Контрольная работа подисциплине:
«Жилищное право»
1. Сохранение права нажилую площадь за временно отсутствующими гражданами
Жилые дома и другиежилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. Поэтомунаниматель и члены его семьи должны использовать жилое помещение в соответствиис его назначением для постоянного проживания.
В случае выбытиянанимателя и членов его семьи из занимаемого жилого помещения на другоепостоянное место жительства они утрачивают право на жилое помещение со днявыезда.
В случаях временногоотсутствия нанимателя либо члена его семьи (либо всех членов семьи) право нажилое помещение сохраняется и на время их отсутствия.
Закон предусматриваетобщие основания сохранения жилых помещений за временно отсутствующимигражданами. Статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ)устанавливает, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения, кого-либоиз проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечетизменения их прав и обязанностей по договору социального найма.
ЖК РФ в отличие от ЖКРСФСР не предусмотрен механизм бронирования жилой площади. В то же время онпредусмотрен п. 9 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Занимаемые нанимателямии членами их семей жилые помещения бронируются при направлении на работу заграницу — на все время пребывания за границей, при выезде на работу в районыКрайнего Севера и в приравненные к ним местности — на все время действиятрудового договора, а в случаях, предусмотренных законодательством, — на всевремя пребывания в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Для обеспечениясохранения за указанными гражданами права на жилое помещение при временномвыезде в другую местность закон предусматривает возможность в определенныхслучаях бронирования жилого помещения.
Бронирование жилойплощади — это гарантированное государством сохранение права пользования жилищемна условиях договора найма, обеспечение его неприкосновенности на срок действияохранного свидетельства в порядке и на условиях, установленныхзаконодательством.
Порядок бронированияжилых помещений на территории Российской Федерации установлен Инструкцией опорядке бронирования жилого помещения, утвержденной постановлением СоветаМинистров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 336.
Согласно даннойИнструкции за нанимателем или членом его семьи бронируется все жилое помещение,занятое по договору найма, независимо от того, остаются ли там другие членысемьи или они выезжают вместе с нанимателем. В последнем случае жилая площадьбронируется и за выезжающими членами семьи. Бывшие члены семьи нанимателя,проживающие совместно с ним, имеют такое же право на бронирование жилогопомещения, как наниматель и члены его семьи. Члены семьи нанимателя могутбронировать лишь ту часть жилой площади, которая приходится на их долю, а присогласии всех остальных членов семьи — все жилое помещение.
Броня — охранноесвидетельство, т.е. документ, выданный по поручению местной администрациижилищным органом по месту нахождения бронируемого жилого помещения независимоот ведомственной принадлежности жилого дома. Бронирование проводится в домахгосударственного, муниципального жилищных фондов.
Статья 71 ЖК РФ гарантируетнеизменность правового положения нанимателя жилого помещения по договорусоциального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи в случаевременного выбытия указанных лиц из занимаемого помещения. Причины временногоотсутствия граждан также не влияют на объем и содержание их прав и обязанностейпо договору социального найма.
Следует обратитьвнимание на то, что в случае временного отсутствия сохраняют свое действие нетолько все права, но и все обязанности соответствующих лиц, в частности,обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальныеуслуги.
Итак, статья 71 ЖК РФ гарантируетнеизменность правового положения нанимателя жилого помещения по договорусоциального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи в случаевременного выбытия указанных лиц из занимаемого помещения. Причины временногоотсутствия нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либоиз проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан также невлияют на объем и содержание их прав и обязанностей по договору социальногонайма.
2. Защитажилищных прав
Конституцией РоссийскойФедерации (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут бытьобжалованы в суд.
Каждый гражданин вправезащищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиесяучастниками жилищных отношений на территории Российской Федерации, в равнойстепени обладают правом на судебную защиту, если они полагают, что их жилищныеправа нарушены.
