Что такое собрание (сход) граждан?
Собрания (сходы) граждан проводятся для решения вопросов организации иосуществления МСУ, в пределах дома, улицы, микрорайона, поселка, сельскогопоселения (территориальной общины). Собрание (сход) граждан обладаетфункциями представительного органа местного самоуправления в тех случаях,когда его избрание нецелесообразно в силу малочисленности проживающих на даннойтерритории. Они проводятся также для выборов органов территориальногообщественного самоуправления. В отдельных случаях возможны конференцииграждан, проводимые в том же порядке, что и собрания (сходы).
Какова правовая основа созыва и организации проведениясобрания
(схода) граждан?
Институт непосредственной демократии — собрание (сход)гражданопределен в Федеральном законе «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации», ст. 24) и взаконодательстве субъектов Российской Федерации. На пример, в главеИ устава города Москвы (ст. 75—83) определены формы непосредственнойдемократии. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятие и изменение его решений, пределы его компетенции определяют уставымуниципальных образований.
Порядоксозыва собрания, конференции граждан по избранию территориального общественного самоуправления устанавливается законом города. Например, в уставе городаМосквы (ст.78) для принятия решений по местным делам, делам своего дома,территориальной общины, а также для избранияорганов территориальногообщественного самоуправления проводятся собрания или конференции граждан. То есть в соответствии сост. 6 Устава города Москвы органыгородской власти имеют двойной статус, являясь одновременно органамигородского (местного) самоуправления иорганами государственной власти субъекта Российской Федерации со ссылкой на статьи 11,32 и 131Конституции России. Первые двестатьи вообще не имеют к названному двойному статусу никакого отношения. В ст. 12 прямо сказано, органы местногосамоуправления не входят в систему органов государственной власти, значит никакого двойного статуса у органовгосударственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерациибыть не может. Ссылка на ст. 131, гдеотмечается существование местногосамоуправления в городских, сельских поселениях — эта своего рода пробельностьв основном законе, т. е. отсутствие правового статуса городскогопоселения в ст. 131, за исключением городовфедерального значения (ст. 65), позволила городской власти Москвыприсвоить себе не принятый законом «двойной статус». В этой же ст.6 городская администрация как исполнительный орган власти городского (местного) самоуправления имеетв своем подчинении территориальныеотделения в районах города Москвы — районные управы, являющиеся органамивласти районов. То есть в подчинении городской исполнительной власти оказаласьпредставительная власть районов, так как глава управы возглавляет администрацию района и районное собрание,избранное населением района. Этонарушает ст. 10 Конституции России, определяющую разделение ветвейвласти и их самостоятельность. Кроме этогодвойной статус органа власти субъекта Российской Федерации и органавласти МСУ противоречит и ст. 12, где сказано, что органы МСУ не входят всистему органов государственной власти,которой являются органы государственной власти города Москвы, каксубъекта Российской Федерации. Или то, или другое — совмещение просто невозможно.
Подобная пробельность в Конституции России сыграла своюроль ив перманентных (непрерывных) выборах глав исполнительной властисубъектов Российской Федерации, так как по существу правовымоснованием для этого служит ст.З Конституции России: «Но сителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является еемногонациональный народ.
Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум исвободные выборы».
Чем и воспользовались практически все главыисполнительной власти субъектов Российской Федерации, организовав референдумы о выборностиглавы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результатекаждый субъект Российской Федерации решает финансовые, социально-экономическиеи даже политические вопросы самостоятельно. Ресурсы в стране, и без того скудные,используются не рационально, конкуренция же (социально-экономическая,финансовая и политическая) отрицательно сказывается на всей России как единомгосударстве. Теперь многие поняли, что попали в юридическую ловушку; так,вопрос механизма контроля со стороны избирателей и тем более наступление ответственностиэтих выборных государственных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащееисполнение своих социально-экономических программ и законодательства весьмапроблематичен. Федерального закона о системе государственного контроля нет до сих пор. Прокурорский надзорпрактически децентрализован, так как принципсогласования кандидатуры прокурора с органами власти субъекта РоссийскойФедерации принял характер назначенияими своего прокурора. Судебный контроль теоретически получил правовую и финансовую самостоятельность, нонет реальной материально-техническойнезависимости в регионах.
Подобные недоработки федерального законодательства, атакже произвольное толкование его норм органами власти субъектов Российской Федерацииприводят к принятию конституций республик в составе России и уставов — в остальныхее субъектах с грубыми нарушениями Конституции РФи федеральных законов. Многие закрепляют за собой статус суверенныхгосударств (например, Татарстан, Чеченская республика), автономные округаназывают свой представительный орган власти Государственной Думой (например, ГосударственнаяДума Ямало-ненецкого автономного округа). Как следствие этого продолжаетсянепрерывный процесс в сторону конфедерации, а не федерации, как записанов Конституции России (ст.1).
Кто имеет правоучаствовать в организации и проведении собрания
(схода) граждан?
Правоучастия в собраниях (сходах) по законодательству имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Однако вряде уставов муниципальных образований встречаетсяи иной возрастной ценз — 16 лет. Собрание с правомочным, если в нем принимают участие жители большинства квартир, домов, подъездов, улиц илибольшинство гражданпоселка.Решение принимается большинством голосов присутствующих.