Введение
Глубинные качественные изменения, происходящие в РоссийскойФедерации, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества игосударства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотраукоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов,их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.
Наиболее важным для членов общества направлениемпреобразований социальной политики государства является реформированиепенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжениидлительного времени.
Негативные демографические изменения заставляют искать новыеподходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособныхпри наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Актуальность данной работы связанна с тем, что пенсионнаясистема и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватныхсовременным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетомпередового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызываетнеобходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализациейпенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы.
Предмет исследования —система пенсионного обеспечения граждан РФ.
Объект исследования —НПФ.
Цель исследования —провести комплексное исследование особенностей НПФ. Для достижения поставленнойцели мной была предпринята попытка реализовать следующие задачи:
· затронуть вопроспоявления и развития НПФ.
· рассмотретьосновные черты и особенности НПФ.
· изучить положениедел на современном этапе развития НПФ.
Теоретическую основу работы составляют учебные пособия,монографии и статьи. В основе реферата лежат статьи Михаила Серова и АлександраЕфремова.
1. Ключевые этапыстановления НПФ
В наследство от советскойвласти России досталась система государственного пенсионного обеспечения,работающая по принципу «сегодняшнее поколение трудящихся обеспечиваетсегодняшнее поколение пенсионеров». В условиях кризиса, инфляционных процессови перестройки экономики главный недостаток такой системы состоит в том, чтостремление государства обеспечить пенсионерам достойное существование ложитсяслишком тяжелым грузом на работающих членов общества. В результате складываетсяпарадоксальная ситуация, когда из народнохозяйственного оборота взносами вГосударственный пенсионный фонд РФ изымается огромные средства, а довольныхуровнем пенсионного обеспечения нет. Трудящиеся граждане в настоящее времясовершенно не представляют, какую пенсию они будут получать через 3-5 лет, неговоря о 10-15, причем размер пенсии практически не связывается с ихвчерашними, сегодняшними и завтрашними трудовыми усилиями.1
История возникновения НПФуходит своими корнями к 1989 г. Именно в этом году Госстрах ввел дополнительнуюуслугу по страхованию пенсий. И уже в ноябре 1991 г. возник первый в современной российской истории НПФ — Российский страховой пенсионный фонд(РСПФ). В декабре 1991 г. Указом Президента РФ «О первоочередных мерах поорганизации работы промышленности» государственным предприятиям былоразрешено создавать, за счет прибыли, фонды для увеличения пенсий ихработникам. В 1992г. Указом Президента РФ «О НПФ» установлены основные(рамочные) принципы функционирования НПФ и определено, что выплатыосуществляются наряду с государственными пенсиями. На основании указа в93-94гг. было учреждено около 350 организаций, относящих себя к НПФ.Большинство фондов были организованы в форме акционерных обществ и применялинакопительные схемы на основе индивидуальных лицевых счетов, которыеоткрывались частными лицами в банках или иных финансовых учреждениях и не былисвязаны с предприятиями. В апреле 1994 г. Главное Правовое Управление при Президенте РФ принимает решение о разработке Закона «О негосударственныхпенсионных фондах».1
С января 1995 годапостановлением Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418 «О лицензированииотдельных видов деятельности» деятельность НПФ и компаний по управлениюактивами НПФ включена в перечень лицензируемых видов деятельности. При этом вкачестве лицензирующего органа была определена Инспекция негосударственныхпенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ. Первыелицензии НПФ были выданы в октябре 1995 г. В связи с изменениями в требованиях к лицензированию в конце 2002 года выдача лицензий была приостановлена. Онавозобновилась только в апреле 2004 года.2
В мае 1998 г. после долгих процедур согласований (проект был трижды отклонен Государственной Думой) вступилв силу Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственныхпенсионных фондах», который регулирует различные аспекты функционированияНПФ и на сегодняшний день.3
В декабре 1999 годаПравительство утвердило «Требования к пенсионным схемам НПФ», а затем и«Требования к составу и структуре пенсионных резервов НПФ и контролю над ихразмещением».
В июне 2000г. учрежденаНациональная Ассоциация Пенсионных Фондов (НАПФ) в целях защиты интересоввкладчиков, участников, застрахованных лиц и членов Партнерства (с мая 2005г.НАПФ — саморегулируемая организация НПФ).4
В октябре 2000 года назаседании Правительства были одобрены предложения ПФР и Минтруда по введениюнакопительных принципов формирования трудовой пенсии.
1 января 2002 годаначалась пенсионная реформа, основная идея которой заключается в переходе отраспределительной системы пенсионного обеспечения краспределительно-накопительной. Данная реформа продолжается до сих пор.
Дополнительный импульсразвитию системы НПФ был придан в 2002-03гг., когда фонды были признаныстраховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФР. Импредоставлена возможность с 1 июля 2004г. заключать договоры ОПС с застрахованнымилицами. При этом фонды вновь активизируют работу по привлечению физических лиц.1
В течение 1996 — 2008 гг.сфера негосударственного пенсионного страхования достаточно динамичноразвивалась. В 2004-09 гг. происходил весьма динамичный рост числазастрахованных лиц, которые перевели средства пенсионных накоплений в НПФ. В2001-08гг. количество участников увеличилось более, чем в 2 раза.
2. НПФ. Общаяинформация
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особаяорганизационно-правовая форма некоммерческой организации социальногообеспечения. Основным видом деятельности НПФ является негосударственноепенсионное обеспечение участников Фонда на основании договоров о негосударственномпенсионном обеспечении. НПФ осуществляют деятельность на основании Федеральногозакона N75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».1
НПФ аккумулирует пенсионные взносы, размещает пенсионныерезервы в соответствии с действующим законодательством, распределяет полученныйдоход, оформляет и выплачивает негосударственные пенсии. Рассмотрим механизмработы НПФ подробнее.
Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионногодоговора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионнуюсхему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.
Пенсионная схема — совокупность условий, определяющих порядокформирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий.
Пенсионные схемы подразделяются:
1. по способуформирования пенсионных обязательств — на сберегательные, страховые исмешанные;
Сберегательные схемы, как правило, предполагают выплатупенсии в течение определенного срока. В случае смерти участника пенсионнойпрограммы предусматривается наследование или правопреемство оставшихся на егосчете средств пенсионных накоплений.
Страховые схемы, как правило, подразумевают пожизненнуювыплату пенсий. Наследование или правопреемство ими не предусматриваются.
Смешанные схемы представляют собой комбинированный вариантстраховой и сберегательной схем. Наследование или правопреемство по ним,обычно, возможно только в период накопления.
2. по условиямактуарных расчетов — на схемы с установленными взносами и схемы сустановленными выплатами;
3. по способу учетапенсионных обязательств Фонда — схемы с учетом на именных пенсионных счетах исхемы с учетом на солидарных пенсионных счетах.
Обычно, учет осуществляется на солидарном счете, есливкладчиком является предприятие. Если же вкладчик — физическое лицо,перечисляющее в НПФ взносы в свою пользу, учет ведется на именном счете.
Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарномили именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы онинвестирует (обычно — через управляющую компанию) в высоконадежные активы.Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам иувеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть доходанаправляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнениестрахового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.
При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — всоответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяетразмер негосударственной пенсии и порядок ее получения.1
Задачи, решаемые при участии НПФ:
· Создание реальныхусловий для конкуренции в пенсионной сфере (в т.ч. устранение государственногомонополизма);
· Снижение нагрузкина государственный бюджет в связи с пенсионными выплатами при досрочном выходена пенсию, а также улучшение условий труда, сокращение (упразднение) рабочихмест с тяжелыми и вредными условиями труда ;
· Привлечениенегосударственных институтов в систему предоставления социальных услуг, в т.ч.разработка и внедрение частных пенсионных систем (отраслевых, территориальных ипр.). Т.о. государство предоставляет гражданам возможность повысить размеробязательной накопительной составляющей трудовой пенсии, а также сформироватьсуммы пенсионных выплат дополнительно к государственному пенсионномуобеспечению. Кроме того, частный сектор должен. способствовать «удешевлению»затрат на государственное пенсионное страхование (в т.ч. в части администрирования);
· Снижениезависимости пенсионной системы от демографических факторов, а также от влиянияэкономической и политической конъюнктуры;
· Всеобщий охватнаселения пенсионной системой;
· Обеспечениедостойного уровня совокупной пенсии в реальном выражении.1
2.1 Кто контролирует НПФ
Высшим органом управления большинства НПФ является Советфонда. Он формируется исключительно учредителями; вкладчики и участники непринимают участия в этой процедуре. К компетенции Совета уставы фондов обычноотносят:
· решениестратегических вопросов деятельности фонда;
· утверждение иизменение важнейших документов (устава, правил Фонда);
· определениеинвестиционной политики;
· утверждение годовогоотчета о работе фонда, плана работы на следующий год, сметы расходов;
· назначениеисполнительных органов фонда и формирование Попечительского совета.
Периодичность заседания Совета в разных фондах обычносоставляет от раза в месяц (на этапе создания и развертывания деятельностифонда) до раза в год (на этапе спокойного функционирования). Иногда проводятаналогию между Советом фонда и собранием акционеров акционерного общества.Данная аналогия вполне правомерна, так как и собрание, и Совет являются высшимиорганами управления соответствующих юридических лиц.1
Оперативное управление деятельностью фонда обычноосуществляет специально назначенный исполнительный орган. Он может бытьединоличным (генеральный или исполнительный директор) и/или коллегиальным(дирекция, правление). В его компетенцию входит:
· организациятекущей работы фонда;
· заключениедоговоров с клиентами;
· подборсотрудников и оформление отношений с ними;
· заключениедоговоров на управление активами и контроль над деятельностью управляющих;
· начисление пенсийи организация их выплат.
Исполнительный орган формируется Советом и подотчетен ему,однако степень предоставляемой исполнительному органу свободы может бытьдовольно большой (зависит от активности работы Совета).
В некоторых фондах создаются ревизионные комиссии. Основы ихдеятельности обычно прописываются в уставах фондов. Фактически же дляучредителей ревизионные комиссии — это инструмент контроля над исполнительныморганом фонда.
Надзор над деятельностью фонда осуществляет Попечительскийсовет. Он может включать представителей предприятий и организаций — вкладчиковфонда, представителей профсоюзов, рядовых участников или уважаемых людей состороны. Как правило, фонды не устанавливают квот представительства тех илииных групп в попечительском совете.
Деятельность Попечительского совета может заключаться в:
· предварительномутверждении годового отчета;
· предварительномсогласовании важнейших решений фонда;
· ознакомлении с деловойдокументацией фонда.1
Обеспечение гарантий сохранности и устойчивого приростапенсионных накоплений в любой стране является необходимым условием длясуществования и дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов. Это,прежде всего жесткий контроль со стороны государства.
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР России)лицензирует деятельность НПФ, регистрирует их правила, а также осуществляетобщий государственный надзор за деятельностью всех НПФ и компаний, управляющихих активами.1
Все фонды в обязательном порядке предоставляют годовую,квартальную и месячную отчетность о своей деятельности в ФСФР России.
Соблюдение установленных нормативов размещения резервовпомимо ФСФР России в ежедневном режиме контролирует специализированныйдепозитарий, имеющий лицензии на осуществление депозитарной деятельности илицензию на осуществление деятельности специализированного депозитарияинвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственныхпенсионных фондов.
Каждый НПФ обязан формировать внутренний страховой резерв,который используется для пополнения резервов покрытия пенсионных обязательств вслучае недостатка последних и не может быть менее 5% от размера средствпенсионного резерва.