Согласно ст. 11 ЖК РФзащита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии сподведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Защита жилищных прав вадминистративном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖКРФ, другими федеральными законами. Решение, принятое в административномпорядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Защита жилищных правосуществляется следующими способами:
1) признания жилищногоправа;
2) восстановленияположения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий,нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судомнедействующими полностью или в части нормативного правового акта государственногооргана либо нормативного правового акта органа местного самоуправления,нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии сЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую,чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативныйправовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судомнормативного правового акта государственного органа или нормативного правовогоакта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым всоответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту,имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органаили нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения илиизменения жилищного правоотношения;
6) иными способами,предусмотренными ЖК РФ, другими федеральными законами.
К иным способам, вчастности, можно отнести защиту жилищных прав органами управления жилищных кооперативов,товариществ собственников жилья, иных органов управления жилищными фондами.
Под жилищными спорамипонимаются конфликтные ситуации, затрагивающие жилищные права и интересывоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а такжевоинских частей, учреждений и организаций, связанные с необходимостью защиты ихсубъективных прав по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Разрешение жилищныхспоров производится в административном (служебном) и судебном порядке (впорядке обжалования неправомерных действий (бездействия) должностных лиц и впорядке искового производства).
По жалобам граждан нанарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный СудРоссийской Федерации проверяет конституционность закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле.
Кроме того, каждыйвправе в соответствии с международными договорами Российской Федерацииобращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, еслиисчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты(ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации). Таким органом,например, является Европейский суд по правам человека — постоянно действующийсуд, образованный государствами — участниками Конвенции о защите прав человекаи основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., в целяхобеспечения соблюдения их обязательств по данной Конвенции. Россияратифицировала Конвенцию и Протоколы к ней 30 марта 1998 г. Европейскийсуд по правам человека может принимать жалобы от любого физического лица, любойнеправительственной организации или любой группы частных лиц, которыеутверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников ихправ, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Суд не принимаетиндивидуальные жалобы, которые являются анонимными либо по существуаналогичными тем, которые уже были им рассмотрены или уже были предметом другойпроцедуры международного разбирательства или урегулирования, и если они несодержат новых относящихся к делу фактов. Суд объявляет неприемлемой любуюиндивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции илиПротоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачижалобы.
Разрешение жилищныхспоров в административном (служебном) порядке должнопроизводиться путем рассмотрения писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросамна заседаниях жилищных органов (жилищных комиссий), а также на приемеруководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица посетителейпо жилищным вопросам, например, начальником гарнизона (командиром воинскойчасти) в отношении военнослужащих.
Административныйпорядок наиболее характерен для военных организаций. Если жилищный орган(жилищная комиссия) подготовил необоснованное и незаконное решение, гражданинвправе обратиться к уполномоченному должностному лицу с заявлением онеутверждении решения жилищного органа (жилищной комиссии) и направлении его нановое рассмотрение. В случае если по рапорту военнослужащего не будет принято положительногорешения, необходимо обжаловать указанные действия в гарнизонную жилищнуюкомиссию, в обязанности которой входит проверка совместно с КЭЧ района (не режеодного раза в год) в воинских частях гарнизона состояния учета жилых помещений,закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, а такжесвоевременное и правильное распределение освобождающихся жилых помещений.Рассмотрение жалоб и подготовка проектов решений по ним также входят вобязанности гарнизонной жилищной комиссии.
В Вооруженных СилахРоссийской Федерации жилищные комиссии воинских частей и гарнизонные жилищныекомиссии окончательных решений по жилищным вопросам не принимают, так как ихрешения подлежат утверждению начальниками гарнизонов (командирами воинскихчастей), поэтому их действия, как правило, не могут быть предметом обжалованияв судебном порядке. Исключения составляют действия (бездействие) жилищныхкомиссий, в результате которых: нарушены права и свободы военнослужащего; навоеннослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или военнослужащийнезаконно привлечен к какой-либо ответственности (например, нарушения учетавоеннослужащих, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий);нарушения при ведении списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилыхпомещений (улучшении жилищных условий); нарушения при подготовке ипредставлении на утверждение командиру воинской части предложений пораспределению между военнослужащими, нуждающимися в жилых помещениях (улучшениижилищных условий), выделенных воинской части жилых помещений)./>
Разрешение жилищныхспоров в судебном порядке.
Защитанарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражнымсудом в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданскимпроцессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражнымпроцессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ).
