Реферат по предмету "Государство и право"


Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Ивановский государственныйуниверситет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государстваи права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХУЧЕНИЙ
ТЕМА: Психологическая теорияправа и государства Л.И. Петражицкого
Студентки 2 года обучения
заочного отделения
ускоренного обучения 2-й группы
Лариной Татьяны Викторовны
Иваново, 2009

Причины появления психологическойшколы
Вопрос соотношения моралии права приобрел необычайную остроту в русской научной и общественной мысли XIX- начала XX в. Решение этой проблемы было тесным образом связано с осознаниемпутей историко-культурной самобытности и направленности общественного развитияРоссии. Славянофилы и консерваторы отрицали право в пользу морали, либеральное крылороссийской интеллигенции рассматривало право как высшую социальную ценность.
Выбормировоззренческой и методологической основы юриспруденции в России XIX — началаXX в. был относительно невелик: юридический позитивизм или доктринаестественного права. Но сделать этот выбор было нелегко, поскольку юридическийпозитивизм, отождествлявший право с законом, не соответствовал идее либералов онезависимости права от государства, а доктрина естественного права XVII — XVIIIв.в. в начале XX в. выглядела явным анахронизмом и не удовлетворяла запросовюриспруденции.
Втакой ситуации неопределенности в целях решения проблемы соотношения морали иправа была создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И.Петражицким психологическая теория права и государства[1].
 
Биография и творчествоЛ.И. Петражицкого
 
ЛевИосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, вВитебской губернии. Первоначально Л.И. Петражицкий учился на медицинскомфакультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Обучение намедицинском факультете и повлияло  на его предпочтения в дальнейшем в сфереюридических исследований.
Л.И.Петражицкий отличался выдающимися способностями. Так, обучаясь на юридическомфакультете, он перевел «Пандекты» Барона, которые стали своего родаучебником для ряда поколений студентов-юристов.
ОкончивКиевский университет, Л.И. Петражицкий продолжил обучение в Германии. Он обучалсяв так называемой римской семинарии, готовившей профессоров римского права.Научным итогом обучения в Германии стала его монография по римскому праву«Учение о доходах», который внес существенный вклад в учение о римском праве и цивильное право. Л.И. Петражицкий ввел в оборот новые понятия: «доход отсобственности» и «права на доходы, добытые трудом». Монография Л.И.Петражицкого была отмечена в среде немецких юристов.
Повозвращении в Россию Л.И. Петражицкий занялся вопросами общей теории права.  В 1896 г. он преподавал в Киевском университете. В 1897 г. защитил тезисы докторской диссертации потеме «Акционерные общества» и стал ординарным профессором права в Санкт-Петербургскомуниверситете. Молодой ученый пришел на смену Н.М. Коркунову, чей курс лекций пообщей теории права считался одним из лучших в Европе.
Вэтот период правовед издает два своих основных произведения – «Введение визучение права и нравственности» (1905) и «Теория права и государства всвязи с теорией нравственности» (1907 — 1910). В них он и осуществил синтезтеории права с психологией.
Повозвращении в Россию Л.И. Петражицкий активно начал заниматься политическойдеятельностью. Он был членом партии кадетов и до 1915 г. входил в ЦК этой партии. Л.И. Петражицкий был избран от этой партии депутатом первойГосударственной Думы и активно участвовал в законопроектной деятельности(законопроекты о земельной реформе, о правах личности, о национальномравноправии).
Л.И.Петражицкий участвовал в подписании известного Выборгское воззвание послеразгона Государственной Думы, которое призывало граждан России протестоватьпротив беззакония посредством неуплаты налогов и отказа от воинской повинности.Как и все подписавшие воззвание, он был осужден на три месяца тюремногозаключения и лишен политических прав. Однако это никак не помешало емуоставаться до 1915 г. членом ЦК партии кадетов, преподавать в Санкт-Петербургскомуниверситете и стать первым избранным деканом юридического факультета.
ПослеФевральской революции Временное правительство назначило Л.И. Петражицкого однимиз сенаторов первого департамента Правительствующего Сената с оставлением должностипрофессора Петроградского университета.
ПослеОктябрьской революции в 1921 г. Петражицкий принял польское гражданство наоснове Рижского договора 1921 г. об оптации. Университеты Германии иЧехословакии предлагали ему кафедры, однако он предпочел Варшавскийуниверситет, где для него была специально создана кафедра социологии. В Польше правоведзанимался сугубо преподавательской деятельностью, работал над социологическимипроблемами, переиздавал свои труды.
Общийход исторических событий  и тяжелая болезнь породили в Л.И. Петражицком настроенияглубокого пессимизма, который привел к тому, что в 1931 г. он покончил с собой.
Впериод  Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания погиблирукописи Л.И. Петражицкого. Однако созданного им оказалось достаточно, чтобы неутратить  внимания мировой юриспруденции[2].
Вформировании теории права и государства Л.И. Петражицкого можно выявитьнесколько этапов.
Первыйпериод (с 1897 г. по 1900 г.) — творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И. Петражицкого «Правадобросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политикигражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из нихавтор выступал за борьбу с юридическим позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Вовтором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г. в журнале «Юридический вестник» публикуется его статья «Что такое право?», идеикоторой в 1900 г. найдут свое отражение в книге «Очерки философии права».В последних трудах уже даны основные положения его теории.
Второйпериод (1900 — 1905 гг.) посвящен тому, что Л.И. Петражицкий уже более детально разрабатываетметодологические посылки своей теории. Его научные наработки отражаются вработе «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональнаяпсихология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научноеобозрение».
Третийпериод (1905 — 1909 гг.) характеризуется построением целостной системы юридических понятий наоснове методологии, разработанной в предшествующие годы. Все это вылилось вдвухтомный труд «Теория права и государства в связи с теориейнравственности», опубликование которого стало крупным научным событием тоговремени не только в русской, но и в европейской литературе[3].
 
