Реферат по предмету "Государство и право"


Совершение женщинами насильственных преступлений на бытовой почве

ВВЕДЕНИЕ
В своей работе мнехотелось бы озвучить такую не маловажную и, на мой взгляд, очень актуальнуютему, как «Совершение женщинами насильственных преступлений на бытовойпочве».
Эта проблемапарадоксальна, т.к. женщина изначально призвана давать жизнь, а не забирать её.Тяжкие телесные повреждения, наносимые, женщинами само по себе звучит ужасно.
Цель моей работы – найти ответ на вопрос о том,почему прекрасный и слабый пол идёт на совершение противоречащих его природедействий.
Статистика отмечает ростчисла женщин в большинстве преступлений, определяющих современную криминальнуюситуацию. Так, с 1990 по 2000 г. удельный вес представительниц женского поласреди лиц, совершивших убийство, вырос с 9,9 до 12, 5%, умышленное причинениетяжкого вреда здоровью с 7, 2 до 12, 1%[1].
Общепризнано, чтонасильственные преступления женщины чаще, чем мужчины, совершают на почве бытовыхконфликтов, семейных неурядиц, интимных переживаний.
В чём причины такогороста, и какие особенности в сельской местности данной проблемы, в частности вст. Ленинградской? Какие пути решения этой проблемы могут быть? На эти вопросыя постараюсь дать ответ в своей работе.
IСоциально-экономические данные ст. Ленинградской.
Для написания данногоисследования данного вопроса я проанализировала статистику, полученную мной врайонном отделе государственной статистики. Данные получены и представлены за3-и года, с 2003 г. по 2005 г.
Общее число населениянашего Ленинградского района составляет 66, 4 тыс. За последние три года с 2003по 2005 год численность населения не изменялась. Численность несовершеннолетнихнемного снижается. Это можно видеть из данных статистики: в 2003 годучисленность несовершеннолетних составила – 14,8 тыс., а в 2004 – 13, 0 тыс., в2005 осталась без изменений. Естественная убыль (отношение числа умерших кчислу родившихся) колеблется в сторону увеличения: в 2003 году составила – 1, 7%, в 2004 г. – 1,6 %, а в 2005 г. – 1,8 %.
Количество заключённыхбраков снижается: в 2003 г. – 631, в 2004 г. – 457, в 2005 г. – 497. Но, несмотря на это, снижается и количество разводов: в 2003 г. 369, в 2004 г. – 314,в 2005 г. – 305.
Если проанализироватьотношение числа разводов к числу браков, то можно заметить, что оноотносительно стабильно: в 2003 г. – 0,6 %, в 2004 г. – 0,7 %, в 2005 г. – 0,6%.
При исследованиигендерного состава станицы я пришла к следующему, что  в нашем Ленинградскомрайоне среди жителей преобладают женщины, но их количество колеблется, амужское растёт. Для сравнения женщины: 2003 г. – 28938 чел., 2004 г. – 29150чел., 2005 г. – 29055 чел. Мужчины: 2003 г. – 22785 чел., 2004 г. – 22836 чел.,2005 г. – 23024 чел.
Экономической основойнашего района, является – сельскохозяйственной производство. Но, тем не менее,можно заметить рост занятости в коммерческих организациях населения в 2003 г. –23711 чел., 2004 – 24308 чел., 2005 – 23761 чел. Также незначительноеувеличение можно наблюдать и в занятости в КФХ. В 2003 г. – 577 чел., в 2004 г.– 573 чел., в 2005 г. – 598 чел. На увеличение идёт численность занимающихсяиндивидуальной трудовой деятельностью. 2003 г. – 1282 чел, 2004 г. – 1313 чел.,2005 г. – 1350 чел. А вот количество тех, кто не работает и не учиться колеблется,например, по сравнению с 2003 г. – 28342 чел., в 2004 г. снизилось и составило27416, но в 2005 г. опять незначительно возросло – 27460 чел[2].
Средний заработок у нас врайоне составляет 2-3 тыс. рублей из чего можно сделать вывод, что условияпроживания у большинства населения нашего Ленинградского района не самыелучшие, а можно даже сказать плохие.
На организации досуганаселения сказывается отсутствие культурной жизни на должном уровне. Нетучреждений, где бы жители могли бы знакомиться с истинным искусством. Под этимя подразумеваю – театры, музеи, кинотеатры, концертные залы.
