ФАКУЛЬТЕТ: «Международно-правовой»
КОНСТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Содержание оперативно-розыскных мероприятий
Содержание
Введение
Глава I.Оперативно-розыскные мероприятия
1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий
Глава II.Содержание оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Опрос
2.2 Наведение справок
2.3 Сбор образцов для сравнительного исследования
2.4 Проверочная закупка
2.5 Исследование предметов идокументов
2.6 Наблюдение
2.7 Отождествление личности
2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участковместности и транспортных средств
2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений
2.10 Прослушивание телефонных переговоров
2.11 Снятие информации с технических каналов связи
2.12. Оперативное внедрение
2.13. Контролируемая поставка
2.14. Оперативный эксперимент
Заключение
Библиография
Введение
Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) — это составнойструктурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системывзаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых)преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыскскрывшихся лиц.
ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковыйхарактер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носитьсмешанный, гласно-негласный характер. Основания и условия проведения ОРМрегламентированы Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»от 12.08.95 №144-ФЗ (СЗ РФ №33-95 г. ст.3349); принят Государственной Думой 05.07.95г.; изм. — Федеральный закон от 18.07.97 №101-ФЗ.
Согласно ст.6 данного Федерального Закона, коперативно-розыскным мероприятиям относятся:
Опрос граждан.
Наведение справок.
Сбор образцов для сравнительного исследования.
Проверочная закупка.
Исследование предметов и документов.
Наблюдение.
Отождествление личности.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участковместности и транспортных средств.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
Прослушивание телефонных переговоров.
Снятие информации с технических каналов связи.
Оперативное внедрение.
Контролируемая поставка.
Оперативный эксперимент.
Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить еговозможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимоиметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, какправило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующийвопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно спрослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно сосбором образцов для сравнительного исследования и т.п.
Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплексоперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временнуюпротяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемыев курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия,виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы,информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполненияих задач оперативно-розыскной деятельности.
В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскныхмероприятий, рассматривается структура каждого вида ОРМ, а также раскрывается ианализируется значение оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задачоперативно-розыскной деятельности.
Глава I. Оперативно-розыскныемероприятия1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий
Под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ об ОРО действия илисовокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы,средства и методы, направленные на решение задач ОРД.
Согласно ст.6 Федерального Закона «Обоперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 №144-ФЗ (СЗ РФ №33-95 г. ст.3349),к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:
Опрос граждан.
Наведение справок.
Сбор образцов для сравнительного исследования.
Проверочная закупка.
Исследование предметов и документов.
Наблюдение.
Отождествление личности.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участковместности и транспортных средств.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
Прослушивание телефонных переговоров.
Снятие информации с технических каналов связи.
Оперативное внедрение.
Контролируемая поставка.
Оперативный эксперимент.
Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить еговозможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне.
ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый характер инаправлены на получение следующей информации:
о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а такжео лицах, способствующих этой деятельности;
о наличии материальных следов противоправной деятельности, втом числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и овозможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытиипреступления;
о существовании и местонахождении лиц, обладающихинформацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например,очевидцев);
о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;
о без вести пропавших гражданах.
К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники,так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий передгражданином, как правило, не расшифровываются.
Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплексоперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временнуюпротяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статейФедерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограниченсроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятиявключают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьмаразнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которыхнеобходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскнойдеятельности.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятийявляются:
Наличие возбужденного уголовного дела.
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно — розыскнуюдеятельность, сведения о:
а) признаках подготавливаемого, совершаемого илисовершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих,совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса овозбуждении уголовного дела;
б) событиях или действиях, создающих угрозу государственнойвоенной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и судаили уклоняющихся от уголовного наказания;
г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанныхтрупов.
Поручения следователя, органа дознания, указанияпрокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в ихпроизводстве.
Запросы других органов, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность.
Постановление о применении мер безопасности в отношениизащищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органамив порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Запросы международных правоохранительных организаций иправоохранительных органов иностранных государств в соответствии смеждународными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, впределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятиярешений:
О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов,представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также дляокружающей среды.
О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности илио доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
Об установлении или о поддержании с лицом отношенийсотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
По обеспечению безопасности органов, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность.
О выдаче разрешений на частную детективную и охраннуюдеятельность.
Наиболее весомое, полное основание для начала проведенияоперативно-розыскных мероприятий — наличие возбужденного уголовного делапо конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбужденоуголовное дело — оперативным работником, органом дознания, следователем илисудом, и в чьем производстве оно находится.
По возбужденным уголовным делам, находящимся в производствеследователя (дознавателя), оперативно-розыскные мероприятия могут проводитьсякак по поручению лица, производящего предварительное следствие, так и безтакового.
При раскрытии преступления, совершенного в условиях неочевидности, следователь обязан принять все меры к его раскрытию, а,следовательно, задействовать возможности оперативных подразделений и всоответствии со ст.38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерацииобязан дать письменное отдельное поручение о принятии оперативно-розыскных мерпо установлению преступника, что является формальным основанием дляпроизводства всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий.
Однако в случае отсутствия отдельного поручения оперативныйработник вправе самостоятельно принимать решение о производстве необходимыхоперативно-розыскных мероприятий. О ходе и результатах своей деятельности вэтом случае оперативный работник уведомляет следователя по своей инициативе. Инымисловами, активность и инициативность оперативного сотрудника не должнысковываться отсутствием документа, подписанного следователем и всецело зависетьот квалификации последнего, от его знаний о возможностях негласных методовраскрытия преступлений.
Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого илисовершенного преступления, дающие законные основания для проведенияоперативно-розыскных мероприятий, могут содержаться как в источниках,перечисленных в ст. ст.140 — 145 УПК РФ, так и в других, в частности, вконфиденциальных сообщениях. Эти сведения нередко скудны, содержат минимуминформации о событии, носят ограниченный характер. Принятие решения, какправило, сопровождается дефицитом времени, противоречивостью информации,отсутствием достаточных сил и средств.
Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания,следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могутсодержаться в материалах, оформляемых следователем при объявлении лица,подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в розыск; в ориентировкахорганов внутренних дел, в розыскных заданиях, в конфиденциальной информации, атакже в материалах уголовного дела, по которым заподозренное лицо еще необъявлено в розыск, но имеются объективные основания полагать о егопричастности к совершенному преступлению.
