Реферат по предмету "Государство и право"


Римское рабовладельческое право наидавнейшего периода

Министерство внутренних дел Украины                                              Национальная академия внутренних дел Украины
Контрольная работа
по предмету «История государства и права зарубежных стран» натему:
 «Римскоерабовладельческое право наидавнейшего периода»
Выполнилслушатель НАВДУ
8-ой группы 1-гокурса-КА
Подгорный СергейВладимирович
Киев.2005г.

ПЛАН НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

I         Введение.
II        Источники Римского права.
       1)Первые источники Римского права.
       2)Деятельность римских юристов, как источники римского права.
III       Законы XII таблиц.
      1)Историческая справка.
      2)Краткое содержание.
IV        Правособственности.
V         Семейноеправо.
            а)Семья
            б)Правовое положение главы семьи и подвластных.
            в)Родство.
            г)Брак.
            д)Усыновление.
VI       Заключение.
VII    Список использованной литературы.
 
                     “Оружие и законы создают великую силу государства. Римлянепревзошли в том все другие народы и возвысились над прочими племенами. Так былов прошлом, и с Божьей помощью так останется вовеки”.
                                                                                                                      Codex Justinianeus.
    
                Едва линайдется человек, настолько легкомысленный и равнодушный к окружающей жизни,который бы не заинтересовался вопросом о том, какими средствами, какимиприемами политики римляне в промежуток менее 53 лет (считая с конца 2-йпунической войны) победили почти все страны населенного мира и подчинили ихсвоей единой власти — факт в истории беспримерный
                                                                                                                      Полибий,II в.н.э.     Еще в 1835 году Эдуард Гиббон всвоем Историческом  обозрении римского права писал,  что он с недоверчивостьюпринимается за изображение предмета,  глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища.(1) Но несмотряна  широкомасштабность  многовекового процесса  изучение  наследия  ДревнегоРима,  предмет римского права остается актуальным и по сей день.Значение римского права проявилось и проявляется до сих пор в самом явлении его рецепции во всем мире.По меткому  выражению  Э.Гиббона, законам Римской империи доныне повинуютсямногие народы, никогда  не  зависевшие от нее.(2)
1.  Гиббон Э.  Историческое обозрениеримского права., с. 2
2.  Гиббон Э.  Историческое обозрениеримского права.,  с. 3
Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римскогоправа писал, что он с недоверчивостью принимается за изображение предмета,глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собойобширные книгохранилища. Но, несмотря на широкомасштабность многовековогопроцесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остаетсяактуальным и по сей день.
Прежде всего, надо сказать, что термином “римское право” обозначаетсяправо античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации.
По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первый раз- легионами, второй -  христианством, третий   раз — правом.
Возведенное в ранг «писаного разума» (ratio scripta) римское правоклассического периода было широко воспринято феодальными госу­дарствамиЗападной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазногоправа.
В массе конкретных отношений, возникавших между това­ропроизводителями,римские юристы сумели выделить самые общие, самые абстрактные формы, римлянам ссамого начала удалось  выделить  субстанцию  права  из сферы чувств,  и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивыхсубъективно-нравственных взглядов  внешний организм. (1)
Соответственно с тем общее, абстрактное выражение получили и те правовыенормы, те правовые институты, которые служили урегулированию этих отношений.
На определенном этапе развития место конкретного лица — римскогогражданина, вольноотпущенника, иностранца и т. д. — занимает просто «собственник», просто «товаровладелец», абстракт­ная личность,выступающая как одна из сторон правоотношения. Точно так же товар или услуга,которые являются объектом и целью правоотношения, утрачивают свой специфическийхарактер, приоб­ретенный в прошлый период (земля частная, земля коллективная,вещи, принадлежащие свободному, вещи раба — пекулиантаи т.д.). Они становятся частной собственностью и только. Римское право  былоприспособлено к мировому обороту,  так как Рим ак-тивно поддерживалторгово-экономические и политические отношения   с  соседними  странами.  Это способствовало  разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций  в  сфере частного  права.  Таким образом,  римское право прошлострогую техническую школу. (2)
1. Дювернуа   Н.  Значение  римскогоправа  для  русских юристов., с.16
2.  Хвостов В.М. История римскогоправа., с. 427
Развитию римского права способствовали многие обстоятель­ства. Раньшевсего сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периодыпоздней республики и принципа­та. Одним из его последствий, как мы уже знаем, было стирание различий между категориямисвободного населения империи.
            Не меньшее значение имел «всесветный» характерсамой империи, породивший потребность «примирения» многих и различных правовыхсистем, исторически возникших и суще­ствовавших в завоеванных странах, и преждевсего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность вос­пользоваться результатами
правового развития культурных на­циональныхчастей империи, особенно Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание,которое уделялось праву, и тот почет, ко­торым была окружена деятельностьюристов, особенно вы­дающихся, таких, как Гай, Ульпиан,Павел, Лабеон, Цельс имногие другие.
Римское право  былоприспособлено к мировому обороту,  так как Рим активно поддерживалторгово-экономические и политические отношения   с  соседними  странами.  Это способствовало  разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций  в  сфере частного  права.  Таким образом,  римское право прошлострогую техническую школу. (1)
Многиеученые сходятся на том,  что юридическое мышление, необходимое для решенияразнообразных и сложных задач, которые ставит законодательная и судебнаяпрактика,  не может быть выработано без изучения римского права.
ИСТОЧНИКИРИМСКОГО ПРАВА.
Первые источники Римского права.
Источники права это не судебнаяпрактика, которая является моментом толкования права ( в этом отличие от странс англосаксонской моделью).
Первоисточник присутствующий у всех народов – Обычное право – молчаливоесогласие народа оформившееся в долгом привычном поведении. Как правило обычаипередаются из уст в уста. В римском законодательстве 1-ый закон – законзапрещающий обычаи противоречащие писаному праву.
