Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
Контрольная работа
по Земельному праву
План
1. Особенности правового режима земель граждан
2. Государственный контроль за использованием и охранойземель, система органов земельного контроля
3. Основания прекращения права безвозмездного срочногопользования земельным участком
Литература
1. Особенности правового режима земель граждан
Граждане могут иметь земельныеучастки на праве собственности, приобретенном по основаниям, предусмотреннымзаконодательством РФ. Общие основания возникновения гражданских прав иобязанностей установлены ст.8 Гражданского кодекса. При этом правособственности на земельный участок может возникать по следующим основаниям:
1) из договоров и иных сделок,предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и непредусмотренных законом, но не противоречащих ему. В соответствии с п.2 ст.218ГК «право собственности на имущество, которое имеет собственника, можетбыть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены,дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества». Для примененияэтих положений ГК необходимо учитывать норму п.2 ст.8 ГК, согласно которой«права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают смомента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установленозаконом». В соответствии с п.1 ст.131 ГК право собственности на недвижимыевещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственнойрегистрации. Пунктом 1 ст.130 ГК земельные участки отнесены к недвижимомуимуществу. Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращенияправа собственности на недвижимое имущество осуществляется в соответствии сЗаконом о регистрации прав на недвижимость.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.218ГК «в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее емуимущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещаниемили законом». Как само завещание, содержащее распоряжение наследодателя,сделанное на случай смерти и определяющее юридическую судьбу земельногоучастка, так и вступление в наследство в отношении земельного участка, являютсяодносторонними сделками.
2) из актов государственныхорганов, органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом вкачестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Применительнок земельным отношениям таким актом является акт о предоставлении земельногоучастка в собственность. По указанному основанию право собственности наземельные участки возникает в случаях предоставления земельных участковгражданам из земель, находящихся в государственной и муниципальнойсобственности;
3) из судебного решения,установившего гражданские права и обязанности. Примером такого возникновенияправа собственности на земельный участок может служить судебное решение оразделе земельного участка, находящегося в общей собственности;
4) в результате приобретенияимущества по основаниям, допускаемым законом. Таким основанием может служитьприобретение права собственности на основании приобретательной давности;
5) вследствие причинения вредаодним лицом другому. Статья 1082 ГК, регулируя способы возмещения такого вреда,предусматривает возможность его возмещения в натуре, путем предоставлениялицом, обязанным возместить вред, вещи того же рода и качества;
6) вследствие неосновательногообогащения. В соответствии с п.1 ст.1104 ГК «имущество, составляющеенеосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему внатуре».
Право граждан «на равныйдоступ к приобретению земельных участков в собственность» должнотрактоваться как право на приобретение земельного участка в собственность изгосударственных или муниципальных земель, поскольку этому праву соответствуетобязанность отчуждателя земельного участка не оказывать при его отчуждениипредпочтений тем или иным лицам. В противном случае это будет противоречить п.2ст.1 ГК, в соответствии с которым «граждане (физические лица) июридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волейи в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей наоснове договора и в определении любых не противоречащих законодательствуусловий договора».
Земельные участки, находящиеся вгосударственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены всобственность граждан или юридических лиц.
Существует ограничение дляиностранных граждан и лиц без гражданства на возможность обладания земельнымиучастками на праве собственности на приграничных территориях.
2. Государственный контроль за использованием иохраной земель, система органов земельного контроля
Действие организационно-правовогомеханизма обеспечения требований земельного права и провозглашение гарантийземельных прав не принесут желаемого результата без постоянного регулярногоразноуровневого контроля за использованием и охраной земель всеми и охранойземель всеми физическими и юридическими лицами — земельного контроля. В течениеXX века функции государственного земельного контроля исполнял собственникземель — государство. В период рыночных реформ он продолжает быть эффективнымсредством контроля исполнения земельно-правовых требований.
Основными задачами земельногоконтроля являются:
проверка соблюдения требованийземельного законодательства и нормативов качества окружающей среды;
проверка выполнения мероприятийи соблюдение требований по рациональному использованию и охране земель (в томчисле государственный контроль за воспроизводством плодородия земельсельскохозяйственного назначения) организациями независимо оторганизационно-правовых формы, их руководителями, должностными лицами, а такжегражданами.
На реализацию указанных задачориентирован государственный, общественный (муниципальный) и производственныйконтроль за использованием и охраной земель. Каждый из этих видов контроляимеет специфические функции и адекватные средства их реализации, занимает своеместо в защите земельных прав физических и юридических лиц, обеспечениивыполнения ими своих земельных обязанностей.
В период экономических исоциальных преобразований, развития и защиты равноправных форм собственности наземлю значение государственного земельного контроля не только не уменьшается,но и увеличивается. Это обуславливается тем, что земля является специфическим исвоеобразным видом имущества, включенным в окружающую среду, служащим основойжизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Со стороны государства земельныйконтроль осуществляется исполнительной органами государственной власти испециально уполномоченными на то государственными органами.
В условиях реформированияземельных отношений и многообразия форм земельной собственности и управления еюнемаловажное значение приобретает система органов, полномочных осуществлятьгосударственный земельный контроль. В соответствии с Положением огосударственном земельном контроле[1]контрольные функции возлагаются на Федеральное агентство кадастра объектовнедвижимости, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования,Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ихтерриториальными органами при взаимодействии с федеральными органамиисполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,правоохранительными органами, организациями и гражданами.
Государственный земельныйконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановыепроверки проводятся в соответствии с утвержденными планами вышеуказанныхорганов. Внеплановые проверки проводятся:
для проверки исполненияпредписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельногозаконодательства;
в случае получения от органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждандокументов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаковнарушений земельного законодательства.
Мероприятия по государственномуземельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей припроведении государственного контроля (надзора)».
Юридические и физические лица,использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки,обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступна эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.
3. Основания прекращения права безвозмездногосрочного пользования земельным участком
Государственным и муниципальнымучреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной властии местного самоуправления могут предоставляться земельные участки из земель,находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок доодного года.
Право безвозмездного срочногопользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившегоземельный участок, или по соглашению сторон:
1) по истечении срока, накоторый земельный участок был предоставлен;
2) при отказе землепользователя,землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.
Право безвозмездного срочногопользования земельным участком, прекращаются принудительно при:
использовании земельного участкане в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или инойкатегории земель;
использовании земельного участкаспособами, которые приводят к существенному снижению плодородиясельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологическойобстановки;
неустранении совершенныхумышленно следующих земельных правонарушений:
отравление, загрязнение, порчаили уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения судобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опаснымихимическими или биологическими веществами при их хранении, использовании итранспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека илиокружающей среде;
нарушение установленного режимаиспользования земель особо охраняемых природных территорий, земельприродоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурногоназначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиямииспользования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
систематическое невыполнениеобязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, воднойэрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
систематическая неуплатаземельного налога;
неиспользовании в случаях,предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка,предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иногостроительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срокне установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которогоземельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийныхбедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
изъятии земельного участка длягосударственных или муниципальных нужд;
реквизиции земельного участка;
в иных предусмотренныхфедеральными законами случаях.
Литература
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ //«Российская газета» от 30 октября 2001 г. № 211-212
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. № 238-239
3. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «Огосударственном земельном контроле» // «Российская газета» от 23ноября 2006 г. № 263
4. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. — М.: Высшееобразование, 2006