Реферат по предмету "Государство и право"


Система местного самоуправления в сфере культуры и досуга

Введение
Сферакультуры и досуга — это лицо города, своеобразный индикатор уровня егоразвития, духовного состояния горожан.
Поэтомууправление сферой культуры и досуга является важным направлением местногосамоуправления в социальной политеки, во многом определяющим комфортностьпроживания населения на данной территории.
Вчастности значительный вклад в формирование концептуальных построений,раскрывающих сущность и содержание деятельности местного самоуправления в сферекультуры и досуга, его методологическую основу внесли такие отечественныеисследователи, как Анимица Е.Г., Тертышный А.Т., Быстрова Н.Н., Воронин А.Г.,Вульфович P.M., Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И.,Головина Г. и многие другие.
В связис этим, целью данной работы является анализ теоретических и практических основ местногосамоуправления в сфере культуры и досуга.
Объектисследования — система местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Предмет — особенности организации и реализации процесса управления сферой культуры идосуга на уровне местного самоуправления.
В рамкахработы предполагается решить следующие задачи:
1)определитьпонятие и структуру сферы культуры и досуга;
2)   определитьсущность культурной политики на государственном, региональном и уровне местногосамоуправления;
3)   сформулироватьтеоретические основы процесса организации финансирования сферы культуры идосуга на уровне местного самоуправления;
4)   определитьособенности социокультурной политики на примере города Челябинска;
5)проанализировать работу местного самоуправления в сфере культуры и досуга напримере Управления культуры города Челябинска.
Теоретическойосновой данной курсовой работы стали фундаментальные достижения экономическойнауки; публикации отечественных специалистов в области теории и практики местногосамоуправления; законодательные акты и другие официальные документы по вопросамместного самоуправления, а также анализ фактического материала с применением впроцессе анализа современных технических средств.
Висследовании предполагается применить такие методы, как абстрактно-логический,статистический, экспертный и другие.

1.Теоретические основы местного самоуправления в сфере культуры и досуга
 
1.1Понятие и структура сферы культуры и досуга
Правоучастия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступк культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст.44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» былпервым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования региональногозаконодательства в сфере культуры.
Культура— это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типахи формах реализации творческих сил и способностей человека, а также всоздаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранятьисторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурныхдостижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки,живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры,воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Спонятием «культура» тесно связаны такие понятия, как культурные ценности,культурное наследие, культурные блага, культурная деятельность. Рассмотрим ихболее подробно.
Культурныеценности— нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцыповедения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мирсимволики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла,произведения культуры и искусства, результаты и
методынаучных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурнуюзначимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные висторико-культурном отношении территории и объекты.
Всоответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаютсявсе формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения,имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурногоназначения.
Культурноенаследие— это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, атакже памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые длясохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию.Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся вфондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинныхгалерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности итрадиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где онирасположены, не подлежат приватизации.
Приватизациядругих объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральнымзаконодательством при условии сохранения культурной деятельности в качествеосновного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организацииобслуживания льготных категорий населения.
Культурныеблага— услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами дляудовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурнаядеятельность— деятельность по сохранению, созданию, распространению иосвоению культурных ценностей.
Котрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности.
Понятие«досуг», в отличие от понятия «культура», имеет одно толкование — свободноевремя. Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуютуровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональнуюдеятельность, и как следствие, на экономическую стабильность общества.
Кобъектам досуга на территории местного самоуправления относятся городские лесаи парки, скверы, пляжи, детские городки, аттракционы, иные развлекательныесооружения.
Федеральныйзакон 2003 г. относит к вопросам местного значения поселений и городскихокругов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей,организацию обустройства мест массового отдыха. Забота о содержании этихобъектов, как правило, возлагается на управление культуры.
Кдостижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существуеттермин «культурно-досуговая» сфера.
Одной изфункций местных органов культуры является организация и проведение массовыхмероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищныхмероприятий.
Культурно-досуговаясфера вышла далеко за пределы традиционной клубной практики икультурно-массовой работы. Ее характеризуют: всплеск самоуправляемыхобщественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных инеформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений,предоставляемый досуговой индустрией и, наконец, вторжение в культуру рынка сего жесткими законами.