Первые законы — это законы которыебыли записаны в двенадцать таблиц. Перед составлением этих законов, есть такиесведения, ездили в ближайшие греческие и другие города чтобы ознакомиться сдействующим там законодательством. После чего 1) Хвостов В.М. История римскогоправа., с. 427
закон был записан в 10 таблиц а позже добавлены еще 2 с изменениями. Онистояли прямо в городе на площади для всеобщего обозрения.
Римский историк Тит Ливииназвал законы XII таблиц “fons omnis publici privatique iuris” источником всего публичного и частного права. Слово«источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучеедерево римского права; Ливии хотел термином «источник» обозначить начало, откоторого идет развитие римского права.
В римском праве напротяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2)закон (в республиканский период — постановления народного собрания; в эпохупринципата — сенатусконсульты, постановления сената, которыми вуалироваласьволя принцепса; в период абсолютной монархии — императорские конституции); 3)эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция).
Римское право развивалось путемформулирования новых истин, то есть не отменяя предыдущих законов.
Первые юристы – жрецы, поэтомусвященное отношение к праву; позднее юриспруденция стала светской, поэтому ейзанялись очень богатые люди – патриции, которые давали свои юридическиеконсультации бесплатно.
Интересно, что сами судьи не были первоначально юристами, онине знали права и поэтому нуждались в консультации юристов. Сами судьи былипрекрасными ораторами и хорошо выступали с речами перед публикой. Обучениеюристов было чисто практическое, но для учеников еще и пояснялось, почемупринято именно это решение. В связи с этим, первые учебники выглядели каккомментарии к судебным процессам.
Деятельностьримских юристов.
В создании римского права не меньшая роль, чем претору,принадлежала римским юристам. Деятельность римских юристов выражалась в трехфункциях:
  a) cavere — составлениеформул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами(завещаний, актов продажи и т.п.). Чтобы оценить значение этой функции, нужнопринять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотябы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;
б) agere — советы относительно предъявления искаи порядка ведения возбужденного дела. И в этом случае помощь юристов быласущественна ввиду формализма и ритуальности древнеримского процесса почастноправовым спорам. Но она сводилась к одним только советам, потому чторимляне не допускали прямого представительства (выступления одного лица отимени другого), и заинтересованный должен был вести дело самостоятельно, лишьполагаясь на советы юриста, но без непосредственного его участия в процессе;
в) respondere — ответы на исходившие от частныхлиц юридические вопросы. В такой форме юристы давали толкование действующемуправу, а в случаях его пробельности или практической непригодности предлагалисвои собственные решения. Их ответы юридически обязательной силы не имели. Темне менее они оказывали на практику влияние, становившееся тем значительней, чемубедительней их обоснованность и чем выше авторитет их автора. Именно этафункция впоследствии сыграла решающую роль в обеспечении активного участия выдающихсяримских юристов в общем нормотворческом процессе. С особой силой такое участиепроявилось в классический период развития римского частного права.
В создании римского права огромная роль принадлежала римским юристам. Кобщей функции respondere, которую они осуществляли ираньше, император Август присоединил предоставленное некоторым юристам ius respondendi— право давать в письменном виде по запросам участников спора юридическиерешения властью императора (ех auctoritatae principis) с приданием им тем самымкачества обязательности. Примененные к конкретному спору, эти решения силоюсвоего авторитета оказывали влияние на судьбу других однородных споров, что ипридавало им известное нормативное значение.
По каналам таких решений проводились как новые идеи, так и уже выраженныев различных литературных источниках. Наиболее распространенными видамиюридических литературных произведений были: институции (institutiones)— учебники по праву; комментарии (commentariis) —истолкования действующего, главным образом, преторского, права; дигесты (digesta) — комментарии (нередко в сочетании с критикой)высказываний юристов прежних времен; регулы (regulae) —сборники кратко выраженных юридических правил, афоризмов и поговорок.
К данному периоду относится также образование двух школ или направлений вримской юриспруденции: прокульянцев, которых возглавлял Лабеон, а затем егоученик Прокул, и сабиньянцев, во главе которых стоял Капитон, а позже егопоследователь Сабин. Сколько-нибудь полных данных, достаточных для того, чтобысудить об особенностях каждой из этих школ, не сохранилось. Известны лишь ихрасхождения по отдельным частным вопросам, например, по вопросу о спецификации,т.е. о судьбе вещи, изготовленной для себя из чужих материалов без злого умысла(вследствие неведения, ошибки и т.п.). Сабиньянцы решали этот спор в пользусобственника материалов, а прокульянцы- в пользу их переработчика(спецификанта). Если судить лишь по изложенным расхождениям между двумяназванными школами, то более прогрессивной была позиция прокульянцев. К такомувыводу приводят и некоторые другие дошедшие до нас сведения о разделявших ихконтроверзах.
На рубеже веков, появилисьюридические школы. Наивысшего расцвета римская юриспруденция достигла во II-III веке, когда писали три наиболее известных римских автораЭмилий Попиниан, Юлий Павел и Дометиус Фульпиан. Они писали во временаимператора Исеверы.
На рубеже IV века император Валентиниан принял специальный закон, которыйназывался закон о цитировании, где указал, что для судей обязательно знатькниги 5 юристов: Кульпиан, Попиниан, Павел, Гай и более поздняя книгаПопиниана. То есть нужно было руководствоваться мнением этих юристов и техюристов на которых они ссылаются в этих работах. Таким образом круг юристовпредназначенных для цитирования был ограничен. Поэтому римские нормы понималисьне просто, как они написаны, а как они истолкованы  вот этими юристами. Если жев этих книгах мнения об истолковании были разные, то следовало придерживатьсямнения большинства, если же это было невозможно, то действовать нужно было поФульпиану, который был признан первым.
Таковы источники римского права.
ЗАКОНЫ XIIТАБЛИЦ.
Историческая справка.
