Реферат по предмету "Государство и право"


Современные представления о профилактике наркомании

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра организациираскрытия и расследования преступлений
Основы профилактикинаркомании и наркопреступности
ЛЕКЦИЯ
по теме № 8:«Современные представления о профилактике
наркомании»
для сотрудниковправоохранительных органов по повышению
квалификации вобразовательных учреждениях
правоохранительныхорганов
Авторы:
доценткафедры ОР и РП
В.Г.Гаврилов;
преподавателькафедры ОР и РП,
канн.социол. наук,
капитанмилиции
К.С.Колесник
Обсужденаи одобрена
назаседании кафедры ОР и РП
БелЮИМВД России
«13» марта 2006 г.
Протокол № 10
Белгород – 2006

Цели лекции:
Учебная: ознакомить сотрудников правоохранительных органов сцелями и задачами первичной профилактики, стратегией её проведения.
Воспитательная: выработать у сотрудников чувство высокойответственности как будущих специалистов правоохранительных органов в сферепротиводействия НОН.
Развивающая: сформировать у сотрудников стремление ксамостоятельному изучению современных представлений о профилактике наркомании.
Метод проведения занятия – лекция.План лекции Страницы Вступительная часть 4 Учебные вопросы: 1. Современные представления о профилактике наркомании. 6 2. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ, её цели и задачи. 12 3. Что необходимо знать педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов при проведении профилактической работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления ими в молодежной среде. 26 Заключительная часть (подведение итогов) 39

Литература:
Основная:
1.   Противодействиенезаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебноепособие / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.: Центр юридической литературы «Щит»,2001.
2.   Противодействиенезаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Учебноепособие. Часть II. / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.: ГУБНОН СКМ МВД России,Московская академия МВД России, Изд-во «Щит-М», 2001.
3.   Профилактиканаркомании: организационные и методические аспекты / Коллективная монография:Итоговые материалы международного проекта. – Харьков: Декарт, 2002.
4.   Легальныйоборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: АпельА.Л., Бабянская Н.С./- СПб.: СЗ ИПК ФСКН России, 2007.- 116с.
5.   ТонковЕ.Е., Гаврилов В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному оборотунаркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред.к.ю.н., доцента В.А. Галкова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
6.   Унифицированныйведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространенияи незаконного потребления наркотиков- М.: ФСКН, 2006.
   Дополнительная:
7.   Передлицом наркоагрессии. Сборник материалов, посвященных проблеме борьбы снаркотиками. – М., 2002.
8.   Новыетенденции в старой проблеме наркотиков: Материалы межвузовской научно-практическойконференции / Под ред. Б.П. Велинского. – М: ВНИИ МВД России, 2002.
9.   Физическаякультура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи:Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М., 2000.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Введение
В конце XX века злоупотребление[1] алкоголем, наркотиками идругими психоактивными веществами[2](далее ПАВ) приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организацииздравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызваннымиприемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака,составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие и для России употреблениенесовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивныхвеществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровьюнаселения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании[3]. В России средний возрастначала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, средидевочек до 12,9 года; возраст приобщения к наркотическим средствам снизилсясоответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
Дифференцированный анализ отечественной и мировойнаркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющихнегативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические,социально-идеалогические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия –глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества,микрогруппам населения, семьям, личностям.
Среди основных причин, влияющих на распространенностьнаркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых местзанимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних,употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложностьих приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, вхорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирахраспространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили длясебя образовательные учреждения как рынки сбыта наркотиков вдетско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальнойнезащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтомубез жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силовогопротивостояния наркогруппировкам добиться реального повышения эффективностиантинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей,учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляетсявозможным.
Следующим важным фактором наркотизации является снижение убольшинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкийценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики,находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны –массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложенийнового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании сдоминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой –растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; стретьей — борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.
Обращает также на себя внимание низкий уровеньинформированности населения о профилактике наркотической патологии и малаядоступность квалифицированной бесплатной консультативной илечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, ипревентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60%опрошенный детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можнообратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, населениеориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуютгосударственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачиватьуслуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороныпрофессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью, — учителей,воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которыенуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактикинаркомании.

Вопрос 1. Современные представления о профилактикенаркомании
Профилактическая деятельность, как правило, строится накомплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей,учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудниковправоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именнопрофилактика[4]является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами идо настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически всялечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологиикасается явных запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучнаяв экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбес наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественныхорганизаций приходится до 80% всех специализированных наркологическихмедико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальнойпомощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские имолодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германииориентировано в основном на прямую медицинскую помощь — снятие наркотическойинтоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. ВДании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленнаясоциально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странахобращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиковотдыху, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшиенаркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции,мало доверяют взрослым.
Вторым важным моментом зарубежного опыта в областипредупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркоманииследует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к.именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается внаркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниямивследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В рядестран для детей и подростков «группы риска»[5]развернута целая сеть учреждений социальной помощи — «жилые общины» длямолодежи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные временные убежища, ночныеприюты.
В международной практике можно выделить следующие основныемодели профилактики:
Медицинская модель[6]ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании ипредусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствияхприема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическоездоровье.
Образовательная модель[7]направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеменаркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимостьразвития определенных психологических навыков в противостоянии групповомудавлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор вситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и формы законодательногоотношения к наркотикам — от разрешения на легальную торговлю «легкими»наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространениенаркотических средств (Китай, Ирак).
Система профилактических мер, несомненно, нуждается вэкономической оценке.
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов— медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Дляобразовательной среды это выглядит следующим образом:
ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальнойсреде;
снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемостиучащихся и студентов;
распространение идеологии наркоманической среды и связанноес этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.
Как итог этих потерь:
незавершенное среднее и высшее образование (в том числезачастую — незаконченное основное общее образование);
нереализованное среднее образование;
снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейфпоследствий наркомании — гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем(ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости,значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а такжеотвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств,необходимых для лечения наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативноммногообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:
криминализация общества;
распространение субкультуры наркозависимых;
деформация иерархии общественных ценностей;
ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижениерождаемости уже в ближайшем будущем).
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании вРоссии, следует сказать, что первичной профилактикой[8] наркоманиипреимущественно занимается система образования, в основном образовательныеучреждения среднего звена — школы, профессиональные училища, менее активно —колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасностижизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные напрофилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно,существующие профилактические мероприятия фактически соответствуютобразовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионахотмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированныхпсихосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградскаяобласти, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы).
Необходимо добавить, что до сих пор не создана системацеленаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющимипроблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ.Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают своюнеосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми имолодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иныхработников социальной сферы представлено минимальное количество курсов,ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.
В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотическойпрофилактической работы в системе образования является включение в программыобразовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку иповышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросовпрофилактики злоупотребления ПАВ.
Представляется важным анализ правового поля в России с точкизрения профилактики злоупотребления ПАВ.
Все стороны, заинтересованные в решении проблемыпрофилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательныхактах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитиезаконодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди другихюридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики неразработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактикинаркомании практически отсутствует.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотическихсредствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) особо отмечает, чтоодним из принципов государственной политики в области противодействиянезаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактикенаркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическуюпропаганду.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г №120-ФЗ «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» корганам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управленияобразованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательныхучреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушногоповедения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающиевыявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в томчисле употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющихиндивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит целыйряд серьезных препятствий.
Первое — Федеральной закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «Онаркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает оказаниенаркологической (в том числе реабилитационной помощи) исключительно вучреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимымобеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним имолодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном закономпорядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор не принятфедеральный закон «О социально-медицинской реабилитации лиц, больныхнаркоманией», призванный регламентировать порядок оказания реабилитационнойпомощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическимисредствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
Второе — действующее законодательство допускает медицинскоеосвидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлениюорганов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим внастоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованиемнесовершеннолетних на предмет употребления наркотиков. Иногда приходится ждатьнедели, за это время наркотик выводится из организма и в результате экспертныйанализ биологических сред подростка, подозреваемого в употреблении наркотиков,не дает положительного результата.
Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу,остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощьпотребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствоватьзаконодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемойнаркотической пирамиды.
Совместно с МВД России, Минздравом России, ФСКН России,иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определеныформы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимногоинформирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивнымивеществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных ииных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.
Вопрос 2. Первичная профилактика зависимости отпсихоактивных
веществ, её цели и задачи
Первичная профилактика наркомании опирается в своей основена долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование вобществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политикапозволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительнообщенациональным делом и включит в себя усилия, как на правительственномуровне, так и по линии неправительственных структур и движений.
При разработке новой целостной системы первичнойпрофилактики нашей стране следует исходить из следующих основных условий:
социально-экономическое и правовое обеспечениегосударственной системы первичной профилактики;
этапность формирования государственной системы первичнойпрофилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
поддержка научных исследований в области профилактикинаркомании;
реализация долгосрочной антинаркотическойпропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детейи молодежь, образовательную среду и семью;
целенаправленное и широкое подключение к антинаркотическойдеятельности общественных движений, организаций и граждан;
стимулирование коммерческих и финансовых структур,заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;
обязательное включение в программу первичной профилактикисистемы мониторинга[9]не только распространенности употребления, но и эффективности действия системыпервичной профилактики на каждом этапе её становления и функционирования.
Цели первичной профилактики
Целями первичной профилактической деятельности на данномэтапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ инаркомании в образовательной среде являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи кнаркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение,обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежнойпопуляции;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в приемнаркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формированияантинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемойсотрудниками образовательных учреждений.
Стратегия первичной профилактики
Современная концепция первичного, раннего предупрежденияупотребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана натом, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и триосновные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность, — семья,образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальноеокружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активностьпрофилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие удетей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированиемценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приемапсихоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей иподростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а такжересурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблятьнаркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадиисоциально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационныхпедагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностейздорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а такжетехнологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-поддерживающей инфрастуктуры, включающейсемью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» иребенка, заболевшего наркоманией.
Стратегическим приоритетом первичной профилактики следуетрассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируетсяне на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий отвозникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсовпсихики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализациисобственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленнойпервичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностноразвитого человека, способного самостоятельно справляться с собственнымипсихологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося вприеме ПАВ.
Антинаркотическая профилактика — это целостная, организуемаяв рамках единой государственной программы система мер, которая имеет своесодержание, этапность и динамику развития, определенный конечный результат иреализуется государственными и общественными структурами.
Такое понимание профилактики как системы деятельностипозволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборотанаркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности вобразовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства инаходится в компетенции прежде всего Министерства образования Российской Федерации,Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управленияобразованием и органов управления здравоохранением субъектов РоссийскойФедерации.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что в планепрофилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные напропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применениесоциально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактическихмероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление.Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране истратегии сдерживания наркомании, разработана Концепция комплексной активнойпрофилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинальногорешения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплексобразовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной итретичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такойметодологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиесяресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального,среднего, высшего профессионального образования и других образовательныхучреждений, а также использовать последние достижения современныхобразовательных, психологических и медико-социальных технологий в областипрофилактики наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не толькопервичной, но и обязательно вторичной и третичной профилактики, т.е. вовремя,на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти клечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивовзаболевания. При таком подходе обеспечивается решение вопросов контролированиягрупп детей и подростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводунаркомании и вернувшихся в то или иное образовательное учреждение.
Профилактическая деятельность в образовательной средесогласно Концепции КАПР включает следующие основные принципы:
1. Комплексность Согласованное взаимодействие:
на межведомственном уровне — органов и учреждений,отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркоманиив рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения,социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
на профессиональном уровне — специалисты различныхпрофессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспектыпрофилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинскиепсихологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работникидетства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);
в системе образования — органов управления образованием нафедеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательныхучреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различныхпрофилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплекснойпрофилактики.
2.  Дифференцированность
Дифференциация целей, задач, средств и планируемыхрезультатов профилактики с учетом: во-первых, возраста. По возрасту наиболеезначимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет),младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых, степени вовлечения в наркогеннуюситуацию. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, невовлеченных в наркогенную ситуацию, но относящихся к «группе риска наркотизации»,например, лишенных родительского попечения и находящихся в условияхбезнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении («трудные ипроблемные» дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребителинаркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает своюспецифику профилактическая работа со студентами средних и высшихпрофессиональных учебных учреждений.
3.  Аксиологичность (ценностная ориентация)
Этот принцип включает формирование у детей и молодежимировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образежизни, законопослушности, уважении к человеку, государству окружающей среде идр., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятиеобщечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основныхморально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служитоснованием для социальной реадаптации и реабилитации.
Многоаспектность. Сочетание различных направлений целевойпрофилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельностив образовательной среде являются:
социальный аспект, ориентированный на формированиепозитивных мо­ральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здоровогообраза жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ,в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
психологический аспект, направленный на формированиестрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а такженавыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выборв трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
образовательный аспект, формирующий систему представлений изнаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этическихпоследствиях злоупотребления ПАВ.
Многоаспектность комплексной профилактики включает такженаправленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектныхвзаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:
социально-средовое воздействие, направленное на разрушениегрупп наркотизирующихся детей и подростков и на созданиесоциально-поддерживающей инфраструктуры;
воздействие на «саморазрушающее» поведение детей иподростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся(«девиантные») формы поведения детей группы риска;
воздействие, связанное с индивидуальными или групповымиформами оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность)
Принцип последовательности или этапности предусматривает,что ее цели и задачи должны быть:
разделены на общие, стратегические и частные (этапные), т.е.не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;
на каждом этапе возможность реализации поставленных целей изадач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;
для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов вреализации системной профилактики в нее должен обязательно входитьсоциально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценкусубъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и наформирование структур и элементов системы сдерживания, распространения, системысоциально-психологической поддержки.
6. Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую правовую базуантинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указаннойдеятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах иобязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязанызаниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанностидетей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношениюк ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом,правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают:
действия, не нарушающие установленную в законе компетенциюоргана или лиц, осуществляющих профилактические меры;
действия, не нарушающие права несовершеннолетнего какгражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактическиемероприятия.
Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющихпрофилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств испециалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Этоставит перед участниками системы профилактики специфические задачи: максимальныйучет отраслевых законов, их согласование в рамках концепций активной, системнойпервичной профилактики; использование мирового и российского опыта в правовомобеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявленияпотребителей и их оздоровления, социально-психологической реабилитации, с однойстороны; защиты их прав и законных интересов — с другой. Для этого необходимасоответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов,участвующих в оказании профилактической помощи. Особое внимание должно бытьобращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаяхприменения к нему активных профилактических мер, влекущих принуждение иограничение его прав. Нельзя представлять органам и лицам, осуществляющим профилактику,право проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, несформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинстваребенка, по отношению к которому осуществляются эти действия.
Цели Концепции КАПР в образовательной среде:
снижение спроса на наркотики и другие психоактивныевещества;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями[10] иалкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний;
снижение численности групп риска потребления ПАВ;
снижение тяжести медико-социальных последствийзлоупотребления ПАВ.
Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде:
вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельностьвсех без исключения учреждений системы образования;
улучшение качества воспитания и формирования у детей имолодежи антинаркотических установок;
улучшение качества образования за счет повышения уровняздоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
повышение качества здоровья детей и молодежи;
улучшение криминогенной обстановки в регионе, разъединениенаркотических асоциальных групп;
возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедшихлечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью, и осуществлениепрофилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивовзаболевания;
оказание детям и молодежи консультативной,психокоррекционной и реабилитационной помощи;
осуществление антинаркотической профилактической работы всемьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;
создание в образовательных учреждениях атмосферы негативногоотношениях к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этойработе нравственно устойчивых учащихся;
создание системы раннего выявления и контроля лиц,приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи имест досуга (секции, кружки и пр.);
реализация этапов профилактической деятельности, созданиеорганизационных структур; подготовка: кадров, нормативно-правовой базы,дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований,взаимодействие с различными государственными, общественными, частнымиучреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.
Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье врамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношенияотдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросамформирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образажизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами принеобходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи,в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающих с детьми иподростками — учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальныеработники, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) такженуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.
Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретныхреальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всехжелательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения,что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.
Первый этап — этап неотложных мероприятийОрганизационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущегофинансирования и действующего законодательства. Принятие концепции КАПР вкачестве стратегического направления позволяет использовать существующиевозможности и объединить разрозненные усилия по профилактике наркомании всистеме образовательных учреждений. Внедрение первого этапа происходитпостепенно по мере готовности отдельных составляющих:
создание единого организационно-методического центра вструктуре системы образования согласно концепции КАПР с соответствующимитематическими отделами (организационно-методический, учебный, профилактический,реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационнойслужбы и взаимодействия с общественностью);
разработка нормативно-правовой базы профилактическойдеятельности в образовательной среде;
создание центра реабилитации детей и молодежи снаркозависимостью;
открытие профилактических кабинетов в средних и высшихпрофессиональных учреждениях;
создание инструктивно-методологической базы для профилактикинаркозависимости и реабилитации детей и молодежи с проблемами зависимости отПАВ в действующих ППСМ-центрах;
модификация существующих программ профилактики;
внедрение интернерт-информационной системы по вопросампрофилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;
разработка системы показателей и методического обеспеченияпроведения мониторинга наркотической ситуации в детско-молодежной среде;
модификация системы профилактических осмотров;
создание пакета информационно-методической документации дляначальной переподготовки кадров на местах.
Второй этап — этап организационных мероприятий:
создание системы подготовки, переподготовки и повышенияквалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образовательныхучреждений и школ, социальных работников;
создание региональной сети учебно-методических центровпрофилактики;
создание специализированного издательства, включая изданиегазеты и журнала;
разработка альтернативных программ в системе концепции КАПР,адаптированных к различным регионам;
создание полномасштабной системы мониторинга в России,позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но и степеньэффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношениисопутствующих заболеваний и других осложнений;
разработка различных моделей позитивных ценностныхориентаций в области социально-духовной деятельности;
организация спортивных соревнований и иных эффективных формдосуга.
Фактически данный этап следует рассматривать как переходный,подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно,поскольку его реализация начинается уже в период действия 1 этапа. 3адачи 2этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной,нормативно-правовой, научно-методической и финансово-материальной базы.
Третий этап — этап полного развертывания программ,соответствующих концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцировано поразличным регионам:
внедрение в большинстве регионов;
мониторинг наркологической ситуации и эффективностивнедрения профилактических мер;
разработка новейших методов и приемов профилактики;
сравнительное обобщение российского и международного опыта.
Концепция КАПР предполагает создание следующихпрофилактических программ:
активная профилактическая деятельность в образовательныхучреждениях;
активная профилактическая деятельность в семье;
активная профилактическая деятельность в организациивнеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи.
В настоящее время во всем мире в образовательной средеборьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактическихмоделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран ирегионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трехосновных сфер жизнедеятельности детей и молодежи — семья, образовательноеучреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Вопрос 3. Что необходимо знать педагогам, родителям иотрудникам правоохранительных органов при проведении профилактической
работы по предупреждению распространения наркотиков
и злоупотребления ими в молодежной среде
Как это не покажется парадоксальным, но даже сегодня, вэпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса,которые бы не подвергались тщательному препарированию в СМИ, далеко не всеимеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мирепревратилась в грозную опасность для граждан и государственных институтов. Информацияиз большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотикамираспространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно средимолодёжи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в болеераннем возрасте, чем в недалеком прошлом.
Поэтому нередко единственной и реальной спасительнойпреградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, изкоторого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, на сегоднянаряду с родителями остаётся учитель. Именно он, как никто другой, знает онемалочисленных проблемах и подводных камнях, которые угрожают юным и неопытнымдушам на пути познания жизни и становления личности.
Уже давно известно, что только единицам наркоманов измиллионов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и дажедесятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик — этосильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почтиневозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько,что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.
Поэтому наиболее реальным делом в борьбе с наркоманиейявляется её профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). Ачтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям обходимо постоянно проявлятьвнимание к своим ученикам.
Если Вы решили обсудить проблему наркомании в той или инойаудитории, настоятельно советуем:
как можно лучше изучить специфику проблем, связанных снаркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
предварительно продумать наиболее рациональную формуобсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит дляконкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всехприсутствующих в обсуждение);
с учётом возрастных особенностей аудитории четко определитьтему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно невылилось в попытку охватить необъятное;
позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды,аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются в том, чтобыим более обстоятельно и доходчиво растолковывали, что же представляет собойнаркотик в реальной человеческой жизни и как он может повлиять на состояниеорганизма и судьбы человека. И нет ничего плохого в том, что, начав беседу, Выкоснетесь азов обсуждаемой тематики.
Какие причины и условия способствуют приобщению подростка
к наркотикам?
Таких причин и условий довольно много и знание хотя быосновных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь,как известно, чтобы победить врага; его нужно знать
Глобальные причины
Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура узначительной части населения.
Сформировавшаяся наркотическая субкультура и«мода» на наркотики среди молодежи.
Сложная социально-экономическая ситуация в стране(экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).
Относительная доступность наркотиков «на черномрынке» (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).
Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ,направленная на стимулирование спроса на наркотики.
Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытостьграниц).
Несовершенство антинаркотического законодательства.
Наличие значительной собственной сырьевой базы, химическихпрепаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного производстванаркотиков.
Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
Частные причины
Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи,ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.
Сокращение сети государственных специальных лечебныхучреждений для наркоманов.
Отсутствие эффективных методик лечения наркоманов.
Агрессивная пропаганда[11]наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (напримеррегги- и рок-групп) и слабая бессистемная антинаркотическая пропаганда.
Деятельность различных сект, общественных организаций,выступающих за легализацию наркотиков, декриминализацию ответственности занезаконные действия с ними.
Воспрепятствование со стороны определенных сил принятиюнового более совершенного антинаркотического законодательства.
Недостаточное финансирование программ, направленных напротиводействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.
Недостаточный контроль над перемещением и нахождением натерритории Российской Федерации иностранных граждан, некоторые из которыхзанимаются торговлей наркотиками.
Привыкание к наркотикам людей, принимавших участие вразличных вооруженных конфликтах в последние годы.
Коррумпированность части чиновников государственных органов.
Неудачная попытка введения в 1985 году подобия «сухогозакона», вследствие чего определенное количество людей переключилось наупотребление наркотиков.
Нередко распространители наркотиков специально вовлекают всвои ряды молодежь. Для этого молодого человека могут даже насильно«посадить на иглу». Опытные преступники хорошо знают, что человек,попавший в зависимость от наркотика, — послушное орудие в их руках и готовсовершить по их указанию любое правонарушение.