Особенностьсовременной ситуации — развитие любительского движения, создание различныхобъединений, возрождение камерных, салонных форм общения.
На выборвида досуговой деятельности влияет много факторов образовательного,социального, экономического характера, а также состояниематериально-технической базы учреждений культуры как основы социального досуга.Все эти факторы отражаются на статусе, типологии и функциональных особенностяхучреждений культуры и досуга.
Многиесферы массовой культуры и досуга самоокупаемы, а некоторые (например,организация концертов популярных эстрадных артистов, и др.) служат источникамипополнения местных бюджетов. Местная власть должна способствовать развитию всехформ организации культурней и досуговой деятельности на территории местногосамоуправления.
Учитываявышесказанное, отметим особенности осуществления культурной деятельности натрех уровнях (федеральном, региональном и местном самоуправление), иостановимся более подробно на особенностях управления сферой культуры и досугана уровне местного самоуправления.
 
1.2 Культурнаядеятельность на уровне государства, субъекта РФ и местного самоуправления
Внастоящее время объектом культурной деятельности являются преимущественнокультуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако дляпоступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурнойдеятельности стало всё общество в целом.
В связис этим, формирование и осуществление осмысленной культурной деятельностиявляется одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособностьи место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формироватькультурную жизнь общества в целом, с другой стороны — согласовывать культурныепотребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальныхи других общностей.
Кполномочиям федерального уровня власти относится определение политики в областикультуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение вфедеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач,контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.
Науровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства,разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые дляосуществления региональной политики нормативно-правовые иорганизационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая,методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.
Политикаместного самоуправления в сфере культуры строится на основе общих принципов государственнойполитики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам местного значенияпоселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугамиорганизаций культуры, организацию библиотечного обслуживания, охрану исохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)местного (муниципального) значения. К компетенции местного самоуправленияотнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугамибиблиотечного коллектора).
Такимобразом, культурное развитие города есть динамическая поступательнаятрансформация системы общественных и культурных отношений в рамках определеннойгеополитической структуры. Культурное развитие города определяется социальной икультурной политикой государства и субъекта федерации.
Учитываявыше сказанное, рассмотрим особенности организации управления и финансированиясферы культуры и досуга на уровне местного самоуправления.
 
1.3 Организацияуправления и финансирования сферы культуры и досуга в местном самоуправлении
Органыместного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооруженийорганизаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий.
Всобственности местного самоуправления могут находиться имеющиеисторико-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объектыкультуры (музеи, галереи, библиотеки и т.д.).
Финансированиемуниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств иоказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации играждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фондыдля финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондовмогут выступать органы местного самоуправления.
Органыместного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики вобласти культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и ихобъединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если этадеятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т. д.). Культурнаядеятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства.
Вопросыподдержки народных художественных промыслов, региональных и местныхнационально-культурных автономий, изучения в образовательных учрежденияхнациональных языков и иных предметов этнокультурной направленности отнесеныфедеральным законодательством к полномочиям субъектов РФ. Органы местногосамоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческимучреждениям и организациям, имущество в собственность или в аренду.
Впределах своей компетенции органы местного самоуправления могут создаватьусловия для развития сети специальных учреждений и организаций — школ искусств,студий, курсов, оказывать им поддержку, обеспечивать доступность и бесплатностьдля населения муниципальных библиотек, других учреждений культуры.
Органыместного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскуюдеятельность муниципальных организаций культуры, если она наносит ущербуставной деятельности организации, до решения суда по данному делу.
В целом,на уровне исполнительной власти муниципальных образований управлениеосуществляется через районные отделы, управления и комитеты культуры.
Наиболеераспространенной организационно-управленческой моделью является управление(отдел, комитет) культуры, выполняющее функции исполнительного органа власти всфере культуры.
Дляреализации своих функций управления культуры наделены правом юридического лицаи являются главными распорядителями кредитов в объеме утвержденной дляподведомственной сети сметы.
