Реферат по предмету "Государство и право"


Советская номенклатура: численность, состав, этапы развития

Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ФАКУЛЬТЕТЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Кафедраменеджмента)
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплинеИстория государственного управления
Тема:Советская номенклатура: численность, состав, этапы развития.
Работу выполнил:
Студент гр. 11МС-302
Шаяхмитов В.Р.
Работу проверил:
Яблонская Л.М.
Челябинск2011

Оглавление
Введение
1. Номенклатура как политическийинститут
2. Становление и этапы развития
3. Состав и численность номенклатуры
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Политические институтыиграют в жизни общества фундаментальную роль.
Можно согласиться с Д.Нортом, который утверждает: «…настоящее и будущее связаны с прошлымнепрерывностью институтов общества. Выбор, который мы делаем сегодня илизавтра, сформирован прошлым. А прошлое может быть понято нами только какпроцесс институционального развития».
В этом смысле советскаяноменклатура – явление нестандартное, значимое, определявшее во многом жизньобщества на протяжении многих десятилетий. Можно полагать, что номенклатура –это один из тех элементов институционального развития, который обеспечивалнепрерывность и преемственность политического порядка российского общества.
Номенклатура сравнительнонедавно – с начала 1990-х годов – привлекает внимание российских историков,политологов, социологов, философов. Как отмечал М.А. Чешков, «номенклатурастала действительно ключевым словом, своего рода знаком, к которому обращено нетолько политическое сознание вообще, но и его демократический дискурс».
Т. Коржихина и Ю. Фигатнерсчитали, что «изучение номенклатуры как механизма власти и стержня советскойсоциальной патологии даст возможность понять природу властно-собственническихотношений в процессах функционирования советского государства...».
Но М. Левин (США)полагает, что даже раскрыв механизм функционирования номенклатуры, не удастсяполучить «волшебный ключ», раскрывающий сущность механизма власти в советскомобществе.
После событий 1991 – 1993годов политический интерес к проблеме номенклатуры советского обществаснизился, однако в настоящее время можно констатировать актуализацию даннойпроблематики, что связано с двумя обстоятельствами.
Во-первых, существуетпотребность в научном осмыслении феномена. До настоящего времени не определена рольноменклатуры в истории советского общества, в его социальной жизни, структуревласти. Это создает сильно искаженную картину прошлого, не позволяет расставитьправильные акценты в анализе исторических реалий.
Во-вторых, можнополагать, что номенклатура, если она представляет собой действительный институтобщества, то она не может мгновенно исчезнуть из жизни общества. Ее проявлениядолжны быть в нашей политической и социальной жизни, определяя ряд существенныхправил игры (как формальных, так и неформальных). Более того, можно полагать,что в самой политической системе современного российского общества присутствуютноменклатурные механизмы власти. Другое дело, что они могут существовать в«снятом» виде, в превращенной форме, переиначенной и переосмысленнойпостсоветскими лидерами. Анализ «остаточных» следов номенклатуры, которые приопределенных условиях могут вновь превратиться в доминирующие структуры нашейполитической жизни, может стать предметом отдельного научного исследования.
номенклатураполитический управленческий советский

1. Номенклатура какполитический институт
Номенклатуру нужнорассматривать в числе важнейших институциональных факторов, оказывавшихнаибольшее влияние на политическую власть.
Среди них можно выделитьструктуры государственной и партийной власти. Несмотря на их теснейшуювзаимосвязь и взаимозависимость, это различающиеся структуры, имеющие своисобственные законы функционирования и сферы действия.
В литературе, посвященнойданной проблеме, можно выделить несколько основных подходов к определению местаноменклатуры в жизни общества. Не анализируя всю их совокупность, отметим, чтов советском обществе длительное время номенклатура рассматривалась лишь каксистема учета и распределения ответственных работников и их резерва. Но уже в1970–80-е годы возникает подход к определению номенклатуры как (системы)института общества. Так, В.А. Яцков понимал под номенклатурой институт,специфическую форму непосредственной организации кадровой работы партийнымкомитетом, что само по себе симптоматично. Понимание номенклатуры как системы,как института (пусть и во внутрипартийных отношениях) сильно расходилось сдекларируемыми представлениями о номенклатуре как всего лишь инструменте,средстве проведения кадровой политики.
