Реферат по предмету "Государство и право"


Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Содержание
Введение
1. Процессуальныеосновы рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами
2.Рассмотрение арбитражными судами дел о привлечении к административнойответственности
3.Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании решений по делам обадминистративных правонарушениях органами исполнительной власти
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Впоследние годы рыночные отношения занимают все большую роль в жизни Российскогообщества. Тем не менее, явно просматривается тенденция к усилениюгосударственного регулирования экономической деятельности. На этом фоне особоезначение приобретают для предпринимателей и юридических лиц судебная защита ихправ и охраняемых законом интересов в отношениях с государственными органами,гарантии реального восстановления прав, нарушенных принятием незаконного акта.
Судебныйконтроль над деятельностью органов исполнительной власти имеет чрезвычайноважное значение для укрепления Российского государства, его правовой системы.Поэтому производство по делам, возникающим из административных и иных публичныхправоотношений, рассматривается некоторыми учеными одним из приоритетныхнаправлений совершенствования гражданского процессуального законодательства.Именно судебный контроль является «самым действенным и эффективным, таккак суд — это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственныхорганов не заменит собой контроль судебный[1].
Спринятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях арбитражныесуды в полном объеме стали осуществлять функцию судебно-административнойюрисдикции по реализации мер административной ответственности. «Возможностьобжалования действий, решений органов государственной власти, должностных лиц,государственных служащих, установленный законодательством порядок рассмотрениятаких жалоб представляет собой существенную гарантию реализации правпредпринимателей»[2].Действительно, от общей массы дел, рассмотренных арбитражными судами в 2006г.,дела, возникающие из административных правоотношений, составляют 71,9%. Такимобразом, более чем 2/3 дел, рассматриваемых арбитражными судами, возникают изадминистративных правоотношений, и число подобных дел от года к году растет[3]. Этим и объясняется актуальностьвопросов административного судопроизводства.
Учитываябольшое значение института оспаривания действий и решений государственныхорганов и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц,нарушающих права и свободы граждан большое количество авторов, как в областипроцессуального права, так и иных отраслей права, большей частьюконституционного, считают своим долгом затронуть те или иные аспекты вопросовоспаривания. При этом затрагиваются как процедурные проблемы оспаривания, так иподнимаются проблемы, а также предлагаются пути их решения. Среди них особохотелось бы отметить Г.А. Гаджиева[4],С.А. Горшкова, С.Г. Кулюхина, Е.Г. Лукьянову, М. Масленникова, Н. Примова, П.Трубникова, Н.Ю. Хаманеву.
Современнаяправовая теория нуждается в создании и глубокой разработке эффективныхпроцессуальных механизмов реализации ответственности государства, его органов идолжностных лиц, что должно стать одним из надежных средств защиты прав исвобод граждан, укрепления законности, правового и нравственного порядка,преодоления произвола и бюрократизма[5].Процессуально-правовой механизм обладает рядом особенностей, исследованиекоторых является перспективной задачей правовой науки. Научная разработкапроблемы процессуально-правового механизма «способствовала бы повышениюэффективности процессуального регулирования общественных отношений, укреплениюи развитию механизма защиты прав и свобод граждан и организаций»[6], в том числе – и в сфереэкономической.
Целькурсовой работы – проанализировать и обобщить юридические ситуации, возникающиепри заявлении государственным органом или субъектом предпринимательскойдеятельности в арбитражный суд требования по поводу привлечения кадминистративной ответственности.
Поставленнойцелью обусловлены следующие задачи:
— определить процессуальные основы рассмотрения дел об административныхправонарушениях арбитражными судами;
— определить источники административно-деликтного процесса, особенностиподведомственности и подсудности арбитражным судам споров, возникающих поповоду привлечения к административной ответственности;
— датьхарактеристику особенностей порядка возбуждения и рассмотрения в арбитражномсуде дел о привлечении к административной ответственности.
Объектомкурсовой работы избраны вопросы рассмотрения в арбитражном суде дел опривлечении субъектов экономической деятельности к административнойответственности. Предмет исследования составили арбитражно-процессуальныеотношения, связанные с возбуждением, рассмотрением и разрешением арбитражнымисудами споров о привлечении к административной ответственности субъектовпредпринимательской деятельности. Рассмотрены теоретические и практическиевопросы совершенствования законодательства о порядке рассмотрения названнойкатегории дел.

1. Процессуальныеосновы рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами
Статьей118 Конституции РФ установлено, что в России судебная власть осуществляетсяпосредством конституционного, уголовного, гражданского и административногосудопроизводства[7].Анализ ст. 118, 126 Конституции РФ, гл. 25 АПК РФ[8], других нормативных правовых актовпозволяет сделать вывод, что административное судопроизводство представляетсобой рассмотрение судами административных дел в порядке, установленном нормамиадминистративного процессуального права.
Дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов,определены в ч.3 ст.23.1 КоАП РФ[9] попризнакам субъектов правонарушений (юридические лица и индивидуальныепредприниматели), характеру осуществляемой указанными субъектами деятельности(предпринимательская и иная экономическая деятельность), т.е. по общимкритериям отнесения дел к подведомственности арбитражных судов.
Чтокасается конкретных правонарушений, отнесенных к подведомственности арбитражныхсудов, усмотреть какой-либо единый критерий при их отборе затруднительно.Однако можно отметить, что большинство этих правонарушений связаны спроизводством и оборотом спиртовой продукции, качеством продукции вообще, атакже с вопросами функционирования юридических лиц.
Всвязи с этим следует отметить, что рассмотрение отдельных дел отнесено кподведомственности судов общей юрисдикции (мировых судей) и административныхорганов, которые должны руководствоваться соответствующими нормами КоАП РФ игражданского процессуального законодательства при рассмотрении дел, отнесенныхк их компетенции.
Согласноч. 1 ст. 202 АПК, арбитражные суды рассматривают дела о привлечении кадминистративной ответственности по общим правилам искового производства, сособенностями, установленными в гл.25 АПК и федеральном законе обадминистративных правонарушениях (т.е. в КоАП РФ).
Статья202 АПК РФ определяет подведомственность дел о привлечении к административнойответственности, исходя из характера субъектного состава и спецификиправоотношений.
Первыйкритерий, которому должны соответствовать административные дела о привлечении кадминистративной ответственности, — это определенный субъектный состав. С однойстороны, это органы и должностные лица, которые уполномочены составлятьпротоколы об административных делах, а также вправе быть заявителями по даннойкатегории дел. С другой стороны, это юридические лица и индивидуальныепредприниматели, в отношении которых поставлен вопрос о привлечении их кадминистративной ответственности. При решении вопроса о том, на основании какихнорм КоАП РФ несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившиеправонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судамнеобходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 Кодекса, согласно которомулица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, несут административную ответственность как должностные лица, если закономне установлено иное (абз. 2 п. 22 Постановления Пленума Высшего АрбитражногоСуда РФ от 27 января 2003 г. N 2[10]).
Второйкритерий, касающийся подведомственности дел арбитражным судам, имеет отношениек характеру деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этодолжна быть деятельность, связанная с осуществлением ими предпринимательскойили иной экономической деятельности.
Наконец,третий критерий характеризуется тем, что федеральный закон относит к ведениюарбитражных судов определенные категории дел. В КоАП РФ приведен перечень дел,отнесенных к ведению арбитражных судов и связанных с:
— производством либо оборотом этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащейпродукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов,санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14);
— нарушением порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся вфедеральной собственности, и использованием указанного объекта (ст. 7.24);
— осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрацииили без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1);
— незаконным использованием товарного знака (ст. 14.10);
— незаконным получением кредита (ст. 14.11);
— фиктивным или преднамеренным банкротством (ст. 14.12);
— неправомерными действиями при банкротстве (ст. 14.13);
— воспрепятствованием должностными лицами кредитной организации осуществлениюфункций временной администрации (ст. 14.14);
— нарушением правил продажи этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащейпродукции (ч. 1, 2 ст. 14.16);
— незаконным производством, поставкой или закупкой этилового спирта (ч. 1, 2, 3ст. 14.17);
— использованием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, испиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной испиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18);
— ненадлежащим управлением юридическим лицом (ст. 14.21);
— совершением сделок и иных действий, выходящих за пределы установленныхполномочий (ст. 14.22);
— осуществлением дисквалифицированным лицом деятельности по управлениююридическим лицом (ст. 14.23);
— неисполнением банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст.15.10);
— нарушением обязательных требований государственных стандартов, правилобязательной сертификации, нарушением требований нормативных документов пообеспечению единства измерений (ч. 1, 2 ст. 19.19).
Необходимотакже учитывать, что дело, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса,подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7КоАП РФ по нему проводится административное расследование[11].
Всеперечисленные выше условия подведомственности административного дела должныбыть в совокупности. Отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует онеподведомственности дела арбитражному суду.
Особорассматривается подведомственность и подсудность дел по оспариванию наложенныхадминистративных наказаний.
Вчастности, в силу ст. 138 НК РФ[12]акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут бытьобжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или всуд. Разграничение подведомственности дел по обжалованию действий или бездействияналоговых органов, их актов между арбитражными судами и судами общей юрисдикциипроводится по субъектному составу. Организации и индивидуальныепредприниматели, обжалуя акты, действия или бездействие налоговых органов,обращаются в арбитражный суд. Физические лица, не являющиеся индивидуальнымипредпринимателями, обжалуют аналогичные действия в суд общей юрисдикции.Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФот 11 июня 1999г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие частипервой Налогового кодекса Российской Федерации»[13] дало разъяснение по вопросамприменяемого при рассмотрении таких дел законодательства. В силу ч. 2 п. 21названного Постановления дела, подведомственные арбитражному суду, подлежатрассмотрению на общих основаниях в соответствии с АПК РФ.
Однаков настоящее время ст. 207 АПК РФ содержит более точное толкованиеподведомственности дел об обжаловании решений административных органов опривлечении к административной ответственности.
Во-первых,в АПК РФ 2002 г. речь идет об обжаловании действий или бездействия административных(а не только налоговых) органов. Иными словами, существенно расширился диапазонорганов, чьи решения о привлечении к административной ответственности могутбыть оспорены в арбитражном суде.
Во-вторых,АПК РФ отдельно регламентирует вопросы рассмотрения заявлений об оспариваниирешений административных органов (включая налоговые и другие органы) именно опривлечении к административной ответственности. Обжалование ненормативных актовадминистративных органов регламентируется отдельно.
В-третьих,помимо НК РФ, подведомственность дел арбитражному суду вытекает из КоАП РФ,следовательно, расширена нормативно-правовая база. КоАП РФ также урегулировалпроцедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях.
КоАПРФ установил правила подведомственности, используя отсылочную норму карбитражному процессуальному законодательству. Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФустанавливает правило, согласно которому постановление по делу обадминистративном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющимпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуетсяв арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальнымзаконодательством. Статьи 207-208 АПК РФ определяют подведомственность дел ипорядок обжалования решений государственных органов, иных органов, должностныхлиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела обадминистративных правонарушениях, о привлечении к административнойответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическуюдеятельность.
Еслидело подведомственно арбитражному суду, то судья при принятии заявленияпроверяет его подсудность. Заявление об оспаривании решения административногооргана о привлечении к административной ответственности подается в арбитражныйсуд по месту нахождения или месту жительства заявителя (ч. 1 ст. 208 АПК РФ).
 
2. Рассмотрениедела об административном правонарушении
Возбуждениеадминистративного дела в арбитражном суде складывается из подачи уполномоченнымгосударственным органом в арбитражный суд заявления, проверки этого заявления вплане соответствия его требованиям, установленным законом, и решения вопроса овозбуждении дела или об отказе в возбуждении.
АПК РФперечисляет все требования, которым должно соответствовать заявление опривлечении к административной ответственности. Отчасти это «общие требования,предъявляемые ко всем заявлениям и искам. К их числу относятся следующие:
— письменная форма заявления, наличие в нем подписи заявителя или егопредставителя;
— наличие наименования арбитражного суда, в который подается заявление;
— наличие наименования заявителя, его места нахождения;
— наличие перечня прилагаемых к заявлению документов;
— наличие уведомления о вручении или иного документа, подтверждающего направлениекопии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол обадминистративном правонарушении.
Взаявлении также должны быть указаны:
1)дата и место совершения действий, послуживших основанием для составленияпротокола об административном правонарушении;
2)должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административномправонарушении;
3)сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административномправонарушении;
4)нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия,послужившие основанием для составления протокола об административномправонарушении;
5)требование заявителя о привлечении к административной ответственности. Помнению одних авторов, «требование должно быть конкретным и содержать указаниена вид и размер административного наказания. Поскольку в этом случае лицо,привлекаемое к административной ответственности, будет иметь возможность вполном объеме представить свои возражения по существу заявленного требования.
Итак,после составления всех необходимых документов наступает самая важная процедурав административном производстве – рассмотрение дела об административномправонарушении, которое урегулировано гл. 21 КоАП.
Обязанностьдоказывания виновности лица, совершившего административное правонарушение,лежит на административном органе, обращающемся в суд с заявлением о наложениина это лицо административной ответственности.
В силуАПК РФ и КоАП РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, с помощьюкоторых устанавливаются обстоятельства, входящие в предмет доказывания.Обязательными (или необходимыми) доказательствами по делам о привлечении кадминистративной ответственности являются следующие:
1)протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы. Этиматериалы разнятся в зависимости от категории дела (ими могут быть заключенияэкспертов, письменные объяснения и пр.). Практически из протокола и приложенныхк нему документов должно вытекать то, что есть событие и составадминистративного правонарушения;
2) документы,подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или юридического лица(свидетельство о регистрации);
3)подтверждение того, что административное правонарушение связано спредпринимательской или иной экономической деятельностью. Это подтверждениеможет быть и в протоколе об административном правонарушении, но не обязательно.Например, «по делам, связанным с производством этилового спирта, производительи он же субъект ответственности предъявляет лицензию на данный виддеятельности, выписку (копию) из учредительных документов, из которых следует,что данный субъект вправе заниматься производством этилового спирта, и т.д.»[14];
4)объяснения лица, в отношении которого составлен протокол об административномправонарушении. Объяснения могут стать необходимыми доказательствами, если безних судья не может установить обстоятельства дела, подлежащие доказыванию;
5)доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие иных обстоятельствдела. Например, ими могут быть письменные объяснения и замечания на протокол обадминистративной ответственности субъекта этой ответственности, данные послеознакомления составленного в его адрес протокола об административномправонарушении; заключения экспертов, допустим, подтверждающие фактпроизводства спиртосодержащей продукции, не соответствующей установленнымстандартам, и т.д. Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г.№864 „О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт,алкогольную и спиртосодержащую продукцию“[15]были утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловыйспирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и правила ее заполнения, чтотакже является доказательством по соответствующей категории дел.
Всюпроцедуру рассмотрения дела об административном правонарушении можно разбить натри этапа:
— подготовка к рассмотрению дела;
— собственно рассмотрение;
— вынесение решения.
1. Приподготовке дела к рассмотрению орган (должностное лицо) должен решить вопрос,относится ли к его компетенции это дело. Это решается исходя из правилподведомственности по предметной компетенции (ст. 199-224.11 КоАП). При этом,если выясняется, что дело неподведомственно данному органу, оно направляется поподведомственности.
Второйшаг – проверка правильности составления протокола и иных документов.Напоминаем, что наличие протокола является обязательным условием рассмотрениядела. К сожалению, законом четко не определено, что делать, если присоставлении документов допущены нарушения. На практике, как правило, наличие существенныхнарушений является причиной возврата документов органу, их составившему, если,конечно, еще возможно их правильное оформление. В противном случае, делоостается без рассмотрения. И в любом случае, эти нарушения являются лишнимоснованием для отмены постановления о наложении штрафа в суде.
Следующеедействие, являющееся чрезвычайно важным при обжаловании впоследствиипостановления, заключается в проверке надлежащего извещения лиц, участвующих вделе о времени и месте его рассмотрения. Здесь необходимо отметить, что КоАП неопределяет порядок и способы извещения лиц. Однако суд в своей практике порассмотрению жалоб на ненормативные акты руководствуется гражданским иарбитражным процессуальным законодательством, согласно которому надлежащимизвещением признается извещение повесткой, телеграммой или телефонограммой.
Повесткаможет быть вручена либо лично, либо направлена по почте. Внимание:расписываться за вручение повестки может только либо сам правонарушитель, либоего законные представители (причем, продавцы не являются представителямипредпринимателя). Следует отметить, что в ряде случаев суд признает надлежащимвручение повестки управляющему или иному лицу, которое фактически выполняетфункции администрирования (т.е. проводится аналогия с администрациейпредприятия). Кроме вышеуказанных способов извещения, суд признаетдействительным извещение путем росписи нарушителя в протоколе или акте подизвещением о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Всоответствии со ст. 247 КоАП «дело об административном правонарушениирассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административнойответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь вслучаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и временирассмотрения дела и если от него не поступило ходатайств об отложениирассмотрения дела». Кроме того, имеется ряд дел, которые могут быть рассмотренытолько в присутствии правонарушителя. Для предпринимателя это ст. 150 «Торговляс рук в не установленных местах». И, наконец, последними действиями приподготовке дела являются рассмотрение ходатайств сторон и проверка наличия всехнеобходимых дополнительных документов.
2.Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении определен ст.258-259 КоАП. Не останавливаясь подробно на этапах рассмотрения, короткоперечислим их: представление дела и состава комиссии (должностного лица),разъяснение процессуальных прав сторон, оглашение дела, заслушивание сторон,рассмотрение и оценка доказательств, вынесение решения. Остановимся на самомглавном – правах предпринимателя, привлекаемого к административнойответственности. Они определены ст. 247 КоАП. В соответствии с данной статьейлицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право:
— знакомиться с материалами дела;
— давать объяснения, представлять доказательства;
— заявлять ходатайства;
— пользоваться юридической помощью защитника;
— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
— обжаловать постановление по делу.
Прирассмотрении дела об административном правонарушении обязательно должны бытьвыяснены следующие вопросы:
— былли факт нарушения;
— виновно ли лицо в его совершении;
— имеются ли отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Рассмотрениедела заканчивается составлением протокола и вынесением решения по делу.
3.Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо)выносит постановление по делу, которое может быть двух видов – о наложенииадминистративного взыскания, либо о прекращении производства по делу.Постановление должно содержать:
— наименование органа, вынесшего постановление;
— датурассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
— изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
— указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность;
— принятое по делу решение;
Федеральныйзакон № 143-ФЗ предусматривает необходимость указания срока и порядкаобжалования постановления.
Впостановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых ранее вещах идокументах, при этом необходимо отметить, что, согласно Закона № 143-ФЗ,решение о конфискации алкогольной продукции может быть решен только судом. Ктому же, здесь возможна ссылка на ст. 35 Конституции РФ, такжепредусматривающую возможность лишения собственника имущества только судом.
Еслиарбитражный суд пришел к выводу о привлечении субъекта к административнойответственности, то резолютивная часть решения должна содержать следующиесведения, предусмотренные ч. 3 ст. 206 АПК: 1) наименование лица, привлеченногок административной ответственности, его место нахождения или место жительства,сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица илииндивидуального предпринимателя; 2) нормы закона, на основании которых данноелицо привлекается к административной ответственности; 3) вид административногонаказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административнойответственности.
Копиярешения арбитражного суда по делу о привлечении к административнойответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня егопринятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копиюрешения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган (ч.5 ст. 206 АПК РФ).
Решениесуда о привлечении к административной ответственности вступает в законную силупо истечении десяти дней со дня его принятия. Это укороченный срок, так как пообщему правилу он составляет месяц со дня принятия, если не поданаапелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Арбитражноепроцессуальное законодательство установило апелляционный порядок обжалованиярешений о привлечении к административной ответственности. Поскольку закономустановлен десятидневный срок для вступления решения о привлечении кадминистративной ответственности, то именно в течение этого срока может бытьподана апелляционная жалоба. На апелляционный пересмотр судебного решенияраспространяются уже общие правила, установленные АПК РФ
3.Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании решений по делам обадминистративных правонарушениях органами исполнительной власти
Правона обжалование привлечения к административной ответственности вытекает изконституционного права, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ:»Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лицмогут быть обжалованы в суд".
Возбуждениедела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственностисвязано с совершением судьей ряда действий по определению того, есть лиоснования для возбуждения дела в арбитражном суде.
Законодательноустановлен срок подачи заявления в арбитражный суд на оспариваемый акт опривлечении к административной ответственности — в течение 10 дней со дня получениякопии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом(ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Соответственно КоАП РФ также установил десятисуточныйсрок обжалования действий административных органов о привлечении кадминистративной ответственности, уточнив при этом, что срок исчисляется смомента вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). «Всилу административного законодательства постановление по делу обадминистративном правонарушении объявляется немедленно по окончаниирассмотрения дела»[16].Копия постановления по делу вручается под расписку представителю юридическоголица, индивидуальному предпринимателю или его представителю, в отношениикоторых оно вынесено, или по их просьбе высылается указанным лицам в течениетрех дней со дня вынесения указанного постановления.
Заявлениеоб оспаривании решения административного органа о привлечении кадминистративной ответственности должно соответствовать требованиям, указаннымв АПК РФ, среди которых можно выделить общие требования, предъявляемые ко всемзаявлениям, искам, и специфические, продиктованные особенностями рассмотрениядел данной категории.
НК РФне освободил заявителя, оспаривающего наложение на него административноговзыскания, от уплаты государственной пошлины. Согласно статье 333.21 НК РФ, онасоставляет 100 рублей для физических лиц и 2000 рублей для организаций. «При примененииэтого положения следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 329АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебногопристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
Опринятии заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждаетсяпроизводство по делу. В определении указывается на подготовку дела к судебномуразбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим вделе, и сроки их совершения. Копии определения о принятии заявления кпроизводству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, непозднее следующего дня после дня его вынесения (ст. 127 АПК РФ).
Однако,если заявление подано с нарушением ст. 125, 126, 204 АПК РФ, арбитражный судоставляет заявление без движения, устанавливая срок, в течение которого должныбыть устранены недостатки (ст. 128 АПК РФ).
Арбитражныйсуд возвращает заявление в случаях, установленных АПК РФ (этот вопрос, а такжепоследствия возвращения заявления подробно были изложены выше при рассмотренииматериала, посвященного делам о привлечении к административной ответственностиарбитражным судом).
Вслучае неподведомственности дела арбитражному суду дело не подлежитвозбуждению.
Подготовкадела к судебному разбирательству осуществляется согласно требованиям как АПКРФ, так и КоАП РФ. В частности, при необходимости судья вправе назначитьэкспертизу, затребовать необходимые доказательства (в порядке ст. 66 АПК РФ) ипр. На этой стадии обязательно проверяется качество составленного протокола обадминистративном правонарушении, разрешаются заявленные ходатайства лиц,участвующих в деле.
Поделам об оспаривании решений административных органов о привлечении кадминистративной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послужившихоснованием для привлечения к административной ответственности, возлагается наадминистративный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).Относительно иных обстоятельств дела действует общее правило распределенияобязанности по доказыванию — каждая сторона доказывает те обстоятельства, накоторые ссылается.
В силуспецифики распределения обязанности по доказыванию в случае непредставленияадминистративными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела ипринятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанныхорганов по своей инициативе (ч. 5 ст. 210 АПК РФ). Порядок истребованиядоказательств установлен в Общей части АПК РФ (ст. 66).
В силуАПК РФ и КоАП РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, с помощьюкоторых устанавливаются обстоятельства, входящие в предмет доказывания.Обязательными (или необходимыми) доказательствами по делам об оспариваниирешений административных органов о привлечении к административнойответственности являются следующие:
1)решение административного органа о привлечении лица к административнойответственности. Именно этот документ становится прежде всего объектомисследования в суде на предмет его законности и обоснованности. Как ужеотмечалось, решение административного органа о привлечении к административнойответственности должно быть обязательно приложено к заявлению, поданному варбитражный суд;
2)протокол об административном правонарушении. Именно в протоколе обадминистративном правонарушении фиксируется событие административногоправонарушения, отражаются обстоятельства совершенного правонарушения. Помимопротокола об административном правонарушении могут быть представлены варбитражный суд и иные документы.
Например,когда индивидуальный предприниматель оспорил в арбитражном суде примененное кнему административное взыскание. В силу действующих нормативных правовых актовв случае реализации табачной продукции в розницу собственник товара обязанпредъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копиюсправки к грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков его печати ипечати предыдущего собственника товара. Копии справок должны находиться вкаждой торговой точке лица, осуществляющего розничную продажу. Отсутствиеуказанных документов у заявителя подтверждается материалами дела (акт проверки,протокол об административном правонарушении, протокол изъятия, объяснениядиректора магазина);
3)документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя илиюридического лица (свидетельство о регистрации);
4)документы, подтверждающие правомочие административного органа по привлечениюлиц к административной ответственности. Так, если дело рассматривалоськоллегиальным органом, то необходимым доказательством будет являться протокол заседанияэтого коллегиального органа;
5)подтверждение того, что административное правонарушение связано спредпринимательской или иной экономической деятельностью. Это подтверждениеможет быть и в протоколе об административном правонарушении, но необязательно.Арбитражный суд вправе затребовать представления учредительных документов;
6)доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие иных обстоятельствдела. Так, это могут быть письменные объяснения и замечания на протокол обадминистративной ответственности субъекта этой ответственности, данные послеознакомления с составленным в его адрес протоколом об административномправонарушении, заключения экспертов, показания свидетелей, присутствовавшихпри составлении протокола об административном правонарушении, и т.д.;
7)доказательства, характеризующие имущественное положение заявителя и еголичность (если заявителем выступает индивидуальный предприниматель). В данномслучае будут представляться доказательства, отражающие обстоятельстваконкретного дела (справка банка об отсутствии денежных средств на счетахзаявителя, справка о семейном положении и о нахождении на иждивении заявителянесовершеннолетних лиц, характеристика и т.д.).
Так жекак и при рассмотрении арбитражными судами дел о привлечении к административнойответственности, объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело,свидетелей могут быть в устной и письменной форме.
1) опризнании решения незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или вчасти либо об изменении решения. К такому выводу арбитражный суд вправе прийти,если при рассмотрении дела установлено, что: а) оспариваемое решение илипорядок его принятия не соответствуют закону; б) отсутствуют основания дляпривлечения к административной ответственности или применения конкретной мерыответственности; в) оспариваемое решение принято органом или должностным лицомс превышением их полномочий. Изменение решения может быть только вблагоприятную сторону для лица, привлеченного к административнойответственности. Суд может изменить меру наказания в пределах санкциисоответствующей статьи закона об административной ответственности с учетомхарактера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени еговины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность ит.д.[17]Данный вывод вытекает из нормы административного законодательства, в которойуказано, что возможно изменение постановления о привлечении к административнойответственности, если при этом не усиливается административное наказание илииным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесенопостановление (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). В Постановлении Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. N 10 дано разъяснение относительноизменения постановления, согласно которому суды должны оценивать обоснованностьпримененных органом санкций и при необходимости снижать размер наложенного административноговзыскания. Снижение возможно лишь в пределах, предусмотренных нормативным актомоб ответственности за административное правонарушение[18].
Постановлениеподлежит отмене в результате нарушения процедуры привлечения лица кадминистративной ответственности. Часто административные органы допускаютнарушение законодательства, ненадлежащим образом извещая лицо о времени и местерассмотрения дела, неправильно оформляя процессуальные документы и пр. Так,например, предприниматель К. был привлечен к административной ответственности ввиде штрафа за оказание услуг по перевозке пассажиров без примененияконтрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности (билетов) приосуществлении расчетов с населением. Арбитражным судом установлено, чтозаявитель не был надлежащим образом и своевременно извещен налоговым органом овремени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Фактправонарушения не был процессуально оформлен в виде протокола. По результатамрассмотрения дела было составлено решение, а не постановление. В акте проверкии в решении налогового органа отсутствуют сведения о личности привлекаемого кответственности лица, а также его объяснения. Следовательно, налоговым органомбыл нарушен процессуальный порядок привлечения к административнойответственности, в связи с чем принятое инспекцией оспариваемое решениеявляется недействительным.
Другимпроцессуальным нарушением считается непредставление суду доказательств того,что лицу, привлекаемому к административной ответственности, были предъявленыдля ознакомления протокол об административном правонарушении и постановление оприменении к нему административных санкций.
Нередкоотмена постановления о привлечении к административной ответственностиобусловлена недоказанностью правонарушения. Например, из постановления административногооргана следует, что основанием для привлечения предпринимателя кадминистративной ответственности послужил факт невыполнения предписанияответчика в части изъятия из оборота и утилизации некачественных и опасныхпищевых продуктов в количестве 149 наименований. Однако в материалах делаотсутствуют предписание и материалы проверки, по результатам которой онопринято, при этом также отсутствует перечень подлежащих изъятию и утилизациипродуктов. Данные факты подтверждают недоказанность административногоправонарушения;
2) оботказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, если прирассмотрении дела будет установлено, что решение административного органа опривлечении к административной ответственности является законным и обоснованным(полностью или в части).
Помимовозможных решений суда, приведенных в ст. 211 АПК РФ, допустимы отмена решенияадминистративного органа и прекращение производства по делу, если имеются дляэтого основания.
КоАПРФ в п. 4, 5 ст. 30.7 содержит указание еще на два полномочия:
1) оботмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган,должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенногонарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволиловсесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи снеобходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущемназначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делуподана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
2) оботмене постановления и о направлении дела на рассмотрение поподведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановлениебыло вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. О данномполномочии и о возможности в случае его реализации нарушений диспозитивныхначал судопроизводства уже говорилось в настоящей главе.
Часть4 ст. 211 АПК РФ содержит перечень основных положений, которые должны бытьотражены в решении арбитражного суда по делу об оспаривании решенияадминистративного органа о привлечении к административной ответственности.
Решениеарбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня егопринятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционнойжалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силусо дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Копиярешения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам,участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также ввышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Дляпроверки законности и обоснованности вынесенного решения по делу об оспариваниирешения административного органа о привлечении к административнойответственности установлен апелляционный порядок обжалования.

Заключение
В моейкурсовой работе были проанализированы и обобщены юридические ситуации,возникающие при заявлении государственным органом или субъектом предпринимательскойдеятельности в арбитражный суд требования по поводу привлечения кадминистративной ответственности.
Вчастности были определены процессуальные основы рассмотрения дел обадминистративных правонарушениях арбитражными судами; определены источникиадминистративно-деликтного процесса, особенности подведомственности иподсудности арбитражным судам споров, возникающих по поводу привлечения кадминистративной ответственности; дана характеристика особенностей порядкавозбуждения и рассмотрения в арбитражном суде дел о привлечении кадминистративной ответственности; а также рассмотрены вопросы об оспариванииарбитражными судами дел об административных правонарушений, допущенных органамиисполнительной власти.
Исследованиепозволяет сделать вывод, что необходимо детализировать правилаадминистративного судопроизводства:
— выработать ряд процессуальных институтов административного судопроизводства(внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции); процедурмедиации в качестве механизмов реализации положений законов РоссийскойФедерации, предусматривающих возможность примирения по административным делам);
— отразить особенности административного судопроизводства (ускоренная(упрощенная) процедура для ряда категорий дел, по которым кассационное и надзорноеобжалование не допускается; определение категорий дел, где будет исключенавозможность обжалования решения суда первой инстанции в кассационном порядкебез предварительного апелляционного обжалования, что сбалансирует судебнуюнагрузку и улучшит качество работы судов и выносимых ими судебных решений ит.п.);
— ввести дополнительные процессуальные гарантии (рассмотрение в административномсудопроизводстве и гражданского иска о взыскании убытков, причиненныхисполнительными органами публичной власти, и т.д.)
Требуетсяаргументированное совмещение процессуальных институтов арбитражного иадминистративного процессов таким образом, чтобы, во-первых, обеспечить решениезадач правосудия, во-вторых, решить задачи производства по делам обадминистративных правонарушениях, в-третьих, не создавать двойных стандартовправосудия в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Решение этой непростойзадачи могло бы существенно упроститься, если бы федеральный законодатель пошелпо пути принятия единого для арбитражных судов и судов общей юрисдикции Кодексаадминистративного судопроизводства.

Списокиспользованных источников
1.      Источники
1.1.  Конституция Российской Федерации.Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993.25 дек.; Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 152; №7. Ст. 676; 2001.№24. Ст. 2421; 2003. №30. Ст. 3051; 2004. №13. Ст. 1110.
1.2.  Федеральный конституционный закон от 28апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»(с изменениями от 29 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 1995. №18. Ст. 1589; 2007. №49. Ст. 6031.
1.3.  Гражданский кодекс Российской Федерации(с изменениями от 6 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994.№32. Ст. 3301; 2007. №50. Ст. 6247.
1.4.  Налоговый кодекс Российской Федерациичасть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N117-ФЗ (далее – НК РФ) (с изменениями от 17 мая 2007 г.) // Собраниезаконодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; 2007. №23. Ст. 2691.
1.5.  Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (сизменениями от 10 мая 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. Ст.1; 2007. №21. Ст. 2456.
1.6.  Арбитражный процессуальный кодексРоссийской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (с изменениями от 2 октября 2007г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3012; 2007. №41. Ст. 4845.
1.7.  Постановление Правительства РФ от 3февраля 2005 г. №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль задеятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» //Собрание законодательства РФ. 2005. №6. Ст. 464.
1.8.  Постановление Правительства РФ от 31декабря 2005 г. №864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловыйспирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (с изменениями от 16 июня2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. №3. Ст. 299; 2006. №25. Ст.2737.
2.      Литература
2.1.  Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридическиелица в современном гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. №1.С. 34.
2.2.  Бахрах Д.Н. Подведомственностьюридических дел и ее уровни // Журнал российского права. 2005. №4. С. 33-46.
2.3.  Борисов А.Н. Административныеправонарушения. М.: ООО «Новая правовая культура», 2005.
2.4.  Воинов В.В., Трунтаева К.А. Одопустимости судебного обжалования не вступившего в силу решения налоговогооргана // Налоговед. 2007. №12. С. 27-35.
2.5.  Гаджиев Г.А. Общие принципы судебногонормоконтроля. М.: ООО «Новая правовая культура», 2006.
2.6.  Комментарий к Кодексу РоссийскойФедерации об административных правонарушениях / Под ред. М.Ю. Козлова. М.:Юристъ, 2007. 1180 с.
2.7.  Короткова Л.А., Ковалевская Д.Е. Опрактике разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельныхположений части первой Налогового кодекса Российской Федерации // Налоговыйвестник. 2003. №9-10. С. 15-21.
2.8.  Лебедев В. От идеи судебногонормоконтроля к административному судопроизводству // Российская юстиция. 2000.№9. С. 21.
2.9.  Лукьянова Е.Г. Механизм процессуальногорегулирования и его элементы // Журнал российского права. 2001. № 7. С. 112.
2.10.Панова И.В.Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебногорассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007.№4. С. 109.
2.11.Полонский Б.Я.Экономическое правосудие: единство правоприменения // Законодательство. 2006.№12. С. 39.
2.12.Постатейныйкомментарий к АПК РФ / Под. ред. А.Н. Гуева. – М.: Экзамен, 2007. 810 с.
2.13.Симонян С.Л. Порядокрассмотрения судами дел об административных правонарушениях по нормам КоАП иАПК РФ // Адвокатская практика. 2004. №3. С. 42.
2.14.Старилов Ю.Н.Административные суды в России: Новые аргументы «за» и«против». — М.: Норма, 2004.
2.15.Хазанов С.Д.Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительнойвласти: некоторые методологические вопросы // История становления и современноесостояние исполнительной власти в России. — М.: Новая Правовая культура, 2003.С. 41-68.
ШерстюкВ.М. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде //Законодательство. 2004. №5-6.
2.16.Шпачева Т.В.Привлечение к административной ответственности и оспаривание решений обадминистративной ответственности в арбитражном суде // Арбитражные споры. 2005.№4. С. 61-62.
3.      Судебная практика
3.1.    Постановление Конституционного Суда РФот 28 мая 1999 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности части второйстатьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административныхправонарушениях в связи с жалобами граждан Е.А.Арбузовой, О.Б.Колегова,А.Д.Кутырева, Р.Т.Насибулина и В.И.Ткачука» // Собрание законодательстваРФ. 1999. №23. Ст. 2890.
3.2.    Постановление Пленума Верховного СудаРФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. №41/9 «О некоторыхвопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодексаРоссийской Федерации» // Специальное приложение к журналу «ВестникВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации». 2005. №12 «ПостановленияПленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (1992 — 2005 годы)».
3.3.    Постановление Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. №13 «О применении Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первойинстанции» (с изменениями от 9 июля 1997 г.) // Постановления ПленумаВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации (1992-2005 годы). Специальноеприложение к журналу «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».2005. №12.
3.4.    Постановление Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах,связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях» (с изменениями от 2 июня 2004 г.) //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. №3; 2004. №8.
3.5.    Постановление Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. №16 «О некоторых вопросах практикиприменения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменениеконтрольно-кассовых машин» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004.№6.
3.6.    Постановление Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. №10 «О некоторых вопросах,возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»(с изменениями от 26 июля 2007 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.2004. №8; 2007. №8, №9.
3.7.    Постановление Пленума ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 20 июня 2007 г. №42 «О внесении дополнения впостановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от02.06.2004 №10 „О некоторых вопросах, возникших в судебной практике прирассмотрении дел об административных правонарушениях“ // Вестник ВысшегоАрбитражного Суда РФ. 2007. №8. С. 5.

Приложение
 
/>
1. Первая стадияадминистративного процесса — возбуждение дела об административномправонарушении. За исключением случая, указанного в п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КОАП,дело возбуждается на основании протокола об административном правонарушениилибо постановления прокурора. Основанием для возбуждения производства по делуоб административном правонарушении в арбитражном суде является не сам протокол,а заявление административного органа, содержащее требование заявителя опривлечении к административной ответственности, к которому прилагаются протоколоб административном правонарушении и прилагаемые к нему документы (ч. 2 ст. 204АПК). Согласно КоАП дело об административном правонарушении возбуждается досуда, и в суде процесс начинается с рассмотрения уже возбужденного дела, тоесть стадии возбуждения дела в суде как таковой нет. По КоАП возбуждение делаоб административном правонарушении осуществляется в рамках производства поделам об административных правонарушениях, по АПК — это самостоятельная стадияадминистративного судопроизводства в арбитражном суде.
Заявление о привлечении к административной ответственностиподается в арбитражный суд по месту нахождения или по месту жительства лица, вотношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст.203 АПК).
2. Стадия рассмотрения делаоб административном правонарушении является основной: именно на ней решаетсявопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административнойответственности.
Этастадия включает 4 этапа:
а)подготовка дела к рассмотрению,
б)анализ собранных материалов, обстоятельств дела,
в)вынесения постановления,
г)объявления постановления.
Приподготовке дела к рассмотрению судья орган, должностное лицо выясняют:
относитсяли дело к их компетенции; имеются ли обстоятельства исключающие возможностьрассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ);
правильноли составлен протокол и другие материалы дела; имеются ли обстоятельства,исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материаловдля его рассмотрения по существу;
имеютсяли ходатайства и отводы.
Приподготовке дела к рассмотрению разрешается ряд вопросов, по которым в случаенеобходимости выносится определение. К ним относятся вопросы:
1)о назначении места и времени рассмотрения дела;
2)о вызове лиц, участвующих в деле, и об истребовании необходимых дополнительныхматериалов, о назначении экспертизы;
3)об отложении рассмотрения дел;
4)о возвращении протокола в орган или должностному лицу, которые представили делодля рассмотрения (например, в случае его неправильного составления);
5)о передаче протоколов и других материалов на рассмотрение дела поподведомственности.
Делооб административном правонарушении рассматривается открыто по месту егосовершения. По ходатайству нарушителя оно может быть рассмотрено по месту егожительства.
Дела,связанные с проведением расследования, рассматриваются по месту нахожденияоргана, проводившего административное расследование. Дело должно бытьрассмотрено в пятнадцатидневный срок. В случаях, определенных законом, этотсрок может быть продлен не более, чем на один месяц. Дела, за которыепредусматривается наказание в виде административного ареста, рассматриваются вдень получения протокола и других материалов.
Порядокрассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом рядапоследовательных процессуальных действий:
1)объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и наосновании какого закона привлекается к административной ответственности;
2)устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3)проверяются полномочия законных представителей физического или юридическоголица, защитника;
4)выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке,выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствииуказанных лиц либо об отложении его рассмотрения;
5)разъясняются права и обязанности участникам процесса;
6)рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7)оглашаются протокол и иные материалы дела;
8)заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих впроцессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иныедоказательства.
Главнаяцель рассмотрения дела по существу — установление фактических обстоятельствсовершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение квиновному законной, обоснованной и справедливой меры административногонаказания.
Длядостижения этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить:
былоли совершено административное правонарушение; виновно ли данное лицо в егосовершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются лисмягчающие или отягчающие обстоятельства;
причиненли ущерб и каков его характер и размер; иные обстоятельства, имеющие значениедля правильного разрешения дела.
Поитогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выноситпостановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемогок административной ответственности, устанавливается его виновность илиневиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчислениесроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должносоответствовать ст.29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрениядела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФвыносит одно из следующих постановлений:
а)о назначении административного наказания,
б)о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Объявлениепостановления производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копияпостановления в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу илизаконному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо втечение трех дней высылается указанным лицам.
3. Стадия пересмотрапостановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный(факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое кадминистративной ответственности, его законные представители или иныеопределенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.
КоАПРФ (ст. 30.1) устанавливает два способа подачи жалобы — административный исудебный. Административный порядок состоит в том, что жалоба подается поподчиненности, т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только дляпостановлений, выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедурапредусмотрена в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей,коллегиальным или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии сзаконом субъекта РФ, и в альтернативном порядке — для постановлений, вынесенныхдолжностным лицом единолично. Постановление по делу об административномправонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателемобжалуется в арбитражный суд. Порядок административного судопроизводства поэтим делам в общих и арбитражных судах регулируется КоАП РФ, Гражданскимпроцессуальным кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Это(судопроизводство) имеет своим предметом спорные административно-правовыеотношения и осуществляется в рамках административной юстиции.
4. Стадия исполненияпостановления начинается с момента его вступления в законную силу.
Постановлениевступает в законную силу:
— по истечении срока, установленного для его обжалования (по общему правилу — 10дней), если оно не было обжаловано или опротестовано прокурором;
— после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе,протесту, если указанное решение в свою очередь, не было обжаловано илиопротестовано;
— немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе,протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенноепостановление.
Порядокисполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется Разделом VКоАП РФ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :