АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.И. Ползунова Инженерно-экономический факультет Кафедра экономики и производственного менеджмента РЕФЕРАТ по учебно-ознакомительной практике на тему: Проблемы развития малых предприятий Выполнил – Козлов А.В. Студент группы ЭУП-41 Проверил – Бородин В.А.
БАРНАУЛ – 2005 Содержание ВВЕДЕНИЕ… ……….…………1. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ… …1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ… 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА….10 3.
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ: МИРОВОЙ ОПЫТ….17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 23 ВВЕДЕНИЕ В последнее время в промышленности индустриально развитых стран наметилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредоточенных на одной территориальной площадке. В связи с наблюдающимся падением серийности производства и расширением номенклатуры производимых изделий
развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание было передано крупными корпорациями специализированным средним и мелким фирмам, которые добились значительных успехов в своей деятельности. В современной экономике сложился своеобразный симбиоз крупных корпораций и средних и мелких фирм. Положительная роль развития предприятий малого бизнеса несомненна но, тем не менее, в России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики.
В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города, где создалась неразрешимая проблема жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии,
преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х – начале 1990-х годов пока полностью не оправдываются. Все вышеперечисленные факты обуславливают целесообразность проанализировать в данной работе ситуацию, связанную с развитием малых предприятий в нашей стране.
В список поставленных задач входит анализ положения малых предприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на пути развития малого бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем. Основу информационной базы работы составляют аналитические материалы специализированных периодических изданий и ресурсы тематических источников информации сети Интернет. Для общего представления субъекта анализа и рассматриваемых проблем была использована актуальная
учебная литература. Акцент в работе делается на детальное рассмотрение проблем, обусловивших замедление развития малых предприятий в России, поиск путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме, позволяющие составить представление как о самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийся негативной ситуации. 1 ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ 1.1 Понятие и признаки малого предприятия Как следует из самого определения, “малое предпринимательство” – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к
субъектам малого предпринимательства, превышает пятьдесят. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год; величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается
на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким – от 24 до 99 человек. Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых
предприятий. В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, под субъектами малого предпринимательства понимаются
коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве
– 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 30 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. В Федеральном Законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В соответствии с законодательством, средняя численность работающих малого предприятия за отчетный период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера, и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.
1.2 Организационно-правовые формы малых предприятий В соответствии с законодательством малые предприятия, как субъекты малого предпринимательства, не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период. Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.
Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме: хозяйственных товариществ и обществ; производственных кооперативов; государственных и муниципальных унитарных предприятии.
Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики. Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества; товарищества на вере (коммандитные); общества с ограниченной ответственностью; открытые и закрытые акционерные общества.
Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества,
не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество. Товариществом на вере (коммандитным) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью
товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Участниками товарищества на вере могут быть в качестве полных товарищей индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве вкладчиков – граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере, если иное не предусмотрено законом, однако финансируемые собственниками учреждения могут быть
вкладчиками в товариществе на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено законом. Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация,
уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. В соответствии с законодательством акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в его уставе и фирменном наименовании. Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого
АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытым АО признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц. 2 ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству. К главным проблемам российского малого бизнеса относятся, во-первых, трудности
нормативно-правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения. Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается,
само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами.
Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной. Другая серьезная проблема законодательной сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие – создание стимула для развития теневого сектора экономики. По некоторым данным, в настоящее время в
России не регистрируются до половины малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70%, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается в среднем на 70%. В результате таких неправомерных действий малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза больше тех сумм, которые они туда перечисляют [7]. В настоящее время малые предприятия, занимающиеся выпуском отдельных видов товаров в первые четыре
года с момента государственной регистрации полностью или частично освобождаются от уплаты налога на прибыль. Предприятия малого бизнеса также имеют право на ускоренную амортизацию основных средств по удвоенным нормам, а в первый год своего существования им предоставляется право списывать на себестоимость выпускаемых товаров или услуг до половины стоимости приобретенных основных средств, что уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако этих мер недостаточно, кроме того, многие существующие законодательные акты, предоставляющие
налоговые льготы малым предприятиям не до конца проработаны и имеют множество слабых мест. По этой причине даже некоторые официальные лица называют действующий налоговый кодекс “враждебным” по отношению к предпринимательству. Государство также не принимает никаких мер по стимулированию коммерческих банков, осуществляющих кредитование, или страховых компаний, страхующих имущество и гражданскую ответственность малых предприятий. Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства
– неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций.
Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики – равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола.
Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства. К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства.
Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное. В 1994-1997 годах в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирования одной Федеральной программы поддержки малых предприятий. Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объеме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малого производства.
