БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВДРОССИИ
Факультет заочного обучения
Кафедра теории и истории права игосударства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
История отечественного государства иправа
Тема: № 29
Выполнил: слушатель
1 курса группы № 2962
Штрак В.В.
зач. кн.№ 2029
г. Барнаул – 2009г.
Содержание
1. Учреждение поста Президента в СССР
2. Советское право в предвоенныйпериод (1930-1941гг.)
3. Задача
Список литературы
1. Учреждение поста Президентав СССР
ПрезидентСССР -должность главы государства. В СССР введённая 15 марта 1990 года Съездом народныхдепутатов СССР, внесшим соответствующие поправки в Конституцию СССР. До этого вСССР высшим должностным лицом был Председатель Верховного Совета СССР.
ДолжностьПрезидента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкойМ. С. Горбачёва. По Конституции СССР, Президент СССР должен былизбираться гражданами СССР путём прямого и тайного голосования. В порядкеисключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народныхдепутатов СССР. В связи с распадом СССР всенародные выборы Президента СССР несостоялись ни разу. Первым и единственным Президентом СССР был Горбачёв МихаилСергеевич. В первой половине 1990 года практически все союзные республикиобъявили о своем государственном суверенитете (РСФСР - 12 июня1990).
С1992 и до настоящего времени М.С. Горбачев является президентомМеждународного фонда социально-экономических и политологическихисследований (Горбачев-фонда). Летом 1991 был подготовлен к подписаниюновый союзный договор. Попытка государственного переворота в августе 1991года не только перечеркнула перспективу его подписания,но и придала мощный импульс начавшемуся распаду государства. В 1991году 8 декабря в Беловежской Пуще (Белоруссия) состоялась встречаруководителей России, Украины и Белоруссии, в ходе которой былподписан документ о ликвидации СССР и создании Содружества независимыхгосударств (СНГ) 25 декабря 1991 Горбачев заявил о сложениис себя полномочий президента СССР.
Анализинститута Президентской власти в системе органов государственной властиРоссийской Федерации, несомненно, является одним из актуальных направлений всовременных государственно-правовых исследованиях. Спектр проблем, касающихсяполитико-правового статуса Президента РФ, весьма широк и разнообразен.Практически он затрагивает все стороны и аспекты института президентской властив стране: во-первых, саму её сущность, назначение, место и роль в системедругих государственных органов; во-вторых, предпосылки и необходимость еёучреждения; в-третьих, правовые полномочия и функции Президента РФ;
в-четвёртых,общие и специальные требования, предъявляемые к кандидатам на пост президента;в-пятых, общественно-политический статус; в-шестых, границы президентскойвласти, механизм её осуществления и многие другие. Можно с уверенностью,констатировать факт, что в нашем обществе нет однозначного пониманияконституционно-правового статуса Президента РФ.
Однако,первоначально среди указанных проблем необходимо рассматривать причиныучреждения поста Президента в Российской Федерации в начале 90-х годов.
Согласноч.1 ст. 80 Конституции РФ 1993 года — «Президент РФ является главойгосударства». В отечественном конституционном праве под главой государства традиционнопринято понимать должностное лицо (или орган) занимающее формально высшее местов иерархии государственных институтов и должностей, осуществляющее верховноепредставительство страны во внутриполитической деятельности и вовзаимоотношениях с другими государствами.
Своимсуществованием в современном мире институт главы государства обязанпозднефеодальному учреждению — абсолютной монархии. В момент образованиябуржуазной государственности мышление нового господствующего класса былоограниченно историческими рамками конкретной эпохи. Это проявилось, преждевсего, в том, что буржуазия находила многие учреждения и институты феодальногогосударства привлекательными для себя. Поэтому она заимствовала институт главыгосударства, который по существу являлся чисто феодальным институтом.
Вотпочему вводя даже самую прогрессивную, на этом историческом отрезке времени,форму правления — республику, она сохранила, в принципе этот феодальныйинститут — институт главы государства.
Практикаконституционного строительства современных государств свидетельствует, чтоглава государства может быть, как должностным лицом, так и специальным органом.В ряде стран имеет или имело место в прошлом организация института главыгосударства в виде высшего коллегиального органа: Федеральный Совет вШвейцарии, состоящий из 7 членов; Постоянный комитет Всекитайского СобранияНародных Представителей численностью до 170 членов; Государственный СоветАссамблеи Народной Власти на Кубе из 31 члена и т.д., которые наряду с высшимиорганами народного представительства представляют собой высшие коллегиальныеорганы государственной власти. Возглавляемые, как правило, Председателем,осуществляющим самостоятельно лишь те полномочия главы государства, которыеневозможно осуществлять коллегиально (например, принимать отзывные иверительные грамоты аккредитуемых в стране послов и иных представителейиностранных государств). При этом, место указанных Советов (Президиумов и т.п.) в системе органов государства определялось тем, что они во всей своей деятельностибыли подотчётны избравшим их высшими органам народного представительства.
