Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Кафедрауголовно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплинеПрокурорский надзор
на тему
Системапринципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………....….стр. 2
1. Понятие и система принциповорганизации и деятельности прокуратуры…………………………………….………………………стр. 4
2. Общие принципы организации идеятельности прокуратуры… стр. 7
3. Внутриорганизационные принципыорганизации и деятельности прокуратуры……..……………………………………………………… стр. 17
Заключение……………………………………………………………… стр.22
Список использованнойлитературы……………………………...….стр. 25
Задание………………………………………………………………….стр.27
Введение
Конституция РоссийскойФедерации провозгласила, что государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную.
В системе государственнойвласти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение.Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляетединую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду сдругими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов,действующих на территории Российской Федерации.
Компетенция прокуратурыпо надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется наразличные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделеннымветвям единой государственной власти. Кроме того, эта компетенция прокуратурыраспространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласноКонституции РФ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
В целях обеспеченияверховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свободчеловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества игосударства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор заисполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих инекоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовыхактов.
Федеральным законом напрокуратуру также возложен надзор за:
исполнением законоворганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие;
исполнением законовадминистрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющихназначаемые судом меры принудительного характера, администрациями местсодержания задержанных и заключенных под стражу;
исполнением законовсудебными приставами. Прокуратура осуществляет уголовное преследование всоответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством,а также координацию деятельности правоохранительных органов.
Раскрытие сущностипрокурорского надзора обязательно предполагает глубокое изучение его принципов,ибо они предопределяют все основные свойства, особенности данного видагосударственной деятельности; налагают своеобразный отпечаток на все содержаниепрокурорского надзора, его структуру, осуществление; дают ответ на вопрос,каким должен быть прокурорский надзор в нашем государстве, чтобысоответствовать своему назначению.
1. Понятие и системапринципов организации и деятельности прокуратуры
1.1 Понятие принциповорганизации и деятельности прокуратуры
Системообразующимиэлементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные вих основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающиеначала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.
Принципы формируютсязначительно раньше учреждения прокуратуры и издания законов, регулирующих еедеятельность. Прежде чем создать систему органов и возложить на нихосуществление прокурорского надзора, необходимо выяснить, каким он должен быть,какими свойствами и качествами должен обладать. Первоначально принципы,положенные в основу организации и деятельности прокуратуры, формулируются какосновополагающие идеи, которые при одобрении законодателем воплощаются в нормыправа, закрепленные в Конституции РФ, Законе о прокуратуре Российской Федерациии других законодательных актах. Данные нормы права реализуются в организациипрокурорской системы и ее функционировании.
Таким образом, принципыпрокурорского надзора — это руководящие начала, взятые законодателем за основуправового регулирования организации и деятельности прокуратуры. Онискладываются непроизвольно, будучи причинно обусловлены целями и задачами,ставящимися государством перед прокуратурой. Принципы должны быть такими, чтобыосуществляемый на их основе прокурорский надзор оказался способным выполнитьпоставленные перед прокуратурой задачи, обеспечить достижение результативностицелей.
Как уже отмечалось,целями и задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства закона,единства законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемыхзаконом интересов общества и государства, ими и предопределяются принципы прокурорскогонадзора.
В литературе в качествеодного из принципов указан демократизм[1]. Это не совсем верно. Демократия — власть народа, онасвойственна деятельности всех видов государственных органов, в том числепрокурорских. Все принципы их деятельности демократические и иными быть немогут.
1.2. Система принциповорганизации и деятельности прокуратуры. В соответствии с целевым назначениемпрокурорский надзор — деятельность многогранная, что обусловлено множеством егопринципов. По характеру их можно подразделить на три группы:общеорганизационные, специфические и отраслевые.
Общеорганизационные —принципы, присущие организации и деятельности всех государственных органов (втом числе прокурорских). К ним прежде всего относится принцип законности,составляющий основу деятельности всех государственных органов. Последниеобязаны издавать свои правовые акты, принимать решения в строгом соответствии сдействующим законодательством. Прокуратура тоже должна руководствоватьсязаконами, подзаконными актами.
В связи с переходом крыночным отношениям и утверждением демократии актуальность приобретает принципгласности, суть которого заключается в осведомлении населения о работеразличных органов государства, включая прокуратуру. Гласность — средствосовершенствования деятельности государственных органов.
Прокуратура как частьгосударственного аппарата характеризуется своей индивидуальностью, ей присущиследующие специфические принципы: независимость прокурорских органов, единствопрокурорского надзора, централизм, единоначалие. Разумеется, в определенноймере данные принципы характерны и для деятельности других государственныхорганов (например, принцип независимости — для деятельности судов, единоначалия— для органов государственной власти, управления). Но особенно действенны ониприменительно к осуществлению прокурорского надзора, поскольку ими в наибольшеймере обеспечивается достижение целей борьбы с нарушениями законности.
Наконец, выделим еще однугруппу принципов, имеющих отношение к осуществлению прокурорского надзора и вопределенной степени влияющих на его организацию. Это отраслевые принципыдеятельности поднадзорных субъектов, свойственные отдельным направлениямпрокурорского надзора. Прокуроры, надзирая за работой органов государственнойвласти, государственного управления, осуществляют множество действий, которыеявляются неотъемлемой частью деятельности указанных органов. Следовательно, порядоксовершения прокурорами надзорных действий подчиняется, во-первых, установленномузаконом режиму работы органов власти и управления, во-вторых, принципам,определяющим выполнение возложенных на них функций. Таким образом, принципыдеятельности этих органов становятся тождественными принципам прокурорскогонадзора. Прокуроры обязаны ими руководствоваться и даже способствовать ихреализации самими органами, тем более, что они отражены в правовых нормах,обязательных для исполнения.
Таким образом, принципы,определяющие деятельность различных органов власти и управления, влияют и наосуществление прокурорского надзора за исполнением ими законов.
2. Общие принципыорганизации и деятельности прокуратуры
2.1. Принцип законности вдеятельности прокуратуры. Строгое соблюдение законности в правовом государстве— главнейший принцип, активно влияющий на все сферы регулируемых правомобщественных отношений, оказывающий организующее воздействие на ходэкономических и иных реформ. В высокоорганизованном государстве закон правитвсем, его строгое и точное исполнение — непременное условие прогрессивногоразвития общества. Принцип законности есть категорическое требование строгого иточного исполнения, соблюдения правовых предписаний, предъявляемое ко всем безисключения государственным органам, общественным организациям, политическимобъединениям, движениям, учреждениям, предприятиям, должностным лицам,гражданам.
Данный принцип нашелотражение в ст. 4 Конституции РСФСР 1979 г., в которой прямо говорилось, что государство и все его органы действуют на основе законности, обеспечиваютохрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Обязанностьисполнения законов возлагалась также на государственные и общественныеорганизации, должностных лиц, граждан. Эта нормативная установка представляласобой, по существу, провозглашение в РФ правового государства.
Применительно кпрокурорскому надзору данный принцип является основополагающим. Прокуратура —правовое учреждение, и потому ее деятельность по осуществлению надзора должнабыть принизана духом законности, действия прокуроров должны соответствоватьсмыслу и целям правовых предписаний. Прокурорский надзор не может осуществлятьсяформально, все его содержание призвано выражать суть законности.
Данный принцип отражен вст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в которой указывается, чтопрокуроры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законами,действующими на территории РФ. Приведенное определение принципа законности доизвестной степени сужает его содержание. При исполнении своих служебных обязанностейпрокуроры должны руководствоваться не только требованиями законов, но и подзаконныхи иных правовых актов, как нормативных, так и ненормативных. Тут речь идет не онадзоре, а о соблюдении прокурорами содержащихся в них предписаний. Инымисловами, прокуроры, осуществляя надзор, обязаны совершать свои действия встрогом соответствии с имеющимися установлениями. Это очень важно учитыватьпри оценке деятельности различных поднадзорных субъектов.
В литературе отмечается,что принцип законности в деятельности прокуратуры имеет двойнуюнаправленность: внешнюю, которая определяет назначение прокурорского надзора, ивнутреннюю, касающуюся правовых средств его осуществления[2]. Думается, правильнееговорить о двух сторонах его проявления: внешней и внутренней. Внешняя касаетсяправоотношений прокуроров с поднадзорными субъектами. С точки зрения принципазаконности эти отношения являются законноохранительными и правоохранительными.Законоохранительными — потому что возникают и развиваются в связи снеобходимостью охраны законов от нарушений. По целевому назначению прокуратурапри выполнении возложенных на нее надзорных функций в иные правоотношениявступать не компетентна. Правоохранительными — так как направлены на защитуправ и охраняемых законом интересов различных субъектов от посягательств.
