Реферат по предмету "Государство и право"


Реализация принципа разделения властей в РФ

Департаментобразования и науки
Ханты-Мансийскогоавтономного округа
Сургутскийгосударственный университет
Кафедратеории и истории государства и права
Курсоваяработа
подисциплине: Теория государства и права
тема: Реализация принципа разделения властей в РФ
Сургут, 2010г.

Введение
Вопрос «разделениявластей в правовом государстве» для Российского государства является достаточноактуальным на современном этапе. Связано это в первую очередь с тем, чтопроизошедшая коренная реконструкция Российского государства и соответствующихгосударственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинулана первый план следующую общегосударственную цель — создание правовогогосударства.
Правовым государствомможет быть признана такая организация политической власти в стране, котораяоснована на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго вопределенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенностьсвоих граждан.
Вполне естественновозникает вопрос: как построить такое государство, как должен быть организовани на каких принципах должен функционировать государственный механизм?
Известно, что властьвсегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нуженмеханизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со сторонывласти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Данная курсовая работапосвящена исследованию «разделения властей». Указанное словосочетание несет всебе двусмысленное значение:
Во-первых, «разделениевластей», как теория организации гражданского общества;
Во-вторых, «разделениевластей», как один из принципов функционирования современного правовогогосударства.
Речь идет не о том, чтобыразделить единую власть между различными общественными силами или социальнымигруппами. Назначение принципа разделения властей — исключить возможностьконцентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, которыйпревратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы,обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.
Именно поэтому принципразделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всехсовременных демократических государств. Составными частями механизма властиповсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти,каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остаетсясамостоятельной.
Рассматриваемый вопросразделения властей привлекает пристальное внимание со стороны как зарубежных,так и отечественных теоретиков права.
Целью курсовой работыявляется всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа,оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованномустройстве человеческого общежития.
Для того чтобыпоставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал всоответствии с основными задачами исследуемой темы:
— рассмотреть историческоеразвитие теории о разделении властей;
— проанализировать законодательную,исполнительную и судебную власть в отдельности;
— изучить развитиепринципа разделения властей в современной российской государственно-правовойдействительности.
В данной курсовой работеиспользуются следующие универсальные и специальные юридические методыисследования:
— логический;
— сравнительно-исторический;
— системно-структурногоанализа.
Логический методпозволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правовогогосударства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, какизвестно, является наукой о закономерностях мышления.
Сравнительно-историческийметод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблемевыявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе егореализации в обществах с различными традициями.
Методсистемно-структурного анализа рассматривает каждую из теории разделения властейв качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей междуподобными элементами.
В процессе исследования яопиралась на следующие источники: Конституцию РФ 1993г., федеральные законы; материалы,помещенные в хрестоматиях по истории России и истории государства и правазарубежных стран, периодические издания и др. Рассматривая проблему разделениявластей невозможно проигнорировать первоисточники, а именно труды авторов самойтеории: Дж. Локка и Ш.Монтескье.
В целом необходимоотметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только напервый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решитьрядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемыдемонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах вотношении к модели правового государства.

Глава 1. Историческоеразвитие учения о разделении властей
Теория разделениявластей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как онавоспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась болеетрехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист,создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632–1704) ифранцузский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).
Идеи Локка относительнонеобходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде«Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье оразделении властей и другие его общественно-политические воззрения – в романе«Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия ипадения римлян» и основном его произведении «О духе законов» (1748).
В конце XVII в., в периодтак называемой «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в периоднарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш.Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент исоздается каркас здания под названием «теория разделения властей».
Дж. Локк, будучисторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемостиестественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромиссаи защитником идей либерализма не без оснований рассматривал разрабатываемый импринцип, или теорию, разделения властей как один из способов достижениясложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политическихзадач.
Представляя государствокак совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими жеустановленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочнуюулаживать конфликты между ними,[25] Дж. Локк считал, что только такой институт,как государство, а не какой бы то ни было иной – носитель публичной(политической) власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантироватьих участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели»– сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическоесообщество.
Однако успешноевыполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государстванепременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкогоразделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг другасоставные части и соответственно наделения ими различных государственныхорганов, «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний.
В соответствии с этимвидением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаютсяна парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монархаи правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности иреализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке.Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви властиподчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.
Отстаивая данный способорганизации власти и распределения ее между различными государственнымиорганами, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации инеограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор,которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле«несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формойгражданского правления».
Дело в том, пояснялученый, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она неможет обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть неспособна также гарантировать и естественную свободу человека.
Последняя заключается втом, что человек по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни былостоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, норуководствуется только законом природы».
В отличие от естественнойсвободы, «свобода человека в обществе» состоит в том, что он не подчиняетсяникакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена посогласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и неограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установленыэтим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием».
Согласно философским иполитическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная монархия, построенная натирании и беззаконии, находится в глубоком противоречии с природой человека иобщественным договором, то публичная политическая власть, построенная на основепринципа разделения властей, изначально соответствует естественной природелюдей.
Обосновывая данный тезис,автор обращался к таким природным чертам человека, как его способностьсоздавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизнируководствоваться ими; как способность претворять в жизнь принимаемые имрешения и применять общие правила к конкретным ситуациям; наконец, какспособность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне ив определенных рамках свои отношения с другими людьми. Наличием данныхприродных черт человека обосновывалась необходимость и естественностьразделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную(ведающую международными отношениями) власти.
Разумеется, реальноепроявление названных черт, как и само разделение властей, возможно лишь вусловиях государственного, а не догосударственного, естественного существованияи состояния отдельного человека и всего общества. Ибо, во-первых, вестественном состоянии, по мнению Локка, «не хватает установленного,определенного, известного закона», который был бы признан и допущен по общемусогласию в качестве «нормы справедливости и несправедливости и служил бы общиммерилом», при помощи которого разрешались бы между ними споры.
Во-вторых, в естественномсостоянии «не хватает знающего и беспристрастного судьи», который обладал бывластью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом.
И, в-третьих, вестественном состоянии часто «недостает силы, которая могла бы подкрепить иподдержать справедливый приговор и привести его в исполнение».
Неразрывно связывая идеюполитической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгоесоблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством,Монтескье, так же как и Локк, усматривал в четком разделении и взаимномсдерживании властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и ихзащиту от государственного произвола и беззакония.
Отсутствие такогоразделения властей, равно как и отсутствие механизма их взаимного сдерживаниядруг друга, с неизбежностью ведет, по мнению мыслителя, к сосредоточению властив руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, атакже к злоупотреблению государственной властью и произволу.
При рассмотрении истоковтеории разделения властей, равно как и процесса ее становления и развития, внаучной и учебной юридической литературе совершенно справедливо указывается, что,несмотря на общность многих положений, высказанных Локком и Монтескье вотношении рассматриваемой теории, учение Монтескье о разделении властей«обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями».
Во-первых, в том, чтоМонтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционногозакрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель,«устанавливается только законами и даже законами основными»[29]. А во-вторых, втом, что он более определенно высказался за включение в состав властей,подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственногоуправления, построенная на основе принципа разграничения властей, в первуюочередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескьепринципом независимости судей.
Рассмотренная им триада ввиде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем сталаклассической формулой теории конституционализма.
Идеологически теорияразделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служилаобоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции компромиссабуржуазии и дворянства
Государственной формойтакого компромисса во Франции, так же, как и в Англии, усматриваласьконституционная монархия.
Теория разделения властейимела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но ипрактическое значение. Идеи разделения властей были широко представлены,например, в таких фундаментальных актах, имевших огромное для своего времениюридическое и политико-практическое значение, как Декларация прав человека игражданина (1789 г.), Конституция Франции 1791 г. и др.
По мере своегостановления и развития теория разделения властей нашла довольно широкий откликв академических и политических кругах не только Англии и Франции, но и рядадругих стран.
Причем если, например, вАмерике она с самого начала пользовалась большим успехом и бралась навооружение местными учеными и политическими деятелями, то в Германии ряд ееположений значительной частью интеллектуальной элиты подвергался сомнению.
Так, в фундаментальнойработе «Общее учение о государстве» Г. Еллинек высказывает свое явноскептическое отношение по поводу возможности в реальной жизни добиться такогоположения, когда законодательная власть в лице парламента сможет фактическисдерживать исполнительную власть, находящуюся в руках монарха, когда между нимиможет быть достигнуто равновесие.
Такое состояние является,по мнению автора, «политически наименее вероятным, так как соотношениесоциальных сил, составляющих основу политического могущества, крайне редко и ужво всяком случае только временно складывается так, чтобы было возможно полноеравновесие двух постоянных политических факторов». Но именно на «такуюневероятную комбинацию рассчитана теория равновесия» Монтескье и других еесторонников, и уже поэтому реальность применения этой теории и ее действенностьподлежит сомнению.
В России теорияразделения властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В своем «Введениик уложению государственных законов» (1809) он писал в связи с попыткойиспользования этой теории для «преобразования» самодержавия и стремлениемпоставить его в рамки закона, что «нельзя основать правление на законе, еслиодна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его». Необходимо ееразделение. Необходимо, чтобы одни «установления» действовали в процессесоставления закона, а другие – при их исполнении.
Из троякого порядкагосударственных сил, продолжал автор, возникает «троякий порядок силустановлений». Одно из них «должно действовать в образовании закона, другое – висполнении, третье – в части судной. Разум всех сил установлений может бытьразличен».
М.М. Сперанский предлагал«два различных устройства» самодержавной власти на основе закона и принципаразделения властей.
Первый вариант такогоустройства состоит в том, чтобы «облечь правление самодержавное» всеми«внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то жепространство самодержавия».
Главные черты иособенности такого устройства сводятся, по мнению автора, к тому, чтобы: 1)«установить сословие, которое бы представляло силу законодательную, свободную»,которая на самом деле была бы «под влиянием и в совершенной зависимости отвласти самодержавной»; 2) силу исполнительную «так учредить, чтобы она повыражению закона состояла в ответственности, но по разуму его была бысовершенно независима»; 3) власти судной «дать все преимущества видимойсвободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существесвоем всегда состояла во власти самодержавной».
Данный вариантсамодержавного устройства, делал вывод Сперанский, будет лишь казаться «вомнении народном» действующим. Но на самом деле он никогда не будет таковым.
Суть второго вариантатакого устройства сводится к тому, чтобы не только «внешними формами покрытьсамодержавие», но и ограничить его «внутреннею и внешнею, существенною силоюустановлений». Нужно «учредить державную власть на законе не словами, но самимделом».
Если, писал автор,предпочтение будет отдано этому варианту, тогда все «установления» должны быть«расположены на иных правилах».
А именно: 1)законодательное сословие должно быть так устроено, «чтобы оно не моглосовершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его былисвободны и выражали бы собою мнение народное»; 2) сословие судебное должно бытьтак образовано, «чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и одинтолько надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству»;3) власть исполнительная «должна быть вся исключительно вверена правительству».А чтобы эта власть «распоряжениями своими под видом исполнения законов» немогла бы «ни обезобразить», «ни совсем уничтожить» их, то она должна бытьпоставлена под «ответственность власти законодательной».
Сравнивая эти двавозможных варианта преобразования самодержавия с помощью теории разделениявластей, Сперанский делал окончательный вывод в пользу второго как болеесовершенного и более действенного варианта.
Если первая изсравниваемых между собой потенциальных систем, анализировал он, «имеет тольковид закона», то другая есть «самое существо его». Если первая недолговечна и«издалека сама готовит себе прекращение», то другая при благоприятных обстоятельствах«может утвердиться, долгое время без важных перемен постепенно следовать загражданским усовершенствованием». Наконец, если первая может быть «оправданна внароде своевольном, непостоянном, преклонном ко всем новым умствованиям и особеннотогда, когда народ сей выходит из анархии с превратными привычками», то вторая«одна может быть свойственна народу, который имеет более доброго смысла, нежелипытливости, более простого и твердого разума, нежели воображения, коегохарактер трудно обольстить, нелегко убедить простою истиною».
