«Роль изначение Конституции Азербайджанской Республики в нормотворческой деятельностиорганов исполнительной власти»
Диссертант Шукюров Шахин Тейюб о.
Диссертант Сулейманов Галиб Чыраг о.
Конституция – главныйисточник конституционного права, а также универсальный документ, которыйзакрепляет основные институты этой отрасли права. Конституция оказывает влияниеи регулирует, своего рода, остальные источники конституционного права.
Конституция являетсястержнем существующей государственной системы, на которой держатся все звенья исферы деятельности. Со дня принятия Конституции Независимой АзербайджанскойРеспублики, интерес к этому Основному Закону, его постатейное изучение,детальное исследование послужило рычагом проведения правовых реформ вгосударстве. Свидетельством этому служит ряд принятых нормативно-правовыхактов, которые соответствуют требованиям современности и иногда опережают его.
Прослеживается процессзависимости нашей жизни от Конституции, наблюдая ссылки из Основного Закона вовсех сферах деятельности. Закрепление принципов правового и демократическогогосударства заложенных в Конституции, проникновение их во все слои населениязакрепляет ее и совершенствует.
Целью государственныхорганов, граждан республики является претворение в жизнь норм Конституции.
Конституция – одно издостижений цивилизации. Конституция, есть исторически сложившееся правовоеявление с определенными признаками и свойствами.
Конституция – этокомплекс норм, содержанием которых являются: принципы народного суверенитета изаконности; фундаментальные права и свободы человека; основы государственногоустройства.
Конституция – основнойзакон, под которым подразумевается систематизированный нормативный акт,обладающий высшей юридической силой. Является правовой базой для другихзаконов, всесторонне регулирующей государственно-правовые отношения.
Конституция – основнойисточник национального права, фундамент, на котором основывается всезаконодательство.
Принятая 12 ноября 1995года путем общенародного референдума Конституция Азербайджанской Республики,определив модель государственного строительства, стала новым переломным этапомв истории развития общества, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
КонституцияАзербайджанской Республики 12 ноября 1995 года – является знаменательно новойвехой в развитии и правовом регулировании органов исполнительной власти.Новизной и концепцией этого Основного Закона явился принцип установленияразделения государственной власти, что привело к созданию и развитиюзаконодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы власти наосновании Конституции независимы и взаимодействуют между собой в рамках своихполномочий.
Место исполнительнойвласти в системе демократических преобразований, которые проводятся в последнеевремя в нашей стране, ключевое, потому что с точки зрения разделения властейвся тяжесть ответственности за конкретные преобразования в обществе в техусловиях, в которых находится страна, возложена на органы исполнительной властии на ее нормотворческие полномочия.
Конституционно-правовыеосновы обладают особыми стабильными гарантиями. Конституционные основыучреждают систему органов государства, их полномочия, определяют характервзаимоотношений органов государственной власти.
Конституционные основызакрепляют и выражают высшие правовые нормы, которым не могут противоречитьнормативно-правовые акты.
Конституционные основынормотворческой деятельности органов исполнительной власти АзербайджанскойРеспублики совокупляются в Конституции Азербайджанской Республики и вконституционных законах.
В Преамбуле КонституцииАзербайджанской Республики сказано о традициях государственности Республики,которые отражаются и должны отражаться в деятельности государственных органовна современном этапе на основе принципов утвержденных в Конституционном Акте «ОГосударственной Независимости». Традиции превратились в основные задачи органовгосударственной власти, благодаря которым народ Азербайджана поставил передсобой конкретные намерения.
Эти перечисленныенамерения в данный момент стали целями органов государственной власти АзербайджанскойРеспублики, а также органов исполнительной власти, которые претворяютсяблагодаря нормативно-правовым актам.
Задачами органовгосударственной власти являются утверждение справедливости, свободы,безопасности, обеспечение благополучия всех и каждого, что важно и необходимона стадии ответственности перед поколениями, предназначенными для достиженияпоставленных целей. Это, защита независимости, суверенитета и территориальнойцелостности, гарантии демократического строя в рамках Конституции, утверждениягражданского общества, построения правового, светского государства на основеверховенства законов, обеспечения достойного уровня жизни, сохраненияобщечеловеческих ценностей.