Принцип законностиявляется единственным критерием оценки действий поднадзорных субъектов спозиции соответствия или несоответствия правовым предписаниям. Для прокуроровзаконность есть и высшая целесообразность, и высшая справедливость, иправильность. В законности изначально заложены все эти качества, ибо прииздании законов государство преследует определенные цели, стремится ксправедливости и правильности регулирования отношений, складывающихся вобществе. При выявлении правонарушений прокурор не должен руководствоватьсяничем иным, кроме закона, он не может ссылаться, например, на то, что законустарел, не соответствует жизненным потребностям. Это неправомерно, закондолжен исполняться до тех пор, пока не будет отменен. Исполнение закона дляпрокуроров — дело принципа.
Внутренняя сторона принципазаконности касается отношений прокуроров к своим собственным действиям.Надзирая за исполнением законов различными государственными органами,учреждениями, предприятиями, организациями, органы прокуратуры в первую очередьсами обязаны строго руководствоваться оными, их действия должны бытьправомерными. Необходимо иметь в виду, что прокурорский надзор — деятельностьправоприменительная, обладающая своей спецификой: прокуроры, толкуя и применяянормы права, не сами принимают решения по возникающим вопросам, а обращаются ссоответствующими требованиями к уполномоченным на то органам. Принципзаконности возлагает на прокуроров повышенную ответственность за правомерностьсовершаемых ими действий, за принятие ими правовых актов. При необоснованноститребований создаются условия для совершения нарушений законности со стороныоргана, к которому обращается прокурор. Как показывает практика, прокурорыпорой допускают ошибки, которые не всегда обнаруживаются компетентнымиорганами, в результате чего выносятся незаконные решения. Причина в том, чтоэти ошибки специфические, профессиональные, прикрытые юридическойаргументацией. Срабатывает также психологический фактор: доверие к прокурорукак специалисту в области права, защищающему не свои интересы, а других лиц илигосударства.
Из принципа законностивытекает ряд требований, предъявляемых к прокурорам. Они обязаны: глубоко знатьзаконы, исполнение которых проверяется и на основании которых формулируютсяпредложения; полно выявлять все обстоятельства совершенных правонарушений;правильно квалифицировать выявленные нарушения законности, что позволитопределить все связанные с ними правовые последствия; применять действенныемеры по устранению правонарушений, причин, условий, способствующих их совершению;осуществлять контроль за фактическим устранением нарушений законности исопутствующих им обстоятельств.
Теоретическив качестве самостоятельного принципа выделяется инициативность прокуроров ввыявлении и устранении нарушений законов[3]. И действительно, прокурорский надзор должен осуществлятьсяинициативно, ибо несвоевременное выявление нарушений законности или непринятиеоперативных мер по их устранению создает объективные условия, способствующиесовершению аналогичных правонарушений. Однако разного рода упущения в работепрокуратуры сами по себе являются нарушением законности. В связи с этиминициативность прокурорского надзора не может считаться самостоятельным егопринципом, так как полностью охватывается принципом законности[4].
2.2. Принцип независимости органов прокуратуры. Непременное условие эффективности идейственности прокурорского надзора — полная самостоятельность прокуроров приего осуществлении. Любое вмешательство в надзорную деятельность способнонейтрализовать ее, оставить без надлежащего реагирования совершенныеправонарушения, освободить виновных лиц от ответственности. Прокуроры должныбыть свободны в своих действиях при выполнении возложенных на них функций. Всилу принципа независимости они совершают действия на основе своего внутреннегоубеждения, правосознания, руководствуясь требованиями правовых норм. Упрокуроров один господин — закон, которому они подчиняются и служат.
Этотпринцип нашел четкое выражение в законодательстве. В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуреРоссийской Федерации указано: «Органы прокуратуры осуществляют полномочиянезависимо от федеральных органов государственной власти, органовГосударственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления,общественных объединений...». Приведенное определение принципа независимостиполностью соответствует назначению прокурорского надзора, призванного боротьсяс любыми нарушениями законности, в какой бы сфере общественных отношений они нисовершались. Применительно к судам данный принцип определен так: «Судьи независимыи подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»(п.1. ст. 120 Конституции РФ). То же следует сказать и о прокурорах. Они приосуществлении возложенных на них функций независимы и подчиняются также толькоКонституции и федеральному закону.
Наосновании принципа независимости определяется правовое положение прокуратуры вгосударстве. Оно характеризуется двумя особенностями.
Первая —прокуратура не может находиться в подчинении каких-либо органов, общественных иполитических организаций, объединений, что обеспечивает ей полнуюсамостоятельность в выполнении возложенных на нее функций. В ст. 4 Закона опрокуратуре Российской Федерации содержатся гарантии, обеспечивающиенезависимость прокуратуры. Прежде всего в ней отмечается, что прокуроры немогут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственнойвласти, местного самоуправления. Вхождение прокурора в состав какого-либооргана означало бы его подчинение, что в определенной степени негативноповлияло бы на осуществление надзора за исполнением данным органом законов. Поэтой же причине прокурорам нельзя быть членами общественных организаций,преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Болеетого, в органах прокуратуры недопустимо создание политических партий и их организаций.Прокуроры при выполнении служебных обязанностей не связаны и решениямиобщественных объединений.
Собеспечением независимости прокуратуры в известной мере связывается срокпребывания в должности прокурора — 5 лет (ст. 12, 13 Закона о прокуратуреРоссийской Федерации). Бессрочное исполнение служебных обязанностей можетсоздать условия для возникновения личных отношений с работниками органов властии управления, что может отрицательно повлиять на укрепление законности врегионе. В целях выяснения деловых, моральных и иных качеств прокуроровпроводится их аттестация. Иными словами, проверяется соответствие илинесоответствие лица занимаемой должности. По результатам проверки возможнооставление в должности, освобождение от нее, перевод на другую работу.
Непременноеусловие, обеспечивающее независимость прокуратуры, — профессионализм,добросовестность, моральные качества прокуроров, глубокое знание действующегозаконодательства. Это оказывает серьезное противодействие попыткам нарушениязакона. Не случайно Законом о прокуратуре Российской Федерации (п. 1 ст. 40) кпрокурорам и следователям предъявляются конкретные требования: ими могут бытьграждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимымипрофессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровьяисполнять возлагаемые на них обязанности.
Втораяособенность правового положения прокуратуры состоит в том, что она не подчиняетсебе какие-либо органы, учреждения, предприятия, организации. Обратное означалобы возложение на нее управленческих функций, а, следовательно, принятие еюответственности за работу подчиненных, что помешало бы прокурорам осуществлятьнадзор. Прокуратура не управляет, а только надзирает. Безусловно, прокурорскийнадзор — деятельность властная, но в ограниченных пределах. Прокурорыправомочны выявлять нарушения законности, но меры по их устранению, привлечениювиновных лиц к ответственности обязаны принимать соответствующие органы,должностные лица.
2.3. Принципы централизма и единства прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнениемзаконов осуществляется на всей территории РФ, что предопределило созданиемножества органов в соответствии с административно-территориальным устройствомнашего государства: в районах, городах, областях, краях, республиках. Обеспечениеединства законности в стране потребовало объединения прокурорских органов водну систему, которое было произведено на основе принципа централизма, в силукоторого нижестоящий прокурор подотчетен вышестоящему с общим подчинениемГенеральному прокурору РФ. В результате деятельность прокурорских органовприобрела особую организованность, согласованность и целенаправленность.Генеральный прокурор России обеспечивает верховенство и единство закона на всейее территории, а каждый региональный прокурор — в своем регионе.
Влитературе данный принцип связывают с принципом независимости прокуратуры иобъединяют их в одно руководящее начало[5].Подобное объединение вряд ли правильно. Несмотря на наличие самой тесной связи,эти принципы различны по содержанию, ибо отражают разные аспекты организации идеятельности прокурорских органов. Если с принципом независимости связываетсяпризнание их самостоятельности по отношению к различным органам государственнойвласти и управления, то с принципом централизма, наоборот, сопряжено их подчинение.Может показаться, что централизация прокурорского надзора представляет собойпосягательство на независимость прокуратуры. Но сама по себе независимость вполной мере не гарантирует доброкачественности выполнения надзорных функций.Как показывает практика, в деятельности нижестоящих прокуроров порой имеют месторазличные недостатки и даже нарушения законности. Возникает необходимостьпринятия мер по их устранению, предупреждению. И эти меры должны быть принятывышестоящими прокурорами. Таким образом, централизм, с одной стороны, являетсясредством обеспечения независимости прокуроров, а с другой — способомобеспечения единства законности в государстве.
ПрезидентРФ, Федеральное Собрание призваны принять меры по приведению конституцийреспублик в соответствие с Конституцией России. Как отмечается в п. 3 ст. 11Закона о прокуратуре Российской Федерации, создание и деятельность натерритории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратурыРоссии, не допускается.
Централизмприменительно к прокуратуре включает в себя два вида подчинения: внутреннее ивнешнее.
Первоесуществует внутри прокурорской системы и заключается, как уже говорилось, вподчинении нижестоящего прокурора вышестоящему и общей подотчетности Генеральномупрокурору РФ.
В литературеподчеркивается, что подотчетность прокурорского надзора высшему органугосударственной власти — самостоятельный принцип организации и деятельностипрокуратуры[6].Но данное положение ничем не обосновывается, ибо такое подчинение полностьюохватывается принципом централизма в его широком понимании.
В Законео прокуратуре Российской Федерации принцип централизма объединен с принципомединства прокурорского надзора. В п. 1 ст. 4 этого закона указывается, чтоорганы прокуратуры составляют единую федеральную централизованную систему сподчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.Примерно то же говорится и в литературе[7]. Безусловно, названныепринципы связаны между собой, но различны по значимости. Централизм сопряжен собъединением прокурорских органов в одну систему, единство же касаетсясодержания их деятельности. Прежде всего нельзя определять принцип единствабуквально как единство этой системы. Все системы однородных государственныхорганов едины, будь то суды, органы милиции, различные министерства, ведомства.Неправильно трактовать данный принцип и в том смысле, что каждый прокурордействует как представитель единой системы органов прокуратуры[8].В этом ничего специфического нет. Каждое должностное лицо выступает в качествепредставителя той системы органов, в которой оно работает.
Применительнок прокуратуре принцип единства можно определить как такое начало, в силукоторого каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет высшийнадзор за соблюдением законности в государстве. С данной точки зрения иГенеральный прокурор РФ, и прокурор района или города, их помощникиосуществляют высший надзор, а нижестоящие — просто надзор за исполнениемзаконов. Все прокуроры независимо от занимаемых должностей осуществляют высшийнадзор за соблюдением законности, основу которого составляют полномочия, данныеим высшими органами государства. Они действуют как представители этих органов.
Принципединства прокурорского надзора РФ исключает совмещение прокурорского надзора скакими-либо видами государственной или общественной деятельности. Прокуратуравыполняет только одну функцию: осуществляет высший надзор за соблюдением законностив стране.
2.4. Принцип единоначалия. Вопрос об этом принципе в прокурорском надзоречрезвычайно сложен. В литературе он был сначала признан как само собойразумеющийся, как основа правового регулирования складывающихся при егоосуществлении отношений[9]; затем отвергнут как неимеющий существенного значения при выполнении надзорных функций[10].Потом вновь поднялся этот вопрос, более того, стали высказываться суждения опринципе коллегиальности в деятельности прокуратуры[11].Заметим, что в ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации, посвященнойпринципам прокурорского надзора, ни одно из указанных начал не нашло своего отражения.
Формыруководства деятельностью прокуратуры имеют существенное значение для повышенияее эффективности, действенности. Их две: коллегиальность и единоначалие.Учитывая достоинства и недостатки этих видов управления, законодательприменительно к прокуратуре избирает единоначалие. В условиях значительногороста преступности, нарушений законности во всех сферах общественных отношенийоно практически более оправданно, ибо позволяет интенсивнее вести борьбу сними. Один руководитель суть одно толкование законов, надзор за исполнениемкоторых осуществляют подчиненные ему работники. Он же стимулирует последних наоперативное принятие мер по устранению и предупреждению правонарушений,привлечение виновных лиц к ответственности.