Разрешениежилищных споров, осуществляемое судами общей юрисдикции. В судах общейюрисдикции разрешаются жилищные споры между наймодателями и нанимателями вдомах государственного, муниципального и частного жилищных фондов, нанимателямии членами их семей, споры между гражданами и жилищно-строительнымикооперативами, связанные с жилищными правоотношениями, и иные жилищные споры, вчастности, о выселении лиц по различным основаниям, в том числе самоуправнозанявших жилые помещения в домах жилищно-строительных кооперативов либо в принадлежащихгражданам на праве собственности, а также самовольно вселившихся в нежилые домаи помещения; о выселении из указанных домов, если они грозят обвалом; овыселении из самовольно построенных домов, подлежащих сносу по решению органовместного самоуправления; о предоставлении жилого помещения по требованиям,основанным на гражданско-правовых обязательствах (в связи со сносом дома,проведением капитального ремонта, переоборудованием дома в нежилой и т.п.).
Право на судебнуюзащиту жилищных прав граждан опирается на положение ст. 46 КонституцииРоссийской Федерации, согласно которому каждому гарантируется судебная защитаправ и свобод. Суды призваны обеспечивать надлежащую защиту прав и свободчеловека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дела.Суды, разрешая споры, вытекающие из жилищных правоотношений, обязаныобеспечивать надлежащую защиту нарушенных прав как физических, так июридических лиц путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
Судебная практика выработалаопределенные подходы к разрешению жилищных споров, которые могут применяться,если они не противоречат новому жилищному законодательству.
Припринятии искового заявления о выселении граждан по предусмотренным закономоснованиям с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения либодругого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям,судья обязан проверить, указано ли в заявлении конкретное свободное жилоепомещение, предоставляемое выселяемым. При отсутствии такого указания судьявыносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает истца,и предоставляет ему срок для исправления недостатка заявления. В случаеневыполнения требования судьи заявление считается не поданным и возвращается истцу.
При решении вопроса опринятии заявления о выселении с предоставлением другого жилого помещенияследует иметь в виду, что истец должен указать в заявлении конкретное жилоепомещение, предоставляемое выселяемым, только в том случае, когда на нем самомлежит обязанность по его предоставлению. Если же предоставить жилое помещениевыселяемым должно другое лицо, то судья не вправе требовать указания взаявлении конкретного жилого помещения для предоставления выселяемым гражданам;в таких случаях судья привлекает к участию в деле органы местногосамоуправления или предприятие, учреждение, организацию, на которых в случаеудовлетворения иска должна быть возложена обязанность предоставить выселяемымдругое жилое помещение.
Суд создает необходимыеусловия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняетлицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствияхсовершения или несовершения процессуальных действий и в случаях,предусмотренных процессуальным законодательством, оказывает им содействие восуществлении их прав.
Нарушение очередностипредоставления гражданам жилых помещений может служить основанием для признаниясоответствующего решения полномочного органа недействительным в судебномпорядке.
Стороной в спорах,вытекающих из условий договора найма жилого помещения, в силу ст. 671 Гражданскогокодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) является собственник жилогопомещения или управомоченное им лицо (наймодатель), в том числе ижилищно-эксплуатационные организации и службы.
ЖКРФ наделяет всех членов семьи, в том числе и несовершеннолетних, равнымиправами, вытекающими из договора найма жилого помещения, поэтому опекун(попечитель) несовершеннолетнего может от имени подопечного осуществлять всепредоставленные ему правомочия. В частности, он может в интересахнесовершеннолетнего требовать раздела жилого помещения и заключения от егоимени отдельного договора найма (в том числе и когда несовершеннолетнийокажется единственным лицом, имеющим право на занимаемое жилое помещение).Поскольку на совершение сделок по распоряжению имуществом подопечного опекун(попечитель) должен получить согласие органа опеки и попечительства(ст.ст. 36, 37 ГК РФ), постольку к участию в деле привлекаются эти органы.
Прирассмотрении дел о принудительном обмене жилого помещения (ст. 72 ЖК РФ)проверяются заслуживающие внимания доводы членов семьи, проживающих вобмениваемом помещении, для соблюдения их интересов. Под заслуживающимивнимания доводами и интересами членов семьи, которые должны учитываться судомпо таким делам, следует понимать наличие обстоятельств, препятствующих им всилу возраста, состояния здоровья и т.п., пользоваться предоставляемым впорядке обмена жилым помещением.
Если спор возник междучленами семьи, занимающими отдельную квартиру, отсутствие согласия одного илинескольких из них переехать в жилое помещение, расположенное в квартире, гдепроживают и другие наниматели, само по себе не является основанием для отказа вудовлетворении иска, поскольку при распаде семьи, повлекшем необходимостьобмена, эти лица фактически уже не пользуются отдельной квартирой.
Приразрешении споров о выселении из занимаемого жилого помещения на времякапитального ремонта дома (ст. 85 ЖК РФ) выясняется, находится липредоставляемое жилое помещение в том же населенном пункте и пригодно ли онодля проживания выселяемых граждан с учетом их возраста, состояния здоровья,других заслуживающих внимания интересов, а также продолжительности капитальногоремонта.
Если выселениенанимателей производится из домов или жилых помещений, принадлежащих гражданамна праве собственности, судом в каждом случае проверяется необходимостьпроведения капитального ремонта, реальная возможность собственника домаприступить к нему (например, наличие средств, материалов), а также время, втечение которого возможно выполнение ремонтных работ. В решении о выселениинанимателя и членов его семьи судом указывается срок, на который выселяютсяответчики.
Разрешаяспоры, связанные с переустройством, перепланировкой жилых и подсобныхпомещений, судам следует выяснять, имеется ли на это согласие не тольконанимателя, но и наймодателя (гл. 4 ЖК РФ) и как наиболее целесообразнопроизвести переустройство указанных помещений, для чего к участию в делепривлекаются органы жилищно-коммунального хозяйства. Следует учесть, что в силуст. 681 ГК РФ (п. 3) переоборудование жилого дома, в которомнаходится сданное внаем жилое помещение, если такое переоборудованиесущественно изменяет условия пользования жилым помещением, без согласиянанимателя не допускается. Если данный спор возник между нанимателями,проживающими в домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, надлежитучитывать, что для какого-либо переустройства в этих домах необходимо не толькоразрешение местной администрации, но и согласие собственника дома, которому всилу ст. 209 ГК РФ принадлежит право владения, пользования и распоряжениясвоим имуществом.
При рассмотрении дел овыселении в другое благоустроенное жилое помещение в случаях, когда дом, вкотором проживает наниматель, подлежит сносу в связи с отводом земельногоучастка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ) либоесли жилое помещение переоборудуется в нежилое (гл. 3 ЖК РФ), судомпроверяется, имеется ли решение компетентного органа об изъятии земельногоучастка для государственных или муниципальных нужд либо о переводе жилого дома(жилого помещения) в нежилой. В силу ч. 3 ст. 35 КонституцииРоссийской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как порешению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нуждможет быть произведено только при условии предварительного и равноценноговозмещения.
При выселении спредоставлением другого благоустроенного жилого помещения судам необходимотщательно проверять, отвечает ли оно требованиям ЖК РФ, имея в виду, чтоотсутствие коммунальных удобств и неблагоустроенность того жилого помещения, изкоторого выселяется наниматель, не является основанием для предоставленияжилого помещения, не соответствующего требованиям указанной нормы закона.
Поделам о выселении из служебных жилых помещений необходимо устанавливать,относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. Приэтом следует исходить из того, что помещения в домах государственного имуниципального жилищного фонда считаются служебными со времени вынесениярешения органом местного самоуправления о включении их в число служебных.
С учетом того, что всилу ст. 103 ЖК РФ некоторые категории граждан, проживающих в служебныхжилых помещениях, не подлежат выселению без предоставления другого жилогопомещения, при рассмотрении дел о выселении из служебных жилых помещенийнеобходимо также выяснять, не обладают ли ответчики льготой, предусмотреннойуказанной статьей.
Требование о выселениииз служебных жилых помещений в случаях, предусмотренных ЖК РФ, не подлежитудовлетворению, если предоставляемое помещение также включено в число служебныхлибо является общежитием, так как выселяемый не является лицом, которому всоответствии с ЖК РФ может быть предоставлено такое жилое помещение.