Какправило, положения об Управлении культуры, где определены компетенция иполномочия, утверждаются решением представительного органа местногосамоуправления, а устав и структура подведомственной сети утверждаютсяпостановлением (распоряжением) администрации местного самоуправления.
В начале1990-х гг. в целях эффективного использования бюджетных средств, а также воизбежание дублирования в работе, некоторые органы управления культурой былиобъединены:
-  с управлениями кинофикации;
-  комитетами по спорту и деламмолодежи;
-  управлениями по туризму.
Опытпоказал, что культура и молодежная политика тесно взаимосвязаны, но, ксожалению, в данное время не очень успешно совмещается. Хотя есть единствомцелей и общностью форм их работы, но нет единого плана развития.
Ещеболее сложно происходило объединение культуры со спортом из-за разницы вправовом обеспечении их деятельности, в частности, в вопросах нормирования иоплаты труда, других проблем нормативного характера.
Практикаобъединения управлений культуры с управлениями по туризму в территориях,обладающих значительным потенциалом памятных мест, дала положительныйрезультат, поскольку появилась возможность не только объединения бюджетов, но ипривлечения дополнительных средств непосредственно от доходов туристическойдеятельности.
Характернымнедостатком действующих моделей управления явились противоречия междуполномочиями органа власти и реальными источниками финансирования егодеятельности. Причины такого противоречия:
1) объективные- слабая ресурсная база местного бюджета, отсутствие государственных нормматериального и финансового обеспечения;
2) субъективные- несоответствие действий управляющих структур требованиям законодательства,отсутствие у менеджмента умения бороться за бюджет.
Натекущий период можно условно выделить пять моделей управления объектамикультуры1 на уровне местного самоуправления.
Перваямодель — управления культуры, обладающие доверенностью от районных Комитетов поуправлению муниципальным имуществом на оперативное управление объектами культуры,осуществляющие финансирование организаций культуры, использующие средства отаренды объектов в качестве дополнительного дохода бюджета культуры.
Втораямодель — управления культуры, не обладающие правами управления недвижимостью,так как эти права напрямую делегированы учреждениям от Комитета по управлениюмуниципальным имуществом, являющихся совместно с управлением культурыучредителями организаций культуры. Финансирование коммунальных расходов в этомслучае идет через управление культуры, средства от арендной платы в полномобъеме возвращаются в Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Третьямодель — управления культуры, наделенные правами оперативного управленияобъектами недвижимости организаций культуры, не обладающих статусомюридического лица, и одновременно совместно с Комитетом по управлениюмуниципальным имуществом являющиеся учредителями организаций культуры состатусом юридического лица. Финансирование коммунальных расходов при этомосуществляется через управление культуры, средства от арендной платы в полномобъеме возвращаются в Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Четвертаямодель — управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры,финансирующие коммунальные расходы объектов культуры, находящихся как всобственности районных Комитетов по управлению муниципальным имуществом, так ив собственности сельских администраций.
Пятаямодель — управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры,финансирующие коммунальные расходы учреждений культуры, расположенных варендованных помещениях других собственников, в том числе бывших профсоюзныхзданиях.
Соответствующиеорганы местного самоуправления, в чью компетенцию входит управлениемуниципальным имуществом, как правило, делегируют полномочия учредителярайонным органам культуры. Часто учредителями организаций культуры выступаютодновременно районные управления культуры и комитеты по управлению имуществом,причем Комитет по управлению муниципальным имуществом в учредительном договоренаделяет учреждение правом оперативного управления либо делегирует это праворайонным управлениям культуры.
Какправило, районные управления культуры, являющиеся распорядителями кредитов дляподведомственной сети ведут финансовую деятельность через централизованныебухгалтерии управлений культуры; обеспечивают бюджетные заявки; готовят проектынормативных документов муниципального образования по опросам культуры;формируют и финансируют подведомственную сеть; обеспечивают материальными иинформационными ресурсами; реализуют инвестиционные и творческие проекты всферах культуры и досуга.
Вусловиях разграничения полномочий между органами местного самоуправленияважнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культурыс учетом специфики ее организационной структуры и создания услуг культуры,досуга и массового отдыха населения.
