/>/>/>Работа на тему:/>/>/>Современное социальноеуправление – состояние, тенденции изменения
/>/>/>Содержание
Введение. 3
Глава1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания 5
§1.1.Современное состояние социального управления. 5
§1.2.Сущность и содержание социального управления. 10
§1.3.Социальное управление – главное средство воздействия. 12
Глава2. Государство — главный субъект социального управления. 15
§2.1.Государственное управление как отрасль социального управления. 15
§2.2.Целеполагание в социальном управлении. 19
§2.3.Корпоративный метод социального управления. 22
Глава3. Тенденции изменения в социальном управлении. 25
§3.1.Новыедоктрины социального управления. 27
§3.2.Публичность социального управления. 28
§3.3.Поиск пути общественного развития — главная задача социального управления 29
Заключение. 35
Литература. 37
/>/>/>Введение
Перед мировым сообществоми Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явноне осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практикууправления, сформировать управленцев новой генерации, способных мыслить идействовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающиерешения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Разрыв между непрерывноменяющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризисуправления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпысоциального прогресса, порождает социальные, политические, экономические,духовные, биологические и техногенные катастрофы, способные погубить жизнь напланете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозныевызовы XXI века.[1]Но отвечать придется, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состояниинепредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либопоиск сбалансированного устойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного,- иного не дано. Выбор очевиден — управление процессом, а значит, ипреимущественные инвестиции мирового сообщества, каждой отдельной страны всферу управления: финансовые, образовательные, интеллектуальные, информационныеи др.
Роковая ошибкасовременной российской политики состоит в том, что все сводится к захватувласти.[2]Между тем, суть политического руководства при наличии власти — управлениеобщественными делами, привлечение к этому всего общества, его общественныхинститутов и всех граждан, делегируя им властные функции, ресурсы и вместе сними развивая самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу обществана пути социального прогресса.
Научиться управлять — этозначит овладеть наукой и искусством воздействия на объект управления, неподавляя творческий потенциал общества, а способствуя его пробуждению иразвитию. Политическое управление — частный случай управления. Главный субъектуправления — общество в целом, политическое управление — его часть. Если частьне подчиняется целому, кризис власти и управления неразрешим.
Следовательно, избежатьуправленческих ошибок, цена которых для общества по мере его усложнения всевозрастает, можно только в одном случае — если опереться на теорию управления,общие законы и принципы науки. Ее основы начали складываться со временантичности, когда люди, общественные институты искали эффективные способыуправления общественными делами в различных сферах: производстве, торговле,военном деле, политике, дипломатии и т. п.
Исторический опытсвидетельствует, что уже древнегреческие, древнекитайские государственные ихозяйственные деятели владели такими секретами управления, которые не утратилизначимости. Традиции управленческой мысли обогащаются новыми принципами вэпоху Ренессанса, промышленной революции, особенно в конце XX века, когдаразворачивается управленческая революция и появляется современная модификациятеории управления — менеджмент./>/>/>Глава 1. Социальное управление как самостоятельная отрасльнаучного знания/>/>§1.1. Современноесостояние социального управления
Феномен управленияизвестен еще с античных времен и изучался многими общественными науками,призванными изучать общество и законы его развития.[3]Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночныхотношений возник значительно позже и развивался в большей мере в контекстеэкономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полноепредставление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятиемменеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
В настоящее время навопрос: «Что такое социальное управление?» — непросто получить однозначныйответ. Все зависит от позиции исследователя и научных интересов. Одни авторыотносят его к юридической науке, другие — к экономической или социально-психологической,третьи — к социологической.[4]
1. С позиции менеджментауправление — это процесс проектирования и инновации социальных организаций,мотивации людей к деятельности для достижения целей организации
В теории менеджментауправление в, большей мере исследуется с точки зрения конкретной ситуации,возникающей в практике управления, то есть как искусство управления.
2. Экономическая наукасклонна трактовать управление как способ получения экономического результатапри наименьших производственных издержках.
3. Правоведение трактуетуправление как государственное правовое регулирование с помощью законов.
4. Политология понимаетуправление как воздействие на общество со стороны государства политическимиметодами и т. п.
Существует множествопозиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению.Часто вместо слова управление используются понятия: регулирование,руководство, администрирование, менеджмент, организация и т. п.
Расплывчатость понятия«управление» создает значительные трудности для субъектов управления при выборетого или иного подхода при выборе социальных технологий управления. Органыуправления нередко вынуждены руководствоваться собственным прошлым опытом или сложившимисяв организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто иущербным.
В настоящее время всеострее осознается необходимость разработки современной теории управления.[5]Для этого необходимы, как минимум, во-первых, наличие достаточно четкогопредставления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, неотносящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, нерастворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточноуниверсального определения социального управления.
Подчеркнем в этой связи,что социальное управление как наука специально не исследует экономические,юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения — теория и методология их взаимодействия, основанная на системной связи всехобщественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. В общейтеории социального управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методывзаимодействия разных социальных систем, сохранения их целостности, созданияновых социальных образований на основе целесообразности, ценностно-нормативныхпредставлений совокупного интеллекта, присущего обществу на данномисторическом этапе развития.
Поэтому задачей являетсяобеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальныхсистем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействииодной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектоми субъектом управления в процессе их взаимодействия.