К настоящему времени Федеральным фондом государственной поддержки малого предпринимательства профинансировано 78 региональных программ, отчисления по которым составили около 150 млн. рублей. Кроме того, еще 140 и 40 млн. рублей были выделены соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и свыше 30 проектов, касающихся современных финансовых механизмов [5]. При неоспоримом положительном значении этих отчислений, объемы государственного финансирования
малого бизнеса приходится признать незначительными. Таким образом, следует отметить нерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих ассигнований из федерального бюджета, без которых не могут быть реализованы прогрессивные посткризисные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие использовать заемные ресурсы. В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства
также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит
чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства,
банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления
финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии
по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов
малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче займов. После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в современных российских условиях
представляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации. В области проблем, связанных с взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий
момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам.
Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов.
Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы.
Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях: 1. Формирование инфраструктуры поддержки – одновременно на всех уровнях государственной власти.
2. Внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки. 3. Передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий. 4. Обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости. Другим направлением совершенствования государственной политики
в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций. В области кредитно-финансового обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной
обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также
расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитования малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях
малого бизнеса. 3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ: МИРОВОЙ ОПЫТ Анализ опыта США в организации взаимодействия государства и частного сектора, в развитии предпринимательства вообще и в сфере малого бизнеса, в частности, имеет существенное значение по ряду причин. Малый бизнес играет очень важную роль в экономике страны, о чем свидетельствуют многие статистические показатели. Так, малые предприятия США производят более половины
ВВП страны, дают наибольший прирост новых рабочих мест и генерируют 55% всех инноваций. Следует отметить, что малые предприятия широко задействованы в деятельности основных министерств и, в первую очередь, Министерства обороны США. Возрастает роль малых предприятий в разработках новых технологий противодействия террору, которые ведутся Министерством внутренней безопасности. США обладают самым большим опытом (даже по сравнению с
Западной Европой и Японией) государственного регулирования и стимулирования деятельности малых предприятий. Примечателен опыт Соединенных Штатов и в разработке государственных мер по стимулированию крупных компаний в оказании поддержки малых предприятий и долгосрочного взаимодействия с ними. В стране действует и развивается активная государственная политика регулирования и стимулирования предпринимательства. Эта политика формируется и реализуется мощным федеральным министерством –
Администрацией по вопросам развития малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) с основным штатом сотрудников около 3 тыс. чел. SBA удалось организовать общенациональную систему финансовой, материально-технической и интеллектуальной поддержки малого бизнеса, в которую вовлечены почти все структуры страны и сектора ее экономики. SBA контролирует финансовую помощь малому бизнесу в размере 17 млрд. долл. в год при собственном бюджете
около 800 млн. долл. (в 2003 г.) [4]. Основной принцип организации столь внушительной финансовой поддержки – это создание механизмов стимулирования притока частного капитала. Прямая помощь SBA в виде грантов применяется избирательно, для наиболее нуждающихся в ней малых предприятий, причем преимущественно на начальных этапах их развития. Особое внимание уделяется инновационным малым предприятиям, связанным с большими техническими и коммерческими
рисками, и решению в связи с этим ключевой проблемы – привлечения венчурного капитала. В США действует уникальная по конструкции правительственная программа взаимодействия государства, инвестиционных компаний и малого бизнеса. Участвовать в программе могут только малые предприятия, прошедшие сертификацию SBA, и инвестиционные компании, получившие лицензию данного ведомства. Это позволяет SBA контролировать добросовестность и качество выполнения своих обязательств каждым партнером.
Государство в лице SBA участвует в отдельных проектах в качестве кредитора самих инвестиционных компаний или гаранта кредитов, которые они предоставляют малым предприятиям. По оценкам американских экспертов, бюджетные затраты на программу окупаются многократно. В настоящее время 65% венчурного финансирования осуществляется через данную программу. Государство активно влияет на развитие взаимодействия крупного и малого бизнеса.
Эта задача успешно решается в рамках национальной правительственной программы “ментор – протеже”, где ментор – это, как правило, крупная компания, а протеже – малое предприятие, получающее от нее помощь. В программе задействованы почти все федеральные ведомства, причем в наибольшей мере – Министерство обороны. Бюджетные средства расходуются на стимулирование участия в программе крупных компаний. Предусмотрены, в частности, различного рода компенсации (со стороны ведомств и администрации программы
“ментор – протеже”) затрат компаний-менторов на помощь подопечным малым предприятиям. Государство таким способом содействует формированию эффективных стратегических альянсов между крупными компаниями (главными подрядчиками) и малыми предприятиями (субподрядчиками). Названные программы увеличивают инновационный потенциал малых предприятий, что подтверждается, в частности, расширением их участия в разработках новых технологий противодействия террору, которые развертывает
Министерство внутренней безопасности. Необходимо подчеркнуть, что государственные программы содействия развитию малого бизнеса решают не только индустриально-экономические, но и социальные задачи. Так, SBA осуществляет ряд программ, по которым несколько типов малых предприятий отнесены к разряду проблемных и получили поэтому определенные преференции. Это относительно слабые малые предприятия; предприятия, размещенные в неблагоприятных в плане бизнеса
зонах; предприятия ветеранов и/или инвалидов; предприятия национальных меньшинств, а также малые предприятия, владельцами которых являются преимущественно женщины. В этих программах SBA, помимо грантов и кредитов, использует такие механизмы, как: постоянные переговоры с федеральными ведомствами на предмет заключения с малыми предприятиями субконтрактов и резервирование для малых предприятий определенного объема федеральных заказов на товары и услуги.
Следует отметить, что все программы SBA опираются на развитую нормативно-правовую базу, которая обеспечивает баланс интересов всех участников этих программ и, что особенно важно, защиту малых предприятий от нежелательных для них поглощений или потери контрольных полномочий. В нормативных актах США содержится немало и принудительных, внеэкономических мер по отношению к ведомствам и крупным компаниям (главным подрядчикам), нацеленных на усиление роли малого бизнеса.
SBA имеет специальное подразделение для приема и анализа жалоб со стороны малых предприятий на ведомственные нормативы, которые становятся неоправданным бременем для становления и развития малых предприятий. В целом, американские специалисты высоко оценивают эффективность деятельности SBA и отмечают, что: благодаря этой деятельности ежегодно создается 500 тыс. новых рабочих мест, при этом 30 тыс. долл. кредитных вложений дают одно рабочее место; система мер
SBA обеспечила высокую выживаемость малых предприятий из разряда проблемных. Так, 71% таких малых предприятий продолжают действовать после 3 лет с момента получения стартового кредита. Знаменательным событием 2003 г. стало принятие президентской программы помощи малому бизнесу, призванной придать новый импульс развитию этого сегмента экономики и предусматривающей комплекс мер, включая: увеличение прямой финансовой помощи, создание крупнейшего в мире фонда правительственных грантов;
снижение уровня ряда налогов или ликвидацию некоторых из них; снижение бремени не оправдавших себя регулирующих норм, создание системы гибкого реагирования на появление неэффективных нормативов; упрощение расчетов с государством; формирование более открытой, справедливой и доступной для малых предприятий системы получения правительственных контрактов. Рассмотренные государственные и совместные с частным сектором программы содействия развитию малого бизнеса представляют большой интерес с точки зрения используемых
подходов и механизмов их реализации. Они показали свою эффективность и заслуживают внимания со стороны российских заинтересованных структур. 4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведенного анализа можно обозначить следующие первостепенные по важности проблемы развития малых предприятий на территории России: 1. Отсутствие стабильной правовой базы и условий для цивилизованной конкуренции. 2. Фискальный характер налоговой политики.
3. Неоправданное административное бремя. 4. Трудности ресурсного и финансового обеспечения. Главный вывод, который необходимо сделать – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса.
Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса. В
России не все из этих функций выполняются должным образом. Приоритетными направлениями исправления создавшейся ситуации должны стать: 1. Формирование политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства, устранение текущих недостатков. 2. Разработка и реализация совместно федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов
РФ федеральной программы развития малого предпринимательства. 3. Активизация органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных программ. 4. Безотлагательное принятие мер по устранению правовых, административных, экономических и организационных
препятствий в создании и развитии малых предприятий. 5. Обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки. 6. Совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства.
7. Принятие мер по совершенствованию налогообложения, а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса. 8. Защита законных прав и интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений малых форм предпринимательства. Если не медлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива, способного поднять уровень российской экономики в целом на качественно новый уровень.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учебник. – М.: ФиС, 2002. – 144 с. 2. Дементьева А. Создание собственного дела в РФ // Менеджмент. – 2003. – № 4. – C. 19-22. 3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. –
М.: Фонд “Либеральная миссия”, 2003. – 220 с. 4. Максимцов В.П. Менеджмент малого бизнеса. Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. – 357 с. 5. Сковородова В. Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России // Внешнеэкономический бюллетень. – 2000. – № 12, С. 52-55. 6. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства //
Вопросы экономики. – 1999. – № 2. – C. 27-30. 7. Шулус А Деревянченко А. Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий // Российский экономический журнал. – 2000. – № 1. С. 58-62.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |