ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГОГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
2. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГОГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
3. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГОГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В СООТНОШЕНИИ СО СФЕРОЙ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВАПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие международногосотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человекахарактеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов вобласти закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в областисоздания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.
Создание комплекснойсистемы обеспечения и защиты, закрепленных в международно-правовых актах и вовнутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системымеждународных органов, наделенных функциями международного контроля задеятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, являетсяважнейшей функцией международного гуманитарного права.
Одной из характерныхособенностей развития сотрудничества государств в области прав человека насовременном этапе является создание системы международного контроля запретворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Субъектамиуказанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав исвобод человека являются в основном государства и международные имежправительственные организации.
Ни что не препятствуетгосударствам добровольно передавать на обсуждение международных организацийвопросы, касающиеся нарушения прав человека. Обычно это делается на основемеждународных договоров. Соответствующие положения содержатся в первомФакультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политическихправах[1]1966г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[2]1950г., Американской конвенции прав человека[3]1969г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения вмеждународных организациях так называемых частных жалоб.
Роль международныхконтрольных органов, созданных государствами в современных условиях постоянновозрастают. Как известно, в международных отношениях нет надгосударственнойвласти, которая могла бы контролировать осуществление принципов и норммеждународного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизньили налагать санкции за нарушение взятых обязательств. Поэтому государства ипредусмотрели создание международного контрольного механизма, возникшего врезультате расширения международного правотворчества, усложнениямежгосударственных связей, появление глобальных проблем, затрагивающих судьбывсего человечества. В этом процессе значительную роль играет и тообстоятельство, что отдельные вопросы традиционно отнесенные к внутреннейкомпетенции государств, ныне регулируются и нормами международного права(отрасли международного гуманитарного права).[4]
Объектом исследованияданной контрольной работы являются общественные отношения, возникающие в сферемеждународной защиты прав и свобод человека и являющиеся предметоммеждународного гуманитарного права.
Предмет исследованияработы составляют нормы международно-правовых актов в области защиты прав исвобод человека, являющихся источниками международного гуманитарного права.
Целью данной контрольнойработы является изучение истории международного гуманитарного права, егопонятия, сферу действия, с помощью чего будет возможно охарактеризовать роль иместо данной науки в механизме защиты прав и законных интересов человека.
Контрольная работа включаетв себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. ИСТОРИЯВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
Термин «международноегуманитарное право» впервые был предложен в 50-х гг. XX в. известнымшвейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно небольшой период он получилширокое распространение и признание сначала в публицистике, в юридическойлитературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции(1974—1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарногоправа, применимого в период вооруженных конфликтов.
Начало развитиямеждународного гуманитарного права в XX в., как правило, связывают с принятием22 августа 1864 г. на дипломатической конференции в Женеве Конвенции обулучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны 1864 года.
Неоценимая роль в работепо подготовке и принятию Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарскому предпринимателю Анри Дюнану, свидетелю страданий и мук раненых и умирающих французскихи австрийских солдат после битвы между австрийскими и франко-итальянскимивойсками в 1859 г. при Сольферино, во время войны в Италии. По предложению АнриДюнана был создан комитет, состоявший из единомышленников Дюнана, такназываемый «Комитет пяти», одной из основных целей которого была разработкамеждународных гуманитарных принципов, а также изучение возможности создания вкаждой стране добровольного общества помощи, члены которого будут обучаться иготовиться в мирное время к оказанию помощи военно-медицинской службе во времявоенных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета
Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом
Красного Креста.
Важнейшим нововведением вмеждународное право, внесенным Женевской конвенцией 1864 г., было понятие нейтральности в том виде, в котором его предложил Дюнан. Врачи и другоймедперсонал не должны считаться принимающими участие в военных действиях и неподлежат захвату в плен.
В Конвенцииоговаривалось, что всегда и везде раненым должно оказываться уважение ипроводиться одинаковое лечение, независимо от того, на чьей стороне онисражались.
В Женевской конвенции 1864 г. содержалось всего 10 статей, но они заложили фундамент, который послужил основой длядальнейшего развития международного гуманитарного права. Эти статьи затрагивалисущественные моменты: военные санитарные повозки и госпитали были признанынейтральными, им обеспечивались защита и уважение; нейтральностьраспространялась на армейских священников, исполняющих свои обязанности; еслиони попадали в руки противника, они должны были быть освобождены и возвращены всобственный лагерь; необходимо было с уважением относиться к мирному населению,пришедшему на помощь раненым; раненым и больным воинам необходимо былообеспечить уход, независимо от того, на чьей стороне они сражались; знаккрасного креста на белом поле должен был обозначать госпитали и медперсонал дляобеспечения им защиты.
Сегодня трудно себепредставить, какое огромное влияние оказала Женевская конвенция 1864 г. на развитие права наций. Впервые в истории государства приняли официальный постояннодействующий документ, содержащий ограничения их могущества в интересахотдельных людей и человеколюбия.
Уже через два года послеее принятия, в австро-прусской войне
1866 г., Женевская конвенция 1864 г. прошла боевое крещение. Это был удобныйслучай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь жекровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала
Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями,и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его помощь. В лагерепротивника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия не подписалаКонвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя.В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствиямедицинской помощи.
В 1867 году почти всеведущие державы ратифицировали Женевскую конвенцию 1864 года, кроме СоединенныхШтатов, которые сделали это в 1882 году.
С этого времени Конвенцияприобрела всеобщий характер, что было весьма важно для ее авторитета.Франко-прусская война 1870 г. показала, насколько сложно обеспечить выполнениеположений Женевской конвенции 1864 г. и норм обычного права.
Один из основателейМеждународного комитета Красного Креста и в течение многих лет бессменный егоПрезидент — Гюстав Муанье, сразу же после окончания этой войны изложил своинаблюдения и выводы в работе «Женевская конвенция во время франко-прусскойвойны».
Первый военный конфликт,в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарскаявойна 1885 г. Смертность в ней составила не более 2 %. На этот раз государствапоняли, что Женевская конвенция служит их обоюдному благу, и данный факт болеене подвергался сомнению. Сама идея, или концепция, распространениямеждународного гуманитарного права не родилась вместе с Женевской конвенцией 1864 г., где еще не упоминалось о необходимости ознакомления населения с ее положениями.
Хотелось бы отметить, что по поручению Президента США Авраама Линкольна 24апреля 1863 г. по армии США был издан приказ № 100 «Инструкция полевым войскамСоединенных Штатов», подготовленный известным американским юристом немецкогопроисхождения Френсисом Либером. Данная Инструкция, ныне известная как КодексЛибера, подтолкнула процесс последующей кодификации законов и обычаев войны.Кодекс Либера содержал подробные правила, относящиеся ко всем аспектамсухопутной войны, от способов ведения боевых действий как таковых и обращения сгражданским населением до обращения с особыми категориями лиц, такими, каквоеннопленные, раненые, партизаны
(франтиреры) и т. д. Хотя Инструкция полевым войскам Соединенных Штатовформально была сугубо внутренним документом и предназначалась для применения вусловиях гражданской войны между Севером и Югом, тем не менее она не толькопослужила импульсом для последующей кодификации законов и обычаев войны, но иявилась первым примером регулирования на внутригосударственном уровне отношенийпо защите жертв войны, воплотившим научные воззрения того периода, в том числеоб ответственности индивидов за нарушение правил ведения военных действий, атакже явилась документом, провозгласившим необходимость распространения знанийо праве войны.
Таким образом, у истоковвозникновения международного гуманитарного права стоит Женевская конвенция 1864года. Однако сам термин «международное гуманитарное право» возник гораздопозднее, а именно в 50-х годах XXвека, и впервые был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте.
2. ПОНЯТИЕИ ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
Принцип уважения прав исвобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен ввиде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких,как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948года, Женевские Конвенции о защите жертв войны 1949 года, Конвенция о политическихправах женщин 1953 года, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовойдискриминации 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных икультурных правах 1966 года, Международный пакт о гражданских и политическихправах 1966 года, Дополнительные протоколы I и II1977 года к Женевским Конвенциям 1949 года, Конвенция о правах ребенка 1989года и другие.
Объем урегулированныхмеждународными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют отом, что в современном международном праве сформировалась новая отрасль,отражающая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере –международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафиксированы в различныхисточниках международного права, отличающихся по своей юридической силе, сфередействия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод человека ит. д.
В отечественной изарубежной литературе по вопросу о содержании международного гуманитарногоправа («права человека», «международная защита прав человека», «международноеправо прав человека» и т. п.) и месте этой отрасли в системе международногоправа имеются две основные точки зрения.
Согласно одной из них,отрасль «права человека» регламентирует международное сотрудничество в областиправ человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека вусловиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли – «прававооруженных конфликтов» («законов и обычаев войны»).
Другие ученыерассматривают гуманитарное право в более широком контексте, включая в неговопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время.Эта точка зрения представляется более обоснованной.
Предметрегулирования у «гуманитарного права в мирное время» и «гуманитарного права впериод вооруженных конфликтов» в общем един — осуществление, обеспечение изащита прав человека. Вооруженный конфликт приводит в действие, «включает»целую систему международных норм о защите человеческой личности. Эти нормыустанавливают особый режим регулирования общественных отношений в периодвооруженных конфликтов. Во время вооруженных конфликтов появляются новые группыучастников правоотношений — комбатанты, гражданское население, раненые ибольные и другие лица, права которых подлежат особой защите.
Такимобразом, отдельные категории индивидов наделяются специальными правами изащитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приобретают специальныеправовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженныхконфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» вдругих отраслях международного права.
В то же времяи гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативнымкомплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципысобственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), сдругой — нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные аспектыправового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом,правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и др.).
Такимобразом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право вмирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а такжемежотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы обответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)
Нормыгуманитарного права — преимущественно договорные нормы. Однако определеннуюроль играет международно-правовой обычай. Значительна роль обычая вгуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют«законами и обычаями войны».
Кроме того, вюридической литературе (прежде всего западной) высказывается мысль, чтоВсеобщая декларация прав человека 1948 года[5] в силу обычаяприобрела статус юридически обязательного документа. Но международный документобладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придалипринимавшие его субъекты. Декларация принималась Генеральной Ассамблеей ООН какдокумент рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовыестандарты в области прав человека, к которым необходимо стремитьсягосударствам. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статусаобычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могутподтверждать наличие международных норм, текстуально с ними совпадать, отражаясодержание уже существующих норм.
Помимодоговоров и обычаев, нормы гуманитарного права зафиксированы и в некоторыхдокументах международных конференций и совещаний, в частности, в документахСБСЕ (Заключительный акт 1975 г.[6], Итоговый документВенской встречи 1989 г.[7], ДокументКопенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г.[8],Парижская хартия для новой Европы 1990 г.[9]и др.).
Обобщаяизложенное, международное гуманитарное право можно определить как совокупностьмеждународно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения изащиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженныхконфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере,правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающихответственность за нарушение прав и свобод человека.
3. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯМЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В СООТНОШЕНИИ СО СФЕРОЙ ПРИМЕНЕНИЯМЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Международноегуманитарное право и право прав человека имеют различную материальную сферуприменения и различную сферу применения в отношении лиц. Сравнение сферприменения дает возможность обозначить как некоторые различия между этимиотраслями права, так и их взаимодополняемость.
Материальная сфераприменения международного гуманитарного права заключается в том, что оноприменяется только в случае вооруженного конфликта. В случае международноговооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительныйпротокол I.
В случае вооруженногоконфликта немеждународного характера, достигшего определенной степениинтенсивности, применяется Дополнительный протокол II и статья 3, общая длячетырех Женевских конвенций, которые содержат комплекс довольно подробноразработанных норм. Вооруженные конфликты этого типа — это конфликты,«происходящие на территории какой- либо Высокой Договаривающейся Стороны, междуее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другимиорганизованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственнымкомандованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, которыйпозволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия иприменять настоящий Протокол».
Если конфликт недостигает такой степени интенсивности, но, тем не менее, является внутреннимвооруженным конфликтом, применяется только статья 3, общая для четырехЖеневских конвенций, которая предусматривает минимальные нормы, применяемые вслучае вооруженного конфликта.
Статья 3, общая длячетырех Женевских конвенций, предусматривает:
- во-первых, гуманное обращение с лицами, которые не участвуют в военныхдействиях, что подразумевает:
1) запрещениепосягательств на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийства ипытки;
2) запрет на взятиезаложников;
3) запрещениепосягательств на человеческое достоинство, в частности оскорбительного иунижающего обращения;
4) запрещение осуждения иприменения наказания без судебного разбирательства, проведенного при соблюдениисудебных гарантий;
— во-вторых, оказаниепомощи раненым.
Так как международноегуманитарное право по своей природе предназначено для применения в условияхвооруженного конфликта, оно не содержит общей оговорки о возможностиотступления от обязательств в отношении ряда прав, которая применялась бы вслучае войны.
Международное право правчеловека применяется, в принципе, в любое время, т. е. как в мирное время, таки во время войны. Большинство международных договоров по правам человекапредусматривают положения, позволяющие государствам принимать меры вотступление от своих обязательств в отношении ряда прав в чрезвычайных ситуациях,например во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизнинации. Следовательно, применение многих прав человека возможно лишь вне такихчрезвычайных ситуаций. Тем не менее, от обязательств по некоторым правамчеловека.
В «неизменное ядро» правчеловека, от обязательств по которым нельзя отступать ни при какихобстоятельствах, не входит целый ряд норм, которые предусматриваютсямеждународным гуманитарным правом и которые, следовательно, будут применятьсядаже в отдельных чрезвычайных ситуациях, возникновение которых само по себеможет служить основанием для отступления от тех же обязательств по правамчеловека, например, во время войны. Речь идет, в частности, об обязательствепредоставлять защиту и оказывать помощь раненым, ограничениях на применениесилы органами безопасности и охраны правопорядка, о судебных гарантиях.
Сфера применения вотношении лиц заключается в том, что международное право прав человекаприменяется ко всем людям. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основныхсвобод предусматривает обязательство государств обеспечивать защиту всех лиц,находящихся под их юрисдикцией.
Международноегуманитарное право, по всей видимости, имеет более узкую сферу применения вотношении лиц. Тем не менее, данный вопрос заслуживает более подробногорассмотрения. Большинство норм, применяемых в случае международноговооруженного конфликта, касается лишь «покровительствуемых лиц», а к ним неотносятся лица, находящиеся во власти государства, гражданами которого ониявляются. Вместе с тем нормы, применяемые в случае внутреннего вооруженногоконфликта, устанавливают обязательства государства в отношении его собственныхграждан. Кроме того, необходимо напомнить, что обязательство предоставлятьзащиту и помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение распространяетсяна всех этих лиц, независимо от того, к какой стороне они принадлежат.
Наконец, исключительноважные «основные гарантии», предусмотренные статьей 75 Дополнительногопротокола I, предоставляются всем лицам, которые затронуты международнымвооруженным конфликтом и которые не пользуются более благоприятным обращением всоответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом I, в томчисле лицам, находящимся во власти государства, гражданами которого они являются.
Следует также отметить,что право прав человека традиционно предусматривает гарантии защиты человека отнеправомерных действий официальных властей и должностных лиц государства. Занекоторыми исключениями право прав человека не защищает человека от действийдругих лиц. Несколько иной подход принят в международном гуманитарном праве.
Достаточно упомянуть, чтонекоторые нормы этого права специально предусмотрены для ситуаций внутреннеговооруженного конфликта и устанавливают обязательства, гарантирующие соблюдениеправ лиц не только официальными властями и силовыми структурами государства, нотакже и противостоящими им антиправительственными силами или силами оппозиции.
Таким образом, сфераприменения международного гуманитарного права и права прав человекаразграничивается. Международное гуманитарное право применяется только в случаевооруженного конфликта, а международное право прав человека – как в мирное, таки в военное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, у истоковвозникновения международного гуманитарного права стоит Женевская конвенция 1864года. Однако сам термин «международное гуманитарное право» возник гораздопозднее, а именно в 50-х годах XXвека, и впервые был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте.
Отдельныекатегории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренныминормами, т.е. физические лица приобретают специальные правовые статусы. Поэтомуможно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главнымобразом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях международногоправа.
Международноегуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время игуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевыеинституты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы обответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)
Международноегуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовыхпринципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человекакак в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующихсотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всехкатегорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прави свобод человека.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РоссийскойФедерации: (принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г.) // Собр.законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 1. – Ст. 1.
2. Всеобщая декларацияправ человека 1948 года// Международная защита прав и свобод человека.Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 — 20.
3. Европейская конвенция о защите правчеловека и основных свобод 1950 года // Собраниезаконодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Американская конвенция прав человека1969 года // Международные акты о правах человека.Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. С. 720 — 736.
5. Международный пакт о гражданских иполитических правах 1966 года //
Международное публичноеправо. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 470 — 482.
6. Действующеемеждународное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международногоправа, 1996. С. 42-54, 83 — 91.
7. Международная защита прав и свободчеловека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 – 20,58-80.
8. Жеребцов А. Н.«Международное Гуманитарное право». Курс лекций. Краснодар. 1998.
9. Права человека и вооруженныеконфликты: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Карташкина. М., 2001.
10. Международное публичное право:Учеб. / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд., доп. М., 2004.
11. Международное право: Учеб. / Подред. Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчиковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
12. Международное право: Учеб. / Под ред.Л.Н. Шестакова. М., 2005.
13. Ледях И.А. Принципы и нормымеждународного гуманитарного права — консолидирующая основа защиты правчеловека в вооруженных конфликтах // Права человека и процессы глобализациисовременного мира / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2005.