Содержание
1. Положение и роль главы государства вмонархиях
2. Президент: статус и полномочия
Список использованных источников
1. Положение и роль главыгосударства в монархиях
Монархия (греч. — единовластие) — форма государства, где высшие позиции в управлении странойзанимает государь, получающий свой титул по наследству (князь, царь, король, императори т.д.).
Монархюридически остаётся главой государства, но реально он не принимает участия вуправлении страной. Правительство в конституционной монархии ответственнотолько перед парламентом. Такая форма государства сложилась в Великобритании,Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии и некоторых др.странах.
Выделяютследующие виды монархии:
а) абсолютные,где вся власть концентрируется в руках монарха. Эта государственная формаприсуща была феодальным обществам и в настоящее время в том или ином видесохранилась лишь в государствах Ближнего Востока (Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт,Саудовская Аравия)
б)дуалистические, где существует формально-юридическое разделение государственнойвласти м.монархом и парламентом, т.е. в стране существует парламент, безучастия которого не могут приниматься законы, но правительство назначаетсямонархом и ответственно только перед ним. Как правило, власть монарха в такихстранах является в силу традиций более авторитетной, чем власть парламента. Ктакому типу государств обычно относят Иорданию, Марокко, Непал
в)конституционные или парламентарные, где статус монарха формально и фактическиограничен во всех сферах осуществления государственной власти: законодательныеполномочия осуществляет парламент, а функции исполнительной власти — правительство.
Впервые титул«Государь всея Руси» принял Иван III в 1485. «Дело царевича Алексея»в 1717 стало поводом для изменения порядка наследования престола. Один изсподвижников Петра I — Феофан Прокопович написал сочинение «Правда волимонаршей», в котором обосновывал право монарха назначать наследникапрестола по своему усмотрению, не по старшинству, а по «пригодности».5 ФВ 1722 был издан «Устав о наследовании престола», оформивший этоправо монарха.
Монархиейназывается государство, в котором носителем верховной власти является однолицо.
Монархиюможно рассматривать принципиально, как известную форму верховной власти вгосударстве,- во-первых; Во-вторых, она может подлежать рассмотрению, какизвестный факт истории, т.е. исторически.
Согласнопервой точке зрения, главное внимание должно быть обращено на внутреннююсущность монархического принципа верховной власти; необходимо выяснить еговнутреннюю природу в отношениях к другим силам государства и вывести результаты,которые должны следовать в этих отношениях, в зависимости от самой сущности,самой природы монархического принципа верховной власти. Другими словами, такоерассмотрение монархии должно выяснить, каковы должны быть те формы отношениймежду верховною властью-монархом и другими силами государства-обществом иуправительным механизмом или правительством,-отношений, которые наиболее сродныи обуславливаются самой идеей монархии. Эта точка зрения показывает в концеконцов, чем должна быть монархия в жизни, если она желает быть сама собой.
Втораяточка зрения, историческая, главным образом исследует те конкретные формымонархического типа, какие имели место в истории.
Монархическийпринцип представляет собою результат работы человеческой мысли, которая анализировалатот материал, какой дала история. В этом смысле, как всякий принцип, имонархически является предметом мышления, которое может быть сильнее илислабее, яснее или туманнее. В историческом процессе его осуществлениеобусловливается длинным рядом обстоятельств, которая могут быть комбинированыразличным образом. В зависимости от таких комбинаций и в виду их крайнегоразнообразия, принцип, в своем осуществлении в виде тех или других конкретныхформ, претерпевает в них большие или меньшие извращения, в смысле большего илименьшего соответствия между этими формами и внутреннею сущностью самого реализующегосяв них принципа.
Элементарноюзадачею власти является создание и поддержание порядка. В дальнейшем онаполучает значение силы, в установленном порядке осуществляющей высшие началаправды.
Сразвитием гражданского состояния монархия является тем легче, чем элементыгражданской жизни (в виде сложного группового, в зависимости от сложностиинтересов, какими захвачена данная нация, расслоения ее и развитая зародышейаристократического и демократического принципов власти) сложнее и чем сильнееони каждый порознь развиты. Не желая и не видя оснований к взаимномуподчинению, ощущая каждый в отдельности свой собственный raison d'etre, все этиэлементы способны к объединению только некоторым высшим принципом, отвлеченнымот их отдельного существования, но не отрицающим их. Таким принципом являетсялегче всего нравственный, человеческой, исходящий из идеи личности, ее прав, ееблага, ее потребностей и т. п. Являясь с таким характером, он выдвигает властьмонархическую, как по существу нравственную.
Условиявнутренней и внешней политики могут благоприятствовать возникновению монархии,когда в виду необходимости энергии и единства власти, в эпохи национальной самообороныили покорения других народов, возникает потребность сосредоточить власть вруках одного лица. Но не всякая единоличная власть представляет собоюверховную, ибо в тех случаях, когда условия внешней или внутренней политикивыдвигают единоличную власть, она выдвигается с чисто-служебным характером, какнеобходимая в данный момент форма власти,- власти управительной, служебной, ноне верховной. Ясно, что, когда минует момент необходимости в такой единоличнойформ власти, она может быть упразднена, и действительно упраздняется, еслитолько она не возводится на степень власти верховной нравственными понятиямиданной нации. В связи с таким ошибочным признанием и именовавшем словом«монархия" всякой политической формы, когда во главе государства стоитодно лицо, стоит известное извращение монархического принципа, именуемоеабсолютною монархиею или прямо абсолютизмом.
