Реферат по предмету "Государство и право"


Социальное управление в отделении внутренних дел

План
 
1. Сущность социального управления его цели и функции
2. Организация и оборудование рабочего места сотрудника ОВД
3. Стадии подготовки и принятия решений в ОВД
Список литературы

1. Сущность социального управления, его цели и функции
Управление в органах внутренних дел представляет собой сложное,многоплановое явление, охватывающее как происходящие в самой системеправоохранительных органов внутренние процессы, так и взаимодействие сокружающей средой. Поэтому совершенствование управления в ОВД является значимымфактором укрепления законности и правопорядка в стране.
Феномен управления как вид человеческой деятельности известен с античныхвремен. В историческом плане управление возникло и развивалось как потребностьсогласования, упорядочения действий людей в процессе их совместнойдеятельности. Разрозненные попытки научного осмысления управленияпредпринимались отдельными учеными еще со времен Древней Греции. Однакоразвитие теоретических исследований систем и процессов управления относитсялишь к концу XIX — началу ХХ столетия.
Понятие «управление» (нем. regierung, лат. — regere, англ.control, management, фр. administration) имеет множество трактовок, врезультате чего оно стало охватывать весьма широкий спектр самыхразнокачественных явлений, событий, процессов. Управление возникло и получилопризнание как родовое понятие, характеризующее упорядочение взаимодействияопределенного множества элементов и составных частей природы, общества, самогочеловека.
В нашей стране термин «управление» применяется весьма широко дляхарактеристики процессов развития во всех сферах окружающего мира: в неживойприроде (технических системах), в живой природе (биологических системах) и вобществе[1].
Социальное управление присуще организациям, в том числе и такимспецифическим, как система ОВД.
Социальное управление является разновидностью совместнойдеятельности людей, требующей координации, согласования, обеспечения. Онопредставляет собой особую деятельность, которая организуется и осуществляетсядля достижения определенных целей. Возникновение и существование управления,его роль и значение обусловлены общественным устройством жизнедеятельностилюдей и его иерархическим характером. Управление является необходимым элементомобщего труда, существования и развития общества. По справедливому мнению проф.Г.В. Атаманчука, «… управление — это одна из труднейших и ответственных сферинтеллектуальной и практической деятельности людей», от состояния которой«… во многом зависит благополучие общества и в конечном счете судьба человека»[2].
Будучи сложным многоплановым явлением, социальное управлениехарактеризуется рядом признаков. Оно существует там, где имеет место совместнаядеятельность людей, их общностей; осуществляется только в целостнойорганизационной системе; обладает наличием обязательных элементов: субъектауправления, объекта управления, прямых и обратных связей; отличается наличиемопределенной направленности на достижение поставленной цели (целенаправленностьи целеустремленность в достижении управленческого результата); служит интересамвзаимодействия основных элементов системы; обеспечивается системой определенныхсредств, приемов и методов; осуществляется на основе воздействия субъектауправления на объект управления с целью перевода его в желательное (должное)состояние; реализуется на основе обоснования и формирования целей и задачразвития объекта управления, целеполагания; отличается наличием у субъектауправления определенного властного ресурса; объект управления являетсяподвластным субъектом, сознательное волевое поведение которого должноизменяться в соответствии с указаниями субъекта; осуществляется на основенеобходимого информационного и аналитического обеспечения. Указанные черты восновном присущи также организации и осуществлению управления в системе ОВД.
С современных позиций понятие «социальное управление»рассматривается в широком и узком значении слова[3].
В широком смысле термин «социальное управление» рассматриваетсякак сфера деятельности людей. В узком значении социальное управлениеопределяется как механизм воздействия на социальные процессы для достиженияпоставленных целей[4].
Объективная необходимость управленческого труда порождает особуюгруппу работников — управляющих.
Основная цель управления в ОВД состоит в том, чтобы обеспечитьмаксимальную эффективность согласованных, упорядоченных, коллективных действийпрокурорско-следственных и иных работников, звеньев, подразделений, аппаратов,органов и учреждений системы прокуратуры при решении возложенных на них задач,укреплении законности и правопорядка.
Достижение этой цели связано с решением ряда задач, составляющихсодержание управления в ОВД. Основными из них являются: обеспечениеправильного, непрерывного и эффективного взаимодействия частей, элементов,звеньев системы органов и учреждений ОВД как единого системногоорганизационного образования; выработка и принятие управленческого решения;планирование и организация деятельности; контроль за выполнением принятогорешения; соответствующее регулирование работы и ее корреляция в случаенеобходимости; максимально полный учет и использование законов,закономерностей, принципов, положений, методов и приемов управленческойдеятельности; профессиональная управленческая подготовка и переподготовкаруководителей, иных категорий следственных работников; непрерывный сбор,обобщение и анализ информации об эффективности управленческих воздействий и осостоянии законности и правопорядка.
Управление как функция, как особый вид деятельности реализуетсячерез выполнение ряда управленческих действий, получивших название функцииуправления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделилпять базовых функций управления: планирование, организация, распоряжение,координирование и контроль[5].В последующих разработках состав функций управления пополнялся, в том числе иза счет детализации тех или иных видов управленческих работ.
В настоящее время научное управление в организациях, в частности всистеме ОВД, рассматривается как процесс, имеющий циклический характер ивключающий в себя ряд стадий, к основным из которых можно отнести: выработкууправленческого решения; планирование; организацию осуществления принятогорешения, регулирование и корректирование этого процесса; учет и контрольполучаемых результатов, анализ степени достижения поставленных целей.Необходимым атрибутом научного управления в ОВД на всех его стадиях являетсясбор, обобщение, анализ и использование требуемой информации (состояниезаконности и правопорядка на поднадзорной территории или объекте, ресурсныевозможности и состояние функционирования конкретной прокуратуры и т.д.)[6].
Управление в социальных системах включает в себя и такие подвиды(направления): государственное управление (управление делами государства);местное самоуправление (управление в органах местного самоуправления);общественное управление (управление делами общественных объединений иорганизаций). ОВД, являясь органом государства, органически входит в системугосударственного управления. Следовательно, управление в системе ОВД являетсясоциальным управлением в целом и государственным в частности.
В теории сущность управления рассматривается как реальноевоздействие субъекта на объект управления, как функция организованных системразличной природы (технических, биологических и социальных), обеспечивающаясохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности,реализацию их целей и программ[7].Такое определение в общем виде относится и к деятельности ОВД, управлениекоторой представляет собой непрерывный процесс упорядочения работы всей системыОВД.
Под субъектом управления понимается физическое или юридическоелицо, от которого исходит сознательное, целенаправленное воздействие. Отсубъекта управления необходимо отличать субъект управленческой деятельности.Последний может быть только физическим лицом. Специфика субъекта определяет разныевиды управления. Если, например, субъектом управления выступает государство, торечь идет о государственном управлении. Однако уместно отметить, что при всехсубъектах управления всегда осуществляется одна и та же по содержаниюдеятельность: формирование и реализация управляющих воздействий, что находитвнешнее проявление в управленческих решениях и организационных действиях.
Когда речь идет о государственном управлении, то имеется в видусовокупность целенаправленных воздействий органов государственной власти(которыми в широком смысле являются все органы государства), оказываемых ими врамках своей компетенции на определенные социальные системы и все общество вцелом.
ОВД представляют собой подсистему государственного аппарата и вэтом качестве служат одним из рычагов государственного управления. Инымисловами, ОВД в составе системы государственного управления выступают какэлемент управляющей системы и выполняют соответствующие их компетенции функциипо управлению обществом в целом.
Таким образом, управление в ОВД — это особый, осуществляемый наоснове и во исполнение законов вид государственной профессиональнойдеятельности субъектов управления по выработке и реализации научно обоснованныхрегулирующих, организующих и практических воздействий на подчиненные органы иих подразделения, направленных на упорядочение, согласование исовершенствование действий прокурорских работников, организацию эффективноговзаимодействия между структурными подразделениями и аппаратами прокуратуры длядостижения стоящих перед ОВД целей и задач, укрепления законности иправопорядка.
Необходимость совершенствования управления в ОВД определяется тем,что именно оно обуславливает в значительной мере успешность организации идеятельности российской милиции по решению стоящих перед ней целей и задач.
2. Организация и оборудование рабочего места сотрудника ОВД
По общему правилу органы исполнительной власти и органы местногосамоуправления, на территории которых расположена милиция, должны предоставлятьслужебные помещения, а участковым уполномоченным милиции — помещения для работына обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникойи средствами связи. При этом, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления и организации обеспечиваюттехническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемыхмилиции служебных помещений и их капитальный ремонт.
Определенная часть необходимой милиции техники производится напредприятиях системы МВД России по внутриведомственному заказу. Это отдельныевиды оперативной и специальной техники, комплектов оперативной связи, устройствзащиты каналов связи и другая специфическая продукция[8].
Обратим непосредственное внимание на оборудование рабочих местсотрудников ОВД.
Рабочий кабинет сотрудника ОВД должен быть оснащен табло с инициалами,званием сотрудника ОВД, в необходимых случаях на дверях кабинета должна бытьвывеска о днях и времени приема граждан, телефонами уполномоченных и дежурнойчасти горрайоргана внутренних дел.
Образец представлен ниже
 
Образец
Герб России
МВД России │
ГУВД Воронежской области
ОВД Романовского района
Участковый пункт милиции N 1
Адрес: р.п. Романовка, ул. Советская, д. 12
Телефон: 2-22-02
Телефон дежурного ОВД: 2-28-72
В коридоре (холле) помещения пункта милиции оборудуются стендынаглядной агитации, на которых размещаются:
— Конституция Российской Федерации;
— Закон Российской Федерации «О милиции»;
— федеральные законы, указы и распоряжения Президента РоссийскойФедерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации иместного самоуправления, принятые по вопросам обеспечения правопорядка;
— выписки из нормативных правовых актов МВД России,регламентирующих порядок рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организациюприема граждан;
— отдельные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации иКодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
— буклеты-памятки для населения на правовые темы;
— другая необходимая информация.
Рабочее место сотрудника ОВД оснащается мебелью, инвентарем,оргтехникой, средствами связи и специальной литературой. В расчете на одногосотрудника примерная положенность составляет: Наименование Количество 1. Стол письменный 1 2. Стол письменный 1 3. Стул для посетителей 2 4. Шкаф платяной 1 5. Шкаф для хранения бланков служебной документации 1 6. Металлический шкаф (сейф) для временного хранения служебных документов 1 7. Телефонный аппарат или(и) стационарная радиостанция 1/1 8. Компьютер или (и) пишущая машинка 1/1 9. Микрокалькулятор 1 10. Репродуктор проводного вещания 1 11. Настольная лампа 1 12. Люстра 1 13. Портьеры и занавески На каждое окно 14. Прибор для питьевой воды 1 15. Аптечка с медикаментами и перевязочными средствами 1 16. Мыло и полотенце 1 комплект 17. Огнетушитель 1 18. Библиотечка юридической и педагогической литературы 1
На рабочем месте сотрудника ОВД должны быть в наличии следующиедокументы
— Настенный план административного участка (микрорайона).
— Паспорт административногоучастка.
— Паспорта на жилой дом(жилые дома).
— Рабочая тетрадь сотрудникамилиции.
— Контрольные карточки,списки лиц, с которыми проводится профилактическая работа.
— Журнал устных, письменныхобращений и приема граждан.
— Несекретные приказы,инструкции, методические рекомендации по деятельности сотрудников милиции.
— Списки лиц, транспортныхсредств, номерных вещей и предметов, находящихся в розыске.
— Книга замечаний ипредложений проверяющих.
-. Книга отзывов и предложений граждан.
— Юридическая и педагогическая литература.
3. Стадии подготовки и принятия решений в ОВД
Вся деятельность милициистроится на основе принятия соответствующих решений.
Под стадией принятия решенийследует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства,которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи,документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг от друга и кругомучастников производства. На каждой стадии совершаются определенные действия,которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задачкаждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как быподводит итог деятельности[9].
После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадииорганично связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь полетого, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что былосделано раньше.
ОВД — весьма своеобразное звено исполнительной власти. Сущность ихдеятельности состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконныхактов, регулирующих общественный порядок.
В своей административной деятельности органы внутренних дел руководствуютсяЗаконом РФ «О милиции», Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также Указами президента, постановлениями и инструкциями правительства, другимизаконами и правовыми актами.
В ходе отправления административных полномочий сотрудники и аппаратмилиции вступают в административно — правовые отношения в гражданами,учреждениями, организациями.
Административную деятельность осуществляют в большей степениследующие подразделения милиции общественной безопасности: отдел ГИБДД,участковые инспектора милиции, отдел лицензионно-разрешительной системы (ЛРС),отдел паспортно-визовой службы (ПВС), инспекция по делам несовершеннолетних(ИДН) и сотрудники дежурной части.
ОВД используют широко такие формы административной деятельностикак составление протоколов об административных правонарушениях
Принятие и исполнение решений в ОВД является одной из основныхформ реализации исполнительной власти. Издание и исполнение этих решений — важная часть управленческого процесса, направленного на осуществления функцийОВД.
Акты управления в ОВД обладают характерными чертами:
— является правовой формой управленческого решения;
— выражает юридически значимое волеизъявление субъектаисполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;
— официальный характер правового акта состоит в том, что ониздается от имени определенной структурной единицы государственного аппарата,выражает волю государства, влечет служебные последствия.
— издается в одностороннем порядке, т.е. выражает волю толькоодной стороны — субъекта исполнительной власти;
— является решением полномочного органа исполнительной власти,принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции определенной законом;
— принимается с соблюдением определенных установленных процедур.Решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно надлежащим образомоформлено;
— несоблюдение содержащихся в нем юридически властных предписанийвлечет ответственность виновной стороны;
— может быть в установленном законе порядке опротестован илиоспорен.
Выделяют следующие стадии подготовки и принятия решений в ОВД:
Первая стадия этого процесса — подготовка решения (об утверждении,награждении, приеме, выделении, исполнении и т. д.). Чаще всего на этой стадиисуществуют этапы: правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правовоговоздействия на нее, подготовки проекта решения.
Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) июридические основания. Менее половины из общего их числа издаются по инициативеих авторов. Последние чаще выступают «переводчиками» законов и актоввышестоящих органов, конкретизируя их с учетом местных условий, либо применяяих на основе жалоб, заявлений, приказов и т. д. Основанием для принятия, отменыакта может быть инициатива субъекта административной власти, поручениевышестоящего органа, протест прокурора, обращение организации, жалоба,заявление гражданина, статья в газете и др.
В ходе анализа ситуации выясняется фактическое положение дел,проблемы, которые требуют решения, возможные варианты их решения. Присоставлении проекта избирается один из возможных вариантов правовогорегулирования, он надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается.Практикуется и подготовка альтернативных проектов.
Вторая стадия — принятие решения — тем короче, чем большепроведено подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждениеи обязательно голосование. Большинство же правовых актов принимаютсяединолично, а значит, главное на этой стадии — подписание подготовленногопроекта. Очевидно, что в подготовленный проект могут быть внесены изменениялибо проект может быть признан непригодным.
Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает егоокончательное редактирование, подписание административного акта, присвоениеакту порядкового номера.
Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц —самостоятельная стадия работы с актом. Это делается путем персональногоознакомления (устно, высылки копий, повесток, вывешиванием списков,ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, егоразмножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовойинформации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях).
С юридической и практической точек зрения только разработать ипринять качественный правовой акт управления совсем недостаточно.
Хотя этот этап чрезвычайно сложен, ответственен и требует большихусилий специалистов разного профиля, однако в какой-то мере это только началосложного процесса осуществления управленческой деятельности.
Главное — своевременно и эффективно реализовать, практическиосуществить акт управления. То есть обеспечить его служебную роль, действие,связанное с наступлением юридических последствий и обуславливающее их.
Акт действует либо до истечения установленного срока его «жизни»,либо до его официального изменения или отмены.
Действие административного акта прекращается также в результатеего приостановления, которое не влечет автоматически утрату им юридическойсилы.
Приостановление означает временное прекращение действия илиисполнения административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим егоприостановление.

Список литературы
 
1.   Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курслекций/Г.В.Атаманчук. — М., 2006 г.
2.   Бурчакова Л.А. Теория управления/Л.А.Бурчакова. — М., 2005 г.
3.   Иванов В.Н. Основы социального управления / Под ред. проф. В.Н.Иванова. М., 2001 г.
4.   Зубач А.В. Кокорев А.Н., Русакова Р.А. Основные направлениядеятельности милиции: Учебное пособие/Зубач А.В., А.Н. Кокорев, Р.А. Русакова.- М.: МосУ МВД России, Изд-во «Щит-М», 2005 г.
5.   Производство по делам об административных правонарушениях ворганах внутренних дел (милиции). М., 2007 г.
6.   Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления:системный подход. М., 1997 г.
7.   Управление организацией. Энциклопедический словарь. М., 2001 г.
8.   Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 2002 г.
9.   Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления:Словарь-справочник / Авт.-сост. Е.Ф. Яськов. М., 1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологические и природные факторы
Реферат Экологическая психология
Реферат Private Enforcement Of Law Essay Research Paper
Реферат Экологические мировоззрения
Реферат Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду
Реферат Экологические и этнографические исследования озера Дальнего
Реферат Соціалістична Ліга Нового Сходу
Реферат Экологическая обстановка в г. Ростове-на-Дону
Реферат Экологические и медицинские последствия загрязнения литосферы
Реферат Экологически безопасная продукция
Реферат Экологическая экспертиза особо охраняемых природных объектов
Реферат Экологическая ситуация в Новокузнецке
Реферат Художники 2
Реферат 23 листопада 2010 року. Запрошення до публікації у фаховому виданні з соціології Вісник Харківського національного університету імені В. Н
Реферат Экологические проблемы в энергетике