Содержание
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Сущность и способы образованияюридических лиц………...5
1.1. Сущностьобразованию юридических лиц………………………...5
1.2. Способыобразования юридических лиц…………………….…….6
Глава 2. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующемузаконодательству……………………………………10
2.1. Порядокликвидации юридических лиц…………………………..10
2.2.Реорганизация юридических лиц………………………………….16
Заключение……………………………………………………………....19
Список использованнойлитературы……………………………………......22
Приложение……………………………………………………...…………...24
Введение
Порядок образования и прекращениядеятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того,что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числасубъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств,участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
При образовании юридического лицаобязательным условиям является его государственная регистрация. Государственнаярегистрация юридических лиц является необходимым условием стабильностигражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрацииосуществляется государственный контроль за соблюдением установленного закономпорядка образования юридического лица, соответствием его учредительныхдокументов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и виных предусмотренных законом целях.
Статья 2 ГК РФ называет условие о регистрации вкачестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющегопредпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественныеобъединения (кроме политических общественных объединений) вправе нерегистрироваться и функционировать без государственной регистрации иприобретения прав юридического лица.
В зависимости от наличия правопреемстваразличают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.
Реорганизация — это прекращениедеятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством(сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результатереорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихсяобязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существованиеюридическое лицо.
Ликвидация представляет собой прекращениедеятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самогоюридического лица, так и его прав и обязанностей.
Таким образом, цель данной работы проанализировать порядокобразования и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующемугражданскому законодательству.
Даннаяцель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
— охарактеризовать сущность и способы образования юридического лица;
— раскрыть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;
Предметомданного исследования выступает гражданское законодательство, регулирующее особенностипорядка образования и прекращения деятельности юридических лиц. Объектомисследования является общественные отношения в области гражданскогозаконодательства.
Изучение данной темы основано на использование частно-научных методовисследования: логический, сравнительно-правовой,статистический, исторический, конкретно-социологический и другие.
Теоретической основой настоящей работы являютсятруды специалистов в области гражданского права: А.П. Сергеева, М.И.Брагинского, Т.Е. Абовой,А.Ю. Кабалкина имногих других.
Нормативную базу данной работы составляетГражданский кодекс РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и другие нормативные акты.
Структура работы определяется целью и задачамиисследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав, заключенияи списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Сущность и способы образования юридических лиц
1.1. Сущность образованию юридических лиц
Инициатива создания юридических лиц может принадлежатькак собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо отконкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежатобязательной государственной регистрации, с момента проведения которой онисчитаются созданными.
В соответствии со ст.51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется в органах юстиции в порядке,определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственнойрегистрации, в том числе (для коммерческих организаций) фирменное наименование,включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый длявсеобщего ознакомления. Организация,не прошедшая государственную регистрацию, считается несозданной.
Порядок государственной регистрации устанавливается Федеральным закономот 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»1,регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрациейюридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесенииизменений в их учредительные документы и при ведении единого государственногореестра юридических лиц. Федеральными законами может устанавливаться специальныйпорядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
1.2. Способы образования юридических лиц
Историческисложились три основных порядка (способа) образования юридического лица:распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный (См.: Приложении 1).
Распорядительный порядокхарактеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишьраспоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организациине требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинствогосударственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства всистеме плановой экономики, его доминирование над гражданским обществомпозволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрациисоздаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики местораспорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образованияюридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальнойгосударственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого фактаволеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качествеюридического лица1.
Статья 51 ГК не предусматриваетникаких исключений из общего правила о необходимости государственнойрегистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, атакже явочный способы образования организаций в настоящее время в России неприменяются.
Разрешительный порядок образования юридическоголица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентныморганом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных икооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лицамогло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующеезаконодательство не допускает отказа в регистрации по мотивамнецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняетразрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
При нормативно-явочном порядке дляобразования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включаягосударственные органы, не требуетется. Регистрирующий орган лишь проверяет,соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден лиустановленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрироватьюридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболеераспространен и в России, и за рубежом1.
Правовой основой деятельности любогоюридического лица наряду с законодательством являются его учредительныедокументы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы праваприменительно к своим интересам.
Состав учредительных документов дляразных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной илидополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительногодоговора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ(полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридическихлиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор—этоконсенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения междуучредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можнорассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора осовместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это —самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме(простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с моментазаключения.
Устав в отличие от учредительногодоговора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие неносит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятиядокумента. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специальноуполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собранияучредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать вкачестве локального нормативного акта, определяющего правовое положениеюридического лица и регулирующего отношения между участниками и самимюридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридическоголица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общегоположения об организациях данного вида или общего устава общественногообъединения.
Федеральным законом о государственной регистрациисубъектов предпринимательской деятельности установлен перечень необходимыхдокументов (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решениео создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее50 процентов уставного капитала; свидетельство об уплате государственнойпошлины). Размер уставного капитала (фонда) зависит от конкретнойорганизационно-правовой формы юридических лиц.
Состав документов, представляемых длягосударственной регистрации, определяется Федеральным законом «Огосударственной регистрации юридических лиц» и различается в зависимостиот того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лицапутем реорганизации, ликвидации юридического лица илиоб изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица.Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, непредусмотренных законом.
Нарушение установленного законом порядкаобразования или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказв государственной регистрации. Отказ по другим мотивам, в том численецелесообразности создания юридического лица, не допускается1.
Отказ, а также уклонение от регистрации обжалуетсяв арбитражный суд с учетом правил о подсудности споров.
За государственную регистрацию уплачивается государственнаяпошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Государственная регистрация является завершающим этапомсоздания юридического лица, с которым закон связывает возникновениеправоспособности. Государственная регистрация юридического лица может бытьпризнана недействительной только судом, если при создании юридического лицабыли допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации должно бытьотказано. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должноприниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер.
Глава 2. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласнодействующему законодательству
2.1. Порядок ликвидации юридических лиц
Ликвидация — это способ прекращения юридических лицбез перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ)1.Подобно реорганизации, она может быть как добровольной, так и принудительной(См.: Приложение 2).
Добровольный порядок предполагает, что ликвидацияпроизводится по решению учредителей или органа юридического лица,уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень основанийдля добровольной ликвидации включает истечение срока, на который созданоюридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано. Принудительныйпорядок ликвидации по решению суда применяется при осуществлении юридическимлицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности,запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законаили других правовых актов, признания судом недействительной регистрацииюридического лица в связи с допущенными при его создании неустранимыминарушениями законодательства. Общественные или религиозные организации(объединения), благотворительные или иные фонды могут быть ликвидированы втаком же порядке при систематической деятельности, противоречащей уставнымцелям. Перечень оснований для принудительной ликвидации, содержащийся в п. 2ст. 61 ГК РФ, не является исчерпывающим, так как некоторые виды юридических лицподлежат ликвидации и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом.Например, уменьшение стоимости чистых активов хозяйственного общества нижеопределенного законом минимального размера уставного капитала приводит к еголиквидации.
Решение о ликвидации юридического лица выноситсясудом по иску государственного органа или управомоченногооргана местного самоуправления.
Начало ликвидации связано с тем, что учредителиюридического лица или орган, принявший соответствующее решение, обязанынезамедлительно известить об этом регистрирующий орган. В единыйгосударственный реестр вносится запись о том, чтоюридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяетиспользовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникампредпринимательской деятельности.
Учредители (участники) юридического лица, егоуполномоченный орган или суд назначают по согласованию с регистрирующим органомликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и срокиликвидации. К комиссии с момента ее назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени онавыступает и в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Процедура ликвидации, установленная ст. 63 ГК РФ,состоит из пяти этапов, на каждом из которых перед ликвидационной комиссией(ликвидатором) ставятся определенные задачи1 (См.: Приложение 3).
1. Комиссия помещает в органах печати объявление оликвидации юридического лица, порядке и сроках предъявления его кредиторамисвоих требований. Срок по заявлению таких требований не может быть менее двухмесяцев с момента публикации. Комиссия влияет кредиторов и письменно уведомляетих о ликвидации, определяет должников и принимает меры к получению дебиторскойзадолженности, в том числе путем предъявления исков в суд.
2. Когда срок для предъявления кредиторами своихтребований истек, комиссия составляет промежуточный баланс, в которомсодержатся данные о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечнепредъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный баланс согласовывается ликвидационнойкомиссией с регистрирующим органом, а затем направляется на утверждениеучастникам (учредителям) юридического лица или органу, принявшему решение оликвидации. Утвержденный баланс — основание для фактической выплаты денежныхсумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией требованиям.
3. При недостаточности денежных средств дляудовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия продает имуществоюридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнениясудебных решений. Правило обязательной продажи имущества должника, необладающего достаточными денежными средствами для расчетов с кредиторами,распространяется на все ликвидируемые юридические лица, кроме учреждений ифедеральных казенных предприятий.
4. Ликвидационная комиссия производит выплаты попризнанным требованиям на основании промежуточного баланса, начиная со дня егоутверждения. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ.
В первую очередь удовлетворяются требованияграждан, перед которыми юридическое лицо отвечает за причинение вреда жизни илиздоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей1.
Во вторую очередь производятся расчеты по выходнымпособиям, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и выплатевознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования пообязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридическоголица.
В четвертую очередь погашается задолженность пообязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В пятую очередь производятся расчеты со всемиостальными кредиторами.
Требования каждой очереди удовлетворяются толькопосле полного расчета с предыдущей.
Выплата денежных сумм кредитором 1 — 4 очередейпроизводится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а пятой— по истечении месяца с этой даты. В случае отказа ликвидационной комиссииудовлетворить требование кредитора либо уклонения от их принятия последнийвправе обратиться с иском к ликвидационной комиссии в суд, который можетудовлетворить требования за счет оставшегося имущества ликвидируемогоюридического лица.
При недостаточности имущества оно распределяетсямежду кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований,подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае ликвидации банков или других кредитныхучреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяютсятребования граждан, являющихся кредиторами этих учреждений.
5. После завершения расчетов с кредиторамиликвидационная комиссия составляет окончательный баланс, утверждаемыйучредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение оликвидации, по согласованию с регистрирующим органом.
Имущество, оставшееся послеудовлетворения всех требований кредиторов, должно быть передано его учредителям(участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственное правов отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другимиправовыми актами или учредительными документами (п.7 ст. 63 ГК РФ). Так, ликвидация государственных имуниципальных предприятий и учреждений, федеральных казенных предприятийприводит к передаче имущества соответствующему публично-правовому образованию.Имущество общественных и религиозных организаций, благотворительных и иныхфондов, объединений юридических лиц, в отношении которых их учредители не имеютимущественных прав, направляется на цели, указанные в уставе.
Утверждение ликвидационного баланса являетсяоснованием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестрюридических лиц. С этого момента ликвидация считается завершенной, аюридическое лицо — прекратившим свое существование (п. 8 ст 63 ГК РФ).
Особенности ликвидации юридического лица при егонесостоятельности (банкротстве) определены ст. 65 ГК РФ и Федеральным законом от 26 октября2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1.
Несостоятельными могут быть признаны по решениюсуда коммерческие организации, за исключением казенных предприятий,потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. Те же организации могутсовместно с кредиторами объявить о своем банкротстве и о добровольнойликвидации.
Банкротство (несостоятельность) в ст. 2.Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определяется как признанная арбитражным судомили объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособнымсовершить указанные действия, если соответствующие обязательства и (или)обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления датыих исполнения, если иное не установлено законом.
К должнику — юридическому лицу могут быть примененыследующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство,мировое соглашение. Под наблюдением следует понимать процедуру банкротства,применяемую с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должникабанкротом до момента, определяемого в соответствии с законом, в целяхобеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансовогосостояния должника. Внешнее управление (судебная санация) — процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях восстановления егоплатежеспособности, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему.Конкурсное производство — процедура, применяемая к должнику, признанномубанкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. И, наконец,на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник икредиторы вправе заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждениюарбитражным судом. Для отдельных категорий должников—юридических лицустановлены особенности банкротства (градообразующиеорганизации, сельскохозяйственные организации, кредитные организации, страховыеорганизации, профессиональные участники рынка ценных бумаг)1.
Несостоятельное юридическое лицо следует считатьликвидированным с момента исключения его из единого государственного реестра поопределению о завершении конкурсного производства, вынесенному арбитражнымсудом, или по представлению собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.
2.2. Реорганизация юридических лиц
Реорганизация представляет собой способ прекращенияюридических лиц с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства (кромеслучаев выделения из состава юридического лица другой организации). Существуетпять форм реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ)1(См.: Приложение 4):
1) слияние нескольких юридических лиц в одно новое;
2) присоединение юридического лица к другому;
3) разделение юридического лица на два или болееновых;
4) выделение из юридического лица новых юридическихлиц;
5) преобразование юридического лица однойорганизационно-правовой формы в другую.
По общему правилу, юридическое лицо реорганизуетсядобровольно, т. е. по решению его учредителей либооргана, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможнареорганизация и в принудительном порядке по решению уполномоченныхгосударственных органов или по решению суда. Так, когда организации занимаютдоминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушенийантимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправеобязать их принудительно разделиться или выделить из своего состава одну либонесколько организаций на базе структурных подразделений, если это ведет кразвитию конкуренции.
Решением уполномоченного государственного органаопределяется срок такой реорганизации. Если учредители юридического лица,назначенный ими орган или орган, уполномоченный на реорганизацию учредительнымидокументами, не осуществят ее в указанный срок, суд (по иску указанногогосударственного органа) назначает внешнего управляющего юридическим лицом ипоручает ему осуществить реорганизацию. Внешний управляющий составляетразделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе сучредительными документами юридических лиц, возникающих в результатереорганизации. Эти документы становятся, после утверждения судом, основаниемдля государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Реорганизация в форме слияния,присоединения или преобразования в случаях, установленных судом, возможна лишьс согласия уполномоченных государственных органов.
При слиянии, присоединении и преобразованииюридических лиц составляется передаточный акт, при разделении и выделении — разделительный баланс. Указанныедокументы должны содержать положения о правопреемстве по всей совокупностиобязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех егокредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются лицами, принявшимирешение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документамидля государственной регистрации вновь возникающих или изменений в учредительныедокументы существующих юридических лиц.
Реорганизация в форме слияния,разделения, выделения и преобразования считается завершенной с моментагосударственной регистрации, а в форме присоединения — только с моментавнесения в единый государственный реестр записи о прекращении деятельностиприсоединенного юридического лица1.
Основаниями для отказа вгосударственной регистрации вновь возникших юридических лиц являютсянепредставление вместе с учредительными документами передаточного акта илиразделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве пообязательствам.
Обеспечение прав кредиторовюридического лица при его реорганизации достигается правилами ст. 60 ГК РФ. Научредителей (участников) или орган, принявший решение о реорганизацииюридического лица, возлагается обязанность письменного уведомления об этом всехкредиторов. Каждый кредитор может потребовать прекращения или досрочногоисполнения обязательства, должником по которому выступает это юридическое лицо,и возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства. Если жеразделительный баланс не дает возможности установить правопреемника, то вновьвозникшие юридические лица отвечают по обязательствам реорганизованногоюридического лица солидарно.
Заключение
Проанализировав в данной работепорядок образования и прекращения деятельности юридических лиц необходимоотметить, что в зависимости от характера участия государственных органов врегистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяетследующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. При этом нормативно-явочный порядокдействует в настоящее время в Российской Федерации.
Государственная регистрация являетсязавершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный органпроверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, ипринимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основныеданные об организации включаются в единый государственный реестр юридическихлиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
Государственная регистрацияюридического лица является завершающим этапом образования юридического лица, накотором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых длясоздания нового субъекта права, и принимает решение о признании организацииюридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются вединый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными длявсеобщего ознакомления.
Деятельность юридический лиц прекращается посредством его реорганизации(ст.57 ГК РФ) или ликвидации (ст.61 ГК РФ).
Реорганизация юридических лиц осуществляется в следующих формах: а)слияние нескольких юридических лиц в одно; б) присоединение одного илинескольких юридического лица к другому; в) разделение юридического лица нанесколько самостоятельных юридических лиц; г) выделение из состава юридическоголица (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новыхюридических лиц; д) преобразование юридического лица из однойорганизационно-правовой формы в другую. Реорганизация юридических лиц по общемуправилу проводится им добровольно, по решению его учредителей илиуполномоченного на это органа (общего собрания). Реорганизация юридическоголица оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение илипреобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение). Часто впрактике проводимая реорганизация юридического лица ухудшают положениекредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом учредителямирешении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнениясоответствующих обязательств и возмещения возникших убытков.
Ликвидация юридических лиц представляет собой способ прекращения егодеятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этомслучае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большуюважность, чем в случаях реорганизации. Гражданское законодательствоустанавливает специальный порядок ликвидации юридических лиц. Ликвидация можетосуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на тооргана. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебнымрешением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения(лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или нормативных актов;противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. Особым случаемликвидации юридического лица является банкротство.
Ликвидация юридического лица представляет достаточно длительнуюпроцедуру, основным содержанием которой является выявление удовлетворениеимеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает своюдеятельность, а лица принявшие решения о ликвидации извещают регистрирующийорган об этом. В государственный реестр вносятся сообщенные сведения, а кнаименованию юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».
Этапы ликвидации юридического лица заключаются в следующем: назначение ссогласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии(единоличного ликвидатора); опубликование в средствах массовой информацииизвещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев)заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известныхкредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостаткеденежных средств для удовлетворения заявленных требований – продажа имуществаюридического лица с публичных торгов; расчеты с кредиторами юридического лица впорядке очередности (ст.64 – регресс, зарплата, залог, налоги, иные); составлениеликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имуществаучредителям.
Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо прекратившимсуществование – с момента внесения записи об этом в государственный реестр.
Список использованной литературы
Нормативныеакты:
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета, 25 декабря 1993 года.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (часть первая) //Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., №32, ст.3301.
3. Федеральный законот 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»// СЗ РФ, 2001, N 33, ч. 1, ст. 3431
4. Федеральный законот 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» //Собрание законодательства Российской Федерации от 28октября 2002 г. N 43 ст. 4190
Научная литература и статьи:
5. ГайдукЭ.Г. Прекращение деятельности юридического лица: основания и последствия// Журнал российского права, 2002. -№ 8. – С. 21-24
6. Гражданскоеправо. Часть 1. Учебник. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: “ПРОСПЕКТ”,1998. – 632 с.
7. Гражданскоеправо. Часть вторая: Учебник / Под общей ред. А.Г. Калпина. – М.: Юристъ, 2001.– 542с.
8. Гражданскоеправо. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Инфра-М,1999.– 426 с.
9. Гражданскоеправо. Общая часть. // Под ред. В. А. Тархова. –СПб.: Альфа, 2001. – 571 с.
10. Комментарийк Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. проф. Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. — М.:Юрайт-Издат; Право и закон, 2003
11. ПарцийЯ.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей // Гражданин и право, 2002. — № 11. – с. 7-9
12. Постатейныйнаучно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса РоссийскойФедерации. - М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка РГ», 2001. – 548 с.
13. Садиков. О. Н.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, часть первая(постатейный). М.: Проспект, 2000. – 542 с.
14. СтепановД.И. Проблемы законодательства о юридических лицах // Журналроссийского права, 2002. — № 10, октябрь. – с. 17-21
15. ТелюкинаМ.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц //Законодательство, 2000. — №1, январь. –С. 14-16
Приложение 1
Порядок образования юридических лиц
/>
Приложение 2
Порядок ликвидации юридического лица
/>
Приложение 3
Этапы ликвидации юридического лица
/>
Приложение 4
Прекращение юридического лица
/>