Сознательность,с какою и сам монарх, и нация относятся к течению политической жизни, имеетогромное значение для правильности осуществления монархического принципа вкачестве верховной государственной власти. Необходимо ясное понимание данногоначала власти, понимание источников его силы для сохранения его и развития.
Вистории множество примеров, когда монархии сами подрывали собственную силу,допуская и даже направляя усилия на создание таких условий, какими сами себя онпривели к гибели и замен другими политическими формами.
Длятого, чтобы один человек мог стать верховною властью для того народа, ккоторому он сам принадлежит и который во столько раз сильнее всякой отдельнойличности, во сколько миллионы сильнее единицы, очевидно, необходима высшая,сверхчеловеческая санкция его власти. Народ отказывается от своей власти не впользу монарха, как в абсолютизме, но во имя высшей силы, какую он чувствуетнад собою.
Монархииприписывают обыкновенно следующие недостатки:
1)Династичность делает случайным замещение престола в смысле способностеймонарха; может родиться гений, но может родиться и бездарность.
2)Ограниченность круга непосредственного влияния монарха в делах управлениявынуждает прибегать к системе передаточного действия, при помощи чиновников,которые, действуя именем монарха, легко впадают в произвол.
3)В монархии ограничивается самодеятельность нации, так как над нею организуетсявсесторонняя бюрократическая опека.
Всилу необходимости единства между монархом и народом необходимо, чтобы всегдабыла личность для замещения престола, личность, не возбуждающая никаких спорови сомнений. От нее требуются прежде всего не таланты, а духовная посвященностьпредстоящей ей миссии — быть выразительницей нравственных идеалов своегонарода; она должна быть проникнута своим долгом и, во имя этих идеалов, Божиимвелением, управлять этим народом сообразно началам Божественной правды. Такую личностьспособна дать только династия.
Личныеспособности монарха в развитом государстве значения не имеют потому, что вмонархии вообще необходима, в виду особенности свойства ее, искусноорганизованная система управления. Круг непосредственного влияния со сторонымонарха, по чисто-физическим условиям, весьма ограничен. Поэтому в монархии особенно необходима разумнаяорганизация управительного механизма, построенная, кроме того, таким образом,чтоб его организация открывала широкую возможность людям способным италантливым участвовать, в качестве сил служебных, в управлении государством.При совершенстве управительного механизма, очевидно, вопрос личных способностеймонарха не имеет решающего значения для государства. Безусловно, при плохойсисеме управления личные способности его становятся, наоборот, моментомрешающим. Однако, и они, когда все управление страною представляет собою плохуюорганинзацию, недостаточны, чтобы восполнить ее неудовлетворительность. Приплохой системе управления никакие личные таланты не выручат. Зато нравственнаявыработка носителей власти, необходимая для монарха, его нравственноевоспитание лучше всего обеспечивается именно династическим порядкомпрестолонаследия. Таким образом, ущерб делу государственного управления, вслучае личной неспособности монарха, устраним при искусстве организацииправительственного механизма, которое и без того существенно необходимо вмонархии.
Преждечем говорить о неизбежности системы передаточного действия в монархии, в силутого, что, по естественным причинам физической невозможности, кругнепосредственного влияния монарха ограничен, следует указать на то, что в этомотношении равны в своей практики все принципы верховной власти, и аристократияс демократией совершенно таким же образом, как и монархия, с тою лишь разницею,что по природе своей монархия является более способной к лучшей организациисистемы управления и имеет в своем распоряжении больше средств к предупреждениюи пресечению чиновничьего произвола, нежели аристократия или демократия.
Именнов монархии может быть лучше всего организована система управления потому, что,будучи физически безсилен заведовать полностью всем делом управления страною,монарх естественно склонен прибегать к содействию других принципов власти илегко дает им место в систем управления, ибо, являясь их верховнымпримирителем, он их нисколько не отрицает, а лишь верховно организует как всамой нации, так и в управительной систем, вводя уже существующие в самой нациизачатки организации власти и повиновения в общую организацию государственногоуправления. Такое построение управительного механизма на начал сочетанияразнородных принципов является наилучшим, открывая широкую возможностьнациональному самоуправление везде, где это возможно. С другой стороны, вмонархии открывается ничем незаменимое действие монарха по его царскойпрерогативе которого лишены, конечно, и демократия и аристократия и котороеимеет огромное государственное значение.
Государство,в котором монарх сохраняет право действия по своей царской прерогативе, непредставляет собою организации, закованной в рамки закона, хотя бы и вопрекинарастающим с каждым днем условиям жизни, до тех пор, пока эти рамки не будутпеределаны сообразно с этими новыми жизненными условиями. Согласно своему правупрерогативы, самодержавный монарх сохраняет возможность постоянно отвечатьжизненным запросам нации, хотя бы они и не вмещались в установленные в данныймомент рамки существующего закона, ибо он стоит над законом, вне закона и,обладая полнотою власти, способен переделать самый закон. При этом условиигосударство получает гибкость и наиболее соответствует принципам жизни иразвития нации.
