Реферат по предмету "Государство и право"


Социально-экономические права и свободы в РФ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КУРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедраконституционного права
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему:
«СОЦИАЛЬНО– ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В РФ »
Автор работы:ст. гр. ЗЮ – 63д Орлов Д.А.
Руководитель:доцент Яценко В.В.
Работазащищена _____________ с оценкой________
Членыкомиссии: 1.________________
2.________________
3.________________
КУРСК 2007

Оглавление
 
Введение……………………………………………………………………с.3 – 5
1. Социально–экономические права вконституции РФ 1993 года и в советских конституциях…………………….………………………………с.6 – 8
2. Социальные права исвободы……..………………………………...…с. 9 – 22
3. Экономические права исвободы…...………………………………… с.23 – 27
Заключение……………………………………………………………….с.28 – 30
Библиографическийсписок…………………………………………….…….с. 31

Введение
Выбор темы для настоящейкурсовой работы обусловлен тем, что закрепление и защита прав и свобод личностив Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степеньреализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Не получивчеткого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человекне может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократическогообщества, а значит, и жить по правилам этого общества.
Целью настоящей курсовойработы является общий обзор конституционного регулированиясоциально-экономических прав и свобод человека в современной РоссийскойФедерации, по возможности, сопоставление с предшествующим отечественным опытом.В основу исследования нами будет положен анализ конкретных положений действующейРоссийской Конституции.
Экономические исоциальные права и свободы имеют важнейшее значение для жизни человека.Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в этугруппу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. Всвоей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека вэкономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защититьсвои жизненные потребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей немогут положиться только на свои силы. Сохра­няя свободу, они в то же времязависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому винтересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека отэкономического произвола и социальной несправедливости, а также — дать ему силыдля духовного развития и проявления своих способностей.
По своему юридическомусодержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частнойсобственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия,другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собойсубъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующегоотраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.)порождают для государства только общую обязанность проводить политикусодействия в их реализации. Различия в юри­дическом содержании порождаютразличную степень массовости пользования этими правами — те из них, которыелучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются набумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляютсяза каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.
Конституционные права, свободыи обязанности обладают наивысшей юридической силой.
Из этого свойства, преждевсего, следует, что все другие права, свободы и обязанности должны в принципесоответствовать конституционным правам, свободам и обязанностям граждан. Указанноеположение не нужно понимать буквально, будто в текущем законодательстве могутзакрепляться лишь такие права, свободы и обязанности, которые тождественны посодержанию конституционным. Необходимо, чтобы все другие права, свободы иобязанности, возлагаемые на граждан различными нормативными актами, непротиворечили, а соответствовали в принципе конституционным правам, свободам иобязанностям. В этом, как известно, выражается принцип законности. Соответствиевсех других прав и обязанностей граждан конституционным вовсе не исключает, а предполагаетих многообразие, так как они призваны удовлетворять разнообразные интересы и потребностиличности, коллектива, общества. Соответствие должно пониматься как их единствов главном, в основном, т.е. согласие в целях, которые стоят перед обеими группамиправ, свобод и обязанностей. Из наличия у конституционных прав, свобод и обязанностейвысшей юридической силы вытекает также, что лицам не могут быть предоставленытакие права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат илинесовместимы с конституционными. В случае возникновения подобной ситуации действуютконституционные права, свободы и обязанности, а противоречащие им права,свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственнымиорганами. «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющиеили умоляющие права и свободы человека и гражданина»[1].
Обеспечение законституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силыявляется гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.

1.        Социально-экономическиеправа и свободы в Конституции РФ 1993г. и в советских Конституциях
Несмотря на то, что имуже не отводится первая роль, как прежде, социально-экономические права исвободы продолжают по-прежнему занимать весьма важное место в системеконституционного регулирования правового положения личности в РоссийскойФедерации. Социально-экономическим правам в посвящены статьи 34-41 КонституцииРФ.
Интересно проследитьметаморфозу их каталога и содержания по сравнению с последней советскойКонституцией (редакции 1988 года). Если тогда перечень открывало право на труд,затем шли права на отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение постарости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, правона жилище, на образование. В нынешней конституции список начинается с права насвободу предпринимательства и права частной собственности, потом снова идетправо частной собственности, но уже на землю, свобода труда, право насоциальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскуюпомощь. Как видно, в последней советской конституции право собственности вообще“выпало” из каталога прав[2].
Смена перечня исодержания прав отразила полную трансформацию всей системы экономическихотношений общества. Проследим, как изменилось содержание конкретных прав.
Поскольку права начастную хозяйственную инициативу и частную собственность не имеют аналога всоветских конституциях, начнем с права на труд. За этим названием вдействительности скрывается не одно, а целый комплекс прав. По Конституции СССР1977 года право на труд означало “право на получение гарантированной работы соплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, право на выборпрофессии, рода занятий и работы”. По конституции РФ 1993 года в группутрудовых прав входят право свободно распоряжаться своими способностями к труду,выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право наохрану труда, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации ине ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры,включая право на забастовку, право на отдых. То, что было принято считать сердцевинойправа на труд, то есть право на гарантированное получение рабочего места, КонституциейРФ 1993 года не устанавливается. Это право лишь отчасти компенсируется правомна защиту от безработицы, содержание которого для большинства простых людейсовершенно не понятно.
Пожалуй, наименее всегоизменилось содержание права на социальное обеспечение, поскольку системасоциального обеспечения уже давно стала совершенно необходимым атрибутом любогомало-мальски цивилизованного общества.
Право на жилище теперьявляется особенностью российской Конституции. Среди новейших конституций егозакрепляют еще только Конституция Кыргызстана 1993 г. Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 40), право на жилище является правом каждого и означаетзапрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущихи иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатноили за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондовв соответствии с установленными законом нормами. Согласно той же статье 40,органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищноестроительство.
В общем, не особенносильно трансформировалось и право на охрану здоровья, основное содержаниекоторого теперь составляет возможность получения бесплатной медицинской помощив государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому правутакже корреспондирует обязанность государства принимать общие меры по охране иукреплению здоровья населения, по развитию системы здравоохранения всех видов имедицинского страхования, содействовать развитию физической культуры и спорта.способствовать обеспечению экологического и санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения. В таком виде это право закреплено в статье 41Конституции РФ 1993 г.
Право на образованиеявляется одним из наиболее существенных конституционных социальных правчеловека, создающее предпосылку для развития, как его личности, так и всегообщества. Оно закрепляется практически во всех основных законах, начиная сКонституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию красширению. В настоящее время в демократических государствах право наобразование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право наполучение бесплатного начального или среднего образования в государственных имуниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях,общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения(религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право научреждение частных учебных заведений. Право на образование закреплено в статье43 Конституции РФ.

2.Социальные права и свободы
 
2.1.Трудовые права и свободы
Свобода трудапровозглашена в ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации правчеловека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующемзаконодательстве.
Конституция РФ закрепляетсвободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправекак работать, так и не работать. Человек свободен как в поступлении напостоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интереснуюили выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовуюдеятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.
Свобода труда связана сзапретом принудительного труда. Вместе с тем не считается принудительным трудомвыполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайногоположения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен КонвенциейМеждународной организации труда №29 (1930 г.), а также Кодексом законов о труде РФ (ст.2).
Право на труд не означаетчьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. Поступление человека наработу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работниквправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобыусловия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение затруд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не нижеустановленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работникана производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а вопределенных случаях и уголовную ответственность.
Конституция обязываетзаконодательный орган принимать законы о минимальном раз­мере оплаты труда, аработодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Трудовоезаконодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты трудаработников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения крелигии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77).
Право на защиту отбезработицы предполагает обязанность государства проводить эко­номическуюполитику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бес­платнопомогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов отруде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы ивозможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице вразмере 45-75% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплатытруда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии илиучастия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи сдобровольным переездом в другую местность.
Право на забастовкуувязывается с правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры сиспользованием установленных федеральным законом способов их разрешения.Забастовка — это остановка работы работниками для оказания давления наработодателя с целью удовлетворения их экономических требований. Закон вправезапретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественноеобслуживание и др.). Однако этот запрет касается не всех работников отрасли, атолько тех, кто по смыслу ч.3 ст.55 может нанести вред здоровью других лиц,безопасности государства и т.д. Устанавливать запрет на этих основаниях можеттолько суд.
Право на отдых имееткаждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лицнаемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным закономпродолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемогоежегодного отпуска (ежегодный отпуск предоставляется всем работникам с сохранениемместа работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее24 рабочих дней ).
Действующий КЗоТустанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов внеделю. Для отдельных категорий работников с учетом условий и характера труда,возраста, состояния здоровья и иных факторов устанавливается сокращеннаяпродолжительность рабочего времени без уменьшения заработной платы. Закономустановлены все преду­смотренные Конституцией виды отдыха, а коллективныедоговоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.
2.2 Защитаматеринства, детства и семьи
Защита материнства идетства, семьи носит комплексный социально-экономический характер иосуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрениюматеринства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальнойподдержке, обеспечению семейных прав граждан.
Трудовое законодательствоустанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам — 70 календарных днейдо родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86 дней, апри рождении близнецов — 110 дней). При рождении ребенка женщина получает правона единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Женщине вставшейна учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно способием по беременно­сти и родам выплачивается дополнительное пособие вразмере 50% минимальной оплаты труда.
Отпуска по уходу заребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком полутора лет идополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенкомтрехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальныхпособий и компенсаций (см. ст.39). По усмотрению семьи такие отпуска могут бытьиспользованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членамисемьи.
Законодательствообеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятныхусловий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Это включает:
·  повышениегарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Так,запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную платупо мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным женщинам,имеющим ребенка до 3 лет, а одиноким матерям — ребенка до 14 лет (ребенкаинвалида — до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме.Отказ может быть обжалован с суд. Не допускается также увольнение указанныхкатего­рий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полнойликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства;
·  специальныеправила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особоженщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными илиопасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок приподъеме и перемещении тяжестей вручную.
Законом предусмотренымеры, обеспечивающие сочетание труда с материнством:
·  использованиетруда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполнойрабочей неделей; по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет (детей- инвалидов — до 16 лет), администрация обязана установить им такой режим работы поскользящему (гибкому графику), на дому;
·  предоставлениеодному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемыхвыходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегоднодвухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух иболее детей до 12-летнего возраста.
Забота о детях, ихвоспитание объявлены Конституцией «равным правом и обязанностьюродителей»[3]. Следовательно, родителине в праве перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании,эта функция является их обязанностью. Родительские права не могутосуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющиесвоими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могутрассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены илиполностью их лишены.
Наконец, Конституциязакрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться онетрудоспособных родителях.
2.3 Правона социальное обеспечение
В любом обществе живутлюди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии обеспечиватьсебя средствами к существованию. Недостаточно предприимчивые люди, одинокиеженщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособныелюди требуют ухода, лечения и т.д. Общество создает государственную систему ихобеспечения материальными благами за счет общества
Согласно ст.39 КонституцииРоссийской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков)характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечениячеловека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступлениепенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связываяразмер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми условиями труда и поряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста). Подробнорегламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которойпонимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также всвязи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия).
В ст.39 говориться лишь оденежной форме социального обеспечения — о государственных пенсиях и социальныхпособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либодополняться натуральными формами социального обеспечения — содержанием в домахинтернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей,лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.
2.4 Правона жилье
Часть 3 ст.40 отражаетновую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья,которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых формсобственности, юридическому регулированию отношений, связанных судовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищногофонда социального использования для социально незащищенных слоев населения идругих лиц.
Каждый самостоятельновкладывает средства в покупку и строительство жилья, как в городе, так и вдеревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счетгосударственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясьна систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.
Так будет решатьсяжилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица,названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы:сохраниться режим предоставления им жилых помещений в соответствии сустановленным законом нормами из государственных, муниципальных и другихжилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условияхнайма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно.Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных илимуниципальных жилищных фондов, как и прежде, будет осуществляться без оплаты ихстроительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких условияхвозможно неоднократно.
Конституция расшириласостав жилищного фонда социального использования. Если по закону об основах федеральнойжилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального иобщественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже неявляется закрытым, исчерпывающим.
Никто не может бытьпроизвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами;ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работни­камипредприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; нисобственником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного)кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.
Основания и порядоквыселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом.Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилоепомещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушенийих права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением правасобственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищатьсвои жилищные права также против собственника жилого помещения.
Нарушение права на жилищеможет быть обжаловано в суд (по ст.46).
2.5 Правона охрану здоровья и медицинскую помощь
Право граждан на охрануздоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданиемблагоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан,производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а такжепредоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Государство обеспечиваетгражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка,социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношенияк религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а такжедругих обстоятельств.
Государство гарантируетгражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у нихкаких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несутответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства РоссийскойФедерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.
Гражданам России,находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья всоответствии с международными договорами Российской Федерации.
Право на медицинскуюпомощь — это субъективное право человека на лече­ние в поликлиниках, больницахи специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь включаетпрофилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезнуюпомощь, а также меры социального характера по уходу за больными,нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временнойнетрудоспособности[4].
Права отдельных группнаселения гарантируются государством особо. В Основах законодательства обохране здоровья граждан (принятыми 22 июля 1993 г.) гарантии в области ох­раны здоровья установлены: семье (ст.22); беременным женщинам и матерям (ст.23);несовершеннолетним (ст.24); военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву навоенную службу и поступающим на военную службу по контракту (ст.25); гражданампожилого возраста (ст.26); инвалидам (ст.27); гражданам при чрезвычайныхситуациях и в экологически неблагополучных районах (ст.28) и др.
При обращении замедицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основзаконодательства Российской Федерации граждане имеют право на:
·   уважительное и гуманное отношение состороны медицинского и обслуживающего персонала;
·   выбор врача, в том числе семейного илечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактическогоучреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольногомедицинского страхования;
·   обследование, лечение и содержание вусловиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
·   проведение консилиума и консультацийдругих специалистов;
·   облегчение боли, связанной сзаболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами исредствами;
·   сохранение в тайне информации о фактеобращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иныхсведений, полученных при обследовании и лечении, в соответствии со ст.61 Основзаконодательства Российской Федерации;
·   информированное добровольное согласиена медицинское вмешательство в соответствии со ст.32 Основ законодательстваРоссийской Федерации;
·   отказ от медицинского вмешательства всоответствии со ст.33 Основ законодательства Российской Федерации;
·   получение информации о своих правах иобязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а такжевыбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация осостоянии его здоровья в соответствии со ст.30 Основ;
·   получение медицинских и иных услуг врамках программ добровольного медицинского страхования в соответствии со ст.30Основ;
·   возмещение ущерба в соответствии сост.68 Основ в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
В случае нарушения правпациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иномудолжностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором емуоказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинскиеассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
2.6 Правона благоприятную окружающую среду
Право граждан наблагоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированиемкачества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вреднойдеятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидациипоследствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственнымстрахованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных ииных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения,государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдениемприродоохранного законодательства.
Нормативы предельнодопустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специальноуполномоченными на то государственными органами РФ,санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития наукии техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сбросвредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены,приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраныокружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйстваРоссии, иных специально уполномоченных государственных органов[5].
Экологическиеобщественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать ипропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права иинтересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан кприродоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольногоучастия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природныхресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениямиприродоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охранеокружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологическойэкспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюсяюридически обязательной после утверждения ее результатов органамигосударственной экспертизы); требовать назначения государственной экологическойэкспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовойинформации.
В полном объеме подлежитвозвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результатенеблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностьюпредприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определениивеличины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего;необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход забольным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные снеобходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери,связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметьдетей с врожденной патологией.
Предприятия, деятельностькоторых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещаетпричиненный вред согласно ст.454 ГК РФ.
Юридические и физическиелица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и опрекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью иимуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этомслучае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующимибанковскими учреждениями.
2.7 Правона образование
В ч.1 ст.43 КонституцииРФ признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщейдекларацией прав человека (ст.13). Под образованием понимается целенаправленныйпроцесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства,сопровождаю­щийся констатацией достижения обучающимися определенныхгосударством образовательных уровней. Под получением гражданином образованияпонимается достижение им определенного образовательного уровня, чтоудостоверяется соответствующим документом.
В ч.2 ст.43 КонституцииРФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего исреднего профессионального образования в государственных или муниципальныхобразовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на еетерритории гарантируется возможность получения образования независимо от расы,национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального,имущественного и должностного положения, социального происхождения, местажительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличиясудимости.
Общедоступность ибесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессиональногообразования обеспечивается государством путем создания системы образования исоответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Под системой образованияпонимается совокупность:
·  сети реализующихи образовательных учреждений различных организационно-право­вых форм, типов ивидов;
·  системыпреемственных образовательных программ и государственных образователь­ныхстандартов различного уровня и направленности;
·  системы органовуправления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
В соответствии с ч.3ст.43 Конституции государство гарантирует получение на конкурсной основебесплатного профессионального образования в государственных, муниципальныхобразовательных учреждениях в пределах государственных образовательныхстандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5Закона об образовании).
Для реализации права наобразование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью иличастично несет расходы на их содержание на период получения ими образования.Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры иисточники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно ч.4 ст.43основное общее образование и, следовательно, государственная атте­стация по егозавершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечениюполучения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц,их заменяющих.
Часть 5 ст.43предусматривает, что РФ устанавливает федеральные государственныеобразовательные стандарты, поддерживает различные формы образования исамообразования. Федеральные государственные образовательные стандартыопределяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ,максимальный объем учебной на­грузки обучающихся, требования к уровнюподготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихсяс отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственныеобразовательные стандарты.
Порядок разработки,утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяетсяПравительством в соответствии со ст.7 Закона об образовании.
Государственныеобразовательные стандарты являются основой оценки уровня образования иквалификации выпускников независимо от форм получения образования.

3.Экономические права и свободы
 
3.1 Правона экономическую деятельность
Данное правопредусматривает свободное использование человеком своих способностей иимущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности (ст.34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственноститакая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики,исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Этасвобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8Конституции).
Под предпринимательскойдеятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляемая на свой рискдеятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированнымив этом качестве в установленном законом порядке»[6].
Право на экономическуюдеятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинатьи вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права наэкономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск иответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями,приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган неимеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить икаковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством).Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудовогозаконодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободупредпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическуюдеятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями,открывать счета в банках.
 Государство запрещаетопределенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовлениеорденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями(лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает намногие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органывправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая приэтом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересахвсей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.
Конституция РФ специальновыделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, — ту,которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Поднедобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (котораясама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами.
Антимонопольноезаконодательство не затрагивает сферу действий, так называемых естественныхмонополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на кото­рыена рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологическихособенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силуневозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти игаза по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортныхтерминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи.
Государство оказываетподдержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых напредприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области иналогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий идр. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фондыподдержки малого предпринимательства.
Законом не допускаетсянедобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.Регламентируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в пе­риодическихпечатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, рекламы, помещаемой на­ружно ина транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг(алкоголь, табак, оружие и др. ).
В случае установленияфакта нарушения законодательства нарушитель обязан осуществить контррекламу всрок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несетответственность в других формах.
3.2 Правочастной собственности
Оно принадлежит каждомучеловеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также — одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 КонституцииРФ.
Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, неустанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей,равно как и не предусматривает и ограничений для других, в частности для личнойсобственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями иоснованным на них законодательством. Государство приняло на себя обязанностьзащищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. Всоответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности,владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно сдругими лицами (ст.35). Это право находится под охраной федерального закона, иникакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могутменять его статус.
Собственник вправесовершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частныхпредприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность.Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что неисключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действияне противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законныхинтересов других лиц.
Конституция РФустанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности.Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решениюсуда[7].Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь налюбую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против еговоли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционностьприменяемых против него закона или действий.
Только решение суда илиприговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием дляпринудительного прекращения права частной собственности. При чрез­вычайныхусловиях (стихийные бедствия, эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности(реквизиция) по решению государственных органов (ст.242 ГК РФ), возможнаконфискация в административном порядке (ст.243 ГК РФ), но в любом случаепредусмотрено право гражданина на обращение в суд для восстановления своегоправа собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы всуде в соответствии со ст.46 Конституции РФ.
Во-вторых, принудительноеотчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только приусловии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещаетсянасильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принятав тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разрядгосударственной, а государственная — в разряд частной (приватизация), но тольков соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночнымценам.
Гарантией права частнойсобственности является также право наследования. Гражданский кодекс регулируетвсе тонкости перехода имущества собственника после его смерти к наследникам позакону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнениеволи собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать спра­ведливость,особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетнихродственников.
Отдельно закреплено, аКонституции РФ право частной собственности на землю (ст.35). Оно принадлежиттолько лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также ихобъединениям.
В особую категориювыделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальных органов,которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать всобственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты правасобственно­сти на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления,так и от его имени граждане и юридические лица, в чье владение, пользование илиаренду передан природный ресурс.
Конституция РФустанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другимиприродными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это ненаносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иныхлиц. Есть, следовательно, только два конституционных ограничения права частнойсобственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным всвоих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой, же статьеКонституции говориться, что условия и порядок пользования землей определяются наоснове федерального закона (ч.3 ст.35).
Заключение
В экономических исоциальных правах раскрывается важная грань социального правового государства.Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные идуховные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право надостойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Еслигосударство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острымисоциальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.
Рассмотренная группа правнеотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободывзаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В тоже время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такойже, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благнаходиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действиеэтих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд непримет гражданский иск о реализации такого права только на основе егоконституционного закрепления. Причина достаточно ясна: отсутствует конкретныйответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких — либопрямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурныеправа являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которомудолжно стремиться государство в своей политике. США, например, официальноподдерживает позиции, согласно которой рассматриваемые права являютсяпожеланиями, а не обязанностью.
Такой подход проявилсяпри принятии в ООН Международных пактов о правах человека. Если положения Пактао гражданских правах подлежат применению немедленно и без огово­рок, то Пакт обэкономических, социальных и культурных правах обязывает государства«принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобыобеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав» (ч.1ст.2). Следовательно, реализации прав ставиться в зависимость от материальныхвозможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняютсяразличия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскимии политическими правами — Комитет по правам человека обладает большимивозможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чемКомитет по второй группе прав.
В своем развитии многиенормы конституционного права достигли действительно боль­шого прогресса приформировании истинно демократического государства. Это не значит, чтоконституционный строй России «списан» с западных моделей, но,безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическаямысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей егоспецифике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.
Отношение к вопросу особственности в решающей степени определяет реальный статус личности,экономическую и политическую систему любого общества. В тоталитарномгосударстве господствуют государственная и кооперативная форма собственности,что ставит человека в зависимость от бюрократии, принуждает к работе вколлективе, обрекает на безынициативность и слепое подчинение официальнымструктурам. Современное же гражданское общество позволяет человеку владетьвсем, что он способен произвести или приобрести в соответствии с законом. Этообщество вовсе не отторгает государственные и коллективные формы собственности,оно только следит за тем, чтобы они не стали принудительными, а человек не быллишен права на индивидуальную инициативу. Правовое государство обязано признатьправо каждого человека на частную собственность, поскольку это право составляетфундамент личной свободы.
В Конституции РоссийскойФедерации социальное государство характеризуется как государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие (ст. 7). Это конечно, слишком общая цель, ключевым и самымсложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч. 2 ст. 7 даетнекоторую расшифровку обязанностей государства:
— охрана труда и здоровьялюдей;
— установлениегарантированного минимального размера оплаты труда;
— обеспечениегосударственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов ипожилых граждан;
— развитие системысоциальных служб;
— установлениегосударственных пенсий, пособий;
— иные гарантиисоциальной защиты.
Такой перечень социальныхобязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционнойтеории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию РФ термин«социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственнымимерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущемзаконодательстве. К сожалению, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, было бысущественным дополнением к раскрытию понятия социального государства.

Библиографическийсписок
1.   Конституция РФ 1993г.
2.   Гражданский кодекс РФ 1994г.
3.   Семейный кодекс РФ 1995г.
4.   Трудовой кодекс РФ 2001г.
5.   Уголовный кодекс РФ 1996г.
6.   Бархатова Е.Ю. Комментарии кКонституции РФ, М.: проспект 2004
7.   Государственное право РоссийскойФедерации./ Под. ред. Кутафина О.Е.- М.-1993
8.   Коваленко А.И. Основыконституционного права Российской Федерации. М.,1994.
9.   Люшер. Ф. Конституционная защита прави свобод личности. М., “Универс”,1993
10.      Яценко В.В.Конституционное право Российской Федерации. Учебно-методическое пособие.- Курск., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовое регулирование деятельности налоговых органов
Реферат Analysis Of Critical Analysis Of Leaves Of
Реферат Сравнительная характеристика Центрального и Уральского районов машиностроения
Реферат Middle Ages Economy Essay Research Paper Middle
Реферат Animal Species Essay Research Paper Living creatures
Реферат Biography Of Henry Ford Essay Research Paper
Реферат Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Экологический мониторинг» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет
Реферат An Essay Research Paper An Argument for
Реферат Организация рекламной кампании фармацевтического предприятия с использование программно-целевого
Реферат Понятие об информационной безопасности
Реферат Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд
Реферат Аудит 10
Реферат ++Два машфака: прошлое, настоящее, будущее
Реферат Николай II: император и человек
Реферат Радіоактивне забруднення водного середовища