В соответствии с действующим законодательством в каждом НПФосуществляется внешний аудит и независимое актуарное оценивание. Аудиторскоезаключение и актуарный баланс предоставляется в ФСФР России. Годовой отчет ибухгалтерский баланс НПФ в обязательном порядке публикуются в открытой печати.Итоги работы каждого фонда за год проверяет Ревизионная комиссия, рассматриваети утверждает Совет фонда.
Важной гарантией надежности негосударственного пенсионногофонда является объем его собственных средств, в том числе размер совокупноговклада учредителей. Данные средства, так же как и страховой резерв, будутнаправлены на покрытие пенсионных обязательств фонда в случае дефицитапенсионных резервов.2
2.2 Как инвестируют НПФ
В соответствии с действующим законодательствомнегосударственные пенсионные фонды могут размещать свои пенсионные резервысамостоятельно или через управляющие компании.
НПФ вправе самостоятельно размещать средства вгосударственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, набанковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активыфонд должен привлекать управляющие компании.
Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основаниидоговоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемыработы НПФ на финансовом рынке. Управляющие компании обязаны иметь лицензию навсе виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствамипенсионных фондов.1
Размещение пенсионных резервов (ПР) НПФ должно удовлетворятьследующим требованиям:
· стоимость ПР,размещенных в один объект, не может превышать 10% общей стоимости пенсионныхрезервов;
· общая стоимостьПР, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должнапревышать 20% стоимости пенсионных резервов;
· общая стоимостьПР, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда,не должна превышать 30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев,когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
· общая стоимостьПР, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должнапревышать 50% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев ихприобретения в результате проведения новации;
· общая стоимостьПР, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерациии муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50% стоимости пенсионныхрезервов;
· общая стоимостьПР, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должнапревышать 50% стоимости размещенных пенсионных резервов;
· общая стоимостьПР, размещенных в векселя, не должна превышать 50% стоимости размещенныхпенсионных резервов;
· общая стоимостьПР, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50% стоимостиразмещенных пенсионных резервов.
Существуют отступления от требования по обязательнойдиверсификации вложений НПФ. Например:
· если общаястоимость размещенных ПР фонда не превышает 1.5 миллиона рублей, процентныеограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственныеценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются.
· еслиприобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционнойдекларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемыхк НПФ, процентные ограничения на стоимость ПР, размещенных в паи этих паевыхинвестиционных фондов, не накладываются.1
2.3 Классификация НПФ
НПФ по категориям их учредителей и типу основных вкладчиковусловно разделяется на несколько кластеров:
1. Отраслевые(«Газфонд», «Транснефть», «Благосостояние»)1;
2. Финансовые («Русь»,«Сберегательного Банка», «ВТБ Пенсионный Фонд»);
3. Общественные(«Торгово-промышленный», «Кооперация», «Согласие»). К «общественным» относятсяфонды, в основе которых лежат некие профсообщества или иные общественныеобъединения.
4. Территориальные («Ханты-Мансийский»,«Благоденствие »). К числу «территориальных» принадлежат фонды, близкиерегиональным администрациям и дифференцированных по предприятиям на местномуровне.2
Часть фондов можно назвать «совместными», как результатучредительства представителями разных категорий учредителей (в т.ч. приреорганизации в форме слияния либо присоединения).
По факту участия в государственной системе пенсионногострахования различают НПФ, которые являются страховщиками по ОПС, и НПФ — невключенные в систему ОПС.
Также различают фонды закрытые («карманные») и открытые(независимые, рыночные). Первые активно развиваются за счет средствпоступающих от организаций-учредителей (вкладчиков), а также работниковсоответствующих предприятий. Вторые привлекают частных (физических) лиц внезависимости от принадлежности конкретному работодателю, т.е. с открытогорынка.
В настоящий момент лидируют корпоративные НПФ (в основном,отраслевые), имеющие мощных учредителей, которые с самого начала наделили ихзначительными средствами, поставляли участников и вкладчиков, избавляя отнеобходимости конкурировать за деньги клиентов, тем более мелких, непроявляющих особого интереса к дополнительному пенсионному обеспечению.Благополучие таких фондов напрямую зависит от положения учредителей иприближенных к ним клиентов, а вовсе не от общей ситуации на рынке пенсионныхуслуг.
