Содержание
Введение
1. Санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения и основы его обеспечения
2 Система санитарно-эпидемиологическогонадзора
2.1 Государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор
2.2 Ведомственный санитарно-эпидемиологическийнадзор
Заключение
Список использованных источников
Введение
Каждое обществостремится защитить себя и своих граждан от врагов, от болезней, от напастей и отвсякого рода опасности, которая в наше время приобретает все больший размах. Онаможет принимать какие угодно формы, возникая из совершенно забытых источников, как,например, сибирская язва. Среда обитания человека продолжает преподносить сюрпризыв виде эпидемий, вирусов и прочего.
Таким образом,неоспорима необходимость соблюдения гигиенических норм и надлежащего контроля засостоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мирарядом, среди которого он развивается. Благополучие населения зависит от него самого.Понимая это, человек стремится проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопаситьсебя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатываетсанитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели — во всемэтом прослеживается актуальность данной темы.
Государстворегулирует эту отрасль общественных отношений в правовой форме, обеспечивая темсамым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил.
Административноеправо предусматривает определенные обязанности граждан, связанные с медицинскимобслуживанием и выполнением санитарно-гигиенических норм. В отрасли организацииуправления здравоохранением важное место занимает санитарно-эпидемиологический надзор,который регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о Государственнойсанитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положением о Государственномкомитете санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и другимиправовыми актами.
Цель данногореферата – проанализировать формы и методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения.
Задачами настоящегореферата являются:
1) раскрыть суть санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) изучить способы правового обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения;
3) рассмотреть методы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения;
4) проанализировать деятельность государственных органов, осуществляющихобеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе написанияработы применялись следующие методы – сравнительно-правовой, аналитический.
Данный рефератсостоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Санитарно-эпидемиологическое благополучиенаселения и основы его обеспечения
Под санитарно-эпидемиологическимблагополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и средыобитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов наорганизм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. [1,c.1]
Санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствиис санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, также посредствомконтроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятийи обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическимилицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, такжепутем создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателейи юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения. Важную роль играют государственноесанитарно-эпидемиологическое нормирование и государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор. [11, с.82] Также необходимо упомянуть о сертификации продукции, работ и услуг,представляющих потенциальную опасность для человека, лицензировании видов деятельности,представляющих потенциальную опасность для человека, государственной регистрациипотенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельныхвидов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а такжевпервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции, проведениисоциально-гигиенического мониторинга. Также в целях поддержания санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения проводятся научные исследования в данной области, принимаютсямеры по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний,массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимыхсанитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, также меры по гигиеническомувоспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни и меры по привлечениюк ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения.[7, с.54]
Необходимо обратитьвнимание на то, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения, по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий,а также по охране окружающей среды является расходным обязательством РоссийскойФедерации.
Органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальныепредприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РоссийскойФедерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населенияза счет собственных средств.
2 Система санитарно-эпидемиологическогонадзора
2.1 Государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор
В соответствиисо статьей 46 Федерального закона в Российской Федерации действует единая государственнаяцентрализованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации).В систему службы входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченныйосуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в стране; органыи учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, созданные в установленномзаконодательством порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на воздушном и водномтранспорте; структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительнойвласти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности,пограничной службы, юстиции и налоговой полиции, осуществляющие соответственно государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, в Вооруженныхсилах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на объектахобороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие своюдеятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора. Органы и учреждения государственной санитарно- эпидемиологической службыдействуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и главному государственномусанитарному врачу Российской Федерации. Главный государственный санитарный врачРоссийской Федерации является первым заместителем министра здравоохранения РоссийскойФедерации, а само министерство выступает в качестве федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологическийнадзор в России.
В содержаниегосударственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населенияв связи с состоянием среды его обитания, выявление причин и условий инфекционныхи массовых неинфекционных заболеваний, разработка обязательных для исполнения предложенийпо проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучиенаселения, контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий,соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами, применение мерпресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.[6,c.69] А такжеподразумевает собой государственный учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональныхи массовых) в связи с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторовсреды его обитания.