Первая римская кодификация права восходит к середине  V столетия до н. э. Она получила название «ЗаконовXII таблиц». В течение многих веков они считались вРиме основным источником права — публичного ичастного (fons omnis publici privatique juris).ЗаконыХII таблиц были важнейшимэтапом борьбы между патрициями и плебеями.(1)
1) «Всеобщаяистория государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.52
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся наглавной площади Рима, его политическом центре — Форуме.(1) Никто поэтому не мог«отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякоговступающего в ря­ды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Счита­лось,что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
            Законы XII таблиц были в своей основе записьюобычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защитыот произвола патрицианских судей). Кодификацияправа была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
            Самизаконы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились всочинениях древних авторов, в особенности юристов, — Цицерона,Ульпиана, Гая и др.
            Средиэтих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая,автора «Институций» — учебника для римскихюридических школ. Его случай­но
обнаружилисторик Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гаябыли найдены подтекстом сочинения богословского содержания.
            Существуетпредание,  будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно,обнаружил сочинение Гая.
От слова «цивитас», что значит «город»,«городская община», право Таблиц называли«цивильным», то есть принадлежа­щим данной совокупности граждан; от слова«квирит» (как люби­ли называть себя сами римляне вчесть бога войны Януса Квирина) — «квиритским».
/>            От«цивитас» происходит доныне существующий термин«цивилистика», озна­чающий «гражданское право», совокупность институтов,служащих регулированию имущественных отношений.
Все первые века римской республики земля – главное достояние граждан –находилась в общей собственности – агер публикус. Пахотной земли было мало иглавное богатство должно было состоять в скоте, находившим себе пищу на горныхпастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная своенной окупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда итребование к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военномискусстве.(2)
Публичный характер, сохранившийся за земельным фондом римской городской
1) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр:М.1993г. с.52                            2)   «Всеобщая история государства иправа» К. И. Батыр: М.1993г. с.52
общины, былнередко основанием к переделу земли в интересах еесправедливого                                                                                                                                                                                                                                 
распределения земли и скота, выпасаемого на общественныхпастбищах.
К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон ЛицинияСекстания 386г. до н. э., запретивший отдельному лицу приобретать для себяболее 500 югеров государственных земель(125 га.) и пасти на общественныхпастбищах более 100 голов крупного и 500 голов мелкого рогатого скота. (1) 
Краткое содержание.
Содержание 12 таблиц:
Гражданское судопроизводство.
1    О вызовев суд
2    О суде.
3    Обисполнении судебных решений и о взыскании долга с должника.
О семейном праве.
4    Осемейном праве.
5    Наследственноеправо – иерархия наследования.
6    О правесобственности и владения.
7    О техзаконах и ограничениях которым подвергаются владельцы недвижимости
Публично-правовые.
8    Опреступлениях уголовных.
9    Оструктуре власти.
10  Религиозномуправу.
Поздние изменения
11  Поздниеизменения в частном праве.
12   Поздние изменения в публичном праве.
 Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенноеразделение вещей на две категории. К первой при­надлежалиглавным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко вто­рой — все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способеотчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именнопо этому признаку определилось и само название ука­занных категорий. Перваяназывалась res mancipi (рес манципи), вторая — resпес mancipi (рес нек манципи).
Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было со­вершаться в строгоустановленной форме. Она называлась mancipatio(манципация).                                      1) «Римское правостародавнего Рима» Харитонов с.34
Слово это происходит от manus — рука. Первоначальное образноепредставление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда “манус”.
Учитывая то огромноевнимание,  которое  древние  уделяли форме соглашений,  можно вслед заИ.А.Покровским сказать,  что «строгий формализм был колыбелью первыхконтрактов». (1) Форма зачастую  вытесняла обязательственный элемент из древнихдоговоров. Именно форма обеспечивала юридическое существование со-держаниядоговоров.
Древнейшейформой сделки,  служившей для возмездного  отчуждения определенных вещей (resmancipi),  по-видимому, нужно признать mancipatio.
Юридическаяприрода mancipatio дискуссионна,  так как неясно является ли она примитивнымдоговором продажи или  только односторонним актом приобретения.   Группаавторов указывает на то, что mancipatio служила для перехода правасобственности (2), причем в ней лицо не передает свое право, а приобретательприсва-ивает себе  право на вещь, и этот «захват» узаконивается отсутствиемпротеста со стороны продавца. Наряду с этим ученые все-таки признают, чтоmancipatio по форме и по первоначально-му назначению была куплей-продажей, вкоторой договор и испол-нение  совпадали.  Поэтому они предлагают  характеризовать mancipatio как «вещный договор» (3), который создавал необязательственное, а вещное право.Убедительным представляется мнение, чтоmancipatio не была процедурой обязательственно-правового характера, потому чтоее обязательственный момент  поглощался вещно-правовым актом одновременной иреальной передачи вещи и меди. (4)
Ритуальная обрядовостьmancipatio объясняется тем,  что в древнее время расплата производилась слитками  меди,  поэтому медь  и  весы имели реальное значение:  осуществляласьпродажа «за наличные».  (5) Но с введением  денег  (монет)  mancipatioпревратилась в мертвую образную форму,  была сохранена из уважения к
1. Покровский И.А.История римского частного права, с. 297
2. БоголеповН., там же, с. 158;
3. БоголеповН., там же, с. 168
4. ПокровскийИ.А., там же, с. 297;
5) БартошекМ., там же, с. 211
старине,  а расплатаденьгами производилась вне манципации. (1)С этого момента, как считается,mancipatio превратилась в абстрактное  средство  передачи права собственности сразнообразным юридическим содержанием.  (2) Так  как  манципация  перестала быть связанной с определенным основанием,  превратившись в символическую, фиктивную форму,  то ее стало возможным использовать для любой дозволеннойцели.
Обряд манципации возник до возникновения чеканной монеты – асса, но медьв определенном сторонами весе фигурировала в качестве общего эквивалента.(3)
Внешнеmancipatio представляла собой торжественный обряд.
Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (есливзять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) ивесодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи(«хватал ра­ба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот…(предположим, раб) принадлежит мне, и я купил его за эту медь». Продавец могограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
            Медныйслиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточносохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели че­канить монету иметалл переходил из рук в руки в виде слитков определенного ве­са. Из этогоможно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц,знающих уже и денежный штраф.(4)
Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы од­ного из пятиположенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточнымиоснованиями для признания сделки недействительной, даже если были уплаченыденьги.Здесь выступает перед нами строгийюридический форма­лизм,красной нитью         
проходящий через все законодательство Таблиц.
                Присутствие свидетелей, как и все другие условия манци­пации, — даньтрадиции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия,свидетели обязывались удосто­верять ее законность каждый раз, когда этотребовалось (например, при судебном споре); кроме того, они были последнимнапоминанием о том контроле, который в свое время осуществля­ла община во всем,что касалось
1). БартошекМ., там же, с. 211
2) МуромцевС., там же, с.57
3) СавельевВ.А., там же, с.34
4) «Всеобщаяистория государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с. 54
сделок с землей, рабами, рабо­чим скотом. Ее права легко объяснимы. Втечение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) былаколлективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) –
общее поле.
Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой видсобственности, который принято называть античной, возникает благодаряобъединению — путем договора или завоевания — нескольких племен, избирающихместом поселения один из родо­вых поселков. Непременным атрибутом античнойсобственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частнаясобственность развивается в данных условиях как откло­няющаяся от нормы иподчиненная общинной собственности форма. Античная собственность — это«совместная частная соб­ственность активных граждан государства, вынужденныхперед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассо­циации».Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствиечего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частная собственность появляется уримлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.
            Каждаяримская семья получала участок для обработки. Когда его не хватало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года участок становилсязаконным владением.
            Частоспрашивают, почему в число «рес манципи» не входят орудия труда -плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма раноперешли в частную собствен­ность. Объясняется же это, во-первых, тойиндивидуализацией пользования ору­диями, с которой начинается процессвозникновения частной собственности; во-вторых,сравнительной несложностью и доступностью указанных орудий.
            Мывидим, таким образом, примечательную картину: земля ещесчитается общей собственностью, и община контролирует сделкис нею, но контроль этот формален. Фактическое распоря­жениеею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о рабахи рабочем скоте.
Все другие вещи — пусть даже очень дорогие — переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи,не нуждающиеся в манципации» — «рее нек манципи».
            3. Долговоерабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалоськрайней суровостью. Договор займа, по которому средством обес­печения являлись«мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn — (нексум) «кабала».По способу заключения нексум похо­дил на манципацию(свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясьдозволением суда, «налагал на должника руку», что означало заточение в оковах.Помещенный в подвалдома кредитора должник трижды выводился на город­скуюплощадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный деньдолжники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», чтоозначало рабство.
Когда у должника оказывалось несколько кредиторов,за­кон предписывал: «Пусть разрубят должника на части» (но чаще всегоприменялась продажа в рабство). Признавалось вместе с тем, что по выплате долгагражданин возвращал себе свободное состояние).
Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишен­ным той защиты ипомощи, которую давали патрициям род и курия.Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.
            Римскийисторик Тит Ливии рассказывает, чтокак-то кредитор вывел на пло­щадь старого воина-центуриона, «истощенного отбедности и худобы», в рубище. Оказалось, что разорение постигло его от войны,податей, непосильных про­центов. Должник показал обезображенную побоями спину. «Видя и слыша это, на­род поднял сильный крик. Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умо­ляя квиритов о защите».
Правящая верхушка Рима пошла на уступки. Только в326г. до н. э. ЗакономПетелия договор займа был ремормирован, и долговое рабство было отменено. Сэтого времени должник отвечал перед предиктором в пределах своего имущества.(1)/>/>
4. Семейные отношения. Издревле в Риме существовали три формыбракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая.
Древнейшая свершалась в торжественной обстановке и отдавалиженьщину-невесту под безграничную власть мужа.
В первом случае брак заключался в религиозной форме, в присутствиижрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек иторжественной клятвы жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдеши меня.»
Вторая форма брака состояла  в форме покупки невесты(в манципальнойформе).(2)
О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, чторимская 1)     «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г.с.52; 2) Там же.
семья, как еерисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной. Члены римской  
патриархальнойсемьи были друг другу агнатами. Когначеское родство возникло с переходом агнатав другую семью или с выходом из семьи.
Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, попадала под власть мужа ( илисвекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровородственнойсемьи. Когнатом становился и выделившийся ( с разрешения отца) сын и т. д.(1)
Напротив усыновленный и принятый в семью, становился по отношении к нейагнатом – со всеми вытекающими правами ( в том числе и на часть наследства).(2)
Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родствомкровнородственным, когнатическим, в чем не нельзя видеть реликт, пережитокродовых отношений.(3)
Семейные отношения по Законам ХП таблицхарактери­зуются ранее всего неограниченной властью домовладыки.Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши,были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ееколлективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства» — paterfamilias. По смертипоследнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось,наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними(братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).
            Дочьпереходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его от­ца, еслипоследний был еще жив. По отношению к своемуродному отцу и своей старой семье вообще она когнатка,кровная родственница, но и только. Прав нанаследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередкомного позже политической — не ранее смерти отца.
            Существовалаодна возможность для освобождения сына при жизниотца — че­рез троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сынстановился сво­бодным. По отношению к своей семье он делался когнатом,лишенным, как и за­мужняя дочь, права наследования.
            Женатак же, как и другие домочадцы, была во власти paterfamilias,своего мужа. 1) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г.с.52                             2) «Всеобщая история государства и права» К.И. Батыр: М.1993г. с.52.                            3)   «История римскогоправа» В.М.Хвостов, 1919 г.
 Сама формабрака была для нее, хотя к традиционной, но все жеунизительной,           
особенно если брак устанавливался покупкой (в форме манципации). Некоторое равенстводавал ей только брак  без формальностей — «сине ману» (eme manu), без «наложения руки».Такой брак, допущенный законом, устанавливалсяфактомпростого сожительства. Имущество супругов находилось при этом вих раздельной собственности. Можно предположить, что этот брак диктовалсянуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими.(1) 
Специальной особенностью этого брака было то, что егоследовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнегодома ( к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.(2) Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадалапод его власть — по давности.