Задачазаключается в создании системы управления, способной провести правовые,финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры.Управление является одним из ресурсов перспективного развития любойдеятельности. В то время как ликвидация, несоответствие полномочий, функций,приданных ресурсов органам управления может самым негативным образом сказатьсяна обеспечении процессов развития культуры, и, прежде всего, на процессепроизводства и распространения культурных благ.
Рольоргана управления культурой на уровне местного самоуправления должназаключаться в создании системы взаимодействия органов власти и управленияразличных уровней, а также условий саморазвития и партнерства с общественнымиорганизациями и структурами социального сектора в осуществлении культурнойполитики.
Основныефункции управления местного самоуправления культурой.
— Координациякультурно-просветительской работы организаций и учреждений;
— Контроль над содержательной и финансово хозяйственной деятельностью учрежденийкультуры и досуга;
— Методическаяи финансовая помощь учреждениям культуры;
— Выдачалицензий на ведение коммерческой деятельности в сфере культуры и досуга на территории;
— Проведение общественных мероприятий (смотры, фестивали, выставки и др.);
— Организация обустройства мест массового отдыха, культурного обслуживания этихмест;
— Учет,охрана, содержание реставрация памятников истории и культуры местного значения,заповедных мест;
— Взаимодействие с творческими союзами и общественными организациями в сферекультуры;
— Контроль над исполнением средств культурных фондов муниципальных предприятий иучреждении, принятие в необходимых случаях мер по их централизации;
— Поддержканародных промыслов и обрядов;
— Разработкапредложений по строительству, реконструкции и ремонту зданий подведомственныхорганизаций, контроль выполнения работ.
Такимобразом, управление в местном самоуправлении в сфере культуры и досуга представляетсобой комплекс разносторонних мероприятий, которые позволяют значительноповысить культурный уровень муниципального образования. Рассмотрим данныйкомплекс на примере города Челябинска.

2.Практика управления сферой культуры и досуга в городе Челябинске
 
2.1Особенности социокультурной политики в городе Челябинске
Вусловияхсовременного развития Челябинска можно выделить два основных значениясоциокультурной политики для города.
1. Гуманистический.
Социокультурнаяполитика как реальная программа развития учреждений культуры, искусства идосуга, деятельность которых направлена на создание условий саморазвитияличности в контексте социально-экономического развития города.
ГородЧелябинск представляет собою многомерный мегаполис, в котором сосуществуютразличные социальные, возрастные, профессиональные, этнические, религиозные,культурные группы и общности.
Внастоящее время необходимо консолидировать население города Челябинска в единомсоциокультурном поле, создать условия для равноправия жителей в отношениикультурных ресурсов города, в творческой самореализации каждого жителяЧелябинска. Необходимо расширять сеть организаций культуры, увеличиватьколичество площадок для предоставления культурных услуг населению в отдаленныхот центра районах.
2. Прагматический.
Социокультурнаяполитика как имиджевый проект, направленный на создание привлекательного образагорода как культурного центра региона в российском и международном контексте.
Внастоящее время на общероссийском уровне город Челябинск воспринимается индустриальными промышленным центром Уральского
региона,местом апробации современных технологий по утилизации ядерных отходов,культурной провинцией. Жители города Челябинска во многом разделяют подобноепредставление. Вместе с тем, город Челябинск обладает значительным культурнымпотенциалом, имеет сложившиеся столетиями культурные традиции.
Сегоднянеобходимо популяризировать реальные культурные достижения города Челябинска,необходимо создавать условия для их динамичного поступательного развития. Этопозволит качественно изменить представление жителей города о роли и местеЧелябинска в современной российской действительности. На общероссийском уровнепозитивный культурный имидж Челябинска будет способствовать дополнительнымсоциокультурным инвестициям. И федеральном уровне, повысит привлекательностьгорода в условиях углубления международного сотрудничества.