Преамбула – составная частьтекста Конституции. При реализации Конституции следует исходить из текстаКонституции. Почти все институты конституционного права являются механизмом,средствами по реализации задач указанных в преамбуле Конституции. Преамбула,служит ориентиром, который способствует применению норм Конституции. Кроме целейпринятия самой Конституции, она затрагивает еще и определенные целигосударственной власти, а также органов исполнительной власти АзербайджанскойРеспублики. Преамбула содержит продолжение традиций государственности, а такжелишний раз заверяет конституционные принципы, деятельность нынешнегогосударства. Допустим, как положение, «желая обеспечить благополучие всех икаждого, утвердить справедливость, свободу и безопасность». Тем самым такжеопределяется цель государства и его органов, которая уже закрепляется вовступительной части Конституции.
Среди конституционныхпринципов наблюдается принцип привлечения граждан в государственное управление,которое звучит в выражении «достичь утверждения гражданского общества». Чтотакже подразумевает смягчение отношений между государством и гражданином,защищенность граждан со стороны государства и его органов, от ущемления прав исвобод. Органы государственной власти служат флагманом согласованности дляпретворения интересов всех и каждого.
На основании п.1 ст.1Конституции Азербайджанской Республики, где говорится, что в АзербайджанскойРеспублике единственным источником государственной власти является народАзербайджана, все конституционные полномочия государственной власти исходят отнарода.
Единственным источникомвласти признания народа является основное содержание понятия «суверенитетнарода» — включает также верховную политическую волю народа, средства и методыобеспечивающие участие граждан в управлении.
Органы исполнительнойвласти владеют способностью регулировать общественные отношения и в интересах суверенногонарода. Все полномочия для осуществления исполнительной власти приобретаются в результатесвободно выраженной воли народа.
На основании п.3, III части ст.3 КонституцииАзербайджанской Республики избирают, назначают, утверждают должностные лица,которые претворяются благодаря нормотворчеству органов исполнительной власти.
КонституцияАзербайджанской Республики предусматривает статьи на основе которых органыисполнительной власти Азербайджанской Республики претворяют нормотворческуюдеятельность. А также Конституция содержит Положения, которые создаютсоблюдение обязательств необходимых при нормотворчестве органов исполнительнойвласти.
На основании ст.12Конституции Азербайджанской Республики определена высшая цель государства,которая заключается в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Цельгосударства возлагается на государственные органы, непосредственнопридерживаемые ими в своей деятельности. Органы исполнительной властиАзербайджанской Республики также в своей нормотворческой деятельности ставятцелью обеспечение прав и свобод человека и гражданина, путем принятиянормативно-правовых актов.
Ст.15 КонституцииАзербайджанской Республики ставит определенные задачи перед государством вобласти его экономического развития, которые на основе рыночных отношенийсоздают условия для развития экономики, гарантии для свободыпредпринимательства, преграждают монополизм и недобросовестную конкуренцию.Принятые нормативно-правовые акты в результате нормотворческой деятельности всфере экономического развития республики со стороны органов исполнительнойвласти имеют свое определенное назначение. Эти акты помогают претворить в жизньнормы Конституции, создавая определенные правила и нормы для регулирования отношенийв экономике.
Ст.16 II Конституции АзербайджанскойРеспублики регулирует деятельность государства в социальной, культурной идругих сферах; создает обязательство перед государством в оказании содействияразвития культуры, образования, здравоохранения, науки, искусства, а также вобеспечении охраны природы и наследий народа.
Созданныенормативно-правовые акты органов исполнительной власти в определенных сферах,на всех уровнях и стадиях придерживаются и соблюдают эти положения ОсновногоЗакона. Они также являются основными направлениями деятельности центральныхотраслевых органов исполнительной власти, таких как Министерство Культуры,Министерство Образования, Министерство Здравоохранения и т.д., которыеотражаются в их положениях.
Ст.24 II Конституции АзербайджанскойРеспублики закрепляет принцип ответственности каждого перед обществом и другперед другом в обязанности соблюдать права и свободы человека и гражданина.
Ст.25 III Конституции АзербайджанскойРеспублики полностью запрещает и ликвидирует дискриминацию, обязываетгосударство и его органы гарантировать равенство прав и свобод человека игражданина.
Ст.26 II Конституции АзербайджанскойРеспублики также определяет обязательство перед государством в гарантии защитыправ и свобод каждого.
Органы исполнительнойвласти в своей нормотворческой деятельности придерживаются ряда конституционныхпринципов, таких как принцип ответственности, принцип гарантии защиты прав исвобод человека и гражданина.
Ст.50 II Конституции АзербайджанскойРеспублики определяет свободу для каждого в получении, передаче, производстве ив распространении любой информации.
Эта свобода приемлематакже в праве получения информации о нормотворчестве органов исполнительнойвласти; для создания условий в доступе к информации о разработке и реализациинормативно-правовых актов органов исполнительной власти.
Ст.55 I Конституции АзербайджанскойРеспублики создает условия для граждан в праве участия в управлениигосударством.
Активное участие вобсуждении проектов, нормативно-правовых актов органов исполнительной властиграждан, привлечение общественности в нормотворчестве, общественное обсуждениена стадиях центральных и местных органов исполнительной власти создает высокиерезультаты этой деятельности.
Ст.57 Конституции создаетправо гражданам обращаться в государственные органы, тем самым эти обращениямогут быть направлены в органы исполнительной власти с предложениями впланировании, подготовительной работе, разработке проектов нормативно-правовыхактов органов исполнительной власти; с предложениями в дополнении или сизменениями к этим актам.
На основании II ст.48 Конституции АзербайджанскойРеспублики «Международные договоры», участницей которых являетсяАзербайджанская Республика, — неотъемлемая составная часть системызаконодательства Азербайджанской Республики.
Став участницеймеждународных договоров, присоединившись к конвенциям, АзербайджанскаяРеспублика во всех сферах нашей деятельности, социально-экономической,политической, правовой, культурной, как государство обязывается претворить их вжизнь при помощи рычагов и методов государственной власти, для претворения исоблюдения при этом прав и свобод гражданина и человека, для развития правовогогосударства, необходимого для него быть и оставаться на международной арене.
Присоединение кмеждународным договорам создает необходимость принятия новыхнормативно-правовых актов, приводит к дополнениям существующихнормативно-правовых актов, изменяет некоторые статьи и пункты нужными ицелесообразными изменениями соответствующими нынешнему правовому положению,ликвидирует потерявшие юридическую силу нормативно-правовые акты или их пункты,статьи и разделы.
Претворение в жизнь этойнужной кропотливой работы возлагается на органы государственной власти, преждевсего, на законодательную и исполнительную власть. В данный момент насинтересует роль исполнительной власти в осуществление этой задачи при помощивозложенной на нее нормотворческой деятельности.
АзербайджанскаяРеспублика при осуществлении своих суверенных прав, в том числе право приниматьзаконы, постановления, нормативные акты, учитывает обязательства, исходящие измеждународных договоров. В ст.151 Конституции Азербайджанской Республики,говорится о юридической силе международных актов. Если возникают противоречиямежду нормативными правовыми актами и межгосударственными договорами, кромеКонституции и актов, принятых путем референдума, участницей которых являетсяАзербайджанская Республика, применяются и международные договоры.
На основании п.I ст.71 Конституции АзербайджанскойРеспублики Органы исполнительной власти Азербайджанской Республики обязанысвоей деятельностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданинаи тем самым создавать им гарантии.
Рамки нормотворчестваорганов исполнительной власти на всех уровнях гарантируют соблюдение и защитуправ и свобод человека и гражданина. Тем самым Конституция создаетобязательство перед каждым органом исполнительной власти, в областинормотворчества, по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Возникает необходимостьдля изучения нормотворчества органов исполнительной власти всравнительно-правовом аспекте, в особенности со странами СНГ. Это создаетнеобходимость обращения как к конституциям стран СНГ, к общимнормативно-правовым актам, принятым в рамках Содружества, двусторонним имногосторонним договорам и соглашениям между отдельнымигосударствами-участниками СНГ, так и к национальным конституционно-правовымактам.