Методологические ифилософские основы теории
 
Восвещении правовых явлений и самой природы права Л.И. Петражицкий вметодологическом и философском отношении следовал началам позитивной философии,но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность.
Врешении проблемы соотношения морали и права стремился отойти от конфронтациилибералов и консерваторов, с одной стороны, и методологических разногласийтеоретиков права и философов права — с другой. Ученый не отрицал значениекультурной традиции, но вместе с тем поддерживал либеральную идею автономииправа от государства. Он стремился рассматривать право в связи с развитиемкультуры в целом для того, чтобы создать такую теорию права, которая могла быстать методологической основой как профессиональной юриспруденции, так иправосознания российского общества в целом, тяготеющего к недооценке права впользу морали.
Элементы психики
 
В начале своего труда «Теорияправа и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкийобращается к исследованию элементов психики и предлагает положить в основупсихологии и других наук, касающихся психических явлений (наук о праве, огосударстве, о нравственности и т. д.) вместо тройственного деления элементовпсихической жизни: на познание, чувство, волю деление на:
1) двусторонние, пассивно-активные переживания – эмоции(или, как он их еще называет, импульсии);
2) односторонниепереживания,распадающиеся в свою очередь на
а)односторонне-пассивные: познавательные и чувственные переживания,
б) односторонне-активные:волевые переживания.
Приэтом Л.И. Петражицкий отводит эмоциям (импульсиям) в жизни животных и человекароль «главных и руководящих психических факторов приспособления кусловиям жизни»[4]. Односторонние жеэлементы психической жизни (познание, чувство, воля) играют лишь вспомогательную,подчиненную и служебную роль. Как отмечает правовед, именно эмоции побуждаютчеловека к совершению  внешних телодвижений и иным действий (напр., кумственной работе и иным т. н. внутренним действиям).
Вцелях установления научной теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкийпредлагает различать два класса эмоций:
1) Специальныеэмоции(специальные импульсии), которые имеют тенденцию превращать организм(индивидуальный психофизический аппарат, вообще годный для производства многихи весьма различных действий) на время в аппарат, специально приноровленный кисполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении,т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленныевспомогательные физиологические и психические (интеллектуальные, волевые ичувственные) процессы.
Вкачестве примера действия таких эмоций автор приводит следующий: так, голод-аппетитприводит к появлению представлений и мыслей, касающихся пищи и еды, чем сильнееголод, доходящих до бреда и галлюцинаций; вытеснению прочих интеллектуальных,эмоциональных и волевых процессов и т.д.
2) Абстрактные илибланкетные эмоцииимеются на ряду со специальными эмоциями  в нашей психике и играют весьмаважную роль в жизни.  Такие эмоции могут служить побуждением к любомуповедению,  а именно, они побуждают к тем действиям, представления о которыхпереживаются в связи с ними. Л.И. Петражицкий относит к таким эмоциям эмоции,возбуждаемые обращенными к нам велениями и запретами. Так, резкие приказы изапреты, высказанные  строго-внушительным тоном, действуют как электрическийток и приводят к выполнению содержания повелений.
 

Этические эмоции
 
Сообщенныевыше общие психологические положения дают Л.И. Петражицкому возможность решить проблемы,связанные с природой нравственности и права.
Дляэтого правовед выделяет два класса нормативных переживаний: эстетические эмоциии этические эмоции.
1) Эстетическиеэмоции переживаютсячасто не только по адресу разных человеческих поступков, но и по адресу разныхиных явлений и предметов, называемых в таких случаях красивыми, прекрасными(при наличности притягательной эстетической эмоции) или некрасивыми,безобразными, гадкими (при наличности отталкивающей эстетической эмоции). Какотмечает Л.И. Петражицкий,  именно на сочетаниях разных представлений с этимиэмоциями покоятся так называемые правила приличия, правила доброго тона,обращения в обществе, элегантности. Эстетические эмоции восстают против грамматических,стилистических погрешностей в речи.
2) Этические эмоции (эмоции долга, обязанности)представляют для исследования природы нравственности и права гораздо большийинтерес. Этические эмоции переживаются человеком и управляют его поведением весьмачасто. Но, как и многие другие эмоции, они обыкновенно для субъекта незаметны,не поддаются различению и наблюдению, a во всяком случае ясному и отчетливомупознанию.
Л.И. Петражицкий отмечает,что этическим эмоциям присущи следующие свойства:
1. Этические эмоции отличаютсясвоеобразным мистическо-авторитетным характером, т.е. противостоятэмоциональным склонностям человека, его влечениям, аппетитам и т. п., как «импульсыс высшим ореолом и авторитетом, исходящие как бы из неведомого, отличного отнашего обыденного и, таинственного источника»[5].
Этот характер этическихэмоций, отражается по справедливому замечанию Л.И. Петражицкого в поэзии,мифологии, религии и т. п. в форме представлений о том, что на ряду с нашим я,имеется налицо еще какое то другое существо, противостоящее нашему я ипонукающее его к известному поведению, какой-то таинственный голос обращается кнам, говорит нам. К такому голосу можно отнести «совесть».
2. Этические эмоциипереживаются как внутренняя помеха свободе, как своеобразное препятствие длясвободного выбора и следования нашим склонностям, влечениям, целям и кактвердое и неуклонное давление в сторону того поведения, с представлением окотором сочетаются соответствующие эмоции.
Таких представленийсуществует несколько категорий:
1. Представленияобстоятельств, условий, от наличности коих зависит обязательность известногоповедения, напр., «если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати кнему и другую»; «в день священной субботы ты должен...» — представленияэтических условий или этически релевантных фактов.
2. Представления техиндивидов или классов людей (напр., родителей, детей и т. п.) или другихсуществ (напр., государств, городов и т. п.), от которых требуется известноеповедение — субъектные представления, представления субъектов долга,обязанности.
3. Представлениянормоустановительных, нормативных фактов, напр., «мы обязаны поступать так то, потомучто так написано в Евангелии, Уголовном кодексе, ...».  Этическиепереживания, содержащие в себе представления нормативных фактов, исоответственные обязанности и нормы Л. И. Петражицкий называет гетерономными,или позитивными, а осталъные — автономными или интуитивными. Таким образом,если кто-то себе приписывает обязанность помогать нуждающимся, вовремя платитьрабочим условленную заработную плату, независимо от каких-либо постороннихавторитетов, то здесь имеют место автономные, интуитивные этические суждения.Если же человек считает долгом помогать нуждающимся, «потому что так училСпаситель», или вовремя платить рабочим, потому что так сказано в законах», то данныеобязанности и нормы позитивны, гетерономны.
Л. И. Петражицкийвыделяет два вида этических эмоций: обязанность и норма, которыев свою очередь бывают:
1. нравственныеобязанности; 2. правовые или юридические обязанности.
Нравственнымиобязанностямиавтор называет такие обязанности, которые считаются свободными по отношению кдругим, по которым другим ничего не принадлежит, не причитается со стороныобязанных.
Правовыми или юридическими обязанностями считаются такиеобязанности, которые являются несвободными по отношению к другим, закрепленнымиза другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другойстороне, как нечто ей должное.
Охарактеризованным вышедвум видам обязанностей соответствуют две разновидности этических норм(императивов).
Нравственныминормами являютсяодносторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, которые устанавливают свободные по отношению к другим обязанности, авторитетнопредписывают нам известное поведение, но не дают другим никакого притязания наисполнение, никаких прав.  Таковы, например, нормы христианской этики,  согласнокоторой люди обязаны по отношению к ближним к весьма многому и даже трудноисполнимому, но притязаний на исполнение этого со стороны ближних нет и недолжно быть.
К правовым илиюридическим нормам правовед относит обязательно-притязательные,императивно-аттрибутивные нормы, которые, устанавливая обязанности для одних,закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что поэтим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим, как нечто имдолжное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное.
 
