Курсовая работа
на тему:
«Современные проблемы управления городом: местноесамоуправление и городское развитие»
Введение
Актуальность темы исследования. В рамках формированияправового государства и гражданского общества в современной России продолжаетсяи набирает темпы процесс глубоких и широкомасштабных реформ в различныхнаправлениях государственного строительства как составная часть объявленногокурса на модернизацию страны. Не обошли они стороной и область трансформаций,затрагивающих становление новой политической системы и создания оптимальной,эффективной модели местного самоуправления.
Более 70 процентов населения России живет в городах, здесьпроизводится основная часть национального продукта, происходят важнейшиеполитические события, делаются открытия и изобретения, хранится значительнаячасть культурного наследия. По российскому законодательству город – этонаселенный пункт, в котором проживает более 12 тысяч жителей и более 85%производства не является сельскохозяйственным. Города возникли благодаря тому,что концентрация различных ресурсов в одном месте позволяет добиться болееэффективных результатов и обеспечить жизнедеятельность многих людей.
Управление городом осуществляется местными органами власти,которые не входят в систему органов государственной власти. Местноесамоуправление – обязательный компонент демократического государственногостроя, принципы которого закреплены в Конституции РФ и в федеральных законах.Оно осуществляется самим населением через свободно избранные импредставительные и исполнительные органы, которые наделяются определеннымиимущественными и финансово-бюджетными правами. Задача органов местногосамоуправления – рационально управлять объектами управления с целью удовлетворенияпотребностей населения и повышения их жизненного уровня.
Управление городом становится все более сложным и менеенадежным: решение острых городских проблем традиционными методами управлениявсе чаще не дает удовлетворительных результатов. Дефекты в системе управлениягородом могут привести к снижению качества жизни горожан, к застою, или даже крегрессу городского развития и деградации городской среды. Городское управлениедолжно обеспечивать социально-экономическое развитие и соответствовать сложностисамого города как объекта управления.
Сохраняют актуальность традиционные проблемы местногосамоуправления, прежде всего, финансовые и кадровые. Финансовые проблемы заняливедущие позиции в списке проблем, воспринимаемых городскими администрацияминаиболее остро.
Степень разработанности проблемы. Проблемы управлениягородами рассматривались в работах ряда отечественных и зарубежных ученых. Прикладныеисследования проблем комплексного управления город-ской средой проведены такимиучеными, как А.В. Бабуров, В.Э. Бойков, Г.А. Градов, Р.В. Гребенников,А.Э. Гутнов, А.Е. Железко, Е.Н. Заборова, О.В. Загорская, Ж.А. Зайончковская,Е.В. Ковешников, И.Г. Лежава, В.И. Локтев, О.С. Пчелинцев, С.А. Садовский,З.В. Харитонова, А.Г. Харчев, А.Я. Хорхот и др. Значимые обобщающиеисследования в области социологии города провели А.В. Баранов, А.В. Дмитриев,М.Н. Межевич, В.О. Ру-кавишников, В.В. Трушков и другие ученые.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь натеоретическую сущность основ организации местного самоуправления,проанализировать основные проблемы управления городом как открытой системой
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
1. определить понятие, принципы, функции местного самоуправления.
2. дать общую характеристику таким муниципальным образованиям как: городскиепоселения, городские округа, города федерального значения как объектамуправления.
3. проанализировать основные характеристики управления градообслуживающейсферой города.
4. раскрыть сущность муниципального управления социальной сферой города.
Методологическую и теоретическую базу курсовой работысоставляют концептуальные исследования проблем управления городом,представленные в отечественной литературе. В ходе разработки концепции былииспользованы положения теории муниципального управления, теории управлениякрупными городами, теории экономического анализа и нормативно-правовые акты.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Вовведении обосновывается актуальность проблемы и степень её разработанности. Впервой главе «Теоретические основы организации местного самоуправления» определеныпонятие, принципы, функции местного самоуправления и даётся общаяхарактеристика таким муниципальным образованиям как: городские поселения,городские округа, города федерального значения. Вторая глава «Проблемыуправления городом как открытой системой» посвящена анализу муниципальногоуправления градообразующей сферой и социальной сферой города.
В заключении даются общие выводы по данной курсовой работе.
1. Теоретические основы организации местногосамоуправления
1.1 Понятие, принципы, особенности организации местного самоуправления
Местное самоуправление в Россииимеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточныхславян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправленияотмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашениена княжение) главного должностного лица города.
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексноеи многообразное явление, которое по-разному трактуется в разных источниках.Так, в Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. подместным самоуправлением понимается право и реальная способность органовместного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дели управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и винтересах местного населения[1].
В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправлениев РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственностьдеятельность населения по решению непосредственно или через органы местногосамоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его историческихи местных традиций[2].