Разрешая споры овыселении из общежития, следует проверять, является ли общежитием помещение,занимаемое ответчиком, для чего необходимо выяснять следующие обстоятельства:находится ли дом, в котором расположено помещение, в ведении истца; построен лион в качестве общежития либо специально переоборудован для этой цели; имеетсяли разрешение санэпидемстанции на его заселение как общежития; выдавался ли вустановленном порядке ордер на занятие жилой площади в общежитии; укомплектованли дом (жилое помещение) мебелью, специальным оборудованием, инвентарем,культурно-бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятий и отдыхаграждан; имеются ли штаты для обслуживания общежития; взимается ли плата запользование им и др.
Полученныедоказательства должны быть исследованы в судебном заседании и оценены всовокупности. Только после этого суд вправе решить вопрос о том, распространяетсяли на помещение, по поводу которого возник спор, правовой режим общежития.
Особенностирассмотрения жилищных споров с участием военнослужащих. В соответствии сост. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах РоссийскойФедерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защитенарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересоввоеннослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинскихформирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий(бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятыхими решений.
Согласноч. 3 ст. 254 ГПК РФ заявление военнослужащего, оспаривающего решение,действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника)воинской части, подается в военный суд. Следовательно, дела по заявлениямвоеннослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинскихдолжностных лиц, рассматриваются военными судами (судьями) применительно кправилам, установленным Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гл. 23 игл. 25 ГПК РФ.
При определении порядкарассмотрения указанных гражданских дел судам необходимо руководствоватьсяследующими положениями.
В порядке гл. 25ГПК РФ рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав в техслучаях, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера,непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных навластных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях всетребования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрениизаявления, поскольку в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав жалобуобоснованной, обязан вынести решение об обязанности соответствующего органагосударственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, втом числе воинского, государственного или муниципального служащего устранить вполном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие косуществлению гражданином его прав и свобод.
В тех случаях, когдаоспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскимидолжностными лицами не в порядке осуществления административно-властныхполномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной наравенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядкеискового производства.
Впорядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающиеиз административно-правовых отношений, но рассмотрение, которых по существутребует решения спора о праве других лиц.
Оспариваниенеправомерных действий должностных лиц и органов военного управления, в томчисле вытекающих из жилищных правоотношений, в судебном порядке.Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих, являются как коллегиальные,так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинскихдолжностных лиц, в результате которых:
1) нарушены права исвободы военнослужащего;
2) созданы препятствияосуществлению военнослужащим его прав и свобод;
3) на военнослужащегонезаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен ккакой-либо ответственности.
Военный суд (военныйсудья), в частности, рассматривает заявления об оспаривании следующих действийорганов военного управления и воинских должностных лиц:
— о необеспеченииположенными видами довольствия (квартирным и др.) и по другим вопросам,возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законамидополнительных прав и преимуществ военнослужащих;
— об отказе впостановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий),снятии с учета, переносе очереди на получение жилого помещения и др.
Если вышестоящий органвоенного управления или вышестоящее должностное лицо по жалобе военнослужащегов связи с запросом военного суда либо по собственной инициативе пересмотритрешение подчиненного органа военного управления или должностного лица и приметсобственное решение по существу данного вопроса, то может быть оспорено решениеэтого органа военного управления или воинского должностного лица.
В случае если приподаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве,подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняетзаявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требованийст.ст. 131 и 132 ГПК РФ (ст. 247 ГПК РФ). В случае если при этомнарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.
Заявлениеподается в военный суд по подсудности. При этом действуют следующие правила:
1) в Военную коллегиюВерховного Суда Российской Федерации подаются заявления об оспариванииненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актовПравительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации,иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным закономпредусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых закономинтересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
2) в окружной(флотский) военный суд подаются заявления, если возбуждаемое гражданское делобудет связанно с государственной тайной;
3) все остальныезаявления подаются в соответствующий гарнизонный военный суд, который действуетна территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Причемзаявление может быть по выбору военнослужащего подано в военный суд по местуего жительства или по месту нахождения органа военного управления или воинскогодолжностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Напрактике в соответствии со спецификой системы военных судов место жительствавоеннослужащего и место нахождения органа военного управления или воинскогодолжностного лица, как правило, совпадают, и дело подсудно одному и тому жегарнизонному военному суду.