Так,подотчётность Президиума перед Народным (Национальным) Собранием выражалось втом, что оно может заслушивать отчёт о его деятельности, в случае необходимостисменить часть членов Президиума, избрав вместо них других, или даже полностьюпереизбрать Президиум до истечения срока его полномочий.
Всоветский период отечественной истории, около семидесяти лет в нашей странесуществовал именно коллегиальный глава государства — Президиум ВерховногоСовета СССР, состоящий по последней Конституции СССР 1977г. из 39 членов (ст.120). При этом, для выявления причин радикального обновления института главыгосударства, необходимо учитывать, что всё это началось ещё в период существованияСССР. Сначала, в марте 1990г., был введён пост Президента СССР, а затем – вомногих союзных республиках, в том числе в марте 1991г. и в РСФСР. Так какосновные причины появления института президентской власти в нашей странеявляются общими, то прежде чем рассматривать Российскую Федерацию, необходимопроанализировать некоторые общие моменты.
Институтпрезидентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитииотечественной государственности, поскольку советской республике, такого родаинститут был органически чужд. Полновластие Советов, соединение в нихзаконодательной и исполнительной власти были органически несовместимы спринципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие всистеме органов власти — поста президента. Поэтому, идея об учреждении постаПрезидента, первоначально, как уже отмечалось, возникшая ещё в бывшем СССР,встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонниковсохранения Советской власти, вполне резонно увидевших в ней нарушение принципаполновластия советов.
Однаконабирающие силу процессы демократизации, обновление всей государственнойсистемы одержали верх, и пост Президента СССР в марте 1990г. был учрежден, чтоповлекло существенные изменения в Конституции СССР 1977г. 14 марта 1990г. былпринят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений идополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». Согласно изменённойКонституции (Ст. 127), главой Советского государства становился Президент СССР.Им мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то желицо не могло быть Президентом СССР больше двух сроков подряд. Президент СССРдолжен был обеспечить взаимодействие органов государственной власти иуправления. Конституция СССР предусматривала выборы
ПрезидентаСССР гражданами, т.е. прямые выборы. Однако избрание первого Президента СССР(оказавшегося, как показала практика и последним) в соответствии с законом от14 марта 1990г. произошло на Съезде народных депутатов СССР. Вскоре, послеэтого начался аналогичный процесс установления института президентской власти ив союзных республиках, где решения об этом принимались соответствующимиВерховными Советами.
Рассматриваявопрос о назначении и причинах возникновения института президентской властиименно на перестроечном этапе, следует отметить, что конституционноезаконодательство в значительной мере отразило и как бы суммировало темногочисленные и порою весьма противоречивые взгляды и предложения, которыевысказывались учеными-юристами, народными депутатами и журналистами на стадииподготовки и обсуждения проектов нормативных правовых актов и вопросов,касающихся общего правового статуса и назначения института президентства встране. При введении поста Президента на уровне СССР следовал ряд объяснений, толкующихпричины появления института президентской власти в нашей стране, которые нельзяоставить без внимания и по отношению к Российской Федерации.
Во-первых,это размежевание функций партии и государства. Ранее все главные вопросывнутренней и внешней политики решались партийными органами и, таким образом,основное звено в выработке стратегии государственной жизни было внегосударственной системы. Теперь же потребовалось укрепить то звеногосударственной власти, функции которого ранее подменялись партийнымирешениями. Во-вторых, после проведения разделения властей появиласьнеобходимость согласования деятельности законодательных и исполнительныхорганов. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизацииобстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существовавшие структурыоказались для этого неприспособленными. Из названных обстоятельств толькопоследнее было более или менее ясно, так как нередко надо оперативнореагировать на ситуацию и принимать быстрые решения, что один человек сделаетлучше, чем коллегия. Тогда существовал пост Председателя Верховного СоветаСССР, но Председатель руководил работой Верховного Совета и Съезда народныхдепутатов, (если шли его заседания) и выполнял функции главы государства, и вто же время часто не был самостоятельным, что связывало его возможности.
Другиефакторы носили несколько неопределённый характер. Например, если функциипереходили от партийных органов к государственным, то, в конце концов они могличастично перейти к парламенту, частично к правительству. Непонятно также почемуименно разделением властей была обусловлена потребность в координирующем ихоргане. Ведь разделение властей как раз и предполагает их взаимное влияние, ане повышенные возможности одного органа по отношению к другим. В конечномсчёте, можно было бы усилить функции Председателя Верховного Совета СССР илисделать его лицом, согласовывающим деятельность центральных органов.
Мироваяпрактика свидетельствует о том, что соответствующее государство может пойти наконцентрацию в руках одного лица функций и задач, которые в других странахрассредоточены. Такие задачи и функции связаны с представительством и благомгосударства, его граждан и общества в целом и более эффективны приосуществлении их одним человеком, нежели коллегией. Это лицо: во-первых,является символом конкретного государства, его единства, представляет высшиегосударственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе;во-вторых, представляет весь народ данной страны, его интересы и выступает отимени народа, стоит выше социальных, партийных, национальных и другиходнолинейных интересов и тем более разногласий, координирует общество,цементирует общественно-политическую и государственную жизнь; в-третьих, несётперсональную ответственность за положение дел в стране, обеспечиваетстабильность указанного положения, принимает оперативные меры и решения пообеспечению порядка и безопасности, по выполнению международных обязательствгосударства; в-четвёртых, стоит во главе исполнительной ветви государственного аппарата,либо над нею, направляет её деятельность; в-пятых, объявляется верховнымглавнокомандующим вооружёнными силами страны и тем самым влияет на оборонугосударства и прохождение гражданами военной службы; в-шестых, осуществляетназначения на высшие должности в аппарате исполнительной власти, а не редко – ина все должности судей, то есть в данном смысле это как бы высшее должностноелицо страны, «главный государственный чиновник»; в-седьмых, является высшимзащитником интересов «простого человека», решает вопросы гражданства,осуществляет награждение и помилование в отношении граждан государства,рассматривает их жалобы и т.д. Естественно, это общетеоретический взгляд, а напрактике применение перечисленных положений может иметь место в их различном сочетании.Так, лицо являющееся главой государства, может быть либо монархом, либопрезидентом.
Монархиив большинстве случаев прошли путь от сильной власти к её резкому ослаблению иоставлению за главой государства в основном репрезентативных функций (исключениясегодня составляют лишь некоторые ближневосточные короли и шейхи). Президентытоже могут официально стоять во главе государства, но возможности их реальногоучастия в управлении существенно ограничены в пользу правительства. Однакосуществуют и такие модели, в которых наоборот, ключевой фигурой юридическиявляются именно Президент. Возможны также ситуации, когда он юридическиограничен, например, провозглашается контроль парламента за его деятельностью,но на практике вполне самостоятелен.
Всёэто необходимо было учитывать при введении поста президента в нашей стране. Вто же время нельзя сбрасывать со счетов и некоторые сугубо отечественныеобстоятельства. Так, например, при И.В. Сталине, а в ряде отношений и позженаша страна познала, что представляет собой личная власть, к каким негативнымпоследствиям она ведёт. Поэтому в связи с введением поста президента сразу жевозникал вопрос: не будет ли это означать реставрацию режима личной власти? Всвоё время чтобы предотвратить очередной культ личности, ЦК КПСС провозгласилпринцип коллективного руководства. Но даже тогда власть генеральных секретарейЦК КПСС была непререкаемой как в партии, так и в государстве. Возникал вопрос,что будет, если теперь один человек по конституции страны, то есть легитимно, получитв свои руки все нити руководства страной! Далее возникал и вопрос о том,имеется ли достаточная «ниша» для президентских дел, ведь представительскиефункции можно возложить на Председателя Парламента, а задачи оперативногоуправления страной на Председателя Правительства.