Основнымисоставляющими социокультурной политики в городе Челябинске являются:
— совокупностьприемов управления развитием сферы культуры, процессами развития искусства,образования и науки;
-   освоение, передачаи развитие культурного потенциала через организацию социального взаимодействия,осуществляемого средствами культуры;
-   процессы, связанныес развитием социокультурного потенциала членов общества, с приобщением их ккультурным ценностям. Ресурсы культуры рассматриваются в этом случае как одиниз значимых факторов развития общества, их наращивание и развитие подчинены решениюсоциально-экономических и социально-политических задач общества.
Такимобразом, цель социокультурной политики в городе Челябинске — целенаправленное,поступательное и динамичное развитие социальной и культурной составляющихгородского пространства.
В рамкахэтой цели планируемые и реализуемые задачи социокультурной политики включаютследующие позиции:
— выработка и реализация социокультурной политики, соответствующей основнымфедеральным законам и стратегическим общедемократическим принципам развитиясовременной российской государственности;
— наполнениесодержательной стороны социокультурной политики региональными специфическими особенностями,учитывающими социокультурное, этническое и конфессиональное многообразиекультуры города Челябинска, Челябинской области и Южного Урала в целом;
— согласованиесоциокультурных программ администраций районов в городе Челябинске с основными принципамикультурной политикигородской Администрации, а также с социокультурными приоритетамиосновных субъектов культуросозидательного процесса;
-    обеспечение единствасоциокультурного пространства, равных возможностей для жителей различныхрайонов города и представителей разных социальных групп в получении доступа ккультурным ценностям, информации, проявлении и воплощении творческой инициативыс целью развития культурной жизни города;
-    повышение оснащенностиучреждений культуры современным оборудованием и программным продуктом, расширениеиспользования информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры;
— становлениеи развитие новых направлений и форм деятельности муниципальных учрежденийкультуры.
В целом,в структуре стратегических приоритетов социальной и культурной политики городаЧелябинска можно выделить следующие. Конструктивное взаимодействие власти, культуры,науки, образования:
— обеспечение условий конструктивного диалога органов государственного управлениякультурой, муниципальных учреждений культуры, научных организаций и высшихучебных заведений по выработке и реализации совместных социокультурных программи проектов;
— государственное стимулирование поступательного развития учреждениймуниципального дополнительного художественного образования детей городаЧелябинска с учетом интересов и возможностей педагогических коллективовконкретных образовательных учреждений;
— создание условий доступности и возможности получения дополнительногохудожественного образования детям из малообеспеченных семей города Челябинска,из детских домов, с ограниченными физическими возможностями.
— обеспечение эффективного функционирования непрерывного художественногообразования по линии: школа — профессиональное учебное заведение — высшееучебное заведение;
 -сотрудничествос высшими учебными заведениями города по обеспечению учебного процесса в учрежденияхдополнительного художественного образования инновационными учебными, учебно-методическимии научными программами;
 -стимулированиеразвития фундаментальных и прикладных научных исследований культуры иискусства, осуществляемых отдельными учёными и исследовательскими коллективамив городе Челябинске;
— учреждение специальных стипендий наиболее талантливым воспитанникам муниципальныхучреждений дополнительного художественного образования, студентам творческих специальностейвысших учебных заведений города;
-   гарантированная поддержкаперспективных научных работ школьников, студентов, аспирантов, изучающихисторию, теорию и практику культуры искусства в учебных заведениях городаЧелябинска;
-   учреждение грантовгородской Администрации для поддержки наиболее перспективных и актуальныхнаучных разработок, осуществляемых научными и научно-педагогическими работникамивысших учебных заведений города, направленных на создание социально-значимыхдля города Челябинска культурных проектов;
-сотрудничествос российскими и зарубежными научными центрами и фондами, благотворительными организациямипо реализации гарантовой поддержки социально-значимых для города Челябинска культурныхпроектов.
Перечисленныемероприятия имеют стратегическую цель — повышение общеобразовательного иобщекультурного уровня населения города Челябинска, повышение престижа исоциальной значимости сферы культуры и искусства, образования и науки вобщественном мнении.
Сотрудничествосо средствами массовой коммуникации.
Социальнаяи культурная политика в сфере средств массовой коммуникации направлена наобеспечение со стороны законодательной, исполнительной и судебной власти городасвободы слова и независимости средств массовой информации. Целью социальной икультурной политики в сфере средств массовой коммуникации является:
 - созданиеусловий для формирования единого культурно-информационного пространства Челябинска;
— использование информационных и коммуникативных возможностей СМИ в гуманитарныхпроектах, направленных на социальное и культурное развитие города;
 - созданиеусловий доступности новейших информационных технологий для жителей города;
-развитиеинформационно-рекламной деятельности учреждений культуры и расширение связей учрежденийкультуры со средствами массовой информации.
Развитиеучреждений культуры и искусства.
В городеЧелябинске функционируют десятки учреждений культуры и искусства различногоадминистративного подчинения и форм собственности. Среди них:
-  музеи и выставочные залы;
-  детские школы искусств;
-  театры и театральные студии;
-  кинотеатры и досуговые комплексы;
-  концертные залы;
-  национально-культурные центры;
-  библиотеки;
-  клубы и дворцы культуры.
Стратегическиеприоритеты социальной и культурной политики в сфере культуры и искусстваопределяются реальными потребностями конкретных подразделений. Главная цель — стабильное функционирование и динамичное развитие муниципальных учрежденийкультуры в городе Челябинске. Реализация данной цели может быть достигнутакомплексом мероприятий, инициируемых законодательной и исполнительной властьюгорода Челябинска. Комплекс названных мероприятий включает:
-специализированноефинансирование целевых муниципальных культурных программ (театральных фестивалей,конкурсов, пополнение книжных фондов библиотек и т.д.);
-  выделение грантов, стипендий ипоощрительных премий деятелям искусства и культуры по специально разработанномукомплексу номинаций;
-  строительство «Центров искусств» вотдалённых районах города;
-привлечениеспонсоров и меценатов к финансовой поддержке отдельных деятелей культуры иискусства, а также творческих коллективов через единовременные акции, через созданиеспециализированных некоммерческих фондов.
Гармонизацияэтнических и конфессиональных отношений.
В городеЧелябинске национальные и религиозные отношения отличаются стабильностью. Внастоящее время необходимо закрепить данную позитивную тенденцию.Социокультурная политика в области этнических и конфессиональных отношенийимеет следующие основные цели:
— созданиеусловий равноправного участия граждан всех национальностей и религиозныхконфессий в социокультурном процессе;
-содействиеразвитию культуры и искусства всех этносов, этнокультурных групп, проживающих вгороде Челябинске, поддержка народных промыслов и ремесел;
-взаимодействиес национальными культурными центрами в реализации актуальных задачсоциокультурного развития города.
Отношениек массовой культуре и сфере досуга.
Современнаяроссийская социокультурная реальность демонстрирует коммерциализацию сферыкультуры. Гуманистические ценности уступают место коммерческой выгоде какглавному критерию культурного развития. В этих условиях необходимо выработатьстратегию отношения к коммерческим формам массовой культуры. Социокультурнаяполитика в области массовой культуры имеет цель:
— использовать сферы и формы массовой культуры для утверждения в социуме городаЧелябинска гуманистических и национально-патриотических идеалов посредствомразвития социальной рекламы, организации общедоступных широкомасштабныхсоциокультурных акций;
— противодействовать деструктивным влияниям отдельных элементов массовойкультуры, способствующих развитию в обществе наркомании, пропагандирующихнасилие и иные антиобщественные формы поведения.
В сфередосуга социокультурная политика имеет цель сотрудничество с общественнымиорганизациями и творческими союзами, разрабатывающими и реализующими досуговыепрограммы социальной и гуманитарной направленности в городе.
 
2.2Деятельность Управления культуры города Челябинска
Управлениекультуры — структурное подразделение Администрации города Челябинска, котороеосуществляет политику в области культуры, искусства, охраны и использованияисторико-культурного наследия Челябинска, содействует развитию сферы досуга.
До 1970эти функции выполнял 1 инспектор под руководством зав. отделом культуры А.П.Пескова, затем в штат отдела были введены заместитель и еще 2 инспектора.