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправлениев РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленныхКонституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральнымизаконами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственностьрешение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправлениявопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом историческихи иных местных традиций[3]. НовыйФедеральный закон определяет местного самоуправления не через «деятельностьнаселения», а через «форму осуществления народом своей власти». Признаниеместного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3Конституции Российской Федерации.
Местным самоуправлением называется организация властина местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местногохарактера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправлениеосуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а такжечерез выборные и другие органы местной власти[4].
Началом становления местногосамоуправления в Российской Федерации считается принятие Конституции РоссийскойФедерации 12 декабря 1993 года, признавшей местное самоуправление одной из основконституционного строя и установившей принципиальные положения о местномсамоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и ЕвропейскойХартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1999 г.
В соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.Государством гарантируется организационная обособленность органов муниципальнойвласти, признается и защищается муниципальная собственность. Участие граждан восуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правамиизбирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлятьиндивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления,обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления,самостоятельно решать вопросы местного значения, самостоятельно определятьструктуру органов местного самоуправления.
В Конституции Российской Федерацииперечислены важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью,формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местныхналогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.
Положения Конституции РоссийскойФедерации, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления,явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной властис учетом сформулированных в Европейской Хартии местного самоуправленияпринципов законности, децентрализации управления, самоорганизации граждан,осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболееэффективно их реализовывать, при максимальном приближении к потребителям услуг.
Местное самоуправлениеосуществляется населением самостоятельно. Это обозначает, что местноесамоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, ненаходящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местногосамоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерациине входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это неисключает возможность органов государственной власти в отдельных случаяхконтролировать и направлять деятельность по осуществлению местногосамоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральнымзаконодательством.
Местное самоуправлениетакже осуществляется населением подсвою ответственность. В данномслучае речь идет о так называемой позитивной ответственности, котораяобозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местногосамоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образованиясами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственностиимуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическимилицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а такжеимущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации иее субъектов.
Местное самоуправлениефункционирует на основе определенных принципов. Принципы (лат. principium – первоначало,основа) – это основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязимежду элементами.
Принципы местногосамоуправления – этообусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащиев основе организации и деятельности органов местного самоуправления[5].Выделяют два вида принципов местного самоуправления:
· Принципы общие– начала, характерныене только для системы местного самоуправления, но и для всей системыгосударственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия,демократии, законности, гласности и т.д.
· Принципыспециальные – начала,характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить оее единстве и уникальности. К ним относятся:
1) принципсамостоятельности;
2) принципответственности органов и должностных лиц местного самоуправления переднаселением муниципального образования, государством и юридическими лицами;
3) принцип социальнойнаправленности деятельности местного самоуправления;
4) принцип сочетанияколлегиальности и единоначалия;
5) принципгосударственной поддержки местного самоуправления и другие.
Принципсамостоятельности является наиболее важным ворганизации и осуществлении местного самоуправления. Под самостоятельностью вроссийском законодательстве понимается, во-первых, организационнаясамостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закрепленов конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят всистему органов государственной власти»[6]. Во-вторых,население муниципального образования самостоятельно в определении структурысобственных органов местного самоуправления. В-третьих, местное самоуправлениеобеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическуюсамостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и онаобеспечивается прежде всего наличием муниципальной собственности. Наконец, финансовуюсамостоятельность местного самоуправления обусловливают наличие местногобюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местногосамоуправления на участие в кредитных отношениях.
Вторым по значимостиявляется принцип ответственности органов и должностных лиц местногосамоуправления. Ответственность– неблагоприятные последствия,наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностнымилицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления илиненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкцияхправовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местногосамоуправления перед населением, государством, физическими и юридическимилицами.
Принцип гласности – принцип, основные требованиякоторого:
1) обеспечениеинформированности граждан о решениях органов государственной власти и органовместного самоуправления;
2) обеспечениедоступности обсуждения важнейших государственных вопросов и вопросов местногозначения;
3) изучение и учетобщественного мнения[7].
Принцип законности – принцип, основное требованиекоторого – это соблюдение Конституции РФ и законов, соответствие всехиздаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственномуправлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенствонад правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законовна всей территории Российской Федерации; недопустимость противопоставлениязаконности и целесообразности; связь с правовой культурой[8].
Согласно взглядам Н.И. Лазаревского,сущность самоуправления определяется следующими принципами:
1) самоуправление естьосуществление правительственных прав по поручению от государства;
2) самоуправление естьдеятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления;
3) самоуправление естьисполнение задач государственного управления самим государством;
4) органы самоуправленияявляются органами и представителями самого государства.[9]
Функции местногосамоуправления– этоосновные направления деятельности органов или должностных лиц местногосамоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функцииименуются вопросами местного значения.