Бюрократияспособна узурпировать власть монарха в том случае, если ему самому усвояетсязначение только главной управительной власти в государстве. Очевидно, еслимонарх обладает исключительно полнотою управительной власти, являетсяисключительно верховным управителем государства, то все управление должнопроизводиться лично им самим, а всякое проявление самодеятельности нации в государственномуправлении должно почитаться уже узурпацией его власти. Но так как монархфизически не может осуществлять все управление государством сам лично, топриходится прибегать к чиновничеству, которое действует именем монарха везде иповсюду. Однако, по тем же условиям физической невозможности монарх лишенсредств контролировать лица и учреждения, действующие в управлении его именем.С другой стороны, и само общество не правоспособно не только контролироватьдействия правительства, но и предавать их огласке и обсуждению публично. Такбывает во всех случаях, когда монарх считается старшим правителем государства,а правительство отождествляется с понятием верховной власти. В действительностивласть монарха должна быть тем, что она есть по смыслу самой монархии, а именно- властью верховною. Она-то, верховная власть, вместе с нацией составляетгосударство. Организуемое ею, в видах управления страною, правительство естьсила служебная, которой народ подчиняется не ради нее самой, а ради верховнойвласти. Как уже замечено, являясь подданными по отношению к верховной власти,члены нации для правительства суть граждане. Установляя для управления страноюзакон, монарх правительству поручает следить только за его исполнением. Еслимонарх не считается только правителем, только первым из бюрократов, и властьего понимается, как власть верховная, охватывающая все силы и все власти, какиепорождаются нацией,- все эти силы должны быть одинаково ему близки и допустимы,ибо все они находятся под его верховенством, и хотя бы все государствонаходилось в ведении общественного управления, монарх не лишается этим своеговерховенства. Таким образом, при понимании власти монарха, как властиверховной, другими словами, при правильном понимании самой монархии,общественное самоуправление вполне допустимо, и нет необходимости всеуправление государством поручать бюрократии. А этим-то и предотвращается ееперерождение из силы необходимой и полезной в силу вредную для государства.
2. Президент: статус иполномочия
Президент Республики Беларусь является Главойгосударства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека игражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализациюосновных направлений внутренней и внешней политики, представляет РеспубликуБеларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, еенациональной безопасности и территориальной целостности, обеспечиваетэкономическую и политическую стабильность, преемственность и взаимодействиеорганов государственной власти, осуществляет посредничество между органамигосударственной власти.
Деятельность Президента Республики Беларусьрегулируется рядом нормативных актов, многие из которых после принятия нареферендуме 24 ноября 1996г. нового текста Конституции Республики Беларусьпретерпели серьезные изменения, в соответствии с которыми изложена даннаяработа.
Президент Республики Беларусь избирается гражданамиРеспублики Беларусь на основе всеобщего, равного и прямого избирательного правапри тайном голосовании.
Выборы Президента Республики Беларусь являютсясвободными и равными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах, закого голосовать и каждый избиратель имеет один голос.
Выборы Президента Республики Беларусь являютсяпрямыми: Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народомРеспублики Беларусь.
Голосование на выборах Президента Республики Беларусьявляется тайным – контроль, за волеизъявлением голосующих, не допускается.
Для организации и проведения выборов ПрезидентаРеспублики Беларусь образуются: Центральная комиссия по выборам ПрезидентаРеспублики Беларусь, территориальные (областные, районные, городские, районныев городах) и участковые комиссии по выборам. Для проведения голосованияобразуются участки.
Деятельность комиссий по выборам Президента РеспубликиБеларусь, государственных и общественных органов, участвующих в подготовке ипроведении выборов Президента, осуществляется открыто и гласно.
Комиссии по выборам информируют граждан о своейработе, составе, месте нахождения и времени работы.
Средства массовой информации освещают ход подготовки ипроведения выборов Президента Республики Беларусь; их представителямгарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные свыборами. Комиссии по выборам, государственные органы, политические партии иобщественные объединения, трудовые коллективы предоставляют средствам массовойинформации необходимую информацию, связанную с подготовкой и проведениемвыборов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведениемвыборов, производятся только за счет средств государства из республиканскогобюджета в размере, утверждаемом Национальным собранием.
Порядок распределения и использования денежных средствустанавливает Центральная комиссия по выборам.
Средства, используемые для проведения предвыборнойагитации, делятся поровну между всеми кандидатами и расходуются по ихтребованию в порядке, установленном Центральной комиссией.
Государственные средства массовой информации бесплатнообнародуют материалы, предоставленные комиссиями по выборам, и предвыборныепрограммы кандидатов в Президенты Республики Беларусь.
Запрещается какое-либо прямое или косвенное участиеиностранных организаций и иностранных граждан в финансировании и инойматериальной помощи избирательной компании кандидатов.
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз илииным способом свободному осуществлению гражданином Республики Беларусь своегоправа избирать и быть избранным Президентом, вести предвыборную агитацию,препятствующие работе комиссий по выборам, а также должностные и иные лица,совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчетголосов, нарушившие тайну голосования, или допустившие другие нарушения ЗаконаРеспублики Беларусь «О выборах Президента Республики Беларусь», несутустановленную законом ответственность. К ответственности привлекаются такжелица, опубликовавшие или иным способом распространившие ложные сведения,порочащие кандидатов в Президенты, а также публично призывающие кбойкотированию выборов.
Для подготовки и проведения выборов образуютсяследующие комиссии:
1. Центральная комиссия по выборам ПрезидентаРеспублики Беларусь;
2. областные и Минская городская комиссии по выборам;
3. районные, городские ( в городах областногоподчинения ), районные в городах;
4. участковые комиссии по выборам ПрезидентаРеспублики Беларусь.
Комиссии по проведению выборов, в соответствии с вышеприведенной иерархией:
1. осуществляют контроль за соблюдением Закона «О выборахПрезидента Республики Беларусь»;
2. направляют деятельность комиссий по выборам;
3. распределяют денежные средства, предусмотренные длявыборов, контролируют обеспечение
комиссий по выборам помещениями, транспортом, связью,рассматривают другие вопросы их материально-технического обеспечения;
4. устанавливают форму бюллетеня и списка граждан,имеющих право участвовать в выборах;
5. заслушивают сообщения соответствующих органов повопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
6. рассматривает заявления и жалобы на решения идействия комиссий по выборам;
7. устанавливают результаты голосований по выборам;
8. осуществляют другие полномочия в соответствии снастоящим законом.
Для проведения голосования и подсчета голосовтерритория районов, городов, районов в городах делится на участки дляголосования. За пределами Республики Беларусь участки для голосованияобразуются руководителями дипломатических (консульских) представительств,работающих на территории соответствующих государств.
Участки для голосования образуются с количеством неменее 20 и не более 3000 граждан, имеющих право участвовать в выборах.
Выдвижение кандидатов в Президенты начинается за 75дней. Право выдвижения кандидатов принадлежит гражданам Республики Беларусь приналичии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
В случае если с инициативой по выдвижению кандидата вПрезиденты выступают граждане, образуется группа по выдвижению кандидата(инициативная группа по выдвижению кандидата) из числа лиц, имеющих правоучаствовать в выборах, в количестве не менее 30 человек.
Регистрация выдвинутых кандидатов в Президентыосуществляется Центральной комиссией по выборам. Регистрация кандидатов вПрезиденты начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов. Крегистрации представляется любое количество кандидатов.
Кандидат в Президенты может иметь до 20 доверенныхлиц, которые помогают ему в проведении избирательной компании, ведут агитациюза избрание его Президентом, представляют интересы кандидата вовзаимоотношениях с государственными общественными органами, избирателями, атакже в комиссиях по выборам.
Кандидаты в Президенты со времени их регистрацииЦентральной комиссией по выборам участвуют в избирательной компании на равныхначалах, имеют равное право голоса на использование средств массовой информациина территории Республики.
Всем зарегистрированным кандидатам в Президентыпредставляются равные возможности материально-технического и финансовогообеспечения избирательной компании.
Зарегистрированные кандидаты на период проведенияпредвыборной компании имеют право на освобождение от производственных илислужебных обязанностей с сохранением средней заработной платы по месту работы,за счет средств, выделяемых на проведение выборов. Такое же право имеютдоверенные лица кандидатов в Президенты.
Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям,трудовым коллективам, доверенным лицам кандидатов в Президенты предоставляетсяправо свободного и всестороннего обсуждения избирательных программ кандидатов вПрезиденты, вести агитацию за или против кандидата, на собраниях, митингах, впечати, на телевидении, на радио.
Выборы Президента назначаются Палатой представителейне позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца доистечения срока полномочий предыдущего Президента.
Если должность Президента оказалась вакантной, выборыпроводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дняоткрытия вакансии.
При выборах Президента голосование проводится в деньвыборов с 7 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссияоповещает избирателей не позднее, чем за десять дней до выборов. Агитация вдень выборов запрещена.
Каждый избиратель голосует лично, голосование задругих лиц не допускается. Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик дляголосования.
Сообщение об итогах выборов Президента передаетсяЦентральной комиссией по выборам средствам массовой информации дляобнародования и опубликования не позднее чем через три дня с момента подписанияпротокола об итогах выборов.
Выборы считаются состоявшимися, если в них принялиучастие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих правоучаствовать в выборах.
Выборы Президента Республики Беларусь регламентируетЗакон Республики Беларусь «О выборах Президента Республики Беларусь» введенныйв действие с 30 марта 1994 года.
Президент считается избранным, если за негопроголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие вголосовании.
Если ни один из кандидатов не набрал необходимогоколичества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования,по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосованиибольше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Порядок проведения выборов Президента определяетсязаконом Республики Беларусь.
С 21 февраля 1995 года введен в действие ЗаконРеспублики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь». Настоящий закон наоснове и во исполнение Конституции Республики Беларусь устанавливает правовойстатус и полномочия Президента Республики Беларусь, гарантии и порядок ихосуществления, взаимодействие между различными ветвями государственной власти.
Президент является Главой государства, гарантомКонституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Президент является высшим должностным лицом РеспубликиБеларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основныхнаправлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь вотношениях с другими государствами и международными организациями. Президентпринимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальнойбезопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую иэкономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органовгосударственной власти, осуществляет посредничество между органамигосударственной власти.
Для реализации своих полномочий Президент наделяетсяправами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народомРеспублики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией РеспубликиБеларусь, Законом «О Президенте Республики Беларусь», другими законамиРеспублики Беларусь и решениями республиканских референдумов.
Президент несет ответственность перед народомРеспублики Беларусь за исполнение своих обязанностей.
Президент осуществляет свою деятельность в целяхразвития Республики Беларусь как унитарного демократического социальногоправового государства, создания условий для свободного и достойного развитияличности, экономического развития государства, повышения благосостояния народаБеларуси на основе принципов равенства социальных, национальных и иныхобщностей перед законом, защиты прав и интересов человека, обеспеченияравенства каждого перед законом.
В целях осуществления демократии в Республике Беларусьна основе разнообразия политических институтов, идеологий и взглядов, обеспечениягражданского согласия Президент приостанавливает свое членство в политическихпартиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, навесь срок полномочий с оглашением соответствующего заявления в печати.
Президентом может быть избран гражданин РеспубликиБеларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом ипостоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственноперед выборами.
Президент избирается непосредственно народомРеспублики Беларусь на основе всеобщего свободного, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном ЗакономРеспублики Беларусь «О выборах Президента Республики Беларусь».
Президент не может быть депутатом Палатыпредставителей Национального собрания Республики Беларусь и членом СоветаРеспублики Национального собрания Республики Беларусь, занимать другиедолжности в государственных, общественных и иных учреждениях, организациях,осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платыденежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки,литературы и искусства.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь идостоинство охраняются законом.
Публичное оскорбление Президента или клевета вотношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовойинформации, влекут установленную законом ответственность.
Уголовное дело о публичном оскорблении Президента иликлевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средствмассовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренномУголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Иски о защите чести и достоинства Президентапредъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальнымкодексом Республики Беларусь.
Препятствование законной деятельности Президента недопускается и преследуется по закону.
Срок полномочий Президента — пять лет. Одно и то желицо может быть Президентом не более двух сроков.
Полномочия Президента начинаются с момента вступленияв должность и прекращаются с момента принесения Присяги вновь избраннымПрезидентом или в связи со смещением Президента с должности, отставкойПрезидента, досрочным освобождением Президента от должности, смертьюПрезидента.
Президент вступает в должность после принесенияПрисяги следующего содержания:
«Вступая в должность Президента Республики Беларусь,торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать иохранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищатьКонституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные наменя высокие обязанности».
Присяга приносится в торжественной обстановке вприсутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судейКонституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда РеспубликиБеларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. Для участия вцеремонии принесения Присяги могут приглашаться также члены Совета МинистровРеспублики Беларусь, другие должностные лица, представители политическихпартий, общественных объединений, религиозных конфессий Республики Беларусь,аккредитованные в Республике Беларусь дипломаты и представители иностранныхгосударств.
После оглашения текста Присяги Президент подписываетакт о принесении Присяги. Акт о принесении Присяги Президентом передается нахранение в архив Президента.
После подписания акта о принесении ПрисягиПредседатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведениюреспубликанских референдумов вручает Президенту удостоверение. ИсполняетсяГосударственный гимн Республики Беларусь.
Церемония принесения Присяги Президентом транслируетсяпо республиканскому телевидению и радио.
Президент может быть досрочно освобожден от должностипри стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанностиПрезидента. Решение о досрочном освобождении Президента от должностипринимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палатыпредставителей и большинством не менее двух третей голосов от полного составаСовета Республики на основании заключения специально создаваемой палатамикомиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.
Президент может быть смещен с должности в связи ссовершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение овыдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, еслиза него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей попредложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвиненияорганизуется Советом Республики на основании принятого постановления.
Президент считается смещенным с должности, если зарешение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного составаСовета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палатыпредставителей.
Непринятие Советом Республики и Палатой представителейрешения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвиженияобвинения означает отклонение обвинения.
В случае смещения Президента в связи с совершениемпреступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным СудомРеспублики Беларусь.
Президент может в любое время подать в отставку.Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.
Должность Президента считается вакантной в случаях:
— отставки Президента;
— досрочного освобождения Президента от должности;
— смещения Президента;
— смерти Президента.
В случае вакансии должности Президента илиневозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотреннымКонституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентомпереходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президентадолжны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 днейсо дня открытия вакансии.
Президент осуществляет функции Главы государства врамках Конституции Республики Беларусь, Закона «О Президенте РеспубликиБеларусь» и несет ответственность за правильность и полноту их реализации передгражданами Республики Беларусь.
Президент:
1) назначает республиканские референдумы;
2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палатупредставителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3) распускает палаты в случаях и в порядке,предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;
4) назначает шесть членов Центральной комиссииРеспублики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) образует, упраздняет и реорганизует АдминистрациюПрезидента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, атакже консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
6) с согласия Палаты представителей назначает надолжность Премьер-министра Республики Беларусь;
7) определяет структуру Правительства РеспубликиБеларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителейПремьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение оботставке Правительства или его членов;
8) с согласия Совета Республики назначает на должностьПредседателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, ПредседателяВысшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей этих судов;
9) с согласия Совета Республики назначает на должностьсудей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь,Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведениюреспубликанских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членовПравления Национального банка Республики Беларусь;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иныхсудей Республики Беларусь;
11) освобождает от должности Председателя и судейКонституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя исудей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя и членовЦентральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведениюреспубликанских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членовПравления Национального банка Республики Беларусь по основаниям,предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
12) назначает на должность и освобождает от должностиПредседателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
13) обращается с посланиями к народу РеспубликиБеларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней ивнешней политики;
14) обращается с ежегодными посланиями к ПарламентуРеспублики Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палатыпредставителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламентаи его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
15) имеет право председательствовать на заседанияхПравительства Республики Беларусь;
16) назначает руководителей республиканских органовгосударственного управления и определяет их статус; назначает представителейПрезидента в Парламенте Республики Беларусь и других должностных лиц, должностикоторых определены в соответствии с законодательством, если иное непредусмотрено Конституцией Республики Беларусь;
17) решает вопросы о приеме в гражданство РеспубликиБеларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
18) устанавливает государственные праздники ипраздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классныечины и звания;
19) осуществляет помилование осужденных;
20) ведет переговоры и подписывает международныедоговоры, назначает и отзывает дипломатических представителей РеспубликиБеларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
21) принимает верительные и отзывные грамотыаккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а такжебеспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группылиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровьюлюдей, территориальной целостности и существованию государства, вводит натерритории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайноеположение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждениеСовета Республики;
23) в случаях, предусмотренных законодательством,вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем натрехмесячный срок;
24) подписывает законы; имеет право в порядке,установленном Конституцией Республики Беларусь, возвратить закон или отдельныеего положения со своими возражениями в Палату представителей;
25) имеет право отменять акты Правительства РеспубликиБеларусь;
26) непосредственно или через создаваемые им органыосуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органамиуправления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местныхСоветов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительныхорганов в случае несоответствия их законодательству;
27) формирует и возглавляет Совет БезопасностиРеспублики Беларусь;
28) является Главнокомандующим Вооруженными СиламиРеспублики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшеекомандование Вооруженных Сил Республики Беларусь;
29) вводит на территории Республики Беларусь в случаевоенной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичнуюмобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждениеСовета Республики;
30) осуществляет иные полномочия, если это непротиворечит Конституции Республики Беларусь.
Президент имеет право роспуска палат Национальногособрания Республики Беларусь.
Полномочия Палаты представителей могут быть досрочнопрекращены по решению Президента при:
— отказе в доверии Правительству Республики Беларусь;
— выражении вотума недоверия Правительству РеспубликиБеларусь;
— двукратном отказе в даче согласия на назначениеПремьер-министра Республики Беларусь;
— систематическом или грубом нарушении КонституцииРеспублики Беларусь.
Полномочия Совета Республики могут быть досрочнопрекращены в случае систематического или грубого нарушения КонституцииРеспублики Беларусь.
Решение о роспуске палат Национального собранияРеспублики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения ими КонституцииРеспублики Беларусь принимается Президентом на основании заключенияКонституционного Суда Республики Беларусь.
Решение о роспуске палаты Национального собранияРеспублики Беларусь Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срокпосле официальных консультаций с председателем соответствующей палаты, если втечение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием длядосрочного прекращения полномочий данной палаты.
Палаты не могут быть распущены:
— в период чрезвычайного или военного положения;
— в последние шесть месяцев полномочий Президента;
— в период решения палатами вопроса о досрочномосвобождении или смещении Президента с должности;
— в течение года со дня их первых заседаний.
Президент имеет право не позднее чем в двухнедельныйсрок со дня получения закона, принятого Палатой представителей и одобренногоСоветом Республики либо принятого Палатой представителей в случаях и порядке,предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, вернуть его со своимивозражениями в Палату представителей для повторного голосования. Если Президентне возвращает какой-либо закон подписанным или со своими возражениями в течениедвух недель после того, как он был ему представлен, закон считаетсяподписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он немог быть возвращен в Парламент Республики Беларусь в связи с окончанием сессии.
Если возражения Президента будут преодоленыбольшинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палатНационального собрания Республики Беларусь, закон подписывается Президентом впятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будетподписан Президентом в этот срок.
Президент имеет право в таком же порядке вернуть дляповторного голосования со своими возражениями отдельные положения закона. Вэтом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей иСоветом Республики закон подписывается Президентом с оговоркой о несогласии сотдельными положениями этого закона и вступает в силу, за исключением тех положений,относительно которых имеются возражения Президента.
Подписанные Президентом тексты законов хранятся вСекретариате Палаты представителей.
Президент в соответствии с Конституцией РеспубликиБеларусь осуществляет меры по защите интересов граждан Республики Беларусь,находящихся (проживающих) в других государствах.
Президент имеет право законодательной инициативы вПалате представителей. Президент может направлять в Палату представителейпроекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработкии принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки квнесенным законопроектам.
Президент вправе внести в Палату представителейпроекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию РеспубликиБеларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь.
Президент:
— дает согласие либо поручает Совету МинистровРеспублики Беларусь дать согласие на внесение в Палату представителейзаконопроектов, следствием принятия которых может быть сокращениегосударственных средств, создание или увеличение расходов:
— имеет право вносить или дать поручение СоветуМинистров Республики Беларусь внести в Палату представителей и Совет Республикипредложение об объявлении законопроекта срочным.
Проекты законов, предложения, внесенные Президентом впорядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению всоответствии с регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь, апри объявлении рассмотрения проектов законов срочными — в течение десяти днейсо дня их внесения на рассмотрение.
Президент может потребовать, чтобы Палатапредставителей, Совет Республики на своих заседаниях принимали решения, голосуяв целом за весь внесенный Президентом проект или его часть, сохранив лишь тепоправки, которые предложены или приняты Президентом. Президент дает согласиеСовету Министров Республики Беларусь на внесение такого требования в Палатупредставителей и Совет Республики в отношении проектов и поправок к ним,представляемых Правительством.
Президент или по его поручению Совет МинистровРеспублики Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей принялаокончательное решение в случае, если после отклонения Советом Республикипринятого Палатой представителей законопроекта согласительная комиссия палатНационального собрания Республики Беларусь не приняла согласованный текстзаконопроекта.
Президент своими указами назначает республиканскиереферендумы по собственной инициативе, а также по предложению Палатыпредставителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысячграждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч гражданот каждой из областей и города Минска.
Президент подписывает решения, принятыереспубликанским референдумом.
Президент формирует и возглавляет Совет БезопасностиРеспублики Беларусь, определяет состав и порядок его деятельности, назначает надолжность и освобождает от занимаемой должности Государственного секретаряСовета Безопасности Республики Беларусь.
Совет Безопасности Республики Беларусь осуществляетсвою деятельность в соответствии с основными направлениями внутренней и внешнейполитики, военной доктрины Республики Беларусь.
Президент является Главнокомандующим ВооруженнымиСилами Республики Беларусь и ответствен перед народом Республики Беларусь заобеспечение надежной защиты государства, выполнение межгосударственныхсоглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктриныРеспублики Беларусь.
Президент вправе отдать приказ о начале военныхдействий без объявления войны в случаях:
— преднамеренного вторжения в воздушное пространствоРеспублики Беларусь;
— неожиданного вторжения вооруженных сил на территориюРеспублики Беларусь;
— неожиданного воздушного нападения на РеспубликуБеларусь.
В случае начала военных действий без объявления войныПрезидент обязан в течение трех часов сообщить об этом в Совет Республики.
Президент может ввести на территории РеспубликиБеларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявитьполную или частичную мобилизацию. Указы Президента по данным вопросам подлежатвнесению на утверждение в Совет Республики в трехдневный срок со дня подписаниясоответствующего указа.
Президент вправе запрашивать любую информацию, еслиэто не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан, направлять всредства массовой информации тексты для опубликования.
Президенту предоставляется время для выступления пореспубликанскому радио и телевидению. По требованию Президента ему должно бытьпредоставлено время, не предусмотренное в программах радио и телевидения.
Президент вправе инициировать созыв Палатыпредставителей, Совета Республики на внеочередные сессии.
Внеочередные сессии созываются указами Президента.
Президент вправе обратиться в Конституционный СудРеспублики Беларусь за заключением о:
— соответствии законов, декретов, указов Президента,международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь КонституцииРеспублики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным РеспубликойБеларусь;
— соответствии актов межгосударственных образований, вкоторые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона,Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированнымРеспубликой Беларусь, законам и декретам;
— соответствии постановлений Совета Министров РеспубликиБеларусь, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генеральногопрокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь,международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам,декретам и указам;
— соответствии актов любого другого государственногооргана Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам,ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
— наличии фактов систематического или грубогонарушения Палатой представителей и Советом Республики Конституции РеспубликиБеларусь.
Президент на основе и в соответствии с КонституциейРеспублики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательнуюсилу на всей территории Республики Беларусь.
Декреты Президента могут быть двух видов — декреты,издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательныхполномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.
Декреты и указы Президента, если иное не предусмотреноКонституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иныхгосударственных органов и должностных лиц.
Проект закона о делегировании Президентузаконодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом.Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срокполномочий Президента на издание декрета.
Не допускается делегирование полномочий Президенту наиздание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, еетолкование; изменение и дополнение программных законов; утверждениереспубликанского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборовПрезидента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав исвобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту неможет разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять правопринимать нормы, имеющие обратную силу.
Временные декреты издаются Президентом РеспубликиБеларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательныхполномочий.
Инициатором издания временных декретов может выступитьПрезидент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декретиздается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен бытьскреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь.
Президент не может издавать временные декреты по темже вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегированииПрезиденту законодательных полномочий, за исключением случаев принятия мер,предусмотренных частью второй статьи 79 Конституции Республики Беларусь.
Временный декрет с письменным обоснованиемнеобходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится вПалату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в том числе ив период между сессиями, Президентом или по его поручению Главой АдминистрацииПрезидента Республики Беларусь. Этот срок начинает исчисляться со дня,следующего за днем подписания данного временного декрета.
Временный декрет рассматривается Палатойпредставителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенныерегламентами палат.
Не подлежат рассмотрению временные декреты, утратившиесилу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.
Палаты Национального собрания Республики Беларусьвправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов отполного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в формепостановлений. Если голосование в палатах не привело к принятию решений оботмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временныйдекрет сохраняет свою силу.
Проекты законов, по содержанию расходящиеся свременным декретом, могут приниматься Национальным собранием РеспубликиБеларусь после отмены или признания утратившим силу этого декрета или егосоответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палатупредставителей Президентом или с его согласия.
Отношения, возникшие или приобретшие качественно новоесостояние со вступлением в силу временного декрета, после отмены данноговременного декрета могут регулироваться законом. При необходимостирегулирования таких отношений палаты Национального собрания Республики Беларусьодновременно с принятием решений об отмене временного декрета обязаны принятьсоответствующий закон.
Палаты Национального собрания Республики Беларусьмогут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временнымдекретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает своюсилу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временнымдекретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной такимзаконом, если временный декрет в данной части не отменен в установленномпорядке палатами Национального собрания Республики Беларусь.
Декреты, указы и распоряжения Президента публикуютсяили доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.
Декреты независимо от вида подлежат немедленномуопубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней послеопубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы ираспоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.
Декреты, указы и распоряжения Президентарегистрируются, им присваивается соответствующий порядковый номер.
Декреты и указы Президента или их отдельные положения,признанные Конституционным Судом Республики Беларусь в пределах его полномочийпротиворечащими положениям Конституции Республики Беларусь, утрачиваютюридическую силу в порядке, определяемом Конституцией Республики Беларусь.
Декреты Президента или их отдельные нормы, полностьюили в части расходящиеся с законом, которым предоставлены полномочия на ихиздание, не имеют юридической силы.
Президент непосредственно или через создаваемые иморганы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
Для непосредственного обеспечения деятельностиПрезидента, реализации его полномочий Президентом создаются АдминистрацияПрезидента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.Порядок их деятельности определяется Президентом.
Президент назначает Главу Администрации ПрезидентаРеспублики Беларусь.
Порядок финансового, материально-технического и иногообеспечения деятельности Администрации Президента Республики Беларусьопределяется Президентом.
Работники Администрации Президента РеспубликиБеларусь, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание, относятся ккатегории служащих государственного аппарата.
Президент вправе образовыватьконсультативно-совещательные и иные органы при Президенте.
Официальная государственная резиденция Президента, вкоторой находятся рабочие и представительные помещения Президента,располагается в столице Республики Беларусь.
Президент имеет круглую гербовую печать с надписью«Президент Республики Беларусь», специальные бланки с Государственным гербомРеспублики Беларусь.
Устанавливается следующее государственное обеспечениеи обслуживание Президента:
1) заработная плата в соответствии сзаконодательством;
2) служебное жилое помещение;
3) транспорт специального назначения;
4) охрана, возлагаемая на службу специального назначения;
5) расходы на представительные цели внутри страны;
6) расходы, связанные с посещением иностранныхгосударств;
7) специальное медицинское и санаторно-курортноеобслуживание его и его семьи;
8) государственное страхование;
9) государственная дача.
Врученные Президенту подарки, полученные во времяофициальных визитов в иностранные государства, а также подарки, врученные емупредставителями иностранных государств во время их официальных визитов вРеспублику Беларусь, являются государственным имуществом, хранящимся врезиденции Президента или в музеях республики, а подарки, представляющие особуюценность, — в Национальном банке Республики Беларусь.
В случаях истечения срока полномочий, отставкиПрезидента, досрочного освобождения Президента от должности бывшему Президенту:
1) устанавливается пенсия в размере, определяемомзаконодательством;
2) предоставляется государственное жилье в избираемомим населенном пункте Республики Беларусь.
Увековечение памяти и похороны Президентаосуществляются за счет средств государства.
Законодательством Республики Беларусь для Президентамогут устанавливаться иные правовые и социальные гарантии.
Согласно Конституции Республики Беларусь, любойгражданин, достигший 35-ти летнего возраста, обладающий избирательным правом ипроживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет может быть избранПрезидентом. Каждый кто удовлетворяет этим требованиям, а главное, уверен, чтопо своим моральным, деловым и другим качествам знает, что сможет стать первымлицом Республики, может баллотироваться в Президенты, и после избрания статьГлавой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свободчеловека и гражданина.
Список использованныхисточников
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. № 1;
2. Онормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от10.01.2000 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. №7;
3. ОПрезиденте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21.02.1995 //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997, № 24;
4. БожановВ.А. Органы государственной власти Республики Беларусь: методол. пособие. Мн.,1999..
5. ДорошенаА.В. Президентство как форма организации исполнительной власти /Гуманитарно-экономическийвестник. Мн., 1998. № 1.
6. КувалдинВ.Б. Президентская республика как формы демократического транзита. /ПОЛИС.1998. № 5.
7. ПаречинаС.Г. Институт президентства: история и современность. Мн., 2003.
8. Чиркин В.Е. Президентская власть /Государство и право.1997. № 5.