В 1980-хгг. отдел был переименован в Комитет по культуре и искусств Администрациигорода; его возглавила Н. В. Парфентьева; инспекторы переведены в статусглавных специалистов.
В 1997г.Комитет преобразован в управление культуры и информации администрации города.Произошли изменения в структуре — были созданы 2 отдела: по работе сучреждениями культуры и искусства и по работе с негосударственнымиучреждениями.
В 2001г.Управление культуры и информации переименовано в Управление культуры.
Введении Управления библиотечная системы (взрослая и детская), 15 детских школискусств, 3 муниципальных театра, 11 кинотеатров, ЦИКНЧ, 7 парков, зоопарк идр.
Управлениекультуры руководит работой по развитию базы муниципальных учреждений культуры,по сохранению памятников культурно-исторического наследия, решает задачи поудовлетворению духовных потребностей горожан, развитию культурно-досуговойдеятельности курируемых учреждений. Управление способствует развитиюхудожественного творчества, формированию единого социокультурного пространства,осуществляет социально-экономическую защиту интересов работников сферы культурыи искусства.
Управлениеподотчетно заместителю Главы города по социальным вопросам и работает вовзаимодействии со всеми структурными подразделениями администрации города,постоянной комиссией по социальной политике Городской думы, творческими Союзамии другими заинтересованными юридическими и физическими лицами.
Одним изважнейших направлений деятельности Управления культуры является организация ипроведение культурно-массовых мероприятий для жителей города.
В целяхукрепления и развития городских традиций успешно были проведены разноплановыемероприятия:
— общедоступныеширокомасштабные гуманитарные акции, мероприятий в форме эстрадно-зрелищных шоупрограмм;
— культурно- массовые мероприятия к праздничным датам, игородским праздникам;
-  мероприятия на открытых площадках;
— фестивали и конкурсы Международного, общероссийского, регионального, областногои городского уровней;
— выставки.
Посравнению с 2006 годом вырос количественный и качественный уровень городскихмероприятий, увеличилось число посетителей. В частности, отслеживая динамикуроста общегородских мероприятий в период с 2004 по 2008 год:
2004 год — 35 мероприятий;
2005 год — 40 мероприятий;
2006 год — 68 мероприятий;
2007 год — 82 мероприятий;
2008 год – 91 мероприятия.
Можносделать вывод, что в 2008 году по отношению к 2004 году количество мероприятийвыросло на 47 %.
ДеятельностьУправления культуры, направленная на приобщение к культурным ценностям всех горожан,в том числе, маломобильных групп населения и людей, проживающих в отдаленныхчастях города, позволила увеличить общедоступные мероприятия, проводимые наоткрытых площадках, на 23,8 %.
Увеличилоськоличество мероприятий, проводимых на открытых площадках.
Этотрезультат, прежде всего, следствие активной работы подведомственногомуниципального учреждения культуры «Новый художественный театр». Сиспользованием передвижной сценической площадки — АвтоКлуб было проведено более25 выездных мероприятий в различных точках города.
Одним изважнейших направлений деятельности Управления культуры остается проведениемассовых мероприятий для горожан — разноплановых, современно организованных,красочных. Это театрализованные концерты в честь Дня защитника Отечества, Дниславянской письменности и культуры, День защиты детей, городские выставкицветов и плодов, масштабное празднование Дня города и многие другие.

Заключение
Культурнаяполитика способна формировать новое пространство культуры. При этомответственность за обеспечение доступа населения к культурным благамсовременное законодательство сконцентрировало на уровне местных органов власти.
Именноуровень местного самоуправления является важнейшим звеном государственнойкультурной политики. На уровне города сходятся все составляющиесоциокультурного процесса: микроуровень (повседневная, обыденная сферакультуры), макроуровень (профессиональная, специализированная сферы культуры),мегауровень (межкультурные коммуникации).
Поэтомук полномочиям местного самоуправления отнесены следующие аспекты формированиякультурной политики:
-решениевопросов собственности, условий финансирования, структуры и численности сетиучреждений культуры;
-определениеуставных задач и механизмов их реализации;
-утверждениекритериев оценки эффективности оказания услуг в области культуры.