Происхождение брака «сине ману» не вполне ясно. Воз­можно,что первоначально это была некоторая юридически не­полноценная разновидностьбрака между патрициями и плебея­ми, которым «правильный брак» был разрешентолько после издания закона Канулея (445 г. до н. э.).
Поскольку издержки на содержание семьи лежали на му­же,установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена прино­сила приданое (в«правильном» браке все ее имущество было соб­ственностью мужа). В случаеразвода оно возвращалось.
Развод был доступен мужу при любых формах брака, а для женытолько в браке «сине манум».
            Законы XII таблиц разрешают наследованиепо завещанию, ноограничивают его рядом условий. Лишая наследства ко­го-либо из агнатов, отецдолжен был прямо назвать его. Это ре­шение  могло  быть  обжаловано.  Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики в утверждениинародного собрания. После смерти домовладельца все имущество переходило агнатампо закону, а если покойник оставлял завещание, следовало слепо и святопридерживаться его буквального текста.
Вдова покойного во всех случаях получала какую-то долю имущества, как длясобственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда ониоставались после смерти отца.
Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как этобыло при 1)  «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.54.
1)   «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г.с.55.                      
отце.(1)  
            5. Уголовно-правовыепостановления Законов XII таблиц отличаютсякрайней суровостью. Смертной казнью наказывается всякий, кто посмеет потравитьили собрать урожай «с обработан­ного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба,если он дей­ствовал преднамеренно, заключается в оковы, подвергается бичеванию, за которым следует смерть. Всякий вправеубить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления,подле­жал физическому наказанию, а затем выдавалсяпотерпевшему (обращение в рабство).
            ЗаконыXII таблиц рассматривают похищение чужого иму­щества не столько какпреступление, затрагивающее интересы Всего государства, сколько как действие,наносящее частный имущественный вред. Не исключено,что в какое-то более раннее время всякое воровствоискупалось штрафом. Точно так же не преступлением, а деликтом считалисьоскорбление, побои и чле­новредительство. Все они компенсировались штрафом.
        Огосударственных преступлениях Законы XII таблиц гово­рят сравнительно немного:устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательстваврага к нападе­нию на Рим, нарушения постановлений, касающихся обществен­ногопорядка, взяточничества судей и др.
            Обумышленном убийстве не упоминается вовсе, во всяком случае в тех отрывках,которые до нас дошли. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания,следуемые за него,  не вызывали сомнений (смертная казнь). Следует добавить,что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, чтоследует считать преступлением. В особых случаях они могли решать этот вопрос посвоему усмотрению. Во избежание произвола за каждым римским гражданиномпризнавалось право апелляции к народному собранию. Решение последнего былоокончательным.
            Преступления раба рассматривались судом. У раба не былоникаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, пообычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.
            6. Необыкновенно строгим формализмом проникнуты пра­виларазрешения имущественных споров, составляющие в своей совокупностигражданский процесс. Наиболее известная из его форм — так называемыйлегисакционный процесс
1) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.55.
предусматри­вал сложную процедуру.
            Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назна­чалдень суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволя­лось применить силу.
            Процесс протекал в форме борьбы за спорную вещь. Снача­лаистец, затем ответчик налагают на нее (или ее часть, напри­мер, кусок дерна,если речь идет о земле) палочку-виндикту. При этомони произносят установленные обычаем формулы (каждая для данного случая). Тот,кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело. (1)
            От названия этой палочкипроисходит термин «виндикация», под которым по­нимают истребование вещи из чужого неправомерного владения. По своему про­исхождению виндикта — «укороченное» копье — символ древнегоспособа завладения вещью.
            По другому объяснению, “виндикация” происходит от vim dicere- объявлять о применении силы.
С окончанием этой процедуры спорящие стороны заключа­лисвоеобразное пари. Кто проигрывал дело — проигрывал и залог. Величина егоравнялась нередко половине иска.
            Наэтом заканчивалась первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, чтоназначенный претором судья — любой из римских граждан, которого претор считалподходящим, рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился сдокументами, выносил решение.
При неявке одной из сторон (без уважительной причины) решениеавтоматически выносилось в пользу ее противника.
            Гораздопроще обстояло дело в том суде, которым ведал перегринский претор. В спорахмежду иностранцами нормыЗа­конов ХП таблиц были неприменимы. Претор самрешал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние насудьбы позднейшего (классического) римского права.СЕМЕЙНОЕПРАВОСемья
Деление на подвластных и самостоятельных субъектов — важнейшее качестводревнеримской семьи. Первичную ячейку римского общества составляла семья — familia. Принадлежность к римской семье считаласьпрерогативой римских                  1) «Всеобщая история государства и права»К. И. Батыр: М.1993г. с.52
граждан, а положение, которое римский гражданин в семьезанимал, определяло наряду со свободой и гражданством его правосубъектность.
О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, чторимская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной.(1)Семья в            Древнем Риме строилась на сугубо партиархальных началах,напоминая автономный мирок, полностью подчиненный власти одного лица — главысемьи (paterfamilias) и только им представляемый вовне.Власть paterfamilias в семье была непререкаемой и вдревнейшее время безграничной. Все остальные члены семьи подчинялись paterfamilias в одинаковой степени и были перед нимсовершенно бесправны: он мог подвергнуть их любому наказанию, продать в рабствои даже лишить жизни. Это относилось не только к детям, но и к жене, которая подревнеримским воззрениям занимала filiae loco (положение дочери) по отношениюк мужу и sororis 1осо (положение сестры) по отношению ксобственным детям.
Отмеченная структура римской семьи обусловила деление граждан по ихсемейному состоянию на самостоятельных и подчиненных, или, как говорилось вримских источниках, на лиц своего права (personae sui juris) и лиц чужого права (personae alieni juris). Самостоятельным (persona sui juris) был в семье только одинчеловек — paterfamilias.
Правовое положение главы семьи иподвластных.                                    Paterfamiliasбыл в семье единственным лицом sui juris, а все остальные члены семьи вкачестве personae alieni juris подлежали его власти.
Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей (jus vitae ас necis), будучи вправе выбросить новорожденного ребенка (liberum repudiare),либо уже вне зависимости от возраста продать в рабство trans Tiberim, или лишить жизни. Впрочем,эта «самодержавная» власть очень рано начинает подвергатьсяограничениям, со временем все более значительным (будто бы еще Ромул запретилвыбрасывать новорожденных). Недолго просуществовало и право отца продаватьдетей в рабство, причем троекратная продажа сына и однократная — дочериосвобождала их от отцовской власти. Взамен права лишить детей жизни отецпризнавался обязанным отдать виновного во власть магистрата, а затем убийствосына (дочери) и вовсе было объявлено преступлением. В конце существованияРимской империи детям дозволялось даже жаловаться магистрату на чрезмернуюстрогость отца, и если жалоба 1) «Всеобщая история государства и права» К. И.Батыр: М.1993г. с.52.                      
подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своейвласти.
Не менее обширна власть домовладыки над детьми и в имущественной сфере:все приобретенное детьми становилось имуществом отца.
В последующем имущественная самостоятельность детей стала все болеепрогрессировать. Так, ориентировочно в период правления Августа (1 в. до н.э.)имущество, полученное сыном от родственников по случаю поступления в армию, атакже приобретенное на этой службе (в виде жалованья или военной добычи), ужеименовалось peculium castrense (военный пекулий) и считалось принадлежащимисключительно сыну, который мог им распоряжаться по собственному усмотрению, втом числе завещать. Практически, таким образом, peculium castrense был по сути деласобственностью сына, и единственный рудимент пекулия в строгом смысле словасостоял в том, что при отсутствии завещания имущество умершего сына,составлявшее peculium castrense, всегда переходило к paterfamiliasв том же порядке, что и обычный пекулий. В таком виде peculium castrense просуществовал доЮстиниана, полностью распространившего на это имущество нормы онаследовании.(1)
Со временем к peculium castrenseбыло приравнено имущество, заработанное сыном на любой службе вообще(государственной, духовной и
т.п.), а такжеполученное в виде вознаграждения за адвокатские услуги. Все это, считаясь peculium quasi castrense, находилось в полномраспоряжении сына.
Несколько позже дети объявляются собственниками имущества, наследуемогоими после смерти матери (bona materna) и родственников по материнской линии (bona materni generis) либо полученного в дар отматери и ее родственников, а при Юстиниане было установлено правило, согласнокоторому сыну принадлежало уже все приобретенное им имущество, за исключениемкупленного на средства отца. Последнее становится собственностью paterfamilias, а в отношении имущества детей он имел лишьправо пользования.
Основанием возникновения patria potestas были рождение детей в римском браке, узаконениедетей, рожденных вне брака, либо усыновление чужих детей. Прекращалась partia potestasсо смертью отца, утратой им свободы или римского гражданства. Ни достижениесыном совершеннолетия, ни поступление его на военную, государственную,церковную службу, ни даже занятие им ответственных должностей вначале неосвобождали его от отцовской власти.
Однако отец мог освободить детей от patria potestas по своей воле посредствомэмансипации (emancipatio). форма emancipatioна протяжении исторического развития римского государства претерпеласущественную эволюцию. Вначале она выражалась в фиктивной троекратной продажесына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождалподвластного. В результате последний становился personasui juris и отец утрачивал над ним patria protestas, будучи вправепользоваться половиной его имущества.
В последующем эта сложная процедура была значительно упрощена:эмансипация стала совершаться особым рескриптом императора, а при Юстинианеотцу уже было достаточно объявить об эмансипации перед судом.(1)
Родство.                                                                                                                  Понятием «родство» вДревнем Риме принято было обозначать близость лиц, принадлежащих к одной семье.Но римская семья строилась на сугубо патриархальной основе, в качестве которойвыступала вначале безграничная власть paterfamilias.Поэтому и родственниками считались все, кто подлежал этой власти, внезависимости от наличия или отсутствия между ними кровных уз. Родство,основанное на подчинении власти одного и того же paterfamilias,именовалось агнатским, а родственники — агнатами. Ими становились даже чужие (сточки зрения кровных связей) лица, попадавшие под эту власть (например, женысыновей), и, с другой стороны, из их числа исключались даже 'собственные детиглавы семьи, перешедшие под власть другого paterfamilias(например, дочери, вышедшие замуж либо подвергнутые эмансипации). Выход из—подвласти paterfamilias прекращал все правовые связисоответствующего лица с его (теперь уже бывшей) семьей, поскольку факт кровногопроисхождения в древнейшую эпоху никакого юридического значения не имел, еслине сочетался с patria potestas.
Развитие товарно—денежных отношений, являясь фактором, определявшим всеосновные социальные процессы в римском обществе, постепенно подтачивало ипатриархальные устои римской семьи. Это выразилось как в сужении власти paterfamilias над членами семьи, сопровождаемом ростом ихличной и имущественной самостоятельности, так и в том, что на смену основанномуна «административных» началах агнатскому родству со временем пришлотак называемое когнатское, т.е. кровное родство, базирующееся уже на общностипроисхождения.
Применительно к когнатскому родству следует различать линии и степени.Линии в свою очередь бывают двух видов: прямая (связывающая лиц, происходящиходно от другого, например, отец, сын, внук, правнук) и боковая (объединяющаялиц,                 1) «История римского права» В.М.Хвостов, 1919 г.
 имеющих общего предка, например, брат и сестра, дядя иплемянник). Прямая линия именуется  восходящей или нисходящей в зависимости оттого, «проводится» ли она от потомства к предку либо от предка кпотомству. Для определения родственной близости недостаточно, однако,установить линию, связывающую данных лиц. Необходимо, кроме того, указатьстепень родства, исчисляемую количеством рождений, на которое сопоставляемыелица отстоят одно от другого. Отсчет рождений ведется по прямой линии —непосредственно между этими лицами, а по боковой — от общего предка. Например,брат и сестра состоят во второй степени родства. В то же время среди братьев исестер различаются полнородные (происходящие от общих родителей) инеполнородные, т.е. имеющие только общую мать (единоутробные) или только общегоотца (единокровные).
От родства следует отличать свойство как отношение между мужем иродственниками жены и, наоборот, между женой и родственниками мужа, а такжемежду родственниками обоих супругов. Свойство, как и родство, дифференцируетсяпо степеням, соответствующим степени родства между супругом и тем из егородственников, применительно к которому необходимо выявить степень свойства,связывающего его с другим супругом. Например, сестра жены находится во второйстепени свойства с ее мужем. Степени родства имели значение при наследовании ипри вступлении в брак, ибо заключение брака между близкими родственниками не допускалось.Этот запрет распространялся и на близкие степени свойства.
Брак.
По словам Модестина, брак представлял собой «conjunctio maris et feminae, consortium omnis vitae, divini et humani juris communicatio» (союз мужа ижены, объединение всей жизни, общность божественного и человеческого права). Вдействительности, однако, эта явно идеалистическая формулировка маскировалаполнейшее подчинение жены власти мужа, лишь с течением времени мало—помалууступившее место признанию личной и имущественной самостоятельности жены.
Уже отмечалось, что в древнейшую эпоху правосубъектность жены всецелопоглощалась правосубъектностью мужа, а жена, находясь в положении дочери, быласовершенно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, таки имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьбажены, в отношении которой ему принадлежало jus vitae асnecis. Он мог продать жену в рабство, а если она безего ведома покидала дом — истребовать ее от любого лица по такому же иску, какобеспечивающий возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении.Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям,поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с еекровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьеймужа.(1)
Идея безграничной мужней власти пронизывала и имущественные отношениясупругов.
В семье был один субъект имущественных прав — муж, которому принадлежалоимущество, не только нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственностьжены, если до заключения брака она была persona sui juris, a такжеподаренное ей отцом по случаю выхода замуж.
Причинойимущественного бесправия жены служило то обстоятельство, что со вступлением вбрак она становилась persona alieni juris и в этом качестве своего имущества иметь немогла. Даже если муж выделял ей что—либо для практически самостоятельногораспоряжения, это считалось всего лишь пекулием. Только после смерти мужа егоимущество переходило к жене (и детям) в порядке наследования. Описанная властьмужа над женой называлась manus, в связи с чем и самбрак, при котором жена подчинялась этой власти, известен под названием брака смужней властью (cum manu mariti). Брак cum manu mariti был, однако, характерен лишьдля древнейшего
периода римскойистории. Развитие товарно—денежных отношений, постепенно расшатывавшеепатриархальные устои римской семьи и, как уже отмечалось, со временемобусловившее личную и имущественную самостоятельность детей, таким же образомотразилось и на отношениях между супругами. Брак cum manu mariti начал вытесняться браком sinemanu — без мужней власти.
По своим основным принципам этот брак являл собой полнуюпротивоположность браку cum manu mariti.Вступление в такой брак не влекло изменения правосубъектности женщины. Онасохраняла статус persona sui juris (если имела егораньше) либо продолжала подчиняться отцовской власти. При этом кровныеродственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало иагнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу теперь никакая власть надженой уже не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридическиравными объектами. Муж, в частности, не вправе был обязать жену, покинувшую егодом,          1) Бартошек М. «Римское право: понятия, термины, определения».,М., 1984г. с. 215 вернуться против ее воли. И хотя именно он окончательно решалряд вопросов  семейной жизни, какого бы то ни было подобия manus у него большене было.
Началоюридического равенства супругов при браке sine manu проявлялось в их имущественных отношениях. Мужне имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежавшее ей до брака,но и приобретенное в период семейной жизни (в порядке наследования, дарения ит.д.). Во избежание узурпации одним супругом прав на имущество другого дарениемежду супругами (donationes inter uxorem) было запрещено. За отмеченным изъятием мужу и женедозволялось заключать между собой любые договоры, а в случае возникновенияимущественных споров — предъявлять друг другу иски (кроме бесчестящих).
Цели создания известных гарантий имущественных интересов жены отчетливопрослеживаются в развитии правового режима приданого (dos).Речь идет об имуществе, предоставляемом мужу отцом жены (dos profectitia) либо самой женой (dos adventitia),если к моменту вступления в брак она не подчинялась patria potestas, и предназначенном дляучастия в покрытии общесемейных расходов, вообще говоря, возлагавшихся на мужа.
В то же время брак cum manu mariti ибрак sine manu различались не только по характерувзаимоотношений между супругами, но и по порядку заключения. С другой стороны,заключение брака в любой форме предварялось наличием определенных условий.Таково, в первую очередь, достижение брачного возраста (для мужчин — 14, дляженщин — 12 лет). Необходимо было, далее, согласие paterfamiliasдля жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в браксемейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невестадолжна была получить согласие опекуна, так как в течение длительного периодаримской истории женщины подлежали пожизненной опеке.
Однако со временем, по мере постепенного признания личной и имущественнойсамостоятельности детей, для заключения брака наряду с согласием paterfamilias стали требовать и согласия самих (подвластных) брачащихся,причем в последующем именно этому согласию придается уже основное значение, стем, что согласие paterfamilias, если последний не даетего добровольно, могло быть получено при посредстве магистрата, а в рядеслучаев жених и невеста вовсе обходились без такого согласия (когда егополучение было объективно невозможным ввиду безвестного отсутствия paterfamilias или нахождения его в плену).
