Введение
Федерация –форма государственного устройства, при которой части федеративного государстваявляются государственными образованиями, обладающими юридически определённойполитической самостоятельностью.
Всоответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация естьфедеративное государство. Принципы устройства федеративного государстваотносятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю системуотношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Среди такихпринципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов;равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системыгосударственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектовРФ; равноправие и самоопределение народов. Однако понятие федерации, ееюридическая и практическая трактовка гораздо шире приведенных теоретическихположений. Кроме того федеративное устройство России постоянно совершенствуетсязаконодательными мерами, с учетом необходимых потребностей всех субъектовФедерации. Именно по этому, исследование правовых основ российскогофедерализма, является, несомненно, важным в контексте изучения теориигосударства и права. Этим определяется актуальность темы настоящейкурсовой работы.
Цели изадачи работы. Цель данной работы состоит в исследованиипонятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройстваРоссии по Конституции 1993 года.
Длядостижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучитьтеоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализироватьпринципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.
Объектомисследования в нашем случае будут конституционно-правовыеосновы федеративного устройства России.
Предметомисследования выступит спецификафедеративных отношений как фактора социально-политических процессов вРоссийской Федерации в течении последних лет (1993–2010 гг.).
Научнаяразработанность исследования. В нашемисследовании мы пользовались следующими специальными исследованиями: монографиямиИ.В. Бахлова, В.Н. Иванова и О.Я. Яровой, Л. Карапетяна, Р. Абдуллатиповаи И. Левакина, а также практическим исследованием Д. Козака,посвященного проблемам разграничения полномочий государства и субъектовфедерации, а также статьями И. Барциц и Д. Златопольского из рядаспециализированных периодических изданий.
Источниковойбазой исследования послужили следующиенормативные акты: Конституция Российской Федерации 1993 года, Закон РФ №1807 от25.10.1991 г., и Федеративный договор 10.04.1992 года. Кроме тог мыиспользовали постатейный и научно-практический комментарии к Конституции РФ.
Указанныевыше цель и задачи сформировали структуру настоящей курсовой работы, котораясостоит из введения, основной части в которой выделены две главы с двумяпараграфами в каждой, заключения и списка литературы
1. Формыгосударственного устройства. Федерализм
1.1 Понятие и виды форм государственногоустройства
Под формой государственного устройства понимаются территориальноеего устройство (административно-территориальное илинационально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составнымичастями и центральной властью. Государства по-разному определяют своевнутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национальногосостава населения и других факторов.
Существуют две основные формы государственного устройства:унитарная и федеративная. Унитарное государство – единое, слитное государство,состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые неимеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другиенормативные акты (решения, постановления). Устанавливая ту или иную формугосударственного устройства, конституция любого государства распределяет или,наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовуюбазу решения проблем общественного развития.
Для унитарных государств характерно наличие следующих основныхпризнаков[1]:
– единая конституция;
– единая система высших органов государственной власти (главагосударства, парламент, правительство, судебная система);
- единое гражданство;
- единая система права;
- территория унитарного государства подразделяется наадминистративно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политическойсамостоятельностью.
Федеративноегосударство – сложное государство, субъекты которого, обладая государственнымсуверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочныхзадач[2].В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.
Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередьмногонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия ит.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройстватерриториально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия,Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) – одни по соображениям решениянационального вопроса, другие в силу невозможности эффективногодемократического управления из одного центра[3].
Основой федеративного устройства государств являетсянационально-территориальный или территориальный принцип, что способствуетразрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется изсамостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором –субъектами федерации выступают государственные образования, образованные потерриториальному признаку.
В федеративном государстве существуют общефедеральные органыгосударственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решениякоторой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, вкакой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционносостоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду свысшими федеральными органами существуют высшие органы государственной властичленов, частей, субъектов федерации.
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий еесубъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременногражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы,финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическуюдеятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметьсобственные войсковые формирования.
Право выхода из состава федерации за их субъектами в современныхконституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единствогосударства.
Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всегоспециальным нормативным актом или конституцией союзного государства.
Федерацию следует отличать от конфедерации, которая являетсямеждународно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей(политических, военных, экономических) и, как правило, носит временныйхарактер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США,Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были ОбъединеннаяАрабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия,объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признакивнутригосударственной и международно-правовой организации.
Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов.Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации,последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своейтерритории (право нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъектфедерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять иливпоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центральногоконфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшиеорганы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом необладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции,единой денежной системы, единого гражданства[4].
Таким образом, в унитарных государствах обособление частей восновном носит лишь административно-управленческий характер, их органысамостоятельную политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельныегосударства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органыгосударственной власти и управления, как у государства в целом, так и у егосубъектов.
1.2 Федерация как форма государственногоустройства
Федеративноегосударство (федерация) – сложное союзное государство, части которого(республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами илигосударственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строитсяна началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союзгосударств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна толькотам, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральныеконституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малыегосударства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят. Насегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пятиконтинентах, с совокупным населением около двух млрд. человек[5].
Поособенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративногогосударства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъектыобладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, ФедеративнаяДемократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых – конституционно-правовойстатус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная РеспубликаБразилия)[6].Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. Влюбом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшнийдень не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Федерациистроятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительноймере определяют характер, содержание, структуру государственного устройств
Входящие всостав федерации государственные образования и государства называются еёсубъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственныевысшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные.Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и еёсубъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции.
Способыразмежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны,однако наиболее распространёнными являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике идругих странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительнуюкомпетенцию федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии,Российской Федерации и иных государствах конституции, кроме того,предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов[7].
Кхарактерным признакам федерации относится то, что отношения центра и составныхчастей регулируются основным законом государства – конституцией, создающийспециальный механизм урегулирования конфликтов – конституционный надзор.
Федеративныеконституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросыгосударственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы,налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов междусубъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта икоммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов,но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В ихчисле – организация местных органов власти, общественно необходимые работы ислужбы[8].
В целом взаимоотношениямежду центром федерации и субъектами развиваются противоречиво. Во многихобластях происходит усиление центральной власти, в ряде других – её ослабление.Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений задачу,решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в областиэкономики, политики, национальных отношений и права[9].
Современнаямировая практика формирования политико-правовых основ федераций нагляднодемонстрирует, что конституционные положения в своем обобщенном видеподразделяются на предметы ведения, относящиеся к сфере федеральных(центральных) органов власти, на полномочия, закрепленные за субъектамисоюзного государства и так называемые остаточные полномочия, не отнесенныечетко и однозначно в тексте Основного закона к ведению того или иного уровнявласти[10].Подобное разделение позволяет достаточно четко соотнести целое с частным,наиболее общие вопросы, требующие совместных усилий от субъектов федераций, сих собственными историческими, социально-экономическими,национально-культурными и другого рода особенностями.
К одним изосновных проблем, с решением которых сталкивается современная федерация,является вопрос сохранения единства страны. В настоящее время эти вопросы определяютсятеми положениями и составляют ядро той части федеральной конституции, котораярегламентирует и содержит в общем сжатом или более пространном видеперечисление предметов ведения центральных органов власти. Это в равной мерехарактеризует конституционную практику как развитых, «устоявшихся» федерацийтак и складывающихся заново или только формирующихся. Но и здесьпросматриваются отдельные нюансы и различия, что во многом связано систорическими условиями образования и формирования тех или иных государств.Если для федераций североамериканского континента (Канада, CША) и Австралии, расширявшихсяв значительной степени за счет освоения необжитых пространств и новыхтерриторий, в Конституциях вполне понятно наличие положений о возможности«формирования» центральными властями новых субъектов в рамках федераций. ВЕвропе данная ситуация выглядит несколько иначе. Федеральные органы «обязаны»гарантировать неприкосновенность территориальных границ субъектов от внешних ивнутренних посягательств, в то время как сами субъекты ответственны заобеспечение внутреннего порядка на своих землях. Изменение территориальныхграниц субъекта возможно лишь в исключительных случаях и, как правило, сзаконодательного одобрения «заинтересованных» субъектов, а также при согласииобщефедеральной Палаты, представляющей интересы членов федерации.
Другаяважная гарантия обеспечения целостности федеративного образования заключается втом, что конституции сосредоточивают решение всех вопросов, касающихся защитынеприкосновенности и неделимости государства от посягательства со сторонывнешних и внутренних недружественных сил, исключительно в руках федеральныхвластей[11].Следует особо отметить и тот факт, что важнейшей гарантией, обеспечивающейцелостность федеративных государств, является и отсутствие в их конституцияхспециальных предписаний, которые предусматривали бы право субъектов федерации насвободный и односторонний выход из состава федерации.
Чтокасается конституционных гарантий целостности общества, проживающего натерритории федеративного государства, то это, прежде всего те из них, которыеобеспечивают юридическое равенство граждан данного государства. В этомотношении конституции зарубежных федеративных государств устанавливают вкачестве гарантий[12]:
во-первых,институт единого гражданства для всего населения, обитающего на территориигосударства;
во-вторых,равенство всех граждан перед законом;
в-третьих,определяют в качестве официального языка один из языков или несколько языков,которыми пользуется для общения население, живущее на территории страны.
Исключительноважной гарантией сохранения территориальной целостности государствапредставляется конституционно установленный примат федерального права надправом субъектов федерации. Следует особо выделить предназначение целойсовокупности конституционных гарантий, обеспечивающих целостность конституционнойсистемы федеративного государства, направленных на преодоление несоответствиямежду федеральной конституцией и основополагающими актами субъектов федерации.
Конституционнойпрактике федеративных стран присущи три разновидности гарантий[13]:
– перваяиз них предусматривает получение официального заключения со стороны федеральныхорганов о соответствии конституций субъектов федерации федеральной конституции.
– втораяразновидность гарантий охватывает судебный контроль за соответствиемконституций субъектов федерации общефедеральной конституции. Он осуществляетсяВерховным федеральным судом или Конституционным судом, которые вправе полностьюили частично объявлять недействительными конституции субъектов федерации.
– третийвид гарантий предусматривает конституционное закрепление обязанности для высшихдолжностных лиц субъектов федерации неукоснительно соблюдать федеральнуюконституцию и нести ответственность в случае нарушения установленных норм.
Сохранениюцелостности федеративного государства в немалой степени способствуют исодержащиеся в конституциях гарантии прав субъектов федерации. Прежде всего,это относится к таким основополагающим принципам федерализма, как равенствосубъектов федерации и независимость в решении вопросов внутренней политики.Конституциями признается наличие собственных правовых и политических системсубъектов федераций, а защита их прав во многом обеспечивается конституционнымнадзором или контролем.
К числуважнейших гарантий прав субъектов федерации следует отнести и требованиецелостности и неприкосновенности территории земель, штатов, провинций иликантонов, границы которых не могут быть изменены без предварительного согласияих представительных органов[14].Отдельные конституции закрепляют и ряд дополнительных гарантий. В большинствефедераций центральные органы проводят предварительные переговоры и консультациис субъектами федерации перед принятием законов, регулирующих важнейшие стороныгосударственной жизни.
Наиболее характернымиз косвенных мер воздействия на сохранение и упрочение единства и целостности(в том числе и территориальных) федеративного союза на современном этапе служитпостроение отношений между двумя уровнями власти в области международных контактов[15]. Как известно, сфера внешнейполитики и внешних сношений относится к предметам ведения федеральных органоввласти, и это положение является одним из краеугольных камней существованияжизнеспособного федеративного государственного образования.
Взависимости от тех возможностей, которые внутреннее законодательство страныпредоставляет субъектам федеративных государств в отношении международнойдеятельности, современные федерации можно подразделить на три группы[16]:
– кпервой из них относятся такие страны, в которых в соответствии с конституциейосуществление внешних сношений является исключительной прерогативойцентрального правительства. В качестве примера подобных федераций служит Венесуэла,Бразилия и др.
– вовторую группу федераций входят государства, в которых, согласно конституции,субъекты имеют некоторые права на осуществление международной деятельности, нодля этого необходимо предварительное согласие и контроль со стороны общенациональнойадминистрации. Такого рода примером являются, прежде всего, Соединенные ШтатыАмерики.
Третью группусоставляют такие федерации, конституция которых признает за субъектамиопределенные полномочия в области внешних сношений. К ним относятся ФРГ, ШвейцарскаяКонфедерация, Канада.
Подведем некоторые выводы:
Под формой государственного устройства понимаются территориальноеего устройство (административно-территориальное илинационально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частямии центральной властью. Существуют две основные формы государственногоустройства: унитарная и федеративная (которую отличают от конфедеративной).
В унитарных государствах обособление частей в основном носит лишьадминистративно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику невырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства не могут. Вфедеративном государстве имеются высшие органы государственной власти иуправления, как у государства в целом, так и у его субъектов.
Можно выделитьнаиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративныхгосударств:
– территорияфедерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов,республик;
– всоюзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная властьпринадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией иеё субъектами разграничивается союзной конституцией;
– субъектыфедерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшиезаконодательные, исполнительные и судебные органы;
– вбольшинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданствофедеральных единиц;
– основнуюобщегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляютсоюзные государственные органы. Они официально представляют федерацию вмежгосударственных отношениях
– обязательнымпризнаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзногопарламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзногопредставительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палатапризвана представлять интересы членов федерации.
Взавершение можно отметить, что на сегодняшний день вмире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, ссовокупным населением около двух млрд. человек. В дальнейшем изложении мыознакомимся с процессами становления и развития федеративного устройства Россиии изучим особенности российской модели федерации.
2. Россия как федеративное государство
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в России
Российская империя (с небольшимиоговорками в отношении Финляндии и Польши) являлась унитарным государством[17]. Возникшая врезультате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика такжеявлялась унитарным государством. Однако многонациональность России ипровозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировалитенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилосьнационально-освободительное движение народов. Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих,солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россиюфедерацией[18].Подчеркивалось стремление «создать действительно свободный и добровольный, а,следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех нацийРоссии»[19].
Вскоре после Съезда началось практическиформирование Российской Федерации, государственное строительство ее составныхчастей. Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской СоциалистическойФедеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организациигосударственного единства РСФСР.
В первой половине 1918 г. основнойи единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже вовторой половине 1918 г. создается новая форма автономии – трудоваякоммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии –автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов Россиизавершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся послепринятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. Послеиздания общероссийского закона о провозглашении автономии созывалисьучредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашенияавтономии реализовывался.
Высшей формой автономии была автономнаяреспублика, которая являлась государством, имеющим свой государственныймеханизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).
Наряду с внутренним развитием РоссийскойФедерации в 1917–1922 годах возникают и развиваются ее связи с другиминезависимыми республиками, образовавшимися в это время.
Вступление РСФСР в состав Союза ССРсовпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г.начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики.Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округакак новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни водной другой союзной республике они не создавались.
В этот же период можно отметить ипереход многих народов России к более высоким формам государственности. Первымшагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономныеобласти, начавшееся в 1921 г.
Важным этапом в государственномстроительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой КонституцииРСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономныхреспублик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции. ВКонституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономнойреспублики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г.во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик[20].
В годы Великой Отечественной войнысуществующий тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению кцелым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых былиобвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками (Калмыкия, Чечня ит.д.)
Конституция РСФСР 1978 г. вновьзафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. Всоответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так сталиназываться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно[21].
Однако, нужно признать что идеифедерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными,фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгойиерархией органов управления.
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. сталоначалом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизациивласти[22].Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовойстатус, провозгласила равноправие субъектов Федерации. Обозначив определенную«асимметричность» входящих в ее состав субъектов (республики, края, области,автономные области, автономные округа, города федерального значения),Конституция заложила базовые принципы и основные рамки построения подлиннойфедерации.
В то же время с принятием Конституции 1993 г. процессформирования государственного устройства РФ не завершился. Возможно, поэтомуКонституцией была предусмотрена необходимость подготовки общих законов,регламентирующих различные условия построения федерации и федеративныхотношений. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, врамках которого ведется поиск оптимальных форм взаимодействия национальныхаспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными[23].
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством,которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральныхокругов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведениирегионального законодательства в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации и т.д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношениямежду центром и субъектами федерации[24].
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем,связанных с формой территориального устройства в России[25]. Анализ статей 5, 66, 68 КонституцииРоссии показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны.Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами;учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов –устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако,только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того,современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размеромтерритории государства, огромным количеством субъектов.
В настоящеевремя можно обратить на следующие тенденции формирования и функционирования федеративногоустройства Российской Федерации[26]:
– вусловиях перехода от старой формы государственного устройства к новой моделифедеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма ивыработки оптимального пути федерирования Российского государства;
– сохраненатенденция перегруппировки субъектов Российской Федерации (в сторону увеличениялибо уменьшения);
– наличиеразнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики,автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учетанациональных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов;
– вКонституции Российской Федерации в системе распределения полномочий междуцентром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарныхвзаимоотношений;
– вывереныподходы к определению понятия суверенитета.
Вдальнейшем изложении мы подробно остановимся на законодательных принципах иособенностях федеративного устройства Российского государства.
2.2Принципы и особенности федеративного устройства России
Поконституции Российской Федерации выделяются несколько основополагающихпринципов федеративного государства. Это верховенство Конституции и федеральныхзаконов, равноправие субъектов федерации, государственная целостность, единствосистемы государственной власти, Разграничение предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ и право, подразумевающие равноправие и самоопределение народов[27].
Рассмотримкаждый из них подробнее.
Верховенство Конституции и федеральных законов. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеютверховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство федеральнойКонституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство,согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие«федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широкомзначении, т.е. и как собственно федеральные законы, и как федеральныеконституционные законы[28].
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонноеих соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точногосоответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов,принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иныхнормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации попредметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречиеобнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты,не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию,приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, этоправило действует на всей территории Российской Федерации[29].
В части 1статьи 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаютсяфедеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямоедействие на всей территории Российской Федерации».
Часть 5 статьи 76 Конституции РФ устанавливает гарантии и пределыдействия и применения федеральных законов, а также законов и иных актовсубъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, атакже по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В даннойстатье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым всоответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречиямежду федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,действует федеральный закон».
Часть 6 статьи 76 устанавливает важную гарантию приоритетанормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия междуфедеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,изданным в соответствии с частью 4 той же статьи. Это означает, что при наличиитакого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта РоссийскойФедерации.
Необходимоотметить, что, несмотря на то, что в Конституции Российской Федерацииопределены основные принципы верховенства Конституции и федеральных законов, данныйосновополагающий государственный принцип нарушается[30]. Так, во многих республикахРоссийской Федерации закреплено юридическое верховенство их конституций поотношению к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан,Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика). Некоторые субъектыустановили в одностороннем порядке приоритет республиканского законодательстванад федеральным, закрепили право приостановления на территории республикидействия законов и иных нормативных актов Российской Федерации, если онипротиворечат Конституции или законам субъектов Российской Федерации (Саха,Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан). Все эти установления-нарушения разрушаютединое правовое пространство Российской Федерации и ведут к возникновениюправового сепаратизма. В то же время отметим ту работу, которую ведетАдминистрация действующего президента РФ Д.А. Медведева, по приведению всоответствие с Конституцией отдельных нормативных актов субъектов федерации.
Равноправие субъектов федерации.Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что«Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов – равноправныхсубъектов Российской Федерации». Это равноправие также состоит в предоставлениивсем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76Конституции РФ).
Равноправиесубъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всехсубъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «ВСовет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РоссийскойФедерации: по одному от представительного и исполнительного органовгосударственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
Также равноправие субъектов РФ состоит и в том, что «вовзаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъектыРоссийской Федерации между собой равноправны» (ч. 4 ст. 5 КонституцииРФ). В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия вгосударственной организации субъектов[31].В первую очередь мы говорим о республиках.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Конституции «Республикаявляется государством в составе Федерации». Она обладает всей полнотой государственнойвласти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведениифедеральных органов государственной власти. Государственная власть республикиисходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в формегосударства в составе РФ. За республиками закреплено право на принятиеКонституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы:«Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край,область, город федерального значения, автономная область, автономный округимеет свой устав и законодательство» (ч. 2 ст. 5 К. РФ).
Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своихорганов государственной власти в соответствии с основами конституционногостроя, общими принципами организации представительных и исполнительных органовгосударственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этогореспублики имеют право на именование своих органов государственной властивысшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный)орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики(Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки. Различиеесть также и в наличии республиканского гражданства[32].
Каждая республика имеет право на государственную символику, котораявключает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, атакже право на столицу. Каждая республика самостоятельно утверждаетГосударственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн – официальныесимволы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов,населяющих эти республики, а также имеет столицу.
Государственная целостность. Федеративноеустройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.Часть 3 статьи 4Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенностьсвоей территории», а часть 3 статьи 5, что «федеративное устройство РФ основанона ее государственной целостности».
РоссийскаяФедерация состоит из государств, государственно-территориальных инационально-государственных образований, созданных для достижения общих целей спомощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ кгосударственному, политическому и социально-экономическому единству, котороевыражается в государственной целостности Российской Федерации[33].
Государственнаяцелостность Российской Федерации обеспечивается целостностью инеприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства,которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовыхсредств (часть 1 статьи 8 Конституции РФ); верховенством Конституции РФ ифедеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ);отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерацииили иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, посколькуодностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственнойцелостности России, единству системы государственной власти.
Целостность и неприкосновенность территории является одним изосновных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – однойиз важнейших его функций.
Единствосистемы государственной власти. Закрепляяпринцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную исудебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, чтофедеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системыгосударственной власти[34].Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано наединстве системы государственной власти означает, что Российская Федерацияберет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма,в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеютправо на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия[35].
Единствосистемы государственной власти – одна из гарантий государственной целостностиРоссийской Федерации. Единство системы государственной власти выражается вналичие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупностивысшую государственную власть[36].
ВРоссийской Федерации государственная власть реализуется системой, в которуювходят федеральные государственные органы – Президент, законодательные,исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектовФедерации (ст. 11 Конституции РФ).
Федеральнаягосударственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерациии осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ,Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ иГенеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамкахКонституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системыгосударственной власти в Российской Федерации. государственная власть субъектовРоссийской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системыгосударственной власти в Российской Федерации и распространяется на территориюсубъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной,исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
Органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность засоблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающиеединство системы государственной власти в Российской Федерации.
Местнаягосударственная власть является неотъемлемой составной частью единой системыгосударственной власти в Российской Федерации. Она осуществляетсяпредставительными, исполнительными и судебными органами, созданными в городах ирайонах, а также иных административно-территориальных единицах, непосредственновходящих в состав субъектов Российской Федерации, и распространяется натерриторию городов и районов, а также иных административно-территориальныхединиц, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации.
Местнаягосударственная власть взаимодействует с местным самоуправлением в формах,определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Местные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностьюорганов местного самоуправления по вопросам обеспечения законности и правопорядка,а также использования материальных и финансовых средств, выделяемых местномусамоуправлению в соответствии с решениями федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местныхорганов государственной власти.
Единствогосударственной власти в системе представительных и законодательных органовгосударственной власти обеспечивается[37]:
– правомучастия представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерациив федеральном законодательном процессе;
– правом участия местных представительных органов взаконодательном процессе субъектов Российской Федерации;
– правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключениюКонституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающихКонституцию и законы Российской Федерации;
– правом отмены представительными и законодательными органамисубъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судовсубъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающихКонституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законысубъектов Российской Федерации.
Единство государственной власти в системе исполнительных органовгосударственной власти обеспечивается: подчинением органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации решениям федеральных органовисполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законамиРоссийской Федерации; подчинением местных органов исполнительной властирешениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектовРоссийской Федерации[38].
Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации несут конституционную ответственность задействия, нарушающие единство системы государственной власти в РоссийскойФедерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) субъектов РоссийскойФедерации могут быть отстранены от занимаемой должности за неоднократное грубоенарушение Конституции и законов Российской Федерации, а также иные действия,нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.Президенты и главы администраций (губернаторы) отстраняются от должности указомПрезидента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ[39].
Представительныеи законодательные органы субъектов Российской Федерации могут быть распущены занеоднократное грубое нарушение Конституции и законов Российской Федерации,принятие законов и иных нормативно-правовых актов, подрывающих суверенитет итерриториальную целостность Российской Федерации, наносящих ущербобороноспособности государства и разрушающих единую денежную ибюджетно-финансовую систему Российской Федерации. Представительные изаконодательные органы субъектов Российской Федерации распускаются указомПрезидента РФ по представлению Федерального Собрания РФ и на основе заключенияКонституционного Суда РФ.
Местныеорганы государственной власти несут конституционную ответственность задействия, нарушающие единство системы государственной власти в РоссийскойФедерации. Формы ответственности местных органов государственной власти задействия, нарушающие единство системы государственной власти в РоссийскойФедерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектовРоссийской Федерации.
Разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ иорганами государственной власти субъектов РФ. Как уже было отмечено выше, характерная черта всякой федерации –разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органамивходящих в нее субъектов. Часть 3 статьи 11 Конституции РФ гласит, что«разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным ииными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Основнойзакон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71),предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственнойвласти субъектов Российской Федерации (ст. 73).
Конституционныетребования организации публичной власти в России предполагают неукоснительноесоблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации,устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Этипредметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или всферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесениеизменений в Конституцию Российской Федерации[40].
«Исключительность» предметов ведения Российской Федерации,согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что попредметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционныезаконы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территорииРоссийской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации могут осуществлять по предметам ведения РоссийскойФедерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях ипределах, установленных Федерацией[41].По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с нимизаконы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2ст. 76 К. РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральнымконституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ). Вне пределов веденияРоссийской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации республики, края, области, города федерального значения,автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовоерегулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4ст. 76 К. РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым всоответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречиямежду федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).
Равноправие и самоопределение народов. Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия исамоопределения народов в Российской Федерации. «Федеративное устройствоРоссийской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов вРоссийской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).
Федеративное устройство Российской Федерации исходит из праванародов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достиженийсовременной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права[42].
Какизвестно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации,самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, приподдержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например,Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составеРоссийской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так иРоссийской Федерации как суверенного государства[43].
Именноисторическое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции приконстатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, вчастности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Закрепленный статьей принцип равноправия народов в РоссийскойФедерации означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти все субъекты Российской Федерации между собойравноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиямруководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектовв Федерации[44].
В Конституции РФ также сказано, что «Российская Федерациягарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условийдля его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).
Кроме того,в этом контексте важно отметить, что согласно ст. 69 Конституции РФ,«Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствиис общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорамиРоссийской Федерации».
В целомвыскажем мысль, что принципы устройства федеративного государства относятся косновополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношениймежду федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать этипринципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализмаведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенныхчерт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественноразличными формами государственных образований, как «конфедерация», «союзгосударств», «союзное государство», «унитарное государство».