Крометого, реформирование системы организации местного самоуправления привело кизменению принципов бюджетного финансирования: вместо финансирования сетиучреждений культуры вводится финансирование услуг, оказываемых учреждениямикультуры, конкретных программ и проектов.
Чтокасается города Челябинска, то можно выделить несколько факторов, которыенеобходимо учитывать при формировании культурной политики в городе Челябинске.
Первое — наличие концепции социокультурного развития города, которая бы адекватновоспринималась и разделялась всеми участниками осуществления культурнойдеятельности.
Второе —множественность субъектов культурной деятельности и различия в представлениях оприоритетах и ценностях культуры. Следовательно, возникает необходимостьпредусмотреть инструменты для выявления истинных потребностей населения городаЧелябинска и согласования различных позиций.
Третье —недостаток информации на городском уровне о современных тенденциях в развитиисферы культуры, что отражается на способности людей, вовлеченных в процессреализации культурной политики адекватно воспринимать ситуацию. Необходимперманентный культурологический опрос. Все эти вопросы задают направлениявозможных перспектив совершенствования культурной деятельности в городеЧелябинске.

Списокисточников и литературы
1.        Федеральнаяцелевая программа «Культура России (2006-2010гг.)», утвержденная постановлениемПравительства Российской Федерации от 08 декабря 2005 года № 740»// Правовая базаКонсультант-плюс.
2.        Федеральныйзаконом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ (ред. от15 февраля 2006) «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованиемразграничения полномочий» »// Правовая база «Консультант-плюс».
3.        Федеральныйзаконом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от15 февраля 2006) «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации»// Правовая база«Консультант-плюс».
4.        Закон Челябинскойобласти от 28 октября 2004 года «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинскойобласти»//Правовая база «Консультант-плюс».
5.        Устав города Челябинска(от 17.12.1995)// Правовая база «Консультант-плюс».
6.        РешениеЧелябинской городской Думы от 27.09.2005 № 6/11 «Об утверждении Положения одеятельности в сфере культуры на территории города Челябинска» // Правовая база«Консультант-плюс».
7.        Анимица Е.Г., ТертышныйА.Т. Основы местного самоуправления. — М: Инфра-М, 2000.
8.        Воронин А.Г.Муниципальное хозяйствование и управление. — М.: Финансы и статистика, 2003.
9.        Вульфович P.M. Управление социальной сферой муниципального образования. — Сыктывкар: КРАгСиУ, 2004.
10.      Гладышев А.Г.,Иванов В.Н., Мельников СБ., Патрушев В.И. Основы современного муниципальногоуправления. — М., 2000.
11.      Головина Г.В Досуговаядеятельность: понятие, структура, функции, статус // Социокультурная деятельность:теория, технология, практика: коллект. моногр. — Челябинск, 2005. — 4.1. — С.67-80.
12.      Зотов В.Б.,Макашева З.М. Муниципальное управление. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
13.      Зотов В.Б., БабаунР.В., Кириллова А.Н. Система муниципального управления: Основы местногосамоуправления; Концепции и сферы муниципального управления; Организация деятельностимуниципальной власти: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Олма-Пресс,2006.
14.      Кармин А. С.Культурология: учебник. — СПб., 2001. — С. 202.
15.      Кобилев А.Г., КирневА.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование вмуниципальном хозяйстве. — М.: Феникс, 2007. — 608с.
16.      Можаева Н.Г.Богинская Е.В. Муниципальной управление. — М.: Гардарики, 2006. — 256с.
17.      Основныенаправления государственной политики по развитию сферы культуры и массовыхкоммуникаций в РФ до 2015 года и план действий по их реализации. — М., 2007.
18.      Парахина В.Н.,Галлеев Е.В. Муниципальное управление. — М.: Кнорус, 2007. -496с.
19.      Рой М.О. Система государственногои муниципального управления. — Спб.: «Питер», 2003
20.      Туев В.В.Социокультурная деятельность: понятие и дефиниция // Социокультурнаядеятельность: теория, технология, практика: коллект. моногр. — Челябинск, 2005.- Ч. I. — С. 11-29.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.