеет двоякий смысл:
— в широком, о котором сказано выше;
— в узком — как порядок,складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных,развлекательных мероприятий и др.).
Такой подход обоснован, служитрешению практических задач правоохранительными органами. Речь идет обуголовно-правовой и административно-правовой обеспеченности в парках, натранспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах,культурно-зрелищных заведениях и др. Такой порядок сопряжен с обеспечениемобстановки спокойствия, содействия тому, чтобы были нормальные условия длятруда и отдыха граждан, для деятельности государственных органов, общественныхорганизаций, предприятий и учреждений.
О таком понимании общественногопорядка (узкий смысл) говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формыи методы деятельности органов внутренних дел.
Под содержаниемправопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов,существенных свойств и признаков.
Выделяют, прежде всего,материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения исвязи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права изаконности как систему действия правоотношений и упорядоченности правовыхэлементов, отношений, процессов).
Под формой правопорядкапонимается его внутренняя структура, функционирование во времени, впространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядкасвязана с его содержанием.
Функции правопорядка,прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой,которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятсяследующие функции:
1. Функция взаимодействия с внешнейсредой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем,составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует вопределенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведениесистемы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариантвзаимодействия.
В окружающей среде особенно сильноевлияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразныесоциальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым долженприспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Ониспытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет нанее. Он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основойдемократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их,упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Онупорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.
Занимая вполне определенное место вбольших системах и, испытывая их благотворное или угнетающее влияние,правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизациии упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратноевоздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнееправовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.
2. Функция обособления качественнойопределенности — функция упрочения внутренних связей и отношений. Онанаправлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составныхчастей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системноеобразование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочениюдействующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов,свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования;правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционныхвзаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов встройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведениесистемы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность иорганизованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов,т. е. его частей, что, в конечном счете, обусловливает обособленностькачественной определенности правопорядка как правовое состояние системностиправовых отношений и связей.
3. Функция сохранения исовершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя»как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность.Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.
Правопорядок окружен внешней средой.Это общество, государственная власть, режим демократии и др., что оказывает нанего активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера,укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда можетпривести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочкупроизвола и беззакония.
Окружающая среда, большие системы, вкоторые входит правопорядок, обязаны его укреплять и поддерживать путемсовершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовойдеятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебнойсистемы, прокурорского надзора и т. д.
Но она и разрушает его правовымнигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений,коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями,преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т. п. Правопорядокпротивостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться,сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельностькаждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматьсясамосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.
Данная функция складывается изразличных направлений, в том числе управление правопорядком, защита его отугнетающего влияния негативных факторов, упрочение организованности ицелостности системы, упорядочение всех элементов, поддержание свойствстабильности и устойчивости; обособленности и автономии как целостногообразования; усиления начал законности, справедливости, гуманизма идемократизма.
Принципы правопорядкаявляются той основой, на которой он формируется и функционирует. К принципамправопорядка принято относить следующие:
— принцип демократизмаправопорядка;
— принципконституционности:
— принцип правовойнормативности;
— принцип законности;
— принцип структурнойцелостности:
— принцип соподчиненностисвязей и отношений правопорядка;
— принцип правовойнормативности:
— принцип законности;
— принцип структурнойцелостности:
— принцип соподчиненностисвязей и отношений правопорядка;
— принцип упорядоченностии взаимозависимости уровней правопорядка;
— принцип справедливости игарантированности:
— принцип простоты иуниверсальности:
— принцип подконтрольностиотношений правопорядка и др.
Данные принципы являютсяосновой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений междуструктурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессеправотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительнойдеятельности.
Правопорядок возникает в результатефактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогомправового регулирования.
Он обеспечивается государством.
В заключение отметим: правопорядок — необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются всеего сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная. И сегодняпроблема правопорядка в России особенно актуальна.
Вопрос о гарантиях — это оченьсложная и самостоятельная проблема в рамках общей теории государства и права.Сложность ее заключается в том, что очень сложно идею законности из чистонаучного и теоретического понимания реализовать на практике.
Подтверждением этому служатнегативные факты, которые происходят на территории всей нашей страны. События,которые происходят, показывают всю неполноценность, а так же слабость гарантийзаконности как института российской государственности и демократии. Поэтомуважной задачей должно являться не только разработка теоретической концепциизаконности и правопорядка, но и создание надежного орудия (механизма, средства)ее реализации и защиты конституционных основ общественного и государственногостроя.
Чтобы законность и правопорядокреально существовали, необходимы соответствующие условия и определённыйкомплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер,обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Гарантии законности и правопорядка — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства,обеспечивающие режим законности и правопорядка.
При рассмотрении данного вопросанеобходимо учитывать зависимость данной проблемы, как от субъективных, так иобъективных факторов. В правовом государстве существует целая система гарантийзаконности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаюттакие «условия общественной жизни и специальные меры, принимаемыегосударством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильностьправопорядка в обществе».
Общие условия — это объективные(экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которыхосуществляется правовое регулирование. Различают материальные, политические,юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
К материальным гарантиям относитсятакая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаютсяэквивалентные отношения между производителями и потребителями материальныхблаг. При эквивалентных рыночных товарных отношениях создается реальнаяматериальная основа для нормального функционирования гражданского общества. Вэтих условиях любой субъект права становится экономически свободным исамостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной меререализует свои возможности в сфере материального производства, что являетсяважнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материальнообеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своеповедение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности иполучают объективное воплощение в правопорядке.
Под политическими гарантиямизаконности и правопорядка принято понимать все элементы политической жизниобщества, которые на основе юридических законов отражающих объективные закономерностиобщественного развития поддерживают и воспроизводят общественную жизнь. Всезвенья современной политической системы общества (государство, его органы,разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовыеколлективы) в своих же интересах должны поддерживать, и поддерживаютнеобходимый режим законности, стабильность правопорядка. Те объединения илиполитические деятели, которые не желают соблюдать правовой порядокустановленный законом, лишаются всяческой защиты со стороны государства.
Под нравственными гарантиямизаконности и правопорядка понимают благоприятную морально-психологическуюобстановку, в которой реализуются юридические права и обязанности участниковправоотношений; уровень их культуры и духовности; чуткость и вниманиегосударственных органов и должностных лиц по отношению к человеку, егоинтересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфереправового регулирования задействованы все звенья политической системы общества.Нравственно здоровым обществом является, то общество, которое функционирует наоснове и в рамках закона, в условиях стабильности правопорядка. Законность иправопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которыеорганически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют другдруга.
Специальные средства — этоюридические и организационные средства, предназначенные исключительно дляобеспечения законности.
Юридическими гарантиями законности иправопорядка является деятельность государственных органов и учреждений,специально направленная на предотвращение и преждевременное пресечениевсяческих нарушений законности и правопорядка. Ее осуществлением занимаютсязаконодательные, судебные и исполнительные органы государственной власти. Так,например законодательные органы формируют основные направления борьбы справонарушениями, издавая тем самым соответствующие нормативно-правовые акты,которые предусматривают юридическую ответственность за противоправные действия.Непосредственную работу по профилактике и пресечению правонарушенийосуществляют правоохранительные государственные органы. Если политические иэкономические гарантии достаточно прочные, то правоохранительная деятельностьгосударства будет более оперативной, т. е. будет эффективно обеспечивать оптимальныйрежим законности и устойчивость правопорядка. Среди них можно выделитьюридические и организационные гарантии (средства):
а) Организационные гарантии — различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укреплениезаконности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относяткадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работыюрисдикционных и правоохранительных органов.
б) Юридические гарантии — совокупность закреплённых в законодательстве средств, а также организационно-правоваядеятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, набеспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод:
1) Средства выявления (обнаружения)правонарушений.
2) Средства предупрежденияправонарушений.
3) Средства пресеченияправонарушений.
4) Меры защиты и восстановлениянарушенных прав, устранения последствий правонарушений.
5) Юридическая ответственность.
6) Процессуальные гарантии.
7) Правосудие.
Подводя итог сказанному можносформулировать общие черты гарантий, которые обусловленысоциально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природойзаконности; носят непосредственный и целевой характер; закреплены в действующемзаконодательстве; нормативно-правовой основой их применения является право!/>2.2 Соотношениеправопорядка, общественного порядка и законности
В литературе идействующем законодательстве весьма широко используется термин «общественныйпорядок» наряду с понятиями «общественная безопасность», «правопорядок»,«публичный порядок», которые не являются тождественными категориями. Сложностьв разграничении приведенных выше понятий заключается в том, что состояниеупорядоченности волевых отношений достигается воздействием целого ряда социальныхнорм.
Правопорядок иобщественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этихпонятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость,обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядкаобусловливает во многом состояние правопорядка»[6], но и качественное состояниепоследнего является необходимым условием должного уровня реализации общественныхотношений, относящихся к сфере общественного порядка. С учетом сложнойвзаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчас рассматривался какчасть общественного порядка в широком его понимании. Так, например А.Шляпочников предложил включить в сферу общественного порядка «все общественныеотношения, возникающие в результате соблюдения правил… общежития, нравственныхи правовых законов…»[7]. Тем не менее, правовые нормы,систематизированные в отраслях права сообразно содержанию общественныхотношений, формулируют модель должного поведения не только в сфереобщественного порядка, но и в сферах экономики, политической жизни общества,семейных отношениях и т.д. Кроме этого, существуют правовые нормы не толькосоциального, но и технического характера. Указанное выше не позволяетрассматривать правопорядок исключительно в качестве составной частиобщественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферуобщественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями.Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали,нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные не правовыенормы.
Таким образом,соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что этипонятия совпадают лишь частично в области общественных отношений,урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, несовпадающие друг с другом отношения.
Термин«общественная безопасность» является весьма распространенным взаконодательстве. Законодательное определение безопасности в широком пониманиисформулировано следующим образом: «безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересовличности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[8]. Приэтом к основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы;общество — его материальные и духовные ценности; государство — егоконституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Определенияспециальных видов безопасности содержатся в отдельных Федеральных законах,среди которых, к сожалению, нет определения общественной безопасности.
Наиболее развернутаяпозиция была высказана А.А. Тер-Акоповым. Он предложил рассматриватьбезопасность личности (личностную безопасность), общества (общественнуюбезопасность) и государства в рамках единого понятия – социальной безопасности…«которая включает условия, обеспечивающие сохранение и развитие основсоциальной организации: государственно-политической, экономической,экологической и др., а также отдельные элементы, в том числе человека каксамостоятельную ценность, являющуюся наиболее важной основой существования ифункционирования общества»[9]. Основными характеристиками угрозыбезопасности в изложенной концепции являются не только ее способностьнепосредственно ликвидировать объект защиты, но и снизить качество жизни,сузить диапазон деятельности и перспективы развития, как неотъемлемой частижизни.
Думается,что общественная безопасность в узком смысле представляет собой состояниезащищенности жизненно-важных интересов общества, обеспечивающих егосуществование и самоорганизацию, от преступных посягательств, а также угрозприродного и техногенного характера.
Вцелом в литературе сложилось несколько подходов к соотношению понятий «общественнаябезопасность» и «общественный порядок». Первый из них предполагает пониманиеобщественной безопасности как составного элемента общественного порядка. Общественнаябезопасность, которая предполагает строжайшее соблюдение правил обращения соружием, боеприпасами, взрывчатыми, сильнодействующими ядовитыми,радиоактивными веществами, а также правил дорожного движения, противопожарныхправил, правил производства строительных и ремонтных работ является составнойчастью общественного порядка. Как видно из определения, при данном подходебезопасность представляет собой соблюдение технических норм и правил.
Втораяпозиция заключается в том, что общественная безопасность (в широком смысле)включает в себя различные группы отношений, в том числе и составляющие сферуобщественного порядка. При таком подходе узкое понимание общественнойбезопасности также включает общественный порядок, охраняемый при производствеопределенного вида работ. Этот вывод основан на анализе системы норм Уголовногокодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за преступленияпротив общественной безопасности и общественного порядка. «В соответствии сзаконом видовым объектом преступлений, предусмотренных нормами главы 24 УК,является общественная безопасность в узком смысле слова, то есть совокупностьобщественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого членаобщества, общественный порядок, безопасность личных, общественных илигосударственных интересов при производстве различного рода работ и в процессеобращения с обще опасными предметами»[10].
Всвязи с этим следует отметить следующее. Думается, что не совсем правильноподходить к соотношению рассматриваемых категорий с точки зрения реализациифункции по их охране. Сами эти категории наполнены самостоятельным содержанием,хотя нельзя на этом основании признавать, что деятельность по их охране носитисключительно самостоятельные формы и цели. В практическом плане подчас трудновыделить в самостоятельные направления деятельность по охране общественногопорядка и деятельность по обеспечению общественной безопасности. В рамкахохраны общественного порядка подчас пресекаются преступления, посягающие наобщественную безопасность и наоборот. В свою очередь, это не должно приводить квыводу о включении одного понятия в другое.
Вструктуре Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации имеетсяделение на разделы и главы. Составы преступлений, посягающие на общественныйпорядок, предусмотрены в главе 24 «Преступления против и общественнойбезопасности» раздела IX«Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Сучетом того, что видовой объект в наименовании главы поименован только какобщественная безопасность, казалось бы, неизбежен вывод о том, что общественныйпорядок является элементом общественной безопасности. Однако этот подход нельзясчитать верным. «Конечно, преступления против общественной безопасности иобщественного порядка тесно между собой связаны, что и позволило законодателюобъединить составы этих преступлений в одном разделе УК РФ. В то же времякаждой из этих групп общественных отношений присуща определенная специфика».
Третийподход к соотношению общественной безопасности и общественного порядка состоитв том, эти понятия являются частично совпадающими. Общими целями общественногопорядка и общественной безопасности является охрана жизни и здоровья человека.С учетом того, что общественный порядок – это состояние волевых отношений, тоисточником нарушения общественного порядка и опасности являются люди –нарушители порядка, в то время как угроза общественной безопасности можетисходить дополнительно и от действий стихии, а также эпидемий. Последниезачастую причиняют вред жизни и здоровью людей, нарушают нормальный ритм жизни,но элемент общественного порядка не обязательно присутствует там, где имеютместо отношения общественной безопасности. На этом основании автор делает выводо том, что «понятие общественной безопасности лишь частично совпадает спонятием общественного порядка – именно в той части, в какой источникомопасности является человек, нарушающий общественный порядок и тем самымсоздающий угрозу жизни или здоровью другого человека или самого себя».Подобного взгляда придерживается и А.Н. Бадмаев. «Общественный порядок иобщественная безопасность выступают как тесно связанные, частично совпадающие,но не тождественные понятия. Они отличаются характером общественных отношений,источниками нарушений, различными средствами регулирования и субъективнойстороной правонарушений»[11].
И,наконец, последний подход к соотношению рассматриваемых категорий заключается втом, что категории «общественная безопасность» и «общественный порядок»являются взаимосвязанными, но не совпадающими понятиями, так как их сферусоставляют самостоятельные специфические общественные отношения. Общественная безопасностьпредставляет собой «наиболее концентрированную форму выражения охранительныхмер государства в отношении самой высокой общественной ценности – жизни издоровья человека», тем самым обеспечивая физическую защищенность человека исоздавая основу существования и реализации иных интересов.
Жизньи здоровье входят в сферу регулирования общественного порядка, но в широком егопонимании. При этом нельзя сказать, что совершение, например, террористическогоакта не нарушает общественный порядок, однако «если общественная безопасность обусловливается,прежде всего, потребностью в обеспечении жизни и здоровья членов общества приих взаимодействии с источниками повышенной опасности, включая стихийные силыприроды, то формирование отношений общественного порядка определяются в первуюочередь потребностями обеспечения внешних условий жизнедеятельности людей…». Ис этим высказыванием нельзя не согласиться, с той лишь оговоркой, чтообщественная безопасность предполагает защищенность жизни и здоровьянеопределенного круга лиц и от противоправных посягательств со стороны иныхлиц.
Данныепротивоправные деяния против общественной безопасности в подавляющембольшинстве предполагают и одновременное нарушение общественного порядка,образуя его неотъемлемый элемент объективной стороны. В этом случае речьвсе-таки должна идти о наличии совокупности охраняемых объектов, на которыеосуществляется посягательство, но не об их тождестве. Именно неоднородностьобъектов охраны предполагает повышенную общественную опасность такого родаправонарушений.
Различиямежду общественной безопасностью и общественным порядком заключаются в том, чтонарушение только общественного порядка не связано с посягательством нажизненно-важные интересы общества, т.к. «опасностью для социальной системыявляется лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие». Общественныйпорядок основан на саморегулирующейся системе социальных связей и социальнаясреда в случае его нарушения способна нейтрализовать отклонения. В случае же,когда наступившие в результате нарушения порядка последствия способны вызватьцепь нерегулируемых социальной средой изменений, угрожающих жизненно-важныминтересам, речь необходимо вести о посягательстве на общественную безопасность.