Говоря о внимании ктеории разделения властей в России и в других странах, следует отметить, чтопри этом не только широко использовалась ее традиционная модель – триада,состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, но ипредлагались другие ее варианты.
Так, М.М. Сперанскийпредлагал, помимо традиционного разделения властей, использовать ихклассификацию на физическую и материальную власти.
Известный французскийюрист конца XIX – начала XX в. М. Ориу в своей фундаментальной работе «Основыпубличного права» выделял и анализировал с точки зрения взаимосвязи и взаимного«равновесия» властей политическую и экономическую, военную и гражданскую,гражданскую и религиозную власти и др.
По справедливомузамечанию автора, «одним из преимуществ теории равновесия является то, что онапридает смысл и значение многочисленным разделениям, которые видны даже присамом поверхностном наблюдении над государственным режимом».
Последний же всегдаявляется «режимом разделений». В равновесии он находится лишь благодаря тому,что «разделяет окружающие его силы, противопоставляя их друг другу и восполняяодну за счет другой».
М. Ориу не без основанийсчитал возможным использование теории или принципа разделения и сдерживания(равновесия) властей для анализа не только властных взаимоотношений,возникающих в государственной сфере, но и взаимоотношений в различныхобщественных сферах. «В сущности, гражданское общество, – замечал он, –покоится на основном разделении между политической властью и экономическиммогуществом».
Аналогичные подходы канализу разделения властей и расширительной трактовке этой теории в последующемиспользовались и многими другими авторами.

Глава 2. Реализацияпринципа разделения властей в РФ
Конституция РоссийскойФедерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основконституционного строя. В статье 10 говорится: «Государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны». Конституционные нормы, определяющие механизмгосударственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации»,«Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебнаявласть». Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражаютцелостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделениеполномочий государственных органов при сохранении конституционного принципаединства государственной власти.
§1. Исполнительнаявласть: система и функции
Система органовисполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.
Исполнительнаядеятельность органов государственного управления проявляется в том, что онивыступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актахорганов государственной власти и вышестоящих органов государственногоуправления.
Распорядительнаядеятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры иобеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнениеподчиненными им органами и организациями данных требований. Всю своюдеятельность органы государственного управления должны осуществлять на основезаконов и во исполнение законов.
В пределах своейкомпетенции органы государственного управления наделяются необходимой для ихнормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаютсявесьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различнымисферами жизнедеятельности общества и государства.
В подавляющем большинствестран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти.
Президент РоссийскойФедерации, будучи главой государства, является верховным представителемРоссийской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На неговозложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции,прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. Вэтих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.
В соответствии со своимиконституционными полномочиями президент назначает с согласия ГосударственнойДумы Председателя Правительства России; принимает решение об отставкеправительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; попредложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождаетот должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляетГосударственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателяЦентрального банка РФ, а также ставит вопрос о его освобождении.
Согласно Конституциипрезидент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе ихарактеру они являются в основном исполнительно-распорядительными полномочиямии функциями. Являясь главой государства, президент одновременно фактическивыполняет функции и главы правительства. Сочетание полномочий главы государствас фактическими полномочиями главы правительства позволяет Президенту Россиисосредоточить в своих руках огромную, поистине «суперпрезидентскую», власть.
Но государственную работувершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которыхдействует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президентдолжен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органоввласти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другимиветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.
Ведущую роль в системеорганов государственного управления выполняют правительства. Они являютсявысшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляютвсю систему органов государственного управления. В соответствии сконституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи «по общемуруководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке иосуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охранесобственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан,обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководствастроительством вооруженных сил и др».
Единую системуисполнительной власти в Российской Федерации, в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В настоящее время вструктуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят:
— ПравительствоРоссийской Федерации;
— федеральные министерства;
— государственныекомитеты Российской Федерации;
— федеральные комиссииРоссии;
— федеральные службы;
— российские агентства;
— федеральные надзорыРоссии;
— иные федеральные органыисполнительной власти.
Система исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаетсяими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.