Сучётом изложенного выявляются следующие причины введения поста Президента СССРв нашей стране: во-первых, демократизация процессов руководства странойдовольно быстро продемонстрировала, что увлекающийся дискуссиями Парламент и Правительствооказались реально не в состоянии принимать оперативных решений и быстро ихосуществлять, поэтому потребовалось иметь одного руководителя государства,который бы отвечал ежечасно за текущие дела; во-вторых, в условиях становлениясистемы разделения властей, на данном историческом отрезке Съезд народныхдепутатов СССР и особенно Верховный Совет СССР, работавший на началахпостоянства, брали на себя огромное количество дел и присваивали чуть ли небезапелляционное право решать любые вопросы. Президентство СССР в этом случае,стало бы противовесам крайностей отечественного парламентаризма; в-третьих, приотсутствии парламентского большинства одной партии, либо альянса несколькихпартий в Парламенте (или в его нижней палате), Президент объективно будетвынужден брать на себя функцию формирования Правительства и руководство егоработой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализоватьфункционирование высшего органа исполнительной власти; в-четвёртых, в процессескладывания идеологического плюрализма и отказа от политического монизма постГенерального Секретаря КПСС мало что значил, а руководство КПСС не желалоограничения своих полномочий, введение же должности Президента СССРрассматривалось значительной частью партийных функционеров как способсохранения влияния партии в изменившихся общественно-политических исоциально-экономических условиях жизни страны; в-пятых, очевидно объективноестремление самого М.С. Горбачёва освободиться от опеки «родной партии». Таккак, нацеленный на реформы лидер должен был каждый свой шаг сверять с Политбюрои ЦК КПСС и при этом опасаться того, что его не только свергнут с партийногоолимпа, но и с должности Председателя Верховного Совета СССР, поскольку членыКПСС среди других народных депутатов СССР составляли подавляющее большинство.Таким образом, президентство представляло возможность бывшим партийным лидерамна уровне Союза и союзных (а также реально и в автономных республиках)республик не только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии,а там где они видели в коммунистической партии постоянную угрозу своей власти,как например, в РСФСР, вообще запретить её. Последнее обстоятельство являетсякак бы отечественным, в том числе и российским, проявлением игровой тенденции квведению сильных президентских режимов, именно, там где внутригосударственныепротиворечия, давление различных сил, включая и сторонников лиц, пришедших кпрезидентскому посту, побуждают соответствующие личности бороться запрезидентство с ощутимыми полномочиями так называемое супер президентство.
Изложенныепричины введения президентства стали хорошо понятны сегодня, по прошествии рядалет. Непосредственно же при учреждении поста Президента СССР предпочиталиподчёркивать то, что оно способствует упорядоченности дел в стране, что властьПрезидента СССР не будет авторитарна, да ещё то, что о никаком покушении нароль высшего представительного органа власти СССР речь не идёт; наоборот, онконтролирует деятельность Президента, может отменить указы последнего идосрочно освободить его от должности в случае нарушения им Конституции изаконов СССР.
ФактическиПрезидент СССР был изначально сильной политической фигурой, что обеспечивалоськак Конституцией СССР, так и личным авторитетом М.С. Горбачёва. В дальнейшемпоявился ряд конституционных новелл, свидетельствовавших о последовательныхпопытках усилить позиции Президента СССР. Так, например, первоначально он слабовлиял на формирование Правительства и руководство им. Но уже при изменениях идополнениях Конституции СССР 26 декабря 1990г. Было закреплено, что ПрезидентСССР возглавляет систему органов государственного управления, что Правительствоподчиняется Президенту, что последний формирует Кабинет Министров посогласованию с Верховным Советом СССР. Таким образом, в указанный период модельинститута президентской власти в стране находилась в динамике. Следовательно,полной ясности в вопросе о том, что должен представлять из себя ПрезидентРСФСР, на момент учреждения этого поста не было. Очевидно, было лишь одно:Президент нужен России – как, в прочем, и любой другой союзной республики в товремя – как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплениисамостоятельности государства, о представительстве и защите его интересов.
ВРоссии вопрос об учреждении поста Президента решался не менее сложно.Первоначально Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения,тогда по инициативе трети депутатов был назначен на 17 марта 1991г.Всероссийский референдум, в соответствии, с результатами которого указанныйпост был учрежден. После проведения референдума данный вопрос уже не вызвалстоль оживлённые прения и политическую конфронтацию, какие имели место ранеепри обсуждении всех «за» и «против» введения поста союзного Президента. Помнению Л.А. Окунькова, вероятно, большинство депутатов разделяли мнение поповоду будущего приоритета Парламента во взаимоотношениях с Президентом.Поскольку и при столь серьёзном изменении системы высших органов России главнаяроль по-прежнему оставалась за Съездом и Верховным Советом РСФСР. Так как, во-первых,все полномочия Президента определялись самим Парламентом; во-вторых, властьбюджета, власть денег, все программы Президента, его администрация, всяисполнительная власть финансировались бы Парламентом; в-третьих, Парламентоставляет за собой право отменить любой указ Президента; в-четвёртых, при этомПрезидент должен издавать указы только на основании Конституции и законов, тоесть подзаконные нормативные акты; и в-пятых, Парламент оставляет за собойправо отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявшихучастие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за учреждение Закона «ОПрезиденте РСФСР». По итогам референдума были приняты законы РСФСР «ОПрезиденте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991г. и «О вступлениив должность Президента РСФСР» от 27 июня 1991г. Законом РСФСР от 24 мая 1991г.были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978г.,в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных измененийпервый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов притайном голосовании 12 июня 1991г. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этогодолжность Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.
