Кафедра государственногои административного права
Контрольная работа
По предмету:Административное право
Разновидности государственного управления
Содержание
1.Сущность государственногоуправления, его основные черты и функции
2.Административно-правовой ресурсорганов местного самоуправления, управления государственными и муниципальнымипредприятиями и учреждениями. Полномочия органов местного самоуправления всфере охраны общественного порядка
3.Требования, предъявляемые кправовым актам управления. Порядок вступления актов в силу. Действие правовыхактов управления
4.Сущность обеспечения законности идисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности идисциплины в государственном управлении
5.Общая характеристикаадминистративных правонарушений, посягающих на здоровье,санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественнуюнравственность. Роль органов внутренних дел в борьбе с этими правонарушениями
Задача № 1
Задача № 2
Задача № 3
Задача № 4
Задача № 5
Список литературы
Нормативные акты
государственныйуправление законность самоуправление
1. Сущностьгосударственного управления, его основные черты и функции
Административноеправо как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальнымявлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином «administratio», что означает руководство, управление.
Государственноеуправление — разновидность социального управления, под которой понимается специфическийвид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная,судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественныхобъединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческиеструктуры и т. п.).
Термин «государственноеуправление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе,а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, даваятем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
КонституцияРФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин— «исполнительная власть».
Объясняетсяэто конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствиисо ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделенияна законодательную, исполнительную и судебную.
Место и рольгосударственного управления в механизме государственной власти определялись следующимихарактеристиками:
а) государственноеуправление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственнойвласти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иныхвидов (форм) реализации государственной власти;
б) государственноеуправление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлениемее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативныхактов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий(распорядительство);
в) государственноеуправление — прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительныеорганы государственной власти или же органы государственного управления;
г) государственноеуправление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневногои непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическимстроительством;
д) государственноеуправление — подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнениезакона»;
Такова обобщеннаяхарактеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторыеиные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординационность,иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащихэтим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебномпорядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административногоправотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм(систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов,но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственныхпредприятий) и т. п.
Функция, т.е. назначение, роль, направление деятельности– категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административногоправа, дающая возможность определить его внешние свойства в данной правовой системе.
Выделяют следующие функции:
1. Правоисполнительная функция–предопределяется тем, что административное право есть юридическая форма реализацииисполнительной власти.
2. Правотворческая функция– является выражением наделения субъектом исполнительной власти полномочиями поадминистративному нормотворчеству.
3. Организационная функция– проистекает из организационного характера государственно-управленческой деятельности,которая постоянно поддерживается нормами административного права.
4. Координационная функция– имеет своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементоврегулируемой административным правом сферы государственного управления.
5. Правоохранительная функция– обеспечивает как соблюдение установленного в сфере государственного управленияправового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемыхуправленческих отношений.
2. Административно-правовойстатус органов местного самоуправления, управления государственными имуниципальными предприятиями и учреждениями. Полномочия органов местногосамоуправления в сфере охраны общественного порядка
Местное самоуправление представляет собойорганизационную форму осуществления населением власти на местах, которая призванаобеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территориимуниципального образования (города, сельского поселения и др.) вопросов местногозначения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Функцииместного самоуправления:
1. Обеспечениеучастия населения в решении местных дел (вопросов);
2. Управлениемуниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия;
3. Обеспечениеразвития соответствующей территории;
4. Социально-культурное,коммунально-банковское и иное обслуживание населения;
5. Охранаобщественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей территории;
6. Защитаинтересов и прав местного самоуправления.
В соответствиис Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляетсягражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, черезвыборные и иные органы местного самоуправления.
Органы местногосамоуправления также имеют свой административно-правовой статус, который характеризуетсяпрежде всего тем, что:
—они отделены от государства,не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основеправа;
—органы местного самоуправленияна конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полномочиямис передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;
—КонституцияРоссийскойФедерации предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельновопросы местного значения: владения, пользования и распоряжениямуниципальнойсобственностью;
—местное самоуправлениегарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов,возникших в результате решения, принятых органами государственной власти, запретомна ограничение прав местного самоуправления;
—решения органов местногосамоуправленияи должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательныдля исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями,учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а такжеорганами местного самоуправления и гражданами;
—решения органов местногосамоуправления могут быть отменены органами или должностными лицами, которые ихприняли, либо по решению суда признаны недействительными;
—ответственность переднаселением наступает в результате утраты доверия населения;
—ответственность передгосударством наступает в случае нарушения органами местного самоуправления и должностнымилицами этих органов законодательства, устава муниципального образования. В случаенарушений орган государственной власти может обратиться в суд за заключением о признаниинесоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностноголица местного самоуправления законодательству или уставу муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправленияв сфере охраны общественного порядка
Органы местного самоуправленияобеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов и других нормативныхактов органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляютконтроль за исполнением своих решений предприятиями, учреждениями, организациямии гражданами.
Органы местного самоуправленияосуществляют в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий,пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры,связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранениемматериальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий,учреждений, организаций; проводят противопожарные мероприятия.
Органы местного самоуправленияналагают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностныхлиц за совершенные ими административные правонарушения; принимают меры, связанныес проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных,зрелищных и других массовых общественных мероприятий; регистрирует общественныеобъединения населения, органы территориального самоуправления, действующие на ихтерритории, осуществляют регистрацию средств массовой информации, рассчитанных нанаселение, проживающее на подведомственной им территории, руководят местными органамивнутренних дел, создают за счет собственных и привлеченных средств дополнительныеподразделения милиции, наблюдают за работой исправительно-трудовых учреждений, расположенныхна подведомственной им территории.
Органы местного самоуправлениясодействуют органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе, обеспечивают выполнениезаконодательства о всеобщей воинской обязанности, руководят гражданской обороной;вносят представления в соответствующие органы о награждении государственными наградамии присвоении почетных званий.
3. Требованияпредъявляемые к правовым актам управления. Порядок вступления актов в силу.Действие правовых актов управления
Требования,предъявляемые к правовым актам управления.
С позицииюридического содержания правовых актов управления можно выделить следующие основныетребования:
а) правовойакт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеративному договору,действующему законодательству, нормативным актам Президента Российской Федерации;
б) правовойакт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочиймежду органами исполнительной власти Российской Федерации и аналогичными органамисубъектов Федерации;
в) правовойакт должен учитывать положения правовых актов вышестоящих исполнительных органов;
г) правовойакт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти или уполномоченнымна то должностным лицом, то есть в рамках закрепленной за ним компетенции;
д) правовойакт должен быть юридически обоснован, так как его содержание составляют властныеволеизъявления исполнительного органа или должностного лица. В силу этого в немдолжны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;
е) правовойакт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельностьнижестоящих звеньев системы государственного управления;
ж) правовойакт не должен ограничивать либо нарушить установленные действующим законодательствомправа и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственногоуправления.
В связи сизложенными требованиями, важное значение приобретают следующие два конституционныхправила.
Во-первых,в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом исполнительногооргана субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации илисовместного ведения Федерации и ее субъектов, действует акт, принятый на уровнесубъекта Федерации (ст. 76 Конституции Российской Федерации). В иных случаях приналичии противоречий действует федеральный закон или нормативные акты федеральныхорганов исполнительной власти.
Во-вторых,правовой акт нормативного характера, затрагивающий свободы и обязанности граждан,не может приниматься, если он не был опубликован официально для всеобщего сведения(ст. 15 Конституции РФ).
Порядоквступления актов в силу
Определенныетребования предъявляются и к порядку издания правовых актов:
1. Правовойакт управления должен быть издан по установленной форме и подписан надлежащими должностнымилицами. Например, акты правительства Российской Федерации подписываются председателемправительства; глава администрации подписывает постановления и распоряжения.
2. Актыуправления должны быть изложены четким, общедоступным языком, конкретно формулироватьзадачи, отвечать требованиям оперативного, дифференцированного руководства.
3. Правовойакт управления должен быть издан в точном соответствии с установленным порядкомопубликования и вступления в силу актов управления.
— АктыПрезидента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию.Исключение составляют акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.
Указы и распоряженияПрезидента, постановления и распоряжения правительства публикуются администрациейПрезидента РФ в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российскойгазете» и газете «Российские вести». Опубликование актов Президента и правительствав указанных изданиях является официальным опубликованием.
—Нормативные акты министерстви ведомств Российской Федерации, которые затрагивают права, свободы и законные интересыграждан или которые носят межведомственный характер, и прошедшие государственнуюрегистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованиюв газете «Российские вести», если иное непредусмотрено законодательством. Официальноеопубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
—Акты органов исполнительнойвласти республик, входящих в состав Российской Федерации, публикуются в соответствующихизданиях республик.
Акты органовисполнительной власти иных субъектов Федерации публикуются в периодической, а такжев иных средствах опубликования актов управления.
Несоблюдениеодного какого-либо требования делает акт управления несовершенным. В этомслучае может возникнуть вопрос о действительности, то есть его обязательности кисполнению. Необходимо, однако, учитывать, что не всякое нарушение требований означает,что несовершенный акт не порождает юридических последствий и что он может не выполнятьсяобязанными лицами.
В одних случаяхнесовершенный акт будет ничтожным, то есть лишенным силы создавать юридическиепоследствия. А вдругих случаях, например, при маловажных нарушениях установленныхтребований, акт управления сохраняет силу исоздает юридический эффект, нопри этом он может быть оспорен заинтересованным лицом. Поэтому существует два виданесовершенных актов управления: ничтожные и оспоримые.
Ничтожныминазываются акты управления,которые вследствие своей незаконности не могут порождать ине порождают юридическихпоследствий, их незаконность настолько очевидна, что они не подлежат исполнению.
Привлечениелиц к ответственности за неисполнение ничтожных актов незаконно.
Оспоримыми актами государственного управления называютсятакие акты, которые при обязательности их исполнения могут быть оспорены, при этомоспаривание такого акта не лишает его юридической силы. Для того чтобы оспоримыйакт был лишен силы, требуется особое решение компетентного органа.
Действиеправовых актов управления
Правовыеакты управления только тогда выполняют служебную роль, когда они действуют, то естьвызывают те юридические последствия, ради достижения которых они издаются (принимаютсяисполнительными органами, должностными лицами). Имеется в виду либо нормативноерегулирование общественных отношений в сфере государственного управления, либо созданиесистемы адмистративно — правовых отношений.
Действующимв указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством, а именно— юридической силой, под которой понимается его способность выступать в роли административно-правовойформы реализации исполнительной власти (государственного управления), то есть полностьюсоответствовать ее задачам и функциям. Данное условие в принципе считается соблюденнымв любом случае издания правового акта, ибо на него, по общему правилу, распространяетсяпрезумпция действительности (правильности). Такая презумпция справедлива, посколькуимеются в виду волеизъявления субъектов, осуществляющих государственную власть,выражающие его волю и интересы. Отсюда вытекает вывод; акт действует либо до истеченияустановленного срока его «жизни», либо до его официального изменения илиотмены. Поэтому, как правило, правовой акт приобретает юридическую силу с моментаего издания или опубликования, если особо не оговорен иной порядок приведения егов действие (например, устанавливается определенный срок вступления его в юридическуюсилу).
КонституцияРФ подчеркивает роль Конституционного Суда в решении вопросов о юридической силеправовых актов. Так, он разрешает дела о соответствии Конституции РФ актов Правительства,а также актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Акты или их отдельныеположения могут быть признаны Конституционным Судом неконституционными; они утрачиваютюридическую силу (ст. 125 Конституции РФ). Полномочиями в отмене правовых актовуправления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды.
Кроме отменыправовых актов действующее законодательстве и административно-правовые нормы предусматриваютвозможное приостановления их действия или исполнения. Подобного рода юридическаяакция не влечет за собой утрату приостановленным правовым актом юридической силы.Временно, то есть до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление,прекращается его действие или исполнение. Затем уже, в зависимости от результатов,акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.
Наиболеетипичные случаи приостановления действия правовых актов управления следующие:
а) ПрезидентРФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектовФедерации в случае их Противоречия Конституции РФ и федеральным законам (ст. 85Конституции РФ);
б) ПравительствоРФ в целях реализации своих постановлений распоряжений на всей территории страныв пределах своей компетенции имеет право приостанавливать акты федеральных органовисполнительной власти;
в) принесениепротеста прокурора на постановление о наложении административного взыскания приостанавливаетего исполнение до рассмотрения протеста;
г) подачажалобы в течение десяти дней со дня вынесения постановления о наложении административногоизыскания приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы.
4.Сущность обеспечениязаконности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечениязаконности и дисциплины в государственном управлении
Законностьи дисциплина в государственном управлении.
Законностьслужит неотъемлемой основой существования и развития демократически организованногообщества.
Принцип законностиявляется конституционным. Ст. 15 Конституции предусматривает, что органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединенияобязаны соблюдать Конституцию и законы.
В юридическойлитературе законность рассматривается с разных сторон:
—как принцип государственнойдеятельности;
—как метод государственногоруководства обществом;
—как режим системывзаимоотношений населения с государственными органами.
Самая важнаясторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждани организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законныхинтересов личности, ее все стороннему развитию, формированию и развитию гражданскогообщества, успешной деятельности государственного механизма.
Во всей государственнойдеятельности незыблемо правило, согласно которому закон обязателен для всех и дотех пор, пока он не изменен или не отменен полномочным органом.
Все государственныеорганы, должностные лица, граждане и общественные организации обязаны строжайшеего соблюдать.
Но особоезначение принцип законности имеет в сфере управления, так как:
1. Управлениеохватывает наибольшую сферу деятельности государства и органов местного самоуправления.
2. Субъектыуправления, реализуя свои полномочия и функции, осуществляют правоприменительнуюдеятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решенийв виде актов применения права.
3. Управлениеосуществляют многочисленные субъекты органов исполнительной власти и их должностныелица, с которыми чаще всего и имеют дело граждане или различные организации.
4. Органыуправления осуществляют правотворческую деятельность, которая охватывает широкуюи разнообразную сферу общественной жизни.
5. Органыуправления наделены широкими полномочиями вобласти применения мер административногопринуждения.
Сущностьдисциплины состоит в повиновении установленному порядку, регламентированному либогосударством, либо иной, негосударственной организацией.
Государственнаядисциплина означает повиновениепорядкам и правилам, установленным полномочными органами государства, основаннымна законах, выполнение распоряжений начальника.
Составнымичастями государственной дисциплины являются: трудовая, финансовая, технологическая,договорная дисциплина и др.
Высокоорганизованномуи подлинно демократическому обществу свойственна закономерность — чем выше организованностьи дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнеереализуются права и свободы граждан.
Способыобеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
Каждый органгосударственного управления, каждое должностное лицо и каждый государственный служащийпризваны постоянно следить за соблюдением законности в любом звене органов исполнительнойвласти, пресекать малейшие проявления беззакония, устранять причины, его порождающие,своевременно восстанавливать нарушенные права организаций и граждан, принимать необходимыемеры для привлечения к ответственности лиц, нарушающих законы, воспитывать гражданв духе уважения к законам.
Вместе стем государство юридически закрепляет специальные средства обеспечения законностии дисциплины в государственном управлении, позволяющие постоянно следить за их соблюдениемвсеми органами исполнительной власти и каждым служащим этих органов.
Эти средстваполучили наименование способов обеспечения законности и дисциплины в государственномуправлении. В настоящее время систему таких способов составляют:
1. Контроль;
2. Административный надзор;
3. Деятельность судапо обеспечению законности;
4. Прокурорский надзор;
5. Обжалование действийорганов управления и их должностных лиц.
Контроль имеет своей главной целью практическуюорганизацию осуществления поставленных перед аппаратом и его отдельными звеньямизадач.
Контрольосуществляется всеми государственными органами повседневно.
Контрольявляется составной частью государственного управления. Осуществляется от имени государствас использованием государственно-властных полномочий.
Посредствомконтроля субъекты, его осуществляющие выявляют, соответствует ли деятельность органовисполнительной власти., действия должностных лиц установлениям правовых норм.
Государственныйконтроль подразделяется на два вида: общий и специальный.
Общий контрольохватывает всю деятельностьподконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретномувопросу или направлению деятельности подконтрольного объекта.
Контрольможет быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемоговедомства, и внутренним, когда проверка осуществляется собственными силами министерства,ведомства, учреждения.
В зависимостиот субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяютсяследующие виды госконтроля:
—контроль, осуществляемыйПрезидентом Российской Федерации;
—контроль, осуществляемыйорганами представительной власти;
—контроль, осуществляемыйорганами исполнительной власти (общий, межотраслевой и отраслевой, т.е. внутриведомственнойкомпетенции).
Основныминаправлениями деятельности по обеспечению законности и дисциплины в государственномуправлении являются:
1.Недопущение в деятельностиорганов исполнительной власти, нарушений тех требований и предписаний, которые закрепленыв действующих законах и подзаконных актах.
2.Своевременное и оперативноевыявление нарушений, их пресечение и устранение.
3. Устранениепричин и условий, способствующих нарушениям в деятельности, органов исполнительнойвласти.
4… Привлечениек. соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины.
5. Разработкаи. принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законностии дисциплины.
Контрольныеполномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти обусловленыего конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции РоссийскойФедерации, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституционныхконтрольных полномочиях.
Президентскийконтроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:
—непосредственный контрольПрезидента Российской Федерации;
—президентский контрольчерез соответствующие президентские структуры.
5.Общая характеристикаадминистративных правонарушений посягающих на здоровье,санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственно
Это, например, сокрытие источниказаражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасностьзаражения; незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной(целительством); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевойводе, организации питания населения; незаконное приобретение наркотических средств;потребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача; вовлечениенесовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;занятие проституцией.
Задача №1
Заведующий отделом здравоохраненияобластной администрации Глухов издал приказ, которым установил за нарушение санитарныхправил штраф для граждан в размере одного минимального размера оплаты труда.
Правомерно ли издание данногоприказа?
Решение:
Назначениеадминистративного штрафа – это вид наказания, применяющийся за совершение административногоправонарушения (ст. 3.1. КоАП РФ).
Законодательство об административныхправонарушениях состоит из КоАП и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Следовательно, издание заведующимотделом здравоохранения областной администрации Глуховым приказа было неправомерно.
Задача №2
Директор птицефабрики Семеновиздал приказ, в котором установил штрафы за следующие виды нарушений правил установленногораспорядка:
- опоздание и преждевременныйуход с работы;
- появление в пьяномвиде на рабочем месте;
- использование оборудованияфабрики в личных целях;
- неявку на собраниеслужащих без уважительных причин;
- отказ предъявить длядосмотра личные вещи.
Соответствует ли закону приказдиректора?
Решение:
Данный приказ директора птицефабрикиСеменова не соответствует закону об административных нарушениях, так как за вышеперечисленныенарушения предусмотрено дисциплинарное взыскание, регулирующиеся Трудовым кодексомРФ (ст. 192-195)
В соответствии с ТК РФ Семеновимел право применить лишь на следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание,выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 81 ТК РФ).
Задача №3
Руководителем государственногоучреждения по устной информации начальника цеха рабочему был объявлен выговор.
Определите вид производства.Правомерно ли поступил руководитель государственного учреждения?
Решение:
За совершение дисциплинарногопроступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его виневозложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующиедисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ):
1. замечание
2. выговор
3. увольнение по соответствующимоснованиям (ст. 81 ТК РФ).
Видом производства в данномслучае будет ответственность работника за совершение дисциплинарного проступка,связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Руководитель государственногоучреждения действовал в рамках закона, если до объявления выговора рабочему попросилначальника цеха письменно изложить свои претензии, а также соблюдал порядок наложениядисциплинарного взыскания согласно ст. 193 ТК РФ. А именно:
1. Затребовал от работникаписьменного объяснения. В случае отказа работника давать письменное объяснениесоставляется соответствующий акт. При этом отказ работника давать объяснение неявляется препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
2. Дисциплинарное взысканиебыло применено не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка.
3. Приказ работодателя о применениидисциплинарного взыскания был передан работнику под расписку в течение 3 рабочихдней со дня издания.
Закон указывает, что дисциплинарноевзыскание может быть обжаловано работником в государственной инспекции труда илиорганы по рассмотрению индивидуальных споров.
Задача №4
Какое значение, в соответствиис Кодексом РФ об административных правонарушениях, имеют следующие признаки объективнойстороны административного правонарушения: деяние (действие или бездействие), место,время, способ, орудия и средства совершения административного правонарушения, степеньи характер правонарушения, наступившие вредные последствия, совершение деяния впрошлом, системность, неоднократность, повторность, длящиеся или продолжаемое правонарушение.
Решение:
Деяние (действие или бездействие) – показывает каким образом проявилосьправонарушение
Место административногоправонарушения – данныйпризнак характерен только для некоторых составов правонарушений. Он указывает конкретноеместо, где может происходить правонарушение. Например, это нарушение правил движениячерез железнодорожные пути (местом совершения будет являться только то место, гдеданные железнодорожные пути находятся), нарушение пограничного режима в пограничнойзоне (место совершения правонарушения – пограничная зона).
Время правонарушения – данный признак имеет важное значение,поскольку в КоАП РФ существует давность привлечения к административной ответственности(ст. 4.5 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении не можетбыть вынесено по истечению двух месяцев со дня совершения административного правонарушения,а в ряде случаев по истечении одного года.
Способ совершения административногоправонарушения – показываеткаким методом было совершено правонарушение. Например, хищение, порча, невыполнениеобязанностей, нарушение правил и т.д.
Орудия и средства правонарушения – указываю с помощью чего, с применениемкаких средств происходило правонарушение.
Наступившие вредные последствия– в материальном составенаступление вредных последствий обязательно, а в формальном этого не требуется.
Совершение деяния в прошлом – т.е. совершение одним и тем же лицомоднородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию.Это служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административноенаказание.
Системность – правонарушение, совершаемое в течениегода несколько раз, причем какой либо одной сфере, одними и теми же субъектами.Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию.
Неоднократность – признается совершение более двух однородныхправонарушений, предусмотренной конкретной статьей КоАП РФ
Длящиеся или продолжаемоеправонарушение – длительноеневыполнение требований, либо какие-то действия (бездействие), запрещенные КоАПРФ. Например ношение огнестрельного оружия без лицензии.
Задача №5
Рабочий колбасного цеха мясокомбинатаИванов по окончании дня был задержан сотрудниками милиции на проходной мясокомбината.В комнате досмотра у него были изъяты мясопродукты на сумму 500 рублей. При задержаниивыяснилось, что Иванов находится в легкой степени алкогольного опьянения.
Квалифицируйте действия Иванова,определите вид ответственности.
Решение:
Поскольку Иванов совершилхищение на сумму 500 руб.(менее 1 МРОТ), то КоАП это признает мелким хищением. Такимобразом, действия Иванова квалифицируются статьей 7.27 КоАП РФ, что влечет наложениена Иванова административного штрафа или административный арест на срок до 15 суток.
Поскольку Иванов находилсяна рабочем месте в состоянии опьянения, дополнительно на него может быть наложенодисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 81 ТК РФ) – однократное грубоенарушение работником трудовых обязанностей вследствие появления на работе в состоянииалкогольного опьянения (п. «б» ч. 6 ст. 81 ТК РФ).
Также к Иванову можно применитьдисциплинарное взыскание в соответствии с п. «г» ч. 6 ст. 81 ТК РФ – однократноегрубое нарушение работником трудовых обязанностей вследствие совершения по местуработы хищения (в т.ч. мелкого) чужого имущества, установленных вступившим в законнуюсилу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административныхвзысканий.
Список литературы
1.Алехин А.П., Кармолицкий А.А.,Козлов Ю.М. Административное право Российской федерации: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М»,2001.
2.Административное право: Учебник/Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юрист, 2002.
3.Государственное управление: основытеории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1 /под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-ес изм и доп. – М.: «Статут», 2002.
4.Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист,2003.
5.Смоленский М.Б. Конституционноеправо РФ. Издание 2-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
6.Смоленский М.Б., Котельникова Е.А.Административное право. Серия «Сдаем экзамен». – 2-е изд., исправл. и доп. –Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7.Халиков М.И. основыгосударственного и муниципального управления. Учебное пособие. Уфа РИО БАГСУ,2003.
Нормативные акты
1.Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях
2.Трудовой кодекс РФ
3.Федеральный закон от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»