Немаловажную роль в устойчивости или предрасположенностидетей к наркотикам играет такая особенность в поведении родителей, какстремление самим принимать решения за детей вопреки их желанию, прибегая сплошьи рядом к насилию над их волей (так называемая «гиперопека»). Дети изтаких семей стремятся освободиться от жесткой зависимости, давящих на психикуотношений и ошибочно видят в неформальных группировках молодежи, в том численаркоманов, своего рода отдушину, возможность найти взаимопонимание сосверстниками. Компании наркоманов в силу психологических особенностей их членоввсегда стремятся расширить свой круг. В таких компаниях, подчиняясь неписаномуправилу «быть, как все», молодые люди начинают пробовать наркотики ивтягиваются в их употребление.
Часто родители ждут от нас совета, Это естественно ипонятно, как и то, что дать совет на все случаи жизни невозможно. Но ивыглядеть безучастным не лучший выход. Тем более, что существует проверенныйпрактикой набор некоторых рекомендаций родителям.
Информация для родителей
Не каждый, кто пробует наркотик, обязательно станетнаркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал стого, что однажды попробовал наркотик
«Наркоман!» — это слово стало уже обычным в нашемлексиконе. Что же за ним? За этим словом — искалеченные жизни, сломанныесудьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!
Очень многое, если не основное, зависит от нас — родителей,от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасностьприобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина:
Дети требуют внимания!
Эта аксиома, казалось бы, известна всем. Но как часто мызабываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения сродителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего иполезного.
Мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать сдетьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный моментпредставляют для них наибольший интерес. О чем бы Вы ни говорили с детьми,постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюденияправил личной безопасности.
Если есть опасность приобщения к наркотикам Вашего ребенка,необходимо немедленно принимать все меры против этого.
Будьте настоящим другим своему ребенку, если у него ужевозникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедитеобратиться за помощью!
Что такое наркотики?
Для достаточно полного понимания проблемы противодействияраспространению наркомании, прежде всего, нужно ответить на этот кажущийсявнешне простым вопрос.
Наркотические средства и психотропные вещества (длякраткости мы будем называть их «наркотиками») можно разделить на двекатегории: легализованные в жизни общества (то есть медицинские лекарственныепрепараты, которые используются гражданами при различных заболеваниях поназначению врача и это не противоречит закону) и незаконно производимые,распространяемые.
В первую группу наркотиков входят различные лекарства в видетаблеток, ампул, порошков, микстур, применяемые в медицинских целях, подлежащиеконтролю в нашей стране и включенные в списки №2 и №3 в соответствии сФедеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах".
Однако этими препаратами, а также многими другимимедикаментами, отнесенными к сильнодействующим веществам, часто злоупотребляютс целью получения одурманивающего эффекта. При злоупотреблении ими организмразрушается не меньше, чем от героина Они могут отрицательно влиять наумственные и физические возможности человека (например, при вожденииавтомобиля, занятиях спортом и т.д.). Некоторые лекарственныенаркотикосодержащие препараты из-за низкой цены и доступности популярны средималолетних горе — экспериментаторов.
В обыденном представлении наркомания чаще всегоассоциируется с такими веществами, которые производятся, продаются и покупаютсянелегально, например, с гашишем, героином, кокаином[12] На самом деленаркоманами становятся и в результате злоупотребления лекарственныминаркотическими средствами. Болезненное пристрастие к обезболивающим,успокаивающим и снотворным наркотикам довольно распространенное явление.Наркотический препарат, принимаемый по предписанию врача, приносит пользу, облегчаетстрадания. Прием того же препарата в больших количествах и без рекомендацииврача опасен и может стать роковым. Закономерно, по степень риска возрастает помере увеличения частоты и продолжительности приема этих наркотических,психотропных и сильнодействующих лекарственных средств. Чем больше этипараметры, тем серьезнее опасность возникновения зависимости.
Ко второй группе наркотиков относятся изготавливаемыенелегально из растительного сырья (коки, конопли, мака и др.) или химическихвеществ для немедицинского употребления. Это такие наркотические средства ипсихотропные вещества, как:
широко распространённый сейчас в незаконном обороте кокаин,который добывают из листьев южноамериканского кустарникового растения кока;
опий[13],героин, которые получаю из снотворного мака, выращиваемого как в нашей стране,так и за рубежом;
марихуана[14]и гашиш (анаша), получаемые из конопли, которая на значительной территориинашей страны произрастает во многих регионах. Не стоит доверять высказываниям,что мол, «травка» — это не опасно, на нее не«подсаживаются». Да, привыкание к гашишу и марихуане развиваетсямедленнее, но круг общения курильщика марихуаны состоит из одних наркоманов, онведет себя как наркоман, думает как наркоман, выглядит как наркоман, ипереключение на героин или другой наркотик становится лишь вопросом времени.Очень многие люди, погибшие от наркотиков, начинали карьеру наркомана именно смарихуаны; различные синтетические наркотики, изготавливаемые в подпольныхлабораториях на основе синтеза химических веществ, такие, как эфедрон фентанил,фенциклидин и другие.
Относительно продолжительное употребление наркотиковпорождает пагубную привычку к этим веществам — человек становится наркоманом.
Общие внешние признаки, свидетельствующие о потреблениилюбых наркотиков
Важно как можно раньше увидеть первые признаки проблемынаркотиков у того или иного человека. От этого во многом зависит успех еепреодоления. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешностивызывающего подозрение подростка. Некоторые поступки служат своего родапредупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальныевозрастные изменения подростка. Тем не менее, насторожитесь, если в поведениичеловека без видимых причин замечаются:
Точечные следы уколов по ходу вен на внутренней сторонелоктевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки.
Состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость,малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающаяголова, стремление к покою, сменяемые необъяснимым возбуждением иэнергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью(независимо от ситуации).
Погруженность в себя, разговоры с самим собой.
Неустойчивость эмоционального состояния, внезапные н резкиеизменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайнымивспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности безпонятной причины.
Заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды.
Необоснованное снижение посещаемости школы, безразличноеотношение к отметкам.
Сужение круга интересов, потеря интереса к прежнимувлечениям (и отсутствие при этим новых), спорту, учебе, в общению с прежнимидрузьями.
Частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которыхотмечаются черты, указанные в данном разделе.
Игнорирование нормального режима жизни, появление сонливостив дневное время, а бессонницы ночью.
Неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки иих причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность.
Неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость.
Быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная,смазанная, невнятная, нечеткая речь,
Очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство.
Ослабление связей с родителями и другими членами семьи,непослушание родителей и учителей.
Постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей,друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что.
Возросшие тревожность, скрытность и лукавство в поведении,стремление к опьянению, но без запаха спиртного и последующее за этим трудноепробуждение.
Ничем не объяснимое позднее возвращение домой в необычномсостоянии, напоминающем алкогольное опьянение.
Малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона(«травка», «ширево», «колеса», «план», «приход», «мулька», «джеф», «ханка»,«кумар», и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела», «достал?» ит.п.).
Чтение книг (Карлоса Кастанеды, Уильяма Берроуза) ижурналов, популярных среди наркоманов («Птюч» и т.п.), регулярное посещениетехноклубов.
Отказ от употребления спиртного (если прежде охотноупотреблял).
Изменение внешнего облика — неряшливость, запущенность водежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение,маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами,красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующиена свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость,шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухостьгуб или повышенное слюноотделение.
Появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника,обозначающего коноплю, или улыбающегося личика — символа ЛСД).
Частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках,убежденное отстаивание свободы их употребления.
Стремление уйти от ответственных решений и мыслительногонапряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность.
Неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные,замедленные или неточные порывистые, размашистые движения, повышеннаяжестикуляция, множество лишних движении, покачивание в положении стоя или сидя(особенно явное при закрытых глазах).
Умственные и (или) физические отклонения от нормы –замедленное мышление, снижение реакции, потеря веса, аппетита, тремор (мелкаядрожь), тошнота, частый насморк, хронический кашель, галлюцинации, потеряориентировки во времени и пространстве, депрессия и т.п.
Пропажа денег, вещей из дома или в классе (кражи,совершаемые ребенком, также являются сигналом наркотической опасности).
Внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки,литературе по фармакологи и действию различных лекарств, стремление завязатьзнакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения.
Запах лекарств и других химических веществ изо рта, от волоси одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, тмина или мяты, атакже запах клея, растворителя и т.д.).
Обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующихупотреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного илиуспокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одеждеили теле, шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул ипузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр,свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частицрастений, папирос «Беломор», «Казбек» или «Север», в пачках из-под сигаретпохожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которыепахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицамибелого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а такжепропитанных ими тряпок, губок, и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-подсинтетического клея и другой тары из-под разных средств бытовой химии.
Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли можетдостоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однаконаличие нескольких этих признаков должно вызывать подозрение. В таких случаяхнеобходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этихпризнаков.
Как уберечь детей от наркотиков?
Прежде всего, задаемся вопросом: «Могут ли педагоги иродители предупредить распространение наркомании среда детей?»
Мы считаем возможным ответить на этот вопрос утвердительно.Именно они наилучшим образом могут защитить своих детей от приобщения кнаркотикам.
Но для того, чтобы эффективно противостоять этому злу, нужноотдавать себе отчет в том, что немедицинское употребление наркотиков не толькоопасно для здоровья и жизни, оно противоправно и ведет человека вниз посоциальной лестнице к преступлениям. Известно, что наркоману для удовлетворениясвоего пагубного пристрастия необходимы деньги и не малые. Где же их взятьмолодому человеку? Он берет эти деньги у родителей либо добывает преступнымпутем: ворует и совершает другие преступления. Третьего, как говорится, недано.
Если ребенок вышел из того возраста, когда на многие еговопросы можно было ответить: «Подожди, вот подрастешь…», то перед нимоткрывается дверь во взрослую жизнь и прежние формы общения с ним уже негодятся. Однако шаг из детства во взрослую жизнь связан с преодолением очевидныхи скрытых препятствий. Естественно, их легче преодолеть, опираясь на поддержкублизкого человека.
Главное — по мере взросления детей не отдаляться от них,интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательноотноситься к любому возникающему у них вопросу.
Родителям следует учитывать, что постепенное взрослениедетей проходит через два основных этапа.
На первом этапе — в возрасте 12 — 15 лет молодые людиначинают обретать прочные связи в своей среде, меньше бывают дома и режеобращаются к родителям. Они начинают сталкиваться с реалиями действительности,пытаются найти жизненные основные ориентиры.
На втором – в возрасте 15-18 лет наступают первые признакивзросления. Это период самоутверждения и обретения уверенности, но и в этомвозрасте молодые люди нуждаются в родителях, в их поддержке, помощи, понимании.
Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалойстепени зависит от Ваших с ними взаимоотношений. В конечном счете, принимаемоеими решение в отношении наркотиков напрямую связано с характером Вашихповседневных взаимоотношений и во многом определяется степенью уважения к Вам.Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющегочеловека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении.
Помогите ребенку посмотреть на его проблемы конструктивно.Ведь употребление наркотиков не поможет сбежать от них, а только добавит новыетрудности.
Молодые люди нуждаются в том, чтобы им обстоятельно идоходчиво объяснили, что представляют собой наркотики в действительности и какони могут повлиять на состояние человеческого организма.
Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первыхпризнаков неблагополучного положения или возникновения такой проблемы, так какможет оказаться, что уже слишком поздно.
Вот перечень некоторых вопросов, которые следует обсудить вкругу семьи:
Почему некоторые люди принимают наркотики.
Существует ли безопасный способ приема наркотиков.
Причины злоупотребления наркотиками среди молодежи.
Медицинские и социально-правовые последствия употреблениянаркотиков.
Что необходимо предпринять, чтобы избежать втягивания впроцесс употребления наркотиков.
Как вежливо, но твердо отказаться от употребления наркотика.
Помогите Вашим детям разобраться в информации о наркотиках инаркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступнойинформацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденнойбеседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет,журналов, книг. Всегда старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте егостремление задавать вопросы. Отвечайте на вопросы заинтересованно, размышляйтевслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания тех или иныхмоментов. Учите детей вести диалог, ибо именно он поможет Вам поддержать с нимиконтакт в течение всего периода взросления.
Показывайте свое уважение к мнению детей, их видению мира.Если Вы не согласны с ними, пытайтесь объяснить свое понимание проблемыненавязчиво, но аргументировано и твердо. Похвалите, покажите своёудовлетворение и гордость за их правильные и хорошие поступки. Не увлекайтеськритикой понапрасну. Пересматривайте свою тактику и характер общения с детьмипо мере их взросления.
Как бы хороши и многочисленны не были советы и рекомендации,не существует универсального суждения, и самая лучшая защита от наркотиков –это вера в себя, здравый смысл, собственный независимый взгляд на жизнь самогоюноши или девушки. Роль родителей в данном случае заключается в поддержке своихдетей на пути к взрослой жизни. Будьте внимательны к своим детям. Это поможетВам вовремя обратить внимание на первые признаки беды.

Заключение
Профилактика потребления наркотиков среди подростковдостаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношениипроцесс. Ее необходимо строить не только на основе воспитательного процесса,психотерапевтического или медицинского вмешательства. При ее организационномпостроении важно помнить о законодательной и правовой регламентацииантинаркотической деятельности. Здесь следует использовать положенияадминистративного, уголовного, иного законодательства Российской Федерации, атакже нормы международного права и рекомендации мирового сообщества.
Нам бы хотелось обратить внимание педагогов на то, что всяпрофилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной,максимально тактичной.
Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная безучета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателейи даже побудить их к употреблению наркотических средств.
Таким образом, антинаркотическая профилактическая работа вподростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого ипрофессионального подхода, наличия определенных познаний, формированию которыхв определенной степени и призвана помочь данная лекция.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.