Изложим некоторые промежуточные выводы по настоящей главе:
– Россия по форме своего государственного устройства являетсяфедерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактическиначинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамкахРСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государствоуправлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления;
– принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г.стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальнойдемократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ееконституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации,заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации;
– в то же время процесс формирования государственногоустройства РФ не завершился. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительныйпереходный период, в рамках которого ведется поиск оптимальных формвзаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическимии территориальными, что выражается в создании федеральных округов, измененииспособа формирования Совета Федерации, приведении региональногозаконодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.;
– наиболееважные принципы Российской Федерации как федеративного государства таковы:верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектовФедерации; государственная целостность; единство системы государственнойвласти; разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;равноправие и самоопределение народов;
– принципыустройства федеративного государства относятся к основополагающимконституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральнымцентром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом всеболее демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному:размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративногогосударства, к стиранию граней между такими качественно различными формамигосударственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзноегосударство», «унитарное государство».
Заключение
Теперь, всоответствии с поставленными ранее целью и задачами выскажем несколько общихвыводов по данной работе.
Под формой государственного устройства понимаются территориальноеего устройство и характер взаимоотношений между его составными частями ицентральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства:унитарная и федеративная. В унитарных государствах обособление частей восновном носит лишь административно-управленческий характер, их органысамостоятельную политику не вырабатывают. В федеративном государстве имеютсявысшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом,так и у его субъектов;
Можновыделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративныхгосударств:
– территорияфедерации состоит из территорий её отдельных субъектов;
– всоюзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная властьпринадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией иеё субъектами разграничивается союзной конституцией;
– субъектыфедерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшиезаконодательные, исполнительные и судебные органы;
– основнуюобщегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляютсоюзные государственные органы. Они официально представляют федерацию вмежгосударственных отношениях.
– обязательнымпризнаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзногопарламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзногопредставительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палатапризвана представлять интересы членов федерации.
– на сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций,расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд.человек.
Россия по форме своего государственного устройства являетсяфедерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактическиначинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамкахРСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государствоуправлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. сталоначалом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизациивласти. Конституция России 1993 г. четко определила ееконституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации,заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации. Сначала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках котороговедется поиск форм взаимодействия национальных аспектов государственногоустройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в созданиифедеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации,приведении регионального законодательства в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и т.д.
Наиболееважные принципы России как федеративного государства таковы: верховенствоКонституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации;государственная целостность; единство системы государственной власти;разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие исамоопределение народов.
Принципыустройства федеративного государства относятся к основополагающимконституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральнымцентром и субъектами Федерации.
Списокиспользованной литературы
Нормативныеакты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.
2. ЗаконРФ от 25.10.1991 №1807 «О языках народов Российской Федерации». Официальныйтекст.
3. Федеративныйдоговор от 10.04.1992 г.
Научные монографии
1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние иперспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. – 92 с.
2. Бахлов И.В. Современное федеративное государство. СПб.:Град Петров. 2004. – 150 с.
3. Валентен С.Д. Федерализм: российская история ироссийская реальность. М.: Гардарика, 2003. – 119 с.
4. Иванов В.Н., Яровой О.Я. Российский федерализм:становление и развитие. М.: Спутник+. 2006. – 280 с.
5. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российскогогосударства. М.: Истоки. 2007. – 230 с.
6. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов Российской Федерации. М.: Право. 2001. – 125 с.
7. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемыгосударственного единства. М.: Кодекс. 2002. – 320 с.
8. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.В. Лазарева.М.: АкадемКнига. 2003. – 313 с.
9. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова.М.: АкадемКнига. 2006. – 540 с.
Статьи из периодическихизданий
1. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации //Законодательство. – 2001. – №9. – С. 16–25.
2. Златопольский Д.Л. Государственное единство РоссийскойФедерации: некоторые аспекты проблемы // Вестник Московского университета.Серия XI. Право. – 2007. – №.4. – С. 18–27.