По мнению ряда ученых, указание прокурора и решение суда поделам, находящимся в их производстве, противоречит требованиям Уголовно — процессуальногозакона, согласно которому прокурор наделен правом дать указание следователюлюбого ведомства (МВД, ФСБ, органа налоговой полиции и т.п.) по находящемуся вего производстве уголовному делу, в том числе и о проведенииоперативно-розыскных мероприятий. Указания прокурора или решения суда не должныкасаться места времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств,задействованных при их осуществлении. Все эти вопросы руководитель оперативногоподразделения, на чье имя поступило указание прокурора или решение суда, решаетсамостоятельно.
Результаты выполнения оперативно-розыскных мероприятий,проводимых по поручению следователя, дознавателя, по указанию прокурора или порешению суда, как правило, оформляются справкой оперативного работника,содержащей сведения, имеющих значение для раскрытия, расследования преступленияили вынесения приговора по делу в суде.
По тем же основаниям, указанным в ст.7 Федерального Законаоб ОРД, проводятся оперативно — розыскные мероприятия по запросам другихорганов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность на основанииследующих правовых актов:
Закон Российской Федерации «О федеральных органахгосударственной безопасности»;
Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
Закон Российской Федерации «О внешней разведке»;
Закон Российской Федерации «О государственной границеРоссийской Федерации»;
Закон Российской Федерации «О государственной охраневысших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц»;
Закон Российской Федерации «О частной детективной иохранной деятельности в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации «О Федеральных органахналоговой полиции».
Запросы перечисленных органов о проведении соответствующихоперативно-розыскных мероприятий оформляются в письменном виде и визируютсяруководителем органа внутренних дел соответствующего уровня. В запросе, какправило, должны быть указаны конкретные оперативно-розыскные мероприятия,которые надлежит провести. В случае необходимости вынесения постановлениясоответствующего должностного лица или решения суда для исполнения запроса, этидокументы представляются инициатором в оперативное подразделение совместно сзапросом.
При вынесении постановления о применении мер безопасности вотношении защищаемых лиц, осуществляющих уполномоченными на то государственнымиорганами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации,оперативные работники при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаныставить в известность защищаемых лиц о проводимых мероприятиях. Причем, еслитакие мероприятия ограничивают конституционные права защищаемых лиц (например,прослушивание телефонных переговоров), то они проводятся только после полученияписьменного согласия на это со стороны лица, безопасность которогоосуществляется.
Свои особенности имеет исполнение запросов международныхправоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранныхгосударств. Оперативно-розыскные мероприятия по ним могут проводиться, какправило, только в тех случаях, когда не требуется судебного решения.
При необходимости ограничения конституционных прав гражданпо запросам, поступившим из данных органов, заказчик или исполнитель обязанполучить решение судьи по месту проведения мероприятия.
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Условия проведения ОРМ — это установленныеоперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительнымвыполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществлениеконкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантироватьсоблюдение принципов ОРД при их проведении.
Гражданство, национальность, пол, место жительства,имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность кобщественным объединениям, отношение к религии и политические убежденияотдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении ихоперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иноене предусмотрено федеральным законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которыеограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетямэлектрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища,допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенногопротивоправного деяния, по которому производство предварительного следствияобязательно.
О лицах, подготавливающих, совершающих или совершившихпротивоправное деяние, по которому производство предварительного следствияобязательно.
О событиях или действиях, создающих угрозу государственной,военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привестик совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях идействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической илиэкологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированногопостановления одного из руководителей органа, осуществляющегооперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскныхмероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. Втечение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятияорган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такогооперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственностиотдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешаетсяпрослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления,утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскнуюдеятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) втечение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов,веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которыхограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрениедолжностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, аравно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления,утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскнуюдеятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только вцелях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, атакже в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающихили совершивших.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий пооснованиям, предусмотренным пунктами 1 — 4 и 6 части второй статьи 7Федерального закона об ОРД, запрещается осуществление действий, указанных впунктах 8 — 11 части первой статьи 6 данного Федерального закона.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающиебезопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно впределах полномочий указанных органов, установленных соответствующимизаконодательными актами Российской Федерации.
Глава II. Содержаниеоперативно-розыскных мероприятий2.1 Опрос
Опрос — беседа с гражданами, которым могут бытьизвестны факты, обстоятельства, значимые для выполнения поставленной передоперативным сотрудником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах,его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.
Данное мероприятие носит поисковый, разведывательныйхарактер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющейзначение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.
В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут бытьпредварительно подготовленными или неподготовленными.
В первом случае тщательно изучается личность человека, скоторым предстоит вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемомусобытию, сильные и слабые стороны и т.п. Получение информации об этихобстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя первый путь,нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, историиболезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся вместах лишения свободы, и т.п.
Второй путь позволяет перепроверить полученные легальнымиметодами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и т.п.
Опрос граждан допускается только при их добровольномсогласии на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично,непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу ОРД,действующему по поручению указанного сотрудника. При этом по просьбеопрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечитьконфиденциальность опроса. Однако в ходе такой беседы не исключается ииспользование правил конспирации в интересах получения информации от указанныхлиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задачоперативно-розыскной деятельности, но не желающих предоставить ее сотрудникуоперативного подразделения.
Истинные цели опроса из тактических соображений могутзашифровываться либо опрашивающий может скрыть свою профессиональнуюпринадлежность. В случаях, когда от опрашиваемого поступила просьба оконфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, иэто лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного илисудебного следствия не допрашивается.
Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличатьот допроса, производимого по уголовному делу. Допрос — прерогатива следователяили лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией впротоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля илипотерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативныйсотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, впроизводстве которого находится уголовное дело.
Результаты разведывательного опроса могут быть оформленылибо объяснением, либо рапортом. В первом случае составленный документ можетбыть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, какправило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.
Во втором случае, при оформлении результатов опроса в формерапорта, полученные сведения используются в качестве ориентирующей информациипри выдвижении версий, планировании расследования, а также как источник о лице,обладающем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен кматериалам уголовного дела.
