Реферат по предмету "Государство и право"


Система правоотношений

СОДЕРЖАНИЕ
1. Состав правовогоотношения                                                            3
2. Понятие, признаки,основания юридической ответственности               11
Список использованныхисточников                                                16

1. Состав правового отношения
Правоотношения – эторазновидность общественных отношений. Общественные отношения – это социальныесвязи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности исуществовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другиеявляются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретногочеловека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает всистему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может несчитаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности ипоступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либоэволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения.Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне,раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этимвозникают многочисленные ограничения[[1]]. В юридическойлитературе сложилось два основных подхода в понимании правоотношений.Существует мнение, что правоотношение – это общественное отношение,урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, чтоправоотношение является общественным отношением особого рода.
Правоотношение – этоюридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношениеосуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения.Правоотношение – это не фактическое, а юридическое общественное отношение.Между юридическим и фактическим общественным отношением существует теснаявзаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, котороепри наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретнымисубъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественноеотношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическими фактическим отношением существует единство. Однако, в похожих случаях, когдасубъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением(правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказыватьвоздействие, появляется противоречие. Содержанием этого общественного отношенияявляется поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требованийправовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели –юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектомправового отношения. Однако существует  и другая точка зрения относительносоотношения правовых и общественных отношений[[2]].
Административно-правовыеотношения – это общественные отношения, урегулированные нормамиадминистративного права, которые складываются в сфере управления[[3]].
Административно-правовыеотношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций иполномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческойдеятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток наповедение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности иправа непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти вцентре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства иобщества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, врамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая чертаадминистративно-правовых отношений состоит в том, что они складываютсяпреимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сферегосударственного управления. Административно-правовые отношения о своей сутиявляются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функцийисполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организациюпроцесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процессаструктурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которыхмеханизм   государственного управления вряд ли может быть реально действующим,Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясьобъединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. В юридическойлитературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений.Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения: — возникаютв процессе государственного управления; — имеют в качестве обязательногосубъекта орган государственного управления; — являются отношениями власти –подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.
Административно-правовыеотношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных посвоему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны всеосновные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм,вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия наданное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическуюформу; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения;корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемаянормой и т.п.[[4]].
К особенностямадминистративно-правовых отношений относятся: — одной из сторон отношенийявляется соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо,наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера; — дляэтих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимаетрешения и может применить принуждение в отношении другой; — многие органыисполнительной власти и их должностные лица обладают правом изданиянормативного акта, т.к. действуют по поручению государства; — административныеправоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие илижелание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием ихвозникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или еесогласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовыхотношений; — споры, возникающие между участниками административно-правовыхотношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном)порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несетответственность в лице его органов перед государством. Особенности административно-правовыхотношений могут быть также представлены в виде схемы.
Административно-правовыеотношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового,финансового и других отраслей права. Например, если административно-правовыеотношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласиядругой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно вадминистративном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иныепризнаки.
В административно-правовыхотношениях могут участвовать различные стороны, в них всегда имеетсяобязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такойпризнак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властнойприроды государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин неможет выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самыхразнообразных административно-правовых отношений. Как указывалось выше,административно-правовые отношения возникают в сфере государственногоуправления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственногоуправления включается в круг отношений, составляющих предмет административногоправа.
Административно-правовоеотношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системнуюсовокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны)правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права июридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридическийфакт (факты). Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфереисполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властнымиполномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъектаадминистративно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает органисполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающиеволю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в ролисубъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел)и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций(например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортнымиучреждениями).
В правовых нормахсубъектом административного права называется лицо или организация, которые приопределенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческихотношений. Они определяются общим (родовым) образом – как индивидуальныесубъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органыисполнительной власти, органы управления государственных и негосударственныхорганизаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни скем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками(субъектами или объектами управления). Субъект же правоотношения всегдаконкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъектили объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфереисполнительной власти и способная осуществлять их. Субъекты административногоправа могут стать субъектами (участниками, сторонами) административныхправоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы,определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическуюответственность; 2) административной правоспособности и дееспособностисубъекта; 3) юридического факта (фактов), то есть, основания возникновения,изменения или прекращения правоотношения.
Объект управления –другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица,которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но вкачестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане: государственныеслужащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственныхпредприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органыисполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления;иностранные организации. Практически объектом управления следует считатьдеятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительнойвласти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.
В содержанииадминистративного правоотношения различаются две стороны: материальная(поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение естьопределенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этимхарактеризуется содержание правоотношения. Правомочию – субъективному правуодного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанностьдругого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объемполномочий сторон, — их взаимные права и обязанности, юридическуюответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Непосредственнымобъектом административных правоотношений является волевое поведение человека,его деяния.
Нормами административногоправа точно определяется, между какими субъектами должны возникатьправоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношенияграждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управлениетранспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, сопределенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанностисторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, поопределенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должнынаправлять статистические данные, отчеты, справки. Существующие вадминистративно-правовых отношениях права и интересы могут защищаться всудебном  порядке, но такие случаи не являются доминирующими. В основном жеправа участников таких отношений, споры между ними решаются в административномпорядке: субъектом управления, который был (является) стороной административногоправоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти. Субъектыисполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношенийимеют право обжаловать такие решения[[5]].
Более того, субъектыисполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самыеразнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений. В частности,они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, неприсвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарногопринуждения. Следует также подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношений характернаответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлениной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случаенарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае возникаетответственность одной стороны не перед другой стороной правоотношения, анепосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностноголица).
Именно исполнительныеорганы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельномувоздействию на нарушителей требований административно-правовых норм(дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управлениятакже отвечают за нарушение аналогичных требований[[6]].Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основеквалификации административных правоотношений на виды. В зависимости отособенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичныеих виды:
а) между несоподчиненнымисубъектами исполнительной власти, находящимися на различноморганизационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между субъектамиисполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовомуровне;
в) между субъектамиисполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении)государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями иучреждениями;
г) между субъектамиисполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинениигосударственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросамфинансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) между субъектамиисполнительной власти и исполнительными органами системы местногосамоуправления;
е) между субъектамиисполнительной власти и негосударственными хозяйственными исоциально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями(коммерческие структуры и т.п.);
ж) между субъектамиисполнительной власти и общественными объединениями;
з) между субъектамиисполнительной власти и гражданами.[[7]]
Во всех вышеперечисленныхотношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.        Длялюбого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридическихфактов. В научной литературе юридические факты определяются как«предусмотренные правовыми нормами обстоятельства, влекущие установление,изменение и прекращение правоотношений». Отсюда, понятие юридического фактавключает два основных момента: — наличие явлений действительности — событий илидействий (материальный момент); — их предусмотренность в нормах права вкачестве оснований правовых последствий (юридический момент).
Понятие «юридическийфакт», таким образом, обладает довольно сложным содержанием, отражающим явлениякак материального, так и идеального характера.

2. Понятие, признаки, основанияюридической ответственности
Юридическаяответственность – разновидность правового принуждения, представляющая собойособое правовое состояние и заключающаяся в обязанности лица претерпеватьопределенные лишения государственно-властного характера за совершенноеправонарушение. Основанием юридической ответственности является правонарушение;если поведение субъекта не подпадает под признаки правонарушения, то данноелицо не подлежит юридической ответственности.
Общее понятиеответственности имеет философский, методологический характер, передает особоесоциальное и морально-правовое отношение личности к обществу, заключающееся вреализации нравственно-правового долга.
О юридическойответственности говорят, как об ответственности лица за осуществлениевозложенных на него обязанностей в настоящем и будущем. В таком планеюридическая ответственность рассматривается в качестве необходимого элементаобщественной дисциплины и правопорядка.
В законодательстве иправовой науке юридическая ответственность рассматривается в двух аспектах: впозитивном и негативном.
Анализируя изученныйматериал можно выделить следующие признаки юридической ответственности:
— юридическаяответственность связанна с государственным принуждением. Однако не следуетотождествлять юридическую ответственность с государственным принуждением, темболее с процессом его реализации. Юридическая ответственность какправоотношение, в котором правонарушитель выступает в качестве страны,обязанной претерпевать определенные лишения, всегда предусматривает мерыгосударственного принуждения. Однако она сама еще не есть применение таких мер.Ответственность – это не само принуждение, а обязанность его претерпеватьсогласно санкциям правовых норм. Санкции определяют рамки юридическойответственности. Применение же к нарушителю мер государственного принужденияявляется реализацией юридической ответственности. Юридическая ответственностьхарактеризуется определенными лишениями, которые виновный должен претерпеть какдополнительные негативные последствия: личного характера (лишение свободы идр.); имущественного характера (штраф и др.):
— юридическаяответственность наступает за совершенные правонарушения (исключения составляюткрайняя необходимость, необходимая оборона, профессиональный риск).
Определения целейнаказания за правонарушения в законах не дано, но в обобщенном виде онисформулированы в отечественной правовой литературе. Под целями юридическойответственности российские правоведы понимают те фактические конечныерезультаты, которых стремится достичь государство, устанавливая меруответственности правонарушителя, присуждая ему ту или иную меру наказания иприменяя эту меру. Результаты, к которым стремится государство, могут бытьразличны и зависят от характера правонарушения и его тяжести. Так, например, вслучае нанесения материального ущерба это может быть компенсация виновнойстороной нанесенного ущерба — то есть восстановление справедливости. Цели же,которые ставит перед собой уголовное законодательство, более сложные:исправление и перевоспитание осужденных; предупреждение совершения ими новыхпреступлений; предупреждение совершения новых преступлений другими лицами.Подчеркивается, что каждая из этих целей носит самостоятельный характер, имеетсвое содержание, но в то же время они взаимосвязаны между собой.
В соответствии с другойточкой зрения на проблему, целью юридической ответственности как социальногофактора может быть только предупреждение правонарушений — общее и специальное.Все остальное — принуждение угроза, устрашение, убеждение воспитание — это лишьсредства, которыми достигается поставленная цель. Таким образом, цельююридической ответственности является, прежде всего, предупреждение правонарушений.Наибольшее развитие принципы юридической ответственности получили в уголовномпроцессе, поскольку именно здесь применяются наиболее строгие санкции исоответственно наиболее сложная процедура исследования обстоятельств дела.Однако по тем же принципам осуществляются и все прочие виды юридическойответственности.
Основным принципомюридической ответственности является законность. В соответствии с нею кответственности привлекается только лицо, совершившее правонарушение, виновноев нем. По действующему законодательству закону, запрещающему какое-либо деяние,не может быть придана обратная сила. Это связано с тем, что нормы правапризваны регулировать волевое поведение людей, соизмеряющих свои поступки с ихюридической оценкой. По той же причине должно быть известно, какое именнонаказание или взыскание будет применено к тем, кто совершит конкретноеправонарушение. Придание обратной силы закону, усиливающему наказание иливзыскание, недопустимо. И напротив, закон, отменяющий или облегчающий наказание,обязательно должен иметь обратную силу, потому что строгое наказание за деяние,которое перестало считаться преступлением или наказывается менее строго, нетолько противоречит справедливости, но и стирает в общественном сознании граньмежду деяниями преступными и непреступными, опасными и менее опасными.
С законностью тесносвязан принцип обоснованности юридической ответственности, под которойпонимается, во-первых, объективное исследование обстоятельств дела, сбор ивсесторонняя оценка всех относящихся к делу доказательств, аргументированностьвывода о том, было ли совершено правонарушение, виновно ли в этом лицо,привлеченное к ответственности, и т.д. Во-вторых, под обоснованностьюпонимается определение конкретной меры наказания, взыскания, возмещения вреда вточном соответствии с критериями, установленными законом»
К принципам юридическойответственности относят также справедливость, которая подразумевает, преждевсего, социально-этическую оценку, определяющую запрет и санкцию за егонарушение. В основе справедливой ответственности лежит строгое соблюдениезаконодателем принципа соразмерности правонарушения и предусмотренных за негосанкций, поскольку как слишком строгое, так и слишком мягкое наказание иливзыскание может свести к нулю действенность меры ответственности.
Самостоятельное значениепринципа справедливости юридической ответственности заключается в том, что заодно правонарушение к виновному может быть применена только одна санкция. Принципомответственности является также состязательность процесса и право на защитулица, привлеченного к ответственности. Этот принцип утвердился в периодскладывания капиталистического способа производства как средство борьбы сфеодальной системой права и свойственным ей инквизиционным, обвинительнымпроцессом судопроизводства. Состязательность — важное орудие установленияистины по деду о правонарушении и обеспечения обоснованности решения.
С этим принципом тесносвязана «презумпция невиновности», декларирующая, что лицо, привлеченное кответственности, имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будетдоказана в установленном законом порядке и подтверждена приговором суда.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, причем любые доказательства,полученные с нарушением закона, признаются не имеющими силы.
Под правом на защитупонимают совокупность прав лица, привлеченного к ответственности, на участие висследовании обстоятельств дела и отстаивание своих интересов.
К принципамответственности относится неотвратимость. Как отмечено, установление запретов исанкций за их нарушение имеет смысл лишь при условии, что лица, совершившиеправонарушения, привлекаются к ответственности и подвергаются мерампринуждения, определенным санкциями нарушенных правовых норм[8].При осуществлении юридической ответственности учитываются также такие принципыправа и морали, как целесообразность и гуманизм. Это означает, что лицо,совершившее противоправное действие, может быть полностью или частичноосвобождено от применения санкции по причинам: добровольного возмещениянанесенного ущерба или его устранения; проявления чистосердечного раскаяния идейственного доказательства своего исправления; тяжелого заболеванияправонарушителя, несчастья в его семье и пр.
Принцип гуманизмаучитывается и при осуществлении правовосстановительной ответственности, однако,если государство и его органы вправе простить или помиловать правонарушителя,смягчив санкции за совершенное им противоправное деяние, то там, где нарушеныправа частных или юридических лиц, принять окончательное решение об отказе отосуществления ответственности может только потерпевшая сторона, интересыкоторой могут быть восстановлены в процессе применения санкций. Однако и вовтором случае по просьбе лица, привлеченного к ответственности, допускаетсявозможность изменения порядка исполнения санкции, отсрочка или рассрочкаплатежей, снижение размеров выплат.
В зависимости отхарактера совершенного правонарушения различают дисциплинарную,административную, материальную, гражданско-правовую и уголовнуюответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфическиемеры наказания и особый порядок их применения.

Список использованных источников
1  Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2  Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, N 63, рег. N 2/946 от 20.05.2003) (с учетом изменений на 04.01.2007 № 201-З).
3  Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. — М., Юрист, 1999.
4  Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. — М., Юрист, 2002.
5  Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с.
6  Курс административного права Республики Беларусь 2-е изд. Автор: А. Крамник. Издательство «Тесей», 2006г. – 616с.
7  Постникова А. А., Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь: Учебное пособие Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. — 127с.
8  Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь. — Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. — 172с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.