В субъекте РоссийскойФедерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе свысшим исполнительным органом государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии сКонституцией РФ (гл.15.1 и 16) в систему органов исполнительной властиреспублики в составе Российской Федерации входят:
1. Глава исполнительнойвласти (Президент) республики в составе Российской Федерации;
2. Совет Министровреспублики в составе Российской Федерации;
3. Местные органыуправления республики, система которых определяется Конституцией республики сучетом конкретных национальных особенностей, исторических и местных традиций.
Глава исполнительнойвласти республики в составе Российской Федерации является высшим должностнымлицом республики и главной исполнительной власти в республике в составеРоссийской Федерации. Он входит в единую систему исполнительной властиРоссийской Федерации и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюденияКонституции и законов Российской Федерации, Конституций и законов республики всоставе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические иполитические интересы Российской Федерации и республики в составе РоссийскойФедерации (ст. 132.2 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ(ст.136.3) исполнительным органом края, области, автономной области,автономного округа, города федерального значения является соответственнокраевая, областная администрации, администрация автономной области, автономногоокруга, городов федерального значения.
Деятельностью краевой,областной администрации, администрации автономной области, автономного округа,города федерального значения руководит на основе принципа единоначалия главаадминистрации (ст. 136.5 часть 1 Конституции РФ).
§2. Законодательнаявласть
властьразделение исполнительный законодательный
Основным значениеморганов законодательной власти (представительных органов) являетсязаконодательная деятельность. В демократических государствах эти органызанимают центральное место в структуре госаппарата. Представительные органыгосударственной власти подразделяются на высшие и местные.
К высшим органамгосударственной власти относятся парламенты. Одной из их важнейших функцийявляется принятие законов.
Парламент РоссийскойФедерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это ГосударственнаяДума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных ипрямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенныхвыборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждогосубъекта).
Поскольку органомобщенародного представительства является Государственная Дума, то именно на этупалату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит правовыражения вотума недоверия.
В ст. 102 и 103Конституции перечислены основные направления деятельности ФедеральногоСобрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов Президентуи Правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могутбыть назначены на свои должности судьи высшего звена, ПредседательПравительства и т.д.
Федеральное Собраниерассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностьюправительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и др.
Все эти полномочияФедерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиленияисполнительной власти и власти Президента.
Система законодательных(представительных) государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаетсяими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РоссийскойФедерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации».
В преамбуле этогоФедерального закона говорится: «образование, формирование и деятельностьзаконодательных (представительных) органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, а также конституцией республики, уставом края, области, городафедерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иныминормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
Названный Федеральныйзакон устанавливает в статье 5 основные полномочия законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ:
а) принимает Конституциюсубъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установленоконституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РоссийскойФедерации и поправки к нему;
б) осуществляетзаконодательное регулирование по предметам ведения субъекта РоссийскойФедерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
в) осуществляет иныеполномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральнымзаконом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектаРоссийской Федерации.
«Право законодательнойинициативы в законодательном (представительном) органе государственной властисубъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицусубъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органамместного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерацииправо законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам,общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данногосубъекта Российской Федерации».
Представительный органместного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, обладающийправом представлять интересы населения и принимать от его имени решения,действующие на территории муниципального образования.
Полномочияпредставительных органов местного самоуправления определяются уставамимуниципальных образований. В исключительном ведении представительных органовместного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил попредметам ведения муниципального образования, утверждение местного бюджета иотчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установлениеместных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжениямуниципальной собственностью, а также контроль за деятельностью органовместного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, если онпредусмотрен уставом муниципального образования.
К формам прямоговолеизъявления граждан (непосредственной демократии) относятся местныйреферендум, выборы, собрания граждан, народная правотворческая инициатива.
Местный референдум посвоей юридической силе выше юридической силы актов органов местногосамоуправления.
Местный референдум можетпроводиться по вопросам местного значения, при изменении границ территории ипри определении структуры органов местного самоуправления.
Решение о проведенииместного референдума принимается представительным органом местногосамоуправления по собственной инициативе или по требованию населения всоответствии с уставом муниципального образования.
В местном референдумеимеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципальногообразования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местномреферендуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местномреферендуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан недопускается.