Постоянно вызывает дискуссии вопрос о применении в ходеопроса технических средств (магнитофона, видеокамеры, кинокамеры). Использоватьтакие средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в любом случаефакт звуко-, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортомсотрудника, их применявшего. В этом документе должны быть отражены основныепараметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитнойпленки, условия производства записи, текст записанного сообщения и т.п. Впоследствиимагнитная пленка может быть направлена на исследование эксперту, которыйнередко способен ответить на следующие вопросы: Принадлежит ли звуковая речь,записанная на фонограмме, гр. Сидорову? Сколько лиц принимало участие в разговоре?Не подвергалась ли фонограмма физическому и электронно-акустическому монтажу? Гдепроизводилась запись, какова звуковая среда места разведывательной беседы? Фонограммазаписи беседы записана непрерывно или с остановками? Если с остановками, тосколько их было? и т.п.
Звукозапись беседы, в установленном порядке исследованнаяэкспертом в области акустики, может быть признана источником доказательств поделу и положена в основу обвинительного (или оправдательного) приговора.
Вопросы опрашиваемому должны задаваться в спокойном тоне. Недопустимовслух оценивать и комментировать ответы опрашиваемого. Запрещается такжезадавать наводящие и безнравственные вопросы. Так, наводящие вопросы в самойформулировке содержат желаемый для опрашиваемого ответ. Особенно не уместны онипри опросе несовершеннолетних, ведь у них повышенная внушаемость, которая можетпривести к искажению истины.
«Улавливающие» вопросы рассчитаны на то, чтобыпоймать опрашиваемого на случайной оговорке. Они обычно направлены назапутывание опрашиваемого. Очень осторожно нужно применять и косвенные вопросы,т.е. такие, об истинной направленности которых опрашиваемый не осведомлен.
При осуществлении опроса определенных категорий гражданиспользуются детекторы определения симуляции, например, полиграфы, являясьспецифической разновидностью данного оперативно-розыскного мероприятия, когда входе беседы с гражданами используются технические средства, т.к. в ходепроводимой по специальным методикам беседы с опрашиваемым лицом фиксируются егопсихофизиологические параметры (реакции) на задаваемые вопросы.
Информация, полученная в ходе опроса с использованиемполиграфа, не может применяться в качестве доказательств, имеет вероятностныйхарактер и только ориентирующее значение.
Опрос проводится по заданиям оперативных подразделенийорганов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с ФедеральнымЗаконов об ОРД, а в системе МВД Российской Федерации и согласно ведомственномунормативному акту МВД России (Инструкции МВД РФ от 28 декабря 1994 г. № 437).
Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специальноподготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений,прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфнымиустройствами.
В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказатьсяот дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не можетрассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого ксовершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений,а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.
Практика показывает, что опрос граждан — одно из самыхраспространенных ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, любого родафизическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себяили близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинствличности.
2.2 Наведение справок
Наведение справок — это сбор информации обинтересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах,причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных иобщероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.
Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разныхаспектах жизни проверяемых лиц, в том числе о его биографии, его связях,образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, местепроживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений иуголовных преступлений и т.п. Весь перечень данных, которыми могутзаинтересоваться оперативные подразделения, привести затруднительно.
Для наведения справок используются информационно-поисковыесистемы МВД, а также любых других государственных учреждений и организаций. Внеобходимых случаях запросы с наведении справок в других министерствах и ведомствахдолжны оформляться руководителями органов внутренних дел. Полученная информацияпри условии соблюдения требований ч.6 ст.5, ст.12 Федерального Закона об ОРД, атакже ст. ст.74 — 84, ст. ст.86 — 89 УПК РФ может приобщаться к материаламуголовного дела. Одно из требований допуска полученной информации в качествеисточника доказательств — возможность проверки и перепроверки документа в ходеследственных действий или посредством судебной экспертизы.
Наведение справок производится как лично оперативнымсотрудником, так и по его поручению другим лицом. Основное отличие наведениясправок как оперативно-розыскного мероприятия от следственного действия,направленного на сбор информации, состоит в том, что истинные целиоперативно-розыскного мероприятия могут легендироваться, скрываться.
Результаты изучения документов оформляются либо рапортом (какправило, для внутриведомственного документооборота), либо справкой. В последнемслучае справка вместе с подлинниками документов, поступившими изинформационно-поисковых систем (требование из ИЦ о судимости, справка ОВД обадминистративных правонарушениях и т.п.), могут приобщаться к материаламуголовного дела.2.3 Сбор образцов для сравнительного исследования
Сбор образцов для сравнительного исследования — этоОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридическизначимой информации как объекта последующего сравнительного исследования вцелях решения конкретных задач ОРД.
Данное мероприятие, предусмотренное ст. 202 Уголовно-процессуальногокодекса российской Федерации, строго регламентировано и нередко применяется вследственной практике.
Тактика сбора образцов для сравнительного анализа взависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласныхметодах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов:
добровольного согласия лица, располагающего необходимымиобразцами;
возможностью легального отбора образцов.
Поскольку законом не ограничен перечень собираемых образцов,к ним могут быть отнесены любые объекты, в том числе микроследы, микрочастицы,выделения человека, почерк, отпечатки различных частей тела (известны случаи,когда вор — домушник был идентифицирован по отображению ушной раковины, котороеосталось на дверном полотне), другие объекты и предметы, могущие иметьотношение к интересующему оперативного работника событию.
В случае необходимости сохранения факта сбора образцов втайне от окружающих, в том числе от проверяемых лиц, используют негласные, либозашифрованные формы их получения. При этом могут зашифровываться как цель всегомероприятия, так и принадлежность лица, его осуществляющего, либо поручаетсялицам, оказывающим конфиденциальные услуги.
Поскольку полученные образцы могут быть в дальнейшемиспользованыв качестве источников вещественных доказательств,тактически грамотным является привлечение к их отбору соответствующегоспециалиста. В этом случае специалист оказывает консультационные услуги,сообщая, с помощью каких технических средств наиболее целесообразно изыматьконкретные объекты, как их упаковывать, чтобы не нарушить их целостность, неповредить следы, имеющиеся на их поверхности, в какое экспертное учреждениенаправить данные образцы для исследования. При этом за достоверность исохранность образца полностью несет ответственность оперативный работник.
В процессе сбора образцов запрещается совершать действия,создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство,затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений,а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.
Результаты сбора образцов для сравнительного исследованияоформляется справкой оперативного работника, к которому при необходимостиприлагаются результаты проведенных специальных исследований.
Одной из тактических особенностей данного мероприятияявляется согласование со следователем необходимости предварительногоисследования образца до возбуждения уголовного дела. Изъятый образец врезультате проведенного лабораторного исследования может быть приведен всостояние, исключающее его дальнейшее исследование в ходе предварительного илисудебного следствия (недопустимо нарушение внешнего облика, внутреннегостроения, изменение свойств, качеств и т.п.). Поэтому чрезвычайно важносовместно со следователем определить возможность и необходимость подобногоисследования. Нередко без подобных исследований и необходимость подобногоисследования невозможно решить вопрос о наличии в действиях проверяемого (разрабатываемого)лица признаков преступления. Так, при доказывании факта обмана покупателей,совершаемого при продаже быстропортящихся пищевых продуктов (наиболее часто — всевозможныхпирожков, пончиков, тортов), предварительные исследования просто необходимы ибез справки специалиста затруднительно объективно решить вопрос о возбужденииуголовного дела.
В других случаях, при отсутствии опасности утраты изъятымобразцом своих свойств и качеств, предпочтительнее его направлять следователю,судье в неизмененном виде для последующего исследования в соответствии суголовно — процессуальным законом.2.4 Проверочная закупка
Проверочная закупка — это ОРМ, состоящее вспециальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товараили получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целяхвыявления преступлений.
Мероприятие имеет свои тактические особенности. Сущностьданного оперативно-розыскного мероприятия, в обиходе оно называется контрольнойзакупкой, состоит в совершении мнимой сделки купли — продажи с лицом,подозреваемым, как правило, в обвешивание, обмеривание, обсчете покупателей,завышении цен, продаже низкосортных товаров по цене высокосортных (такназываемая пересортица), а также в реализации запрещенных или ограниченных вгражданском обороте предметами, товарами (например, наркотиками,сильнодействующими лекарственными препаратами, оружием и т.п.). В последнемслучае проверочная закупка производится только на основании постановления,утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскнуюдеятельность. К проверочной закупке могут привлекаться и другие лица,действующие на основании поручения оперативного работника.
Одна из особенностей этого мероприятия состоит взашифрованности его проведения. Иными словами, факт купли-продажи происходитпод видом обычной процедуры с последующим объяснением продавцу о фактическойцели закупки, контрольным взвешиванием приобретенного товара и составлениемакта о происшедшем. Существует также негласная форма проверочной закупки, окоторой продавцу не сообщается, контрольное взвешивание производится без егоучастия и по результатам этого мероприятия составляется справка.
Факт проверочной закупки целесообразно зафиксировать спомощью технических средств: фотоаппарата, магнитофона, видеокамеры. Создаваемыепри этом новые источники фиксации информации (фотографии, записи на магнитныхносителях), нередко способствуют эффективному доказыванию противоправнойдеятельности виновного или, наоборот, убеждают в ошибочности имевшего местомнения об участии проверяемого лица в преступной деятельности.
Все документы о факте производства проверочной закупки, какправило, передаются в органы предварительного следствия или суда, заисключением случаев, когда может подвергнуться огласке информация о лицах,осуществляющих конфиденциальное сотрудничество с оперативным сотрудником.2.5 Исследование предметов и документов
Исследование предметов и документов — это ОРМ,проводимое с привлечением специалистов, т.е. сведущих лиц, обладающих научными,техническими и иными специальными познаниями, необходимыми для изученияуказанных материальных объектов при решении задач ОРМ.
Исследование предметов и документов— этоисследование объектов имеющих отношение к интересующему оперативного работникасобытию. Является логическим продолжением сбора образцов для сравнения. Ведьсбор образцов это своего рода подготовительный этап для исследования с цельювыявления криминологически значимых признаков в том или ином объекте. Отдельныеобъекты исследуются «сами по себе», без предварительного сбораобразцов.
Простейшие исследования с применением, скажем, лупы можетпроизвести и сам оперативник, без привлечения специалиста в областикриминалистики, так и в других сферах научной деятельности (биологами,судебными медиками, химиками и т.п.). Но так все же бывает редко. Хотяоперативно-розыскное исследование по своим правовым последствиям, можносказать, «не тянет» на экспертизу по уголовному делу, оно должнопроводится «узкими» специалистами, применяющими научно-техническиесредства во владеющими соответствующими методиками.
Направление материалов на исследование имеет своитактические особенности. Так, при направлении предметов и документов желательнополучить консультацию о специалистах, имеющих опыт подобных исследований, обучреждениях, где такие производятся, о требованиях к представлению данныхобъектов.
При получении консультаций необходимо учитывать, что лицо,участвовавшее в отборе образцов в ходе такого действия, как следственный осмотр(это — единственное следственное действие, производство которого разрешено довозбуждения уголовного дела), не имеет права на участие в производстве судебнойэкспертизы. Иными словами, оперативный работник до сбора образцов наисследование должен четко представлять, кто из специалистов будет привлечен дляучастия в оперативно-розыскном мероприятии и кто должен производитьисследование объекта в лабораторных условиях. Непродуманность этих условийнередко влечет за собой утрату доказательственного значения грамотнопроведенного исследования.
Данные объекты изучаются, как правило, специалистамиведомственной экспертно-криминалистической службы. Однако при необходимостиподобные исследования проводятся специалистами любых научно — исследовательскихучреждений других министерств и ведомств. Услуги последних, как правило,платные.
Особенность исследования предметов и документов довозбуждения уголовного дела состоит в том, что в результате этого исследованияможет быть полностью уничтожен объект или он потеряет присущие ему качества исвойства. Это создает непреодолимые препятствия для дальнейшего исследованияобъекта, а следовательно, приводит к утрате его доказательственного значения.
Поэтому оправданным является не процессуальное исследованиепредметов и документов в следующих случаях:
когда данный предмет относится к быстро портящимся подлежитнемедленному исследованию (нередко подобные ситуации возникают при исследованиипищевых продуктов);
когда в ходе его исследования не нарушаются его качеств исвойства (например, откопированные следы пальцев рук).
Специалист на основании подписанного начальникомоперативного подразделения направления в необходимом объеме производитисследования, оформляя их результаты справкой. Юридическое значение этойсправки состоит в том, что ее содержание нередко является объектом изучения припроизводстве судебной экспертизы (в случае возбуждения уголовного дела). Вматериалы уголовного дела такая справка не вшивается. Поэтому тактическиграмотным решением, если позволяет оперативно-розыскная ситуация, являетсяназначение исследования предметов и документов после возбуждения уголовногодела в рамках производства судебной экспертизы.2.6 Наблюдение
Наблюдение — это ОРМ, направленное на получениеоперативно-розыскной или иной юридически значимой информации путем непосредственногоили опосредованного, с помощью технических средств, визуального и (или) слуховогоконтроля за физическими лицами либо другими объектами независимо от места егопроведения при условии законного нахождения наблюдающих в указанном месте.
В настоящее время используется три вида наблюдения:
физическое;
электронное;
комплексное.
Наблюдение можно признать одним из наиболее разработанныхмероприятий в оперативно-розыскной деятельности. Его аспекты интересовалиспециалистов еще в начале XX века.
К физическому наблюдению, основанному на визуальном способеслежения, относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этихметодах работы, осуществляющаяся либо самим сотрудником, либо другими лицами поего заданию. В ходе физического наблюдения могут быть использованы техническиесредства — фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие фиксировать действиянаблюдаемого лица в реальном времени.
Электронное наблюдение, основанное на применение специальныхтехнических средств, позволяет организовывать и проводить наблюдение заинтересующим лицом как в помещении, в транспортном средстве, так и на открытойместности. При этом привлекаются, как правило, сотрудникиоперативно-технических подразделений. В ходе этого вида наблюдения нередкоиспользуется аппаратура аудио-, видеозаписи с целью контроля и записиразговоров, действий и операций проверяемого лица.
Комплексное наблюдение позволяет фиксировать вхронологическом порядке, в реальном времени, буквально всю жизнедеятельностьпроверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которогоосуществляется данное мероприятие.
Поскольку наблюдение — мероприятие ограниченного характера,то простая (физическая) форма его осуществления используется по решениюруководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами,подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная)форма наблюдения проводится только на основании решения суда, посколькупредполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенностьжилища.
Результаты проведенного наблюдения фиксируются в справках, сприложением фотографий, магнитных лент и видеокассет, соответствии с ч.3 ст.11Федерального Закона об ОРД могут передаваться органам предварительногоследствия или судье. Причем, только подлинная запись. Объективность идостоверность технических источников информации могут быть проверены в ходеотдельных следственных действий (например, при допросе оперативного работника вкачестве свидетеля по делу, проведению между ним и заподозренным очной ставки) илив ходе судебной экспертизы (так, имея магнитную запись телефонных переговоровнаблюдаемого лица, вымогающего деньги, с его жертвой, как правило, проводятфоноскопическую экспертизу. При этом специалист нередко в состоянии сделатькатегоричный вывод не только о том, что был записан разговор конкретных лиц, нои определить основные параметры помещения, из которого осуществлялся разговор,о наличии около него оживленных автомобильных или железнодорожных трасс и т.п.).Все это, в своей совокупности, нередко позволяет убедить суд в объективности идостоверности представленной информации.
2.7 Отождествление личности
Отождествление личности — сложноеоперативно-розыскное мероприятие, позволяющее в непроцессуальной формеидентифицировать проверяемых лиц по статическим или динамическим признакамвнешности (например, по походке, мимике, жестикуляции).
Речь идет о ситуации, которая в оперативно-розыскной работевстречается довольно часто — необходимо опознать представляющее интерес лицолично, или же по фотографии, субъективному портрету, рисованному портрету, повидеоизображению, дабы сравнить с каким-то «аналогом».
Опознание личности может быть осуществлено какнепосредственно, так и опосредовано. В первом случае отождествлениеосуществляется лицами, ранее непосредственно наблюдавшим данное лицо. Одно изосновных правил подобного отождествления личности состоит в том, что факт егопроведения, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого (разрабатываемого)лица.
Отождествление проводится как в естественных условиях (например,при посещении оперативной группы вместе с потерпевшим рабочего местапредполагаемого преступника), так и в искусственных (нередко проверяемое лицовызывается в ОВД, якобы в паспортное отделение).
Результаты отождествления оформляются либо рапортом, либосправкой оперативного сотрудника, при необходимости — с приложением фототаблиц,видеозаписи сюжетов, предъявляемых для опознания. Целесообразно записатьобъяснение лица, опознавшего человека в ходе оперативно — розыскногомероприятия, что создает возможность его последующего допроса и, следовательно,легализации процесса опознания.
В некоторых случаях результаты оперативного опознанияоформить как выполненное в соответствии с требованиями ст. 193 УПК РФ. Дляэтого необходимо неукоснительно соблюдать несколько условий:
опознание должно производиться после возбуждения уголовногодела;
в опознании должно участвовать не менее двухнезаинтересованных лиц, чье участие, возможно, оформить как участие понятых;
опознаваемый должен находиться в естественных условиях,среди не менее двух субъектов, имеющих с ним внешнее сходство;
опознающий должен указать на одно из предъявленных ему лиц иобъяснить, по каким признакам он узнал данное лицо.
Так, протоколом опознания был оформлен факт оперативногоопознания потерпевшей одного из насильников. Женщина была изнасилована ночью. Группаиз трех человек длительное время куражилась над ней, в результате чего онадовольно детально запомнила личности насильников. Днем в оперативной машине, сучастием двух представителей общественности эта женщина объезжала злачные местаданного населенного пункта и около магазина в группе молодых людей твердоузнала одного из насильников. Вся группа была приглашена в милицию, где былсоставлен протокол этого оперативно-следственного мероприятия, где в качествестатистов были зафиксированы все молодые люди, находившиеся около магазина, а вкачестве понятых — двое представителей общественности. Впоследствии, насудебном заседании, результаты этого действия, оформленного в соответствии стребованиями ст. 193 УПК РФ, были признаны доказательством по делу.
При осуществлении этого мероприятия запрещается:
оказывать воздействие на участников и искусственно создаватьусловия, вследствие которых может быть допущена ошибка в отождествленииличности;
допускать действия, исключающие процессуальное опознание исбордоказательств или ставящие их под сомнение; привлекать в качествеопознающих лиц, страдающих психическими заболеваниями или болезненнымирасстройствами (например, сильная близорукость, глухота), не позволяющимиактивно оценить качества предъявляемого для опознания лица.
Наиболее типичная ошибка оперативных сотрудников — предъявлениедля опознания лица в группе субъектов, содержащихся в изоляторе временногосодержания несколько суток. При этом «статисты», как правило,небриты, неряшливы, их одежда отдает специфическим запахом, в связи с чемпредъявляемое для опознания лицо резко отличается от остальных. Опознающеелицо, осмотрев предъявленных ей лиц, заявляет, что среди них она (он), незадумываясь, узнает лицо не из группы субъектов, содержащихся в изоляторевременного содержания, и указывает на подозреваемого. Впоследствии, на судебномзаседании, адвокат подсудимого добивается исключения из доказательстврезультатов этого опознания как проведенного с нарушением требований уголовногопроцесса. В результате этого преступник (если нет других доказательств) освобождаетсяв зале суда и выпускается на свободу, хотя явно видно, что он являетсявиновным, но в содеянном не сознается.
Свои тактические особенности имеет опознание сиспользованием служебно-розыскной собаки, процедура которого детально описана всоответствующих ведомственных и криминалистических рекомендациях. Опознаниюмогут быть подвержены как предметы, имеющие отношение к подозреваемому лицу (шапка,перчатки, обувь и т.п.), так и сам субъект. Результаты проведенного опознанияоформляются актом применения служебно-розыскной собаки в присутствии понятых иподшиваются к уголовному делу. Однако существующая судебная практикачрезвычайно редко признает данные акты в качестве доказательства по делу.2.8 Обследование помещений, зданий, сооружений,участков местности и транспортных средств
Обследование помещений, зданий, сооружений, участковместности и транспортных средств — это оперативный осмотр перечисленных, атакже других объектов в целях поиска интересующих оперативного работника данных(следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемыхлиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативныхзадач, так и для расследования преступления в целом).
Существуют три вида обследования: гласное, негласное изашифрованное.
Гласное обследование проводится с согласия владельцаосматриваемого объекта, возможно в его присутствии, без привлечения понятых. Вэтом случае от владельца могут быть истребованы планы здания строения,произведены соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, произведенафото-, видеосъемка. В ходе гласного обследования допускается изъятие (сразрешения владельца) предметов, документов, получение от присутствующих лицсоответствующих разъяснений о природе интересующих one-работника объектов, втом числе и письменных. Результаты такого обследования оформляются, как правило,справкой, к которой прилагаются соответствующие чертежи, зарисовки,фототаблицы, видеокассеты и др. Изъятые объекты соответствующим образомупаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и впоследствиимогут быть представлены специалистам (экспертам) для исследования. В случаеподтверждения факта их относимости к расследуемому событию изъятые объектымогут быть приобщены к материалам уголовного дела.
При зашифрованном обследовании оперативный работник,как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность коперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (отпредставителя жилищно-коммунального хозяйства до члена благотворительнойорганизации). В ходе этого вида обследования используются возможностискрытоносимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.
Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения опроживании в помещении разыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т.п.
Негласное обследование предполагает особую процедуру,поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан нанеприкосновенность жилища. Поэтому этот вид обследования в соответствии с ч.2ст.8 Федерального Закона об ОРД проводится только на основании судебногорешения.
О проведении негласного обследования жилого помещениявыносится постановление, утвержденное руководителем оперативного аппарата УВДобласти (края).
Негласное обследование проводят специальные оперативно — техническиеподразделения органов внутренних дел с участием инициатора запроса. Изъятие илизамена обнаруженных во время негласного осмотра объектов производится висключительных случаях и только с разрешения руководителя, утвердившегопостановление о проведении этого мероприятия.
Во время этого вида обследования обстановка не нарушается исоответствующим образом фиксируется (составляются планы схемы, производитсяфотографирование, видеосъемка, документа копируются). При необходимостисоздаются условия для следообразования (расставляются химические ловушки,объекты, притягивающие микрочастицы или реагирующие на появление в зон: ихдействия человека, и пр.).
К участию во всех видах обследования целесообразноприглашать специалиста, обладающего навыками отыскания соответствующих следов,фиксации обстановки, установки химических ловушек, технических средств аудио-,видеоконтроля и т.п. Результаты деятельности специалиста подробно фиксируются всправках, актах, составляемых по окончании обследования, с точным указаниемтехнических характеристик примененных и внедренных технических средств фиксацииинформации.
Результаты негласного обследования оформляются актомсотрудника оперативно-поискового подразделения, его осуществлявшего, сприложением соответствующих планов — схем и изъятых предметов. Эти акты кматериалам уголовного дела не приобщаются, а хранятся в материалахоперативно-розыскного производства.2.9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных ииных сообщений
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений — это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и состоящеев негласном отборе и изучении почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной,телефонограммной корреспонденции в целях получения информации, предоставляющейинтерес для решения задач ОРД, в учреждении (предприятии) отправления и приемакорреспонденции.
Поскольку это мероприятие вторгается в сферу охраняемыхконституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иныхсообщений (ст.23 Конституции Российской Федерации), его проведение возможно толькона основании судебного решения (ст.185 УПК РФ), выносимого на основаниимотивированного постановления соответствующего руководителя органа внутреннихдел.
Контролю может подвергаться почтовая корреспонденция какконкретному лицу, так и исходящая от него. В необходимых случаях перлюстрацииподвергается также корреспонденция, поступающая в конкретный адрес илиисходящая из него.
Контроль почтовых отправлений может носить разовый характери длящийся, устанавливаемый на срок до 6 месяцев.
Разрешение на разовый контроль оформляется при получениисотрудником информации об отправлении по почте послания требующегобезотлагательного изучения и исследования. Разовый контроль осуществляется спомощью сотрудников предприятий связи.
Длящийся контроль почтовых отправлений, как правило,проводится сотрудниками оперативно-технических подразделений Министерствавнутренних дел Российской Федерации.
Результаты всех видов контроля почтовых отправлений,телеграфных и иных сообщений оформляются соответствующими актами (разовыйконтроль может быть оформлен рапортом оперативного сотрудника). Принеобходимости к актам прилагаются отснятые копии, ксерокопии, фотографии,образцы для исследования (если контролю подвергалось содержание посылки). Приэтом образцы могут быть направлены на исследование в криминалистическиелаборатории, например для определения, относится ли изъятое вещество кнаркотическим.
В ходе данного оперативно-розыскного мероприятия оперативныйработник обязан:
обеспечить сохранение в тайне факта контроля;
обеспечить сохранность почтового отправления;
сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовомотправлении.
Свои тактические особенности имеет контроль почтовыхотправлении лиц, содержащихся в местах лишения свободы.2.10 Прослушивание телефонных переговоров
Прослушивание телефонных переговоров осуществляетсятолько на основании решения суда (ст.186 УПК РФ) и представляет собой негласноеполучение информации, передаваемой лицами, заподозренными в совершениипреступления, по линиям телефонной связи. Как правило, прослушивание телефонныхпереговоров проводится с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническимиподразделениями МВД России или ФСБ России. Срок прослушивания не превышать 6месяцев. При необходимости продления срока судья на основании вновьпредставленных материалов выносит дополнительное решение.
Федеральным Законом об ОРД (ст.8 ч.3 и ч.4) предусмотренисключительный порядок осуществления прослушивания телефонных переговоров, всоответствии с которым возможно получить в течение 48 часов после началапроведения этого мероприятия судебное решение.
Кроме того, проведение этого мероприятия допускается и безсудебного решения, если имеется заявление или письменное согласие лица привозникновении угрозы его жизни, здоровью или собственности. Однако в этойситуации обязательно вынесение мотивированного постановления соответствующимруководителем МВД или ФСБ и о предпринятых действиях в течение 48 часовуведомляется судья.
Прослушивание телефонных переговоров возможно не только прииспользовании заподозренными лицами проводных линий связи, но и радиотелефонныхканалов, в том числе каналов сотовой, космической связи. Прослушиваться могутпереговоры как двух абонентов, так и передача сообщений на автоответчик.
Можно выделить следующие ситуации, при которых появляетсянеобходимость телефонного прослушивания:
когда предполагается разговор (сговор) между соучастниками — членами преступной группы;
когда подозреваемый звонит своей жертве перед преступлениемили после его совершения;
когда разыскиваемое лицо выходит на связь со своимиродственниками, знакомыми, соучастниками.
Ход данного мероприятия, как правило, фиксируется в справкеоперативно — технического подразделения, а также на магнитных носителях,которые в определенных случаях (например, при фиксации факта вымогательства,угроз и т.п.) на основании постановления оперативного сотрудника могут бытьпереданы в экспертно-криминалистическое подразделение для производства либопредварительного исследования, либо судебной экспертизы. В последнем случаерезультаты прослушивания могут быть признаны доказательством по уголовному делу.
Следует отметить, что в качестве доказательств могут бытьиспользованы лишь те сведения, которые получены в ходе прослушивания телефонныхпереговоров, оформленных в установленном порядке. Кстати,уголовно-процессуальный кодекс Германии сведения, полученные в результатеосуществления неправомерного контроля, также не допускает к использованию вкачестве доказательств и поэтому они не могут быть использованы при вынесенииприговоров.2.11 Снятие информации с технических каналов связи
Свои тактические особенности имеет снятие информации стехнических каналов связи. Как правило, — это негласное мероприятие, проводимоена основании решения судьи, поскольку оно ограничивает конституционные праваграждан, целью которого является получение информации, передаваемоезаподозренными лицами по техническим каналам связи (телефакс, телетайп,компьютерные сети и т.п.).
При снятии информации с компьютерных сетей, с жесткого дискакомпьютера необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать кпроизводству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы,содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроенына самоуничтожение в случае несанкционированного доступа. Преодолетьдействующую систему защиты оперативный работник самостоятельно, как правило, нев состоянии.2.12 Оперативное внедрение
Оперативное внедрение — это ОРМ, основанное наконспиративномвводе штатного сотрудника оперативного подразделения иликонфидента в криминально-криминогенную среду или на соответствующие объекты,добывании сведений о лицах, фактах и об обстоятельствах, предоставляющихоперативный интерес, в воздействии на лиц и ином конспиративном участии врешении или способствовании решению задач ОРД.
Оперативное внедрение— вершина оперативно-розыскнойдеятельности. Интересы борьбы с организованной преступностью требуютупреждающих мероприятий оперативного характера для получения информации опреступных действиях и замыслах организованных групп. Поэтому для добычисведений в ходе контактов с представителями криминальной среды так, чтобы онине знали, что в отношении них проводится оперативно-розыскное мероприятие,применяется проникновение в указанную сферу и общение офицеров особогоназначения с лицами, входящими в сферу и инфраструктуру социально-аномальнойсреды, под легендой, в том числе с имитацией противоправной деятельности, атакже с реальным участием в противоправной деятельности и иных проявленияхсоциальной патологии, ей свойственных. Однако последнее возможно, еслизаконодатель предоставляет указанной категории сотрудников оперативныхподразделений дискреционные полномочия. В этом случае соответствующие лица и ихсообщества, оказавшиеся в орбите оперативно-розыскной деятельности, хотя иподозревают о том, что они потенциальные объекты оперативно-розыскныхмероприятий, однако не находят подтверждения своим предположениям, сомнениямотносительно того, попали ли они в поле зрения оперативно-розыскнойдеятельности или нет и продолжают свою противоправную деятельность, полагая,что о ней никому, и прежде всего органам, осуществляющим ОРД, не известно.
Предпосылки применения подобного способа добывания информациисоздают оперативно-розыскные законы большинства стран. Однако законодательпо-разному в той или иной стране отвечает на вопрос о том, разрешено лиоперативному работнику (офицеру особого назначения) совершать, хотя бы иформально, противоправные деяния, обусловленные пребыванием его в сфере иинфраструктуре социально-аномальной среды.
Но практика показывает, что без внедрения в такие группысоответствующих источников информации разоблачить преступную группу зачастуюневозможно. Именно в оперативном внедрении проявляется творчество руководителейи артистизм исполнителей, сочетающиеся, увы, с немалым риском: идущие на этотшаг рискуют жизнью и это оправдывает себя лишь в следующих ситуациях:
когда доказательства о преступной деятельности не могут бытьполучены в ходе процессуальных действий;
в условиях дефицита времени, когда процедура принятиярешения о возбуждении уголовного дела, его регистрации, созданиеоперативно-следственной группы, распределения функций между ее членами и т.п. непозволяет предотвратить готовящееся преступление или участники криминальногоформирования могут скрыться от правосудия.
Оперативное внедрение осуществляется, как правило,оперативными работниками, действующими под легендой, с лицами, заподозренными всовершении преступления. Внедренные лица могут имитировать преступнуюдеятельность, совершать малозначительные преступления, причинять вред законныминтересам других лиц при условии правомерного исполнения служебного долга. Достаточнодетальных критериев противоправной деятельности внедренного сотрудника пока неразработано. Представляется, что данный сотрудник не имеет права совершатьтяжкие преступления, лишать жизни граждан и т.п. В своей деятельности, понашему мнению, он должен руководствоваться требованиями как ст.16 ФедеральногоЗакона об ОРД, так и нормами Морально-этического кодекса оперативногосотрудника, предложенного настоящей работе.
При осуществлении внедрения оперативные сотрудник имеютправо пользоваться документами, зашифровывающими его принадлежность кправоохранительным органам, в том числе сведений о работе, об используемомтранспортном средстве и т.п.
Для разоблачения деятельности организованных преступныхсообществ внедрение сотрудника может быть долговременные длящимся несколькомесяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от несколькихчасов до нескольких суток.
Права лиц, внедряемых в состав преступных группировокдополнительно защищены. Сведения о них составляют государственную тайну и могутподлежать опубликованию или преданы гласности только с их письменного согласия.2.13 Контролируемая поставка
Контролируемая поставка — сложное, многоэтапноеоперативно — розыскное мероприятие, осуществляемое на основании мотивированногопостановления сотрудника оперативного аппарата иутвержденногоруководителем ОВД. При проведении контролируемой поставки на территории другихстран она разрабатываете на основании существующих межгосударственныхдоговоров, соглашений.
Целью этого мероприятия является получение информации опоставке, закупке, продаже, перемещении предметов, веществ продукции, свободнаяреализация которых либо запрещена, либо оборот которых ограничен. К такимобъектам относятся перечисленные в ряде статей Уголовного кодекса РФ. В ихчисле биологическое оружие, радиоактивные материалы, наркотические средства,сильнодействующие и ядовитые вещества и многие другие.
Различают следующие виды контролируемой поставки:
объект поставки полностью или частично тайно подменяетсяидентичным (как правило, это используется при раскрытии фактов незаконногооборота наркотиков);
объект поставки не подвергается подмене или изъятию.
Органы, осуществляющие контрольную поставку, обязаныпредпринять все меры в пути следования и в месте доставки по сохранности груза,его пребывания в нетронутом состоянии. Действия правоохранительных органовдолжны быть организованы таким образом, чтобы не дешифровать сущностьпроводимой операции.2.14 Оперативный эксперимент
Оперативный эксперимент — это воспроизведениедействий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события исовершения необходимых опытных действий в целях пресечения преступных действий,выявления лиц их готовящих или совершающих, а также проверки и оценки собранныхданных о возможности совершения определенных противоправных действий илиполучения новых данных о противоправной деятельности.
Проводится эксперимент на основании постановления,утвержденного руководителем органа внутренних дел в целях выявления, пресеченияи раскрытия тяжких преступлений, перечень которых определен в ст.15 УК РФ.
Целью оперативного эксперимента является получениеинформации в условиях, максимально приближенных к тем, в которых было совершеноинтересующее оперативного сотрудника событие. Как правило, к его производствупривлекаются те же лица, или транспортные средства, воссоздаетсясоответствующая обстановка.
Нередко целью данного эксперимента является получение обисключительных свойствах личности. Так, при расследовании деятельностиорганизованной преступной группы только: оперативного (а затем и следственного)эксперимента возможно выявить и впоследствии доказать факт создания ируководства группой конкретным субъектом, поскольку остальные группыпреступного сообщества не располагают такими личными качествами, позволяющимивыполнить все действия, например по аналогу хозяйственной деятельностипредприятий определенной отрасли в данном регионе; по организациипроизводственной деятельности вновь созданного на криминальные средствапредприятия, начиная с закупки сырья и заканчивая " отмыванием " доходови т.п.
Оперативный эксперимент не должен провоцировать лицо ксовершению противоправных действий; не должен унижать достоинство участвующих внем лиц; подвергать опасности здоровье окружающих; воспроизводить, повторятьвсе обстоятельства расследуемого преступления и т.п.
Оперативный эксперимент, в отличие от следственного, можетбыть произведен в отношении неизвестных лиц с целью выявления намеренийпродолжить совершение серийных преступлений (нередко тайных и открытыхпохищений) путем применения различных «ловушек» или «приманок».При этом если в ходе эксперимента проверяемое лицо совершает действия,содержащие признаки преступления, оно привлекается к уголовной ответственностипо действующему законодательству.
Результаты следственного эксперимента оформляются актом имогут служить основанием как для выдвижения версий по делу, так и для принятиярешения о возбуждении уголовного дела и о задержании подозреваемого всоответствии со ст.91 УПК РФ.
Заключение
Таким образом:
Под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ об ОРО действия илисовокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы,средства и методы, направленные на решение задач ОРД.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан;наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочнаязакупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествлениеличности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности итранспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации стехнических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативныйэксперимент.
Каждое из вышеперечисленных мероприятий имеет своювнутреннюю структуру, регламентировано законом и применяется для решенияопределенных задач оперативно-розыскной деятельности.
Библиография
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенароднымголосованием 12 декабря 1993 г.
2. "Об оперативно-розыскной деятельности". ФЗ от 12августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм).
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм).
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ(с изм).
5. Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания иусловия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. — М.: Академияуправления МВД России, 2003.
6. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Обоперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. — М.: Новый Юрист,1997.
7. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций.- М.: Книжный мир, 2002.
8. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К.К. Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. — М.: Инфра-М, 2004.