МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
РЕФЕРАТ
на тему «Современноеиндусское право»
по дисциплине «Сравнительное правоведение»
КИЕВ 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Особенностиклассического индусского права
2. Влияние английского общего права наиндусское право
3. Современное индусское право
Выводы
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время индусское право распространяется приблизительнона миллиард индусов. Подавляющее большинство их проживают в Республике Индия.Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами вПакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на Восточномпобережье Африки – преимущественно в Танзании, Уганде и Кении.
Отсюда видно, что индусское право применяется независимо отнациональной принадлежности или местожительства ко всем индусам, т.е. к тем,кто принимает сложную и весьма оригинальную совокупность религиозных,философских и социальных взглядов, кратко именуемую индуизмом. Можно считать,что индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключаяприверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма.
1. Особенности классическогоиндусского права
Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственнымиистоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений дляразных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителямилюдей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений осправедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служилиразрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри,вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время неиграли заметной роли.
В отличие от других религий индуизм не требует от своихпоследователей верности одному-единственному вероучению. Индусу не возбраняетсяверить в того или иного Бога, в несколько богов одновременно или быть атеистом.Хотя индуизму недостает четко сформулированной теологической доктрины, он всеже выдвигает определенные основные убеждения религиозно-философского порядка,так или иначе разделяемые большинством индусов. В процессе историческойэволюции из этих убеждений выделилось несколько вероучений, таких, как буддизм,джайнизм и сикхизм. Их можно считать либо самостоятельными религиями, либосектами в индуизме. Однако по современному законодательству Индии положенияиндусского права распространяются па буддистов, сикхов и приверженцев другихверований.
Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и окарме. Согласно этим учениям, все хорошие и плохие поступки человека,совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, котороеопределяется моральным качеством истекшей жизни. Если человек испытываетлишения в нынешней жизни и занимает низкое положение в обществе, то он темсамым искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Если жечеловек занят благими помыслами и его поведение отличается поразительнымидобродетелями и благочестием, то он может питать надежду, что родится заново вболее благоприятных обстоятельствах, возможно, как член высшей касты. Он можеттакже надеяться, что его душа освободится из вечной круговерти жизни и смерти истанет частью божественной природы в виде высшего духовного бытия. Это учениеявляется основой, вернее, оправданием кастовой структуры индусского общества,которая присуща индуизму, будучи его религиозной, философской и социальнойсистемой.
Каста – группа людей, объединенных специфическими занятиямиили профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение вобщении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст.Существует несколько тысяч каст и подкаст.
Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначальносвященнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги иремесленники).
Переход из одной касты в другую невозможен, несмотря на служебныеуспехи, богатство и политическую власть. Касты образуют иерархию, подкрепляемуюидеей о том, что каждая из них обладает своей «чистотой», которая не должнабыть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низшихкаст.
Нарушение этих правил на протяжении длительного временивлекло за собой правовые последствия, признаваемые в судах. Так, индийские судыпользовались сложной системой правил, определяющих, когда смешанный брак междучленами разных каст признавался действительным и каково правовое положениедетей, родившихся от таких браков. Такая практика сохранялась до принятия в 1949г. закона о действительности индусских браков, который гласит, что «брак междуиндусами не будет признаваться недействительным в будущем или в прошлом толькона том основании, что стороны исповедовали разные религии или принадлежали к разнымкастам, подкастам или сектам».
На основе положений индийской Конституции 1950 г. к настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности занарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно всельской местности, и сегодня придерживаются традиционных правил поведения. Досих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно еслиженщина принадлежит к высшей касте. Нечасто и вдовы вторично выходят замуж (покрайней мере такая закономерность наблюдается в высших кастах), хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, по которому такой брак признавалсянедействительным, а дети от него – незаконнорожденными.
В целом сегодня в стране, имеющей современнуюполитико-правовую структуру, кастовая система переживает глубокие перемены.
Главная особенность классического индусского права – тесноесплетение с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельностии является, по сути, своей неотъемлемой частью индуизма – своеобразнейшегофеномена, в общем представлении – некой синкретичной, традиционной системы, всодержание которой (помимо права) входят различные религиозные верования иобряды, моральные, философские и другие идеологические ценности, предполагающиеопределенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальнуюорганизацию и структуру.
Классическая индусская система прада – одна из древнейших вмире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий,созданные на разных отрезках IIтысячелетия до н.э. и раньше, – содержат древнейшие тексты, отдельные строкикоторых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают ведыбожественным откровением и источником религии и права, их практическое влияниена духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.
Древнейшие произведения индусской литературы, часть которыхможно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что впереводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых. Ихвозраст установить чрезвычайно трудно, так как строгий хронологический порядокисторических событий не соответствует индусскому верованию, согласно которомумировой процесс не имеет ни начала, ни конца. Поэтому приходится полагаться напредположения, что смрити созданы в интервале между 800 и 300 гг. до н.э.Древнейшая из них состоит из кратких изречений о магических и религиозныхобрядах, которые должны сопровождать важнейшие события человеческой жизни.Резкое отличие смрити друг от друга объясняется тем, что вопреки ортодоксальнойточке зрения они были записаны в разное время разными авторами, пытавшимисяучесть более поздние обычаи.
Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права,детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношениюк богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однакоэти правила – на санскрите дхарма – не делают четкого различия междутребованиями религии, морали и права.
Дальнейшее развитие классического индусского права связано сдхармашастрами – обширными сводами правил дхарма, которые приписывают известнымученым. Дхармашастры, пишет О.А. Жидков, представляли собой своеобразнуюступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются негосударственными установлениями (законами), а сборниками религиозно-правовыхпредписаний, санкционированных государственной властью. Из этих творений особеннохорошо известны дхармашастры Ману – дошедший до нас из II в. до н.э. сборник правил, приписываемых царю Ману. Вдхармашастрах впервые можно найти относительно упорядоченную сумму правил, которыеможнр назвать юридическими.
Дхармашастры обычно называют кодексами или законами, употребляяпри этом эпитет «священные», «брахманские». Такое название, однако, не совсемудачно. Слово «дхарма» далеко не соответствует слову «закон». Дхарма – сложное,не имеющее никаких аналогий в европейских языках понятие. В самом широкомсмысле оно означает всеобщий порядок в мире, пронизывающий и организующий всюживую и неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма –это долг, обязанности, правила поведения, одним словом, образ жизни идеальноблагочестивого и добродетельного индуса, причем образ жизни во всех деталях.Понятие «дхарма» охватывает своим значением одновременно и правовые, ирелигиозные, и моральные феномены.
Таким образом, дхармашастры – это произведения довольно разноплановогохарактера, прежде всего религиозно-моральные трактаты и правовые наставления,учебники, но вместе с тем и сборники, имеющие практическое значение, включающиенормы действующего обычного права. Дхармашастры свидетельствуют о довольновысоком уровне развития правовой культуры в индийском обществе еще в древности.Это ставит под сомнение вывод французского компаративиста Р. Давида, согласнокоторому индусское право к моменту появления английских колонизаторов неполучило достаточного развития. Ярким показателем сравнительно высокой степениразвития классического индусского права еще в древний период служит наличие вдхармашастрах вполне зрелых по содержанию логических правовых определений.
Если в Древнем Риме появление достаточно зрелых правовыхконструкций, т.е. развитие права, сопровождалось освобождением его от религиозныхформ, то в древней Индии формирование правовых институтов и норм, как и вмусульманском праве, совершалось в религиозной оболочке. Для эволюциииндусского права характерным был не процесс секуляризации, а, как правильнопишет НА. Крашенинникова, изменение характера связи с религиозными формами,перемена в соотношении правовых и религиозных форм. Связующим звеном междуправовым и религиозным выступает государственная власть.
Как и в мусульманском мире, в XI–XII вв. постепенносформировались основные школы индусского права, отличающиеся различным подходомк решению трех важных вопросов: права наследования, правового режима имуществаотдельных членов нераздельной семьи и раздела семейного имущества.
В индусском праве существуют две главные школы: Митакшара иДайябхата. Эти школы вместе с их подшколами и разветвлениями господствуют,подобно мусульманским правовым мазхабам, каждая в определенных географическихрайонах, хотя личный статус индивидов следует за ними и не зависит от того, гдеони проживают. Школа Дайябхата преобладает в Бенгалии и Ассаме, школа Митакшара– в других штатах Индии и Пакистане.
Индусское право всегда признавало, что обычаи, которыхиздавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должнырассматриваться как источник права./> 2. Влияние английского общего права на индусское право
индусский право английский каста
В период, предшествовавший британской колонизации, классическоеиндусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемыхсветскими правителями, ни на судебных решениях. По существу, оно опиралось натруды ученых, на смрити, комментарии и их сборники. Все эти труды, по сути,являли собой описание обычного права. Жрецы-юристы Индии несомненно играливажную роль в определении обычаев, заслуживающих правового признания.
Классическое индусское право претерпело существенныеизменения в период английской колониальной экспансии.
Англичане появились в Индии тогда, когда там уже была созданасвоя самобытная правовая культура. Как и во многих других случаях, созданныеанглийские суды не отвергали тех норм, которыми руководствовались жители Индии.Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовалото, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все спорырешались судами общего права.
В области права собственности и обязательственного праватрадиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Иначеобстояло дело в области семейного наследственного права, где все тяжбы,касающиеся наследования, брака, касты и других обычаев или институтов, решалисьв соответствии с нормами индусского права. Британским судьям было нелегкоприменять нормы, которых вначале они вообще не знали. Поэтому к судамприкрепила пандитов – образованных индусов, у которых судьи могли, получивинформацию по тому или иному вопросу. От такой практики отошлр в 1864 г. К тому времени судьи приобрели опыт, увеличилось числе книг по вопросам права и, что самоеглавное, накопились судебные прецеденты. Однако, правило прецедента,свойственное английскому общему праву, далеко от традиций индусского права,которое вовсе не считает судебное решение обязательным. В Индии прецедентноеправо вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманскогоправа.
Не останавливаясь детально на тех изменениях в индусскомправе, которые произошли в годы колониального правления англичан, укажем лишь вобщей форме, что многие его институты и нормы подверглись модификациям и дажебыли заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде англо-индусского права.
Несмотря на влияние английского права, полного вытесненияиндусского права не произошло и отдельные его традиционные нормы и институтыпродолжали действовать. Это прежде всего относится к регламентации личногостатуса, охватывающей следующие области отношений: брачные и внебрачные дети;несовершеннолетние и опекунство; браки развод; разделы семейного имущества;наследование; религиозные пожертвования; дамбупат; бенами; неделимое имущество.Дамбупат – чисто индусская правовая норма (в древности была известна под названием«двайгуны»), направленная на защиту должников. Под бенами понимаются сделки, вкоторых одно лицо покупает или передает имущество от имени другого лица(бенамидара), являющегося лишь доверенным лицом владельца и получающего доходили выгоду от результатов такой деятельности.
Сформировавшись еще в древности и пройдя длительный двухтысячелетний и сложный путь стоического развития, индусское право сохранилосвое регулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящеговремени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системыиндийского общества. Основная причина «живучести» индусского права таится втесной связи его норм с традиционными индусскими социальными институтами (впервую очередь с общинной и варно-кастовой структурами), чрезвычайно устойчивыми,способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политическихусловиях./> 3. Современное индусское право
В ходе борьбы за национальную независимость обсуждался планполной кодификации индусского права, и вскоре после провозглашениягосударственной независимости в 1947 г. правительство Индии представило нарассмотрение парламента проект Индусского кодекса, который должен был охватитьсемейное и наследственное право. Однако в результате сопротивленияконсервативных сил проект был снят с повестки дня и правительство пошло по путиподготовки отдельных законопроектов. Такая тактика удалась. Первым в 1955 г. вступил в силу закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его ксовременному мировоззрению.
По традиционному учению дхармашастры, брак – таинство, означающееначало нерушимого союза супругов. Поэтому ортодоксальные индуисты смотрели наразвод как на нечто недопустимое, хотя во многих областях Индии и среди низшихкаст он разрешался обычаем. Расторжение брака в принципе воспрещалось, но вопределенных условиях муж мог взять вторую жену, если, например, первая невыполняла супружеских обязанностей. Однако полигамия никогда не была широкораспространена среди индусов. Брак обычно заключался по указанию родителей будущихсупругов. Такое положение во многом сохранилось и по сегодняшний день. Поправилам дхармашастры, для вступления в брак не требовалось ни согласия будущихсупругов,) ни достижения определенного минимального возраста. Вместе с тем'индусское право создало удивительно много препятствий к браку: запрещалисьбраки между членами разных каст, даже между очень дальними родственниками. Этиправила соблюдаются и сегодня, особенно в сельских районах Индии. В этомотношении закон о браке по степени родства, отменивший запрет на брак междучленами разных каст, возможно, несколько опередил социальную действительность.
В 1956 г. вступили в действие еще три закона: закон онесовершеннолетних и опекунстве, закон о наследовании, закон об усыновлении и овыплате средств на содержание членов семьи.
Таким образом, к настоящему времени проделана большая работапо кодификации индусского права, судьи руководствуются прежде всего новымизаконами и прецедентами.
В последующем произошли дальнейшие преобразования индусскихправовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действияобычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок был полностьюуравнен в наследственных правах с законнорожденным. Была запрещена полигамия,узаконен развод по суду, реформировано наследственное право в сторонурасширения наследственных прав женщины, в результате чего уменьшилисьюридические различия между правами мужчин и женщин.
Юридические справочники по индусскому праву, как правило, н( освещаюткастовый вопрос, поскольку он не относится к личном) праву. В стране принятоговорить о кастовых институтах и кастовой автономии. Они сохраняются ст. 26Конституции: «Всякое религиозное течение или секта, если они не нарушаютобщественный порядок мораль и здравоохранение, имеют право:
а) основывать и содержать заведения в религиозных илиблаготворительных целях;
б) осуществлять руководство в вопросах религии
Итак, каста может накладывать наказание на своих членов,нарушивших религиозные предписания. Если разногласие носит религиозныйхарактер, нарушители могут быть отлучены за отказ подчиниться. Следовательно,касты могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания,брака и в других вопросах веры. Суд не полномочен пересматривать кастовыеправила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд можетаннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.
Итак, под современным индусским правом понимают личное правоиндусов, видоизмененное законами и обычаем, еще действующим, например, в Бирме,Малайзии, Сингапуре. Индусское право применяется непосредственно и косвенно вуказанных выше странах и в Восточной Африке, где оно также видоизмененозаконодательством (Кения, Уганда).
Современное индусское право непосредственно используется прирассмотрении следующих вопросов:
1)семейное право – законность детей, опекунство, усыновление,брак, семья из трех и более поколений и раздел имущества, наследованиеимущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками;
2)семейные общественные вопросы – религиозные и благотворительныепожертвования;
3)вопросы чисто общественного характера – дамбупат, преимущественноеправо на покупку, клятвы, операции с беиами и (в не значительной степени)передача имущества посредством завещания или другого документа;
4)кастовое право и отлучение.
Индусские идеи сохранились также в концепции государственногоземлевладения.
Литература
1.Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 2003.
2.Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2008.
3.Дурга Дас Басу. Основа конституционного права Индии. М., 2006.
4.Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 2005.
5.Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. М., 2002.
6.Мозолин Б.П. Личность, право, экономика современной Индии. М.,2009.
7.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 2003.
8.Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 2006.
9.AnIntroduction to Legal Systems / Ed. by J. Dcrret. L, 2008.
10.Derret J. Essays in Classical and Modern HinduLaw. Leyden,2008.
11.Derret J., Duncan J. History of Indian Law.Leyden, 2003.
12.International Encyclopedia ofComparative Law. Tubingen, 2002. Vol.II.
13.Liebesing HJ. Foreign Legal Systems: aComparative Analysis. Wash., 2001.
14.Setalvad M. The Role of English Law in India.Jerusalem, 2006.