Номенклатура какполитический институт возникает как ответ властвующей политической (а затем исоциальной) силы на сформировавшуюся общественную потребность в упорядочиванииобщественных отношений в нерыночном обществе. Суть проблемы заключалась вследующем: в чем будет заключаться стимул для позитивной работы всех членовобщества, если рыночные отношения уже не действуют как системная сила?
Ответом была альтернативасубъективного фактора – люди, в первую очередь, руководители должны действоватьс полной отдачей под угрозой отлучения от централизованно распределяемых благ,при этом назначение на нижестоящие должности производится аппаратомвышестоящего органа по особым критериям. Активность, стимулируемая материально(блага и привилегии или их отсутствие), политически (возможность продвиженияили репрессии), духовно («великая идея»), становилась субъективным заместителемобъективных отношений рыночного общества.
Номенклатура – это способструктуризации общества, с помощью которого достигается его максимальнаяуправляемость во имя достижения заданных стратегических целей. Специфическаяфункция данного способа заключается в регулировании как в масштабе страны, таки особенно в регионах вертикальных и горизонтальных связей между руководителямиразличного ранга, подчиненности, форм «собственности» (государственной,колхозной, кооперативной, даже личной), сфер народного хозяйства. Этим самымдостигались как согласованность действий всего слоя руководителей по отношениюк обществу, массам, так и стабильность, внутренняя упорядоченностьгосподствующей социальной и политической силы.
Номенклатура как политическийинститут имеет политическую, социальную и организационную структуры,централизованное управление, набор правил (формальных и неформальных)политического поведения, внутренние моральные нормы, образ жизни, правиларекрутирования, сложившуюся практику регулирования деятельности и др.
2. Становление и этапыразвития
Время появленияноменклатуры в управленческой системе советского государства не определяетсяоднозначно всеми исследователями данного вопроса. Некоторые освещающие эту темусчитают номенклатуру порождением гражданской войны, когда было исключительноважно расставить своих людей на всех ключевых местах. По мнению же другихисториков создателем этой системы является Сталин. В то же время номенклатуракак метод управления существовала и до гражданской войны. Как пример можнопривести обстоятельства составления списка первого состава Правительства,предложенного для утверждения Всероссийскому съезду Советов. Однако в этотпериод, когда еще Советы действовали на основе многопартийности, это явление — не могло иметь документального оформления в виде нормативного акта.
Формирование номенклатурыкак господствующего класса советского общества осуществлялось в три этапа.Сначала происходило создание деклассированной организации профессиональныхреволюционеров — зародыша нового класса. Вторым этапом явился приход этойорганизации к власти. И окончательной стадией формирования новой управленческойпрослойки явилась ликвидация ленинской гвардии сталинской номенклатурой.
В 1920 году былиобразованы в ЦК и губкомах РКП(б) учетно- распределительные отделы. Они сталипервыми органами, специально занимавшимися выдвижением и перемещениемответственных партийных работников, а также учетом кадров. Особенно активнодействовал подчиненный непосредственно Секретариату ЦК РКП(б)Учетно-распределительный отдел ЦК. В 1924 году Учраспред слился сОргинструкторским отделом ЦК. В результате был образован Орграспредотдел,ставший фактически главным отделом в аппарате ЦК. Этот орган, во главе которогоСталин поставил Л.М. Кагановича, формировал как партийную, так игосударственную номенклатуру, причем число назначений на руководящие должностив государственном аппарате перевешивало: в период с конца 1925 года до 1927года орграспредотдел произвел 8761 назначение, в том числе только 1222 впартийные органы.
Датой оформленияноменклатуры можно считать 12 июня 1923 года, когда Оргбюро ЦК принялопостановление “О назначениях”, подготовленное комиссией под руководствомМолотова и Кагановича. В октябре 1923г. ЦК партии вынес решение об основныхзадачах учетно-распределительной работы, 16 ноября1925г. Оргбюро приняло новоеразвернутое положение о порядке подбора и назначения работников ипереработанные номенклатуры должностей.
Сначала номенклатураделилась на два списка: №1 и №2. К первому были отнесены должности, на которыеруководители назначались только постановлением ЦК (Политбюро), ко второму — должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Затемв 1925г. дополнительно к номенклатуре №1 вводится список “выборных должностей”,утверждение на которые шло через “специальные комиссии, выделяемые ЦК дляпроведения соответствующих съездов и собраний”, то есть еще до того, каккто-либо и куда-либо будет избран. Подбор и назначение на должности, невходившие в номенклатуры №1 и №2, должны были производиться по спискам,устанавливаемым для каждого учреждения по согласованию с Орграспредотделом ЦК — ведомственная номенклатура №3. Руководители местных учреждений назначались исмещались постановлениями местных парторганов. К тому же по номенклатурампроходили не только государственные учреждения, но и общественные организации:профсоюзы, кооперативные центры и банки и т.п. Назначались не только членыпартии, но и беспартийные. По трем номенклатурам проходили только учрежденияобщесоюзные и только одной республики — РСФСР. Госаппарат РСФСР изначальнопопал в номенклатуру Молотова-Кагановича потому, что эта республика не имеласвоей компартии и своего ЦК. Еще одной особенностью номенклатуры, ее стержневымпринципом являлась секретность, дезинформация.
Таким образом, созданнаяСталиным номенклатурная система явилась основой тоталитарного режима ипронизала все сферы общества. Номенклатура как замкнутая кастовая общностьстановилась собственником власти, управления, идеологии.
Номенклатурный принципруководства обществом сложился и окончательно утвердился лишь к концу 30-хгодов и с тех пор до конца 80-х годов лишь модернизировался. С укреплениемвласти номенклатуры, все больше расширялись рамки ее компетенции.
Номенклатурный принципназначения стал применяться настолько широко, что в 1930 г. Орграспредотдел ЦКпартии пришлось разделить на два отдела. Оргинструкторский отдел стал ведатьтолько партийной номенклатурой, а отдел назначений, состоявший из секторов поотраслям народного хозяйства, занимался формированием номенклатуры вгосударственных учреждениях и общественных организациях.
Продолжалась работа посовершенствованию процедуры пополнения номенклатуры и перемещения в ней. Этимзанялись сразу же после завершения войны. В 1946 г. была разработана иутверждена новая номенклатура должностей ЦК ВКП(б). В работу с руководящимикадрами вносились плановость, систематическое изучение и проверка ихполитических и деловых качеств, обеспечивалось создание резерва для выдвижения,строгий порядок в назначении и освобождении номенклатурных работников.Расширялась номенклатура должностей ЦК компартий союзных республик, крайкомов,обкомов, горкомов и райкомов. После съезда КПСС — последнего, проходившего при Сталине,эта номенклатура должностей была снова уточнена. Но все это были уже уточненияи дополнения. Номенклатура уже прочно взяла в свои руки власть в обществе.
Значительное изменениехарактера номенклатуры, положения номенклатурного работника происходит уже вбрежневское время.
В первую очередь,изменилось социальное происхождение госпартаппарата.
Эти перемены можнопроследить на примере состава ЦК. В сталинское время члены ЦК являлись илинеспециалистами, рабочими-маргиналами (большинство), или специалистами с высшими средним образованием. В этот период графа «социальное происхождение» сталаобъектом манипулирования в политической статистике, предназначенной скрыватьреальные процессы, протекавшие в органах власти и управления. К 1970 г. 70 %состава ЦК являлись выходцами из семей крестьян и неквалифицированных рабочих.Таким образом, уровень маргинализации был довольно высок. Именно маргинальноесознание номенклатуры определило ее основные черты, такие как единомыслие,беспрекословное подчинение приказам свыше и в то же время склонность кбездействию в ожидании этих приказов, стремление переложить ответственность надругих.
После 1970 г. постепенноисчезает в биографических данных высшей номенклатуры графа «социальноепроисхождение», такие сведения засекречиваются. Скорее всего, это связано споявлением нового класса «служащих», крайне разнородной смеси большихсоциальных групп. Это образование, оказавшееся между высшей номенклатурой иработниками материального и духовного производства, являлось непосредственнымхранителем материальных ценностей, распорядителем рабочей силы и учетчикомрабочего времени. Эти признаки и многочисленность позволяют говорить именно оклассе.
Показательны и измененияв образовательном уровне номенклатуры.
Брежневская номенклатура,в основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование.Важной особенностью является отсутствие юристов. Их профессионализм был крайнеопасен установившемуся корпоративному режиму.