Вопросы местного значения– вопросынепосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальногообразования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования всоответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектовРоссийской Федерации. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» квопросам местного значения относил: принятие нормативных актов по вопросамместного значения; владение, пользование и распоряжение муниципальнойсобственностью; комплексное благоустройство территории муниципальногообразования, социально-экономическое развитие территории и т.п.
Федеральный закон от 6октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» закрепляет за каждым типом муниципальных образованийсобственный перечень вопросов местного значения. Вопросы содержания жилищногофонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории,землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны историческихпамятников, сохранения объектов культурного наследия, организации досуга,развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещенияотнесены к компетенции городских и сельских поселений. Вопросы предоставленияобразования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраныокружающей среды отнесены исключительно на районный уровень. Вопросы электро- игазоснабжения, содержания и строительства автомобильных дорог, сбора ипереработки отходов, организации ритуальных услуг и содержания местзахоронения, формирования и содержания архивов, предоставления транспортныхуслуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания,участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опекии попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. Квопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местногозначения поселения и муниципального района.
Функции местногосамоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими передместными сообществами на конкретной этапе их исторического развития. Функцииместного самоуправления представляют собой единство содержания компетенции,полномочий, основных направлений, форм и методов осуществления муниципальнойдеятельности. Функции первичны по отношению к компетенции и полномочиям органовместного самоуправления. Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления,а особенно отдельные полномочия подвержены более частным изменениям. Функции жеболее стабильны по сравнению с компетенцией, т. к. отражают историческиобусловленную природу местного самоуправления[10].
В функциях местногосамоуправления выражается его сущность, та роль, которую органы местногосамоуправления играют при решении вопросов местного значения, удовлетворениипотребностей населения и повышения качества его жизни, а также развитиимуниципального образования. В настоящее время к функциям местногосамоуправления относится:
1) обеспечениенепосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, учети координация интересов различных групп населения;
2) обеспечениекомплексного социально-экономического развития муниципального образования;
3) управлениемуниципальной собственностью и местными финансами;
4) осуществлениесоциальной политики местного самоуправления, направленной на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
5) охрана окружающейсреды;
6) обеспечениеобщественного порядка[11].
В функциях органовмуниципального управления выражается их сущность, та роль, которую они играют восуществлении местного самоуправления. В зависимости от характера основныхфункций органы местного самоуправления подразделяются на представительные,исполнительные, контрольные и избирательные комиссии.
Таким образом, подместным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающаясамостоятельное решение населением вопросов местного характера и управлениемуниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданамипутем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другиеорганы местной власти. Принципы местного самоуправления– этообусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащиев основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Функцииместного самоуправления– это основные направления деятельности органовили должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целейи задач.
1.2 Муниципальные образования:городские поселения, городские округа, города федерального значения как объектыуправления
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальное образование –городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либовнутригородская территория города федерального значения[12].
Муниципальное образование также рассматривают как социальную систему,представленную в виде поселения, содержащую три основных компонента: люди – вещи– отношения и имеющую цель, задачи, функции, права и ответственность. Подвещами в данном случае понимаются предприятия, организации, природные ресурсы,имущество, финансы и т.п. А под отношениями – правила поведения органовместного самоуправления между собой, с населением муниципального образования, сорганами государственной власти, с общественными организациями, политическимипартиями и движениями и т. п[13].
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» четко выделяет пятьвидов муниципальных образований(городские и сельские поселения,муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городовфедерального значения) и не допускает осуществление местного самоуправления наиных территориях.
Городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (всоставе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты,не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местноесамоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборныеи иные органы местного самоуправления[14]. В границахгородского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающейтерриторией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальнымиобразованиями.
В состав территориигородского поселения могут входить:
а) один город или одинпоселок городского типа;
б) территории,предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктурыгородского поселения;
в) территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихсямуниципальными образованиями (данные территории должны быть внесены вгенеральный план городского поселения).[15]
Вне сомнения, городскими поселениями являются города: они могут бытьреспубликанского (республики в составе РФ), краевого, областного, окружного ирайонного значения. Помимо того, что они имеют официальный статус города,важным фактором является и то, что население в подавляющем большинстве не имеетотношения к сельскохозяйственному труду. Городскими поселениями можно считать имногие поселки, даже входящие в состав сельских районов, если большинство жителейпоселка профессионально не занимается сельским хозяйством.
К вопросам местного значения поселения относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль заисполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся вмуниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- иводоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования,мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктовпоселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иныхтранспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихсяв улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищнымзаконодательством, организация строительства и содержания муниципальногожилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и т. д[16].