Давно назрел вопрос овыделении социального управления как самостоятельной учебной дисциплины.Сегодня она не покрывается имеющимися специальностями — «Система государственногоуправления», «Муниципальный менеджмент» и «Государственное и муниципальноеуправление», а является для них общеметодологической. Последние выступают лишькак частный случай социального управления в целом и базируются на его общихзаконах и принципах, без которых каждая из этих учебных дисциплин не можетбыть понята и усвоена в единой логике, без чего обучение представляетсяущербным.
Назрела необходимостьформирования науки социального управления как единой, общей отрасли научногознания и учебной дисциплины. Она обусловлена, во-первых, все возрастающей потребностьюв целостном освоении окружающего мира, во-вторых, необходимостью системноговоздействия на все сферы общественной жизни в их интегральном качестве.[6]
Исследования показывают,что сегодня нет чисто экономических, социальных, политических или толькодуховных образований. Появились интегральные зоны, такие, каксоциально-экономическая, культурно-политическая, духовно-бытовая. Социальныеизменения давно уже не носят линейного характера, хотя воздействия на них вобществе по-прежнему преимущественно односложны.
Поэтому наука управленияне может ограничиваться только воздействием на отдельно взятую сферу, онаизучает общие законы и принципы не просто их взаимодействия, а целостногоинтегрального воздействия во имя достижения цели общества — обеспечениябезопасности своих членов и повышения качества их жизни.
Социальное управление — предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальнойпсихологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики,кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения ихуправленческих возможностей.[7]Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себяразделы: социологии управления, философии управления, психологии управления,политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектахуправления.
Глубокое нарушениеравновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления.Возможность такого кризиса постоянна по ряду причин:[8]а) внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна,динамична; б) ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факторов,учесть и предвидеть которые становится все труднее.
Все это предъявляетповышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точноулавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся нетолько объектом, но и субъектом воздействия. В общественной жизни наблюдаетсяпостоянное наращивание потенциала субъективности, складывающегося изколлективного интеллекта общности в целом, из его отдельных социальныхорганизаций и составляющих их людей. Можно утверждать, что чем вышеколлективный интеллект общества, его стремление к саморазвитию, тем все болееточными становятся управленческие решения и эффективнее действия субъектовуправления: всего общества, органов управления, государства, отдельных людей,призванных адекватно отвечать на перемены во внутренней и внешней среде состороны социальных организаций.
Теория искусствасоциального управления основана на эмпирических обобщениях, на базеконкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления,конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностейи принципов, не предусматривает общих правил поведения, но позволяетталантливым управленцам находить неординарные решения в условияхнеопределенности. В сочетании со знаниями общих законов и принципов управлениятеория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции,индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальныйуправленческий результат.
Однако наука социальногоуправления до сих пор не имеет самостоятельного статуса, не включена в переченьни научных специальностей, ни специальностей, изучаемых в средних и высшихучебных заведениях, что затрудняет формирование профессиональных кадровуправления, способных адекватно действовать в условиях кризиса,неопределенности, находить оптимальные управленческие решения. Между тем, каксвидетельствует мировой и отечественный опыт, низкий уровень управленческой культуры, недостаточный запас «критической массы» управленияспособствуют деградации частных видов управления, особенно экономического, политического. В этих условиях формируется такая политическая ифинансово-экономическая элита в обществе, которая не способна к системномувосприятию мира, действует на «корыстных программах», а потому не только неспособствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, нарастающихпотрясений и катастроф, а своими некомпетентными действиями только увеличиваетчисло возникающих проблем, которые требуют своего своевременного и адекватногорешения./>/>/>§1.2.Сущность и содержание социального управления
В окружающем нас миреможно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи:неживую природу, живую природу и человеческое общество.[9]
В каждой из этихсоставляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействиемопределенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можнорассматривать как управление в неживой природе, или технических системах,управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческомобществе, или социальных системах.
Управление техническимисистемами изучается в основном техническими науками.
Управление в живойприроде, то есть управление биологическими системами, является объектомизучения естественных наук.
Управление каквоздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению.Эта область изучается общественными науками.
Наиболее общие законы ипринципы управления рассматривает наука кибернетика. В соответствии с делениемокружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое обществокибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.
Понятие «социальноеуправление» рассматривается в узком и широком значении слова.
В узком значениисоциальное управление определяется как процесс воздействия на социальныепроцессы для достижения поставленных целей.
Анализируя в «Капитале»различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному дляпонимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественныйили совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, - писалон, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, котороеустанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общиефункции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельныйскрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».[10]В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сферадеятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управленияв определенный вид человеческой деятельности: «Труд по надзору и управлению…непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, Которыеналагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качествеособого труда», возникающего «всюду, где непосредственный процесс производстваимеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединеннымтрудом самостоятельных производителей».[11]
Объективная необходимостьуправленческого труда порождает особую группу работников — управляющих.
В сферу деятельностилюдей по социальному управлению помимо управленческих работников входятнаучные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфересоциального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку,переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров./>/>§1.3. Социальноеуправление – главное средство воздействия
Необходимость социальногоуправления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей,в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью егокооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякогочеловеческого общества, так и управление является необходимым элементом общеготруда, существования и развития общества.
Ключевое понятиеуправления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологическихсистемах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, котороеосуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействиесубъекта управления на объект управления с целью перевода его в новоежелательное состояние.
Однако воздействие всоциальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности,силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.
Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно бытьдостигнуто. Определение целей управления — главный и начальный этап управления.[12]
Целеполагание — процессобоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основеанализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальныхсвязей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Итак, уже самоцелеполагание — есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие налюдей, их поведение и жизнедеятельность и тем больше, чем в большей мерепоставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, егоценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы.
Именно поэтому многиеученые, изучающие управление, считают сегодня главным средством воздействияодного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования кдеятельности.
Источником активности,как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и причина активности.Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективнымии субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но влюбом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому,создавая ту или иную систему стимулирования, то есть представления каких-либожизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленнойцелью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальнымповедением.
Поэтому управление — этоособый вид профессиональной деятельности, который не только сводится кдостижению целей системы, организации, но и представляет собой средствоподдержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимальногофункционирования и развития.
Во многом управленческаядеятельность является информационной, потому что связана с получением,осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего,управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, чтоолицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий,данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информациейможет быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс вцелом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние идинамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвященапоиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит воснове целесообразной управленческой деятельности.
Система управленияподразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждаяиз которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущимией особенностями.[13]Они имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене имеются своинаправления прямых и обратных связей, образующих внутренние источникисаморегуляции.
Анализируя дальше системууправления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта исубъекта управления, организационных и управленческих отношений исоответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под которымипонимают конкретные направления деятельности. Функции управления можноклассифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые иорганизационные. Назначение целевых функций состоит в направленности копределенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальнойорганизации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевыефункции являются не только необходимым, но и определяющим элементом, какуправленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления иразвития.
Процесс целеполаганияявляется определяющим условием эффективности всей системы управления.Содержание существующей системы управления функционально организуется именнодля достижения определенных целей. Целеполагание всегда выполняет элементпрогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются врезультате развития данной социальной системы.
Итак, основные задачи управленияи его составной части — организации — решает система управления. Конечнымрезультатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотногоуправленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным ипсихологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множествавозможных вариантов./>/>/>Глава2. Государство — главный субъект социального управления
По вопросу о сущностигосударства до сих пор идут споры, не утихают дискуссии, но ясно одно, что,во-первых, государство — многомерное образование, во-вторых, оно выступает какформа общества, которому делегировано главное право — правораспоряженияобщественными делами. Следовательно, главное отношение, которое сегодня должнобыть исследовано, — это отношение между обществом и властью, потому что самогосударство, как справедливо считает проф. Г.В. Атаманчук, есть «публичная илегитимная властная сила общества».[14]/>/>§2.1. Государственноеуправление как отрасль социальногоуправления
Государственноеуправление среди всех видов управления занимает особое место, что объясняетсянекоторыми, только ему присущими свойствами.
Определяющее влияние нахарактер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий,осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект государство. Привсех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти всевыделяют заложенную в нем мощную властную силу. М. Вебер писал: «Государство…есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилиекак средство». Государство структура, способная властно определять линиюповедения людей и добиваться ее с помощью принуждения. В «Краткой философскойэнциклопедии» государство понимается как «структура господства, котораяпостоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий,совершающихся благодаря представительству, и которая упорядочивает общественныедействия в той или иной области».[15]
Государство потому иявляется государством, тем самым, отличаясь от общественных структур, что внем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть. Властьпредставляет собой взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин добровольноили по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых,нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают поступкии действия, строят свою жизнь.
В этой связи и самогосударственное управление общественными делами отличается присущими толькоему свойствами. Государственное воздействие, регулирование — это, преждевсего, воздействие властное, политическое, которое имеет в основе правовуюобусловленность, а в реализации — силу государственного аппарата, обладающегосредствами принуждения.
Государство, будучисложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъектауправления, придает управлению общественными делами свойство системности,которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства вобществе возможно достижение необходимой согласованности, координации,субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности иэффективности в управлении.
Государство реализуетсвое политическое воздействие, посредством законодательства, устанавливаяобщие, типовые правила поведения всех людей во всех сферах общественной жизни иобеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмамирегулирования, постоянно расширяя сферу их применения.
Эффективностьгосударственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них,на наш взгляд, является качество социальной связи общества и государства.
Нет необходимостидоказывать, что обществу необходимо сильное государство, ибо национальная иличная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным и умным,правовым демократическим государством. Поэтому укрепление государственности — это постоянная забота граждан. Но укрепление возможно только на основе егосовершенствования, демократизации, расширения связей с гражданским обществом,построения правовых основ. Если этого не происходит, то государство отрываетсяот общества, перестает защищать его интересы и тогда бессмысленно говорить обего усилении, поскольку оно преследует интересы коррумпированной верхушки, укоторой собственные интересы нередко противоположны коренным интересам граждан.О противоречиях между обществом и государством написано много, но до сих поростается неясным вопрос о том, как сделать государство подлинным центромуправления общественными делами, генератором общественных идей и ценностей.Совершенно очевидно, что в соответствии с требованиями времени должна менятьсясама сущность и теория государственного управления.
Сегодня, чтобы выполнитьсвой долг перед обществом — обеспечить национальную и личную безопасностьсвоих граждан, использовать свои властные полномочия в интересах общества,упорядочить распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие исиловые функции, государство обязано ответить на те вызовы времени, которыепорождены тремя революциями: научно-технической, информационной,управленческой. Это задача каждого субъекта управления, но, прежде всегогосударства как главного субъекта управления. А суть этих требований такова:сегодня нельзя упорядочить распорядительно-организационные, нормотворческие исиловые функции без коренного качественного изменения своих усилий в областиинформационно-аналитической концептуальной деятельности. Без этого, какпоказывают исследования многих ученых, государство не может разработать ипринять выверенную стратегию развития общества на основе перспективнойобщественной доктрины, разработать и скоординировать разные политики,предложить обществу понятный и приемлемый для него курс. Как показывает мировойопыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существеннаяперегруппировка функций, выдвижение новых приоритетов в государственнойработе.
Главный субъектуправления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные,нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления,мотивируя реальное становление гражданского общества.[16]
Тем самым государствоизбавляется от ставших во многом рутинными функций управления, наполняет ихновым содержанием, освобождая тем самым себя для решения наукоемких, творческихи трудозатратных работ: информационно-аналитических, стратегических. Без нихрешение глобальных и геополитических задач просто невозможно. Это существеннымобразом меняет всю систему государственного целеполагания, организующего ирегулирующего воздействия государства на общественную жизнедеятельность людейв целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. Проблемная ситуация вэтой области известна: командно-административная система разрушена, а новая несоздана. Поэтому действия главного субъекта управления нередко носятспонтанный характер, управляемость общественными процессами резко снизилась,что наносит ущерб национальным интересам России.
Характерно, чтогосударство продолжает во многом по инерции наращивать своиорганизационно-распорядительные функции: растет аппарат управления, издаютсязаконы и другие нормативно-правовые документы, наращиваются силовые структуры,а эффективность государственного управления падает, в обществе увеличиваютсяявления дезорганизации, деструктивности, следовательно, незащищенности каждогогражданина. Причем в общественном мнении осознание этого тревожного положенияесть. Оно проявляется в резком отчуждении граждан от власти, в снижении ихполитической активности, в нарастании протестных движений, но в самой властиадекватных оценок сложившегося политического положения нет либо они явноведомственные./> §2.2. Целеполаганиев социальном управлении
Под социальнымуправлением, как нами установлено ранее, понимается целесообразное воздействиесубъекта управления на объект с целью перевода его в состояние, соответствующеецели данной системы.
На первой стадииуправленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимальногофункционирования и развития объекта или модель его будущего состояния.Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этойсвязи, и составляют содержание основополагающей функции управления — «целеполагание».
Целеполагание пронизываети определяет все стадии управленческой работы: информационную,организационную, регулирующую, координирующую, контрольную. Эта функцияопределяет содержание всех остальных, является их объединяющим стержнем иреализуется во всех сферах социального управления. Целеполагание лежит в основеглавного принципа управления — системного подхода. Действительно, каждаясоциальная подсистема обладает собственной основной целью, но каждая из нихносит подчиненный характер относительно основной цели — общества в целом.
Поэтому основная цель,например, территориального или муниципального образования и соответствующихвидов управления, определяется основной целью общества в целом как системыболее высокого порядка. Если последняя определена как создание условий,обеспечивающих достижение высокого качества жизни гражданам, достойной жизни,свободного развития для каждого человека, то у социальных подсистем более«низкого» уровня других главных целей быть не может, могут быть только разныеметоды, сроки, этапы достижения главной цели общества в целом.
Следует отметить, что втеории и практике социального управления определение главных целей,согласование целей разных уровней исследовано крайне недостаточно, что приводитк огромным издержкам в практике социального управления. Особенно большаяпутаница существует в классификации целей по содержанию, по времени, поуровням управления. Цель нередко путается со средствами ее достижения.
В этой связи спецификаформирования и уточнения целей, построения иерархии подцелей, доведения их досоответствующего уровня приоритетности главной цели по отношению к целям«низшего» уровня — одна из важнейших задач управления, от решения которойзависит эффективность управленческой деятельности в целом. «Если мы ставимперед собой задачу совершенствования организации, — пишет известныйамериканский специалист по управлению Дж. О’Шонесси, — не уточнив ее целей, мырискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие путидостижения неудовлетворительных конечных результатов».[17]
Что же лежит в основеподлинного целеполагания? Основой этого, считает большинство исследователей,является познание объективных закономерностей развития общества. Эти закономерности— источник целей, вырабатываемых людьми, и чем точнее цели отражают требованиязакономерностей происходящих в обществе процессов и тенденций их изменения,тем эффективнее человеческая деятельность. Кроме закономерностей, важнымицелеформирующими факторами являются потребности, интересы и реальныевозможности общества или любого из образующих его компонентов.
Именно поэтому сампроцесс целеполагания рассматривается, прежде всего, как деятельность повыявлению и анализу потребностей управляемого объекта в продукции, услугах,образовательном, интеллектуальном или информационном продукте с учетом реальныхвозможностей их наиболее полного удовлетворения.
В целеполагании всегдавозникает задача — свести множество возникающих целей до минимума, из минимумавыбрать главную приоритетную, исключить из веера целей те из них, которыевыступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияютна выбор альтернатив. Полезно при наличии конфликтных целей одного уровнясопоставить их с целями более высокого уровня и выбрать те из первых, которыепредпочтительнее с точки зрения вторых.
Целеполагание — сложныйпроцесс, включающий не только образование целей, но и их проверку,корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания — программирование деятельности по достижению сформулированных целей.
Сформированные цели могутоказаться неприемлемыми. Поэтому необходимо прогнозирование их достижимости.Только после этого полученные цели, прошедшие проверку, корректировку, согласованиена основе оценки сложившейся ситуации, могут быть переданы в блокпрограммирования.
Для выполнения этойсложной работы используются математические методы для моделирования комплексовцелей. В настоящее время для согласования и корректировки целей применяются специальныеметоды — диалоговые системы.
Внедряемые сегодня наЗападе системы социального управления, в том числе и по результатам, не тольконаправлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационнообеспечивают его достижение, имеют глубокую технологическую проработку,которая способствует средствами планирования, нормативных документов проявлениюи развитию доверия к работнику, готовности к сотрудничеству, уважения ктворческим способностям людей. Поэтому за социальным диагностированиемлогически следует необходимость применения методов социальных технологий,которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, освоениесоциальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальныхрешений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».
В целом следует сказать,что в качестве определяющих, главных целей общества, его отдельных подсистемвсегда были, а сегодня осознаются все в большей мере обеспечение высокогокачества жизни людей, изменение в лучшую сторону их образа жизни, материальногои духовного благосостояния./>/>§2.3. Корпоративный метод социальногоуправления
Главное преимуществокорпоративного метода хозяйствования перед капиталистическим и социалистическимсостоит в том, что богатства одних не создаются за счет других. Суть проблемыне в том, чтобы отнять богатство для бедных, а в том, чтобы всех сделатьбогатыми, хотя и в разной мере, с учетом способностей каждого. Бедныестановятся более состоятельными, богатые становятся еще богаче, а относительныйразрыв между ними сглаживается. Социальная политика в условиях корпоратизмаформируется не только из фискальных усилий государства, не только за счетперераспределения доходов, а, прежде всего за счет предоставления каждомуреальных возможностей получения лучших условий приложения своих сил. Каждый гражданинстановится совладельцем собственности: банка, страховой компании,негосударственного пенсионного фонда, словом, всех материально-финансовыхсредств, социальных институтов, способных обеспечить ему современное качествожизни. В этих условиях прекращается неограниченное злоупотреблениесобственностью, имуществом, деньгами, капиталом, которые становятся объектомсоциального регулирования, что, в свою очередь, формирует стимулы длятворческого труда каждого, способные обеспечить человеку высокую производительностьтруда, отличное качество и надежность изготовляемой продукции.
Корпоратизм способствуетрациональному использованию ресурсов регионов, которые сегодня «заморожены». Внастоящее время в России наиболее невостребованными и ослабленными оказалисьресурсы территорий, прежде всего, социально-экономические, научно-технические,духовно-культурные. Отсюда вполне понятно, что для выхода из кризисапервоочередной задачей российского общества является подъем территорий,максимальное включение «регионального фактора». Принципы корпоратизма позволяютподнять управленческий статус территорий, правильно распределить ресурсы,властные полномочия. На их основе может быть разработана, наконец, эффективнаяфедеральная политика регионального развития.
Достойный для Россиивыход один — в приоритетном порядке включить в сферу управления и распоряженияобщественными делами свой интеллектуальный ресурс.[18]
В России основой всехпреобразований всегда была великая цель, идеальный образ того общества, ккоторому необходимо стремиться. Это во многом определяло успех тех или иныхперемен и устойчивость таких целевых скрепов, объединяющих общество.
У России есть всепредпосылки для освоения корпоративного способа организации общественной жизни:уже действуют практические первые образы такой организации хозяйства, естьопыт, «школа» социализма и капитализма, разработаны высокие технологии,имеются фундаментальная наука, образованное население. По существу, рождаетсяновая общественная формация, утверждающая баланс интересов в и открывающаяпростор инициативе разных субъектов социального действия. Корпоратизм — этосинтез новейших достижений капиталистического и социалистического образажизни, вбирающий в себя жизнеспособные элементы двух способов производства.
Именно Россия открыламиру «третий путь» — модель народо-творческого развития.[19]Это открытие проверено исторической практикой многих стран, разработавших иреализовавших прорывные проекты выведения стран из разрухи и кризиса.Российский корпоратизм преодолел столетние преграды феодализма и сегодня спомощью японских, немецких, шведских и других усилий далеко вышел за пределыРоссии, опередив экономическую, социальную, политическую и духовнуюнаправленность развития большей части человечества.[20]
Взяв идеологиюкорпоратизма на вооружение, Россия имеет хорошие перспективы на достижениепрочного гражданского согласия, своего рода общественного договора,базирующегося на столь необходимом нашему обществу единстве совести и разума.
И еще, что очень важноподчеркнуть, корпоративная культура позволяет создать в будущем современный типуправленческой и организационной культуры. При такой культуре управления дажекризисные явления могут быть обращены на пользу граждан и обновление их жизни,если интеллектуальные силы общества включены в осмысление его причин, найденыпути адекватного воздействия на созревшие перемены. Есть основания считать, чтоРоссия превратится в страну, быстро реагирующую на внутренние и внешниетрудности, своевременно разрешающую нарастание конфликтов, в страну высокихобразцов технической и управленческой культуры, опирающуюся на приоритетнравственных ценностей.
Выбрав свой путь,совершенствуя свои цивилизационные истоки, Россия имеет хорошие шансы настабилизацию положения, а потом и на развитие. В этом ей следует в большей мереопереться на свой исторический выбор, отклонения от которого всегда приносилиРоссии беды и невзгоды./>/>Глава 3. Тенденции изменения всоциальном управлении
Формирование гражданскогообщества на принципах корпоратизма поставит под контроль государство,публичную власть, которые все в большей мере будут выполнять свою главнуюфункцию, — защиты безопасности общества, каждого гражданина на основе закона, ане перераспределения ресурсов и обеспечения хозяйственной жизни. Многие функциигосударственного управления будут делегированы гражданам, территориям,хозяйственным союзам и ассоциациям на основе подлинного самоуправления, чтопозволит значительно сократить государственный аппарат и поставить его подконтроль гражданского общества.
Став государственной иподконтрольной обществу, сама идеология и власть выступают все в большей мерене только как инструмент захвата и удержания ее, а как метод становления такихвластных отношений, когда власть населения, наконец, станет преобладающей над публичнойвластью. Власть будет создаваться населением, и защищать его интересы на всехуровнях. Это единственный способ изменить государственно-правовое отчуждение,существующее в обществе. Государственно-правовое регулирование может бытьорганизовано на основе Гражданского договора, при котором каждый гражданин,семья, трудовая ассоциация часть прав отчуждают в пользу сообщества для решенияобщественно значимых дел. Схематично этот процесс можно представить такимобразом:[21]
Корпоративное
делегирование прав
договор
человек + человек = семья
договор
человек + человек = сообщество
договор
сообщество + сообщество = регион
договор
регион + регион = федерация
Существующие
отчуждения прав
президент
федеральный центр
регион
муниципальное образование
население
Существующий механизмотчуждения прав представляет собой жесткую эксплуатацию каждого человека винтересах руководящего центра, который навязывает населению свой выбор,пониманием которого не делится со своими гражданами.
В борьбе за власть святыепонятия свобода, справедливость, право используются властвующими группами содной целью — завоевать или сохранить власть любой ценой./> §3.1.Новые доктрины социального управления
Трагедия нашей странызаключается в том, что первая благородная попытка народа создатьсамостоятельную, свободную от пут государства, социально организованнуюэкономическую жизнь осуществлялась непригодными методами. Государство вновьстало единственным и авторитарным распорядителем общества, которое использоваловластные методы западного образца, и в самой уродливой форме — в формегосударственной принудительной экономики как единственной формы государственногорегулирования. Это не только не соответствует сути российского человека, но ипротивоестественно для любого человека.
Отметим, что встановлении и укреплении государственности России всегда решающую роль играладуховно-идеологическая компонента, которая была объединяющим стержнем огромныхтерриторий, различных наций и народностей, проживающих на территории России.Всегда утрата или ослабление духовного стержня вели к ослаблению или распадуроссийского государства. Поэтому ему, особенно в период кризисных ситуаций,необходимо укрепление духовно-идеологических основ власти. В этой связироссийскому государству предстоит возрождение своей политико-идеологическойфункции, которая укрепляет духовный объединяющий стержень российскогообщества, способствует выработке выверенного политического курса,соответствующих стратегий развития, реализуемых в скоординированных политикахгосударства.
В свою очередь, не можетбыть выверенной государственной политики без современной доктрины общественногоразвития, из которой следует тот или иной курс. Это прерогатива государства,его главная обязанность перед обществом, без чего невозможно выполнение всехостальных.
Выработка доктриныобщественного развития и механизма ее реализации требует усиления вниманиягосударства к научным исследованиям, прежде всего в области теории и практикиуправления, активного включения данных науки в практическую работу органовгосударственного управления. Сегодня следует признать как неоспоримый факт, чтоуправленческая наука выключена из механизма нормального функционированияобщества.
Изменить такое положениедел можно только тогда, когда политической деятельностью займутся в массе своейисключительно профессиональные и нравственные люди, способные действовать винтересах своих граждан на основе законов и принципов, лежащих в основенаучного государственного управления.
Российскаягосударственность завершает XX век с большим грузом тяжелых проблем, серьезныхошибок, которые для своего преодоления требуют длительного времени и серьезныхусилий всего общества. Последнему еще предстоит сформировать новую генерациюполитиков-управленцев. В обществе разрабатываются проекты и программыподготовки политической элиты, но они пока не услышаны и не поддержаны властью./>/>§3.2. Публичностьсоциального управления
Еще одна принципиальнаяпроблема для российской государственности — гласность и публичностьгосударственного управления. Ее решение начинается с выработки и предъявленияобществу общественной доктрины и политического курса. Только в этом случаегосударство сможет опираться на большинство, рассчитывать на его активность иподдержку. В противном случае — пассивность людей, сопротивление осуществляемойполитике и проводимому курсу реформ обеспечены, а кризис государственной властинеизбежен, какие бы усилия она ни предпринимала на уровне словесных деклараций,внешней риторики нормативно-творческой суеты и манипулирования общественныммнением.
Для российскойгосударственности имеет принципиальное значение определенность и четкость еепозиций в геополитическом пространстве, в решении глобальных проблем, которыесегодня размыты или выражены нечетко. Для решения этих вопросов государственногостроительства, следовательно, обеспечения национальной безопасности своихграждан в России всегда имели большое значение исторические идеи.
Российскому государствуеще предстоит провести трезвый и беспристрастный анализ своего историческогопрошлого, правильно оценить настоящее и сделать обоснованные прогнозы на будущее.[22]Это имеет принципиальное значение для налаживания нормального диалога междугосударством и обществом вместо усиления конфронтации. Направления такогодиалога, необходимые меры достижения согласия известны — принятие вывереннойсоциальной доктрины и современной социальной политики. Необходимость этих мердавно назрела, требование это записано в Конституции, где российскоегосударство определяется как социальное. Нарушение данной конституционной нормы- главная причина углубляющегося политического кризиса и нарастающейконфронтации между обществом и властью./>/>/>§3.3.Поиск пути общественного развития — главная задача социального управления
Исторический опытсвидетельствует о том, что мир в целом, его отдельные образования, страны инароды находятся в постоянном поиске собственных путей развития,соответствующих моделей социального поведения в контексте постоянно меняющихсявнешних и внутренних обстоятельств, возникающих новых общественныхпотребностей. Правильно выбранный путь позволяет трезво оценить сложившуюсяситуацию и сконцентрировать средства и ресурсы на преодолении возникающихтрудностей, дисбалансов. И чем активнее в этот процесс вовлеченыинтеллектуальные силы общества, тем демократичнее обсуждаются различные альтернативывыхода из кризисного тупика.
Так, на протяжениипоследних двух десятилетий проблемы снижения конкурентоспособности американскойэкономики, постепенной утраты лидирующих позиций постоянно и открыто дебатируютсяна страницах печати США и в других странах.
Сегодня ясно, что неможет быть старой России, но никто не знает, как обустроить ее по-новому.Общество, принеся огромные жертвы, испытав сокрушительные удары, убедилось, чтовозврата к прошлому нет так же, как нет дороги в «монетаристское будущее».
Сущность проблем, стоящихперед Россией, во многом обусловлена тем, что наша страна оказалась в эпицентрекризиса, охватившего всю человеческую цивилизацию.[23]
Проведенные в последниегоды под эгидой ООН на уровне глав государств и правительств всемирныеконференции и встречи по окружающей среде и развитию, по проблемамнародонаселения, социального развития, климата подтверждают озабоченностьмирового сообщества кризисным состоянием нашей цивилизации.
Мир признает необходимымкардинальную смену парадигмы общественного развития и концептуально намечаетпуть выхода из современного состояния, известный под названием переход к устойчивомуразвитию.
Новая модель должнастроиться с учетом неразрывности задач социального, экономического, культурногоразвития и охраны природной среды всех стран и народов, основываться наизменении шкалы ценностей ведущих центров мирового сообщества.
Осознание этой истинытребует новых подходов к разработке стратегии устойчивого развития мира,современных национальных моделей, решения целого ряда научных и практическихзадач, что, в первую очередь, относится к России, которая находится в эпицентремировых противоречий, глобальных проблем и пока не определила своего места вгеополитическом пространстве.
Сегодня, как и в любойдругой кризисный период истории отечества, России нужна идея, способнаямобилизовать все ресурсы — материальные, организационные, а главное, духовныедля выхода из острейшего кризиса. Она не может и не должна повторять каксобственные заблуждения, так и ошибки других стран и провалы мировой цивилизации,и призвана найти свой самобытный и перспективный путь общественного развития.На наш взгляд, таким, наконец, правильно выбранным ориентиром общественногоразвития для России, который позволит сконцентрировать ресурсы наоздоровляющем направлении прорыва, является корпоратизм.
Само слово корпоратизмпроисходит от лат. corporatio — объединение, сообщество. В литературекорпорация преимущественно до сих пор была известна как экономическая, то естьтакой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами,где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мереразвития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих вовсем мире, многообразия ее форм корпорация все в большей мере рассматриваетсяне только как определенный тип экономической и социальной организации, сосвоими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и какособый тип обустройства всей общественной жизни.[24]Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративнойсобственностью, подлинно народного самоуправления, договорных; отношений междуцентральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждомместном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами,в том числе интеллектуальными. Таким образом, корпоратизм сегодня понимаетсянами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественнойжизни, наконец, принимает устойчивое положение; не только центр инициируетразвитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственныесубъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественнуюжизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властныеструктуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру,образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под своюответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.
В этом смысле корпоратизмвыдвигает основную цель развития общества, дает ясные ориентиры для граждан.Она, прежде всего, социальная и духовная. В экономике нельзя искать целевыеустановки: экономика — средство, а не смысл цивилизованного общества. Этонашло отражение и в Конституции России. Конечно, реализация всего комплекса целейначинается с оздоровления экономики, но главные цели-результаты — это повышениекачества жизни граждан, рост их благосостояния. Приоритетная из них — укрепление здоровья людей, создание таких условий, когда средняяпродолжительность жизни растет. Поэтому высшей целью корпоративного путиразвития являются:[25]
— высокие доходыбольшинства населения;
— постоянное улучшениесервиса и комфорта жизни, высокая продолжительность жизни без заболеваний;
— саморазвитие итворческое совершенствование личности как высшая ценность;
— перспективы длясамореализации подрастающего поколения;
— обеспечение высокогокачества жизни, как работающим гражданам, так и престарелым, инвалидам, многодетнымсемьям.
На наш взгляд, толькокорпоративный способ организации социальной жизни в современных условияхпозволяет не декларировать эти цели, а реально их осуществлять. Почему? Преждевсего, потому, что заботы берет на себя не только государство, центральнаявласть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования.Население территорий, городов и районов, став совладельцем финансовыхинститутов, коммерческих организаций, само учится зарабатывать на своисоциальные нужды, рационально использовать ресурсы, человеческие в том числе. Всамом деле, если человек не мотивирован к здоровому образу жизни в своем муниципальномсообществе, последнее не несет ответственности за его качество, не насаждает«культ здоровья» всеми средствами, не может быть здорового образа жизни нации вцелом, снижается ее творческая активность и жизнеспособность населения вцелом. Поэтому центр тяжести перемещается в муниципальные образования, которыепри корпоративном методе хозяйствования способны рационально решать вопросы,обеспечивающие здоровый образ жизни для своих граждан.
Идейные истокикорпоратизма уходят в глубь мировой хозяйственной жизни, их элементы известныс момента появления человеческого общества, когда в процессе совместнойдеятельности люди вступали в отношения совладения собственностью, объединенияусилий в решении общих задач, согласования интересов и т. п. Неумолимая логикаисторического развития такова: усложнение хозяйственной и социальной жизниобъективно требует объединения и координации усилий всех членов общества. Вразные исторические эпохи их формы выглядят по-разному. Как показал мировойопыт, в современных условиях наиболее эффективной формой такого взаимодействия,интеграции и координации усилий является корпоратизм. Во многих странах миракорпоративные формы организации как хозяйственной, так и социальной жизни сталиведущими. Корпоратизм своими корнями уходит в глубь российской истории. ИменноРоссия открыла миру корпоративный путь развития. Издревле российскоегосударство развивалось на корпоративных началах, на основах совладениясобственностью, союза местных сообществ, трудовой демократии и местного самоуправления.В странах Западной Европы сложилась к началу XX в. преимущественно модельобщественного развития, которую условно можно назвать «частной» или«индивидуалистической». Она была основана в большей мере на индивидуальномпроявлении жизненных сил и интересов, поскольку складывалась в условияхкрайнего дефицита экономических ресурсов, значительного перенаселения и соответствующеготипа культуры. Хозяйственная система, существовавшая в то же время в России,значительно отличалась от западноевропейской. Огромные территории и природныебогатства, многообразие климатических зон, этносов и народностей, тампроживающих, были важными объективными предпосылками для иного типа организациихозяйственной и всей общественной жизни, экономической самостоятельностимест, формирования национального характера и развития местного самоуправления,что лежит в основе корпоративного способа жизнедеятельности, особого путиразвития общества.
/>/>/>Заключение
В целом, в процессеисторической эволюции накоплен огромный и разносторонний опыт эффективногорешения общественных дел, который и нашел отражение в теории управления. Однакоприходится констатировать печальный факт: субъекты управления пока явнонедостаточно знают общие законы и принципы управления, не умеют пользоватьсяими в своей практической деятельности. Это во многом является причиной техсоциальных аномалий, потрясений, которые стоят на пути достижения устойчивогоразвития в мире, в России в особенности.
Именно управленческийресурс как интегрально-интеллектуальный сегодня становится определяющим.[26]Его неполное или искаженное использование ведет к стагнации общественногоразвития, является тормозом прогресса, несет дезорганизацию и неисчислимые бедынациональной и личной безопасности граждан. В силу целого ряда причин этот ресурсобщества пока заморожен, хотя наряду с «человеческим» он является определяющим.Раскрыть его — задача первостепенной значимости. Однако, как это нипарадоксально, пока нет учебного пособия по современным основам социальногоуправления, выстроенного в единой логике.
Есть исследования,которые посвящены отдельным проблемам теории управления. Одни рассматриваютсоциальное управление преимущественно как часть экономических отношений,организационных, психологических, когда речь идет о мотивации управленческойдеятельности. Другие изучают социальное управление как государственноеуправление, затрагивая только некоторые законы и принципы социальногоуправления как самостоятельной отрасли научного знания. Исключение составляютработы академика Афанасьева В.Г., но они, во-первых, относятся к началу 80-хгодов, во-вторых, посвящены решению другой задачи — не учебной, аисследовательской, поэтому не дают целостной картины управленческого знания.[27]
Сегодня существуетмножество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, еговнутренней структуры, что плодотворно в исследовательском плане, нонедостаточно для учебного пособия, где необходима целостная картина этого видаобщественных отношений — управленческих — и соответствующей деятельности. Онидолжны быть представлены в единой логике.
Во многом лишены такогоцелостного подхода и многочисленные издания, посвященные изложению основсовременного менеджмента, которые в большей мере представляют основыуправления фирмой с точки зрения искусства современного управления в разныхситуациях.
/>/>/>Литература
1. Афанасьев В.Г.Общество: системность, познание, управление. М., 2001
2. Атаманчук Г.В.Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1999.
3. Афонин Ю.А.,Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. Россия: объединяющая идея, путь выхода изкризиса, улучшение жизни каждого. М.- Самара, 2002.
4. Государственное имуниципальное управление. Справочник /Отв. ред. Н.И. Глазунова. М., 2003.
5. Иванов В.Н.Социальные технологии в современном мире. М., 1999.
6. Иванов В.Н.,Чартаев М.А. Россия: к концепции развития общества и политической власти. М.-Н. Новгород, 1999.
7. Кузнецов О.Л.,Ванюшин В.А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественногоустройства. М., 1999.
8. Системныепроблемы России. Путь в XXI век /Рук. авт. кол. Д.С. Львов. М., 2002.