Положение номенклатурногоработника в 70-е годы было более комфортным, чем в 30-е. Он уже не жил впостоянном страхе за свой пост. Ведь в сталинское время как легко людиоказывались на вершине власти, так же легко они могли быть от нее отстранены.Очень частым явлением были «чистки» как партийных рядов, так и госаппарата. Привсех неудачах было традицией искать виновных – «врагов народа», «вредителей». «Перетряхивание»парт-, госаппарата, кооперативных и общественных организаций проводилось впериод с 1925 по 1932 годы специальными комиссиями из представителей партийных,профсоюзных и советских органов. «Вычищено» было примерно 10 % от общего числапроверенных.
От «чисток» перешли кболее радикальным мерам — репрессиям, которые коснулись всех слоев общества.Это были самые сложные годы для номенклатуры. Судьба назначенцев находилась вруках уже не номенклатурных органов, а карательных. Об этом свидетельствуютвоспоминания Н.С. Хрущева: «… руководители не чувствовали себяруководителями. Руководящие органы, которые выбирались, зависели уже не от тех,кто их выбирал, а от чекистских органов, какую оттуда дадут характеристику…Кандидатуры были, с точки зрения внутрипартийной демократии, подставные. Органыбезопасности, которые должны быть под контролем партии, стали, наоборот, надпартией, над выборными органами и творили, что хотели».
Репрессии действительнооказались сильным потрясением для номенклатуры, запомнившей, что власть ее невечна. Поэтому особенно важной вехой в истории номенклатуры стало подчинение ейКГБ. В составе Отдела административных органов ЦК КПСС существовал сектор органовКГБ — единственный сектор, фамилию заведующего которым не печатали даже вслужебном списке телефонов ЦК, просто было написано «зав, сектором». Затем Ю.В.Андропова, председателя КГБ, включили в число членов Политбюро, а затем избралиего Генеральным секретарем ЦК. Верхушка номенклатуры продолжала следить за тем,чтобы органы не вышли из-под ее контроля, что явилось наиболее важным шагом кнеотчуждаемости номенклатуры.
К этому времени вноменклатуре вырастает классовое сознание, она чувствует свою общность. Какзамкнутая каста, правящий класс СССР начинает переходить к самопроизводству.Номенклатурная должность не наследуется, но принадлежность к классуноменклатуры становится фактически наследственной.
Приведем несколькопримеров. Сын Л.И. Брежнева Юрий, несмотря на свою молодость, стал первымзаместителем министра внешней торговли СССР. Сын А.А. Громыко — Анатолий,пробыв некоторое время в Институте США и Канады Академии Наук, оказался вдругна номенклатурном посту советника — посланника в Вашингтоне, потом в ГДР, азатем его назначили директором Института Африки АН СССР, хотя об Африке он зналк тому времени только то, что она существует.
Еще одной характернойчертой номенклатуры было обладание различными «благами», недоступными простымсоветским гражданам. Список этих благ довольно обширен: бесплатные или льготныепутевки в дома отдыха и санатории, предоставление квартир в домах повышеннойблагоустроенности, спецбольницы и поликлиники, госдачи и т.д.
Несмотря на внешнееблагополучие номенклатуры, система уже находилась на пути самораспада. Симптомыее разложения очевидны: выхолащивание идеологии, ведомственная анархия,моральная деградация верхов. Отсутствие у номенклатуры адекватного самосознания- реальной оценки происходящего — означало, что конец ее существованию можетположить любая допущенная ею серьезная ошибка. Так и произошло, когда в начале80-х годов верхушка номенклатуры выдвинула лозунг гласности и тем самым далавыход накопившемуся массовому недовольству.
Распад номенклатурыпроизошел в два этапа. 15 октября 1989 г. в газете «Правда» было объявлено, чтокомиссия ЦК КПСС по вопросам партийного строительства и кадровой политикиприняла решение о демонтаже номенклатурного механизма, об упразднении «учетно-контрольнойноменклатуры». С августа 1991 г. высшая партократия была лишена официальногосписочно-номенклатурного принципа власти.
Распад номенклатурыпроявился, главным образом, в крахе ее ядра — уникального образованияПартия-Государство, которое потеряло свою важнейшую функцию — организаторскую.