Особое внимание дляизучения этой деятельности органов исполнительной власти, должно быть уделеноосновному источнику – конституциям стран СНГ (а также публикация впериодической печати, информация об общественно-политической ситуации взарубежных странах СНГ материалы сессий высших органов государственной власти,сведениями о новых законодательных актах).
Каждое государство СНГимеет свою конституцию и свою национальную правовую систему. Нормы общего праваСНГ, принимаемые органами СНГ, имеют рекомендательный характер и подлежатратификации государствами-участниками СНГ.
Все государства-участникиСНГ, согласно решению Совета глав государств-участников СНГ от 20 марта 1992г., являются правопреемниками бывшего Союза ССР.
Задачей стран Содружестваявляется обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии собщепризнанными принципами и нормами международного права, документами ООН,Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Уставом СНГ.
Во всех конституцияхгосударств-участников СНГ утверждается, что государственная властьосуществляется на основе принципа разделения законодательной, исполнительной исудебной властей.
В ст.7 КонституцииАзербайджанской Республики, сказано, что государственная власть организуется наоснове принципа разделения властей. Исполнительная власть, как и другие органыгосударственной власти, взаимодействуют между собой в соответствии сположениями Конституции и независимы в рамках своих полномочий.
В ст.6 КонституцииБеларусь, закреплено, что государственная власть в Беларуси осуществляется наоснове разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: онивзаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
В ст.7 КонституцииКыргызстана указано, что государственная власть в Республике основывается напринципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную,судебную власти, их согласованного функционирования и взаимодействия.
В ст.6 Конституции Молдовыутверждено, что законодательная, исполнительная и судебная власти разделены ивзаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениямиКонституции.
В ст.3 КонституцииКазахстана сказано, что государственная власть в Республике едина,осуществляется на основе Конституции и законов, в соответствии с принципом ееразделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействияих между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
В соответствии сконституционным принципом разделения властей, на законодательную,исполнительную и судебную, исполнительная власть является самостоятельной инезависимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение – организацияпрактического исполнения Конституции и законов Азербайджанской Республики впроцессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворениеобщественных интересов, потребностей, запросов и нужд населения.
Согласно ст.3 КонституцииУкраины: «Человек его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенностьи безопасность признаются наивысшей социальной ценностью». Права и свободычеловека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельностигосударства.
Государство отвечаетперед человеком за свою деятельность «Утверждение и обеспечение прав и свободчеловека является главной обязанностью государства».
Конституция АзербайджанскойРеспублики определяет законодательную систему Азербайджанской Республики.
На основании ст.147Конституции, определяется юридическая сила основного закона АзербайджанскойРеспублики. Пункт I ст.147 гласит, отом, что Конституция – имеет высшую юридическую силу в АзербайджанскойРеспублике.
Значит, никакой другойнормативно-правовой акт не обладает юридической силой выше, чем КонституцияАзербайджанской Республики. Каждый нормативно-правовой акт обладает юридическойсилой, но не выше и не более чем Конституция. Нормативно-правовой акт органаисполнительной власти по своему содержанию и значению не может быть поставленвыше Конституции, и обладать правовой силой превышающей Конституцию. Органыисполнительной власти в своей нормотворческой деятельности должны соблюдать ипридерживаться того основного фактора, что в системе законодательстваАзербайджанской Республики, Конституция – имеет высшую юридическую силу.Процесс нормотворчества не может завершаться принятием акта преобладающимКонституцию Азербайджанской Республики. Конституция обладает верховенством наддругими нормативно-правовыми актами.
Некоторые конституции СНГдают развернутую характеристику принципа верховенства закона. Например ст.7Конституции республики Беларусь раскрывает новые грани верховенства закона:государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституциии принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или ихотдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащимположениям Конституции, не имеют юридической силы. Нормативные актыгосударственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведенияпредусмотренным законом способом.
На основании ст.6Конституции Грузии: «Конституция провозглашается основным законом государства.Конституция является высшим законом общества и государства».
На основании ст.7Конституции Молдовы указано, что ни один закон или иной нормативный правовойакт, противоречащий нормам Конституции, не имеет юридической силы.
Это делает основание запретаприменения нормативно-правового акта, который противоречит нормам Конституции,так и как они не обладает никакой юридической силой.
Верховенство Конституциипроявляется в ее высшей юридической силе. Так же указано в других КонституцияхСНГ: ст.4 Конституции Казахстана, ст.12 Конституции Кыргызстана, ст.10Конституции Таджикистана, ст.8 Конституции Украины. Предписания Конституцииобладают верховенством на территории государства.
В.Е. Чиркин в«Конституционном праве Зарубежных стран» дает понятие термина «Основногозакона», — означает, что конституция является исходной базой дляправотворческой и правопринимательной деятельности, высшая юридическая силаКонституции предлагает, что все остальные законы иные акты, правопринимательнаяпрактика должны соответствовать ей, иначе они недействительны.
Реализация конституции,ее норм осуществляется благодаря изданию нормативно-правовых актов, а такжеактов органов исполнительной власти, деятельности государственных органов, еедолжностных лиц, граждан государства. Эта деятельность регулируется правом идолжна соответствовать Конституции. Верховенство Конституции, ее высшаяюридическая сила предполагает ее защиту и контроль в соблюдении.
На основании п.II ст.147 Конституции АзербайджанскойРеспублики «Конституция Азербайджанской Республики имеет прямое действие».Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, которые входят взаконодательную систему Азербайджанской Республики, также определяются этойстатьей Конституции Азербайджанской Республики.
На основании п.III ст.147 Конституции АзербайджанскойРеспублики: «Конституция Азербайджанской Республики – основа системызаконодательства Азербайджанской Республики». В систему законодательстваАзербайджанской Республики входят также нормативно-правовые акты органовисполнительной власти, которые являются результатом нормотворчества органовисполнительной власти. Т.е. указы, Президента, постановления КабинетаМинистров, нормативные акты центральных органов исполнительной власти, актынормативного характера местных органов исполнительной власти.
Значит, КонституцияАзербайджанской Республики является основой нормативно-правовых актов органовисполнительной власти, т.е. основой – результатов, итогов нормотворчестваорганов исполнительной власти. Отсюда следует сделать определенный вывод, чтоКонституция является основой нормотворчества органов исполнительной властиАзербайджанской Республики.
Органы исполнительнойвласти Азербайджанской Республики на всех стадиях и уровнях, независимо отвидов и субъектов нормотворчества ссылаются и основываются на КонституцииАзербайджанской Республики. Лишь Конституция первично закрепляет этудеятельность, как нормотворчество органов исполнительной власти, указывает напределы полномочий органов исполнительной власти в этой сфере деятельности, атакже определяет взаимодействие органов исполнительной власти с другимиорганами государственной власти и органами самоуправления. Конституция устанавливаетцель, задачи, конституционные принципы и обязательства нормотворчества органовисполнительной власти, показывает иерархичность по вертикалинормативно-правовых актов органов исполнительной власти.
Было бы предпочтительноважно включение конституционных основ нормотворческой деятельности органовисполнительной власти, как отдельной главы в Закон «О нормативно-правовыхактах» Азербайджанской Республики.
законконституция нормотворческий исполнительная
Список использованнойлитературы
1. Конституция АзербайджанскойРеспублики. –Изд. «Юридическая литература» Баку-2003, с.74.
2. Михалева Н.А. «Конституционноеправо зарубежных стран СНГ»: Учеьное пособие. –М. Юристъ, 1999, с.352.
3. Чиркин В.Е. «Конституционное правозарубежных стран». Учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва,Юристъ, 2003, с.622.
4. Сравнительный анализ Конституцийгосударств-участников СНГ (ответственный редактор д.ю.н., профессор В.Г.Вишняков). Москва-2006, с.280.
5. Атакишиев Б.С. КонституцияАзербайджанской Республики и Основы права. Научное произведение. Баку-2006,с.194.
6. Алиев Ш. Научно-практический комментарийк Конституции Азербайджанской Республики. Баку, 2000.
7. Закон о Нормативно-Правовых АктахАзербайджанской Республики от 26.11.1999 года.
8. Шукюров Ш.Т. «Правовые основынормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти». Статьяв «Elmi Məcmuələr», MAA, том 9-2, с.45-52, 2007.