Висключительно теоретическом плане общественную безопасность можно представитькак основу общественного порядка, так как именно защищенность физическогосуществования и прогрессивного развития общества является необходимойпредпосылкой упорядоченности социальной действительности. В свою очередь «социальнаяценность общественного порядка заключается в его способности продуцироватьусловия для всех иных общественных отношений, необходимых для поддержаниянормальной жизнедеятельности общества»[12]. В этом качестве общественный порядок несет в себеинтегральное начало по отношению к иным сферам социальной действительности.Именно поэтому охрана общественного порядка представляет собой комплекснуюфункцию, которая, обладая определенной децентрализацией, должна иметь единуюметодологическую основу на уровне государства.
Общественныеотношения, составляющие сферу общественного порядка, являются по своемухарактеру публичными. Однако ставить знак равенства между понятиями публичный иобщественный порядок нельзя. Употребляемый в действующем законодательстве термин«публичный порядок» заимствован из международных правовых актов и используетсяисключительно на базе их применения. В международных правовых актах этот терминв переводе на русском языке используется и как «общественный порядок», и как«публичный порядок». Подчас эти понятия рассматриваются как синонимы илиговориться о «публичном общественном порядке». Это является не вполнеоправданным. Проблема в разрешении вопроса о соотношении рассматриваемыхкатегорий состоит в том, что понятие «публичный порядок» достаточно четко неопределен. Существование этого термина в международном праве обусловленонеобходимостью ограничения исполнения норм иностранного права (или судебных решений)в интересах суверенитета государства, национального правопорядка. Кроме этого,ряд международных конвенций предоставляет возможность ограничения прав винтересах публичного порядка.
Внаучной литературе публичный порядок рассматривают как в широком, так и в узкомпонимании. В широком понимании в содержание публичного порядка включаютсясуверенитет, принципы построения экономической, политической, правовой системы государства,а также нормы морали, существующие в обществе подержаниепубличного порядка.
Узкоепонимание публичного порядка заключается в том, что под ним понимаются принципыправопорядка, основополагающие принципы российского права и ссылка на нормыморали и нравственности возможно лишь в случаях, прямо указанных в законе.Недопустимость расширенного толкования публичного порядка обусловлена, помнению большинства авторов, тем, что это послужит дополнительным основанием дляограничения приведения в исполнение решений иностранных судов. Кроме этого,применение не формализованных норм морали и нравственности способны поставить втупик правоприменителя.
Национальноепонимание публичного порядка изложено Верховным Судом Российской Федерации вопределении (в последующем было отменено) и заключается в том, что под нимпонимаются основы общественного строя Российского государства и оговоркавозможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного законамогло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российскогоправосознания. В своем более позднем определении Верховный Суд РоссийскойФедерации дополнил понимание публичного порядка и включил в его содержаниеустановленные государством основополагающие нормы об общественном,экономическом и социальном устройстве общества, главные устои основправопорядка.
Невдаваясь в дискуссию о содержании рассматриваемого понятия необходимо отметить,что категории «общественный порядок» и «публичный порядок» историческисамостоятельно развивались на протяжении длительного времени, приобретаяопределенную специфику в правоприменительной практике и правовой доктрине.Поэтому необходимо подходить к рассмотрению вопроса о соотношении категорий«общественный порядок» и «публичный порядок» весьма осторожно с учетомправоприменительной практики.
законность правовой государственный правосознание
/>/>/>/>/>/>/>Заключение
Государство управляется с помощьюразличных методов и средств – экономических, политических, идеологических,организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность иправопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельностьобщества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому неудавалось.
Законы, их соблюдение – древнейший инаиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всехразвитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, болееразумного человечество не придумало. Не будь законов, любое обществопогрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних,незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формыобщежития.
В законе воплощен коллективный разум,поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законыобязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связаннойими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого отдругих, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. Вподчинении власти собственным законам – суть правового государства.
Для претворения в жизнь этих и другихзадач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что оникасаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящихэлит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшейпредпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической,морально-психологической. России как никогда нужна законность и правопорядок.
Наличие должного правопорядка встране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применятьмеры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности,наведение порядка в стране, повышения управляемости обществом.
В законе воплощен коллективный разум,поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законыобязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связаннойими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого отдругих, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. Вподчинении власти собственным законам – суть правового государства.
В современных российских условиях беззаконности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач:
— успешное проведение курсаэкономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;
— построение гражданского общества иправового государства;
— эффективное функционированиеинститутов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека,упрочнение их гарантий;
— четкая работа государственногоаппарата;
— борьба с преступностью;
— обеспечение управленческогопроцесса;
— формирование политико-правовойкультуры и повышение правосознания личности и всего общества.
В связи с проблемойреализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основправового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровняхзаконности и правопорядка, расширение элементов демократии, созданиедейственного механизма правового регулирования и преодоление негативныхтенденций правового развития.
Невдаваясь в дискуссию о содержании рассматриваемого понятия необходимо отметить,что категории «общественный порядок» и «публичный порядок» историческисамостоятельно развивались на протяжении длительного времени, приобретаяопределенную специфику в правоприменительной практике и правовой доктрине.Поэтому необходимо подходить к рассмотрению вопроса о соотношении категорий«общественный порядок» и «публичный порядок» весьма осторожно с учетомправоприменительной практики.
/>/>/>/>/>/>/>Глоссарий№ п/п Понятие Определение 1 Акт применения права (правоприменительный акт) Правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа государства в результате рассмотрения конкретного юридического дела. 2 Государство Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов общества (классовых, религиозных, расовых, националистических, общечеловеческих и т.п.) в пределах определенной территории. 3 Гарантии законности Средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, а также беспрепятственное осуществление и реализацию прав граждан, интересов общества и государства. 4 Государственная власть Обусловленное материальными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения. 5 Закон Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным органом в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в жизни общества. 6 Законность Точное и нуклонное соблюдение законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. 7 Законодательство Система действующих в данном государстве законов и основанных на них подзаконных актов. 8 Кодекс Систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений. 9 Конституция Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, форму правления, а также основные принципы взаимоотношений личности и государства. 10 Механизм правового регулирования Система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с цепями и задачами правового государства. 11 Норма права Общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством для регулирования общественных отношений, складывающихся в обществе. 12 Правопорядок Система устойчивых и согласованных общественных отношений, основанных на законности. 13 Функции права Основные направления его воздействия на поведение людей и возникающие общественные отношения.
/>/>/>/>/>/>/>
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Государственные символыРоссии. [Текст]: офиц.текст. — Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2010. – 48 с. ISBN 978-5-379-01537-4
2. Сборник законов Российской Федерации. [Текст]: Официальныетексты с Изменения и дополнения по состоянию на 1 июня 2007 г. М., 2007. — 250с. ISBN 978-5- 310-30798-9
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Текст]: офиц.текст- М., 2006. – 60 с. — ISBN 978-5-413-12695-7
4. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта1992 № 2446-1 (в ред. от 03.07.2007 № 15-ФЗ). [Текст]: офиц.текст — М., 2007. –20 с. — ISBN 978-5-263-73567-3
5. Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 24.07.2007 № 218-ФЗ). [Текст]: офиц. текст — М.,2007.– 60 с. ISBN 978-5- 115-18490-3
6. Бадмаев, А.Н. Основные направления деятельности милицииобщественной безопасности: дисс. канд. юр. наук [Текст] / А.Н.Бадмаев — Екатеринбург,2006. – 60 с.
7. Борисов, В.В. Правовой порядок. Общая теория государства иправа. [Текст] / В.В. Борисов — М., 2008. – 260с. – ISBN 5- 383-27584-3
8. Диаконов, В.В., Учебное пособие по теории государства иправа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.allpravo.ru
9. Емельянов, Б.М. Правкин, С.А. Теория государства и права.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.e-college.ru
10. Еропкин, М.И. Административно-правовая охранаобщественного порядка. [Текст] / М.И.Еропкин — С.-Пб.,2005. – 340 с. — ISBN 5- 638-27865-3
11. Карельский, В.М. Теория государства и права. [Текст] /В.М.Карельский, В.Д.Перевалов — М., 2007. – 230 с. – ISBN 5- 145-67461-1
12. Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современноесостояние. [Текст] / В.Н.Кудрявцев — М., 2005. – 140 с. – ISBN 5- 451-73616-6
13. Мальцев, Н.Л. Соотношение категории общественный порядоксо смежными понятиями. [Текст] / Н.Л.Мальцев — Уральская ГЮА.,2009. – 76 с. – ISBN 5- 215-02458-6
14. Тер-Акопов, А.А. Безопасность человека: социальные иправовые основы. [Текст] / А.А.Тер-Акопов — М., 2005. – 80 с. – ISBN 5- 521-08613-3
15. Шляпочников, А. Н. Об охране общественного порядка какфункции Советского государства. [Текст] / А.Н.Шляпочников — М.,2009. – 60 с. -ISBN 5- 841-13099-5