Влитературе утверждается, что единоначалие не является самостоятельным принципомпрокурорского надзора, будучи неотъемлемой составной частью принципацентрализма[12]. Действительно, связьмежду ними существует, но они различны по своему содержанию. Если принципцентрализма отражает подчинение нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим, топринцип единоначалия указывает на способ управления прокурорской системой. Единоначалиев своем практическом проявлении имеет два аспекта: внешний и внутренний. Первый— это управление вышестоящего органа нижестоящими; второй — управление внутриконкретного органа.
Несовсем правильна трактовка принципа единоначалия. Суть его видят в том, что прокурорединолично решает все вопросы, вытекающие из практической деятельностипрокуратуры[13]. Но единоначалие иединоличное решение вопросов, возникающих при осуществлении прокурорскогонадзора, не одно и то же. Исполняя служебные обязанностей, помощники прокурорачасто сами разрешают вопросы, связанные с выявлением нарушений законности исредствами реагирования на них. Единоначалие выражается в руководстве как прокурорскимиорганами, так и их работниками. Принцип единоначалия — это такое положение, всилу которого руководство надзорной деятельностью осуществляет единолично прокурор,возглавляющий всю прокурорскую систему либо отдельный орган, структурноеподразделение. Всю систему возглавляет Генеральный прокурор РФ; ее часть —прокурор области, края, республики, входящей в состав федерации; орган — прокуроррайона, города; структурное подразделение — начальник управления, отдела.
3. Внутриорганизационныепринципы организации и деятельности прокуратуры
3.1.Зональный принцип. В деятельности органов прокуратуры используются в качествеорганизационных, определяющих начал зональный и предметный принципы.Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратурыразличных уровней обычно осуществляется в соответствии с этими принципами.
Зональныйпринцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенныйна структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками потерриториальным зонам.
Впрокуратурах субъектов Федерации в состав зоны в зависимости от объема работывключаются прокуратуры одного или нескольких районов и городов. Прокурор отдела(управления), за которым закреплена соответствующая зона, в пределах компетенциипрокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролируетисполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора РоссийскойФедерации, изучает в этих целях состояние законности в регионе и организациюработы органов прокуратуры. Для этого он систематически знакомится состатистикой, планами работы, докладами, обобщениями, обзорами и т.д. На основеанализа он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорамуказаний об устранении недостатков и о совершенствовании работы, участвует впроведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическуюпомощь, изучает положительный опыт и предлагает его для распространения,контролирует выполнение данных им указаний; принимает участие в работе поповышению квалификации прокуроров и следователей районных (городских) прокуратур,дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональнымипрокурорами других подразделений данной прокуратуры.
Длятого, чтобы быть постоянно в курсе дел «своей» зоны, прокурор по каждойгоррайпрокуратуре регулярно ведет соответствующее производство, в которомсосредоточиваются документы, полученные от нижестоящих прокуроров, и копииадресованных им документов. Здесь должно соблюдаться общее правило: все документы,касающиеся данной горрайпрокуратуры по профилю работы структурного подразделения,сосредоточиваются в одном наряде. Если какое-то обобщение проводилось незональным прокурором, то после написания обзора все материалы, присланныегоррайпрокурорами, распределяются по соответствующим нарядам.
Внастоящее время все большее распространение получает ведение дублирующегоделопроизводства на магнитных носителях. Обработка информации при этомосуществляется с помощью электронно-вычислительных машин.
Зональныепрокуроры ведут и так называемые рабочие производства (наряды), в которыхсосредоточиваются находящиеся на исполнении документы, а также отмечаютсяошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его зоны, сосредоточиваютсяданные о положительном опыте работы. Такая постоянно накапливаемая информацияпозволяет выяснить типичные недостатки и их причины, обобщить передовуюпрактику. А это в свою очередь дает возможность разработать обоснованныемероприятия по оказанию конкретной помощи каждому нижестоящему прокурору, поустранению недостатков, распространить положительный опыт, учить на нем всехпрокуроров и следователей.
Зональныйпринцип организации работы распространяется также и на непосредственноеосуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращенийграждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам,рассмотренным судами соответствующих районов и т.д. Поэтому зональный прокуроррасполагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе,организации работы в горрайпрокуратурах своей зоны. Это позволяет осуществлятьквалифицированное руководство нижестоящими органами.
3.2.Предметный принцип. Наряду с зональным в органах прокуратуры применяется ипредметный принцип. Термин «предметный принцип» происходит по существу от понятияпредмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когдакритерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правовогорегулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных актов,надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. Для подразделений и должностныхлиц, не осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, вкачестве предмета ведения выступают основные участки их деятельности.
Предметныйпринцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурныхподразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органамипрокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление,обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укреплениязаконности и исполнению конкретных законов.
Всоответствии с установленным распределением обязанностей прокуроры отделовобобщают относящиеся к предмету их ведения статистические и другие данныепрокуратуры, иных правоохранительных, а также контролирующих органов обисполнении законов, анализируют соответствующие материалы (доклады, представления,протесты, обзоры, методические письма, решения коллегии и т.д.), участвуют вподготовке заданий и документов о реализации результатов обобщений, замечанийна проекты нормативных актов, подготавливают материалы для рассмотрения наколлегии, координационном совещании правоохранительных органов. Эти прокурорыразрабатывают и вносят предложения по совершенствованию организации и осуществленияпрокурорского надзора, расследования преступлений, координации деятельности правоохранительныхорганов, взаимодействия с другими государственными органами, общественнымиорганизациями и т.д.
Ворганах прокуратуры применяется предметно-зональный принцип организации работы,когда за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные «предметыведения». Такой подход способствует специализации зональных прокуроров приосуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных наданном этапе сферах правовых отношений.
Независимоот того, как организуется работа в структурном подразделении — при четкомразграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, —неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно междупрокурорами одного отдела (управления), с тем чтобы у каждого из них былиисчерпывающие сведения об объектах их работы.
Обычноимеется круг вопросов, выделение которых в качестве «предметов ведения» вовсех оперативных подразделениях является обязательным для комплексногопроведения анализов состояния законности и осуществления прокурорского надзора,практики расследования преступлений, координации деятельностиправоохранительных органов, планирования работы; направления заданийнижестоящим прокурорам; контроля исполнения.
Позакрепленным за соответствующими прокурорами вопросам регулярно, по меренеобходимости в соответствии со схемой взаимодействия структурных подразделенийосуществляется обмен информацией, поступающей в аппарат областной прокуратурыот горрайпрокуратур и других органов.
Приподведении итогов работы за определенный период (квартал, полугодие, год) в томили ином отделе (управлении), при заслушивании отчетов горрайпрокуроров или ихпомощников и следователей полезно практиковать взаимное участие соответствующихзональных прокуроров других подразделений в целях оперативного полученияинформации о положении дел и принимаемых мерах.
Покаждому выделенному вопросу прокурором области определяется головное подразделение,которое несет ответственность за организацию взаимодействия в целом по аппарату.Руководство всей организационной работой в аппарате по каждому выделенномувопросу возлагается на прокурора области или одного из его заместителей,курирующего работу головного подразделения. Взаимодействие сотрудников различныхподразделений по выделенным вопросам осуществляется в соответствии сутвержденной приказом (указанием) соответствующего прокурора схемой. В нейперечисляются предметы ведения, имеющие сквозной для всего органа прокуратуры характер,указываются оперативные подразделения (в том числе «головное»), руководительпрокуратуры, ответственный за организацию взаимодействия по данному предметуведения в аппарате в целом.
Решениевопроса о распределении обязанностей в структурном подразделении органапрокуратуры в соответствии с зональным и предметным принципами оформляетсяписьменным распоряжением соответствующего начальника подразделения.
Враспоряжении о распределении обязанностей могут быть указаны, кроме зон иприоритетных предметов ведения, также конкретные органы, объектысоответствующего (областного, краевого, республиканского) уровня, надзор за исполнениемзаконов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокуроромподразделения.
Эти вопросынаходят отражение и в положениях о структурных подразделениях органовпрокуратуры.
Заключение
Такимобразом, принципы организации и деятельности прокуратуры РФ — это закрепленныев Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которыевыражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяютзадачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средстви методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнениемзаконов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющиеотличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и отправоохранительных.
Соблюдениеустановленных законодателем принципов позволяет прокуратуре успешно выполнятьстоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразнымисполнением законов в государстве.
К числупринципов прокурорского надзора относятся положения, которые основаны наКонституции РФ и Конституциях республик в составе РФ, возводят органыпрокуратуры в ранг независимого государственного органа с предоставлением емунеобходимых полномочий для успешного устранения нарушений закона, от кого бытаковые ни исходили.
Принципыне следует смешивать с условиями и порядком выполнения прокурорами своихфункций. Условия и порядок выполнения прокурорами своих функций относительнопринципов организации и деятельности прокуратуры всегда носят подчиненныйхарактер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельностипрокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Их нельзя отрыватьдруг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечатдеятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции РФ и других законовгосударства.
Вконцентрированной форме принципы организации и деятельности советскойпрокуратуры нашли отражение в Законе «О прокуратуре РФ», принятом 17 января 1992 г. В сопоставлении с Законом «О прокуратуре СССР» (1979 г.) перечень этих принципов несколько расширен, что отражает особенности политического и государственногостроительства в современных условиях.
Органыпрокуратуры:
составляютединую и централизованную систему — прокуратуру РФ, возглавляемую Генеральнымпрокурором РФ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;
онидействуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, Конституциямиреспублик в ее составе, иными законами и подзаконными актами;
осуществляютнадзор за точным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местныеразличия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;
принимаютмеры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого быэти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законныхинтересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных кустановленной законом ответственности;
взаимодействуютс местными органами самоуправления, другими государственными органами,общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активнуюпомощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.
Прокурорыреспублик в составе РФ, краев, областей, городов и районов систематическиинформируют соответственно Президента РФ, Федеральное Собрание, ПравительствоРФ, правительства республик, местные органы самоуправления, а также трудовыеколлективы и общественные организации о состоянии законности и правопорядка имерах по их укреплению.
Органыпрокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни быломестных органов и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.
Весьмасущественное положение относительно принципов организации и деятельностиорганов прокуратуры содержится в действующем законе «О прокуратуре РФ». ВЗаконе подчеркивается, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, вкакой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, аравно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Рядом сэтим принципом стоит принцип следующего содержания: создание и деятельность политическихпартий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своейслужебной деятельности не связаны решениями политических партий и массовыхобщественных движений.
Законом «Опрокуратуре РФ» возведено в ранг принципа положение о том, что прокуроры невправе заниматься по совместительству какой-либо оплачиваемой деятельностью,кроме преподавательской, научной и творческой.
Необходимоподчеркнуть, что закрепленные в Конституции РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», атакже в иных законах принципы регулируют не только порядок организации органовпрокуратуры, но и деятельность прокуроров, как по установлению, так и поустранению нарушений закона. Закрепленные в законах принципы организации идеятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер, т.е. ихсоблюдение, предъявляемое не только к прокурорам, но и ко всем органамгосударственной власти и управления, политическим партиям и общественнымдвижениям, должностным лицам, за законностью деятельности которых осуществляютнадзор прокуроры. Эти принципы обязательны и для граждан, за соблюдениемзаконов которыми прокуроры осуществляют надзор.
Задание
Гражданин обратился сжалобой в прокуратуру, указывая, что он является инвалидом 1-й группы, а егобрат находится в коме уже продолжительное время. Воспользовавшись этим, егознакомые продали автомобиль, дачу и собираются продать квартиру.
Какие действия долженпроизвести прокурор? Составьте соответствующие документы-акты прокурорскогореагирования.
Ответ
Порядок рассмотрения иразрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратурыРоссийской Федерации определен приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26декабря 2006 г. N 120 «О введении в действие Инструкции о порядкерассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РоссийскойФедерации" и в соответствии с данным приказом прокурор должен произвестиследующие действия, а именно:
— принять заявление кпроизводству, если обращения подлежат разрешению другими органами и учреждениями,то они в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременнымизвещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться(поскольку в данном случае знакомые продали автомобиль, дачу и собираютсяпродать квартиру, а не собственники и даже не родственники, что свидетельствуето явных признаках преступных действиях знакомых),
— провести проверку офактах изложенных в жалобе с соблюдением сроков рассмотрения жалоб,
— по окончании проверкизаявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться сдокументами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы(материалами об отказе или в возбуждении уголовного дела, надзорнымипроизводствами по жалобам и т.п.).
Пример постановлениявозбуждения уголовного дела при обнаружении признаков преступления,предусмотренного ст.159 ч.1 УК РФ (мошенничество).