3. Состав и численность номенклатуры
Политическая структураноменклатуры образуется вследствие дифференциации слоя людей, входящих вноменклатуру, по признаку доступа к властным ресурсам. Водораздел внутриноменклатуры проходит по линии «власть – подчинение» между теми, кто внутриноменклатуры имеет право на руководство ее поведением, составом, структурой(«политическая элита»), и собственно самой номенклатурой. Структура данногоделения во многом совпадает с моделью политической элиты России, предложеннойО.В. Гаман-Голутвиной (деление на верховную власть и правящий класс). Однакозаметим, что политическая структура номенклатуры была построена по принципуматрицы: аналогичные элементы можно обнаружить на всех уровнях номенклатуры.Политическая элита (как высший слой номенклатуры) и собственно номенклатурасоставляли всю совокупность номенклатуры, при этом политическая элитапредставляла собой правящий, управляющий, господствующий, доминирующий слойвнутри номенклатуры.
Социальная структураноменклатуры образуется на основе многих критериев.
Социальные группы внутриноменклатуры можно выделить по многим критериям: материальному достатку,отрасли деятельности, образованию и др. Однако главными среди них являютсявластные ресурсы и объем материальных благ, получаемых в результатераспоряжения и пользования властными ресурсами.
Внутри номенклатуры можновыделить разделение труда по многим параметрам: по сферам деятельности, пофункциональным обязанностям во властных отношениях, по уровням, по различномуотношению к власти, по способам ее осуществления. Номенклатура в совокупностине могла осуществлять власть непосредственно – это было технологическиневозможно. Ни одна из существовавших форм представительства (съезды партии,пленумы партийных комитетов, сессии советов, партийно-хозяйственные активы идр.) не могли бы претендовать на полное представительство номенклатуры, кромеее «верхов». Раздробленная по отраслевым отрядам и уровням власти, объединяемая«сверху» волей партийного комитета, она была элементом административногомеханизма, отличающегося значительным своеобразием.
«Совокупная»номенклатура, например, местного партийного комитета, осуществляла власть некак строго централизованный административный механизм, действующий на основанииобщих для всех его частей команд, а как «система систем» организаций иучреждений, предприятий и коллективов, для которых задавались общее направлениеразвития и набор структурирующих его в общих чертах ориентиров. В рамках данной«системы систем» лишь партийные комитеты обладали правом «номенклатурнойвласти», непосредственно принимая решения по составу номенклатуры.
Номенклатурная системанеразрывно связана с клиентелизмом, поскольку назначение на должность зависелоот расположения одного или нескольких вышестоящих работников. От вышестоящихноменклатурных работников зависело и распределение ресурсов (властных,материальных, финансовых и др.), без которых номенклатурная должность терялазначительную часть своего влияния (номинальная значимость номенклатурнойпозиции определялась нормативными документами – государственными, партийными идр.).
Основу номенклатурысоставляет властвующая элита советского общества. В данном случае в понятие«властвующая элита» вкладывается вполне определенное содержание (по Р.Миллсу).Номенклатура имела сложную внутреннюю структуру. В ней выделялись три уровня:уровень ЦК КПСС, областной и районный (городской, районный в городах,окружной). В позднесоветском обществе стал формироваться четвертый уровень –номенклатура первичных парторганизаций.
Номенклатуры различныхуровней образуют многослойную, «многомерную» сеть, сходящуюся в конечном счетев политическом Центре. Важнейшими свойствами этой сети были:
1) наличие нескольких«узлов» власти на каждом уровне и по каждой «вертикали» власти, причем роль«узлов власти» различалась в зависимости от положения в «сети»;
2) Множественностьвнутренних взаимосвязей между членами номенклатурной сети и дублирующих каналовзависимости от власти;
3) Относительнаянезависимость сети номенклатур от главного центра власти.
Отметим также, что вопросо Центре номенклатурной сети не столь однозначен, как предполагалось ранее.Высший орган партийной власти – Политбюро ЦК КПСС – в некоторые периодысоветской истории лишь номинально выполнял функцию центра номенклатурнойсистемы. Так, исследования О.В. Хлевнюка показывают, например, что в конце1930-х годов «обнаружилась тенденция перемещения центра власти из Политбюро вСовнарком…».
Численность номенклатурыЦК КПСС не оставалась неизменной, она постоянно подвергалась дополнениям,уточнениям, сокращениям, вызванными потребностями дня. Как известно,Управлением кадров ЦК ВКП(б) было подготовлено в сентябре 1946 г. и утвержденона Оргбюро решение «О номенклатуре должностей ЦК ВКП(б)».
Ее численность составляла(включая основную и учетно-контрольную номенклатуру).
в 1946 г. – около 42 000.чел.,
в 1954 г. – 23 576 чел.,
в 1956 г. – 26 210 чел.,
в 1957 г. – 12 645 чел.,
в 1958 г. – 14 342 чел.,
в 1991 г. – 19 500 чел.,в августе 1991 г. – 3800 чел. (по другим данным – 7735 чел.).
Структура номенклатуры ЦКВКП(б) образца 1946 года была ориентирована на контроль со стороны ЦК в первуюочередь номенклатурные должности регионов – около 70% должностей номенклатуры.Специфика номенклатуры состояла также в том, что контроль над должностямикасался главным образом РСФСР: «…руководители областных организаций включаютсяв номенклатуру ЦК, главным образом по РСФСР, по другим же союзным республикамвключаются лишь очень незначительная часть этих руководителей».
Контроль над кадрами состороны ЦК простирался до уровня первых лиц горкомов партии и председателейисполкомов городских Советов депутатов трудящихся областных и республиканскихцентров, а также городов РСФСР областного и республиканского подчинения, первыхсекретарей всех райкомов партии и председателей исполкомов районных Советовдепутатов трудящихся по РСФСР (категория председателей исполкомов районныхСоветов депутатов трудящихся включалась в номенклатуру впервые). По сравнению сдействовавшей до этого номенклатура сокращалась почти на 9 тыс. должностей.
В первой половине 1950-хгг. завершился период существования крайне объемной номенклатуры ЦК КПСС. Виюле 1953 г. было принято постановление ЦК КПСС, согласно которому сокращаласьноменклатура обкомов, крайкомов, республиканских комитетов КПСС «в целяхповышения ответственности советских и хозяйственных руководителей, райкомов игоркомов партии за подбор и расстановку кадров». Реально численностьрегиональной номенклатуры ЦК КПСС сократилась в 1956 г. в три – пять раз посравнению с предшествующим периодом и затем на протяжении тридцати летсохранялась примерно на одном уровне.
Резкое сокращениечисленности номенклатуры ЦК КПСС в середине и во второй половине 1950-х гг.было вызвано двумя группами причин: с одной стороны, сложностью контроля затакой объемной номенклатурой, длительностью и многоступенчатостью утверждениямногих кадров номенклатуры регионального уровня. Несмотря на сокращениеноменклатуры ЦК, ликвидировать многоступенчатость в утверждении кадров было невозможно,поскольку это составляло чрезвычайно важный аспект действия механизманоменклатуры.
С другой стороны,сокращение номенклатуры объяснялось изменением политических институтов, новымраскладом сил в обществе, модификацией методов управления и поддержаниягосподства в стране со стороны КПСС. Изменения в численности и составеноменклатуры происходили и в последующие годы, хотя не носили стольрадикального характера, за исключением периода 1989 –1991 гг.
Окончательное разрушениепартийной номенклатурной системы произошло в 1990 – 1991 гг.
Начало этому былоположено изменением конституционных основ общества, в частности – отменой ст.6Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС в обществе. Но и после 14марта 1990 г., когда ст. 6 была отменена, утверждение в номенклатурныхдолжностях продолжалось. Лишь 20 сентября 1990 г. было принято постановлениеПолитбюро ЦК КПСС «Об изменении порядка рассмотрения кадровых вопросов в ЦККПСС», согласно которому было признано целесообразным упразднить номенклатурудолжностей ЦК КПСС.
Этим трем периодам визменении численности номенклатуры соответствовало и изменение пропорций междукадрами номенклатуры, утверждаемых Политбюро и Секретариатом ЦК КПСС, и кадрамиучетно-контрольной номенклатуры. До середины 1950-х гг. идет увеличение доликадров, утверждаемых на Политбюро, достигая, по всей видимости, половиныноменклатуры ЦК регионального уровня. Затем происходит резкое падение доликадров, утверждаемых Политбюро, достигая в начале 1970-х гг. одной пятой(шестой) части от всей номенклатуры ЦК в регионах. Лишь в 1989 г. происходитнекоторое возрастание удельного веса кадров, утверждаемых на Политбюро. Однакоэто было вызвано тем, что сама номенклатура достигла такого численного предела,который позволял Политбюро контролировать ее большую, чем прежде, часть.Показательно, что в первой половине 1950-х гг. на Политбюро утверждалось большеили столько же кандидатур на номенклатурные должности, сколько приходилось навсю региональную номенклатуру ЦК КПСС в последующие годы вплоть до краха КПСС.
Номенклатура 1989 г.крайне интересна с точки зрения определения тех должностных позиций, которыепредставлялись Центру сущностными для сохранения устоев власти. Региональнаяноменклатура ЦК, утверждаемая Политбюро ЦК, включала (по Пермской области)всего 11 позиций, из которых 8 принадлежали руководителям властных структур:все секретари ОК КПСС, председатель исполкома регионального Совета, прокурор,начальник управления КГБ по региону.
Это был тот последнийрубеж, преодоление которого означало фактическое разрушение базиса номенклатурыи основ существующей модели власти.

Заключение
Идеологические догмы осоциальном равенстве и справедливости пришли в противоречие с реальнымположением номенклатуры как работников не только распоряжавшихся от именигосударства ресурсами, но и одной из наиболее образованных и квалифицированныхчастей общества. Стремление привести свой образовательный, квалификационный,должностной статусы в соответствие с объемом собственности, которым они рассчитывалираспоряжаться, стало базой назревающего конфликта с политической элитой.
Далеко не случайно, чтособытия конца 1980-х гг. привели КПСС к краху не только потому, чтопо-революционному стали вести себя массы. Пожалуй, главное заключалось в том,что номенклатура вышла из-под контроля политической элиты. Это былдействительно бунт номенклатуры, которая приобрела при советском режиме все,кроме собственности и политической власти. С конца 1980-х гг. номенклатура, впервую очередь, на нижних этажах управления начинает вести себя все болеенезависимо. Номенклатура теряет управляемость. Теряет смысл контроль засоциальным составом номенклатуры, партия отходит от влияния на государственныеи хозяйственные дела.
Анализируя процесс формирования номенклатуры и ее характерные признаки, можно определить ее роль в советской системе следующими положениями.
Номенклатура, созданная Сталиным как опора тоталитарного режима, уничтожает класс профессиональных революционеров — борцов за идею и становится у власти. Осознавая, что власть ее не абсолютна, номенклатура стремится к неотчуждаемости своих прав и привилегий. Маргинальный характер правящего класса, отсутствие у него идеологического стержня ведут к его разложению. Гибель номенклатуры была предопределена. Партия, предоставив Орграспредотделу решать кадровые вопросы, подписала себе смертный приговор, поставив этот орган над собой. Разрушались основные партийные принципы, в частности, демократические. Поэтому уничтожение монопольного положения Коммунистической партии привело к смерти номенклатуры, которая могла существовать лишь при подобной однопартийной системе.
 
 

Список использованной литературы
1. М.С. Восленский Номенклатура.Господствующий класс Советского Союза. М: Захаров 640 с. 2005
2. О.В. Крыштановская Трансформациястарой номенклатуры в новую российскую элиту Общественные науки и современностьС. 51-65 № 1 1995
3. Е.А. Федосова Номенклатура:генезис, развитие, смерть (1918-1989) Москва 1997
4. Историяразвития российского чиновничества (ХVI-ХVIII) Вопросыистории России. Сб. статей. – СПб: Санкт-Петербургский государственныйУниверситет Водных Коммуникаций, 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структура тренировочного микроцикла нагрузки и его динамика в мезоциклах годового плана подготовки лыжников
Реферат Інструкція про застосування Плану рахунків бухгалтерського обліку банків України, затверджена постановою Правління Національного банку України від 17. 06. 2004 №280 (зі змінами) І зареєстрованої в Міністерстві юстиції України 26. 07. 2004 за №919/951
Реферат Анализ финансовой отчетности 2 Сопоставление показателей
Реферат Московские вуалевые гуппи
Реферат Social interactions and social processes
Реферат Мотивы корпоративных слияний и поглощений международный опыт
Реферат Native Son Essay Research Paper The title
Реферат Словообразовательная метафора в истории русского языка
Реферат Теоретичні основи ціноутворення. Розрахунок тарифу за одиницю реалізованої теплової енергії для підприємства комунальної теплоенергетики
Реферат Проблема экологии и нравственные проблемы повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба"
Реферат Факторинговые и форфейтинговые операции коммерческого банка
Реферат Агрономический факультет декан
Реферат Системы регулирования несостоятельности в Англии, Франции, Германии
Реферат The Imperfections Of My Ass Essay Research
Реферат The Jungle Essay Research Paper Sinclair