Содержание
Введение
Глава 1. Становление социального государства и егоконституционно-правовые характеристики
1.1 Понятие и проблемы становления социального государства
1.2 Конституционно-правовые характеристики социального государства
Глава 2. Социальное обеспечение как функция социальногогосударства
2.1 Понятие социального обеспечения и его составныеэлементы
2.2 Особенности социального обеспечения военнослужащих,граждан, уволенных с военной службы, и членов ихсемей
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Введение
Актуальность курсовой работы.Смутные идеи о некоторых социальных сторонах деятельности государства изачаточные элементы такой деятельности известны с давних времен. МыслителиДревнего мира, Средних веков, Нового времени писали о помощи обездоленным. Встранах Древнего мира строили оросительные системы для обеспеченияжизнедеятельности сообщества людей. В Средние века князьями и императорамисоздавались школы и даже университеты. В Новое время государство (мыслителихарактеризовали его и как «государство-зло», и как «государство-добро»)стало регулировать некоторые вопросы положения наемных рабочих. Эти фактыговорят о том, что проблема построения государства «всеобщегоблагоденствия» была актуальна во все времена. Статья 7 Конституции РФ[1]устанавливает, что Российская Федерация есть социальное государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека. В России охраняются труд и здоровье людей,устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечиваетсягосударственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилыхграждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственныепенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Мной и была выбрана даннаяработа для того, чтобы более детально разобраться в понятии социальногогосударства и его сущности, чтобы представлять, какой путь выбрала наша страна.
Объектом курсовой работыявляется система общественных отношений, возникающих вокруг построенияправового государства.
Предметом курсовой работыявляется изучение взглядов ученых на проблему становления социальногогосударства, а также ряда принятых в соответствии с этими взглядами нормативныхактов.
Цель курсовой работы: исследоватьпонятие и проблемы становления правового государства.
Исходя из целей, задачи:
Дать понятие социальногогосударства;
Осветить проблемы становлениясоциального государства;
Осветить актуальные проблемыправа социального обеспечения как функции социального государства.
Положения, выносимые назащиту:
1. Социальное государство — организация политической власти общества, деятельность которой всецелонаправлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для егопроцветания и развития.
2. Конституционно-правоваяхарактеристика социального государства предполагает ряд постулатов, средикоторых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство,социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иныхобщностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальнаясправедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовкигосударственных (и муниципальных)«управленцев», развитиятехнологичности государственного аппарата
Структура курсовой работы: введение;основная часть, состоящая из двух глав, в первой из которых раскрывается теорияпостроения социального государства, а во второй — функция социальногообеспечения; заключение; список нормативных актов и литературы.
Научная разработанностьподнятой проблематики хорошая. Считается, что родиной понятия «социальногогосударства» в современной трактовке является Германия, однако и нашитеоретики хорошо проработали данный вопрос. Среди них особо хочется отметитьтруды Корякина В.М. Кудашкина В.В. и Чиркина В.Е.
Глава 1. Становление социального государства и егоконституционно-правовые характеристики
1.1 Понятие и проблемы становления социальногогосударства
Понятия «социальноегосударство» и «социальное правовое государство» какполитическое и государственно-правовое установление впервые в мировойконституционной практике было закреплено в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ от23 мая 1949 г. [2]Сказанное вовсе не означает, во-первых, что в конституциях других европейских исевероамериканских государств к тому времени не были закреплены в той или инойпонятийной форме аналогичные положения. Например, в Конституции ИтальянскойРеспублики от 22 декабря 1947 г. в ст.3 было прямо записано: «ЗадачаРеспублики — устранять препятствия экономического и социального порядка,которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полномуразвитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся вполитической, экономической и социальной организации страны»[3].
Во-вторых, такое конституционноезакрепление этих установлений не означало немедленного воплощения данныхположений в действительность, а растянулось на многие десятилетия, да и сейчасеще они во многом остаются юридическими фикциями[4].В самой старой из ныне действующих — Конституции США, хотя и не содержалосьподобных установлений, однако было положение о том, что «никакие денежныевыдачи из Казначейства не могут производиться иначе как согласно установленнымзаконом назначениям»[5].Это конституционное положение послужило основой для принятия в 1935 году Законао социальном обеспечении, ставшего исторической вехой в американском социальномзаконодательстве.
В-третьих, приведенные факты, понашему мнению, свидетельствуют об эволюции не только государства и права, но иоб эволюции взаимодействия общества и государства. Причем оно осуществляетсятаким образом, что не только общество влияет на изменение государства, но игосударство активно воздействует на состояние общества, регулируя различныевиды общественных отношений, зачастую превращая их из частных, партикулярных (например,частную благотворительность) в публичные, общеобязательные. Вследствие такоговзаимодействия и общество, и государство приобретают новые социальные качествапри сохранении таких качеств и свойств, которые со временем становятсяархаическими. Этот сложный и противоречивый процесс социально-политическогоразвития находит свое отражение и в политической теории, концепции которойтакже оказывают обратное воздействие на принятие соответствующих установлений.
Большинство исследователей — изарубежных, и российских — связывают появление идей о формировании социальногогосударства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатомосмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболееразвитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-хгг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношенийиндивида и государства заложил предпосылки для развития свободногоцелеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции ирынка[6].
Дж. Локк как выразительполитического компромисса, осуществленного в ходе Славной революции 1688 г.,основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласованииинтересов индивидов, отводя государству прежде всего функцию охранысобственности и свободы договоров[7].
В свою очередь, Ж.Ж. Руссосчитал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого дляобщества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранениибогатства вообще и тем более богатых.
Теоретики, жившие в условиях XIXвека, модифицировали и трансформировали идеи XVII-XVIII вв. в соответствии сновыми историческими условиями. Практические же меры в области взаимодействияобщества и государства носили, с одной стороны, насильственный репрессивныйхарактер, а с другой — выражали объективную потребность в смягчении социальныхконтрастов и антагонизмов. В политической теории возник ряд новых концепций: либерализмс его апологией частной собственности, индивидуализма, конкуренции, рынка и«минимального государства» как «ночного сторожа»; утопическийсоциализм в разных модификациях, введший термин «социализм» какпротивоположность индивидуализму. В конце 40-х гг. XX века возник марксизм, ссовершенно других теоретико-методологических позиций осмысливший теориипредшественников и современников.
Ряд российских авторов полагают,что родоначальником термина «социальное государство» является Лоренцфон Штейн, определивший его как государство, которое поддерживает абсолютноеравенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельнойсамоопределяющейся личности благодаря своей власти[8].Однако еще в 1832 году в Германии вышла в свет книга Р. фон Моля «Наукаполиции по началам юридического государства» (русский перевод 1871 года). Подполицией Моль понимал связанную правом деятельность государства по содействиюгражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охраняя при этом ихсвободу путем принятия общих мер и создания учреждений, которыми можетвоспользоваться всякий[9].В сущности, мы имеем дело здесь с одним из самых ранних определений социальногогосударства, которое, правда, еще скрыто под лозунгами правового государстваклассического либерализма. Для этой социально-политической доктрины характерныдве особенности. Одна из них относится к деятельности государства в сфереэкономики, а вторая — к способу отправления государственной власти. В сфереэкономики государству отводилась функция «ночного сторожа», то естьневмешательства в экономическую жизнь и несоздания препятствий неограниченномуобогащению. Отправление же государственной власти понималось как охранаустановленного правопорядка и обеспечение равенства всех перед законом, безучета фактического неравенства людей.
Итак, социальное государство — организация политической власти общества, деятельность которой всецелонаправлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для егопроцветания и развития. В настоящее время социально ориентированное государствосталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов,экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимопостроения государства «всеобщего благоденствия».
1.2 Конституционно-правовые характеристикисоциального государства
Для того чтобы уяснить природусоциального государства, необходимо, с одной стороны, вычленить его основныепризнаки с учетом того, как они отражаются в законодательстве (прежде всего вконституциях), а с другой — посмотреть на реализацию этих признаков напрактике, к чему мы и обратимся. Одним из первых положений, относящихся ксовременной концепции социального государства и включенных в конституции, было,видимо, положение о социальной функции частной собственности. Впервые онопрозвучало в немецких конституциях — Веймарской 1919 г. и ФРГ (ЗападнойГермании) 1949 г. В Конституции РФ положений о социальной функции частнойсобственности нет.
Второе положение, которое вошлов конституции в связи с концепцией социального государства, — социальноепартнерство. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в том числе вупоминавшейся Конституции Египта. Социальное партнерство распространяют преждевсего на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В КонституцииРоссии нет подобного положения, но оно содержится в Трудовом кодексе 2001 г. Внем говорится: «Социальное партнерство осуществляется в формах: коллективныхпереговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и ихзаключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовыхотношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечениягарантий трудовых прав работников и совершенствования трудовогозаконодательства; участия работников, их представителей в управленииорганизацией; участия представителей работников и работодателей в досудебномразрешении трудовых споров» (ст.27).
Третий конституционный постулатсоциального государства — социально-экономическое равноправие индивидов исоциальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивноеразвитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей врядли достижимо, по крайней мере в обозримом будущем. Физическое равенство простоневозможно (каждый человек имеет свои особенности, например один сильнее,другой слабее, и никакое государство не в состоянии уравнять их). Это положениезакреплено в Конституции РФ.
Четвертый постулат — социальнаясправедливость. В Конституции РФ о ней не упоминается, но она названа вроссийских законах об общественных объединениях, о политических партиях.
Следующий правовой индикаторсоциального государства — социальная ответственность. Такой прямой формулировкинет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. ВРоссии она толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогатьэкономическому и культурному развитию страны, ее различных регионов, создаватьблагоприятные условия для работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленнымлюдям и т.д.
Наконец, видимо, нужно отметить,что современное социальное государство — это технократическое и технологическоегосударство, а теперь во все большей степени и инновационное государство. Влияние,власть профессионалов (технических и иных специалистов) связаны прежде всего стем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционнойактивности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, скоторыми ранее не сталкивались. Решение этих задач следует оценивать,просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого необходимыспециалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решенийвозрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (имуниципальных)«управленцев», развития технологичностигосударственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается идолжно оставаться за правительствами и парламентами.
Итак, мы рассмотрели в даннойглаве понятие социального государства и его конституционно-правовыехарактеристики. Многие из них не содержатся в Конституции РФ, но отражаются вФедеральных конституционных законах и Федеральных законах, тем самым вводяправовое поле для построения социального государства.
Глава 2. Социальное обеспечение как функциясоциального государства
2.1 Понятие социального обеспечения и его составныеэлементы
Важное теоретическое значениеимеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющейобщечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению,социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в обменна затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личныхпотребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных,инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всехчленов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочейсилы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и наусловиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах.
Сущность социального обеспечениянаиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, демографической,реабилитационной и др.
Экономическая функциясоциального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода илисодержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерейкормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступленииопределенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной илинатуральной помощи малоимущим гражданам.
Политическая функция социальногообеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, вкотором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призванастимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормальногоразвития страны.
Социально-реабилитационнаяфункция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособныхграждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себяполноценными членами общества[10].
Удовлетворение социальныхпотребностей граждан может осуществляться с помощью:
назначения денежных выплат (пенсий,пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе либо внесвязи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
оказания бесплатных дляпотребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных социальныхстандартов, а сверх них — по льготным тарифам;
предоставления льгот навозмездно-неэквивалентных началах.
Существование указанногокомплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государствозаинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.
Система социального обеспеченияграждан является составной частью общей системы социальной защиты населения. Помимосоциального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда,здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры,необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционированиягосударства.
Право на социальное обеспечениезакреплено в ст.39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним изосновных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы ипринадлежат ему от рождения. Каждому гарантируется социальное обеспечение повозрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаниядетей и в иных случаях, установленных законом. В Российской Федерациипоощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных формсоциального обеспечения и благотворительность.
Осуществление конституционногоправа на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах,которые принято разграничивать по таким признакам, как круг обеспечиваемых; источникии способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; видыобеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.
С учетом названных признаков внастоящее время выделяются три основные формы социального обеспечения населения:государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечениеза счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальнаяпомощь.
Компенсировать илиминимизировать можно лишь последствия изменения материального положения,наступившие вследствие социально значимых обстоятельств. В связи с этим однимиз ключевых понятий права социального обеспечения является понятие «социальныйриск». По мнению известного специалиста в данной области В.Д. Роика,«понятие „социальный риск“ включает в себя вероятностьнаступления материальной необеспеченности работника вследствие утраты заработкаиз-за потери трудоспособности (профессиональные и общие заболевания, несчастныеслучаи, в том числе на производстве) или отсутствия спроса на труд (безработица)»[11].По теории вероятности социальный риск представляет собой лишь степень, величинуожидаемой опасности. Социальный риск — это вероятность наступления материальнойнеобеспеченности в результате отсутствия заработка или трудового дохода пообъективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительнымирасходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, поудовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах[12].
Перечень социальных рисков, скоторыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальноеобеспечение, включает наступление определенного возраста, болезнь,инвалидность, потерю кормильца, необходимость воспитания детей (ст.39). Этотперечень не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сферерегулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждаетобязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение принаступлении не только названных в ст.39 Конституции Российской Федерации, но идругих социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания дляего предоставления.
Таким образом, право социальногообеспечения является многоаспектным явлением. Это не только комплекссоциально-экономических мер, гарантирующих социальную защиту граждан, но и комплексноеправовое образование, объединяющее группы правовых норм, которые относятся повиду регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому,государственному, административному, праву социального обеспечения, военномуправу).2.2 Особенности социального обеспечениявоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Необходимость и возможностьрассмотрения права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных своенной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельной сферыобщей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что ВооруженныеСилы Российской Федерации являются особой социальной системой, которая имеетряд характерных черт. Вооруженные Силы имеют особую организацию, структуру,способы решения стоящих перед ними задач. Присущие армии дисциплина, строгаяцентрализация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видовдеятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутикапревращают ее в особый общественно-государственный институт, в «сложноорганизованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование,функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью ицелостностью»[13].
Обязанности военной службысвязаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях,сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими иэмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иныхфакторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу,должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическимтребованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особыйхарактер такой службы не только обусловливает предъявление повышенныхтребований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этимзаконодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанностьгосударства — в силу ст.1 (ч.1), ст. ст.2, 7, 37 (чч.1-3), ст.39 (чч.1 и 2), ст.41(ч.1), ст.45 (ч.1), ст. ст.59 и 71 (пп. «в», «м», «т»)Конституции Российской Федерации — гарантировать им повышенную социальнуюзащиту и социальное обеспечение.
Основными факторами, илипризнаками, позволяющими рассматривать право социального обеспечения указанныхкатегорий граждан в качестве относительно самостоятельного направленияроссийского права социального обеспечения и военного права, являются:
а) особый характер повседневнойслужебной деятельности военнослужащих. На военнослужащих возлагаютсяобязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РоссийскойФедерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполненияпоставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Согласнопроведенным исследованиям, в настоящее время насчитывается более 20 ограниченийосновных прав и свобод военнослужащих, закрепленных законодательно, чтообусловлено спецификой военной службы[14].В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, всоответствии с законодательством им предоставляются социальные гарантии икомпенсации;
б) высокая государственная иобщественная значимость воинского труда, предназначенного для обеспечениябезопасности государства в военной сфере, наличие прямой причинно-следственнойсвязи между уровнем обороноспособности государства и степенью социальнойзащищенности военнослужащих, качеством их социального обеспечения;
в) наличие в системе органовгосударственной власти специальных органов, предназначенных осуществлятьреализацию законодательства о социальном обеспечении военнослужащих, граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей;
г) наличие в общей системезаконодательства о социальной защите и социальном обеспечении граждан особой,весьма значительной по объему и разнообразной по содержанию, группы нормативныхправовых актов, регулирующих сферу социальной защиты и социального обеспечениявоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
д) обширный контингент населенияРоссийской Федерации, включенного в сферу действия указанного законодательства.По нашим даже весьма приблизительным подсчетам, субъектами правоотношений вданной сфере являются сегодня до 15 млн. российских граждан (военнослужащие; членыих семей, пользующиеся рядом дополнительных гарантий и компенсаций в связи спрофессиональным статусом главы семьи; граждане, уволенные с военной службы,чье пенсионное и другие виды социального обеспечения обусловлены былойпринадлежностью к военной организации государства; ветераны).
Военное право являетсякомплексной отраслью российского права и представляет собой совокупность знанийо государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся вразличных сферах военной деятельности государства.
Известный специалист в областивоенного права А.В. Кудашкин, раскрывая содержание предмета военного права,выделяет внутри него несколько групп относительно однородных общественныхотношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства поуправлению военной организацией государства:
1) общественные отношения,складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государствавоенными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военнойорганизации государства; военного строительства; управления военнойорганизацией государства и ее всестороннего обеспечения;
2) отношения, связанные с исполнениемвоинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождениемвоенной службы, а также статусом военнослужащих;
3) отношения, связанные споддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностьюорганов военной юстиции;
4) отношения, регулируемыенормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, атакже ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права[15].
Как представляется, объединениеуказанным автором в одну группу правового регулирования отношений, связанных спрохождением военной службы и статусом военнослужащих, является не вполнеобоснованным. По нашему мнению, общественные отношения, связанные с реализациейстатуса военнослужащих, их социального обеспечения и социальной защиты,образуют вполне самостоятельную подотрасль военного права. Аргументом,подтверждающим данный вывод, является то, что эти две сферы общественныхотношений, объединенные указанным автором в одну группу, регулируются двумясамостоятельными законодательными актами: федеральными законами «О статусевоеннослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и «О воинской обязанности ивоенной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Видный теоретик военного праваначала ХХ в.П. Заусцинский содержание военного права как «совокупностиюридических норм, регулирующих жизнь и деятельность войска» разделял напять тесно связанных, но в то же время заметно различающихся между собой группправовых норм:
1) о комплектовании войска;
2) об организации войска;
3) о воспитании и обучениивойска;
4) о прохождении службы в войске;
5) о содержании войска «сцелью предоставить ему все средства для полного удовлетворения насущныхпотребностей человека»;
6) о борьбе с аномальнымипроявлениями в войске[16].Такое разнообразие содержания военного права обусловлено, по мнению указанногоученого, тем, что «войско представляет собой огромный организм,обособленный от остальной массы населения и живущий вполне самобытною жизнью,культивирующий высокий идеал самопожертвования отдельных личностей ради благаобщего»[17].
Таким образом, имеются всеоснования выделять право социального обеспечения и социальной защитывоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей вкачестве относительно самостоятельной подотрасли системы отечественноговоенного права и права социального обеспечения.
Военнаядоктрина России, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21апреля 2000 г. N 706, в качестве одного из основных принципов развития военнойорганизации Российского государства провозглашает принцип реализации прав исвобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойногосоциального статуса и уровня жизни. Посредством реализации законодательства осоциальном обеспечении указанных категорий граждан осуществляется формированиеи поддержание на должном уровне социального потенциала оборонной мощигосударства (социальный потенциал оборонной мощи — это возможности общества вукреплении оборонной мощи государства, обусловленные состояниемсоциально-классовой структуры, характером классовых и национальных отношений,условиями жизни и труда людей, мерой удовлетворения их потребностей, а такжестепенью осуществления социальной справедливости[18]).Перед Россией в XXI в. стоит задача смены социальной парадигмы военногостроительства: от принципа принудительности в выполнении гражданами своеговоинского долга к обеспечению одного из основных прав человека — возможностисвободы выбора и возрастанию личной ответственности гражданина за защитуобщества и государства. В связи с этим система социального обеспечения, ееэффективность в современных условиях становятся все более определяющим факторомпрестижности военной службы, укомплектованности Вооруженных Сил и другихвоинских формирований Российской Федерации и в конечном счете их боевойготовности и боеспособности.
Обобщая приведенные вышеположения, можно выделить следующие отличительные особенности социальногообеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов ихсемей:
во-первых, нормы правасоциального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образомв федеральном законодательстве — законах, указах Президента РоссийскойФедерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативныхправовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых закономпредусмотрена военная служба. Акты субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социальногозаконодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играютвспомогательную роль (особенно сильно это стало заметно после принятияФедерального закона «О внесении изменений в законодательные актыРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательныхактов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);
во-вторых, финансирование социальногообеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов ихсемей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Средствавнебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социальногострахования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальномобеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорийграждан практически не используются;
в-третьих, если социальноеобеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальныхрисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствиебезработицы, инвалидности, старости и т.п., то социальное обеспечениевоеннослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестнойслужбы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданскихправ и свобод;
в-четвертых, социальномуобеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов ихсемей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размерыпенсий, пособий, компенсационных выплат. Этим подчеркивается особый характерслужебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинскоготруда;
в-пятых, социальное обеспечениевоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включаетв себя ряд специфических видов льгот, пособий, компенсационных выплат,предназначенных только для указанных категорий граждан (например, ежемесячноепособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствиемвозможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальноепособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсиюза выслугу лет; компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирнымвоеннослужащим и др.).
Научные положения о правовомрегулировании социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных своенной службы, и членов их семей, образуя собственный специфичный предмет,являющийся составной частью общего предмета военно-правовой науки, в то жевремя широко используют научные знания, содержащиеся в других отраслях правовойнауки. Прежде всего, это относится к теории государства и права,государственному (конституционному) праву, гражданскому праву, трудовому правуи праву социального обеспечения. Этим подтверждается мысль Д.А. Керимова о том,что «характерной особенностью современного развития научного знанияявляется образование своеобразного поля пересечения, активного взаимодействия ивзаимопроникновения различных, казалось бы, далеко друг от друга стоящих наук,теоретических концепций и методов познания, что обогащает их и приноситисключительно плодотворные результаты»[19].
В данной главе нами былорассмотрено право социального обеспечения в контексте нашей дальнейшейдеятельности. Социальное обеспечение — это форма распределения материальныхблаг не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимыхличных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков,больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных,всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводстварабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и наусловиях, установленных в социальных, в том числе правовых нормах. Социальноеобеспечение военнослужащих — неотъемлемый элемент правового социальногогосударства, так как защита Родины, требующая порой людских жертв, требует исоответствующих гарантий и определенных благ, привилегий.
Заключение
Подведем итог курсовой работы. КонституцииРФ устанавливает, что Российская Федерация есть социальное государство,политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека. Социальное государство — организацияполитической власти общества, деятельность которой всецело направлена наудовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания иразвития. В настоящее время социально ориентированное государство сталкиваетсяс проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологическойпроблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства«всеобщего благоденствия».
Конституционно-правоваяхарактеристика социального государства предполагает ряд постулатов, средикоторых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство,социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей,вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальнаясправедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовкигосударственных (и муниципальных)«управленцев», развитиятехнологичности государственного аппарата.
Одной из основных функцийсоциального государства является функция социального обеспечения. Социальноеобеспечение — это форма распределения материальных благ не в обмен назатраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей(физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов,детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов обществав целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счетспециальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях,установленных в социальных, в том числе правовых нормах. Реализация даннойфункции тесно переплетается с нашей дальнейшей деятельностью, ибо каждый офицеримеет ряд льгот, гарантий социального обеспечения.
Список нормативных актов и литературы
Список нормативных актов:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетомпоправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к КонституцииРоссийской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) — Правоваясистема «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусевоеннослужащих» // Текст Федерального закона опубликован в «Российскойгазете» от 2 июня 1998 г. N 104.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // ТекстКодекса опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. N 256.
Список литературы:
4. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник — М., 2006 г.
5. Байтин М.М. Механизм современного Российского государства // Правоведение,2006 г.
6. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. — М.,2004.
7. Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко — М., 2005.
8. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. — М.: ЗАО«Юстицинформ», 2008.
9. В.Е. Чиркин — главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридическихнаук, профессор // «Журнал российского права», 2008, N 12.
10. Корякин В.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенныхс военной службы, и членов их семей. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант».- «За права военнослужащих», 2005 г.