Современная Гуманитарная Академия
Реферат
Предмет: История государства и права
Тема:
Рационалистическая концепция естественного права Гюго Гроция
Студенткамагистратуры
Кириллова Е.А.
Содержание
Введение
1 Рационалистическая концепция естественногоправа Гуго Гроция
1.1 Философско-правовые идеи Г.Гроция
1.2 Роль и место трудов Г. Гроция в становлении рационалистической концепцииестественного права
2 Гюго Г. Гроций о праве исправедливости
2.1 Вклад Г. Гроция в концепциюгражданского общества
2.2 Учение Г. Гроция о праве войны имира
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Введение
В XVI-XVII вв.капиталистический уклад получает все большее развитие в экономике странЗападной Европы. В развитых странах выросшая буржуазия не мирилась с феодальнымстроем. Она требовала обеспечение свободы и безопасности личности и частнойсобственности, создание необходимых для этого политических и юридическихгарантий. В XVII в. произошли первые успешные буржуазные революции — вГолландии и Англии. Особенность этих революций в том, что они произошли встранах, где много кальвинистов и их борьба сливалась с борьбой инквизиций.Нарастание кризиса феодального строя сопровождалось столкновением с юридическиммировоззрением, которое пришло на смену теологическому мировоззрению среднихвеков, бывшему «классическим мировоззрением буржуазии». Место догмыбожественного права заняло право человека, место церкви заняло государство.
Выдающийся голландскиймыслитель Гуго Гроций (1583-1645г.г.) — основоположник рационалистическойконцепции естественного права. В его лице соединились две эпохи — Средневековьеи Новое время. Воспитанный в духе гуманизма, христианства, свободомыслия, он,стремился разрешить разнообразные конфликты, используя правовые категории, воснове которых лежали нравственные принципы. Поэтому его правовая концепцияохватывает обширный круг юридических вопросов, ранее вообще не исследованных вправовой литературе.
В настоящее времяестественно-правовые теории вызывают у юристов особый интерес, в немалойстепени обусловленный признанием в Конституции РФ неотчуждаемых прав и свободчеловека, принадлежащих каждому от рождения. В этой связи обострился интерес канализу правовой концепции Гуго Гроция.
Несмотря на широкуюизвестность Гроция, с его биографией и творчеством в России знакомы мало. Отсутствуетнеобходимый комплексный анализ правовых взглядов Гроция, который позволил быпроследить развитие его правовых идей на протяжении всей жизни. Общее учение Гроция о праве и справедливости может бытьпонято только при углубленном изучении всех его трактатов.
1. Рационалистическаяконцепция естественного права Гуго Гроция
1.1 Философско-правовыеидеи Г. Гроция
Г. Гроций (Grotius, Hugo)(1583-1645г.г.) родился в Делфте (Голландия) в старинной, уважаемой семье. Вдетстве отличался удивительными способностями. В пятнадцать лет поразилфранцузский двор умом и эрудицией; король Генрих IV назвал его«голландским чудом». С одиннадцати лет Гроций изучал классическуюлитературу и философию в Лейденском университете; в 1599 году Орлеанский университетудостоил его степени доктора права. Допущенный к юридической практике в 16 лет,он никогда ею не занимался. В 1607-1613г.г. занимал ответственный постгенерального казначея провинций Голландия, Зеландия и Фрисландия, а затем былпенсионарием в городском совете Роттердама. Оказался замешанным в противостояниеортодоксальных кальвинистов и протестантов-диссидентов. Был взят под стражу в1618 году и осужден на пожизненное заключение.
В 1621 году Гроций вместес женой, Марией ван Регерсберг, дочерью бургомистра Вере, бежал из крепостиЛевенштейн во Францию. Здесь он написал несколько книг о религии и праве, в томчисле знаменитый трактат Об истине христианской религии (De Veritate Religionis Christianae, 1627г.; еще в крепости был написанпервоначальный голландский текст: Bewijs van den waren Godsdienst) и«Введение в голландскую юриспруденцию» (Inleydinge tot de Hollandsche Rechts-geleertheyt, 1631г.)[4].
В 1631 году Гроцийвернулся в Роттердам, однако был вынужден покинуть страну, и поселился в Швеции;был назначен на должность шведского посланника в Париже в 1634 году. Ничем непроявив себя на этом посту, обратился с просьбой к шведскому правительству оботставке. Возвращаясь в Швецию, Гроций посетил Роттердам и Амстердам, где нашелвосторженный прием. Шведская королева Кристина также оказала ему почести, хотяи не предложила новой должности. Гроций был вынужден покинуть Швецию, однако напути в Голландию его корабль потерпел крушение, от последствий которого Гроцийчерез два дня умер в Ростоке 28 августа 1656г.
Кроме своего великоготруда «О праве войны и мира» (De Jure Belli ac Pacis, 1625г.), Гроцийеще молодым человеком написал трактат «О праве на добычу» (De JurePraedae), одна из глав которого под названием «О свободном море» (DeMare Libero) вышла в свет в 1609г. Оставшаяся часть рукописи была утеряна ивновь найдена в 1864г. В этой работе Гроций обсуждает понятие «сообществалюдей» (societas humana), включающего все человечество. В трактате «Оправе войны и мира» его теория права основывается на той же идеечеловеческого общества как правового сообщества, подчиняющегося «правународов» (jus gentium), которое, в свою очередь, основано на естественномправе, общем для всех людей и народов. Трактат Гроция имел огромный успех, к1775 году появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, но такжена голландском, французском, немецком, английском и испанском языках[6].
Творчество Гуго Гроцияотносится на период, когда, во-первых, Нидерландская революция победила, иНидерланды становятся республикой; во-вторых, закончилась 30 летняя война вЕвропе 1618-1648 гг., в результате чего в Европе образовалось 350 государств поВестфальскому мирному договору. Все это определило творчество мыслителя.Творчество Гуго Гроция относится на период, когда, во-первых, Нидерландскаяреволюция победила, и Нидерланды становятся республикой; во-вторых, закончилась30 летняя война в Европе 1618-1648 гг., в результате чего в Европе образовалось350 государств по Вестфальскому мирному договору. Все это определило творчествомыслителя.
Гроций былэнциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны имира, международного, естественного и канонического права, вопросами общей истории,этнографии, античной литературы.
Гроций считаетсяоснователем всеобщего государственного права; философии права и имущественногоправа. Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в трактате «о праведобычи, его часть под на названием „Свободное море, или о правепринадлежащим голландцем в области торговли с Индией“ был опубликован в1609 году. Этот труд он написал против притязаний Исландии на исключительноеправо торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями.
1.2 Роль и место трудов Г. Гроция в становлениирационалистической концепции естественного права
В XVII-XVIII вв. напервый план выступило антифеодальная направленность юридического мировоззрения.Равенство перед законом стало основным боевым кличем буржуазии. Классическимвоплощением юридического мировоззрения явилась теория естественного права.Теория естественного права основана на признание всех людей равными (отприроды) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями,разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которомудолжно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право.Антифеодальный характер теории естественного права состоит в том, что все людипризнавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено вобязательный принцип положительного, т.е. действующего права.
В современнойотечественной науке естественным правом по-прежнему занимаются мало, уделяя емувнимание, как правило, в учебных пособиях по истории политических и правовыхучений Запада. В западной научной литературе интерес к естественному праву тоугасал, то возрождался, но никогда не иссякал полностью. Основная причинаэтого, вероятно, заключается в постоянном споре сторонников естественного праваи позитивистов, которые всегда были склонны умалять значениеестественно-правовых представлений. После затишья, наступившего с первой третиXIX в., их новый расцвет происходит только в 1940-1950-е годы, апогеем которогоможно считать Декларацию прав человека, составленную Объединенными Нациями в 1948 г., где естественно-правовое мышление обрело политический и правовой смысл.
Школа естественного правасформировалась к концу XVII — началу XVIII вв. Этому способствовалапродолжительная, динамичная и плодотворная эволюция философии естественногозакона, яркими представителями которой были Аристотель, греческие стоики,Цицерон, римские стоики и средневековые схоласты[9].
Существует тесная связьмежду философией естественного закона, традиционной для античности, эллинизма исредневекового христианства, и школой естественного права Нового времени.
Во-первых, многовековаяклассическая традиция естественного закона сыграла свою позитивную роль вформировании культуры ответственности, что очень важно, ибо, как известно,»нет прав без обязанностей".
Во-вторых, эта философия,апеллируя к феномену рационализма, способствовала процессу создания к Новомувремени той духовной атмосферы, когда человек понимает, что он обладаетразумом, способным творить и изменять естественный мир. Наконец, философияестественного закона внесла свой особый вклад в развитие того типа мышления,когда человек стремится занять по отношению к государству и праву моральнуюпозицию.
Гуго Гроций являетсяпионером рационалистической идеи, естественного права нового времени. Емупринадлежит введение социальной аксиомы — человек по своей природе естьсвободное создание, предназначенное для социального общежитие[3]. Эта аксиомапротиворечила тому, что было на практике, и поэтому в этой аксиоме содержалсябольшой революционный смысл (революция 1640г. в Англии).
Основателем школыестественного права, теоретического стержня концепции гражданского обществасчитается Гуго Гроций. Гроций был сторонником свободы вероисповеданий истремился устранить религиозные раздоры между враждующими религиознымипартиями. Книга «О праве войны и мира» 1625 года, составившая эпоху вистории политических наук, имела необыкновенный успех: насчитывала 45 изданий,к 1658 году переводилась на иностранные языки, издавалась в Германии. Через 2года, в 1627 г., по распоряжению папы была внесена в Индекс запрещенных книг.Книга написана, по выражению Гроция, в защиту Справедливости и посвященаЛюдовику XIII, который справедлив, милосерден к подданным, не творит насилиянад совестью иноверцев, не посягает с оружием в руках на чье-либо право, ненарушает старинных границ, во время войны блюдет дело мира и начинает«военные действия не иначе, как с намерением окончить их возможноскорее».
Народы ожидают от него,чтобы после прекращения повсеместно войн, мир воцарился «не только междугосударствами, но и между церквами». Сердца современников Гроция утомленыраспрей, и сам он был свидетелем такого безобразия на войне между христианами,которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружиепо ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, несоблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих законах, в то время какдля христианина, который обязан с любовью относиться ко всякому человеку,воспрещена любая война.
2 Гюго Гроций о праве исправедливости
2.1 Вклад Г. Гроция вконцепцию гражданского общества
Как создатель теорииестественного права Гроций внес существенный вклад в фундамент концепции гражданского общества.
Распространяя принципымирного сосуществования, характеризующие естественное право, на право народов,Гроций как достойный сын Голландии расширил поле гражданского общества отвнутригосударственного до всемирного. Право лежит в основе безопасности любогообщественного союза, поэтому нуждается в праве и тот союз, в которыйобъединяется род человеческий или же несколько народов. Гроций разделяет мнениеПлатона о том, что «законы впервые изобретены из страха перед угрожающейобидой» и что к соблюдению справедливости люди принуждаются силой. Но дажелишенное поддержки силой, право сообщает совести спокойствие, несправедливостьже причиняет терзания и муки[4].
Во избежание нарушениячеловеческого общежития справедливости свойственно противиться любым соблазнам,воздерживаться от посягательств на чужое достояние и не вредить тем, кто дажене причиняет зла другим. И, напротив, вслед за Платоном и Аристотелем, существонесправедливости Гроций видит в посягательстве на чужие блага.
Разрабатывая теориюестественного права, Гроций обусловливает возникновение и функционированиеобщества появлением права[3]. Право в собственном смысле Гроций отличает отбезвозмездного распределения между отдельными людьми и обществами причитающихсяим благ, поскольку «право в собственном смысле слова имеет весьма отличнуюприроду, потому что оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что имуже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к нимобязанности». Из понятия права как способности к общению вытекает болееширокое право, свойственное разумной человеческой природе, наделеннойспособностью суждения о том «что способно нравиться или причинять вред, как внастоящем, так и в будущем».
Итак, сама природачеловека, побуждая его стремиться к взаимному общению, даже если бы мы ненуждались ни в чем, — есть мать естественного права. Матерьювнутригосударственного права Гроций считает самое обязательство, а так какпоследнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть какбы прародительницей внутригосударственного права[5].
При этом польза послужилатолько «поводом для возникновения внутригосударственного права, ибо каксамое сообщество, так и подчинение возникли и установлены ради какой-нибудьпользы». И неверно было бы рассматривать вслед за Карнеадом пользу как«мать правды и справедливости».
Справедливость неглупость, и гражданин, нарушающий внутригосударственное право ради своейближайшей выгоды, тем самым подрывает основу собственного своего благополучия иблагополучия своего потомства, так точно и народ, нарушающий право естественноеи право народов, навсегда подрывает основу своего собственного спокойствия вбудущем. Право заслуживает того, чтобы из-за благоговения перед ним гражданинили целый народ поступились некоторыми своими преимуществами[4].
Справедливость нельзяограничивать пределами собственного царства. В отношениях между народами дажевойну, по мнению Гроция, не следует ни начинать, ни продолжать без соблюдениянорм права и добросовестности. Народы и государи ищут заключения союзныхдоговоров. Нет столь могущественного государства, которое порою не испытывалобы нужды в содействии извне, со стороны других государств, как в областиторговли, так и для отражения соединенных сил чужеземных народов.
Общежитие поддерживаетсячувством благодарности за оказанные благодеяния. Ничто до такой степени нерасстраивает и не разрушает человеческое согласие, как порок неблагодарности.Наша безопасность зависит от обязанности взаимных услуг, и только благодарявзаимности благодеяний жизнь становится благоустроеннее и обеспеченнее отнеожиданных нападений.
Гроций полагает, чтоправо внутригосударственное не следует противопоставлять праву народов, всегочеловечества.
Классификация права,соединяющего людей в сообщество, осуществляется по следующим критериям(Приложение А):
— по свойствам действия:право господства и подчинения;
— деление права в строгомсмысле на власть, собственность и право требования;
— деление права какправила на естественное и волеустановленное;
— деление правачеловеческого на волеустановленное и право народов;
— деление правабожественного на всеобщее и свойственное одному народу (например, право древнихевреев не обязывало чужестранцев). Право определяется как-то, что непротиворечит справедливости. Противоречит справедливости то, что противноприроде разумных существ, например, причинять ущерб другому ради собственнойвыгоды, ибо при таком положении дела человеческое общество и взаимное общение людейнеизбежно разрушились бы: «Люди должны щадить друг друга, потому что онирождены для общения. Один вид справедливости существует в отношениях междуравными, другой — в отношениях между господствующими и повинующимися»[4].
Право в отношении лицГроций рассматривает как нравственное качество, присущее личности, в силукоторого можно законно владеть чем-нибудь или действовать, так или иначе.Правом в собственном смысле объемлется власть как над собой, что называетсясвободой, так и над другими лицами, а также собственность и право требования подоговору.
Совершенное нравственноекачество он определяет как способность, менее совершенное как соответствие.Способности делятся на низшие, то есть предоставленные в частное пользование,или высшие, которые имеют преимущество перед частным правом, будучипредоставленными всему обществу в отношении его членови их имущества ради общего блага[3].
Способности, согласноГроцию, соответствует справедливость исполнительная и распределительная,спутница таких добродетелей, как щедрость и милосердие. Распределительнаясправедливость удачно определена у Гомера: лучшему он уделял, что получше,похуже — плохому.
Гроций выделяет ещетретье значение слова «право» — одинаковое с понятием«закон»: — в значении правила нравственных поступков, обязывающего квыполнению какого-нибудь надлежащего действия. Во всяком случае, необходимаобязанность, — пишет он, — ибо советы и какие бы то ни было иные наставления,например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают названиязакона или права. Итак, обязанности — это непременные спутники закона[6].
Право естественное Гроцийопределяет как предписание здравого разума, коим то или иное действие, взависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе,признается либо морально позорным, либо морально необходимым. При этом правоестественное он распространяет на право собственности.
Естественное право вечнои «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом»,который не может зло обратить в добро, и не может сделать того, чтобы дваждыдва не равнялось четырем. Существование естественного права доказываетсяаприори обнаружением соответствия или несоответствия какой-нибудь вещи разумнойи общежительной природе. Доказательство апостериори состоит в выясненииестественного права путем отыскания того, что признается таковым у всехнаиболее образованных народов.
В человеческом обществеГроций выделяет право внутригосударственное, «которое исходит отгражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государствоже есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права иобщей пользы.
Право человеческое вболее узком смысле, которое не исходит от гражданской власти, хотя и подчиненоей, охватывает веление отца и господина и другие, им подобные. Право же в болеешироком смысле есть право народов, а именно — то, которое получает обязательнуюсилу волею всех народов или многих из них».
Размышляя о правеверховной власти, Гроций вводит такую дефиницию, какразличение права и способа владения им:
1) на полном правесобственности;
2) на праве узуфрукта(пользовладения);
3) на праве временноговладения. Так одни цари, которые избирались, а затем наследовали избранным впорядке преемства, — владели верховной властью на праве узуфрукта. Другие царивладели верховной властью на праве неограниченной собственности.
Справедливость и правосоставляют основу благополучия человека и народов, поэтому справедливостьнельзя ограничивать пределами только своего государства.
Отмеченные идеи Гроциябудут осмысливаться, и разрабатываться его младшими современниками ипоследователями.
2.2 Учение Г. Гроция оправе войны и мира
Исходный пункт ученияГроция — природа человека, социальные качества людей. Гроций делит право на:
— естественное право;
— волеустановленноеправо.
Естественное право — предписаниечеловеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие всоответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемымили порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными,всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а чтопротиворечит ему.
Источником естественногоправа является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному иразумному общению человека с другими людьми.
На этой основе Гроцийопределяет предписания естественного права (требования разума):
— Воздержись отприсвоения чужого.
— Верни чужую вещь, еслиона оказалось в твоем владении.
— Возмести выгоду запользование чужой вещью.
— Договора должнывыполняться.
— Возмести ущерб, причиненныйпо твоей вине.
— Воздаяние людямзаслуженного наказания.
Право волеустановленное,то есть имеющее своим источником волю, оно в свою очередь подразделяется на двеветви:
— право человеческое;
— право божественное.
Человеческоеправо складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормыестественного права и права народов, которое обладает обязательной силой длявсех народов. Право традиционно делится на частное и публичное. Все производныеот естественного права должны соответствовать его началам.
Проводя эти идругие разграничения внутри человеческого права, Г. Гроций постоянноподчеркивает, что прародительница такого права — «сама природачеловека», и потому все производные от естественного права образованиядолжны соответствовать его началам, т.е. человеческое право должносоответствовать естественному праву.
Божественноеправо — воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может бытьизменено и самим богом. Божественное право должно соответствовать естественномуправу.
Сколько-нибудьзначительной роли божественному праву Гроций не отводит: «Естественноеправо столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом...» Поэтомуестественному праву должно соответствовать не только человеческое, но ибожественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).
Частная собственность неявляется естественным правом, а является позитивным правом, но в силуперечисленных положений естественного права посягать на нее нельзя. Исходная,стержневая категория его доктрины — понятие и содержание справедливости иестественного права — раскрывается через частноправовые институты. Поэтомусправедливость, как условие общежития «целиком состоит в воздержании отпосягательства на чужое достояние».
Догосударственная стадияжизни людей характеризуется Гроцием как естественное состояние. В этомсостоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не былоначальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами иремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошелпереход от первобытной общности имущества к распределению сначала движимых, азатем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость,возникли ссоры. Появилась частная собственность.
Естественные качествалюдей такие, как:
— общительность (людитянутся к людям);
— разум (люди могутдоговориться и общаться между собой).
Эти качества побудили ихзаключить договор о создании государства. Итак, государство создается на основедоговора людей. Теория договорного происхождения государства противостоялафеодальной концепции «богоустановленности» власти. Первоначально людиобъединились в государство не по божественному повелению, но добровольно,убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия,оттуда ведет свое происхождение гражданская власть.
«Целью государстваявляется правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует туцель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силамии с общего согласия». Государство же, по Гроцию, «есть совершенный союзсвободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»[6].
Признаком государстваявляется верховная, суверенная власть, к атрибутам которой относится изданиезаконов (как в области религиозной, так и светской), правосудие, назначениедолжностных лиц и руководства их деятельностью, взимание налогов, вопросы войныи мира, заключение международных договоров.
Общим носителем верховнойвласти (то есть суверенитета) является государство в целом (как совершенныйсоюз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или нескольколиц — сообразно законам и правам того или иного народа.
Первостепенное внимание кпроблемам права требовало специального исследования вопроса, как о носителеверховной власти, так и о формах правления. Каждая существенная формаправления, а Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатныхвельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику имеет своимисточником общественный договор, а поэтому соответственно носителямсуверенитета является лицо, или группа лиц, или собрание, либо сочетание лиц исобраний, обладающих атрибутами верховной власти[6].
Носителем верховнойвласти представляют государство не только в международных связях, но и в отношенияхс собственным народом. До заключения общественного договора суверенитетпринадлежал народу, поэтому при создании государства народ мог избирать любуюформу правления, но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и неможет без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласноестественному праву, должны исполнятся. Поэтому Гроций считал правомерной любуюсуществующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться, хотя быи несправедливым предписанием властей. Однако в эту концепцию Г. Гроций вноситряд существенных корректив, в частности, о праве подданных сопротивлятьсяверховной власти. Это было во многом обусловлено необходимостью обосноватьправомерность борьбы народа Голландии за своюнезависимость от Испании.
Гроций юридическимидоводами стремится доказать, что если король помышляет против всего народа иведет истребительную войну, то это оправдывает восстание народа. Поскольку призаключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя «суровуюобязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть, необходимостьвооруженного сопротивлению насилию начальствующих лиц», и народ, заключаяэтот договор, не мог дать права вести истребительную войну. Если монарх ведеттакую войну то, он не выполняет условия общественного договора, и подданныевправе считать общественный договор расторгнутым.
Оправдывается такжесопротивление узурпатору, незаконно захватившему власть. Народ может изменитьобраз правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественнымдоговором, либо если договор расторгнут правителями государства.Международно-правовые взгляды главной причиной написания «Трех книг оправе войны и мира» было стремление Гроция доказать, что во время войныглас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет своедействие и во время войны.
Гуго Гроций заложилтеоретические основы международного права, основой международных отношений онсчитал не силу, но право и справедливость. Естественное право сохраняет своедействие и во время войны. Не сила, а право и справедливость являютсяопределяющими в международных отношениях, даже если идет война.
Война не противоречитестественному праву, поскольку каждый является защитником своего права. Крометого существуют войны справедливые и несправедливые (Приложение А).
Справедливые — войны,причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, назащиту имущества, территорий).
Несправедливые- захватнические, покорение др. народов. Представляют собой противоправное состояние(нарушение требований естественного права, божественных законов, положенийправа народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций «обязанык возмещению за содеянное их силами или по их совету»[4]. Они ответственныза все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.
Войнынеизбежны. Гроций призывает установить правила ведения войны:
1. Недопускать напрасных захватов.
2. Щадитьженщин, детей, стариков
3. Военнопленных.
4. Не воеватьпротив мирных граждан.
Войну надовести из принципов естественного права и стремиться заключать мир, подчинятьсяпринципам естественного права.
Такие правилапозволят резко уменьшить количество несправедливых войн, и сократится самоколичество войн.
Учение Гроция о правевойны и мира было направленно на формирования нового типа мирового сообщества,основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества,справедливости и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами игосударствами, на идее единого международного правопорядка, добровольноустанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. Вэтой связи одним из принципов международного права считал незыблемостьдоговоров между государствами.
Заключение
В то время как английскаяполитическая литература вырабатывала идеал правового государства,континентальной философии права выпала на долю не менее важная задача — отстоять самостоятельность светской науки и утвердить самое понятие права нановых, независимых от богословия основаниях. Эту задачу приняла на себя школаестественного права, существенным признаком которой является стремление котысканию высших нравственных критериев положительных установлений.
В конце XVII-VIII вековконцепция естественного закона претерпевает существенные изменения в трехнаправлениях. Во-первых, разум уже рассматривается не как высшая форма бытия, ав качестве субъективного начала, как субъект, противостоящий миру объектов.Новый западноевропейский человек ощущал себя как индивидуально мыслящеесознание, а все прочее — лишь данностью для этого сознания или воспринимаемойчерез его посредство. Теоретики школы естественного права утверждали, чтоестественный моральный закон, существующий во вселенной, осознается людьмиблагодаря их умственной способности, он очевиден и понятен всем разумнымсозданиям. Человек знает, а не просто чувствует, что хорошо и что — плохо.Естественный закон, таким образом, становится не проблемой подчинения человекаволе высшего разума или воле Бога, а проблемой естественной способностичеловека проникать в природу вещей.
Во-вторых, к XVIII векуакцент перемещается с обязанностей на естественные права. Тем самым возобладалаидея о данном природой праве действовать определенным образом, несмотря наприказы «гражданской власти». Права рассматриваются как реакция на ограничениечеловеческой свободы внутри детерминированного естественного порядка. Понятие обязанностив большей степени относится к гражданской власти, которая должна творить законв соответствии с законом природы как «законом справедливости.
Третья отличительнаячерта — индивидуализм. На вопросы о том, кто владеет рациональной властью, икто обладает естественными правами, XVII и XVIII века дали вполне конкретныйответ — индивид. Таким образом, право взяло превосходство над обязанностью,светский рационализм занял свое законное самостоятельное место наряду срелигиозной верой, а индивидуальная независимость вытеснила корпоративнуюответственность. Если классическая версия естественного закона была в большейстепени доктриной против гражданского беспорядка, за корпоративную сплоченностьи стабильность, то разновидность естественного закона в конце XVII-XVIII вековстала доктриной против угнетения людей гражданской властью, подтвердив принципиндивидуальной свободы.
Поводя итоги, следуетзаметить, что Гроций как основоположник теории естественного права, выводит егоиз начал природы, а право народов — из общего согласия и свободной воли народа.Право рассматривается как основа безопасности любого общественного союза,включая род человеческий или несколько народов. Источником права считаетсясоблюдение разумных правил общежития. Естественным правом предписываетсясоблюдение договоров. Провозглашается вечность и незыблемость естественногоправа, которое служит основой права внутригосударственного и права народов.
Глоссарий№ Новое понятие Содержание 1 2 3 1 Теория естественного права Теория основана на признание всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. 2 Право естественное Гроций определяет как предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым. 3 Источник естественного права человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми. 4 Право человеческое складывается из права внутригосударственного, которое содержит нормы естественного права и права народов, которое обладает обязательной силой для всех народов (Гроций Г.). 4 Божественное право воля бога, но естественное право незыблемо настолько, что не может быть изменено и самим богом. 5 Справедливые войны войны, причиной которых явилось правонарушение против народа (оборонительные, на защиту имущества, территорий) (Гроций Г.). 6 Несправедливые войны войны, захватнические, покорение др. народов. Представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов) (Гроций Г.).
Списокиспользуемой литературы
1 Алексеев, С.С. Право: азбука –теория – философия: Опыт комплексного исследования [Текст]: учебное пособие /С.С. Алексеев. – М.: Норма, 1999. – 413 с. – ISBN 5-89132-986-7.
2 Алексеев, С.С. Основы философииправа [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Алексеев. – СПб., 1999.- 320с. – ISBN 5-78332-765-6.
3 Баскин, Ю.Я. Роль Г. Гроция встановлении и развитии науки международного права [Текст] / Советский ежегодникмеждународного права Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман // Юрист. — 1982. С. 252-267.
4 Буткевич, В.Г. Политико-правовыевзгляды Г.Гроция [Текст] / Советское государство и право / В.Г. Буткевич //Норма. – 1984.- № 9 – С.80-87.
5 Грабарь, В.Э. Трактаты Гюго Гроция,посвященные международному праву [Текст] / Известия АН СССР. Отделениеэкономики и права / В.Э. Грабарь // Юрист.- 1946. — № 6. – С. 59-76.
6 Казарин, А.И. Г.Гроций какполитический мыслитель [Текст] / Вестник истории мировой культуры / А.И.Казарин // Норма.- 1958.- № 6 – С.59-76.
7 Керимов, Д.А. Основы философииправа [Текст]: учебное пособие / Д.А. Керимов. – М.: Приор, 1992. – 432 с. – ISBN 5-8345-0267-7.
8 Нерсесянц, В.С. Философия права[Текст]: учебно-методическое пособие / В.С. Нерсесянц. – М.: Юрайт, 2002. –231с. – ISBN 976-5-34279-7.
9 Чичерин, Б.Н. Политическиемыслители [Текст] / Б.Н. Чичерин. – СПб., 1999. – 170 с. – ISBN 5-7875-0592-0.
10 Чичерин, Б.Н. Курс государственнойнауки [Текст]: учебное пособие / Б.Н. Чичерин. – М.: Проспект, 1991.- 337с.
11 Шершеневич, Г.Ф. История философииправа [Текст]: учебно — методическое пособие / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Статут,2005. -301с. ISBN5 — 8255-0343-5.