Кроме того, брачащиеся не должны были состоять между собой в близкихстепенях родства или свойства и должны были обладать jus connubii. При отсутствии у одной изсторон jus connubiiбрака не допускалось. Но если они вступали в фактические брачные отношения снамерением создать семью, то возникал так называемый конкубинат, занимавшийпромежуточное положение между браком и внебрачным сожительством. Так, дети,рожденные в конкубинате (liberi naturales), приобретали статус матери, а не отца, хотя нестановились для него юридически посторонними, как внебрачные дети (spurii). Последние считались вовсе не имевшими отца, посколькусогласно древнеримским воззрениям «pater vero is est, quern nuptia demonstrant» (отец — тот, накого указывает факт брака). Между тем liberi naturales при известных условияхимели право на получение от отца содержания и могли наследовать часть его имущества,а будучи узаконены отцом, полностью попадали под его patria potestas.
Усыновление.
Усыновление представляет собой способ установления patria potestas над чужими детьми, а самиего формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris. •
Усыновление persona sui jurisназывалось arrogatio и первоначально производилосьпублично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины,в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшегосовершеннолетия, было исключено. Поскольку, далее, «adoptio naturum imitatur» (усыновление подражает природе), междуусыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняяразница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо patria potestas могла принадлежать толькоему. Arrogatio, утвержденное законодательным органом —народным собранием, тем самым приобретало публично—правовую окраску.
В последующем необходимость в санкционировании arrogatioнародным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом.Важно лишь, чтобы об этом было публично объявлено. В императорский период былотменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, а самоусыновление оформлялось императорским рескриптом.
Усыновление persona alieni juris называлось adoptio иозначало по сути дела смену paterfamilias, которомуподчинялся подвластный. Оно, следовательно, влекло разрыв кровных связей спрежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Соответственнотакому ее назначению и сама процедура adoptio слагаласьиз двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patria potestas,под которой он находился до сих пор, а на втором — его вступление под patria potestas усыновителя.
Для освобождения подвластного сына от patria potestas необходима была, какотмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождениеммнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластныйлишь выходил из—под patria potestas, не становясь в то же время personasui juris. Поэтому после того, как «продажа» сына совершалась втретий раз, «покупатель» не отпускал его «на свободу», а вкачестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam, который к нему согласнодостигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе сподвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, послечего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя.
Adoptio, будучи в отличие от arrogatioчастноправным актом с самого начала, не содержало ограничений для усыновлениясовершеннолетних и женцин, тем более, что освобождение женщины от patria potestasнаступало уже после однократной «продажи». При Юстинианедвухстадийный процесс adoptio был заменен заявлениемперед судом. Кроме того, усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясьлишь законным наследником усыновителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законы существоваливсегда. В Риме, Древней Иудее, Вавилоне, Египте. Где попроще, где посложнее,где записанные, где передаваемые устно. Варвары ничем не отличались отобитателей цивилизованных стран – многоразличные «правды», «слова», «наказы» ипрочие своды варварского права вошли в историю своей многословностью,запутанностью и тем, что римляне умудрились предусмотреть буквально все случаивозможных конфликтов.
Еще во времена Тиберия Августа римский историкВеллий упоминал в своих записках: «Германцы – народ дикий, в высшей степенихитрый и от природы лживый. Их характер обнаруживается в бесконечном ряде тяжб,затеваемых им под самыми разнообразными вымышленными предлогами. Очень часто награницах римской империи германцы обращаются к римлянам и осыпают лестью нашисуды за их справедливые  и правильные решения.(1)
Постепенно в варварские законы вливались статьи римских кодексов,обогащая друг друга, складывались «конституции», главнейшая из которых носилаимя Codex Justinianeus– великий император Юстиниан Август и его придворный стряпчий Трибониан собраливсе постановления сената Рима со времен древней республики и указы императоров,объединили в единый свод и даровали народу так называемое «римское право», покоторому судились и через пятьсот лет, и через тысячу. Были созданыуниверсальные справочники для судей, коментарии к законам, свод гражданскогоправа и руководство для людей, обучающихся юриспрунеции.(2)
Римское право складывалось в обстановке остройсоциальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняясамое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткостьправовой регламентации, рационализм и
житейская мудрость.Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы,связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказываетсямнение, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферычувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивыхсубъективно-нравственных взглядов внешний организм.
Особенностью римского права является егоприспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддерживалторгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Этоспособствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций всфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническуюшколу.
Таким образом, в даннойработе были раскрыты основные, принципиальные  положения, которые и превратилиримское право в исторически наиболее значимое и  влиятельное правовоесооружение в мире.
Извсего вышесказанного видно, что Римское право в общем принадлежит к темвершинам человеческой мысли, которые и сейчас, через много лет после егосоздания, поражает свей грандиозностью.
1.    “Низвергателилегенд” А.Мартьянов с. 353 
2.    “Низвергателилегенд” А.Мартьянов с. 354

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. “Очерки поистории Римской имерии” Р.Виппер: “Феникс”, 1995 г.
2.«Всеобщая история государства и права» З.М.Черниловский: “Юристъ”,1995 г.
3. «Римскоеправо” И.Б.Новицкий: „ТЕИС“, 1996 г.
4. “История римского права” В.М.Хвостов, 1919 г.
5. “Низвергателилегенд” А.Мартьянов: Москва «Аст» 2000г. 
6. «Историягосударства и права зарубежных стран» А.А.Шевченко: Киев «Вентури» 1997г.
7. «Всеобщаяистория государства и права» К. И. Батыр: Москва.1993г.
8. «Римскоеправо: понятия, термины, определения» Бартошек: Москва, Юридическая литература,1984 г.
9. Учебник историиримского права. Боголепов Н.П., Москва, 1907 г.
10. «Историческое обозрениеримского права» Гиббон Э., Санкт-Петербург, 1835 г.
11. «Значение  римскогоправа для русских юристов» Дювернуа Н.,  Ярославль., 1872 г.
12. «История римскогоправа» Хвостов В.М.., 1919 г.
13. «История римскогоправа» Покровский И.А.., Санкт-Петербург 1913 г.
14. «Гражданское праводревнего Рима» Муромцев С.А.., Москва, 1883 г.
15. «История римскогочастного права» Савельев В.А.., Москва, 1986 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.