Реферат по предмету "Государство и право"


Расследование преступлений несовершеннолетних

Санкт-Петербургский институтвнешнеэкономических связей, экономики и права
Юридический факультет
Предмет Криминалистика
Контрольная работа
Тема Расследование преступленийнесовершеннолетних
Санкт-Петербург, 2008г.

Содержание
Введение
1. Особенностикриминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних
2. Тактическиеособенности производства отдельных следственных действий
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН от20.11.1989г., посвященной защите чести и достоинства от всех форм физического ипсихического насилия, объектом особого внимания государства должны стать праваи законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.Особенно важно в этой связи то, что наличествует опасная тенденция к увеличениючисла малолетних (лиц до 14 лет), участвующих в уголовном процессе в качестверазличных субъектов[1].
Преступность в среде несовершеннолетних – это серьёзная проблема, скоторой, так или иначе, сталкивается и борется каждое государство. Суть этойпроблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которыенеобходимо расследовать, но и в том, что субъектами совершенных преступленийявляются несовершеннолетние – по сути, просто дети, жизнь которых тольконачинается.
Практика свидетельствует о серьёзном обострении криминальной ситуации вмолодежной сфере. Поэтому с давних пор преступность несовершеннолетнихтрадиционно привлекает внимание ученых по многим причинам. Главное – это то,что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, какправило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляютосновной резерв для взрослой и рецидивной преступности.
Тема представленной работы будет рассмотрена с позиций следующихвопросов: криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних;организация проведения следственных действий с участием несовершеннолетних ираскрытие тактических и уголовно-процессуальных особенностей производствапредварительного расследования по делам несовершеннолетних. Исследование данныхаспектов темы я определяю как цель и задачи своей работы.

1. Особенности криминалистической характеристики преступленийнесовершеннолетних
Характеристика преступлений несовершеннолетних предопределена самойформулой закона УК РФ. Здесь закреплены особенности уголовной ответственности инаказания лиц данного контингента, установлены возрастные критерии выделенияего в особую демографическую группу преступников. Согласно закону,несовершеннолетними считаются лица в возрасте от 14 до 18 лет. В большинствесвоем названные лица совершают те же преступления, что и взрослые. Чаще всегоэто так называемые преступления по линии уголовного розыска[2].
Создание данной методики расследования обусловленосоциально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективнуюприроду. Как субъективные, так и объективные факторы существенно влияют натакие черты личности, как: общественное и правовое сознание, восприятиетребований закона и общежития, мотивы и манера поведения, отношение к другимлюдям и т.д.
В отечественной криминалистической литературе принято классифицироватьнесовершеннолетних правонарушителей на 4 типа, отмечая при этом, что различиямежду ними весьма условны.
К первому могут быть отнесены лица, впервые совершившие преступления; ихпредшествующее поведение и нравственный облик достаточно положительны. Обычнотакие подростки совершают малозначительные правонарушения под влияниемконфликтной и чрезвычайной ситуации.
Ко второму типу относят тех, кто тоже впервые совершил преступление подвлиянием ситуации, однако предыдущее их поведение было далеко не безупречным.Они обладают такими отрицательными наклонностями, как употребление спиртныхнапитков, наркотиков, курение, побеги из дома и т.п.
Третий тип – это подростки с общей нравственной деформацией. Они ужесовершали различные правонарушения, привлекались к административнойответственности, направлялись в специальные школы. Мотив и цель преступленияформируются у них специально под влиянием ситуации, в результате воздействиявзрослого лица или более испорченного сверстника.
К четвертому типу относят тех, чья нравственная деформация представляетсерьёзную опасность для общества, чьё поведение носит стойкий антисоциальныйхарактер. В этой категории могут быть и уже судимые, а также лица, уклоняющиесяот работы и учебы, объединившиеся в подростковые преступные группировки иливходящие в состав взрослой преступной структуры[3].
Повышенное качество и эффективность расследования преступленийнесовершеннолетних обусловлены необходимостью не только своевременногопресечения противоправного поведения несовершеннолетних, но и обеспечениянеотвратимости наказания за общественно опасные действия, но и важностьюсвоевременного нравственно-психологического воздействия наподростка-правонарушителя.
Некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность,которые обусловлены условиями жизни и воспитания. Подобные качества надоучитывать при расследовании преступления, совершенного подростком.Распространенным в этом возрасте недостатком характера является упрямство,которое, так же как грубость и дерзость, обусловлено особенностями микросреды,в которой живет и воспитывается подросток. На предварительном следствииследователь может столкнуться и с таким качеством несовершеннолетнего, каклживость[4].