Такимобразом, введение поста Президента РСФСР стало следствием тех непростых, но вцелом весьма прогрессивных, демократических процессов, которые происходили ипроисходят в российском обществе и в его политической системе с начала 90-хгодов. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти изсистемы партийных органов и организаций, в систему государственных органов иорганизаций, включая институт Президента и Советы. Это, как представляется,основное, главное, но не исчерпывающее объяснение происшедших в механизмеполитической власти страны структурных и функциональных изменений. При этомследует учитывать, что имеется много других, неразрывно связанных с указанной — объективных и субъективных причин, которые также нуждаются в отдельномспециальном рассмотрении. К ним следует отнести: во-первых, стремлениезаполнить с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум»власти, который возник в стране, в процессе проведения экономических иполитических реформ, в результате осуществления в разных сферах жизнисоветского общества радикальных, но не всегда последовательных и не всегдапредсказуемых по своим последствиям преобразований. Создалась ситуация, которуюверно подметил ещё на Съезде народных депутатов бывший секретарь ЦК КПСС В.А.Медведев, когда «старая система, в которой партия была верховным органомуправления, изжила себя и демонтируется. Разворачиваются процессы становления иразвития новой парламентской демократической системы. Но эти процессы оказалисьнеподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих ивзаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполнялараньше партия». Во-вторых, необходимость изменения федеративных связей, чтобывидеть в институте президента, устанавливаемом в такой сложноймногонациональной стране как Россия, своего рода верховного арбитра, избранноговсеми народами. Президент РСФСР должен был выступать в первую очередькоординатором во взаимоотношениях между суверенными республиками. В-третьих,необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системеобщества и в системе разделения властей, но и в самом обществе. В-четвертых,необходимость усиление исполнительной власти и повышения эффективностиуправления. Дело заключается помимо всего прочего в том, что учреждение постаПрезидента РСФСР связывалось в определенной мере с необходимостью за счётоперативности президентской власти нейтрализовать негативные последствия,вызываемые медлительностью в деятельности и принятии решений представительных органов,их известной инертностью, неэффективностью коллегиального руководства, особеннокогда нужно было принимать быстрые решения по текущим, требующим оперативноговмешательства вопросам.
Нельзянедооценивать и субъективные причины. Среди них в первую очередь: во-первых,очевидную рецепцию этого поста у общесоюзного руководства, это выразилось,прежде всего в том, что российская политическая элита нашла его привлекательнымдля себя. Во-вторых, стремление, бывшего тогда, Председателем Верховного СоветаРСФСР Б.Н. Ельцина упрочить свой статус в системе органов государственнойвласти, для проведения назревших общественно-политических исоциально-экономических реформ. Несмотря на очевидность необходимости, в силууказанных причин, введения поста Президента РСФСР, открытым оставался серьёзныйвопрос, какую именно модель президентской власти выбрать. Мировой опытпредлагал несколько вариантов. Во-первых, президент – глава государства, счисто представительскими функциями, он ни во что не вмешивается, а осуществляетлишь репрезентативные полномочия (присваивает награды и звания, открываетофициальные мероприятия, принимает иностранные делегации и т.д.), при этом всюсерьёзную работу по управлению страной выполняет Премьер-министр. Во-вторых,президент – то же глава государства, но не для антуража, т.е. правитель страны,который сам делает, либо предопределяет всё. В-третьих, президент представляетиз себя главу государства и главу исполнительной власти, т.е. одновременно илидер страны, и руководитель государственного аппарата. Эта модель сильноориентировала бы президента на координационные функции в отношениигосударственных органов, принадлежащие к другим ветвям власти. В-четвёртых,президент – глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Даннаямодель ориентирует президента на руководство аппаратом государственногоуправления. У такой модели могут быть различные проявления: президент неявляется главой правительства, но руководит им вплоть до председательствованияна его заседаниях; президент официально глава правительства, формирующий егосостав, кроме премьера, кандидатура которого согласуется с парламентом и т.д.Естественно из-за первого варианта не имело смысла вообще затевать в Россиивведение поста президента. Так как, речь шла об усилении самого государства, иназванной цели должен был служить президент. Государству нужна была сильнаяфигура для укрепления и отстаивания своих интересов. Использование второймодели при учреждении поста президента было мало реальным, поскольку быласильна авторитарность этой должности, что вообще могло бы похоронить идеюпрезидентства. Ввести такую модель можно лишь по мере роста авторитета ужефункционирующего президента (как это было во Франции в 1958г.), но не от началаэтого конституционного института. По тем же соображениям первоначально сложноиспользовать третью модель. Поэтому объективно оставался четвёртый вариант. Они был отражён в нормативных актах РСФСР.