Я работаю волонтёром врайонном Центре помощи семье и детям «Росток», в отделе профилактикибезнадзорности несовершеннолетних. Выезжаю с сотрудниками отдела на патронажсемей, как в станице, так и в прилегающие районные хутора и посёлки. Если встанице есть хоть какие-то условия для полноценной жизни и развития человека,то в мелких населённых пунктах её практически нет. Из-за чего большинствомужского населения употребляет и даже злоупотребляет спиртными напитками. Но,что страшнее – это женский алкоголизм и употребление алкоголя, начиная сподросткового возраста. Посещая клубы, бары большинство молодого населениестаницы считает, что без алкоголя не возможно хорошо провести вечер иотдохнуть. Употребление алкоголя, начиная с 12-13 лет, безусловно, накладываетотпечаток на дальнейшие развитие молодого поколения. Думаю, данная проблема остро стоит не только для станиц, хуторов, посёлков, деревень нашей страны, нои городов, хотя в сельской местности это выражено наиболее ярко.
II Состояниепреступности в ст. Ленинградской
Я исследовала данные опреступлениях в ст. Ленинградской за последние 5 мес. 2005 г. и первые 5 мес.2006 г., полученные мной в Штабе, Ленинградского РОВД и пришла к следующему:
1) общее количествопреступлений в 2006 году выросло по сравнению с 2005 гг., с 382 до 455, темпприроста составил в 2005 г. + 19, 1 %, в 2006  + 73 % и тем самым можносказать, что он увеличился по сравнению с 2005 годом, раскрываемость снизиласьс 77 % до 76, 1 %;
2) увеличилось числотяжких и особо тяжких преступлений с 79 до 98, теп прироста  в 2005 г составил+ 24, 1 %, в 2006  + 19 % и тем самым можно сказать, что он снизился посравнению с 2005 годом, раскрываемость увеличилась с 81, 3 % до 85 %;
3) количество убийствувеличилось с 1 до 2, темп прироста снизился со 100 % до 1 %, раскрываемость вдвух исследуемых периодах составила – 100 %;
4) количество умышленныхпричинений тяжкого вреда здоровью снизилось на 1 с 7 до 6, теп приростаснизился и составил в 2005 г. – 14, 3%, а в 2006 г. – 1 % и тем самым можносказать, что снижение темпа прироста в 2006 г. уменьшилось, раскрываемостьуменьшилась с 87,5 % до 75 %;
5) изнасилований заанализируемые периоды не было[3].
III Культурологическиеосновы семьи в ст. Ленинградской
         Наш Ленинградский район ист. Ленинградская в частности, является частью Краснодарского края. Крайиздавна славиться культурой казачества и, в том числе многонациональностью. Он находился в прошлом на пересечении важнейших дорогЕвразии, по которым проходили пути миграций многих народов, как известныхистории, так и канувших в Лету.
Территория нашего краявходила в состав Великой Швеции. Это не было государством, скорее общим длявсех арийских народов названием ареала их проживания. Великой Швецией называлиэту землю предки современных скандинавов, которые впоследствии ушли жить стерритории Юга России на Скандинавский полуостров[4].
Уманский курень, нынестаница Ленинградская. Свое название курень (с 1842 года станица) получил отпоселения, существовавшего в Запорожской Сечи, которое основали выходцы изУмани (ныне г. Умань Черкасской области Республики Украины) и окрестных сел,расположенных по речке Уманке. На Кубань они прибыли в составе Черноморскогоказачьего войска в 1792-1793 гг.
В 1934 г. на станицуУманскую обрушились сталинские репрессии. На Север и Казахстан былонеобоснованно выслано 1200 семей. В связи с переселением военнослужащих и ихсемей из Белорусского и Ленинградского военных округов станицу в 1934 годупереименовали в Ленинградскую (Постановление Президиум а ВЦИК от 20.06.1934 г.)[5].
В станице УманскойКубанской области со дня ее основания в 1794 году по 1916 год протекали сложныедемографические процессы.
К сожалению, сохранилисьметрики лишь периода с 1852 по 1908 гг. включительно, но и среди нихотсутствуют документы за 1855-56, 1861-65, 1868, 1871, 1876-1880, 1883, 1886гг. В сохранившихся церковных метриках некоторые блоки информации утеряны, чтопоказано автором в виде знака «–» в таблицах, либо сохранены не полностью, чтотакже отражено. Кроме того, запись информации демографического характера веласьпараллельно в двух уманских церквях (Св. Трехсвятительской и Св.Духосошественской) и по большей части сохранились документы лишь одной изцерквей.
С начала основания запорожскими казакамиУманского куреня было характерно преобладание мужского населения над женским ивысокая смертность, связанная с трудностями акклиматизации в новых природныхусловиях, отсутствием медицинских учреждений и суровой военной службой. Все этоотнюдь не способствовало естественному приросту населения. Проблема решаласьпутем дополнительных переселений. Так, с 1809 по 1811 г.г. из Полтавской иЧерниговской губерний в Уманский курень прибыло 55 семей[6].
В казачьих семьях главой семьи всегда былмужчина, но женщина в тоже время не была бесправной. Мальчиков и девочеквоспитывали по-разному.
Если старшие уезжали из дома, то зачастую семилетний мальчикоставался за «хозяина». Отец вполне серьёзно говорил сыну: «Смотри, на тебе доми женщины»[7].
Матери и бабушки обучали дочек и внучекведение домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали мягкости,уступчивости, ласковости. Они внушали своим чадам: «Лаской да уговорами большеберите. На упрямое слово — не сердитесь, на противное — не гневайтесь. Умейтевести себя с мужем. Знайте, что муж в доме хозяин; его воля — закон для семьи,его ласка — милость, гнев – беда великая»[8].
Мужья нередко доказывали своё превосходствокулаками. Между тем брачные узы связывали супругов на всю жизнь, разводы былиредки. Если жена не выдерживала брани побоев и бежала к своим родителям, еёосуждали всем обществом: «Як смила уйты от закнного мужа? Шо это за муж, еслижинку не бьёт?» Были даже случаи, когда мать препятствовала возвращению домой,потому что дочь поступала «не по закону». Вместе с тем во многих казачьихсемьях женщина пользовалась относительной свободой: в свободное время могла безразрешения отлучиться из дома. Несмотря на то, что мужская неверностьвстречалась значительно чаще, осуждалась и жестоко наказывалась лишь изменажены.
Время шло и условия жизни, да и сама жизньменялась. Сейчас можно заметить, что главой семьи в большинстве случаев,являются женщины. Переломный момент произошёл, после Великой Отечественнойвойны, когда мужчины отдали свою жизнь за Родину. Женщинам пришлось на себетянуть всё и домашнее хозяйство, и детей, и как-то зарабатывать, чтобыпрокормить семью.
Всё-таки в станице сильны патриархальныевзгляды и многие девушки и женщины стремятся к тому, чтобы, после заключениябрака муж обеспечивал  семью, а они занимались домашним хозяйством и детьми.
III Личность женщины-преступницы, совершающей
насильственные преступления
в ст. Ленинградской, Краснодарского края.
 
Под личностьюпреступника понимаетсялицо, совершившее преступление в котором проявилась его антиобщественнаянаправленность, выражающая совокупность его антиобщественная направленность,выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих всочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступногоповедения[9].
        Это совокупностьсоциально-психологических свойств, которая при определённых обстоятельствах(или помимо них) приводит к совершению преступления[10].
На основании выше мнойизложенного я провела исследование личности женщины-преступницы, совершающейнасильственные преступления в ст. Ленинградской, Краснодарского края. Мною былопроанализированы уголовные дела в районном суде станицы за 10 лет (1995-2005г.). Десять из, которых были соотносимы с выбранной мною темой. Из них два убийства(квалификация: ч.1 ст. 105 УК РФ), два умышленных причинения тяжкого вредаздоровью (квалификация: ч.1 ст. 111 УК РФ), одно причинение тяжкого или среднейтяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны(квалификация: ч. 1 ст. 114 УК РФ), одно умышленное причинение вреда здоровью(квалификация: ст. 116 УК РФ) и четыре побои (квалификация: ст. 116 УК РФ).
Я выделила в своей работеотдельно убийства и другие насильственные преступления. В анализируемых мноюделах насильственные преступления были совершены в отношении сожителей, мужей ив 2-х случаях – брата. Я взяла эти два случая, т.к. преступления были совершеныпо отношению к члену семьи.
Если проанализироватьдела по убийствам: 1 – Уголовное дело № 1-25/ 01 Степановой Е.И.; 2 – Уголовноедело № 1-463/99г. Отиновой А.Н., то можно прийти к седеющим выводам:
Общие черты личностипреступниц:
1)   пол – женский;
2)   образование – среднее общее;
3)   социальное положение – обе неработали, только в первом случае временно не работала, во втором – пенсионерка;
4)   средний ежемесячный доход – нетданных;
5)   самоагрессия – нет данных;
6)   добрачная и внебрачная половая жизнь– нет данных;
7)   гражданско-правовые деликты – нетданных;
8)   дисциплинарные правонарушения – нетданных;
9)   административные правонарушения –нет;
10)     преступления,предшествовавшие совершению настоящего преступления – нет;
11)     отбывание впрошлом уголовного наказания – нет.
Различия:
1)   возраст на момент преступления – впервом случае 34 года, во втором 57 лет;
2)   наличие детей от данного брака – впервом случае преступница не состояла в браке, а во втором дочь и приёмный сын18 лет;
3)   внебрачные и добрачные дети: в первомслучае – есть сын от сожителя – потерпевшего, во втором – нет;
4)   употребление алкоголя,сильнодействующих веществ – в первом случае – алкоголь, во втором ничего изперечисленного;
5)   состояла ли преступница на моментпреступления в юридически оформленном браке: в первом случае – нет, но преждебыла в браке, во втором – да, о браках, которые были ранее, нет данных.
6)   характеристики: в первом случаехарактеристика положительная, но из рассказов соседей у сожителей были частыессоры; во втором – отрицательная.
Сходства и различия, неотносящиеся к личности женщины-преступницы, но напрямую связанные с совершениемпреступления:
1.   Сходства:
1)   в обоих преступлениях их совершениюпредшествовало употребление алкоголя (в первом случае на момент преступлениябыла пьяна, во втором – трезва);
2)   оба потерпевших на моментпреступления были пьяны, но на момент совершения убийства  в первом случаепотерпевший вёл себя агрессивно, угрожал ножом, бил преступницу, во втором –потерпевший спал;
2.   Различия:
1)   мотивы: 1 – месть за измену ипровокация со стороны потерпевшего; 2 – личные неприязненные отношения из-зассор между супругами;
2)   родительская семья – в первом случаепреступница росла без одного из родителей, но был брат; во втором  — на моментпреступления у преступницы была мать;
3)   собственная семья и преступноеповедение – в первом  случае – сложившиеся взаимоотношения между сожителями; вовтором — сложившаяся в семье ситуация спровоцировала преступление, хотя впоследнее время перед преступлением обстановка была благоприятная;
4)   мнение преступницы о причинахпреступления – 1 – говорит, что не хотела убивать – просто так случилось; 2 – напредварительном следствии: из-за того, что муж бил, оскорблял и унижал её, всуде: не признала свою вину.
Обобщаявыше сказанное можно сказать следующее, что в деле №  1-25/01 Степановой Е.И.убийство было спровоцировано потерпевшим, т.к. убийство произошло в моментссоры, в которой потерпевший бросился на преступницу с ножом. Степанова доубийства говорила матери, что она простит всё, кроме измены.
Вделе № 1-463/99г. Отиновой А.Н. считаю, что убийство было совершено в процесседлительной психотравмирующей ситуации. Обида у Отиновой накапливалась годами.Хотя в последнее время у неё с мужем были хорошие, в день празднования егоюбилея он начал упрекать её в том, что она вызвала милицию, чтобы разогнатьгостей, хотя она этого не делала. На мой взгляд, этот на первый взгляд незначительный упрёк, стал решающей точкой в решении совершить убийство. Т.к. доэтого она не однократно просила своего сына найти кого-нибудь, чтобы убитьмужа, но тот не нашёл.
Теперьможно перейти к другим насильственным преступлениям и выделить у них чертысходства и различия.
ОБЩЕЕ:
1)   пол – женский;
2)   возраст преступницы – в основном от30 до 35 лет (есть – 49 лет, 47 лет и 23 года);
3)   образование – среднее,среднетехническое;
4)   социальное положение на моментпреступления – работали (реализатор на центральном рынке ст. Ленинградской; ОАО«Племзавод Соревнование», стойотдел, маляр – штукатур; РЭС – монтёр –эскизеровщик; учитель в СОШ № 12; СТФ № 1 совхоза Соревнование);
5)   средний ежемесячный доход – данных небыло;
6)   наличие детей – у большинства либонет, либо нет данных;
7)   характеристика – в большинствеслучаев нет данных;
8)   самоагрессия: нет данных;
9)   употребление алкоголя, наркотиков,сильнодействующих веществ: в большинстве случаев употребляли и дажезлоупотребляли алкоголем;
10)           добрачная ивнебрачная половая жизнь: нет данных;
11)           гражданско-правовыеделикты – нет;
12)           дисциплинарныеправонарушения – нет;
13)           административныеправонарушения – нет;
14)           преступления,предшествовавшие совершению настоящего преступления – нет;
15)            отбывание впрошлом уголовного наказания – нет;
16)           состояла липреступница в браке на момент совершения преступления – 50/50;
1.1            Сходства,не относящиеся к личности преступницы, но имеющие прямое отношение ксовершённому преступлению:
 
1)   мотив – личные неприязненныеотношения;
2)   предумышленность – умысел возниквнезапно;
3)   состояние опьянения преступника вмомент совершения преступления: была пьяна, помнит обстоятельства;
4)   время преступления – вечер, либовыходной день;
5)   жилищные условия семьи, в которойсовершено преступление – личный дом;
6)   члены семьи, проживающие совместно спреступником на момент преступления – в большинстве случаев нет данных;
7)   собственная семья и преступноеповедение – сложившиеся взаимоотношения между супругами;
8)    мнение преступницы о причинахпреступления – преступницы утверждают, что потерпевший бил их во время ссоры, иони защищались.
       РАЗЛИЧИЯ:
1)   место преступления – дома в 2-хслучаях; дома у матери преступницы и потерпевшего – в 2-х случаях; домапреступницы – 1; дома у потерпевшего – 1; дома у матери преступницы – 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, теперь можносделать выводы по выше изложенным данным.
Говоря об условияхсовершения насильственных преступлений можно выделить следующее:
1)   недостаток рабочих мест;
2)   низкая заработная плата;
3)   отсутствие разнообразного культурногоотдыха.
Среди причин можновыделить:
1)   длительные психотравмирующиеситуации;
2)   употребление и злоупотреблениеалкоголем;
3)   личные неприязненные отношения.
Очень важным аспектом,является то, что, если в какой-либо семье человек страдает от домашнегонасилия, то обращаться он никуда не станет, т.к. есть страх того, что об этомузнают соседи, друзья, родственники и т.д. Думаю, в данном случае, может статьвыходом из такой ситуации – создание телефона доверия в нашей станице, а такжеконсультативной помощи психологов и юристов.
Очень значимым, как мнекажется, я является Приказ Департамента социальной защиты населенияКраснодарского края от 26 декабря 2005 г. № 780 «Об утверждении краевойведомственной программы по профилактике семейного насилия «Нет насилию» на2006-2008 гг.». По данному Приказу в 2007-2008 гг. должны быть открыты филиалы,консультативные кабинеты центров социальной помощи семье и детям в муниципальныхобразованиях Крымского (г. Крымск, ст. Варениковская), Ленинградского (ст.Крыловская), Щербиновского (ст. Новощербиноская) и др. районов. Открытие данныхконсультаций окажет большое влияние на разрешение и во многом предупреждениесовершению преступлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Беловолов В.Н. Демографическиепроцессы в станице Уманской Кубанской области в середине XIX – начале вв.
2.   Беловолов В.Н. Кубань и ВеликаяШвеция / Ярмарка Кубани № 15.
3.   Корпачёв Н.М. Криминология: Учебникдля вузов / Под. ред. д. ю. н. В.Н. Бурлакова, д. ю. н. Н. М. Корпачёва. –СПб.: Санкт – Петербургский государственный университет, Питер, 2004. С. 344.
4.   Корпачёв Н.М. Криминология: Учебникдля вузов / Под. ред. д. ю. н. В.Н. Бурлакова, д. ю. н. Н. М. Корпачёва. –СПб.: Санкт – Петербургский государственный университет, Питер, 2004. С. 68.
5.   Купач Т. Ю. Воспитание в казачьихсемьях/ Проблемы семьи и семейной педагогики: теорияи практика, история и современность.
6.   Малков В. Д. Криминология: Учебник /под. ред. проф. Малкова В. Д. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. С. 82
7.   Федосеев П.С. Традиции казачества ввоспитании казачат.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :