Реферат по предмету "Государство и право"


Система государственного управления в сфере труда и занятости

Федеральное агентство РФ по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Псковский государственный политехнический институт»
Кафедра
Государственного и муниципального управления
Курсовая работа
Дисциплина: Система государственного управления
Тема: «Система государственного управления в сфере труда изанятости»
Выполнила студентка группы612-1405С
Н.Ю. Иванова
Шифр №0861097 (подпись)
Преподаватель:
И.А. Бородай
Псков 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика Государственного комитета потруду и занятости населения Псковской области
Глава 2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующейфункционирование Государственного комитета по труду и занятости Псковскойобласти
Глава 3. Общая характеристика основных государственныхорганов, осуществляющих управление сферой труда и занятости
Глава 4. Методы, инструменты и направления государственногоуправления в сфере труда и занятости
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В соответствии со ст.7 Конституции РФ от 12 декабря 1993года, Россия — социальное государство, политика которого направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1, с.6].Оно способствует социальной стабильности в обществе.
Социально-трудовая сфера характеризует степень социальногоразвития, отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальноесопровождение.
Одним из основных блоков этой сферы является рынок труда ислужбы занятости.
В настоящее время проблема занятости населения занимает одноиз первых мест в экономике и социальной политике, как отдельных регионовРоссии, так и страны в целом. Главным элементом и фактором производстваявляется труд. Рынок труда не рассматривается в качестве обычного товарногорынка и регулируется государством. Равновесие на рынке труда должно достигатьсяпутем совпадения совокупного спроса на каждую категорию рабочей силы ссуществующим по ней предложением. Однако это равновесие зависит от состояниярынков других факторов.
Современный рынок труда характеризуется гибкостью и негарантирует свободного выбора производительной и высокооплачиваемой работы.
В плановой системе государство является основнымработодателем, и спрос на рабочую силу удовлетворяется путем организованногонабора. Однако сфера приложения труда расширяется, используются различные формызанятости без участия государства [9, с.455].
Роль государственных органов заключается в определениинаправлений развития социальной политики, разработке технологий и механизмов еереализации.
Государство регулирует рынок труда в целях оптимизациипредложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периодабезработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчениясоциальной напряженности в обществе.
Таким образом, сфера труда и занятости является объектомгосударственного управления.
Данная тема является наиболее актуальной и щепетильной насегодняшний день, так как «экономический кризис» не обошел иРоссийское государство стороной.
Основные задачи исследования:
анализ данных первоисточников и социально-экономическихпоказателей статистики в сфере труда и занятости, их графическое оформление;
ознакомление и анализ нормативно-правовых актов,регламентирующих функционирование объекта исследования;
характеристика основных субъектов, осуществляющих управлениесферой труда и занятости;
ознакомление с основными методами и инструментамигосударственного управления в сфере труда и занятости;
выявление проблем в процессе государственного управлениясоциально-трудовой сферы и возможные пути их решения.
Говоря о рынке труда и занятости населения, невозможно былообойти стороной положение Псковской области в данном вопросе, ведь в нашемрегионе он выступает наиболее остро. Будучи Председателем Правительства РФ ипроведя собрание в Псковском Сельскохозяйственном техникуме, Д. Медведев назвалнаш регион «депрессивным». Данная обстановка относится не только ксфере сельского хозяйства, но и вплотную затрагивает социально-экономическоеположение Псковской области в целом.
Каждого скобаря волнует вопрос: «Куда устроитьсяработать, чтобы получать больше денег для нормального существования?» Здесьуже не возникает вопросов о том, как сделать жизнь счастливее, на передний планвыносится проблема: «Как добыть средства существования?» Вечный поискматериальных средств сделал из людей рабов своего времени, и как после этогоговорить об эстетике и нравственности?
Итак, небольшое отвлечение дало понять, что Псковскаяобласть — одна из областей России, в которой существует большое количествопроблем, связанных с занятостью населения.
Необходимая информация была изучена и проанализирована спомощью первоисточников: нормативно-правовых актов, научных монографий, еженедельныхпубликаций в периодической печати, статей в экономических журналах,статистических сборников, официальных сайтов «Псковстат», «РОСТРУД»в сети интернет.
В данной работе были использованы поисковый, текстуальный,графический методы, а также метод анализа и обобщения.
Глава 1. Общая характеристика Государственногокомитета по труду и занятости населения Псковской области
В соответствии со ст.1 ФЗ № 1032-1 от 19 апреля 1991г.«О занятости населения в Российской Федерации» понятие "занятость"означает деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных иобщественных потребностей, не противоречащую законодательству РоссийскойФедерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход [3].
Датой образования службы занятости населения Псковскойобласти считается 24 июня 1991 года.
В Псковской области, население которой около 800 тыс. человек,за 14 лет существования службы занятости её услугами воспользовались свыше 500тысяч человек, или две трети жителей области.
За это время служба занятости из бюро по трудоустройствупревратилась в мощную государственную организацию, способную влиять на рыноктруда.
В середине прошлого десятилетия Псковская область входила впервую тройку регионов с кризисной ситуацией на рынке труда. Вся еёдеятельность была направлена на то, чтобы помочь гражданину, не имеющемуработу, выдержать натиск социальных проблем.
Новый день диктует новые требования. Сегодня областнаяслужба занятости включает в себя:
Департамент федеральной государственной службы занятостинаселения по Псковской области, 22 районных и 2 городских центра занятостинаселения в городах Псков и Великие Луки.
Важная деталь — все центры занятости, вне зависимости отблизости к областному центру или удалённости от него, действуют по единойтехнологии, предоставляя клиентам идентичные услуги. Во многом это определяетсятехнической оснащённостью и уровнем подготовки сотрудников центров.
За счёт мероприятий активной политики занятости им удаётсявсе эти годы удерживать уровень безработицы в социально-допустимых пределах. Наначало 2003 года она составляет 2,6% от экономически активного населения.
В арсенале средств осуществления этой политики есть немалоинструментов, способствующих удовлетворению спроса на оплачиваемую занятость изаполнению вакантных рабочих мест. В их числе мероприятия по содействиюзанятости населения, профессиональное обучение, формирование активной позициина рынке труда как работодателей, так и ищущих работу.
Службой занятости проводится работа по укреплениюсоциального партнёрства с органами законодательной и исполнительной власти,профсоюзами, объединениями работодателей, учебными заведениями.
Инициативы Департамента находят поддержку в международныхорганизациях и иностранных государствах в рамках реализуемых совместныхпроектов.
Так, внедрённый в 1998-1999 гг. проект со шведской службойзанятости губернии Далларна на базе Псковского городского центра занятости,позволил создать эффективную отраслевую технологию обслуживания клиентов исформировать идеологию работы органов службы занятости Псковской области насреднесрочную перспективу. Кроме того, Проект Совета Европы и Минтруда РФ,реализуемый в 2002-2003 годах, позволил еще теснее сотрудничать со всемизаинтересованными сторонами на рынке труда, а работодателям объединиться внекоммерческую организацию — «Областной клуб работодателей».
Данная организация существует не для того, чтобы материальносодержать человека, не желающего работать, а предназначена для того, чтобымаксимально быстро предложить безработному гражданину необходимую работу и в своюочередь работодателю пополнить свой кадровый потенциал.
Структура комитета (см. Приложение №1):
1. Начальник комитета — ПредседательГосударственного комитета по труду и занятости населения Псковской области — АржаниковС.К.
2. Аппарат комитета:
Таблица 1Должность ФИО
Заместитель председателя комитета Сопроненко А. Н
заместитель председателя комитета — начальник отдела программ занятости и рынка труда Кириллов Л. А
Начальник отдела трудоустройства и специальных программ Любушин А. С
Начальник отдела труда Вишневская Л. В
Начальник отдела профориентации и профессионального обучения Самсонова Г. В
Начальник контрольно-ревизионного отдела Шадрунова А. Ю
Начальник Финансово-бухгалтерского отдела Бухмиллер Н. В
Начальник организационно-правового отдела Зорина Е. И
Начальник отдела информационных технологий и автоматизации Коштовалов В. А
3. Государственные учреждения центры занятости населения(см. Приложение №2).
Государственные услуги, оказываемые службами занятости:
Содействие гражданам в поиске подходящей работы, аработодателям в подборе необходимых работников;
Информирование о положении на рынке труда;
Организация профессиональной ориентации граждан в целяхвыбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессиональногообучения;
Психологическая поддержка, профессиональная подготовка,переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
Осуществление социальных выплат гражданам, признанным вустановленном порядке безработными;
Организация проведения оплачиваемых общественных работ;
Организация временного трудоустройства несовершеннолетнихграждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработныхграждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрастеот 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального исреднего профессионального образования, ищущих работу впервые (см. Приложение№3);
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
Содействие самозанятости населения;
Выдача работодателям заключений о привлечении и обиспользовании иностранных работников в соответствии с законодательством оправовом положении иностранных граждан в РФ;
Содействие гражданам в переселении для работы в сельскойместности
Выпуск информационных буклетов (см. Приложение №4).
Деятельность государственной службы занятости населениянаправлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения,информирование о положении на рынке труда;
2) разработку и реализацию программ, предусматривающихмероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействиязанятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан,испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, аработодателям в подборе необходимых работников;
4) организацию мероприятий активной политики занятостинаселения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным вустановленном порядке безработными;
6) осуществление контроля за обеспечением государственныхгарантий в области занятости населения.
Говоря о занятости, рассматривают следующие вопросы:
Показатели экономической активности населения
Структура занятости по видам экономической деятельности
Численность незанятых граждан
Структура потребности в работниках (по формам собственности,профессиональным группам, отраслям)
Структура высвобождения работников (по формам собственности,профессиональным группам, отраслям) .
Чтобы улучшить ситуацию с безработицей, Центры занятостьобласти проводят различные мероприятия по содействию занятости населения. Базыпредоставляемых рабочих мест постоянно обновляются. Для тех людей, чьяспециальность сегодня не востребована, Центр занятости предлагает различныекурсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Особоевнимание уделяется профессиональной ориентации населения.
По данным последних Псковских статистических ежегодниковчисленность населения по Псковской области, как и в целом по России, сокращаетсяиз года в год:
Таблица 2
"Численность населения Псковской области"
2006
2007
2009 численность населения (тыс. чел)
724,6
713,4
705,3
Графически ситуацию можно проследить в Приложении №5 (рис.1).Преобладает женское население — 385,5 тыс. чел. Мужчины составляют 45,3%населения области.
Изменение численности экономически активного населенияпредставим в виде таблицы:

Таблица 3
"Экономически активное население Псковской области"
2005
2006
2007 Всего (тыс. чел)
371,7
372,7
367,8 Муж
185,5
188,4
184,4 Жен
186,2
184,3
183,4
Отсюда видно, что и численность экономически активногонаселения снижается. Проследить ситуацию наглядно можно в Приложении №5 (рис.2).За последние года экономически активное население области сократилось на 3,9тыс. чел.
Всего занято в экономике области — 349,6 тыс. чел.,что на 2,4 тыс. чел превышает показатели 2005 года.
Велика, однако, и численность безработных,зарегистрированных в службе занятости:
Таблица 4
"Численность безработных Псковской области"
2006
2007
2008
Всего (тыс. чел)
11,1
6,9
6,945
По сравнению с 2006 годом, Центры занятости населения к 2008году провели большую и успешную работу, поэтому официально зарегистрированныхбезработных стало значительно меньше. Однако, общее число безработных (состоящихв службах занятости, ищущие работу самостоятельно, не ищущие работу) составилов 2007 году — 18,2 тыс. чел.