Понятие права и егоотличие от нравственности
 
Понятиеправа охватывает с позиции Л.И. Петражицкого:
1)все правовые нормы — императивно-атрибутивные нормы (т.н. объективное право),
2)все правовые обязанности — долги одних, активно закрепленные за другими (т.н. субъективноеправо).
Всвоем труде правовед много времени уделяет разграничению понятий права и нравственностии выделяет их отличительные признаки:
1)Нормы права и нормы нравственности представляются обременяющими, но тольконормы права могут быть наделяющими.
2)В нравственности имеются только односторонние обязанности, в праве — правоотношения,представляющие для одних обязанности, для других права.
3)Сознание правового долга, т. е. вместе с тем и права другого, оказывает болеесильное давление на поведение, вызывает более успешно соответствующееповедение, нежели сознание чисто нравственного долга, без права для другого.Таким образом, оказывая более сильное и решительное давление на поведение, чемнравственность, право тем самым оказывает и сильное воспитательное действие наиндивидуальную и массовую психику, чем нравственность.

Видыправа
 
Л.И.Петражицкий предлагал выделять больше видов права, чем современная емуюриспруденция.
1) Позитивноеправо
2) Интуитивноеправо
Соотношениеже позитивного и интуитивного права проявляется, по мнению автора, в трех областях:
1) сферадействия исключительно позитивного права (например, в распорядительной сферегосударства);
2) сферадействия исключительно интуитивного права (человек выполнял вследствиевозникшей двусторонней эмоции обязательства по отношению к другому человеку,которые не были зафиксированы ни в одной норме);
3) сферапараллельного существования и действия обоих видов права (сфера семьи).
Ставявопрос о соотношении позитивного и интуитивного права, Л.И. Петражицкий отмечал,что интуитивное право, если оно приобретает массовое распространение,устойчивость, может ограничивать позитивное право (законодательство). Если же интуитивноеправо проявляется достаточно редко, его значение и влияние на позитивное правоснижается.
Интуитивноеправо, как отмечал Петражицкий, содержит в себе тенденцию к позитивации. «Этимобъясняется отчасти инстинктивное, отчасти сознательное, но повсеместнозамечаемое стремление людей к выработке, признанию и уважению так называемогопозитивного права, права, определяемого по однообразным для всех внешнераспознаваемым признакам».
Л.И.Петражицкий выделял особый вид позитивного права — официальное право,к которому он относил нормативные акты, судебные решения. Автор называл официальноеправо самым эффективным видом права среди других разновидностей позитивногоправа.
Официальноеправо определяется Л.И. Петражицким как особый вид позитивного права,посредством которого государство влияет на эмоциональную сферу в прогрессивнуюсторону.
Ноесть также, по Петражицкому, и неофициальное право, появляющеесяво всех сферах жизни людей, где в их сознании возникаютимперативно-атрибутивные переживания. Получается, что в каждой обособленнойгруппе людей  формируется свое право наряду с официальным правом. В качествепримера неофициального права правовед приводит «детское право», складывающеесяв психике детей; «разбойное право», складывающееся в психике разбойников, ит.д.
Такимобразом, под неофициальным, интуитивным правом  понимается существованиетаких обязанностей в поведении тех или иных лиц, которые не регламентируютсянепосредственно нормативными актами государства.
Официальноеправо, по Петражицкому, представляет собой «совершенно микроскопическуювеличину» по сравнению с тем необъятным множеством жизненных ситуаций, которыерегулируются интуитивным правом. Л.И. Петражицкий приписывает интуитивномуправу как явлению весьма подвижному, живому, гибко реагирующему на запросывремени все более возрастающую роль в жизни общества.
Оченьактуальным представляется позиция автора о том, что для развития и процветанияобщества официальное право должно вобрать в себя прогрессивные положенияинтуитивного права, прежде всего, аксиомы интуитивного порядка, выраженные впонятии «справедливость».
Именно«сознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование иприменение права и является (мирно или революционно действующим) факторомсоздания, разрушения и изменения позитивного права» в ходе неизбежногоконфликта между позитивным правом и правом интуитивным. Отсюда следует вывод отом, что официальное право, нарушающее аксиомы интуитивного права, утрачиваетсправедливый и действенный характер и подлежит отмене.
 
Политика права какособая отрасль правоведения
 
Л.И.Петражицкий ввел понятие «политика права», которое актуально и посегодняшний день. Под политикой плана он понимал план постепенныхгосударственно-правовых реформ в сфере педагогики правовых эмоций, борьбу заправо, высокую юридическую культуру чиновников и простых граждан.
Цельполитики права — служить прогрессу и усовершенствованию правопорядка путемнаучной, методической и систематической разработки существующих проблем. Политикаправа – условие гармоничного развития общества.
Основнуюзадачу политики права правовед видел, прежде всего,  в устранении«злокачественных» видов как интуитивного, так и позитивного права путемформирования «внешних авторитетов» — нормативных фактов: норм, видовсоциального поведения. Нормативные факты должны воздействовать на психикуиндивидов для создания в обществе желательной системы эмоций (права),вызывающих, в свою очередь, надлежащее поведение.
Чрезвычайноважна одна из проблем, поставленная Петражицким при разработке идеи политикиправа — вопрос о правовом воспитании, о правовой педагогике. Л.И. Петражицкийвыдвинул принцип целостного формирования личности начиная с детского возраста.«Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание наразвитие в детях сильной и живой правовой психологии… Притом важно развитие,так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильногоуважения к ним, но точно так же и собственных воспитываемых прав и уважения к ним».
Л.И.Петражицкий уделял чрезвычайно важную роль семье в области правовоговоспитания: «Если в семье господствует правовой хаос, самодурство, произвол, вчастности, никто и ничто не внушает ребенку определенных и твердых правовыхпринципов, то и нет почвы для развития нормальной интуитивно-правовой психики,а получается состояние более или менее близкое к правовому идиотизму, иэвентуально, в будущем преступная психика и соответственное поведение».
Воспитаниепосредством подавления личности ребенка, при котором ему не выделяется хотя бымалая сфера его неприкосновенных прав, небезразлично по своим правовымрезультатам в будущем.
Такимобразом, идея создания политики права в работах Петражицкого, без сомнения,носит новаторский характер. Обоснование правовой политики как психологической июридической науки в тесной связи с правовой педагогикой открыло новые рубежи вразвитии этой дисциплины, в познании и использовании социальных функций права ине утратило своего значения и в наше время.
 

Список использованнойлитературы
 
1.        Грищенко Н. П. Психологическаятеория права Л.И. Петражицкого // Юридическая психология. 2008. №1.
2.        Машкович К.В.Правосознание и нравственность в психологической теории права Л.И. Петражицкого// История государства и права. 2007. №12.
3.        Нерсесянц В.С.История политических и правовых учений. М., 2005.
4.        Петражицкий Л.И. Теорияправа и государства в связи с теорией нравственности. Том 1, 2. С.-Петербург,1909. – Allpravo.Ru — 2005.// www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum4914/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационно-технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме
Реферат Международная обстановка накануне второй мировой войны
Реферат Образ Николая Ростова в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Реферат Ответы по кандидатскому минимуму
Реферат Жінки в житті та інтимній ліриці Івана Франка Се любов моя плаче так гірко...
Реферат Правосознание и правовая культура сотрудника ОВД
Реферат Идейно-политические процессы в древнекиевской Руси.
Реферат Фирма и формы предпринимательской деятельности
Реферат Accommodation in StPetersburg
Реферат Dreams Essay Research Paper Dreams why do
Реферат Heart Stroke Essay Research Paper How many
Реферат Понятие и сущность деятельности муниципальной службы в РФ
Реферат Денис Иванович Фонвизин «Недоросль» – краткое содержание
Реферат Вплив геополітичних факторів на інкорпорацію Закарпаття Чехословацькою державою
Реферат Анализ деятельности дошкольного учреждения за 2010- 2011 учебный год