При нарушении правилподсудности дела судья отказывает в принятии заявления.
Военный суд приступаетк рассмотрению дела, как было уже указано, на основании заявлениявоеннослужащего. Судья отказывает в принятии заявления или прекращаетпроизводство по делу, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том жепредмете и вступившее в законную силу. Предметом в данном случае является определенноематериально-правовое требование военнослужащего к органу военного управления(воинскому должностному лицу), предъявленное в военный суд. Законодательство недопускает бесконечное обращение одного и того же лица в суд с одним и тем жетребованием, по тому же основанию, ограничиваясь одним рассмотрением в судеконкретного дела и его разрешением.
Для обращения с жалобойв суд установлен срок три месяца со дня, когда военнослужащему стало известно онарушении его права. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлениемне является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причиныпропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебномзаседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Вслучае пропуска установленного трехмесячного срока необходимо вместе сзаявлением подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока в письменнойформе, обосновать уважительность пропуска срока и привести соответствующиедоказательства.
Заявлениявоеннослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органоввоенного управления, содержащие требования о защите нарушенного права, должныприниматься судом к рассмотрению независимо от истечения указанных сроков.Истечение срока на обращение в суд, о котором заявлено лицом, действия(бездействие) которого оспариваются, является основанием к вынесению судомрешения об отказе в удовлетворении заявления, если отсутствуют уважительныепричины пропуска этого срока.
Если суд, всестороннеисследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в судпропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении заявления.
В случае пропускауказанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом позаявлению военнослужащего, подавшего заявление, по правилам ч. 2ст. 256 ГПК РФ.
Библиографическийсписок
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в последней ред.Закона о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательстваРФ. 2009. № 1. Ст. 2.
2. Жилищныйкодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (в последней ред. от23.07.2008 N 160-ФЗ) // Российская газета. N 1. 2005.
3. Арбитражныйпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (в последнейред. от 28.06.2009 N 124-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. ст.3012.
4. Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (в последнейред. от 28.06.2009 N 128-ФЗ, N 124-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. ст. 4532.
5. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в последнейред. от 29.06.2009 N 132-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст.3301.
6. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (впоследней ред. от 09.04.2009 N 56-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. ст. 410.
7. Федеральныйконституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 N1-ФКЗ (в последней ред. от 29.06.2009 N 3-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.1999. № 26. ст. 3170.
8. Федеральныйзакон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в последней ред. от14.03.2009 N 34-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. N 22. 1998. ст. 2331.
9. ПостановлениеПравительства РФ «О государственном учете жилищного фонда в РоссийскойФедерации» от 13.10.1997 N 1301 (в последней ред. от 30.04.2009 N 388) //Собрание законодательства РФ. N 42. 20.10.1997. ст. 4787.
10. «Конвенцияо защите прав человека и основных свобод» заключена в г. Риме 04.11.1950(вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены вКонвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963),«Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собраниезаконодательства РФ. 2001. № 2. ст. 163.
11. Жилищныйкодекс РСФСР (принят ВС РСФСР 24.06.1983) // Ведомости ВС РСФСР. 1983. N 26.ст. 883. Утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федеральногозакона от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
12. АстаповаТ.Ю. Жилищное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. –М.: Норма. 2009.
13. АфонинаА.В. Жилищное право Российской Федерации: курс лекций. – М.: Эксмо. 2009.
14. БарановВ.А., Гущин В.В., Курганов Л.С. Жилищное право Российской Федерации: Учебник. –М.: Норма. 2006.
15. ГлазовВ.В. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (постатейный) // «Юстицинформ». 2007.
16. ГородовО.А., Губарева А.К. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации(постатейный) — 3-е изд., доп. и перераб. М.: Проспект. 2009.
17. СухаревА.Я. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М,2007.
18. ТолстойЮ.К. Жилищное право: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.176
19. ФилипповаЕ.С. Жилищное право: учебник для вузов. – «Юстицинформ», 2007.