Установление психологического контакта как условие успешностирасследования преступлений несовершеннолетних во многом зависит от такогокачества следователя, как справедливость, которое несовершеннолетние ставят наодно из первых мест в ряду положительных качеств человека.
Важное процессуальное и этическое значение имеет рассмотрение ходатайствнесовершеннолетнего обвиняемого. Подросток должен почувствоватьзаинтересованность следователя в объективном расследовании всех обстоятельств.
Важным моментом расследования является установление психологическогоконтакта. Для этого, прежде всего нужно тщательно изучить личностные качества,которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность) или,наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, вспыльчивость, лживость идр.)[5].
Необходимым условием установления психологического контакта являютсябезупречное знание следователем материалов уголовного дела. При подготовке кдопросу необходимо получить сведения о положительных качествах подростка, егоинтересах, которые можно удачно использовать для установления психологическогоконтакта.
Следующий шаг – создание обстановки, налаживание таких отношений, прикоторых сохранилось бы доброе доверие.
Неотъемлемым элементом психологического контакта является манера обращенияи разговора с несовершеннолетним, подозреваемым и обвиняемым, тон речиследователя. Следователю необходимо точно выражать свои мысли и чувства. Надо,чтобы речь была живой, яркой. При расследовании дел несовершеннолетнихприходится учитывать и фактор быстрой утомляемости подростков. Поэтому допросыи иные следственные действия с их участие должны быть непродолжительными[6]
2. Тактические особенности производства отдельных следственных действий
Началом правильной организации расследования дел о преступленияхнесовершеннолетних является специализация следователей и участковая система,которые способствуют более глубокому изучению личности несовершеннолетнихправонарушителей, а также изучению способов совершения и сокрытия преступленийи на их основе выработке наиболее целесообразных и эффективных тактическихприемов расследования.
Планирование в работе следователя имеет программно-целевое, организующееи дисциплинирующее значение для его деятельности.
В ходе расследования, наряду с вопросами об обстоятельствах преступления,виновности подростка, отягчающих и смягчающих вину обстоятельствах, причиненномущербе и т.д., следует предусмотреть необходимость тщательной проверки, котораяпредполагает: точное установление возраста несовершеннолетнего обвиняемого;выяснение условий жизни и воспитания; установление влияния нанесовершеннолетнего старших по возрасту (ст. 421 УПК РФ).
Правильное решение об очерёдности и особенностях тактики следственныхдействий зависит от ряда обстоятельств и от характера совершенногонесовершеннолетним преступления, способа и времени деяния, содержания первичныхданных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, типичнойследственной ситуации, сложившейся по делу[7].
Предварительное следствие по делам несовершеннолетних обусловлено особымпроцессуальным режимом, который определяет исходные положения методикирасследования рассматриваемой категории дел и тактики отдельных следственныхдействий.
Осмотр места происшествия является одним из первых следственныхдействий. Он позволяет выя вить следы, особенности механизма совершенногопреступления и др. данные, свидетельствующие об участии в преступлениинесовершеннолетнего. Данные, полученные при осмотре места происшествия, которыев своей совокупности составят отдельные элементы криминалистическойхарактеристики преступления, помогут следователю собрать необходимую информациюо субъекте преступного посягательства.
О совершении преступления подростком могут свидетельствовать следующиефакты, относящиеся к способу совершения преступления:
1) отсутствие целеустремлённых, продуманных действий, направленных наподготовку к совершению преступления;
2) неухищренные способы проникновения в помещение, использованиенебольших проемов и др.;
3) похищение незначительных по весу товаров;
4) отсутствие профессиональных и специфических навыков, в связи, с чемприменяются неухищрённые способы взлома и открытия запоров, использование вкачестве орудия преступления предметов повседневного обихода;
5)совершение на месте происшествия озорных, а иногда и циничных действий(написание нецензурных надписей, порча товаров и т.д)[8].
Материальные последствия преступления, связанные с изменениями вобстановке места происшествия, также могут свидетельствовать об участии всовершении преступления подростков, в частности: небольшие по размерам следырук и ног человека; следы обуви; личные вещи преступника; следы и надписи навертикальных поверхностях; следы зубов.
В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация оподозреваемом. О привычках можно судить по оставленным на месте преступленияокуркам, посуде из-под винно-водочных изделий. Поиск при осмотре местапроисшествия должен быть направлен и на выявление навыков, определённых знанийнесовершеннолетнего. В следах преступления проявляются и такие личностныекачества, как цинизм, жестокость, садизм, дерзость[9].
Обыск  по делам несовершеннолетних производится как дляобнаружения похищенного имущества, орудий преступления, одежды и обуви, вкоторых подросток был в момент преступления, так и записных книжек, переписки,чтобы выявить ближайшее окружение, его связи, потребности и интересы. Приобыске должен присутствовать законный представитель несовершеннолетнегоподозреваемого (обвиняемого), если его присутствие невозможно, приглашаютсяпредставитель и двое понятых[10].
При подготовке к производству обыска желательно получить информацию ородителях подростка, их моральном облике, отношении к воспитанию детей. Приобыске необходимо обращать внимание на данные, характеризующие личностьнесовершеннолетнего правонарушителя, его интересы, условия жизни и воспитания.При производстве обыска необходимо пристально наблюдать за поведением иэмоциональном состоянием несовершеннолетнего, который обычно хуже владеетсобой, чем взрослый. Такое наблюдение сделает обыск более целеустремленным.Целесообразно также осуществлять наблюдение за эмоциональным состоянием всехчленов семьи, оказавшихся на месте производства обыска[11].
Задержанию подросток подвергается  непосредственно послесовершения им преступления или когда свидетели укажут на него как на лицо,совершившее преступление. Задержание подозреваемого или обвиняемогонесовершеннолетнего и его заключение под стражу применяется в случае, если онподозревается или обвиняется в совершении тяжкого преступления, а висключительных случаях – преступления средней тяжести (ч.2 ст.108 УПК РФ) и приналичии оснований, указанных в ст.91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ). Задержаниенесовершеннолетнего должно быть подготовлено, как правило, оно производитсяднём. Задержанному объясняются причины применения данной меры, его права иобязанности. О задержании несовершеннолетнего информируются его родители, иуведомляется прокурор. Составляются протоколы задержания и личного обыска[12].
Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значениеимеет такое следственное действие, как допрос. Основополагающим тактическимначалом допроса, какой-либо следственной тактики является тактический приём.Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетних зависит отконкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. Подготовкак допросу предполагает всестороннее и глубокое изучение личностиподростка, условий в которых он живёт и воспитывается; определениемомента и времени проведения данного следственного действия, способавызова к следователю, выяснению круга лиц, которых нужно привлечьк участию в допросе, разработку плана его проведения, определениеобъёма и формулировок основных и контрольных вопросов, а такжеустранение причин, мешающих подростку давать правдивые развёрнутые показания. Подготовка к допросу несовершеннолетнего подозреваемого имеет своюспецифику, которая состоит в следующем: А) к началу допросаотсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о совершениипреступления подростком; Б) поскольку допрос подозреваемого является неотложнымследственным действием, следователь ограничен временем на подготовку к егопроведению.
Выбор момента допроса несовершеннолетнего зависит от: эмоциональногосостояния подростка после совершения преступления; влияния на подростказаинтересованных лиц; Объёма собранных по делу доказательств. Выбор местадопроса зависит от конкретных обстоятельств дела и личностидопрашиваемого. При подготовке к данному следственному действию нарядус другими вопросами необходимо тщательно изучить все материалы, сведения,характеризующие личность несовершеннолетнего, степень его умственного развития,особенности психической структуры (наблюдательность, память, впечатлительность,подверженность внушению), его интересы, отношение к событию[13].
Допрос несовершеннолетнего должен быть ограничен четырьмя часами в день,при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса.
Согласно п.2 ст. 51 УПК РФ, участие в допросе защитника по уголовнымделам в отношении несовершеннолетних является обязательным. Участие законногопредставителя по делам несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых являетсяобязательным (ст. 426 УПК РФ). Участие законного представителя не заменяетучастия защитника. В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого,не достигшего к моменту проведения допроса 16-летнего возраста, кромеобязательного участия защитника, обязательным должно быть участие педагога илипсихолога (ст. 425 УПК РФ).
В процессе допроса обвиняемого не рекомендуется показаниянесовершеннолетнего сразу же записывать в протокол, т.к. это отвлекает вниманиедопрашиваемого и отвлекает следователя от реализации тактического планадопроса. Протокол допроса лучше составить по окончании допроса.
При допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших важно определитьпоследовательность допроса, т.к. наряду с ними по этому же делу, как правило,допрашиваются взрослые, способные оказывать влияние на несовершеннолетних. Еслиодно и тоже событие наблюдали несколько несовершеннолетних свидетелей, начинатьдопрос нужно со старшего по возрасту. Свидетели и потерпевшие, достигшие 16лет, перед их допросом предупреждаются об ответственности за отказ от дачипоказаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Очная ставка имеет свою специфику, которая определяетсявозрастными особенностями. Решая вопрос о проведении очной ставки, надозаранее предвидеть, достигнет ли она планируемой цели, не изменят липодростки показания под воздействием главаря или взрослого соучастника,нельзя ли устранить противоречия и установить истину проведения другихследственных действий. При подготовке к очной ставке изучаются раннееданные показания допрошенными лицами, составляется план, формируются вопросыи определяются их последовательность и последовательность допросаучастников. Педагог, родители, законные представители и врач присутствуютна очной ставке в соответствии с порядком, установленным для ихучастия в проведении допроса[14].
Назначение экспертиз. Судебно-медицинская экспертиза обязательна,когда требуется установить возраст несовершеннолетнего, если нет об этомсоответствующих документов, а получение или восстановление их невозможно.
Предмет исследования судебно-психологической экспертизы – степеньразвития подростка в случаях, когда есть сведения о существенном отставании егоразвития от возрастной нормы.
Назначая любую экспертизу надо в полном объёме обеспечить праванесовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), связанные с её проведением,и, в частности, обеспечить при этом присутствие защитника или законногопредставителя[15].

Заключение
Итак, в данной работе были рассмотрены возрастные особенностинесовершеннолетних, некоторые особенности совершаемых ими преступлений,особенности работы с ними, процессуальные особенности, установленные взаконодательстве.
Изучение психологических особенностей личности несовершеннолетнихпреступников показало, что по большей части это дети, практически ничем неотличающиеся от законопослушных своих сверстников. Отличие только вмиропонимании, в осознании средств достижения целей, которые у большинствадетей одинаковы.
Для ослабления пагубного влияния взрослых на подрастающее поколениепредставляется разумным ужесточение уголовных санкций за вовлечениенесовершеннолетних в преступную деятельность и в совершение антиобщественныхдействий. Зная обо всем этом, помогут более эффективно расследоватьпреступления несовершеннолетних, избирать более правильный подход к самимнесовершеннолетним. И в конечном итоге не только способствовать профилактикепреступлений несовершеннолетних, но и помогать совершившим преступленияподросткам удержаться от повторного нарушения закона.
В связи с ростом не только детской и подростковой преступности, но ибеспризорности, я считаю данную проблему особенно важной и актуальной.
Следовательно, одной из важнейших задач должно стать не столькоизобличение и наказание виновного, сколько выявление и устранение причин иусловий, способствующих правонарушению. А профилактическая работа суда недолжна сводиться лишь к выяснению частных определений. Ведь суд должен«пронизывать» всё судебное разбирательство и во многом определять особенностиисследования документов, полученных на предварительном следствии, и вынестисправедливое решение по делу, т.к. в руках правосудия – огромная власть.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что все-таки главной причинойвозникновения и развития такого явления, как детская и подростковаяпреступность, является именно само общество с его нравственными, этическими,духовными ценностями. Правильная, четко организованная борьба с преступностьюнесовершеннолетних – одна из наиболее актуальных задач. Поэтому искоренить этупреступность можно, только если что-то радикально изменит в нашем обществе.
Таким образом, предупреждение подростковой преступности – это задача,прежде всего родителей и педагогов. Применение карательных мер, а такжеснижение возраста привлечения к ответственности не решит проблему преступностинесовершеннолетних.

Список использованной литературы
Нормативно-правовая:
1. Конвенция ООНо правах ребенка от 20 ноября 1989г. – М.: ГроссМедиа, 2000.
2. КонституцияРФ от 12 декабря 1993г. – М.: Славянский дом книги, 1997.
3. Уголовныйкодекс РФ по состоянию на 20 сентября 2006г. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.
4.Уголовно-процессуальный кодекс РФ по состоянию на 1 октября 2007г. – М.:Проспект, 2007.
Научная и учебная:
1. Букаев Н.М.,Мальцев В.В. Расследование преступлений несовершеннолетних. – Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
2. Галимов О.Х.Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. – СПб.: Питер, 2001.
3. Еникеев М.И.Основы общей и юридической психологии. – М.: Проспект, 1999.
4. КаневскийЛ.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. – М., 1982.
5.Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Юнити-Дана, 2004.
6.Криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: Инфра-М, 2001.
7. Руководстводля следователя / Под ред. Н.А. Селиванова. М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчёт главной насосной станции системы водоотведения
Реферат C Builder. Введение в структурное программирование
Реферат Новый микроскоп
Реферат Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года
Реферат Анализ лекарственных веществ в биологических жидкостях
Реферат Социально психологический климат организации
Реферат Подведомственность гражданских дел
Реферат Металловедение и термическая обработка металлов
Реферат Построение сети по технологии FDDI
Реферат The Hollywood System Essay Research Paper The
Реферат Загальні захворювання серцево судинної системи
Реферат Головино - история, современность и будущее
Реферат Политический портрет Иосифа Виссарионовича Сталина
Реферат Философские проблемы в лирике М.Ю. Лермонтова
Реферат Ассортиментный перечень продукции собственного производства, товаров для ресторана, кафе, бара и иного объекта общественного питания