Вдискуссиях по вопросу о введении поста Президента России высказывались иотрицательные доводы, в которых высказывались мысли, о том, что утверждениеэтого поста с сильной, почти неконтролируемой властью может создать предпосылкидля возрастания авторитарных тенденций в стране, для воскрешения режима личнойвласти, для узурпации её одним лицом или его окружением.
2.Советское право в предвоенный период 1930-1941 гг.
В30-е гг. существенные изменения происходят в механизме Советского государства.Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так иорганизации государственного единства.
ВКонституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение Коммунистическойпартии, ставшей монополистом в системе государственного управления.
Советскоегосударство, как и прежде, строится на основе принципа демократическогоцентрализма. Однако все больше усиливается централизация государственногоуправления. Это касается не только организации государственного единства, окоторой уже говорилось, но и всей структуры органов государства.
Советскийгосударственный механизм, как и прежде, строился на основе сочетанияколлегиальности и единоначалия.
Хотяв системе государственного управления по-прежнему сохранялось сочетаниеотраслевого и территориального начал, следует отметить явное усилениеотраслевого принципа. Шло стремительное образование все новых и новыхотраслевых органов и разукрупнение прежних. В связи с этим растет численностьработников государственного аппарата.
КонституцияСССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней — Советы депутатовтрудящихся, так же она существенно изменила структуру и статус органов власти иуправления, упростив и сделав более четкими. Она отказалась от громоздкойсистемы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов. Высшиморганом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР.
Вкачестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде,предусматривала народные комиссариаты. Было сохранено и деление наркоматов натри категории: общесоюзные, союзно-республиканские (которые раньше называлисьобъединенными) и республиканские. Изменениям в государственном строесоответствовало и развитие правовой системы.
КонституцияСССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа,хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Законодательные органы болеечетко отделялись от исполнительных, хотя двойственное положение ПрезидиумаВерховного Совета практически нарушало законодательную монополию ВерховногоСовета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда отисполнительной власти. Однако на практике создавались административные органы,наделенные, как уже отмечалось, судебными полномочиями.
Источникиправа. Укрепление законодательных органов, их авторитета подняло престиж исамого закона. Если раньше даже термин «закон» применялся редко,заменяясь словами «постановление», «декрет», то теперь онпрочно входит в правовую терминологию. Вместе с тем появляется новый типправового акта — Указ Президиума Верховного Совета, имеющий, как ужеотмечалось, особую правовую природу.
Наразвитии права отражается и централизаторская тенденция, возникшая еще впредыдущий период.
Всебольшая сфера общественных отношений регулируется общесоюзнымзаконодательством, вытесняющим республиканские законы. Республики прямоприменяют общесоюзные законы либо вносят в свое законодательство изменения илидополнения, полностью повторяющие общесоюзные нормы.
Конституция1936 г. предусмотрела известную централизацию в деле кодификации.Предполагалось создание общесоюзных уголовного, гражданского, процессуальныхкодексов, которые, однако, так и не были подготовлены. Наиболее крупной и, посуществу, единственной кодификационной работой стало создание новыхконституций.
Характернойчертой законодательства данного периода явилось усиление его жесткости, поройдаже жестокости. Это касалось не только таких отраслей права, как уголовное иуголовно-процессуальное, но и трудового, колхозного, семейного права.
Конституционноеправо. Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующегоотражения прежде всего в конституционном законодательстве. Конституция 1936г.стала основополагающим законодательным актом, но многие из ее положенийтребовали конкретизации в законодательстве Союза, союзных и автономныхреспублик.
Финансовоеправо. Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции,строительство Красной Армии требовали колоссальных расходов.
Важныммероприятием, обеспечивающим мобилизацию средств, явилась налоговая реформа1930-1931 гг. Прежде всего, большое количество разнообразных налогов и сборов,взимаемых с предприятий, было заменено всего двумя обязательными платежами вбюджет: налогом с оборота для всех социалистических предприятий и отчислениемот прибыли государственных.
КонституцияСССР 1936 г. провозгласила более демократичный, чем раньше, порядокформирования и деятельности государственных органов.
В сферегражданского правабольшое внимание уделялось договорным отношениямс1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ иоказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась рольдоговора между предприятиями как средство выполнения плана.
Устанавливалосьдва вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключалисьмежду центральными органами. На их основании заключались локальные договорымежду конкретными хозяйственными субъектами.
Развитиенародного хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Этовызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались наоснове протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглашения были замененыосновными условиями поставки.
Существовалапрактика поставки продукции без заключения договоров. Постановлением Советатруда и обороны от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставкиавтомашин, отгрузка которых впредь должна была производиться по нарядам, выданнымна основании плана, утвержденного правительством. В 1938 г. вводитсябездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоровпроизводилась поставка товаров на экспорт и т. д.
Нормысемейного правав рассматриваемый период были направлены на укреплениесоветской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальнойпомощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имелаКонституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины.
Вводилсяинститут патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда отродителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялосьдоговором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а всельских местностях — представителями сельских Советов с лицами, берущими детейна воспитание.
Прирасторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов.В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментовустанавливалась уголовная ответственность — лишение свободы на срок до двухлет.
Трудовоеправобыло направлено на обеспечение народного хозяйства новыми кадрами,повышение культурно-технического уровня работников, решение вопросов оплатытруда. Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, укреплениютрудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г закрепляласледующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение встарости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на трудженщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждантрудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекратиласьвыплата пособий по безработице. С 20 декабря 1938 г. Постановлением СНК СССРбыли введены единые трудовые книжки.
Трудовоезаконодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. Вдекабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия — звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовуюдоблесть», «За трудовое отличие».
В 1940г. в связи с возросшей военной опасностью на всех государственных,кооперативных и общественных предприятиях и в учреждениях был введен 8-часовойрабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одновременнос этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя.
Главнымизадачами в сфере колхозного и земельного правабыли задачи развития иукрепления правового статуса колхозов 17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударниковбыл принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, который впоследствиибыл утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б). Примерный устав состоял из 25 статей,сведенных в 8 разделов.
В Уставеизлагалась программа деятельности колхозов, определялись цели и задачиобъединения крестьян в колхоз, порядок объединения. Устав закреплял землю заартелью в бессрочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче варенду. Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользованииколхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах — до 1 га.Устав перечислял средства производства, подлежавшие обобществлению привступлении в колхоз, а также средства производства, остававшиеся в личномпользовании колхозного двора. Устанавливалось, что артель была обязана вестисвое хозяйство по плану, повышать урожайность колхозных полей, расширятьпосевную площадь, полностью использовать сельскохозяйственную технику,организовывать животноводческие фермы, повышать трудовую квалификацию членовартели, поднимать их культурный уровень и т. д. Членами артели могли бытьтрудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом артели являлось общеесобрание ее членов.
СНК СССРи ЦК ВКП(б) в целях развития животноводства приняли следующие постановления: от8 июля 1939 г. «О мероприятиях по развитию общественного животноводства вколхозах» и от 30 января 1940 г. «Об обязательной поставке шерсти государству».Эти акты устанавливали погектарную систему поставок продуктов животноводства.Ранее обязательные поставки мяса и шерсти государству исчислялись по количествуголов скота.
Дляуголовного правав рассматриваемый период характерно усиление борьбыпротив государственных преступлений, против преступлений, объектом которыхявлялась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавшихнормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и другихпреступлений.
Ещеодной особенностью уголовного законодательства являлось ужесточение мернаказания.Некоторые законы использовались государством для проведениярепрессий против невиновных людей.
Вразвитии уголовного процессанеобходимо отметить следующее. Государствомпринимались как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовыхнезаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические положенияуголовного процесса.
КонституцияСССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципыуголовного процесса— гласность судопроизводства, независимость судей иподчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие всоставе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной,автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократическиеположения уголовного процесса во времена репрессий игнорировались илинарушались.
3. Задача
Служащий заводаэлектрооборудования узнал, что его приятели, работающие на этом заводе, решилиукрасть дефицитные детали со склада готовой продукции. Однако, он не сообщил обэтом администрации завода, ни сотрудникам милиции, а также не предотвратилхищение государственного имущества, совершенного 31 августа 1947 г. Какнеобходимо рассматривать поступок Крылова по правовым нормам того времени?
При решении задачинеобходимо обратиться к советскому трудовому и уголовному законодательствупослевоенного периода.
Намомент совершения хищения государственного имущества, совершённого 31 августа1947 года, действовал КЗОТ Р.С.Ф.С.Р принятый на 4-сессии ВсероссийскимЦентральным Исполнительным Комитетом 9 ноября 1922 года. Так же уже вступил взаконную силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г.Который устанавливал уголовную ответственность за недонесение органам власти одостоверно известном готовящемся или совершённом квалифицированном хищениигосударственного и общественного имущества.
Ст.47. Трудовой договор, заключенный на срок неопределенный, а равно срочный договор до истечения его срока, может быть расторгнут по требованию нанимателя, кроме предусмотренных ст. ст. 36 и 37, лишь в следующих случаях:
а) в случае полной или частичной ликвидации предприятия, учреждения или хозяйства, а равно в случае сокращения работ в них;
б) вследствие приостановки работ на срок более одного месяца по причинам производственного характера;
в) в случае обнаружившейся непригодности нанявшегося к работе;
г) в случае систематического неисполнения нанявшимся, без уважительных причин, обязанностей, возлагаемых на него договором или правилами внутреннего распорядка;
д) вследствие совершения нанявшимся уголовно – наказуемого деяния, непосредственно связанного с его работой и установленного вступившим в силу приговором суда, а также в случае пребывания нанявшегося под стражей более двух месяцев;
Государство делает новую попытку усилить борьбу симущественными преступлениями, был принят Указ Президиума Верховного СоветаСССР от 4 июня 1947 г. Который устанавливал уголовную ответственность занедонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершённомквалифицированном хищении государственного и общественного имущества. Недонесениекарается лишением свободы на срок от 2 до 3 лет или ссылкой на срок от 5 до 7лет.
Такимобразом бездействие гражданина Крылова попадает под действие Указа ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 4 июня 1947.
Таким образом гражданинуКрылову по КЗОТу грозит расторжение трудового договора т.е увольнение, и поУказуПрезидиума Верховного Совета СССР лишение свободы на сроком от 2 до3 лет илиссылкой на срок от 5 до 7 лет.
Списоклитературы
1. Хрестоматия по историиотечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. — М., 1999.
2. Постановление ВЦИК от 9 ноября 1922 года о введении в действие кодекса законов о труде Р.С.Ф.С.Р. Изд… 1922 г., принятое на 4 сессии 9 ноября 1922г.
3.Конституция СССР 1936 г.
4. Закон о судоустройстве 1938 г.
5. Закон СССР от 14 марта 1990 г. N1360-I
6. Указ Президиума Верховного СоветаСССР от 4 июня 1947 г.
7. Авакьян С.А. Президент РоссийскойФедерации: эволюция конституционного статуса // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11,Право. 1998. №1.
8. Сравнительное конституционноеправо / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996. С. 590.
9. КонституцияШвейцарской конфедерации от 29 мая 1874г.: В сбор. Современные зарубежные конституции/ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. С.250.
10. Гудошников Л.М.,Барахта Б.П., Карымов В.Г., Неронов Р.М. Китай после «культурной революции»(Политическая система, внутриполитическое положение). М., 1979. С. 233.
11. Конституцияреспублики Куба 1976г. Ст. 72. В сборнике Конституции социалистических государств/ Под ред. Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, Г.Х. Шахназарова. Том 2. М., 1987. С.33.
12. Воеводин Л.Д.,Златопольский Д.Л. государственное право зарубежных социалистических стран. М.,1984. С. 309.
13. Ведомости Съезданародных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12. С. 189.
14. Коржихина Т.П.Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917г. – декабрь 1991г.). М.:1994. С. 354.
15. Об указанныхфакторах, в частности, говорил на заседаниях Верховного Совета СССР 27 февраля 1990г.от имени рабочей группы, созданной для разработки вопроса об учреждении поста ПрезидентаСССР, народный депутат СССР, Вице-президент АН СССР В.Н. Кудрявцев. См.Заседания Верховного Совета СССР: Стенографический отчёт. Заседание 8-е. 27февраля 1990 г. М., 1990.
16. Ведомости Съезданародных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 1. Ст. 3.
17. Окуньков Л.А.Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 1996. С.12.
18. Четвёртый Съезднародных депутатов РСФСР. Стенографический отчёт. Том 1. М., 1991. С.56.
19. Ведомости Съезданародных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. С.512.
20. Марченко М.Н.Политико-правовой статус института президентства (исторический аспект) ВестникМГУ. Сер.11 (право).1992. №2.С.6-7.