Городской округ – городское поселение, которое не входит в составмуниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляютполномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местногозначения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а такжемогут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органамместного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ[17].
Территория городского округа не входит в состав территории муниципальногорайона. Таким образом, распространение двухуровневой модели местногосамоуправления на крупные города не осуществляется, т. к. признаетсянецелесообразным. Городской округ остается одноуровневым, т.е. он не входит всостав муниципального района и не содержит в своем составе самостоятельныхгородских и сельских поселений.
Федеральный закон от 6октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» также определяет условия наделения городского поселениястатусом городского округа. На него смогут претендовать только города, где есть«сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая длясамостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местногозначения и осуществления отдельных переданных государственных полномочий», т.е.в основном столицы субъектов Российской Федерации и крупнейшие районные центры.
Для городского поселения характерно[18]:инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированнымислужбами, преобладание несельскохозяйственных видов занятости, характерзастройки многоэтажный, многоквартирный и т.д.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляетсязаконом субъекта Российской Федерации. Никакой другой орган местногосамоуправления или орган государственной власти не вправе был решать этивопросы.
К вопросам местного значения городского округаотносятся: формирование бюджета городского округа, установление местных налогови сборов городского округа, распоряжение имуществом городского округа,организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- иводоснабжения населения, содержание и строительство автомобильных дорог,обеспечение граждан, проживающих в городском округе, жилыми помещениями,организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организацияохраны общественного порядка на территории городского округа, обеспечениепожарной безопасности в границах городского округа, организация охраныокружающей среды в границах городского округа, осуществление экологическогоконтроля, организация предоставления начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования на территории городского округа,организация скорой медицинской помощи, создание условий для обеспеченияуслугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания,библиотечное обслуживание населения, организация досуга и культуры, охранакультурного наследия, развитие физической культуры и спорта, создание условийдля массового отдыха жителей, опека и попечительство, формирование и содержаниемуниципального архива, организация ритуальных услуг, организация сбора и вывозабытовых отходов и мусора, благоустройство территории, утверждение генеральныхпланов городского округа, правил землепользования и застройки, организацияосвещения улиц, организация мероприятий по гражданской обороне имобилизационной подготовке, организация деятельности аварийно-спасательныхслужб, обеспечение безопасности людей на водных объектах, развитие лечебно-оздоровительныхместностей.
В материально-вещественной структуре муниципальногообразования, например, имеющего статус городского округа, можно выделитьследующие главные подсистемы[19]:
– градообразующая сфера;
– градообслуживающая сфера, или городскоехозяйство;
– социальная сфера;
– население;
– территория.
В Федеральном законе №131-ФЗ не даётся определениегорода федерального значения. Однако говорится о том, что в городах федеральногозначения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанныхсубъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органамиместного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородскаятерритория города федерального значения – часть территории города федеральногозначения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населениемнепосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[20].Наличие особенностей местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве иСанкт-Петербурге обусловлено различными причинами, но, безусловно, носящимиважный характер. С одной стороны, Конституция РФ содержит нормы,устанавливающие положение о том, что государственную власть в субъектах РФосуществляют образуемые ими органы государственной власти. С другой стороны, вКонституции РФ существуют нормы, согласно которым в городских поселениях (в томчисле Москве и Санкт-Петербурге) осуществляется местное самоуправление.
Перечень вопросов местного значения, источникидоходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектовРоссийской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербургаисходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленныенастоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходовместных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации – городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетоввнутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектовРоссийской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Состав муниципального имущества внутригородскихмуниципальных образований городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации – городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с частями 1–3статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ и перечнем вопросов местного значения,установленным для этих муниципальных образований законами субъектов РоссийскойФедерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга[21].
Одной из серьезных проблем современной России являетсянеэффективное местное самоуправление. Управление городами, которые, по выражениюО. Генисаретского, являются «каркасной структурой России», определяетсятрадициями городского управления, сложившимися еще в эпоху социалистическогостроительства. Трудности местного самоуправления во многом связаны сотсутствием ориентиров, объективных критериев, позволяющих адекватно оцениватьэффективность деятельности муниципальной власти. В настоящее время в теорииуправления не выработаны универсальные, объективные критерии эффективностигородского управления. Другая группа специалистов считает, что в России тольковыстраивается институт местного самоуправления – мы находимся в ситуациипереходного периода – и какие-либо сопоставления невозможны и некорректны[22].
Таким образом, муниципальное образование также рассматривают каксоциальную систему, представленную в виде поселения. Городское поселение – городили поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправлениеосуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органыместного самоуправления. Городской округ – городское поселение, которое невходит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которогоосуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросовместного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района.В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии суставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправлениеосуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.