К началу 2008 года в Центрах занятости населения имелось3098 вакансий. Из предлагаемых рабочих мест 73,7% с заработной платойвыше величины прожиточного минимума. Следовательно, на одну незанятую вакансиюприходится 2,3 безработных. В соответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 915 «О размерах минимальной имаксимальной величин пособия по безработице на 2009 год» на 2009 годустановлены минимальная величина пособия в размере 850 рублей имаксимальная величина — 4900 рублей.
Уровень безработицы в возрасте от 15 до 72 лет в 2007 годусоставил 4,9%. Уровень безработицы в трудоспособном возрасте в 2007 годусоставил 5,2%. По сравнению с прошедшими годами численность безработныхв данных категориях значительно снизилась.
Уровень занятость населения Псковской области представим ввиде таблицы:
Таблица 5
"Занятость населения Псковской области, в%"
Занятость (%) год В возрасте 15-72 года В трудоспособном возрасте
2005
60,5%
71,7%
2006
60,9%
71,7%
2007
62,7%
73,6%
Отсюда видно, что занятость населения значительно возрослана 1,9% человек.
Всего в экономике области в 2007 году было занято 333,9тыс. чел. По сравнению с 2005 годом эти цифры снизились на 2,7 тыс. чел.
Численность занятых в экономике по видам экономическойдеятельности можно представить следующим образом:
Таблица 6
"Занятыев экономике Псковской области по видам экономической деятельности"№ группы
2005
2006
2007
1
Сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство (тыс. чел)
58,1
56,6
53,7
2 Рыболовство, рыбоводство
1,9
1,7
1,5
3 Добыча полезных ископаемых
0,2
0,4
0,6
4 Обрабатывающие производства
58,5
58,5
58,8
5
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
9,6
10,1
10,5
6 Строительство
20,5
20,9
20,8
7 Гостиницы и рестораны
6,1
6,5
6,8
8 Транспорт и связь
28,4
28,3
28,4
9 Финансовая деятельность
3,3
3,4
3,2
10 Образование
28,9
27,5
26,9
11 Здравоохранение, соцуслуги
22,8
22,3
22,0
12
Оптовая и розничная торговля,
ремонт автотранспортных средств,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
49,9
50,1
52,3
13 Операции с недвижимым имуществом
12,4
12,3
12,7
14
Государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
обязательное соцобеспечение
22,8
23,1
22,9
15
Предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
13,1
12,7
12,7
Наглядно данные можно продемонстрировать в Приложении №6. Вгруппах под №1,2,10,11,15 прослеживается изменение в сторону снижения численностизанятых, в группах под №3,4,5,6,7,12 прослеживается изменение в сторону ростачисленности занятых, скачкообразны данные групп под №8,9.13,14. Торговая сферас каждым новым годом все более набирает обороты и развивается интенсивнее — 15,7%. Не смотря на снижение численности в сельском хозяйстве (16,1%) инезначительном увеличении занятых в обрабатывающем производстве (17,6%) задействованов среднем более всего населения области.
Если рассмотреть среднегодовую численность занятых вэкономике по формам собственности (см. Приложение №5 рис.3), то можно сделатьвывод, что преобладает население, занятое в частной собственности. По последнимданным это 186,4 тыс. чел.
В 2007 году занятое население по возрастным группамсоставляет:

Таблица 7
"Занятое население Псковской области по возрастнымгруппам" Всего человек (%)
До 20 лет
1,2%
20-29
21,0%
30-39
23,4%
40-49
28,6%
50-59
21,6%
60-72
4,4%
Из показателей таблицы видно, что более всего в экономикеобласти занято население в возрасте от 40 до 49 лет.
Занятое население в 2007 году имеет следующее образование:
Таблица 8
"Уровень образования занятого населения Псковскойобласти, 2007г. " Всего человек (%) Высшее профессиональное
21,0% Неполное высшее
1,1% Среднее профессиональное
29,1% Начальное профессиональное
19,6% Среднее (полное) общее
20,0% Основное общее
7,6% начальное/не имеют начального
1,6%
Составная часть занятого населения, как видно из таблицы,имеют среднее профессиональное, высшее профессиональное и среднее (полное) общееобразование.
Для нашей области также характерен низкий процентрождаемости — это одна из ключевых проблем занятости региона.
В Псковскую область стремится поток иностранных граждан,основное количество которых работают в Пскове, Великих Луках, а также в Гдове,Плюсском, Печорском районах.
Проблема миграции также характерна для области, так какмолодое поколение из сельской местности стремится в города и поселки городскоготипа. Миграционный отток из области в 2005 превысил приток населения имиграционная убыль составила 0,6 тыс. человек, в городских поселениях — 1,1 тыс.человек.
Активность рынка труда зависит от уровня оплаты на рабочихместах. Среди регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа,Псковская область продолжает занимать одно из последних мест по величиненачисленной заработной плате. По данным государственной статистикисреднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляет в области заавгуст 2008 года 6593,7 — 13 445,4 рублей.
Пособие по безработице получают 7202 человека. Для селахарактерны случаи, когда оба члена семьи являются безработными, не имеющимивозможности получить образование или приобрести трудовые навыки, являющиесяпостоянными клиентами службы занятости.
Спрос на рабочую силу в большей степени определяется несозданием новых рабочих мест, а восполнением текучести кадров.
Исследуя еженедельник "Биржа труда", можносделать вывод, что наиболее востребованы в Псковской области профессии непервого плана, как в целом по России, например, секретари-референты, а второго — строительные работники (монтажники, прорабы), заводские работники (столяры,слесари). А так же в условиях развития торговли — продавцы и водители.
Если продавцом может устроиться работать чуть ли не каждый,то по профессии устроиться работать очень сложно, особенно молодежи, окончившейучебные заведения, так как все работодатели ставят условие — стаж работы. Данныйвывод, был сделан на основе анализа изданий периодической печати о вакансиях.
По последним данным в районах области не хватает врачей имедицинских работников.
По данным экспресс — информации на сайте Государственногокомитета по труду и занятости населения Псковской области в Государственныеучреждения Центры занятости населения городов и районов области (далее ГУ ЦЗН) заянварь-август 2009 года обратились в поиске работы 27520 человек,что в 1,6 больше, чем за январь-август 2008 года. Сняты с учета (трудоустроены,направлены на профессиональное обучение, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) 25032человека, что на 37,7% больше, чем за восемь месяцев 2008г.
По состоянию на 1 сентября 2009г. органами службы занятостинаселения Псковской области было зарегистрировано 13304 человека, ищущихработу, из них граждане незанятые трудовой деятельностью составили 12928 человек,в том числе безработные — 11792 человека.
Численность зарегистрированных безработных граждан посравнению с началом 2009 года увеличилась на 3301 человек или на 39%.
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численностизарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения втрудоспособном возрасте) составил на 1 сентября 2009г.2,84% (на 01.09.2008г. онбыл 1,45%), а к экономически активному населению — 3,25% (см. Приложение №7,Схема 1).
Сохраняется дифференциация районов по уровню безработицы. Минимальныйуровень безработицы отмечается:
в Островском районе — 1,03%,
Стругокрасненском районе — 1,66%,
г. Пскове — 1,91%,
Максимальный уровень безработицы отмечается:
в Новоржевском — 8,18%,
Красногородском — 5,58%,
в Невельском районе — 5,03%.
В 14 районах области уровень регистрируемой безработицыпревысил среднеобластной показатель.
За январь-август 2009 года от работодателей в службузанятости поступило 20470 вакансии, из них 65% с оплатой труда вышепрожиточного минимума.
В соответствии с заявленной работодателями потребностью вработниках на начало сентября 2009 года количество свободных рабочих мест ивакантных должностей составило 2965 единиц, из них по рабочим профессиям — 2160ед. (73%).
В соответствии с заявленной работодателями потребностью вработниках на начало сентября 2009 года количество свободных рабочих мест ивакантных должностей составило 2965 единиц, из них по рабочим профессиям — 2160ед. (73%).
Динамику обращений и трудоустройство граждан в 2009 году можнопроследить в Приложении №7, Схема 2, из которой видно, что численностьтрудоустроенных граждан в среднем почти на 1/2 меньше обратившихся в поискеработы.
Можно сделать вывод, что в современной социальной политике государствапервое место занимают важные задачи:
сдерживание массовой безработицы и смягчение ее последствийчерез расширение бирж труда;
решение проблем, регулирующих трудовые отношения: развитиеохраны труда, защита трудовых прав, социальное партнерство, вопросы оплатытруда.Глава 2. Анализ нормативно-правовой базы,регламентирующей функционирование Государственного комитета по труду изанятости Псковской области
Регулирование трудовых отношений в соответствии сКонституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:
1) трудовым законодательством (включая законодательство обохране труда), состоящим из Трудового Кодекса РФ, иных Федеральных законов изаконов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
2) иными нормативными правовыми актами, содержащими нормытрудового права;
3) указами Президента РФ;
4) постановлениями Правительства РФ и нормативными правовымиактами федеральных органов исполнительной власти;
5) нормативными правовыми актами органов исполнительнойвласти субъектов РФ;
6) нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления [2].
Деятельность Государственного комитета по труду и занятостинаселения Псковской области основывается на:
Конституции РФ, в которой заложены основы трудовогозаконодательства, в соответствии со ст.37 Конституции РФ:
Труд свободен.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию"
Принудительный труд запрещен
Основополагающий принцип охраны труда сформулирован в ст.37п.3 Конституции РФ: "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены", «каждый имеет право на отдых».
Трудовом Кодексе РФ, который является темфедеральным законом, который осуществляет правовое регулирование трудовыхотношений, в том числе в сфере охраны труда.
ФЗ № 1032-1 от 19 апреля 1991г. «О занятостинаселения в Российской Федерации». Настоящий Закон определяетправовые, экономические и организационные основы государственной политикисодействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализацииконституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защитуот безработицы.
Закон состоит из следующих глав:
I Общие положения, котораяраскрывает сущность понятий: занятость, занятые граждане, подходящая инеподходящая работа; определяет порядок и условия признания гражданбезработными, законодательство РФ о занятости населения, полномочия федеральныхорганов государственной власти в области содействия занятости населения;
В соответствии со ст.5 ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. государственнаяполитика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защитунационального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам РоссийскойФедерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольныйтруд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан,осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей кпроизводительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан,испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные изучреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние ввозрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года донаступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, втом числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы ивынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей,детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствиеЧернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднегопрофессионального образования, ищущие работу впервые);
предупреждение массовой и сокращение длительной (болееодного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающихновые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поискеработы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованностьих действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координацию деятельности в области занятости населения сдеятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики,включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределениедоходов, предупреждение инфляции;
координацию деятельности государственных органов, профессиональныхсоюзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке иреализации мер по обеспечению занятости населения;
международное сотрудничество в решении проблем занятостинаселения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью гражданРоссийской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранныхграждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовыхнорм.
II Права граждан в областизанятости, среди которых: право на выбор места работы; право наконсультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку,профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получениеинформации в органах службы занятости; право на профессиональную деятельностьза пределами территории Российской Федерации; право граждан на обжалованиедействий органов службы занятости и их должностных лиц.
III Гарантии государства вобласти занятости. Гарантиираспространяются на граждан РФ,безработных граждан и отдельные категории населения. В соответствии со ст.12 ФЗ№1032-1 от 19 апреля 1991г, гражданам РФ гарантируются:
свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности),вида и характера труда;
защита от безработицы;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы итрудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
информирование о положении на рынке труда.
IV Регулирование и организациязанятости населения, где описаны механизмы регулирования занятостинаселения, условия профессиональной подготовки, переподготовки и повышенияквалификации безработных граждан, организация общественных работ; определенынаправления деятельности федеральных государственных служб занятости, источникифинансирования мероприятий по содействию занятости населения; установленагосударственная статистическая отчетность, приоритетное право привлеченияиностранной рабочей силы, участие профессиональных союзов и иных органов всодействии занятости населения.
V Участие работодателей вобеспечении занятости населения, которая включает в себя основаниесодействия работодателей в обеспечении занятости населения, права работодателей.
VI Социальные гарантии икомпенсации, где определены условия, сроки, размеры выплачиваемых пособий.
VII Контроль за исполнениемнастоящего закона и ответственность за его нарушении, где указано, чтоконтрольные функции за исполнением настоящего Закона возложены на федеральныеорганы исполнительной власти.
Постановлении Правительства РФ  от 22 декабря 2006года N 783;
Постановлении от 31 декабря 2008 г. N 1099 «Обустановлении на 2009 год допустимой доли иностранных работников»;
Постановлении Администрации Псковской области от 26декабря 2006 года N 538;
Нормативные правовые акты субъектов РФ предоставляют болеевысокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению сустановленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, приводящие к увеличению бюджетных расходов или уменьшениюбюджетных доходов, обеспечиваются за счет бюджета соответствующего субъектаРоссийской Федерации.
Постановлении Минтруда РФ от 14.06.2001 № 48 "Обутверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда исоциального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлениюгражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости(по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно".
Приказе от 7 июня 2007 года № 400 «Обутверждении Административного регламента предоставления государственной услугипо социальной адаптации безработных граждан на рынке труда».
Приказе от 7 июня 2007 года № 401 «Обутверждении Административного регламента предоставления государственной услугипо организации проведения оплачиваемых общественных работ».
Приказе от 13 июня 2007 года № 415 «Обутверждении Административного регламента предоставления государственной услугипо информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации».
Приказе от 28 июня 2007 года № 449 "Обутверждении Административного регламента предоставления государственной услугипо организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрастеот 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающихтрудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет изчисла выпускников образовательных учреждений начального и среднегопрофессионального образования, ищущих работу впервые".
Приказе от 30 ноября 2006 года № 819 «Обутверждении Административного регламента Федеральной службы по труду изанятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальныхвыплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
Приказе от 3 июля 2006 года №513 обутверждении Административного регламента Федеральной службы по труду изанятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам впоиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Приказ Министерства здравоохранения и социальногоразвития РФ № 815 от 29 декабря 2007 года «О порядке ведения регистровполучателей государственных услуг в сфере занятости населения» и т.д.
Обязательным нормативно-правовым актом центров занятостинаселения, как государственных учреждений, является Устав, гдеопределены:
основные задачи;
функции;
права центра занятости.
Основными задачами Центра занятости являются:
1) обеспечение государственных гарантий в области занятостинаселения;
2) оказание в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты отбезработицы, трудовой миграции;
3) участие в организации альтернативной гражданской службы.
Центр занятости осуществляет следующие функции:
регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы ибезработных граждан;
оказывает следующие государственные услуги:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, аработодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда;
организация профессиональной ориентации граждан в целяхвыбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессиональногообучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка,переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным вустановленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства безработных граждан,испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессиональногообразования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14до 18 лет в свободное от учебы время;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан;
выдача предложений для получения работодателями заключений оцелесообразности привлечения и использования иностранных работников;
содействие гражданам в переселении для работы в сельскойместности;
участвует в подготовке предложений по формированию программ,предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
осуществляет функции получателя средств федеральногобюджета, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализациювозложенных на него функций;
составляет и представляет на утверждение в территориальныйорган проект сметы доходов и расходов Центра занятости;
обобщает практику применения законодательства о занятости,альтернативной гражданской службе, трудовой миграции, готовит предложения по ихсовершенствованию;
формирует предложения по финансированию мероприятий посодействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан,альтернативной гражданской службе, содержанию Центра занятости;
формирует, ведет и использует банк данных о наличиивакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессиональногообучения;
подготавливает и представляет в установленные сроки формыстатистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в территориальный орган одеятельности Центра занятости;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,составляющих государственную тайну;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное иполное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляетзаявителям ответы;
осуществляет профессиональную подготовку работников Центразанятости, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
осуществляет в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивныхдокументов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
Центр занятости в целях реализации своих функций имеет право:
запрашивать и получать сведения, необходимые для принятиярешений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости;
быть получателем бюджетных и иных средств, распоряжатьсяполученными финансовыми средствами в соответствии с утвержденными сметамидоходов и расходов;
взаимодействовать на договорной основе с физическими июридическими лицами, участвующими в реализации мероприятий по содействиюзанятости населения;
входить в состав координационных комитетов содействиязанятости населения, других общественных и консультационных органов, связанныхс деятельностью Центра занятости;
оказывать работодателям платные услуги в установленномзаконодательством порядке.
Нормативно-правовая база в сфере труда и занятости населениядостаточно широка, она охватывает все уровни государственного управления. Казалосьбы, имея такую слаженную систему, в социальной сфере не должно быть тяжелыхпроблем: низкий уровень жизни населения, безработица, но в современных условияхрешить быстро эти проблемы нельзя. Экономика государства переживает тяжелоесостояние, в таких условиях политика не может быть сильной. Ведущее место всоциальной политике отводится решению проблем занятости. Однако не всебезработное население спешит воспользоваться услугами Центров занятостинаселения, так как обслуживание населения ведется очень медленно, в эпохукризиса ожидание ищущего работу не оправдывается.Глава 3. Общая характеристика основныхгосударственных органов, осуществляющих управление сферой труда и занятости
Роструд Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития Россиисовместно с органами исполнительной власти субъектов РФ разрабатываютгенеральную схему, а также отраслевую и региональные программы воспроизводства,сохранения, создания рабочих мест с учетом ситуаций на рынке труда.
Единая государственная политика в области социальной защитынаселения на федеральном уровне разрабатывается Министерством труда исоциального развития РФ. Государственный надзор за соблюдением законодательствао труде осуществляет Федеральная служба по труду и занятости — Роструд.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)- федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в веденииМинистерства здравоохранения и социального развития. Осуществляетправоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативнойгражданской службы; функции по контролю и надзору за соблюдением трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданскойслужбе; функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятостинаселения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулированияколлективных трудовых споров [13].
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду изанятости населения, место нахождения Федеральной службы по труду и занятости — г. Москва.
Структура Роструда:
Руководство Роструда (руководитель с 31 июля 2008 — ГерцийЮ.В. заместители — Вовченко А.В., Селиванов А. В)
Центральный аппарат Роструда (Управлениепланирования, технологии работы и контроля, Управление надзора и контроля засоблюдением законодательства о труде, Управление надзора и контроля запредоставлением государственных услуг в сфере занятости населения,
Управление комплексных проблем занятости и трудовоймиграции, Правовое управление, Финансово-экономическое управление, Управлениеделами, Управление информации и информационных технологий, Отдел по организациимероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, Отдел по защитегосударственной тайны)
Территориальные органы Роструда (Например,Государственная инспекция труда в Псковской области, руководитель Иванов Г. А)
Инспекторы труда имеют право беспрепятственного посещениялюбого предприятия, наложения штрафов на руководителей предприятий в случаенарушения трудового законодательства. Штрафы поступают на бюджетный счетМинтруда России и направляются на улучшение условий труда.
В страну приезжает много иностранных рабочих. В Россииустанавливается иммиграционная квота приема иностранцев и лиц без гражданства,ищущих убежища. Создаются органы службы занятости по профессиональнойподготовке, трудоустройству иностранных граждан.
Для использования труда иностранцев работодатель долженполучить разрешение, а иностранец должен предъявить подтверждение на правотрудовой деятельности.
Основные показатели деятельности Роструда, представим в видетаблицы.
Таблица 9
"Основныепоказатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации запериод январь-июнь 2009 года"

пп Показатели Январь-июнь
2009 г.
в% 2008 г. 200 9 г. 200 8 г. 1. Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (тыс. человек) 3928 2939 133,7 2.
Численность граждан, признанных безработными
(тыс. человек) 2426 1262 192,2 3. Численность граждан, нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) 2140 2012 106,4 4.
Численность граждан, проходивших обучение по направлению органов службы занятости
(тыс. человек) 152 120 126,7 5.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на начало отчетного периода
(тыс. человек) 1522 1553 98,0 6. Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) 2142 1332 160,8 7.
Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода
(тыс. человек) 1178 1527 77,1 8. Численность безработных граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах (тыс. чел) 683 409 167 8. Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) 2,8 1,8 - 9. Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну заявленную вакансию) 2,1 1,0 - 10. Численность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (человек) 868 - -
Органы государственной власти субъектов РФ осуществляютцеленаправленные меры по организации общественных работ, созданиюспециализированных предприятий для их проведения, предоставление льгот поналогам предприятиям, активно содействующим организации общественных работ.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность,имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестведополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Общественные работы — это форма временноготрудоустройства ищущих работу граждан, проводимая только сих добровольногосогласия и в соответствии с нормами трудового законодательства.
Одним из приоритетов деятельности Администрации городаПскова согласно принятой недавно по инициативе губернатора областнойАнтикризисной Программы является содействие занятости населения и социальнаяподдержка безработных граждан. В рамках общей программы отдельно выделена специальнаяпрограмма «Содействие занятости населения Псковской области на 2008 — 2010годы». Данная программа включает организацию общественных работ,временного трудоустройства несовершеннолетних, профессиональное обучениебезработных граждан, услуги по профориентации, социальные выплаты. На еефинансирование в 2009 году будет выделено 218 млн. рублей. В области будетреализована и вторая областная целевая программа «О дополнительныхмероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковскойобласти». Общее число ее участников составит свыше 3,5 тысяч человек.
Центр занятости населения обязуется:
направлять работодателю граждан, зарегистрированных в центрев качестве лиц, ищущих работу, и безработных граждан, для выполненияобщественных работ;
информировать граждан, направленных на общественные работы,об условиях работы;
вести учет граждан, направленных «Центром» дляучастия в общественных работах;
ежемесячно обеспечивать поддержку доходов безработныхграждан, направленных центром на общественные работы, но не ниже минимальногоразмера пособия по безработице, установленного законодательством РоссийскойФедерации, из федерального, регионального и местного бюджетов;
финансировать транспортные расходы по доставке безработныхграждан к месту проведения общественных работ и обратно;
финансировать расходы на размещение материалов в средствахмассовой информации о планируемых мерах по организации общественных работ,разработку и издание специальных информационных изданий;
осуществлять контроль за целевым использованием финансовыхсредств.
Для оказания содействия в решении вопросов трудоустройства ивременной занятости молодежи в городе Пскове с июля 1994 года действует Молодежнаябиржа труда. Она является муниципальным учреждением, деятельность которогоспособствует реализации на территории Пскова прав молодых граждан на труд вразличных видах деятельности с учетом личных интересов и общественныхпотребностей.
С начала своего основания Молодёжная биржа труда занималасьорганизацией временной занятости подростков в летний период. Данная программадо 2004 года финансировалась из средств городского бюджета. В дальнейшем, ввиду отсутствия бюджетного и федерального финансирования, трудоустройствоподростков и молодежи осуществлялось за счет привлеченных средств. Организациялетней занятости очередной раз показала, что молодые псковичи востребованыработодателями города и могут качественно работать при высоком уровнестимулирования труда.
Таким образом, сферой труда и занятости управляютгосударственные органы федерального и регионального уровней, а по соглашению сЦентрами занятости и муниципального.Глава 4. Методы, инструменты и направлениягосударственного управления в сфере труда и занятости
Методы государственного управления — способы, средствапрактического осуществления функций государственного управления, достижение егоцелей.
В сфере труда и занятости используются следующие методы: убеждение,принуждение, правовые акты управления.
Правовые акты управления — это основная правоваяформа реализации задач органов государственной власти.
Правовой акт управления — это официальное подзаконноерешение принятое органами исполнительной власти в одностороннем властном порядке,и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к егокомпетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридическиепоследствия.
Инструментами государственного управления здесьвыступают:
Указа президента, распоряжения президента.
Постановления распоряжения правительства.
Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.
Постановления государственных комитетов · Приказы,распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб,агентств, надзоров.
Естественно, что система методов и конкретных мергосударственного регулирования занятости, как и сами целевые установки политикизанятости не остаются неизменными. Они во многом зависят от господствующих вобществе экономических воззрений, а также уровня социально-экономическогоразвития страны.
Российское законодательство о труде закрепляет иконкретизирует систему трудовых прав и свобод, устанавливает государственныегарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников иработодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовыхдоговоров, коллективных договоров и соглашений. В частности, предусмотрены:
участие Правительства РФ вместе с общероссийскимиобъединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей вкачестве сторон генерального соглашения, устанавливающего общие принципырегулирования социально-трудовых отношений;
участие работников в управлении организацией и в ее прибыли;
основные государственные гарантии по оплате труда работников;
нормирование труда и обеспечение нормальных условий работы,соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства.
Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которыепозволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся угосударства ресурсов и возможностей.
Последовательное осуществление политики предполагает переходк «субсидиарно-страховой» модели социальной политики [7, с.276].
Необходимы усилия государственного регулирования трудовыхотношений, особенно за пределами бюджетной сферы.
К направлениям государственного регулированиясоциально-трудовой сферы можно отнести:
формирование правовой базы трудовых отношений;
налаживание социального партнерства;
снижение налогового бремени на фонд заработной платы;
выработку рекомендательных принципов организации заработнойплаты на предприятии.
Сущность активной политики состоит в создании условий длявысокого и стабильного уровня занятости путем стимулирования спроса ипредложения труда. Она нацелена на повышение конкурентоспособности человека вборьбе за рабочее место путем обучения и переподготовки, содействия развитиюнетрадиционных форм занятости и исходит из того, что нормальный здоровыйчеловек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения себя исвоей семьи и ответственность за его личное и семейное благосостояние лежит впервую очередь на нем самом, а государство выступает в этом случае какпосредник, который предоставляет ему возможность занятости в той или иной сфередеятельности.
Службы занятости в этом случае призваны активносодействовать трудоустройству незанятых. В частности, выплата пособийбезработным обуславливается осуществлением ими активных действий по повышениюпригодности для рынка труда.
Социальная поддержка безработных — это по существупостоянное направление политики занятости.
Российская экономика находится на таком этапе, при которомнеобходимо улучшение использования квалифицированных кадров, сохранении иобновлении их состава, росте эффективности труда. Несомненно, что проблемабезработицы, особенно в региональном разрезе, сохраняет свою актуальность, ноне она должна определять особенности политики занятости в годы выхода изкризиса и начала экономического роста.
По мнению многих исследователей, в настоящее время в нашейстране не проводится эффективной политики занятости как на уровне государства вцелом, так на уровне его территориальных образований.
Недостаточное реформирование трудовой сферы способствуетмедленному обновлению и сохранению большого количества малоэффективных инизкооплачиваемых рабочих мест, чрезмерно высокому предложению рабочей силы,ориентации значительного числа трудоспособных граждан на стабильное рабочееместо даже при низкой и несвоевременной выдаче заработной платы.
Необходимо усилить те элементы государственногорегулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на повышениеэффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сферезанятости и формирование активного и конкурентоспособного работника.
Заключение
В настоящее время Россия переживает переломный момент всвоем социально-экономическом развитии.
Можно выделить следующие наиболее важные негативные процессыв социальной области, которые предстоит преодолеть:
падение оплаты труда;
бедность и нищета значительной части населения;
социальная поляризация общества;
безработица;
ухудшение здоровья людей;
ухудшение социальной защиты населения нуждающихся слоевнаселения;
деградация значительной части социальной инфраструктуры.
Условием повышения платежеспособности населения, аследовательно, снижения нагрузки на бюджет, развития рынка социальных услуг, тоесть реализации как субсидиарного, так и страхового принципа модели социальнойполитики является реформа заработной платы в сторону ее повышения [7, с.277].
Реформа заработной платы включает следующие элементы:
1) перенесение в фонд заработной платы части средств,аккумулированных до сих пор в государственном бюджете и внебюджетных фондах,для финансирования социальных задач с тем, чтобы дать возможность населениюнепосредственно оплачивать некоторые социально значимые услуги.
2) осуществление мер, обеспечивающих соответствие заработнойплаты уровню и динамике производительности труда.
3) регулирование межотраслевых и территориальных различий взаработной плате.
4) регулирование соотношения заработной платы руководителейпредприятий со средней заработной платой на предприятии.
Источниками повышения заработной платы могут быть:
увеличение доли работников в создаваемом продукте,отражающей соотношение между прибавочным и необходимым продуктом;
контроль за бюджетными средствами;
выведение капиталов и доходов из тени;
блокирование оттока капитала за границу [11].
Ведущее место в социальной политике отводится решению проблемзанятости.
Главными направлениями политики занятости на современномэтапе являются:
1) Взаимоувязанное и синхронизированное осуществление двухпроцессов — постепенного высвобождения излишков рабочей силы на предприятиях сцелью повышения эффективности использования трудового потенциала страны и, сдругой стороны, создание новых рабочих мест в масштабах, обеспечивающихудовлетворение потребностей населения в трудовой деятельности.
2) Обеспечение соответствия профессионально-квалификационнойструктуры работников потребностям рынка труда, включая переквалификациювысвобождаемых работников, предотвращение реального дефицита рабочей силы,который может блокировать расширение производства.
3) программирование и осуществление крупномасштабных мер пореструктуризации занятости в связи с санацией или свертыванием неперспективныхпроизводств, восстановлением профессионально-квалификационных пробелов всоставе работников промышленности и т.д.
4) Мониторинг рынка труда и обеспечение адекватногореагирования политики занятости на сдвиги в этом рынке.
Среди соответствующих рычагов государственной политикизанятости главное место занимает создание макроэкономических, правовых,кредитных и иных условий, стимулирующих частное предпринимательство исамозанятость населения. Меньшую роль играют такие меры, как расширениегосударственных капиталовложений в новые рабочие места и административныезапреты высвобождения работников.
Большое внимание необходимо уделять специальным мерам пообеспечению занятости в регионах.
Правильное определение приоритетов в социальной политике накаждом этапе — важное условие успешного развития общества.
Коренное решение проблем трудовых отношений включаеткомплексную реформу всего законодательства, связанного с социальными льготами игарантиями. В этой области возможна реализация следующих мер:
существенное повышение роли договорного регулированиятрудовых отношений, увеличение свободы действий сторон в определении содержаниятрудового договора и коллективных соглашений;
расширение возможности заключения срочных трудовых договоровв интересах сторон трудовых отношений при гарантии от принуждения к заключениютаковых и введении компенсаций за досрочное расторжение срочного трудовогодоговора;
расширение прав работодателя по расторжению трудовогодоговора, при этом важно, чтобы оно было объективным и обоснованным, аувольнению должны предшествовать консультации с представительным органомработников;
снижение финансового бремени на работодателя по выплатевыходных пособий на время трудоустройства уволенных работников, облегчениеадминистративных процедур, связанных с увольнениями по экономическим причинам;
профсоюзы и иные представители работников должны иметь правона консультации по всем существенным для работников вопросам деятельностиорганизации, а также возможность участвовать в управлении организацией путемзаключения коллективного договора;
государство должно взять на себя финансирование общественнозначимых льгот и гарантий для работников и т.д.
Социальное партнерство опирается на четко отлаженныймеханизм взаимодействия его участников: работников, работодателей и государства.Такая система трехсторонних социально-трудовых отношений — «трипартизм»- позволяет преодолеть серьёзные социальные конфликты, создавая основу дляустойчивого развития экономики.
В российских условиях важно четко определить ответственностьв отношении социальных гарантий как федерального государства, так и субъектовфедерации, повышая роль последних. Субъекты не должны иметь права понижатьцентрализованно установленную планку в системе социальных гарантий, но могут засчет своих ресурсов расширить льготы и компенсации.
Важным направлением социального партнерства являетсярегулирование оплаты труда. Цель мероприятий — создание механизма рыночногорегулирования заработной платы, формирующего его как цену рабочей силы на рынкетруда и одновременно обеспечивающего оптимальное сочетание интересовработодателей и работников. Вопросы социального партнерства должны освещатьсяне только в Трудовом Кодексе РФ. Они должны быть представлены во всей полноте.
Таким образом, условием разработки и реализации эффективнойсоциальной политики является реалистичный и комплексный анализ социальной,экономической и политической ситуации в стране. Чем эффективнее будетгосударственное управление в сфере труда и занятости, тем успешнее будетобщество.
Список используемой литературы
1.        Конституция РФ. — М.: Эксмо, 2007. — 64с.
2.        ТК РФ — М.: «Мартин», 2006. — 208с.
3.        Федеральный закон №1031-1 ФЗ от 19 апреля 1991г. «О занятостинаселения в РФ»
4.        Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №324 «Обутверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости».
5.        Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 915 «Оразмерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год»
6.        Псковский статистический ежегодник: стат. сб. в двух томах, том первый — 223с. — Псковстат, 2008г.
7.        Денисова И.П. Социальная политика: Учебник — Ростов н/Д: Феликс, 2007. — 347с.
8.        Дидык М.Е. Система государственного управления: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феликс, 2007. — 350с.
9.        Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008. — 639с.
10.     Горизонты рынка труда // Человек и занятость. — № 15 (396) декабрь 2007г.
11.     Куликов В.В. Социальные императивы продолжения экономическогореформирования // Российский экономический журнал, 2000. №1
12.     www.kremlin.ru — официальный сайт Президента РФ
13.     www.rostrud. info — официальныйсайт Роструда
Приложения
Приложение №1
 
Структура Государственного комитета по труду и занятостинаселения Псковской области
 
/>

Приложение №2
 
Перечень Государственных учреждений центров занятостинаселения Псковской области:
Управление по труду и занятости Главного государственногоуправления социального развития Псковской области;
ГУ ЦЗН Бежаницкого района;
ГУ ЦЗН г. Великие Луки;
ГУ ЦЗН Великолукского района;
ГУ ЦЗН Гдовского района;
ГУ ЦЗН Дедовичского района;
ГУ ЦЗН Дновского района;
ГУ ЦЗН Красногородского района;
ГУ ЦЗН Куньинского района;
ГУ ЦЗН Локнянского района;
ГУ ЦЗН Невельского района;
ГУ ЦЗН Новоржевского района;
ГУ ЦЗН Новосокольнического района;
ГУ ЦЗН Опочецкого района;
ГУ ЦЗН Островского района;
ГУ ЦЗН Палкинского района;
ГУ ЦЗН Печорского района;
ГУ ЦЗН Плюсского района;
ГУ ЦЗН Порховского района;
ГУ ЦЗН г. Пскова;
ГУ ЦЗН Пустошкинского района;
ГУ ЦЗН Пушкиногорского района;
ГУ ЦЗН Пыталовского района;
ГУ ЦЗН Себежского района;
ГУ ЦЗН Стругокрасненского района;
ГУ ЦЗН Усвятского района.

Приложение №3
Рис.1
/>
Рис.2
/>
Рис.3
/>

Приложение №4
/>

Приложение №5
 
Схема 1:
/>
Схема 2:
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.