Для справки, в 2001 г. на 20 крупнейших фондовпреимущественно созданных для работников корпораций, приходилось более 80% всехсформированных ПР и свыше 2/3 всех участников фондов, а также объема выплатнегосударственных пенсий. Такая степень концентрации средств и участников НПФ восновном сохраняется и по настоящее время в системе НПФ. Почти 90% общегочисла участников являются клиентами 50-НПФ. Практически аналогичная ситуация исо средствами фондов, их собственным имуществом.1
3. Итоги 2009 года на рынке НПФ
Итоги 2009 года на рынке НПФ свидетельствуют о значительномуспехе фондов в преодолении последствий финансового кризиса. Системе НПФудалось отыграть большую часть потерь и вернуться на докризисный уровень поразмеру пенсионных резервов (на 01.01.10 они увеличились до 571 млрд рублей);1,8 млн. застрахованных лиц приняли решение перевести накопительную частьпенсии в НПФ из ПФР в течение 2009 г… В течение года рынок в результате отзывалицензии или слияния с более крупным НПФ покинуло порядка 60 фондов, при этомлишь в одном случае имелся факт неисполнения фондом своих обязательств.
Ключевые параметры рынка НПФ на01.01.09 и 01.01.10.1Наименование показателя 01.01.09 01.01.10 Собственное имущество фондов(млн. руб) 580885 741780 Имущество для обеспечения уставной деятельности (млн. руб) 79227 89074 Пенсионные резервы (млн. руб) 461509 571164 Пенсионные накопления (млн. руб) 39254 74230 Число участников (тыс. человек) 6735 6786 Число застрахованных лиц (тыс. человек) 3585 5627
Крупнейшие НПФ по объемусобственного имущества2Место на 01.01.10 Фонд Собственное имущество на 01.01.10 Рейтинг «Эксперт РА»
1. НПФ «ГАЗФОНД» 310,7 А++
2. НОНПФ «Благосостояние» 121,1 А++
3. НОНПФ «ЛУКойл-Гарант» 45,3 А++
4. Ханты-мансийский НПФ 26,2 А++
5. НПФ Электроэнергетики 25,7 А++
6. НПФ Транснефть 19,2 -
7. НОНПФ «Норильский никель» 13,5 А+
8. НПФ «Телеком-Союз» 12,7 А+
9. НПФ «Сургутнефтегаз» 12,5 -
10. НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» 10,7 А
4. Концепция 2020
НИИ труда разработан комплекс мер по укреплениюнакопительного компонента пенсионной системы в рамках «Концепции развитиянакопительного пенсионного обеспечения».
Рассматриваются следующие предложения:
· Поэтапный выводобязательного накопительного компонента из системы Обязательного ПенсионногоСтрахования и институциональное преобразование НПФ, как самостоятельнойорганизационно-правовой формы некоммерческой организации;
· Определенияпенсионных накоплений / накопительного пенсионного обеспечения в рамкахгражданского законодательства в качестве самостоятельного отдельного видаобязательств (наряду с банковским вкладом, страхованием и т.п.);
· Повышениеэффективности инвестирования средств пенсионных накоплений (в т.ч. выбор уровняриска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста), а также целевоестимулирование формирования пенсионных накоплений (налоговые послабления,исключение возможности выплаты выкупных сумм по договорам накопительного пенсионногообеспечения, включая заключенные на добровольной основе и пр.);
· Гуманизациянакопительного компонента (в т.ч. введение возможности получения(беспроцентных) ссуд под залог пенсионных накоплений, упорядочение условийнакопительного пенсионного обеспечения путем разработки квалифицированныхпрограмм);
· Модернизация государственного контроля (в т.ч. возложениеадминистрирования страховых взносов на орган, осуществляющий контроль в сферетрудовых отношений (Росструд).1
Заключение
Частные фонды, в целях реализациинаучно-обоснованной государственной политики в социальной сфере, решительнойпоступью последовательно внедряют пенсионные системы отдельных организаций,отраслей экономики и территорий. Например, в ВЭБ (государственная управляющаякомпания) действует программа, предусматривающая негосударственное(дополнительное) пенсионное обеспечение его сотрудников на базе двух НПФ, т.е.соц. пакет работников госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономическойдеятельности» (Внешэкономбанк) включает формирование дополнительной пенсии.
В ряде регионов РФ накопленнекоторый опыт функционирования территориальных пенсионных систем, основнымзвеном которых является НПФ. Также фонды участвуют в модернизацииобщенациональной системы пенсионного обеспечения (в частности запуская пилотныепроекты по отработке модели Профессиональных Пенсионных Систем). Тем самым, НПФявляется необходимым условием развития системы социального страхования.
Прозрачность деятельности НПФ нафинансовом рынке, а также долгосрочный характер привлекаемых ими средств, содной стороны, позволяют смягчить ситуацию оттока средств в случаевозникновения глубокого финансового кризиса, и с другой стороны, ощутимый нарынке дефицит «длинных денег» обеспечивает привлекательность НПФ для крупныхинвестиционных проектов. Постепенно осознавая преимущества и выгоды НПФ, вчастности негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), работники начинаютпобуждать работодателей к созданию систем НПО, разработке специальногоположения о НПО на предприятиях и включению данных положений в коллективныйдоговор, заключению трехстороннего соглашения (работодатель, работник, фонд) Вэтих документах, как правило, учитываются непрерывный стаж работы напредприятии, условия труда и т.п. Это создает предпосылки для укреплениятрудовой дисциплины, стабилизации персонала, улучшенияморально-психологического климата в коллективе, в чем заинтересованы какработники, так и работодатель.
Несмотря на изменяющееся правовоеполе, противоречивость налоговой системы, степень установленных ограничений кдеятельности НПФ показали стабильность и надежность, в т.ч. стоическипреодолевая кризисные явления в экономике страны. Несмотря на все трудности,НПФ доказали свою необходимость, привлекательность как для вкладчиков(участников), так и для застрахованных лиц и жизнеспособность каксоциально-финансового института.
Однако смогут ли они в полной меререализовать свой потенциал, зависит от того, как скоро и насколько эффективнобудут решены проблемы, с которыми сталкиваются НПФ на пути своего развития вРоссии.
Список используемых источников и литературы
1. ФЗ от 10 января 2003 №14-ФЗ «О внесении изменений идополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».
2. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О НПФ».
3. Вагапова А.//НПФ: правовое регулирование и бухгалтерскийучет. // Финансовая газета, №42, октябрь 2007г.
4. Ефремов А.Е.//НПФ в системе пенсионного обеспечения России.
5. Золотов В.А.//Итоги 2009 года на рынке НПФ: успехимаскируют проблемы.//Эксперт 2010г.
6. Кукушкина Т.И.//Негосударственне фонды: «Надежность важнеедохода»//«Социальная защита» №1 (154) январь 2008 год.
7. Мамаев Ю.П. О НПФ: основы, технологии, типология.[Электронный ресурс] www.pensionreform.ru
8. Марохин В.В.//Негосударственне фонды: «Что мешаетинвестициям»//«Социальная защита» №2 (155) февраль 2008 г.
9. Михайлов А.В. Мудраков В.И. Все, что Вы хотите знать онегосударственных пенсионных фондах. [Текст] М.: Издательство «Гралия» Москва2004год.
10. Серов М.В.//НПФ:что к чему? [Электронный ресурс] www.m3m.ru/articles/2004/8/13/4257.html
11. Федоров Л.В.Пенсионный фонд Российской Федерации. [Текст] М.: Дашков и Ко, 2008. 193с.
12. Хмыз О. ПроблемыНПФ. [Текст] М.: Вопросы экономики. — 2007. — N 7. — 254с..
13. npf.investfunds.ru/reform/encyclopedia/3/