Рассматриваяданную тему, необходимо упомянуть основные функции Государственной санитарно-эпидемиологическойслужбы. Эти функции закреплены в Положении об этой службе, которое отражает всевопросы ее компетенции. В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечитьсанитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и заключается в разработкецелевых программ для этого благополучия, в принятии решений компетентными органамипо целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральныхи региональных научно-технических программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения,в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек,до невозможности загрязнил.[4, c. 48]
Служба разрабатываети утверждает в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы,что составляет основу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.Разновидности этих норм определяет Положение о Государственной санитарно-эпидемиологическойслужбе, оно также конкретизирует сферы действия этих норм, правил и нормативов,например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасностии безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевойводы, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды. Они обязательныдля выполнения на всей территории страны всеми государственными и негосударственнымиорганами, организациями, должностными лицами и гражданами и могут включать в себясанитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требованияпо обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарныенормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплексафакторов среды обитания человека на его организм, гигиенические нормативы, закрепляющиекритерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человекадля его здоровья, санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельныхсанитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
Должностныелица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнениязадач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:
1) полномочия,обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора;
2) беспрепятственнопосещать и обследовать поднадзорные объекты;
3) получатьот организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенныхна них задач;
4) изымать образцы(пробы)материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторныхисследований и проведения гигиенической экспертизы;
5) требоватьпроведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
6) выявлятьи устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеванийи др.
Полномочия попресечению нарушений санитарного законодательства могут быть различными. Это и приостановлениелибо пресечение работ по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатациюзаконченных объектов; эксплуатация действующих предприятий, организаций, транспортныхсредств и других объектов.[12, c.71] Также это могут быть решения по применению административного принужденияв виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителямивозбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространенияв связи с особенностями выполняемой работы или производства, в которых они заняты;решения об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции,дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививокнаселению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.
В отдельнуюгруппу следует выделить полномочия по применению административных взысканий к лицам,виновным в нарушении санитарных правил.[10, c.107] Главные санитарные врачи и их заместителиимеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательстваи налагать за такие правонарушения административные взыскания в виде предупрежденияи штрафа. Они также вправе направлять в правоохранительные органы материалы о нарушенияхсанитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел (статья51 Федерального закона от 30 марта 1999 года).
Также необходимовыделить полномочия требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, атакже расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учрежденийна проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятийпри возникновении массовых заболеваний и отравлении людей.
Согласно постановлению№ 11 от 5 апреля 2000 года Председателя
ПравительстваРоссийской Федерации В.В.Путина «О введении форменной одежды для должностных лиц,органов и учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющихгосударственный санитарно-эпидемиологический надзор принято предложение Министерстваздравоохранения о введении форменной одежды и знаков различия.
2.2 Ведомственныйсанитарно-эпидемиологический надзор
Ведомственныйсанитарно-эпидемиологический надзор есть, по существу, разновидность государственного,т.к. он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственныхотдельным министерствам и ведомствам.
Его цели и задачи– обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальныхобъектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщенияРоссийской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральнойслужбы безопасности и др.
Действовавшийранее Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года отделял ведомственный надзор от государственного,при этом органы ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора не входилив состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Ныне действующий Федеральныйзакон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 годане выделяет осуществление санитарно-эпидемиологического надзора в войсках и объектахспециального назначения в самостоятельный вид санитарно-эпидемиологического надзора,а рассматривает его как разновидность государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора. Структурные подразделения и учреждения федеральных органов исполнительнойвласти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутреннихдел, безопасности. пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющиегосударственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожномтранспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях,на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специальногоназначения, включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службыРоссийской Федерации. Структура Государственной санитарно- эпидемиологической службыРоссийской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления деятельности, атакже порядок назначения руководителей ее органов и учреждений устанавливаются ПравительствомРоссийской Федерации.
Инструкции ииные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначенияутверждаются главными государственными санитарными врачами соответствующих федеральныхорганов исполнительной власти. При осуществлении надзора должностным лицам предоставленширокий перечень полномочий, включающий, в частности, право составлять протоколыо нарушениях санитарного законодательства. В соответствии со статьей 54 Федеральногозакона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» действия (бездействия)должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор,могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. При этом указывается,что подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемыхдействий не приостанавливается решением суда.
Статья 55 тогоже Федерального закона предоставляет право органам, осуществляющим государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор в войсках и на объектах специального назначения,наряду с другими органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологическийнадзор, рассматривать дела о таких правонарушениях, как: нарушение санитарно-эпидемиологическихтребований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений,зданий, сооружений, оборудования и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологическихтребований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию РоссийскойФедерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическимвеществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарамдля личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственномусырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства;нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой водеи питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельскихпоселениях. Воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам,содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору,использованию, обезвреживанию. Транспортировке, хранению и захоронению отходов производстваи потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений;нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания иобучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работыс биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами иих токсинами; невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дела вправерассматривать главные государственные санитарные инспекторы федеральных органовисполнительной власти, уполномоченных в области железнодорожного транспорта, обороны,внутренних дел, безопасности, пограничной службы, налоговой полиции, и их заместителив соответствии со статьей 51 Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения».
Заключение
Мы видим, каковосостояние экологии, наших природных ресурсов, воздуха, которым мы дышим. Оно отвратительно.Периодически возникают вспышки холеры, ящура, сибирской язвы и прочих ужасных болезней.В почве сплошные нитраты с нитритами, в воде тоже мало полезного. Тем не менее,во многом благодаря санитарно-эпидемиологической службе мы не становимся жертвамиочередной эпидемии.
Очень многиенеудачи в решении тех или иных экологических вопросов объясняются, прежде всегонесовершенством нашей законодательной базы. Не является исключением и область природоохранногостроительства, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Именноздесь, как возможно ни в какой из других отраслей общественных знаний, сталкиваютсясоциальные и экономические противоречия, не оговоренные законодательными или иныминормативными документами. Более того не может существовать унифицированных методови подходов к этим вопросам: каждый регион, каждая территория обладают специфическими,присущими только им особенностями. [12, c. 51]
Культурный уровеньнашего населения, а вернее, его отсутствие, не позволяет ему должным образом поддерживатьцивилизованный уровень жизни, чистоту на улицах, рынках, вокзалах и т.д.
Таким образомнеобходимо: создать аналитическую структурную единицу в рамках центров Государственногосанитарно-эпидемиологического надзора, позволившую всесторонне оценить влияние отдельныхфакторов на формировании патологии на популяционном уровне; для оценки состоянияздоровья населения разработать и использовать количественные критерии оценки здоровьяи процент влияния различных
факторов наформирование той или иной патологии; создать медицинскую корпоративную компьютернуюсеть, которая позволит оценить степень влияния различных факторов на формированиетой или иной патологии; также необходимо практическое использование мирового опытав пропаганде и формировании здорового образа жизни.
Список использованныхисточников
Нормативно-правовые акты
1. ФЗ от 30 марта 1999 годаN52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ
2. .Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РоссийскойФедерации Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля2000 г. № 554
3. Закон от 19 Апреля 1991 г. N 1032-1 «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РСФСР»
4. Официальный сервер Министерства здравоохранения Российской Федерации.
5. «О перспективах использования эпидемиологии для комплексной оценкиздоровья населения» статья Е.С.Шелковой, Свердловский областной Центр санитарно-эпидемиологическогонадзора.2001 г.
6. Емьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. — ЗАО Юстицинформ,2005 г.
7. Ж.Б. Доржиев, И.В. Хамнаев, Экологическое право Улан-Удэ: ВСГТУ, 2006.— 292 с.
8. Захарченко М.П., Гончарук Е.И., Кошелев Н.Ф., Сидоренко Г.И. Современныепроблемы экологической гигиены. – В 2-х т. – Киев: Хрещатик, 1993.
9. Никитин Д.П., Новиков Ю.В., Рощин А.В. и др. Справочник помощника санитарноговрача и помощника эпидемиолога / Под ред. Д.П. Никитина, А.И. Заиченко. – 2-е изд,перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 512 с.
10. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: ЭКСМО, 2008. – 768 с.
11. Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций. – М: Проспект, 2008. –336 с.
12. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.: ЭКСМО, 2007. – 463 с.
13. Веденин Н.Н. Экологическое право. – М: Проспект, 2007. – 336 с.
14. Евдокимова С.Т. Правовые аспекты охраны окружающей среды. – Изд-воИПК госслужбы, 2003. – 100 с.