2. Проблемы управления городом как открытой системой
2.1 Управлениеградообслуживающей сферой города
Градообслуживающая сфера – основа жизнеобеспечениямуниципального образования. От правильности и обоснованности муниципальногоуправления системами жизнеобеспечения зависит уровень муниципальных услуг,определяющих качество жизни населения. Муниципальное управлениеградообслуживающей сферой представляет собой деятельность, определяемуюсогласованной совокупностью ориентиров и целей создания, развития ифункционирования системы жизнеобеспечения территории, а также способов имеханизмов их достижения.[23]
Цель муниципального управления градообслуживающейсферой заключается в достижении установленных нормативов и стандартовобслуживания населения: предоставления жилищно – коммунальных услуг, содержанияи ремонта жилищного фонда, обеспечения надежности и бесперебойностифункционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городскоготранспорта, общегородских коммунальных объектов, сфер торговли, общественногопитания, бытового обслуживания населения, строительства и реконструкции зданий,сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования,безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения.
Каждая отрасль градообслуживающей сферы является, содной стороны, сферой муниципальной деятельности и подсистемой общей системыуправления муниципальным образованием, а с другой стороны, подсистемойсоответствующей отраслевой системы более высокого (регионального илифедерального) уровня. Например, городской транспорт является подсистемойсистемы жизнеобеспечения города и в то же время региональной транспортнойсистемы.
Любой город выполняет определённый перечень функций.В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний(градообслуживающий и градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, чтогород должен обеспечивать условия своего собственного функционирования иразвития. Внутренний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в цепитерриториального разделения труда, имеет определенные составляющиетерриториальной социально-экономической системы. Основой комплекснойхарактеристики городского расселения служит выявление градообразующих функцийгорода, его место в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том илиином регионе.[24]
Следует учитывать наличие в большинстве отраслейгородского хозяйства муниципальных, государственных и частных субъектовдеятельности. Муниципальная власть, ответственная за обеспечение населения соответствующимимуниципальными услугами, должна создавать условия для деятельности субъектоввсех форм собственности, используя как правовые, административные, так ифинансово-экономические и информационные методы управления. Поэтому приисследовании каждой такой подсистемы важно учитывать[25]:
– место данной подсистемы в общей системеуправления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами;
– место данной подсистемы в отраслевой системеуправления;
– взаимоотношения внутри подсистемы междусубъектами различных организационно – правовых форм хозяйствования;
– законодательные, экономические и иныевозможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемыи ее отдельных элементов.
Уровень развития градообслуживающей сферыопределяется совокупностью количественных и качественных показателей: объёмуслуг оказываемых населению, спрос и предложение на рынке услуг, уровеньпотребления услуг на одного человека, качество услуг, внедрение инноваций,уровень использования производственных мощностей и т.д.
Градообразующая сфера города включает в себя такиесистемы, как: общественная безопасность, ЖКХ, коммунальное хозяйство,транспортный комплекс, потребительский рынок, строительство, окружающая среда ит.д.
Это все те отрасли, которые обеспечиваютинфраструктуру города.
Основными задачами вразвитии инфраструктурыявляются[26]:
1) достижениепропорциональности в развитии основных, вспомогательных и обслуживающихпроизводств, ускоренное наращивание мощностей производственной инфраструктуры;
2) концентрация мелкиххозяйств инфраструктуры и повышение на этой основе уровня эффективностипроизводства в конкретных сферах;
3) объединение ресурсовдля финансирования намечаемых к строительству на территории региона объектовпроизводственной инфраструктуры;
4) создание межотраслевыхи межхозяйственных территориально-производственных объединений в регионе;
5) рационализация системуправления развитием производственной инфраструктуры, передача нерентабельныхпроизводственных подразделений в систему региональных органов управления;
6) координация деятельности транспортных организаций,энергетики и теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, объектовкоммунального
Обеспечение безопасности – одна из глобальных проблемсуществования человеческого общества. Безопасность означает состояниезащищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства отвнутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасностиявляются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности,общества и государства, их взаимная ответственность.
Особенность услуг общественной безопасности состоит вих преимущественно профилактическом характере. Лучше всего, когда потребность вобращении к службам, предоставляющим данные услуги, у граждан не возникает. Вто же время без обеспечения общественной безопасности не может нормальнофункционировать ни одно муниципальное образование. При этом, чем крупнеенаселенный пункт, тем большее значение приобретают вопросы обеспеченияобщественной безопасности.
В соответствии с Конституцией РФ на органы местногосамоуправления возложено обеспечение общественного порядка[27].Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит вобязанности органов милиции, которая находится в системе МВД и подразделяетсяна криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Задачами последнейявляются обеспечение безопасности личности, охраны собственности, общественногопорядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административныхправонарушений, раскрытие некоторых категорий преступлений и розыск отдельныхкатегорий лиц. К милиции общественной безопасности относятся службы участковыхуполномоченных, подразделения ГИБДД, подразделения милиции вневедомственнойохраны и некоторые другие.
В современном урбанизированном обществе одной изважнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальноехозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в городахи поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек всовременном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом,городским транспортом и т. д[28].
Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальнымиуслугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территориигорода. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральномузакону 2003 года, относится в основном к компетенции поселений. Предприятия,входящие в жилищно-коммунальный комплекс, – поставщики ресурсов, управляющие иподрядные организации, органы регионального управления и местногосамоуправления – должны согласовывать свои действия в целях повышения качестважилищно-коммунального обслуживания.
Реформирование и технологическая модернизация ЖКК,повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагаютприменение новых, более совершенных организационно-экономических иинформационных методов управления, принципиально отличающихся отиспользовавшихся до недавнего времени в жилищно коммунальной сфере.
Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:
1. жилищное хозяйство;
2. водопроводно-канализационное хозяйство;
3. топливно-энергетическое хозяйство;
4. городской пассажирский транспорт;
5. благоустройство населенных мест.[29]
Реализация положений Жилищного кодекса РФ существенноповлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКК, избавитих от непосредственного выполнения хозяйственных функций по управлению иобслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить расходы местныхбюджетов на дотирование предприятий.
Управление общегородским коммунальным хозяйствомвключает деятельность органов местного самоуправления в таких сферах, какстроительство и содержание улиц и дорог, обустройство и содержание местмассового отдыха, инженерная защита территории, ее санитарная очистка,благоустройство, озеленение, создание малых архитектурных форм, вывоз,утилизация и переработка бытовых и частично промышленных отходов, организацияуличного освещения, банно-прачечное, гостиничное хозяйство, содержание местзахоронения, оказание ритуальных услуг и т.п.[30]
Повышение эффективности муниципального управленияобщегородским коммунальным хозяйством должно обеспечиваться за счетсовершенствования организационного обеспечения, создания индикативногоэкономического механизма и системы мероприятий по достижению установленныхнормативов и стандартов качества содержания, внедрения современных технологий итехнических систем и оборудования для снижения удельных затрат при проведенииработ.
Органы местного самоуправления также обладаютопределенными полномочиями в сфере охраны окружающей природной среды.Федеральныйзакон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к вопросам местногозначения муниципального района относит организацию мероприятиймежпоселенческого характера по охране окружающей среды[31].Закон 2003 г. ранее также относил к вопросам местного значения организациюи осуществление экологического контроля объектов производственного исоциального назначения на территории муниципального района, за исключениемобъектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органыгосударственной власти. В связи с совершенствованием разграничения полномочийФедеральным законом от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ данный пункт признанутратившим силу[32].
В системе городского транспорта большинства российскихгородов накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроляоплаты за проезд. Для ее решения за рубежом и в некоторых городах Россииустанавливают автоматические турникеты,стимулируют покупку проездных билетовразличного срока пользования с дифференцированной по сроку пользования иколичеству поездок цене, проводят денежно-вещевые лотереи по номерам купленныхбилетов.
Другая проблема – чрезмерный износ подвижногосостава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспортизношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также частивыручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для должного ремонта.Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы,в результате чего муниципальный транспорт работает вхолостую.
Серьезной проблемой многих городов является дорожнаясеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездныедороги; в отдельных случаях нужно расширять проезжую часть улиц, что крайнесложно. Состояние дорожной сети часто не согласуется с имеющимся типом подвижногосостава. Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большогокомплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблемупредставляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) натерритории города, выделение площадок для строительства коллективных гаражей, втом числе многоэтажных в центре города. В новых жилых домах целесообразнопроектировать подвалы как гаражи, что удобно для жильцов.
Таким образом, элементы градообразующей сферы имеюточень важное значение для жизнеобеспечения города. От правильности,обоснованности управления данными компонентами градообразующей сферы зависитуровень муниципальных услуг, определяющих качество жизни населения.Градообразующая сфера включает промышленность, транспорт, строительство,коммунальное хозяйство и т.д.
2.2 Муниципальное управление социальнойсферой города
Муниципальная социальная политика – это системацелей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населениясоциальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципальногообразования. Она строится в русле социальной политики государства и вовзаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органамивласти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются каксобственные полномочия местного самоуправления, так и переданные намуниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.[33]
В широком смысле к социальной сфере относят все, чтообеспечивает жизнедеятельность человека. В этом случае вся муниципальнаяполитика является социальной. В более узком смысле под социальной сфероймуниципального образования, как было сказано, понимается сфера воспроизводствасамого человека, его физических и духовных характеристик, тогда каквоспроизводство материально вещественной среды обитания относится кградообслуживающей сфере.
Комплексное социально-экономическое развитиемуниципального образованияявляется одной из функций муниципальногоуправления. В этой связи органы местного самоуправления должны разрабатывать,принимать и организовывать исполнение планов и программ комплексного развитиясоциально-экономического пространства муниципального образования.
Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения ипредприятия различных форм собственности. С развитием производительных силизменяются как структура социальных потребностей, так и способы ихудовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услугиповышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальнойсферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартами правилам.
Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные,образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесссоздания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляютбольшой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы,финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством.[34]
Среди основных функцийорганов государственного и муниципального управления по развитию человеческогопотенциала на региональном и местном уровнях можно выделить следующие направления[35]:
· обеспечениездоровья человека, длячего необходимо достижение экологического благополучия территории, организациясанитарно-эпидемиологического контроля и надзора, развитие системы учрежденийздравоохранения, организация лекарственного обеспечения населения, пропагандаздорового образа жизни, борьба с пьянством и наркоманией, создание условий длязанятий физической культурой и спортом, создание условий для полноценногоотдыха,
формированиерекреационных зон; формирование рекреационных зон;
· образование, соответственно, следует развиватьобразовательные учреждения общего, профессионального и дополнительногообразования; содействовать созданию системы повышения квалификации работников;формировать системы дополнительных платных образовательных услуг;
· социальная защитаотдельных групп населения,для чего необходимо создание комплексных центров социального обслуживания;поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие институтов семьи,материнства и детства; поддержка детей, оставшихся без попечения родителей;содействие гражданам, оказавшимся в критических жизненных ситуациях;
· работа смолодежью: поддержкамолодежного предпринимательства, поддержка молодых семей, развитие молодежных идетских общественных организаций;
· культура, т.е. обеспечение возможности доступа всех слоевграждан к достижениям культуры по приемлемым целям, поощрение художественноготворчества и самодеятельности, сохранение памятников истории и культуры,пропаганда достижений культуры в средствах массовой информации.
Разработка конкретной системы мероприятий в рамкахмуниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципальногообразования и специфику местного сообщества. Она осуществляется и реализуетсяорганами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. Впредставительном органе муниципального образования, как правило, создаютсякомитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрацииобычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурныеподразделения, курирующие то или иное направление социальной политики(образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данныеструктурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующимигосударственными органами субъекта РФ.
Роль органов местного самоуправления в решениивопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем[36]:
– разработка и реализация системы экономическихи других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда итрудовых отношений;
– координация и контроль деятельности в этойобласти управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и другихорганизаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;
– оказание информационной поддержки людям,ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей;публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефоннойинформационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.);
– формирование муниципального банка вакансий,сезонных и временных рабочих мест;
– формирование заказа на общественные работы натерритории муниципального образования;
– создание центра социально-психологическойадаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных;психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);
– организация муниципального бизнес-инкубаторадля начинающих предпринимателей;
– образование муниципальногоучебно-методического центра переподготовки взрослого населения по профессиям,пользующимся спросом на рынке труда;
– создание муниципальной службы профориентациивыпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессиональногообразования;
– создание муниципального попечительского советадля содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебныхзаведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов,администрации муниципального образования;
– организация и проведение исследований рынкатруда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационнойструктуры спроса на рабочую силу.
Муниципальная система здравоохранения включает в себярасполагающиеся на территории муниципального образованиялечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, находящиесяв муниципальной, государственной или частной собственности, а также органымуниципального управления охраной здоровья населения. Удельный весмуниципальных учреждений здравоохранения в разных муниципальных образованияхможет быть различным.
Главная цель муниципальной системы здравоохранения – удовлетворение потребностей населения вуслугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местногосамоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальныхстандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, напримерудовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципахобщедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг(лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.),обеспечение их качества и т.п.
Органы местного самоуправления осуществляют оптовуюзакупку лекарственных средств для муниципальных лечебно-профилактическихучреждений, контроль деятельности всех фармацевтических учреждений натерритории муниципального образования, независимо от формы собственности, таккак лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальныхзадач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установленаширокая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпускотдельных лекарств по рецептам врачей, а также при лечении в медицинскихстационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы.
Муниципальная политика в области социальной защиты иподдержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных(федеральных и региональных) государственных полномочий по организациикомплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельныхуязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия.Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержкинаселения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населенияи отдельным гражданам.
Для реализации муниципальной политики в сфересоциальной поддержки населения в муниципальных образованиях создаются различныеучреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций – органы(отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов иучреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования,сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов.
Федеральный закон от 6октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» к функциям органов местного самоуправления поселений вобласти культуры относит решение следующих вопросов[37]:
а) организациябиблиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондовбиблиотек поселения;
б) создание условий дляорганизации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организацийкультуры;
в) сохранение,использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников историии культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурногонаследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения,находящихся на территории поселения;
г) содержание музеев;
д) создание условий для развития местноготрадиционного народного художественного творчества, участие в сохранении,возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
При организации платных мероприятий организациикультуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся,инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядокустановления льгот для организаций культуры, находящихся в ведении органовместного самоуправления, определяется органами местного самоуправления. Органыместного самоуправления также вправе учреждать муниципальные организациикультуры. На них возлагается также обязанность оказывать помощьподведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) врешении вопросов содержания и развития материально-технической базы.
Муниципальная политика в сфере образования строитсяна основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах:гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступностьобразования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развитияи подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода иплюрализм в образовании[38].
Система управления образованием на муниципальномуровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов:образовательных программ и государственных образовательных стандартовразличного уровня и направленности, сети реализующих их образовательныхучреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов,муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учрежденийи организаций.
Отрасли социальной сферы призваны удовлетворятькультурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а такжезавершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Онипредъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование,материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальнымпроизводством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферыоказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активнойжизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.
Состояние социальной сферы в таком аспекте являетсяинтегральным показателем эффективности экономики страны, гуманностиюриспруденции и политического устройства общества, его духовности.
Заключение
Местным самоуправлением называется организация власти на местах,предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера иуправление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляетсягражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборныеи другие органы местной власти.
В Конституции Российской Федерацииперечислены важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальнойсобственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов,установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественногопорядка.
Принципы местного самоуправления – этообусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащиев основе организации и деятельности органов местного самоуправления.
Функции местногосамоуправления– этоосновные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправленияпо осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функции именуются вопросамиместного значения. В функциях местного самоуправления выражается его сущность,та роль, которую органы местного самоуправления играют при решении вопросовместного значения, удовлетворении потребностей населения и повышения качестваего жизни, а также развитии муниципального образования.
Городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (всоставе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты,не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местноесамоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборныеи иные органы местного самоуправления. В границах городского поселения могутнаходиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а такжесельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.
Городской округ – городское поселение, которое не входит в составмуниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляютполномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местногозначения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а такжемогут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органамместного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствиис уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправлениеосуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.Внутригородская территория города федерального значения – часть территориигорода федерального значения, в границах которой местное самоуправлениеосуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органыместного самоуправления.
Градообслуживающая сфера – основа жизнеобеспечениямуниципального образования. От правильности и обоснованности муниципальногоуправления системами жизнеобеспечения зависит уровень муниципальных услуг,определяющих качество жизни населения. Муниципальное управлениеградообслуживающей сферой представляет собой деятельность, определяемуюсогласованной совокупностью ориентиров и целей создания, развития ифункционирования системы жизнеобеспечения территории, а также способов имеханизмов их достижения. Градообразующая сфера города включает в себя такиесистемы, как: общественная безопасность, ЖКХ, коммунальное хозяйство,транспортный комплекс, потребительский рынок, строительство, окружающая среда ит.д. Это все те отрасли, которые обеспечивают инфраструктуру города.
Муниципальная социальная политика – это системацелей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населениясоциальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципальногообразования. Она строится в русле социальной политики государства и вовзаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органамивласти субъектов РФ.
Отрасли социальной сферы призваны удовлетворятькультурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а такжезавершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя.
Список использованных источников
1. Европейская хартия местного самоуправления Страсбург, 1985
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 6октября 2003 г.
4. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативныхправовых актов. – М.: Юридическая литература, 1998.
5. Вильямский В.С., Дедяев В.М. Муниципальные образованияРоссии в условиях рыночной экономики. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1996.
6. Дмитриева Ю.А. Муниципальное право. – М.: Изд-во «Эксмо»,2005
7. Ефимов В., Честнов Ю. Города России: сравнительный анализсоциально-экономических ситуаций 2000/2001 гг. // Городское управление №8,2003.
8. Зотов В.Б. Система муниципального управления. – СПб: «Питер»,2007.
9. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. Административное право. – М.:Юристъ, 2002.
10.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РоссийскойФедерации. – М.: Юрист, 2004.
11.Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организациимуниципального управления. – Саратов: Форум, 2007.
12.Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральномузакону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (постатейный). М.: Ось-89, 2007.
13.Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальноеуправление. – М.: ЭКМОС, 2001.
14.Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика иуправление. М.: ИНФРА-М, 2008.
15.Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Изд-во «Проспект», 2004.