Решение, принятое наместном референдуме, не нуждается в утверждении органами государственнойвласти, государственными должностными лицами или органами местногосамоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативногоправового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данныйвопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение иитоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Собрания (сходы) гражданмуниципального образования могут созываться для решения вопросов местногозначения. Порядок их созыва и проведения, принятия и изменения решений, пределыкомпетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии сзаконами субъектов РФ.
Население в соответствиис уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативув вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местногозначения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежатобязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителейнаселения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию(обнародованию).
§3. Судебная власть иеё функции
Важное место в структурегосударственного аппарата занимает система судебных органов, основнойсоциальной функцией которых является осуществление правосудия.
Подобно тому, какпредставительные органы и органы управления являются носителями соответственнозаконодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает вкачестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях изаконах ряда современных государств.
В современныхдемократических государствах правосудие функционирует независимо отзаконодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную вконституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия какспецифической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том,чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путем восстановления какнарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.
Законодательная иисполнительная власти находятся у истоков судебной власти: они ее формируют.Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и возвышается, становясьвластью особого рода. Исходя из этого, следует всегда иметь в виду, чтосудебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главногосвойства — служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе итех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерногоиспользования власти или законно признаваемых за ними полномочий.
В целом же миссияправосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотомсправедливости.
Статья 118 Конституции РФгласит: «Судебная система Российской Федерации устанавливаетсяКонституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом».Именно эти законодательные акты служат правовой основой формирования системыправосудия как самостоятельной ветви власти, которая могла бы стать мощныммеханизмом применения законодательства и его неукоснительного исполнения всемигражданами и должностными лицами.
Часть 2 ст. 4 Закона«О судебной системе Российской Федерации» гласит: «В Российскойфедерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировыесудьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РоссийскойФедерации».
К федеральным судамотнесены:
Конституционный СудРоссийской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации,верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федеральногозначения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военныеи специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общейюрисдикции;
Высший Арбитражный СудРоссийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные судысубъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражныхсудов.
К судам субъектовРоссийской Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов РоссийскойФедерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектовРоссийской Федерации.
Суды, входящие в единуюсудебную систему Российской Федерации, осуществляют свои полномочия посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства.
Верховный суд являетсявысшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и инымделам (ст. 126).
Высший Арбитражный Суд РФявляется высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).
Конституционный Судпризван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ осоответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемыхмеждународных договоров. Также Конституционный Суд решает споры междуфедеральными органами государственной власти России и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации (ст. 125).
В связи с принятиемРоссии в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и натерриторию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.
В соответствии спринципом разделения властей и независимости судов Президент не вправевмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формированииорганов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижениякандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей КонституционногоСуда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначаетсудей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинутьту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. Всоответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерациикандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении отдолжности Генерального Прокурора РФ.

Заключение
В современной правовойнауке принцип разделения властей принято относить к основам демократическогоконституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение прирешении конкретных вопросов построения государственного механизма.
В результате проделанногоисследования в курсовой работе я пришла к некоторым выводам.
Назначение принципаразделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти вруках одного лица или органа путем установления такой государственности, прикоторой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать другдруга.
Сферы реализации трехветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной — должны быть четкоразграничены, они не должны быть помехой друг другу.
Разделение властей должноосновываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживалобы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.
Независимость исамостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной иисполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того,эффективная власть невозможна без их сотрудничества.
В современной Россиипринцип разделения властей признан, конституционно закреплён и применяется в построениии функционировании государственных институтов.
Как показываетпрактический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности другдруга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
В особенности этокасается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношенияхмежду ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностямивластей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.
Во взаимоотношениях ссудебной властью это предопределяется прежде всего тем, что президент обладаетогромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый составсудебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президентпредставляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судейКонституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того,он назначает судей других федеральных судов.
В отношениях сзаконодательной властью доминирование исполнительной власти во многомпредопределяется тем, что президент обладает такими весьма действеннымирычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов вГосударственную Думу, право назначения референдумов, право на внесениезаконопроектов в Думу, подписания и обнародования федеральных законов.Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.
К сожалению, сложившаясяситуация в значительной степени предопределяет в настоящее время в Россииформально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви надостальными ветвями государственной власти, что способствует установлениюавторитарной формы правления.

Список использованнойлитературы
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием12 дек. 1993 г. – М.: «Проспект»., 2001. – 48 с.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ(ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации»(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) //«Российская газета», N 3, 06.01.1997.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от21.07.2007) «Об общих принципах организациизаконодательных(представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации » (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) //«Российская газета», N 206, 19.10.1999.
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от15.02.2007) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//«Российская газета», N 50, 12.03.2004.
5. Алексеев, С. С. Теория права: Учебник / С.С. Алексеев. – М.:Бек, 1993. – 389 с.
6. Бабаев, В.К. Теория государства и права. Учебник. / В.К.Бабаев. – М.: Юрист, 2004. – 591 с.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.
8. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительнаявласть в России: Теория и практика ее осуществления. – М.: Право и государство,2003.
9. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник дляюридических вузов. / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист. 1999. – 512 с.
10. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права.Учебник для юридических вузов/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбалюк, В.А. Кучинский;Под ред. А.Ф. Вишневского. – «Амалфея», 2004. – 688 с.
11. Гранкин И.В. Основные признаки законодательныхорганов//Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.
12. Демидов, А.И. Власть в единстве и многообразии ееизмерений / А.И. Демидов // Государство и право. –1995.– № 11.
13. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебноепособие / Р.В Енгибарян, Ю.К Краснов. – М.: Юристъ. 1999. – 524 с.
14. Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти//Государство и право. 1992. № 8. С.32-33.
15. Жабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционныепределы и порядок осуществления// Полис. 2003. №3. С.161.
16. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — М.: Юристъ, 1999. 608 с.
17. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права:Учебник для вузов. 2-е издание, изменённое и дополненное. — М.: Издательскаягруппа НОРМА — ИНФРА — М, 2000. — 800 с.
18. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. –М.: Норма, 2007.
19. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. –М. Зерцало, 1998.
20. Клименко В. Мировой опыт и реальность переходного периодагосударственного строительства в России. Разделение властей: история исовременность. — М. 2006. -.402с
21. Козлов, Ю.М. Исполнительная власть / Ю.М. Козлов //Вестник Московского ун-та. Право. – 1993. – № 4.
22. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России:Учебник (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: Юристъ, 2004.
23. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курслекций./ С.А. Комаров. –7-е издание – С-Пб.: «Питер», 2004. – 510 с.
24. Лившиц, Р.З. Теория права. Учебник. / Р.З. Лившиц. – М.:Бек, 1994.– 348
25. Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т.3. М., 1988. С.348
26. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах иответах. / А.В. Малько. – Изд. 2-е, перераб. и доп… Саратов: изд-во «Надежда»,2002. – 120с.
27. Матузов, Н.И. Малько А.В. Теория государства и права.Курс лекций. / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2004. – 300 с.
28. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.:Маркет ДС, 2007.
29. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
30. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительнойвласти по Конституции Российской Федерации 1993 г.//Государство и право. 1996. № 1. С.13.
31. Общая теория государства и права. Том 1. Теориягосударства. /Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство«Зерцало», 1998.
32. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред.В.В.Лазарева. М., 2004. -314с.
33. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ //Государство и право. 2004. № 12. С.28
34. Политология/Научн.ред.А.А.Радугина. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Центр, 2001.
35. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципаразделения властей в Российской Федерации//Государственная власть и местноесамоуправление. 2001. № 1.
36. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие /Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.
37. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: 1969.
38. Скитович, В.В. Судебная власть и принцип разделениявластей / В.В. Скитович // Вестник Московского ун-та. Право. –1994. – № 3.
39. Фоков А.П. Судебная власть в системе разделениявластей//Российский судья. 2007. № 10.
40. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Подред. З.М.Черниловского. – М., 1994.
41. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: Издательство«Юристъ», 2000.
42. Чуганов Е.Г. Конституционно-правовые полномочия судебнойвласти Российской Федерации//Российский судья. 2005. № 1.
43. Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современныхгосударств. – М.: 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :