Оглавление
1. Источники права
2. Развитие уголовного права
Список использованнойлитературы
1. Источники права
Право, каксовокупность общеобязательных норм или правил поведения, может найти себевыражение в двух основных формах, которые и называют поэтому источниками права;это именно обычай и закон. Обычай — это непосредственное проявление народногоправосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактомсвоего неуклонного применения. Закон — это сознательное и ясно формулированноеповеление уполномоченной на это власти.
Из этих двухформ в истории всякого народа древнейшей является обычай, и долгое время всеправо имеет характер обычного права. Конечно, в течение значительногопромежутка времени обычаи меняются, меняются часто при помощи судебных решений,которые затем делаются прецедентами, но все эти перемены старых обычаев, дажеесли в них есть элемент сознательности, не выходят за пределы конкретныхслучаев, конкретных отношений. И лишь тогда, когда в среде того и другогонарода или иной автономной группы, быть может, на основании конкретныхнаблюдений, назревает мысль сознательно установить на будущее время известнуюнорму, как общее правило поведения, — лишь тогда появляется закон. Появлениезакона, таким образом, в истории каждого народа представляет весьма важныймомент пробуждения социальной мысли, вступления на путь сознательного ипланомерного социального строительства.
Первоначальнымисточником права, первоначальной формой его образования и существования был и вРиме обычай — так называемые mores majorum, обычаи предков. Так же, как ивезде, эти обычаи предков на первых порах не отделялись от религиозных обрядови правил нравственности. Римляне относительно рано начали уже принципиальноотделять светское право, jus, от правил религии, fas: “fas ad religionem, jurapertinent ad homines”, “fas lex divina, jus lex humana est”. Не вполне ещеясное в период царей, это различие к началу республики уже окончательновыразилось в отделении светских магистратур от сакральных.
Одной изсоставляющих римского права, как и в любом праве, является римское уголовноеправо.
Рассмотримего становление и развитие в римском государстве.
2. Развитиеуголовного права
Охраняяобщественный порядок, государство запрещает те или другие деяния, признаваемыеим в этом отношении вредными, угрожая за совершение их такими или иныминаказаниями. Система норм, определяющих, какие именно деяния признаютсяпреступными, и каким наказаниям подвергается преступник, составляет областьуголовного права. В случае совершения кем-либо одного из таких запрещенныхдеяний государство в лице своих органов (судебных и полицейских властей)производит расследование, судит и соответственно приговору осуществляетнаказание. Система норм, определяющих весь этот порядок производства, носитназвание уголовного процесса.
Круг деяний,признаваемых для всего общественного порядка вредными, чрезвычайно обширен:сюда входят не только деяния, затрагивающие общественный интерес прямо инепосредственно (например, измена, бунт, подделка монеты и т.д.), но и такиедеяния, которые prima facie наносят вред какому-нибудь отдельному лицу, но, вто же время, (посредственно) угрожают и интересам всего общества — например, убийство,грабеж, воровство и т.д. Разумеется, этот круг преступных деяний не естьчто-либо всегда — во все времена и у всех народов — одинаковое: деяние,признаваемое преступным в одну эпоху и у одного народа, может быть совершеннодозволенным в другую эпоху и у другого народа.
Древнейшийпериод
VI в. дон.э.- сер. III в. до н.э. (архаичность,неразвитость, национально-полисная замкнутость.)
Уголовноеправо на раннем этапе еще не стало вполне самостоятельной областью правовогорегулирования. Это непосредственно определялось тем, что не сложилось ещечеткого понимания преступления как правонарушения, представляющего общественнуюопасность. Поэтому, например, кража, телесные повреждения считались частными деликтами.Сравнительно рано выделяется группа публичных деликтов, которые, формальнопринадлежа к обязательственному праву, начинают рассматриваться какпреступления и образуют сферу действия уголовного права: измена, сопротивлениевласти, убийство, поджог, лжесвидетельство. Преступления преследовалисьорганами государства, за них устанавливалась смертная казнь в виде отсеченияголовы, удушения, сожжения, утопления, сбрасывания с Тарпейской скалы.
Другая примечательная черта начального состояния уголовного правасостояла в его связи с религией. Круг религиозных преступлений был довольноширок. К ним, в частности, относились нарушение клятвы и присяги, нарушениепатроном своих обязанностей перед клиентом, нарушение межевых знаков,околдование посевов и т.д. Считалось, что характером, противным религии,обладают и другие преступления. Это вело подчас к наложению на виновного ирелигиозного проклятия.
Суровость наказаний была не только отголоском традиций, вчастности обычая кровной мести, но и стремлением укрепить частную собственностьпри ее становлении. Так, по Законам XII таблиц смертным грехом для взрослого былопотравить или сжать в ночное время урожай с обработанного поля. Виновногопредписывалось предать смерти (Табл. VIII, 9). Жестоко карались преступления, которые втой или иной мере считались выступлениями против нравственности. Например,«уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы» (Табл. VIII, 23), Виновный вубийстве родителей подвергался сечению розгами до крови, затем его зашивали вкожаный мешок вместе с собакой, петухом, змеей и обезьяной и выбрасывали в рекуили море, «чтобы отнять у него землю при жизни и небо после смерти» (Д.48,9,1—10). Смертной казнью карали того судью или посредника, которые «были уличены втом, что приняли денежную мзду» (Табл. IX,3). Сечению розгами досмерти подвергался соблазнитель римской гражданки.
Пережитком прошлого были случаи узаконения самосуда. Законы XII таблиц считалиправомерным убийство ночного вора, застигнутого на месте преступления (Табл. VI 11,12). К пережиткамотносится установление ответственности, например, за телесные повреждения попринципу талиона («если причинит членовредительство и не помирится спотерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое» (Табл. икомпозиции. Неразвитость уголовного права проявлялась и в том, что в XII таблицах сравнительнонемного говорится о государственных преступлениях, а также в отсутствиисистематического перечня преступлений и наказаний. От усмотрения магистратазависел характер и размер наказаний.
Слабо были разработаны основные понятия уголовного права, вчастности понятие преступления. Покушение еще не отличалось от законченногопреступления. Не сложилось в полной мере и понятие вины. Решающим основаниемответственности – считалось само действие, причинившее ущерб (объективноевменение). Допускалась возможность осуждения и наказания не только людей, но иживотных, даже неодушевленных предметов.
Отмечаемаянеразвитость уголовного права отнюдь не препятствовала его активномуиспользованию в интересах правящей верхушки общества, Так, установление тех жекомпозиций давало преимущество богатым.
Классическийпериод
сер. III в. до н.э.-кон. III в. н.э. (пик разработанности исовершенства).
По сравнению с исключительными успехами римскогочастного права достижения в области уголовного права носят более скромныйхарактер. Другая особенность заключается в том, что эти достижения относятся нетолько к классическому, но и постклассическому праву. Здесь особенно заметнатесная связь ряда достижений в области права с кризисом рабовладельческогостроя, обострением классовой борьбы и соответственно возросшими требованиями,предъявляемыми господствующим классом к государству и праву.
На рассматриваемом этапе уголовное правовыделяется в самостоятельную и довольно развитую отрасль права. Рядпротивоправных деяний, ранее преследовавшихся в порядке частного обвинения(например, кража со взломом, ночная кража), теперь признаются имеющимипубличный характер, становятся преступлениями (crimen), складываются основныесоставы преступлений. Прогресс юридико-технической стороны права выразился и вразработке ряда основных правовых понятий (преступление, вина, умысел,неосторожность, случай), проводится различие между покушением и совершеннымдеянием, возникают понятия соучастия, вменяемости, необходимой обороны. «Есликто-либо убьет другое лицо, нападающее с оружием, то это не рассматривается какпротивоправное убийство» (Д.9, 2,5). Ослабление роли религии отразилось вуголовном праве таким образом, что наказывались лишь наиболее дерзкиевыступления против верований, да и то преимущественно в административном, а несудебном порядке (считалось, что боги сами должны защищать себя).
В области наказаний наблюдалась их исключительнаяжестокость по отношению к рабам. Если ранее наказание раба осуществлялосьдомовладыкой, и было в какой-то мере смягчено патриархальными представлениями охарактере рабства, то с утверждением взгляда на раба как на говорящее орудиепроизводства эти ограничения отпадают. К рабам применялись такие изуверскиенаказания, как распятие на кресте, сожжение, четвертование, отдача нарастерзание диким зверям и т. п. телесные и калечащие наказания. Выше ужеговорилось об известном силанианском сенатусконсульте 10 г. При Нероне на егоосновании 400 рабов, все до единого не причастные к смерти своего хозяина, былиосуждены на смерть. В народе, сочувственно отнесшемся к невинно осужденным,начались волнения. Но сенат подтвердил решение о казни, и рабы под сильнойохраной, сдерживавшей народ, были препровождены к месту казни.
На данном этапе все же очевидной становитсятенденция ограничения государством самоуправства и крайних проявленийжестокости господ. Так, господам запрещалось без постановления суда отдаватьрабов в цирк для сражения со зверями (Д.48,8,1,1—2). Устанавливается, что рабанельзя считать беглым, если он придет в убежище или туда, куда являютсяпросящие, чтобы их продали, ибо они делают то, что дозволено (Д.21,1,17,12).Юрист Iв. н.э. Лабеон, имея в виду рабов, замечает, что владельцу следует с умеренностьюпользоваться своим движимым имуществом, дабы не испортить его своим диким исвирепым обращением (Д.7,1, 15,3). Более определенно высказывается по этомувопросу Гай в своих Институциях: «В настоящее время ни римским гражданам, никаким-либо другим людям, находящимся под управлением римского народа, недозволено безмерно и беспричинно свирепствовать против своих рабов». Еслипризнавалась чрезмерной жестокость обращения с рабами, ищущими убежища в храмахи у статуй императоров, то владельцы этих рабов обязывались к их продаже.«Никому, кто находится под римским владычеством, не позволено свирепствовать вотношении рабов сверх меры и без причины, признанной законом… Кто без причиныубьет своего раба, наказывается не в меньшей степени, как если бы он убилчужого раба» (Д.1,6,1,2). «Нужно, чтобы власть хозяев над их рабами быланеограниченна… но для хозяев важно, чтобы не отказывалось в помощи противсвирепости...» (Д.1,6,2).
Слабо выраженная тенденция смягчения наказаний наблюдаласьи в отношении к свободным. Так, на короткое время в поздней республикеотменяется смертная казнь для преступников из числа граждан. Дольше всегосохранялась смертная казнь за убийство родителей, но при Помпее и она былазаменена изгнанием с лишением прав гражданства и конфискацией имущества.
Выделение классического состояния римскогоуголовного права представляется особенно трудным и во многом условным не тольковвиду ограниченности достижений в этой области, их разбросанности по второму итретьему этапам, но и потому, что они, подчас, тесно связаны с реакционнымиизменениями в римском обществе. Если все же допустимо говорить о римскомклассическом уголовном праве, то под этим следует понимать то техническоесовершенствование уголовного права, которое вопреки крайним противоречиям егоприменения все же способно было оказывать положительное действие на развитиерабовладельческого способа производства.
В уголовном праве сохранялись некоторые чертынеразвитого состояния. Например, по-прежнему отсутствовал систематическийперечень преступлений и наказаний. Такое положение, естественно, расширялорамки усмотрения судей, в частности при определении наказаний. С этим все же неследует отождествлять состояние полного произвола и крайнюю жестокостьрепрессий, применявшихся в ходе гражданских войн. Наряду с тенденцией ксмягчению наказаний и сравнительно высоким юридико-техническим уровнем прававсе более отчетливо проявляется реакционная тенденция. Произвольному наложениюуголовных наказаний широкий простор открывал такой состав преступления, как«оскорбление величества римского народа». При Империи «оскорбление величества»,теперь уже императора, приобрело весьма широкий и неопределенный смысл. Как за«оскорбление величества» подлежали наказанию малейшие проявления недовольства,неосторожное слово, выражение симпатий республиканским порядкам Реакционнаятенденция в уголовном праве усиливается на следующем (постклассическом) этаперазвития данной отрасли.
Постклассический период
IV- VI вв. (римское правонесет на себе печать общего кризиса; систематизация и приспособление к новымфеодальным отношениям). В связи с обострениемклассовых противоречий и напряженностью социально-политической борьбы уголовноеправо приобретает ярко выраженный террористический характер. Реакционныеизменения в области уголовного права проявлялись в возрастании жестокости ипроизвола в наложении наказаний. В отдельные периоды римской истории императорысовершали столь ужасные деяния, что вполне можно усомниться в их психическойнормальности. Здесь, конечно, многое нужно отнести на полную безответственностьих власти. В карательной политике, а подчас и просто в зверствах императоровлишь в более концентрированной форме нашел выражение кризис рабовладения, вчастности моральное разложение римского общества. В отличие от раннего римскогоправа жестокость наказаний коренилась не в пережитках первобытнообщинного строяи связи права с религиозными предрассудками, а непосредственно, в некоторогорода, рационалистических воззрениях — «пусть ненавидят, лишь бы боялись». Главнаяцель наказания виделась в устрашении.
Изменения в уголовном праве выразились также в дальнейшемрасширении круга деяний, квалифицируемых как преступления. Уголовная репрессияустанавливается за некоторые частные деликты — все виды кражи. Вводятся новые составыпреступлений — неосторожное убийство, богохульство, отступничество отхристианской веры (С 1,7,3). Расширяются составы старых преступлений.Чрезвычайно широким и весьма расплывчатым был состав такого преступления, как«оскорбление величества». Смертная казнь грозила даже за оскорбление статуиимператора (Д. 48,4,5,6), Причем ответственности подлежали и дети преступника.Понятие государственной измены в Дигестах было сформулировано в столь общих итуманных выражениях, что давало самый широкий простор произволу (Д. 48,4,1—2).
В связи с огромным размахом коррупции чиновниковбольшое значение приобретают такие составы преступлений, как взяточничество, вымогательство,хищение казенных денег, публичное насилие (Д. 48,10,1—33; 11,1 — 9; 13,1 — 14).Вооруженное нападение на дома или Виллы знати рассматривалось как публичноенасилие и каралось смертной казнью (Д,48,6,1). При империи весьма частым видом наказаниястановится смертная казнь. Теперь и на римских граждан распространяютсячленовредительные наказания, а также наиболее мучительные виды смертной казни —распятие на кресте, сожжение живьем, истязание до смерти, отдача на растерзаниедиким зверям. Широкий размах приобретает конфискация имущества, с помощьюкоторой пополнялась государственная казна. «Особенно в период от Тиберия до Нерона,— пишет Ф. Энгельс, — стало обычным явлением приговаривать богатых римлян ксмерти для того, чтобы присвоить их состояние». Ради конфискации имущества висключение из общего правила уголовные преследования возбуждались и послесмерти обвиняемого. Дело доходило до того, что богатые граждане, не дожидаясьрепрессий, сами передавали, завещали свое имущество императорам.
Особенно жестокими были наказания, применявшиесяк рабам. Раб подлежал сожжению даже в том случае, если он лишь замышлялубийство господина или отказался подать помощь и не спас своего господина (Д.48,19,28,11; 29,5,14). Свидетельские показания рабов в суде получались под пыткой,и судья не нес ответственности, если во время пытки раб умирал (Д. 48,18,17).
Вопреки формальному провозглашению при Империиравенства всех свободных перед законом на практике уголовное право приобретало сословныйхарактер. Наказания все в большей мере стали определяться сословнойпринадлежностью виновного. На представителей высших сословий за рядпреступлений накладывались более мягкие наказания (Д. 48,19). В то же времябыло обычным лиц низших сословий присуждать к телесным наказаниям, работе нарудниках, наиболее жестоким видам смертной казни. За такие преступления, какграбеж, насилие, захват чужих владений и т.д., для «высших» наказанием былассылка (иногда с конфискацией части имущества), а для «низших» — принудительныеработы на рудниках. «Высшие», в том числе и солдаты, имели привилегию бытьказненными мечом, тогда как не солдаты и не знатные за те же преступленияподлежали казни путем сожжения, закапывания живьем в землю, отдавались нарастерзание диким зверям, подвергались распятию на кресте (Д. 48,19; 47,9,12).
Еще одна характерная черта — уголовное право всеактивнее приходит на помощь государственной христианской религии.Законодательство Юстиниана боролось с еретическими движениями также и с помощьюнорм уголовного права. За принадлежность к секте манихеев грозила смертнаяказнь. Кодекс Юстиниана требует гнать, стирать с лица земли их «нечестивыекапища», искоренять самое их имя, предавать позорной и мучительной смерти этих «проклятыхбогом безумцев»
Вместе с тем происходили и такие изменения,которые не выражали реакционную тенденцию. Систематизировались нормы уголовногоправа, уточнялись некоторые правовые понятия и составы преступлений. Не толькоприменительно к обязательственному, но и к уголовному праву основательноразрабатывается понятие вины. Однако одно из отличий юристов-классиков отпостклассических юристов состоит в том, что первые акцент делали на объективнойстороне деяния, тогда как вторые — тщательно исследовали его внутренние мотивы.Видимо, под влиянием христианской религии имела место и тенденция некоторогосмягчения наказаний: ограничивается применение таких наказаний, как распятие накресте, клеймение, отдача на растерзание диким зверям. Вместе с упорядочениемнорм уголовного Права в Своде законов Юстиниана эти изменения имели известное положительноезначение. Наблюдавшееся тогда смягчение наказаний характеризуется подчас как«некоторый прогресс в уголовном законодательстве»
Списокиспользованной литературы.
1. Покровский И. А.История Римского права, 1999 год.
2. Коптев А. В.Римское право, 2000 год.
3. А. И. КосаревРимское право, Москва «Юридическая литература» 1986 год.
4. Батыр К.И.Всеобщая история государства и права, Москва 1999 год.