Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ЯПОНИИ
1.1Конституция 1947 года
1.2Парламент
1.3Порядок избрания премьер-министра
1.4Основные нормативно-правовые акты
ГЛАВА2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
2.1Масштабы местного самоуправления
2.2Кабинет министров
2.3Вспомогательные органы
2.4Органы исполнительной власти Японии. Канцелярия премьер-министра и министерства
2.5Процесс принятия решений. Консультативные советы. Специальные юридические лица
ГЛАВА3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
3.1Структура судебной власти
3.2Верховный суд. Особенности судопроизводства
3.3Внештатные судьи. Примирительные процедуры
ГЛАВА4. ЭКОНОМИКА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
4.1Экономика
4.2Внешняя политика
4.3Вооруженные силы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Япония — конституционная монархия. Император (с 1989 г. — Акихито) суверенной властью необладает. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, которыйизбирается на основе всеобщих прямых выборов. Исполнительная властьосуществляется кабинетом министров во главе с премьер-министром (с сентября2007 г. Ясуо Фукуда, ЛДП). Страна расположена на группе островов у восточногопобережья Азии. Член АТЭС. Территория — 369,6 тыс. кв. км. Население — 126,97млн чел. Столица Токио. Официальный язык — японский. Основные религии — буддизм, синтоизм. Основные приоритеты и направления внешнеполитического курсаТокио на протяжении последних десятилетий неизменны. К их числу относятся:реализация положений новых «Основных принципов японо-американскогосотрудничества в области обороны», способствующих повышению роли двухгосударств в решении региональных проблем на ДВ и в АТР, преодолениеторгово-экономических противоречий в японо-американских отношениях, расширениеполитических и экономических связей с Китаем, участие в процессе урегулированиякорейской проблемы, расширение отношений с Республикой Корея и странами ЮВА.Развитие связей с Россией сдерживается наличием территориальных проблем. Впоследние годы заметно стремление Японии играть все более значительную исамостоятельную политическую роль на мировой арене и в делах региона.
По сути, японскаявоенная машина уже сегодня представляет собой современные вооружённые силы, аслучае отмены 9 статьи Конституции, страна получает мощный импульс ктрадиционной милитаризации, тем более что опыт ведения современных военныхдействий японские военнослужащие (формально пока ещё сил самообороны) ужеполучают в Ираке, а корабли морских сил самообороны Японии уже вышли напатрулирование 1000 мильной зоны вокруг Японии. При этом у Японии естьдостаточно серьёзные проблемы во взаимоотношениях с Китайской народнойреспубликой (и по территории, и по некоторым страницам истории японскойоккупации Китая в 30-х – 40-х годах прошлого века), с Республикой Корея, укоторой Япония оспаривает принадлежность группы островов Токдо, с Россией, укоторой Япония оспаривает принадлежность группы островов Курильскогоархипелага. Таким образом, всё это позволяет делать вывод о том, что в случаеотмены статьи 9 Конституции Япония может формировать вокруг себя немало очаговнапряжённости, способных перерасти в региональные конфликты. Достаточно хорошоизвестно, что между Российской Федерацией и Японией нет Мирного договора. Егоотсутствие используется определёнными политическими кругами в Японии как способдавления на Россию. По мнению ряда японских политических деятелей, отсутствиедоговора мешает установлению действительно добрососедских взаимовыгодныхсоциально – политических и экономических отношений между нашими странами. При этомссылка идёт и на Советско-Японскую Декларацию 1956 года и на обещания Б. Н.Ельцина передать ряд островов Курильской гряды сопредельному государству. Неперестают поднимать так называемый территориальный вопрос и современныеруководители Японии, требуя передачи под её юрисдикцию острова не только МалойКурильской гряды, но и все южные Курильские острова. Эти требования с завиднымпостоянством озвучивает практически каждый новый премьер – министр Японии, поэтому поводу ежегодно, 7 февраля, устраивается день Северных территорий.
Актуальность выбраннойтемы обусловила задачи исследования.
1. Изучениезаконодательной власти.
2. Рассмотрениеструктуры исполнительных органов.
3. Раскрытиеособенностей судебной системы.
4. Исследованиевопросов экономики, внешней политики, системы вооруженных сил Японии.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ЯПОНИИ1.1 Конституция1947 года
Современная КонституцияЯпонии была принята парламентом 24 августа 1946 г. и вступила в силу с 3 мая1947 г., когда страна еще находилась под оккупацией вооруженных сил США иуправлялась американской администрацией. Вопрос об отношении к действующейКонституции на всем протяжении послевоенной истории Японии был главным «водоразделом»для всех политических сил страны. «Гордость японского народа», или «пособиепо самоубийству, именуемое Конституцией» — столь широк разброс мнений вяпонском обществе в оценке современной Конституции. Конституция, насчитывающаяпо возрасту немногим более 60 лет, из ныне действующих 178 конституций мираявляется 15-й по старшинству. Однако, конституционные дебаты, ведущиеся внастоящее время в Японии, имеют право на особое внимание. Парламентские советыпо изучению Конституции призваны стать широким официальным форумом по изучениюи обсуждению ныне действующего Основного закона. Принципиально важнойособенностью статуса советов, отличающей их от постоянных комитетов Парламента,является отсутствие у них права законодательной инициативы, т.е. подготовленныеими документы не могут непосредственно вноситься на рассмотрение Парламента вкачестве законопроектов. В активное обсуждение проблем, связанных с попыткамиревизии Конституции, включились средства массовой информации Японии. Ведущиегазеты страны по направленности своих передовиц сразу разделились на два лагеря– «за» и «против» пересмотра. «Форварды» японскойпрессы «Иомиури симбун» и «Санкэй симбун» приветствовалишаги в направлении пересмотра Конституции, не менее популярные «Майнитисимбун» и «Асахи симбун» заявили о своих опасениях, связанных свозможностью ее пересмотра. «Иомиури симбун» даже опубликоваласобственный проект нового Основного закона, занявший несколько полос газеты.Таким образом, вопрос о реформе Конституции оказался в фокусе вниманияобщественности Японии, ее политиков, правоведов, миллионов обычных граждан.
Конституция гласит, чтоимператор является символом государства и единства народа, его статусопределяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.Формально Япония остается конституционной монархией, но отныне монарх не можетвлиять на принятие и осуществление законов. Народ осуществляет свою властьчерез демократически избираемый парламент и формируемые им и ответственныеперед ним органы исполнительной власти. Естественно, что Конституциягарантирует гражданам буржуазно-демократические права и свободы — слова,совести, митингов, демонстраций, личную неприкосновенность и равноправие,независимость судебной власти и т. д. Важное значение для Японии имела ст. 9Конституции, согласно которой Япония отказалась от права ведения войны какправа нации, от обладания собственными вооруженными силами; Конституция непризнает за японским государством права ведения войны. Таким образом,Конституция 1947 г. законодательно закрепила победу в Японии буржуазнойдемократии, а некоторые ее положения, как, например, ст. 9, значительноопередили свою эпоху.
Выше упоминалось, что всовременной Японии статус императора определяется Основным законом как символгосударства и единства народа; император не наделен полномочиями, связанными сосуществлением государственной власти; все его действия в государственной сферемогут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинетнесет за них ответственность. Исследователи справедливо сравнивают современнуюяпонскую монархию с английской. Консерваторы стремятся законодательно иидеологически поднять роль императора в обществе. Однако их усилия лежат покацеликом в идеологическом русле, их непосредственная цель — формированиеобщественного мнения с целью упрочения авторитета института японской монархии.В своей деятельности они апеллируют к традициям довоенной Японии.
В Японии, как и вдругих странах мира, власть монарха обосновывалась «божественнымпровидением», «мандатом небес» и противопоставлялась власти,основанной на воле людей. Постулат божественного происхождения и личной «богочеловечности»императора наиболее непосредственно и полно выражается мифологией японскойавтохтонной религии — синто. Идеологическая традиция Японии всегда былаакцентирована на уникальность японских институтов, включая монархию, подчеркивалаих «внеисторичность». Усилия консерваторов, соответственно, нацеленына то, чтобы исподволь подготовить реставрацию традиций и институтов довоеннойЯпонии. С 1967 г. в стране официально празднуется «День основания империи(Кигэнсэцу)»" — 11 февраля. Это мифологическая дата: якобы в этотдень в 660 г. до н. э. на японскую землю сошел с неба первый легендарныйимператор Дзимму-тэнно, внук богини солнца Аматэрасу-омиками, он основалгосударство и положил начало императорской династии, правящей Японией доныне.Таким образом, мифы синтоизма снова «воссоединяются» с государством.
Однозначная оценкапроцессов укрепления института монархии в Японии вряд ли возможна. С однойстороны, подобное продолжение и развитие послевоенного «обратного курса»вызывает тягостные воспоминания как в самой Японии, так и в окружающих еестранах о трагическом историческом прошлом. С другой стороны, огульноеосуждение всего, что представляет собой монархические традиции Японии, было быабсурдным: исторический опыт и Европы, и Азии свидетельствует, что на сменуразрушенной монархии зачастую приходит не демократия, а анархия, а с ней — варварство и узурпация власти различными кликами. Пока реабилитация японскоймонархии происходит только в рамках государственно-идеологических функций, онаспособна играть роль важного социализирующего фактора современного японскогообщества.
Другим узловым пунктомдискуссий по Конституции в Японии является девятая статья. Она образуетотдельную главу «Отказ от войны», которая провозглашает, что искреннестремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке,японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного праванации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средстваразрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущемабзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские ивоенно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведениегосударством войны не признается.
Очевидно, что Основнойзакон страны стоит препятствием на пути тех сил, которые хотели бы вернутьвооруженное насилие в арсенал средств внешней политики Японии. Энтузиастамипересмотра Конституции и устранения из нее девятой статьи являются Либеральнаяпартия и Либерально-демократическая партия Японии. В последнее десятилетие онив своей аргументации в пользу ремилитаризации Японии чаще всего ссылаются наопыт международных конфликтов последних лет, инцидент с вторжениемсеверокорейского судна в территориальные воды Японии. Также популярен аргумент,используемый и центристскими партиями, Демократической и Комэйто, онеобходимости участия Японии в миротворческих акциях ООН. Им оппонируютСоциалистическая и Коммунистическая партии Японии, выступающие за сохранениедействующей Конституции. 1.2 Парламент
Парламент состоит изпалаты представителей и палаты советников. Обе палаты формируются из депутатовпутем всеобщих выборов. Парламент является верховным органом государственнойвласти и единственным законодательным органом государства. Выражение «верховныйорган» государственной власти отнюдь не означает, что он обладаетгосподствующими полномочиями над органами исполнительной и судебной властей. Вполитической системе, этим выражением подчеркивается, что парламент являетсяединственным органом, связанным с народом через выборы. Под выражением «единственныйзаконодательный орган» подразумевается, что, в принципе, законодательнымиполномочиями обладает только парламент и что законы принимаются только решениемпарламента. Конечно, не допускается принятие законов, противоречащихКонституции. Как исключение по данному принципу, право принятия правилпредоставлено обеим палатам и Верховному суду, а право принимать постановления– муниципалитетам. Исполнительными органами могут устанавливаться только теправила, принятие которых им поручено на основе законов. Палата представителейформируется из 500 депутатов. Из них 300 депутатов выбираются из 300 малыхизбирательных округов, на которые разделяется вся страна, а остающиеся 200депутатов – из 11 больших избирательных округов, пропорционально числу голосов,набранных каждой политической партией. Депутаты палаты представителейизбираются на 4 года, но они могут быть смещены до истечения срока. Палатасоветников формируется из 252 депутатов сроком на 6 лет. Из них 100 депутатоввыбираются пропорционально числу набранных каждой политической партией голосов,а оставшиеся 152 депутатов – из многомандатных округов, единицами которыхявляются префектуры. Каждые 3 года переизбирается половина депутатов, и дляэтой палаты нет роспуска.
Поскольку принятадвухпалатная система, бывают случаи, когда мнения в двух палатах расходятся.Поэтому Конституцией определено, что Палата представителей имеет превосходствов принятии решений, как, например, вынесение резолюции по законопроектам,бюджету, или назначение премьер-министра. Основанием для этого считается то,что палата представителей теснее связана с народом. В парламенте имеетсянесколько вспомогательных органов, которые поддерживают его деятельность.Государственная парламентская библиотека является одним из этих органов, онапредоставляет парламенту такие услуги, как оценка законопроекта, экспертизазаконодательства, экспертиза правовой системы. Палата советников по замыслутворцов Конституции призвана играть роль стабилизирующего начала, умеряя инивелируя колебания политического курса в нижней палате. Существо предлагаемыхсторонниками реформы парламента преобразований заключается в том, чтобыограничить прерогативы Палаты советников, перераспределив частично ееправомочия в пользу нижней палаты. В частности, круглый стол по определениюбудущего облика Палаты советников, действующий при этой палате, внеспредложение о двух нововведениях. Первое, предлагается, чтобы законопроекты,отклоненные и возвращенные Палатой советников на доработку в нижнюю палату, припереголосовании в нижней палате принимались бы одобрением большинства не в 2/3голосов, как предусмотрено ныне, а простым большинством. Второе, предлагаетсяизменить порядок назначения премьер-министра с тем, чтобы его назначениеосуществлялось не обеими палатами, как ныне, а исключительно нижней палатойПарламента. 1.3 Порядокизбрания премьер-министра
Сходные тенденциипросматриваются и в вопросе о порядке избрания премьер-министра страны – этоеще одна тема конституционных дебатов. Согласно Конституции 1947 г.,демократически избираемый двухпалатный Парламент выдвигает из своих рядовпремьер-министра, который формирует Кабинет. Большинство министров также должныбыть назначены из числа депутатов Парламента. Кабинет несет ответственностьперед Парламентом. Если нижняя палата парламента выносит вотум недоверияКабинету, то либо сама палата подвергается роспуску, либо Кабинет уходит вотставку.
Сегодня в Японии звучатпредложения ввести порядок избрания премьер-министра посредством всеобщихвыборов, а заодно расширить полномочия премьер-министра. Подобные предложениятрудно считать последовательно демократическими: они не лишены двусмысленности.Демократические права граждан должны быть уравновешены их ответственностью, атакже быть увязаны со способностью граждан принимать компетентные решения, т. е.их правовой дееспособностью в самом высоком смысле слова. Предлагаемое в Япониинововведение, на первый взгляд, — широкая и непосредственная демократия — можетиметь следствием ослабление контроля над исполнительной властью со стороныполитических партий, профсоюзов, массовых организаций, т. е. кадровпрофессиональных политиков, и, наоборот, расширит возможности манипуляциимассовым сознанием со стороны финансовых и масс-медийных магнатов. В целомобщество может получить в результате подобной реформы административную властьболее далекую от интересов граждан, чем сегодня.
Таким образом, вправовой и социально-политической жизни современной Японии обнаруживаетсяглубоко парадоксальное явление: процветающая страна с высокоразвитой рыночнойэкономикой и устоявшейся либерально-демократической системой общества игосударства, находящаяся в зените своего процветания, ставит в повестку дняформирование более традиционной, авторитарной общественно-политической системы.Анализ данного феномена необходим, чтобы объективно оценить глубину и силу этойтенденции, ее перспективы на будущее. 1.4 Основныенормативно-правовые акты
Правовая система Япониив целом характеризуется гражданским, демократическим характером, она смоглаобеспечить прогрессивное развитие страны в послевоенный период, в настоящеевремя она совершенствуется чтобы идти в ногу с переменами в обществе и мире. Гражданскиеправоотношения, семейные и имущественные, регулируются на основе Гражданскогокодекса, принятого в 1898 году и существенно ревизованного в 1947 г., ряда «специальныхзаконов», а также обновлённого гражданско-процессуального кодекса,принятого в 1996 году и вступившего в действие в 1998 г. По мнению некоторыхучёных, в Японии ещё недостаточно развито обобщение норм регулированияэкономических отношений. Новый процессуальный кодекс должен значительноускорить судебное рассмотрение гражданских дел.
Торговый кодекс Япониидействует с 1889 года, он неоднократно пересматривался и дополнялся «специальнымизаконами», поскольку сферы бизнеса постоянно обновляются и расширяются.
Единого кодекса законово труде в стране не существует, регулирование трудовых отношений, коллективныхи индивидуальных, основывается на множестве законов. В Японии сравнительноразвита система социального обеспечения — пенсионного, здравоохранения,благосостояния.
Действующий Уголовныйкодекс вступил в силу в 1908 году, многократно ревизовался. Некоторыепреступления предусмотрены не УК, а «специальными законами» (их около30), а также уголовно-правовыми нормами неуголовного законодательства инормативными актами местного значения. По уровню преступности Япония считаетсяодной из самых благополучных стран мира.
Уголовно-процессуальноезаконодательство отличается широким применением непринудительных мер на стадиирасследования. Однако судебное разбирательство в стране характеризуетсязатяжным характером.
ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ2.1 Масштабы местного самоуправления
В числе возможныхнаправлений преобразований будет обсуждаться и реформаадминистративно-территориального деления страны: пресса сообщает о возможномвведении деления страны на области и провинции. Содержание реформы пока нераскрывается. Однако, следуя логике предполагаемых новшеств в других сферах,можно высказать предположение, что речь идет о новом определении компетенцииорганов местного самоуправления, о наращивании административного ресурсацентральной власти. Исполнительная власть в стране принадлежит кабинетуминистров, который несет коллективную ответственность перед парламентом.Местное самоуправление осуществляется в широких масштабах. В Японии существуетстрогая иерархия исполнительной власти. Министры и госминистры вместесоставляют кабинет министров, который отвечает за развитие и воплощение в жизньнациональной политики, исполнение законов и конституции, решения по внешнейполитике. Также они возглавляют всевозможные службы. Важнейшие нормыфункционирования исполнительной власти содержатся, помимо Конституции, в Законео Кабинете, Законе об административной организации страны, Законе огосударственных должностных лицах. Осуществляемая ныне крупномасштабнаяадминистративная реформа призвана дать мощный импульс развитию страны в XXIвеке. Попасть на работу в различные управления и министерства можно послепрохождения определенных экзаменов.
2.2 Кабинетминистров
Исполнительная властьпринадлежит кабинету министров. Как было сказано выше, премьер-министрвыдвигается парламентом. В течение продолжительного времени премьер-министромназначался лидер политической партии, имевшей парламентское большинство, но в1993 году, несколькими политическими партиями впервые был создан каолиционныйкабинет. Кабинет министров несет коллективную ответственность передпарламентом. Кабинет формируется из государственных министров и возглавляетсяпремьер-министром. Премьер-министр и другие министры должны быть гражданскимилицами. Термин «гражданское лицо» предполагает, что это лицо, небывшее в прошлом профессиональным военным или носителем милитаристскойидеологии, и не состоящее на службе в силах самообороны. Кабинет министровявляется коллегиальным органом. Поэтому решения принимаются единодушно насовещании, называемом «заседанием кабинета». Единодушное принятиерешений обосновывает солидарную ответственность кабинета министров передпарламентом. Присутствие возражающего министра означает разобщенность кабинета,и это может стать поводом для привлечения к ответственности перед парламентомЗаседания кабинета министров проводятся в закрытом порядке. Имеются регулярныезаседания, проводимые 2 раза в неделю, чрезвычайные заседания и заседания собходом, где решения принимаются без совещания, а в результате опроса каждогоминистра. Кабинет министров выполняет нижеследующие функции: общее ведениегосударственных дел (исполнение общих административных дел); добросовестноепроведение в жизнь законов и скоординированное выполнение государственных дел;проведение внешней политики; заключение международных договоров; организация ируководство государственной службой (исполнение формальностей связанных сгосударственными служащими); составление бюджета и представление егопарламенту; принятие постановлений (издание правительственных указов); принятиерешении об амнистиях; предоставление советов императору и одобрение егодействий, относящихся к делам государства; выдвижение председателя Верховногосуда и назначение других судей; роспуск палаты председателей. Премьер-министр,как глава кабинета министров, может назначать министров, смещать их по своемуусмотрению, а также обладает правом согласия на привлечение министров ксудебной ответственности. Помимо этого, премьер-министр обладает правомпредставительства кабинета и правом контроля административных органов, т.е. емупоручены широкие полномочия с целью обеспечения сплоченности кабинета. 2.3Вспомогательные органы
При кабинете министровимеются секретариат, юридическое управление, государственная палата по деламкадров и совет национальной обороны, которые созданы с целью оказания поддержкиего деятельности. Секретариат кабинета министров выполняет такие работы, как упорядочениепринятых решений, общая координация, сбор информации. Функции секретарявыполняет государственный министр. Юридическое управление занимаетсяэкспертизой и составлением законопроектов и постановлений. Государственнаяпалата по делам кадров занимается руководством кадрами государственной службы.Все лекторы, исключая меня, принадлежат к государственной палате по деламкадров. Совет национальной обороны является органом, рассматривающим вопросыобороны.2.4 Органы исполнительной власти Японии. Канцелярия премьер-министра иминистерства
Административныйаппарат страны имеет систематичную структуру и состоит из органовисполнительной власти, осуществляющих, под общим контролем кабинета министров,определенную уполномоченную деятельность. В соответствии с Законом о структурегосударственного административного аппарата, органы исполнительной властицентрального правительства включают канцелярию премьер-министра, министерства,советы и управления и организационную структуру, сфера деятельности которыхопределена законодательством. Законы устанавливаются парламентом. Это означает,что кабинет министров не может изменить эту структуру по своему усмотрению.
Законы, определяющиеструктуру органов исполнительной власти и их сферы деятельности, называютсяучредительными законами. В этих учредительных законах определено только общеесодержание деятельности каждого органа, что обеспечивает гибкий подход в новыхситуациях. С другой стороны, это иногда становится причиной возникновения борьбыза полномочия между министерствами. Канцелярия премьер-министра, а такжеминистерства, учреждены в качестве органов, осуществляющих административныефункции под общим контролем кабинета министров, а советы и управления созданы,как независимые учреждения при министерствах и канцелярии. Главой канцеляриипремьер-министра является премьер-министр, который назначает глав министерствиз состава государственных министров.
Тот факт, чтогосударственные министры совмещают свои функции с функциями министра того илииного министерства, обеспечивает тесную взаимосвязь между кабинетом министров,министерствами и управлениями. Однако с другой стороны, часто указывается тотфакт, что когда государственный министр занимает пост министра того или иногоминистерства, он начинает представлять только интересы своего министерства. Ктому же, по парламентско-кабинетной системе, принятой в стране, кабинетминистров в значительной мере зависит от политической ситуации в парламенте.Продолжительность существования кабинета составляет в среднем 2-3 года, чтоявляется сравнительно коротким сроком. Поэтому министру приходится идти вотставку именно тогда, когда он начинает привыкать к работе главы министерства,и он не может в полной мере проявить себя как руководитель. Министр того илииного министерства проводит общее руководство по деятельности своего органа иконтролю служебных обязанностей служащих. Кроме того, он наделен правомсоставления законопроектов и правительственных указов, принятия нормативныхактов и выдачи указаний нижестоящим органам. Теоретически, все министерстванаходятся на равных правах, но на практике считается, что исходя из своейистории и содержания полномочий, Министерство финансов, МИД, Министерствовнешней торговли и промышленности и Министерство по делам самоуправления располагаютсяна более высоком уровне, по сравнению с другими министерствами и ведомствами.Такие министерства, как Министерство финансов, Министерство внешней торговли ипромышленности, Министерство самоуправления, Министерство строительства,Министерство транспорта и Министерство здравоохранения и соц.обеспечения, имеютхарактер министерств, определяющих направления политики, и естественно, что ониобладают мощными полномочиями и крупным бюджетом. Можно сказать, что средивышеуказанных министерств, Минфин, определяющий размер бюджета каждогоминистерства, по своей сути стоит выше других министерств. 2.5 Процесспринятия решений. Консультативные советы. Специальные юридические лица
Как следует извышесказанного, проявляется линия: начальник секции – начальник отдела –начальник управления – начальник департамента – замминистра – министр. В одномминистерстве существуют несколько линий, складывающихся, в целом, в огромнуюпирамидальную форму. Обычно принятие решений того или иного министерства иуправления производится по этой линии. То есть, под руководством начальникаотдела, разработка проектов, связанных с политическими курсами, проводитсяглавным образом заместителем начальника отдела в сотрудничестве с начальникамисекций и сотрудниками отдела. Разработанные законопроекты, с одобренияначальника отдела, будут представлены на рассмотрение заинтересованныхдепартаментов и управлений данного министерства. После этого, этот проектобсуждается на внутриминистерском собрании и принимается как проектполитического курса, разработанный на уровне министерства. Далее, проект, пообщему соглашению заинтересованных министерств и ведомств, представляется нарассмотрение кабинета министров. Такой метод называется системой решения путемопроса. Система решения путем опроса имеет свои плюсы и минусы. Достоинствомздесь является то, что при этой системе, в процессе определения политическогокурса, могут участвовать все заинтересованные лица. С другой стороны,недостатками являются: снижение эффективности и трудность в определенииответственности. Однако, если принятие решений будет осуществляться только поэтим линиям, то может возникнуть такая ситуация, в которой данная система несможет приспособиться к изменяющимся условиям общества. По этой причине, сцелью мобильного и гибкого подхода к составлению проектов, учреждаютсяспециальные должности, занятые проведением изучений. Ими могут быть должностныелица на уровне канцелярии, министерств и управлений – т. е. лица, ответственныеза общую координацию в секретариате, департаментах и управлениях, или на уровнеотделов и секций, специалисты по общей координации. Кроме того, важнымиорганами являются консультативные советы. Консультативные советы создаются наконечной стадии определения политического курса министерства, с целью принятияво внимание мнения широких слоев населения. Общее количество их достигает 217.Членами советов обычно избираются научные сотрудники и известные специалисты, ибывает случаи, когда какое-либо лицо является членом нескольких советов. Помимоконсультативных советов, при министерствах и управлениях могут такжесоздаваться такие учреждения, как совещания, экзаменационные помещения, НИИ,учебные и тренировочные заведения, медицинские учреждения и др. специальныеучреждения. Для ведения делопроизводства таких учреждений могут создаватьсярегиональные отделения. Для вышеуказанных органов определяется установленноечисло штатных сотрудников.
Кроме вышеупомянутыхорганов исполнительной власти, одной из разновидностей являются специальныеюридические лица, которые являются аналогичными органам исполнительной власти.Специальные юридические лица создаются законом в том случае, когда деятельностьцентрального правительства имеет характер предпринимательства, и предполагается,что ведение ими этой деятельности будет проведено более эффективно, чеморганами исполнительной власти. Их число достигло 88. В их числе: общественныекорпорации, агентства, кредитно-финансовые корпорации и специальные банки. Внастоящее время продвигаются реформы специальных юридических лиц путем ихслияния и ликвидации, обеспечения прозрачности управления их деятельностью,уточнения критериев для их учреждения.
ГЛАВА 3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА3.1 Структура судебной власти
Правовая система Япониипостроена на основе модели нормативно-судебной, англосаксонской правовойсистемы (доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика,прецедент). Однако отдельные элементы функционирования данной системы несовпадают с основными принципами построения вышеуказанной модели. Не такактивно, например, как это происходит в США в рамках прецедентного права,ведется законотворческий процесс, проверка конституционности законов изаконопроектов, суды очень осторожно подходят к возбуждению дел, в которыхучаствуют административные органы. Судебная система Японии включает: Верховныйсуд (1), Высшие суды (8), Суды по семейным делам (50), Местные суды (50),Суммарные суды (суды упрощенного производства) (438). Суммарные суды в качествесуда первой инстанции рассматривают гражданские дела с суммой иска непревышающей 900 тыс. иен и уголовные дела, предусматривающее наказание вкачестве незначительного штрафа. Рассмотрение дел ведется единолично судьей.
Суды по семейным делам.Таких судов на территории Японии действует 50. Кроме основных судов, натерриториях районных судов федерального значения действуют Отделения семейныхсудов. Всего таких судов и их отделений 77. Семейные суды были созданы в 1949г. как специализированные суды по разрешению семейных споров и рассмотрению делпо преступлениям несовершеннолетних в возрасте до 20 лет. Кроме того, эти судыосуществляют судебный надзор за лицами, склонными к нарушению уголовногозаконодательства (имеются в виду приговоренные к условной мере наказания).
Местные суды.Разграничение компетенции между судами этого звена ведется на основетерриториальной подсудности. Территории совпадают с префектурами (заисключением Хоккайдо, который поделен на 4 судебные территории). Кроме основныхсудов действуют их филиалы в 203 населенных пунктах Японии. Местные судырассматривают все дела в первой инстанции за исключением дел, отнесенных ккомпетенции суммарных судов. В апелляционной инстанции местные судырассматривают жалобы на решения суммарных судов по гражданским делам, а такжежалобы на решения и приказы суммарных судов. Дела рассматриваются единоличнолибо коллегиально в составе 3-х судей. На практике большинство делрассматриваются единолично судьей.
Высшие суды. Всего вЯпонии восемь Высших судов. Расположены в крупнейших городах Японии: Токио,Осаке, Нагои, Хиросиме, Фукуоке, Сендае, Саппоро и Такаматсу. Внутри судовэтого звена компетенция разграничивается на основе территориальной подсудности,т. е. кроме префектур территория Японии поделена на 8 частей, каждая из которыхнаходится под юрисдикцией отдельного Высшего суда. Некоторые из Высших судовучреждают свои филиалы. Таких филиалов в Японии 6. Состав суда образуютПрезидент суда и судьи. Президенты назначаются Кабинетом министров иутверждаются Императором. В основном Высшие суды рассматривают дела вапелляционной инстанции по жалобам на решения местных судов, семейных судов, атакже апелляции kokoku, за исключением апелляций kokoku, отнесенных ккомпетенции Верховного суда. Высшие суды также рассматривают апелляции наприговоры по уголовным делам, первоначально рассмотренным в суммарных судах.Апелляционные жалобы на решения суммарных судов по гражданским деламрассматриваются местными судами, а затем передаются в Верховный суд в порядкеапелляции jokoku. В первойинстанции Высшие суды рассматривают административные дела (выборы, общественныебеспорядки и т. п.). В порядке исключительной компетенции Токийский Высший судможет пересматривать решения Комиссии по соблюдению справедливости в торговле иПатентного бюро.
Как правило, все дела вВысших судах рассматриваются коллегиально из трех судей. Коллегиями из пятисудей рассматриваются административные дела и дела, связанные с пересмотромрешений Комиссии по соблюдению справедливости в торговле и Патентного бюро. 3.2 Верховный суд.Особенности судопроизводства
Верховный суд находитсяв Токио. К ведению Верховного суда отнесено рассмотрение апелляционных жалоб jokokuи kokoku в порядке, установленном гражданским процессуальным кодексом.Основания для подачи таких жалоб. По гражданским и административным деламналичие признаков нарушения Конституции. Безусловным основанием для подачисчитается серьезное нарушение процедуры судопроизводства в судах низших инстанций.Кроме того, Верховный суд может принять к рассмотрению дело в порядке jokoku,если установит важность данного дела для судебной практики или, что принятые поделу судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами нормправа. По уголовным делам основанием для подачи жалобы jokoku являетсянарушение Конституции, а также несоответствие принятых по делу судебных актовпрецедентным решениям Верховного суда.
Процедура рассмотрениядел в Верховном суде. Слушание дела и вынесение решений производится либоколлегией из 15 судей Верхней палаты, либо коллегией из 5 судей одной из Нижнихпалат. Девять судей Верхней палаты или трое судей в каждой из Нижних палатсоставляют кворум, необходимый для слушания дела и вынесения решения.Апелляционное производство в Верховном суде начинается с подачи уведомления обапелляции стороной, несогласной с решением судов низшей инстанции, обычноВысших судов. Решение Верховным судом принимается после изучения документов(материалов дела). Если апелляция признана необоснованной, суд может отклонитьее, не проводя дальнейшего слушания. Если же суд сочтет, что жалоба обоснована,решение по делу выносится после проведения устных слушаний (стороны невызываются). Основное предназначение апелляционной инстанции Японии состоит вустранении ошибок и недостатков путем проверки обоснованности и законности егорешений.
Компетенция общих судовЯпонии широка: они рассматривают гражданские, уголовные, административные,налоговые дела, дела о банкротстве и т.п. Процедура рассмотрения дел, как и вРоссийских судах, дифференцирована с учетом различий в характере. В большинствесудов дела рассматриваются на основе принципа территориальной подсудности.Большинство дел в судах первой инстанции рассматриваются единолично. При этом проверкав вышестоящих судебных инстанциях осуществляется только коллегиальным составомиз 3 или 5 судей. Хотелось бы отметить некоторые достижения Японской судебнойреформы, касающиеся гражданского судопроизводства. Поскольку в Японии (как и вРоссии) наиболее длительно рассматриваются дела, по которым требуется раскрытиебольшого числа необходимых доказательств, то для ускорения судебного процессаяпонские реформаторы предусмотрели следующие новации. В системусудопроизводства по гражданским искам вводится так называемое проектноепланирование. Судья совместно со сторонами, составляет план проведенияразбирательств по делу. Определяет время необходимое для выяснения позицийсторон, время для раскрытия доказательств, для вынесения решения. Кроме того,судья устанавливает график предоставления сторонами необходимых доказательств.Данный документ не является процессуальным документом, но на практике сложилосьтак, что он имеет обязательную для сторон силу. В случае невыполнение сторонойустановленного графика суд, выяснив и оценив причины такого невыполнения, можетвынести решение по имеющимся документам. Такое решение не может быть отменено ввышестоящей инстанции по причине его принятия по неполно исследованнымдоказательствам. В Японии широко используется привлечение граждан к участию всудебном процессе. Лица, не имеющие юридического образования, но обладающиешироким знаниями, большим опытом работы и авторитетом могут быть членамикомитетов по примирению, членами судебных комитетов (в судах по рассмотрению делв порядке упрощенного производства), представителями в семейных судах, членамиэкспертных комитетов, а также членами комитетов прокурорского надзора (подобносуду присяжных). Кроме того, японская реформа в области совершенствованиягражданского правосудия предполагает создание в судах комиссий специалистов,задача которых помочь судье разобраться в особенностях той или иной проблемнойобласти. Институты посредничества и арбитража в Японии имеют давнюю историю,являются привычными и потому достаточно прочно закрепившимися в деловомобороте. Негосударственные институты разрешения конфликтов предусмотрены и дляспоров, вытекающих из административных правоотношений: Организация поурегулированию конфликтных ситуаций, связанных с промышленным разрушением окружающейсреды; Комитет по рассмотрению конфликтов, связанных со строительством; Центрыбыта и жизни граждан. Для урегулирования частных споров существуют следующиеинституты: Центр урегулирования конфликтных ситуаций, связанных сдорожно-транспортными происшествиями; Арбитражный совет по вопросаммеждународной торговли.
Совершенствованиеяпонского законодательства позволило внедрить новые методы защиты гражданскихправ. Это система, в которой адвокаты в качестве членов судебной коллегии(адвокат и два не профессиональных юриста) принимают участие в проведениипосреднической процедуры по гражданским или семейным делам. Основнойобязанностью адвокатов в данном случае является ведение примиренческойпроцедуры в суде, содействие выработке приемлемого решения конфликта путемпредложения своего варианта или формулирования такого решения. Такое решение неявляется судебным актом. Адвокаты-судьи, наравне со штатными судьями, имеютправо на независимое осуществление своих обязанностей. Государственная пошлинапо рассмотрению дела коллегией с внештатным судьей составляет половину пошлины,взимаемой в случае подачи такого иска в суд. Однако, если стороны не пришли ккомпромиссному решению, примирение не состоялось, то обращаясь в суд запринудительным разрешением конфликта истец оплачивает лишь недостающую частьпошлины.3.3 Внештатные судьи. Примирительные процедуры
Внештатные судьи,занимающиеся гражданскими делами, работают в суммарных и местных судах,занимающиеся семейными — в семейных судах раз в неделю и в течение всегорабочего дня. Остальные дни они работают в качестве адвокатов в своем бюро. Надолжность внештатного судьи Верховный суд назначает адвокатов, имеющих стажадвокатской деятельности не менее 5 лет. Срок назначения — два года, с правомпереназначения через 2 года. В настоящее время назначено всего 30 внештатныхсудьей, в том числе 22 из них занимаются посредничеством в гражданских делах всеми городах, а 8 посредничеством в семейных делах в двух городах. В ближайшиенесколько лет планируется увеличить число таких судей до ста. По мере принятиясистемы обществом будет возрастать и число городов их деятельности.
Существующий вгосударственных судах Японии способ ведения примирительных процедур позволяетпорядка 33 % гражданских дел завершать заключением мирового соглашения.Примирительная процедура осуществляется специальным органом — Комитетом погражданскому примирению. В состав Комитета входит один судья и два или болеечленов Комитета. Члены Комитета избираются из числа граждан, обладающихширокими познаниями в разных областях науки, опытом работы и авторитетом вобществе. Комитет заслушивают заявления обоих сторон, рекомендует пойти навзаимные уступки, либо убеждает стороны принять условия компромиссногосоглашения. Проект такого соглашения готовит сам Комитет, что ссубъективно-психической точки зрения имеет для сторон определяющее значение. Вслучае успешного завершения примирительных процедур, исполнение условиймирового соглашения является обязательным для сторон. Исполнение судебных актоввходит в систему судопроизводства по гражданским делам и является еезаключительным звеном. Роль судьи не заканчивается вынесением решения. Судьяактивно участвует в исполнении судебного акта — назначает торги, распределяетмежду кредиторами вырученные денежные средства и т. п. Исполнительные коллегиипо гражданским делам входят в составы судов. Кроме судебныхприставов-исполнителей в коллегиях работают судьи. Они рассматривают бесспорныедела, например реализация заложенного имущества, на которое у залогодержателяимеются все юридически правильно оформленные документы, освобождение помещенияиз чужого владения в случае, если законный владелец представит все необходимыеправоустанавливающие документы на это помещение (этот вопрос требует дополнительногоизучения). Такое построение судебного процесса, по мнению японцев, являетсянаиболее эффективным, поскольку приводит к реальному исполнению более 60 %судебных актов (в Токийском окружном суде исполнение судебных актов, связанныхс реализацией объектов недвижимости составляет 83 %, в Осаке -79 %).
Следует отметитьучастие общественности в любой из стадий функционирования судебной системыЯпонии, начиная с процедуры назначения судьи (Конституцией предусмотренавозможность пересмотра в порядке референдума судей Верховного суда Японии),открытостью принимаемых судьями любого уровня судебных актов и результатов ихисполнения и заканчивая отстранением судьи от должности — путем публичногоразбирательства в парламенте. Информационное обеспечение судебной власти иэффективность работы механизмов доведения до общества сведений о деятельностисудов, о ходе проводимых реформ, судебных решений определяется приоритетомобщественного мнения в оценке качества отправляемого правосудия.
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКА. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ 4.1 Экономика
В настоящее времяЯпония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамикеи сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит оттого, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовыйи структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах. Япония начинаетрадикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленнаяна завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннегорынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднееконкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов,информации и связи. Чтобы выйти из тяжелой ситуации, японское правительствоведет параллельно две разнонаправленные и трудно совместимые линииэкономической политики. Одна линия состоит в антикризисном управлении припомощи расширения государственного участия в экономике. Увеличенофинансирование строительства объектов инфраструктуры, сделаны огромные вливанияв капитал банков, накопивших безнадежные долги. Другая линия современнойэкономической политики – либеральные реформы: приватизация государственногосектора (в настоящее время проводится приватизация почтовой службы страны),дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформабюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задачаоживить национальный денежный рынок и рынок капитала, с тем чтобы кредит ифинансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособностипредлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места. Цель бюджетнойреформы — восстановить равновесие бюджета. В госсекторе проводится реформаобщественных работ, которые предполагается вести на средства и под управлениемчастного бизнеса.4.2 Внешняя политика
Важным этапом развитиямировой цивилизации стало террористическое нападение на Нью-Йорк и Вашингтон 11сентября 2001 года. После этого все развитые страны, в том числе и Япония,оказались перед лицом общей опасности, заставившей переосмыслить свое место вмире. Япония в условиях глобализации столкнулась с очередными трудностямисамоопределения. Пережив несколько экономических кризисов, Япония былавынуждена пересмотреть свои позиции с точки зрения новейших социологическихисследований, утверждающих наступление новой эры — эпохи «после Америки».Вновь были организованы специальные исследовательские группы, в работах которыхпредставлена информация о характерных изменениях, происходящих в японскойполитической мысли, имеющих влияние на формирование внешнеполитического курса. Японскиеученые пришли к выводу, что в результате ослабления мирового влияния США ихотечеству вновь предоставляется возможность стать во главе азиатского блока,утверждая специфику своего развития как главное условие невозможностиследования Японии по общему для западного мира пути развития. Анализ мировыхтенденций развития показал несколько возможных сценариев, согласно одному изкоторых в мире сформируется два равноправных блока: западный (во главе сАмерикой) и восточный (во главе с Японии). Дискуссии вокруг глобализации далекиот завершения. Налицо явный дисбаланс: Япония, с одной стороны — экономическиймонстр, поражающий темпами своего развития, а с другой — политический пигмей,старающийся лишний раз не «высовываться». Сложившаяся ситуация в миретребует гармонизации всех сторон жизни страны, а значит, Японии придетсяпоменять стратегию своего поведения вовне. Заботясь о балансе национальныхинтересов, Япония очень часто проявляет близорукость, мешающую ей приниматьадекватные решения и видеть перспективы. Поскольку основную задачу своей страныяпонские исследователи видят в создании некой оппозиции распространению влиянияСША, прежняя политика уже не имеет права на существование. Единственновозможный путь оказать сопротивление засилию американизма — это столь жепрямолинейно заявить о собственных предложениях. Более того, сохраняющаяся до сихпор абсурдная ситуация зависимости японского правительства от Вашингтона толькоусиливает уверенность США в правильности своих стратегий, согласно которымразвитие в мире прекратится в случае американского давления. Это убеждение,возможно, покажется наивным, но оно действует, и никто не может достаточноубедительно заявить Америке об ошибочности такого отношения к остальнымстранам. Продолжая ограничивать свое вмешательство в мировую политику, Япониярискует остаться ни с чем в грядущей эпохе усиления глобализационных процессов.Несмотря на ряд весьма позитивных результатов, страна стала своего родаколоссом на глиняных ногах. Между тем пока время играет в пользу Японии. Сейчасу нее есть все шансы стать образцом, по которому будут существовать государствабудущего. В мире, где давно поняли бесполезность войн и стараются разрешитьконфликты мирным путем, Япония с ее менее чем минимальными расходами навооружение и отлаженным экономическим механизмом может добиться значительнойроли в мире. Именно сейчас формируется новая система международных отношений, иЯпонии, если она не хочет повторить ошибок прошлого, предстоит пересмотр своихстратегий. Предыдущий раунд в распределении влияния она проиграла, но будущийвполне может и даже должна выиграть. Основная задача Японии сейчас — это помощьразвивающемуся миру. На фоне уменьшения позитивной роли США в странах третьегомира должна увеличиваться роль Японии как донора слабых экономик. Это уменьшитчисло слаборазвитых стран, пытающихся утвердить свое влияние военными методами,и тем самым усилит мирную основу взаимодействия всех стран мира. С ростомпомощи слабым азиатским странам установится роль Японии как посредника междуАзией и Западным миром. Задача Токио — найти способы примирения позиций двухполюсов, усилить их взаимное притяжение. Уникальность Японии состоит в том, чтоона, с одной стороны, принадлежит к развитым державам, т. е. к Западу, ногеографически и исторически она — часть Востока, и от этого ей никуда нидеться.4.3 Вооруженные силы
Известно, что вотношениях между Россией и Японией были различные периоды. Япония выступилаинициатором Русско–японской войны в 1904- 1905 годах, жива память о жестокостияпонских войск, которые как интервенты оккупировали значительные территорииДальнего Востока в 20-е годы прошлого века. На Северном Сахалине японскиевойска находились вплоть до 1925 года. В годы Великой Отечественной войныЯпония выступала союзником гитлеровской Германии, неоднократно нарушая Пакт онейтралитете. Решениями стран антигитлеровской коалиции, куда входил иСоветский Союз, после завершения Второй Мировой войны Япония, подписав Акт обезоговорочной капитуляции, была лишена части территорий, в том числе иКурильских островов. Ей было запрещено иметь собственные вооружённые силы. Приучастии стран антигитлеровской коалиции для Японии был написан текстКонституции, который гарантировал на будущее невозможность возрожденияяпонского милитаризма и реваншизма. Однако в современной Японии начинаютраздаваться требования отмены статьи 9 конституции, что позволит без оглядкииспользовать Силы самообороны страны для усиления геополитического давления нарегиональное международное сообщество. К сожалению, недавние испытания ядерногооружия в Северной Корее только способствуют усилению этих требований.
В тоже время,военно-политический баланс сил на Дальнем востоке за последние 15 летрадикально изменился, причем не в нашу пользу. Советский Союз развалился,вооруженные силы страны на Дальнем Востоке сократились более чем в три раза почисленности и по боевому составу тоже. Мы практически прекратили масштабныеучения в регионе. Короче, все делается для того, чтобы у наших соседей навостоке не было вопросов к нам в военном плане. Сейчас японцы объявили, чтоначнут снижать численность вооруженных сил. Число кораблей сократят, например.Но получается опять очень интересная картина: сократят ровно настолько, сколькоони не набирают сейчас людей по штатной численности вооруженных сил, некомплекту них постоянно 15-20 % — вот эти «мертвые души» Япония и будет втечение 15 лет сокращать. По кораблям, например, интересная картина. Лет 25назад у них был флот надводных артиллерийских кораблей в 2000 водоизмещения.Сейчас это уже 7-10 тысяч тонн водоизмещения кораблей управляемого ракетного оружия.
Сейчас Россия сокращаетвооруженные силы на Курилах. А Япония на Хоккайдо, на приграничной с нами зоне,не уменьшает вооруженные силы, там и танковая техника, и мощнейшая авиация.Вместе с тем следует подчеркнуть тот факт, что отсутствие Мирного договорамежду нашими странами в реальной жизни практически не мешает практическомусотрудничеству с Россией. К примеру, ряд крупных японских компаний работает надреализацией проектов освоения шельфовых месторождений нефти и газа вСахалинской области, создают совместные русско-японские предприятия, строятзаводы по сборке автомобилей в России. Руководство Советского Союза, а теперь исовременной России никогда не пропагандировало чувство враждебности к японскомугосударству, равно, как и к любому другому государству, или народу. Скореенаоборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном, всёболее взаимозависимом мире, отношения между народами стран приобретаютстановятся всё более важным фактором развития. Однако историческое прошлое невсегда позволяет говорить о том, что сегодня возможно значительно изменитьотношение к государству и стране за достаточно короткий срок.
Трудно найти общеерешение для задач, стоящих перед миром в XXI веке, так же трудно говорить оновой роли Японии как о чем-то реально существующем. Во всяком случае, нельзяне отметить то, что Япония, судя по происходящим переменам, находится в поискеновых стратегий поведения, в чем ей можно только пожелать удачи.
Итак, Япония — конституционная монархия, как, например, Англия, Дания или Швеция. И подобносамодержцам этих стран, император Японии не имеет никакой законодательной иисполнительной власти. Одним словом — это символ Японии. Но все же императоркое-что может. Так, по конституции, он имеет право хотя бы формально назначатьпремьер-министра и главного судью Верховного суда, созывать парламент,подписывать законы и договоры и присуждать награды, но все это по представлениюи с одобрения Кабинета министров.
На уровне всех 47префектур административная власть сосредоточена в руках губернатора и собрания.Губернатор и члены собрания избираются прямым голосованием жителями префектур.Под надзором префектуральных властей находятся администрации городов ипоселков. Члены муниципальных собраний также избираются прямым голосованием.
Общий вывод, однако,уже достаточно очевиден: гармонизация и адаптация должны стать непреложнымпринципом международных отношений XXI века. Единственный путь достижения этогоидеала — это признать специфику развития разных стран и позволить им строитьсвою дельнейшую политику на их основе. Однако подобное положение не исключает,а, напротив, предусматривает существование наций в условиях взаимного согласияи влияния. Этот тезис прежде всего осуждает стратегии США, стремящихся кнавязыванию единого образа жизни — американского.
В данных условиях всеболее четко просматриваются трудности, с которыми придется столкнуться Японии вбудущем. Хочет того Япония или нет, но ей придется изменить сложившуюсявнутреннюю политическую и экономическую ситуацию. И если США нужно обратитьсвой взор на внутренние проблемы, то Японии, наоборот, пора забыть о стольлюбимой ею самоизоляции и действовать в согласии с общемировыми тенденциями.Сложившаяся после войны ситуация, в которой Япония была вынуждена отказаться отрешения задач внешней политики, сконцентрировав все свое внимание навосстановление экономики, может сильно навредить ей в будущем. Наступила новаяэра, в которой общество занято другими проблемами, нежели страх перед японскойагрессией. Все больше расширяя свое экономическое влияние на внешнем рынке,Япония тем самым поставила внутреннюю экономику в почти кабальную зависимостьот экспорта. Это обстоятельство, в свою очередь, побуждает страну уходить отспоров в области внешней политики, что приводит к некоторому ослаблениюавторитета страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АлексеевВ. В. Экономика Японии. — М.: Наука, 2007.
2. АнисимцевН. В. Конституционные проблемы современной Японии. Право и политика. — М.:Дело, 2007.
3. БаглайМ. В. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юрист, 2005.
4. БогдановичТ. А. Очерки из прошлого и настоящего Японии. — М.: Дело, 2005.
5. ГаджиеваЕ. А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — М.: Юридическаялитература, 2005.
6. ДаниловС. Ю. Правовые демократические государства (очерки истории). — М.: Статут,2008.
7. ЕлисеевВ. Японская цивилизация. — М.: Юрайт, 2007.
8. ЗимонинВ. С. Вооруженные силы Японии по совокупной боевой мощи в Азии // Закон. — 2007. — № 5.
9. Историягосударства и права зарубежных стран // под ред. Батыра К. И. — М.: Дело, 2006.
10. Историягосударства и права зарубежных стран // под. ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А.Жидкова. — М.: Юрист, 2005.
11. КарповЛ. В. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Юридическая литература,2006.
12. КосаревА. И. История государства и права зарубежных стран. — М.: Юрист, 2007.
13. КурицынВ. М. Опыт становления конституционализма в США, Японии, России. — М.: Статут,2006.
14. МещеряковА. Н. Японский император. — М: Юрайт, 2006.
15. ПавленкоП. Либерально-демократическая партия в политической системе современной Японии.- М.: Эксмо, 2007.
16. ПрудниковМ. Н. История государства и права зарубежных стран. — М.: Дело, 2006.
17. РозановО. Н. Япония: награды и политика. — М.: Наука, 2007.
18. СпандарьянВ. А.Деловая Япония. — М: Наука, 2006.
19. ТомсиновВ.А. История государства и права зарубежных стран. — М.: Юрист, 2005.
20. Хрестоматияпо Всеобщей истории государства и права. В 2 т. Т. 2 / под ред. К. И. Батыра,Е. В. Поликарповой. — М.: Дело, 2007.
21. ЧерниловскийЗ. М. Всеобщая история государства и права. — М.: Юрист, 2007.